Биографии писателей и поэтов

Очевидно, именно потому, что писатель обладал особенно ранимой, особенно возбудимой совестью. Его нравственные идеалы и культура чувств были столь высоки, что он воспринимал насилие, нарушение свободы как личную свою беду и переживал как незаслуженно нанесенную ему личную обиду, испытывая нестерпимо острую боль.

В этом духе он и начинает главное свое сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), подчеркивая, насколько лично, как человек, потрясен увиденным вокруг: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы... Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» .

Это стремление к сочувствию, состраданию сделало Радищева философом, гражданином и писателем. Оно определило и жанр сочинения - «путешествие», широко распространенный в сентиментализме. «Путешественник» может естественно обозреть все места, которые встречаются ему на пути, и от первого лица эмоционально приподнято рассказать о том, что он увидел и что поразило его воображение. Однако чувствительность Радищева по сравнению с сентименталистами и их вождем Карамзиным носила резко радикальный и социально конкретный характер.

Все главы книги - от «Софии» до «Спасской полести» - пронизаны одной идеей: в России закон спит и царит беззаконие. Это беззаконие противоречит всем «естественным законам», от природы данным человеку. Закон в стране не соблюдает никто - ни ямщики и мелкие чиновники, ни наместники и сановники. У русского человека нет «личной сохранности», «личной вольности», «собственности». Может быть, иначе обстояло бы дело при просвещенном государе? В главе «Спасская полесть» нарисована картина (вторая часть «сна»), в которой беззаконие не исчезает. Но, может быть, помогут частные меры и реформы или стихийные бунты крестьян? Радищев и на этот вопрос отвечает отрицательно. Он приходит к выводу, что все дело в монархии, в самом принципе единодержавного правления, а избавление от самодержавия относит к отдаленному будущему.

Пока существует самодержавие, всегда есть угроза, что оно непременно станет деспотией или тиранией. Екатерина II мыслила себя просвещенной императрицей, но каково при ней живется крепостному крестьянству и другому простому люду («Любани»)? Под «страданиями человечества» Радищев понимал участь крепостного крестьянства. Он был убежденным противником «рабства в России». Многие главы «Путешествия...» («Хотилов», «Зайцево», «Едрово», «Любани») проникнуты, с одной стороны, сочувствием к крестьянам, с другой - беспощадной критикой екатерининского царствования, в котором «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», одна треть представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных». Ужасающие и вопиющие картины произвола и беззакония, нарисованные Радищевым, должны были воздействовать на «естественные» чувства дворян и пробудить в них сострадание к обездоленным. Радищев надеялся, что социальный инстинкт внушит дворянам мысль о неизбежном возмездии со стороны народа. Поэтому писатель призывал дворян отказаться от сословных привилегий, употребить все свое влияние на восстановление «природного всех равенства». Именно этими качествами - повышенной эмоциональностью в обрисовке русской жизни и горячим желанием ее изменить - объясняется высокий дидактико-патетический стиль, свойственный « Путешествию...».

Объявление о продаже крепостных в газете «Московские ведомости». 1797 г.

Дворяне игнорировали «уроки» Пугачева и Радищева. Им были непонятны мысли писателя-философа, побуждавшие к интеллектуальному напряжению. Радищев не изменил своим убеждениям, и его писательское перо все более крепло. Один из его лирических шедевров «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?..» (1791), согретый глубоким личным чувством, лишен и учительной интонации, и проповеднического тона, и архаической лексики.

Не менее глубокой была элегия «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), в которой Радищев подводил трагический итог прошедшему блестящему веку Просвещения, сыном которого он был. Пушкин назвал эту элегию лучшим поэтическим произведением Радищева и восхищался «стихами, столь замечательными под его пером». «Вослед Радищеву» он славил свободу в оде «Вольность», поспорил с ним в «Путешествии из Москвы в Петербург». Мысли Радищева волновали Пушкина в течение его жизни, и это лучшее доказательство того, что критический писательский пафос писателя-сентименталиста 1 с течением времени не угас. Слово Радищева о свободе и «естественных правах» человека, о сочувствии ближним и соучастии к людям никогда не умрет, потому что оно входит в состав непреходящих нравственных ценностей всего человечества.

Вопросы и задания

  1. Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?
  2. За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?
  3. В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?
  4. Какими словами писатель выразил удивление и потрясение человека и гражданина увиденным во время путешествия («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
  5. Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и что ценил в них?
  6. Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.
  7. Что в диалоге с крестьянином («Любани») поразило автора «Путешествия...» и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую...»?
  8. Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все - от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии...».
  9. Какие произведения XVIII века Вы назвали бы великими и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?

1 Писатель-сентименталист главнейшей особенностью «человеческой природы» объявляет чувство. Определение сентиментализма см. во второй части учебника в «Кратком словаре литературоведческих терминов».

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - революционер, писатель, философ.
Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца Немцове. Грамоте его научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. В 1762 году Радищев был определен в петербургский Пажеский корпус, где учился до 1766 года. В 1766-1771 годах учился в Лейпцигском университете, где занимался на юридическом факультете, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками.
В декабре 1771 года Радищев был назначен протоколистом в Сенат. Первое его общественное выступление - перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории", в которой прославлялись гражданские добродетели, демократический характер государственных учреждений Древней Греции, содержались нападки на тиранов. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние".
В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове", в котором дал высокую оценку ученому и поэту, "исторгнутому из среды народный"; в 1782 году - "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего", посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I (работы Фальконе). В облике "медного всадника" Радищев увидел великого преобразователя, русского "плотника", "обновившего Россию". Он отметил и второй лик Петра - властного самодержца, который, укрепляя помещичье государство, "истребил последние признаки дикой вольности своего отечества".
В 1783 году Радищев закончил оду "Вольность" - первое революционное стихотворение о России, в котором славил революцию американского народа Вольность - "бесценный дар", "источник всех великих дел". "Препоной свободе" являются законы, создаваемые самодержавием, освящаемые церковью, утвердившие рабство Народ имеет право вернуть отнятую у него свободу и судить монарха - "злодея".
С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву". Весной 1790 года "Путешествие" было напечатано с помощью друзей в собственной маленькой типографии, в количестве 650 экземпляров.
Книга была конфискована, а Радищев арестован. Следствие по делу писателя, заключенного в Петропавловскую крепость в июне 1790 года, вела сама императрица с помощью обер-секретаря Тайной экспедиции. Смертная казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск; закованный в кандалы, Радищев был отправлен в Сибирь
Ни следствие, ни ссылки не сломили Радищева
Павел I в 1796 году разрешил писателю поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу Радищев получил лишь в марте 1801 года при Александре I Назначенный в Комиссию составления законов, он занимался подготовкой законодательных реформ Революционной энциклопедией русского просвещения была главная книга Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву", отличающееся широтой охвата русской действительности конца XVIII века и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Отношение автора к действительности определяется сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества, пафосом любви к родине и народу.
Большой художественной удачей является образ Путешественника в "Путешествии". Радищев проявляет пристальное внимание к его напряженной духовной жизни, но изображение "излучин" сердца героя не отторгает его от народной жизни, а делает "соучастником" тех, кто был "пленником в своем отечестве", ибо душа его "страданиями человечества уязвлена стала". Социальный характер эмоций - главное отличие нравственной жизни радищевского героя от героев сентиментального искусства. Путешественник не бежит из мира, его сердце открыто народному горю. В книге сплетаются судьбы личности и народа: человек, постигающий горести и радости встреченных крестьян, и народ в своем бедственном состоянии и во всем великолепии трудовой деятельности, человеческого достоинства и свободолюбия.
Естественной формой для такого произведения оказалось путешествие. Именно во время путешествия человек попадает на большую дорогу жизни, свободно происходят его встречи с людьми различных сословий, он естественно и просто знакомится с народом.
Достижения Радищева обогащали русскую художественную прозу, показывая не только зависимость человека от социальной среды, но и возможность его выступить против нее. Наиболее "художественно убедительных результатов писатель добился при изображении народа.
До революции 1905 года сочинения Радищева в России были запрещены. Однако это не помешало распространению "Путешествия" в рукописных списках сразу же после ареста автора. До сегодняшнего дня дошло около 70 списков. В 1858 году А. И. Герцен издал "Путешествие" в Лондоне.
Вопреки запретам самодержавия, сочинения Радищева - первого пророка и мученика - оказали большое влияние на развитие русской революционной мысли и литературы.

«Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789). Для того чтобы защищать свободу, нужно быть общественно активным человеком, способным, когда это необходимо, возглавить протест против деспотии. В «Житии Федора Васильевича Ушакова», сюжетом которого является биография друга его юности, Радищев создал образ такого выдающегося человека, отличавшегося «твердостью мыслей и вольным оных изречением», воодушевленного «негодованием на неправду».

Радищев, испытавший сильное влияние философии Просвещения, сделал из нее крайние и бескомпромиссные выводы. В его время почти все образованные люди читали произведения французских философов. Почему

бенно ранимой, особенно возбудимой совестью. Его нравственные идеалы и культура чувств были столь высоки, что он воспринимал насилие, нарушение свободы как личную свою беду и переживал как незаслуженно нанесенную ему личную обиду, испытывая нестерпимо острую боль.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

В этом духе он и начинает главное свое сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву», подчеркивая, насколько лично, как человек, потрясен увиденным вокруг: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взира-

но всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» .

Это стремление к сочувствию, состраданию сделало Радищева философом, гражданином и писателем. Оно определило и жанр сочинения - «путешествие», широко распространенный в сентиментализме. «Путешественник» может естественно обозреть все места, которые

встречаются ему на пути, и от первого лица эмоционально приподнято рассказать о том, что он увидел и что поразило его воображение. Однако чувствительность Радищева по сравнению с сентименталистами и их вождем Карамзиным носила резко радикальный и социально конкретный характер.

Все главы книги - от «Софии» до «Спасской полести» - пронизаны одной идеей: в России закон спит и царит беззаконие. Это беззаконие противоречит всем «естественным законам», от природы данным человеку. Закон в стране не соблюдает никто - ни ямщики и мелкие чиновники, ни наместники и сановники. У русского человека нет «личной сохранности», «личной вольности», «собственности». Может быть, иначе обстояло бы дело при просвещенном государе? В главе «Спасская полесть» нарисована картина (вторая часть «сна»), в которой беззаконие не исчезает. Но, может быть, помогут частные меры и реформы или стихийные бунты крестьян? Радищев и на этот вопрос отвечает отрицательно. Он приходит к выводу, что все дело в монархии, в самом принципе единодержавного правления, а избавление от самодержавия относит к отдаленному будущему.

Пока существует самодержавие, всегда есть угроза, что оно непременно станет деспотией или тиранией. Екатерина II мыслила себя просвещенной императрицей, но каково при ней живется крепостному крестьянству и другому простому люду («Любани»)? Под «страданиями человечества» Радищев понимал участь крепостного крестьянства. Он был убежденным противником «рабства в России». Многие главы «Путешествия...» («Хотилов», «Зайцево», «Едрово», «Любани») проникнуты, с одной стороны, сочувствием к крестьянам, с другой - беспощадной критикой екатерининского царствования, в котором «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», одна треть представляет собой «зверей алчных, пиявиц ненасытных».

Ужасающие и вопиющие картины произвола и беззакония, нарисованные Радищевым, должны были воздей-

Объявление о продаже крепостных в газете «Московские ведомости». 1797 г.

что социальный инстинкт внушит дворянам мысль о неизбежном возмездии со стороны народа. Поэтому писатель призывал дворян отказаться от сословных привилегий, употребить все свое влияние на восстановление «природного всех равенства». Именно этими качествами - повышенной эмоциональностью в обрисовке русской жизни и горячим желанием ее изменить - объясняется высокий дидактико-патетический стиль, свойственный « Путешествию...».

Дворяне игнорировали «уроки» Пугачева и Радищева. Им были непонятны мысли писателя-философа, побуждавшие к интеллектуальному напряжению. Радищев не изменил своим убеждениям, и его писательское перо все более крепло. Один из его лирических шедевров«Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?..» (1791), согретый глубоким личным чувством, лишен и учительной интонации, и проповеднического тона, и архаической лексики.

Не менее глубокой была элегия «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), в которой Радищев подводил трагический итог прошедшему блестящему веку Просвещения, сыном которого он был. Пушкин назвал эту элегию лучшим поэтическим произведением Радищева и восхищался «стихами, столь замечательными под его пером». «Вослед Радищеву» он славил свободу в оде «Вольность», поспорил с ним в «Путешествии из Москвы в Петербург». Мысли Радищева волновали Пушкина в течение его жизни, и это лучшее доказательство того, что критический писательский пафос писателя-сентимента-

листа1 с течением времени не угас. Слово Радищева о свободе и «естественных правах» человека, о сочувствии ближним и соучастии к людям никогда не умрет, потому что оно входит в состав непреходящих нравственных ценностей всего человечества.

1. Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?

2. За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?

3. В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?

4. Какими словами писатель выразил удивление и потрясение человека и гражданина увиденным во время путешествия («Путешествие из Петербурга в Москву»)?

5. Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и что ценил в них?

6. Познакомьтесь с текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», проанализируйте одну из глав (на выбор) или подготовьте к инсценированному чтению один из диалогов.

7. Что в диалоге с крестьянином («Любани») поразило автора «Путешествия...» и какие мысли вызвало впоследствии? О чем говорят слова крестьянина: «Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую...»?

8.Литературовед В. А. Западов пишет: «Все главы от «Софии» до «Спасской полести» объединяет сквозная тема закона и всеобщего беззакония. Беззаконие царит на всех ступенях общества; вопреки законам поступают все - от ямщика и мелкого чиновника до наместника и ближайших помощников государя». Найдите примеры этому в «Путешествии...».

9. Какие произведения XVIII века Вы назвали бы великими

и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?

1 Писатель-сентименталист главнейшей особенностью «человеческой природы» объявляет чувство. Определение сентиментализма см. во второй части учебника в «Кратком словаре литературоведческих терминов» на с. 342.

Николай Михайлович К А Р А М З И Н

По многосторонности дарований - поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка, журналист, общественный деятель - Н. М. Карамзин сродни Ломоносову и просветителям, подобным Вольтеру, Дидро, Руссо. Его влияние на русскую общественную мысль, русскую литературу и отечественную историю необыкновенно велико.

Н. М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в дворянской семье, под Симбирском. Его детство прошло в имении отца селе Знаменское, на берегах «священней-

и воспитание получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора И. М. Шадена (1775-1781) и в Московском университете, посещая лекции. Увлекаясь гуманитарными науками, Карамзин овладел несколькими древними и новыми языками. После окончания пансиона ему пришлось один год служить в Преображенском полку, квартировавшем в Петербурге, в 1784 году он вышел в отставку и с тех пор никогда и нигде не служил. Он целиком отдался литературной деятельности и стал одним из первых русских профессиональных литераторов.

Литературная деятельность писателя началась в 1783 году. Карамзин выпустил в свет свой перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога». После отставки он некоторое время жил в Симбирске, затем переехал в Москву. Здесь он попал в круг масонов (так назывались члены религиозно-этических обществ, которые исповедовали идеи нравственного самоусовершенствования; их собрания сопровождались особыми обрядами и были окружены тайной), сблизился с известным писа- телем-сатириком и журналистом Н. И. Новиковым (1785- 1789). Карамзин проникся идеями просветительства, человеколюбия и сердечности.

В круг его чтения входили французские просветители (Вольтер, Руссо), английские, немецкие (Ф. Шиллер,

Г. Лессинг) и швейцарские предромантики.

В эти годы Н. М. Карамзин опубликовал свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия» . Одним из значительных событий в его творческой судьбе стал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». К началу 1789 года Карамзин разочаровался в масонстве, считая, что нравственное совершенство человека достигается не моральными проповедями, а облагораживающим воздействием искусства на души людей. Разрыв с масонами побудил Карамзина отправиться в заграничное путешествие, которое длилось больше года (1789-1790).

Сначала Карамзин приехал в Петербург, оттуда отправился в карете через Нарву за границу. Он посетил Кенигсберг, где беседовал с Кантом, побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре, увидел Гёте, его собеседниками были немецкий историк Гердер и писатель Виланд. Затем он поехал в Эрфурт и во Франкфурт-на-Май- не, там его застала весть о взятии Бастилии в Париже - во Франции началась буржуазная революция. Карамзин выехал сначала в Швейцарию. В Женеве он встретился с известным якобинцем Жильбером Роммом. Затем он прибыл во Францию и из Лиона отправился в Париж,

а потом уехал в Лондон, откуда вернулся в Россию.

В Париже Карамзин несколько раз побывал в Национальном собрании, слышал речи Мирабо, Робеспьера и других деятелей революции. Политическая жизнь Фран-

ции проходила не только в Национальном собрании,но

и на площадях, в кафе и в театрах. Карамзин стал их ревностным посетителем, читал газеты, листовки, свел знакомства со многими политиками. Впечатление от Французской революции осталось одним из самых значительных до конца дней. Недаром Карамзин называл себя «республиканцем в душе».

В Англии Карамзина привлекла не политическая система, а цивилизация, т. е. повседневное облагороженное, комфортное устройство жизни.

Итогом путешествия стало знаменитое сочинение «Письма русского путешественника», оказавшее влияние не только на творческую деятельность Карамзина, но и на дальнейшее развитие русской литературы.

После возвращения в Россию Карамзин приступил к изданию «Московского журнала» (1791 -1792). Он собрал вокруг журнала талантливую молодежь и стремился привлечь к участию в нем известных литераторов - Державина и Дмитриева. С этого времени Карамзин становится во главе литературной молодежи. Он утверждает в жизни и в литературе принципы, которые надолго войдут в обиход и станут нравственными основами общественного поведения: благородная независимость мнений, отказ от безусловной поддержки официальной точки зрения, неугасимая вера в прогресс, достигаемый просвещением людей с помощью искусства, развивающего вкус, воспитывающего чувства и улучшающего душевные качества. И хотя программа перевоспитания «злых сердец» была утопичной, она сыграла свою положительную роль. Карамзин был убежден в том, что путь человечества един, что Россия должна идти той же дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы.

Для того чтобы это сделать, нужно, считал Карамзин, создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в двуедином принципе: «писать как говорят» и «говорить как пишут», т. е. письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный стать основой письменного, книжного языка. В конечном итоге литература должна быть очищена как от «высокопарности», «выспренности», отвлеченности, так и от грубой повсе-

дневности. Создание новой культуры мыслилось Карамзиным с помощью просвещенного вкуса, разумных понятий и чувств.

В целях обновления литературного языка Карамзин из трех стилей («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В этом состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным.

Теоретические взгляды писателя находили художественное оправдание в его произведениях, напечатанных в «Московском журнале» и принесших Карамзину всероссийскую славу,- «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.

«Бедная Лиза» (1792). Н. М. Карамзин был крупнейшим русским писателем-сентименталистом. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» положила начало русской прозе. В этой повести Карамзин ничего не пишет ни об императорах, императрицах, ни об империи, ни о просвещенном Разуме, ни о разумном устройстве мира или государства. Его героями становятся простые люди: крестьянка Лиза, дворянин Эраст, мать Лизы и повествователь, который не равен автору - Карамзину. События, развернувшиеся в повести, просты и драматичны.

Карамзин написал печальную, но совсем не безнадежную повесть. Его моральные ценности восходят к таким человеческим и Божеским истинам, которые с точки зрения сентиментализма перекрывают земные. Одна из этих несомненных ценностей - чувствительность, дар природы и Бога. Без чувствительности и слез нет души, без души нет человека. Прелесть героев в том, что они, пусть на время, были чувствительны, в том, что их души цвели. Наконец, чувствительность ожила в них в предсмертные часы: Лиза вспомнила о матери, Эраст раскаялся. Рассказчик надеется, что проявленная ими

в земном мире, все-таки существует на небесах. Тут заключено глубокое противоречие между природной, естественной и приобретенной, искусственной сторонами души, между чувствительной натурой и недостаточно чувстви-

тельным, грубым ее окружением. На земле чувствительность часто становится причиной счастливых минут и одновременно причиной несчастий и трагедий. Это происходит потому, что она хрупка, слаба, что люди не развивают ее и остаются недостаточно чувствительными. Но непросвещенность чувств не отменяет их ценности. Истории, подобные рассказанной в повести «Бедная Лиза», воспитывают сердце, просвещают его чувствительными картинами, дают утонченное наслаждение сострадать родной душе, радоваться за свою бескорыстную способность быть человеком. «Ах! - восклицал рассказчик.- Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».

Уже на примере «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» можно увидеть, что Карамзин обратился к жанрам, которые были в классицизме на втором и даже на третьем плане: «путешествие», «полусправедливая повесть». То же можно сказать и о лирических и лиро-эпических жанрах. У Карамзина на первом плане оказались элегии, послания, баллады. Иным был и герой повестей: обыкновенный частный человек, а не самодержцы, полководцы, вельможи и сановники. Но в этих произведениях поднимались очень важные вопросы о природе человеческого чувства, о моральном равенстве людей. Эта литература изменяла критерии ценности человека, которые зависели не от власти, не от богатства, не от сословной принадлежности, а от способности сочувствовать, сопереживать другим людям, от сердечной чувствительности и душевной тонкости. Признаком самой литературы стало изящество слога, достигаемое с помощью художественного вкуса и проверяемое им. Всем этим литература приближалась к жизни, но при этом жизнь заметно облагораживалась. Карамзин мечтал о том, чтобы каждый человек (крестьянин или светская дама) умел хорошо говорить и писать по-рус- ски, мог усвоить европейскую культуру в быту и в повседневном поведении, чтобы культурные навыки превратились в привычки и стали уделом всех.

После прекращения выпуска «Московского журнала» Карамзин уехал в село Знаменское и временами приез-

жал в Москву. В эти годы (1794-1795) он издал два тома альманаха « А г л а я » , две части повестей под названием «Мои безделки», несколько переводов с французского и повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Афинская жизнь». В этих произведениях писатель ослабляет сюжетность, окутывает действие атмосферой таинственности, приближает язык прозы к языку лирики.

В лирике происходит обратный процесс: лирика приближается к изящной прозе, в ней ценится простота выражения, слога.

Смерть Екатерины II и воцарение Павла I (1796) вселяют в Карамзина надежды на ограничение деспотизма, смягчение цензуры, содействие просвещению. Однако писатель ошибся: ни внешняя, ни внутренняя политика России его не удовлетворила. В эти годы (1796-1801) Карамзин выпустил три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия» и другие сочинения. Для того чтобы приблизить Россию к Европе, Карамзин издал «Пантеон иностранной словесности», ставший большим культурным событием в павловское время. Важным итогом творчества была реформа Карамзина в области литературного языка.

Личная судьба Карамзина к этому времени сложилась не совсем удачно: он был одинок, потому что его друзья не были рядом. Женитьба на Е. И. Протасовой не принесла успокоения: через год жена Карамзина скончалась и на его руках осталась дочь София. Многочисленные враги писали на Карамзина доносы.

Смерть Павла I и вступление на русский престол Александра I снова всколыхнули оптимистические чувства Карамзина, и он вернулся к активной литературной деятельности, снова издавая «Московский журнал», «Мои безделки», предпринял издание «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями», выпустил собрание своих сочинений в восьми томах. Главным делом Карамзина в эти годы (1801 -1803) стал выход журнала «Вестник Европы». В нем печатались переводные сочинения, но Карамзин сумел так отобрать их и внести в них такие изменения, что они в совокупности выражали продуманную программу самого издателя.

Александр Николаевич Радищев - русский писатель, поэт, философ - появился на свет 31 августа (20 августа по ст. ст.) 1749 г. в Москве, был сыном крупного землевладельца-помещика. Именно в его подмосковном имении, с. Немцово, прошло детство Радищева; некоторое время он жил в Верхнем Аблязове. Домашнее образование, полученное мальчиком, было прекрасным, а в Москве, где он оказался в 7-летнем возрасте, Саша имел возможность заниматься с детьми родного дяди А.М. Аргамакова, который несколько лет был директором недавно открытого Московского университета. Здесь с Александром и его двоюродными братьями занимались профессора и преподаватели из гимназии при университете, а лично мальчиком занимался гувернер-француз, спасавшийся от преследования своего правительства бывший советник парламента. Поэтому, не посещая учебного заведения, будущий знаменитый писатель, вероятнее всего, прошел если не всю программу гимназического курса, то, по крайней мере, частично.

В 13-летнем возрасте Радищев становится воспитанником привилегированного учебного заведения - Пажеского корпуса, где он учился до 1766 г., после чего оказался среди 13 молодых дворян, которых отправили в Лейпцигский университет учиться на юриста. Помимо права, Радищев занимался литературой, медициной, естественными науками, изучил несколько иностранных языков. Мировоззрение молодого Радищева во многом формировалось под влиянием трудов Гельвеция и других французских просветителей-энциклопедистов.

По возвращении в Петербург в 1771 г. Радищева назначили работать в сенат протоколистом. На протяжении 1773-1775 гг. он служил в штабе Финляндской дивизии обер-аудитором, благодаря чему имел возможность узнать не понаслышке о лозунгах, провозглашенных Пугачевым (как раз шло его восстание), познакомиться с приказами военного ведомства, делами солдат и т.д., что наложило заметный отпечаток на его идейное развитие. Вскоре он вышел в отставку, хотя и относился к своим обязанностям добросовестно.

С 1777 г. Радищев служит в Коммерц-колегии, возглавляемой А. Воронцовым, негативно относившимся к политике Екатерины II. Либеральный чиновник сделал его своим приближенным, и в 1780 г. благодаря его рекомендации Радищев стал работать в Петербургской таможне; будучи государственным служащим, он в 80-ых гг. поддерживал просветителей Новикова, Кречетова, Фонвизина. Параллельно Радищев выступает как писатель: так, в 1770 г. появляется его философская статья «Слово о Ломоносове», в 1783 г. - ода «Вольность». Радищев являлся членом организованного в 1784 г. в Санкт-Петербурге «Общества друзей словесных наук», в которое входили бывшие студенты университета.

С 1790 г. Радищев работал директором таможни, в конце 90-ых гг. увидело свет главное произведение в творческой биографии Радищева - философско-публицистическая повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», обличавшая существовавшую в то время социально-политическую систему крепостничества, сочувственно изображавшая жизнь простого народа. Книгу сразу конфисковали, а спустя 3 недели после ее опубликования было начато следствие под личным контролем самой императрицы. Вошли в историю слова Екатерины II о том, что Радищев - бунтовщик хуже Пугачева. Автор крамольной книги был приговорен к смертной казни, но по велению императрицы наказание было заменено 10 годами ссылки в далекий острог в Сибири.

В годы ссылки Радищев не бездействовал: исполняя поручения А. Воронцова, занимался изучением экономики края, народных промыслов, крестьянского быта. Также им был написан ряд произведений, в частности, философская работа «О человеке, о его смертности и бессмертии». Занявший престол Павел I в 1796 г. выдал разрешение Радищеву под строгим полицейским надзором жить в Немцово, собственном имении. Истинную свободу он приобрел только при Александре I.

В марте 1801 г. этот император привлек Радищева к работе комиссии по составлению законов, однако и на новой должности Радищев предлагал отменить крепостное право, сословные привилегии. Возглавлявший работу комиссии граф Завадовский поставил зарвавшегося служащего на место, намекнув ему о новой ссылке. Находясь в сильном душевном смятении, Радищев 24 сентября (12 сентября по ст. ст.) 1802 г. принял яд и лишил себя жизни. Существуют и другие версии его смерти: туберкулез и несчастный случай, связанный с тем, что писатель по ошибке выпил стакан царской водки. Где находится могила Александра Николаевича, неизвестно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!