Биологический фактор формирования личности. Биологические и социальные факторы развития ребенка

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

· биологические факторы - прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

· основные социальные факторы - труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек - продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под егобиологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.



Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни - духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений - магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами - мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия - цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке - это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми - в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это - только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Проблема антропосоциогенеза. Бурное развитие современной науки, появление новых отраслей и методов исследования, фактов и гипотез ведут к известному дроблению проблемы, но это в свою очередь, обостряет потребность их обобщения и интеграции на философском уровне. По мнению ряда специалистов, одним из аспектов этой целостности выступает диалектическая связь основных взаимодействующих компонентов процесса антропосоциогенеза: экологического (внешнеприродного), антропологического (анатомо-морфологического) и социального . Связующим звеном первых двух компонентов является главным образом перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а антропологического и социального фактора – формирующиеся труд, сознание и речь.

Важнейшая черта антропосоциогенеза – его комплексный характер . Поэтому принципиально неверно было бы утверждать, что сначала «возник труд», «потом» – общество, а «еще позднее» – язык, мышление и сознание.

Различные школы, признавая роль труда, отводят ему различное место в процессе становления человека, но даже если признавать труд в качестве центрального антропогенетического фактора, это значит лишь, что в связи с ним формируются и членораздельная речь, и общежитие, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис , превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д. Так, например, есть свидетельства, что производство простейших орудий началось на 1 – 1,5 млн. лет раньше, чем появилась речь и мышление. Долгое время оно развивалось в «животной форме», т.е. внутри стада гоминидов, еще не похожего на человеческое сообщество. Однако, вероятно, было бы неправомерным приписывать подобному производству непосредственную социотворческую функцию. Оно лишь создавало объективную потребность в обществе, которая не могла быть реализована без помощи языка, простейших культурно-нравственных норм и развивающегося категориального мышления.

Советский психолог А.С. Выготский показал, что язык, понимаемый в узком смысле как специализированная информационно-знаковая деятельность (речь), с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, с другой – сам обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметы и смыслы, а участвует в создании предметной среды и социального единства людей. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов – называние – был священным, ритуальным действием, сплачивавшим участников, тем самым способствуя созданию социальности. Кроме того, с помощью называния внешняя среда расчленялась впервые на роды практически значимых предметов, выделялись такие важнейшие практические категории как жилище, одежда, утварь и т.д. А это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном смысле слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Огромную роль в процессе антропосоциогенеза сыграло и радикальное изменение системы брачных отношений . Существуют разительные различия в воспроизводстве между животным стадом и простейшей формой человеческого сообщества – первобытнородовой общиной. Стадо основывается на эндогамии, которая серьезно ограничивает для своих членов возможность выбора брачных партнеров среди представителей других стад. В итоге потомство воспроизводится благодаря близкородственным половым отношениям. Община же основывается на принципах агамии (исключения близкородственных брачных контактов) и экзогамии. Причины перехода к экзогамии пока не ясны. Одна из гипотез, выдвинутая антропологами-генетиками указывает на возможность мощных мутаций, вызванных, скорее всего, усилением радиационного воздействия, т. к. стадо с достаточно ограниченным генофондом наиболее чувствительно к мутагенным факторам (мутации у стадных животных обычно ведут к самым пагубным последствиям). Есть также основания допустить, что ближайшим побуждением к экзогамии явилась потребность во внутристадном мире . Чтобы положить конец убийственной, орудийно-вооруженной половой конкуренции самцов, надо было сделать «гарем самок» ничейным, т.е. наложить запрет на все половые связи внутри своей группы (закрепляли это тотемистические культы). В итоге брачные связи переставали быть средством воспроизведения стадновидовой общности и подчинялись определенному социокупьтурному порядку, хотя и представленному иррационально.

Табу на близкородственные связи – один из первых нравственно-социальных запретов, возникших в древности и сохранивших свое значение до сих пор. Нравственно-социальные запреты существенно отличаются от стадных инстинктов любой степени сложности: они касаются всех членов родовой общины, тогда как в стаде запреты существуют лишь для слабейших особей; они несводимы к инстинкту самосохранения, диктуя человеку поступки, подчас индивидуально вредные; за нарушением запрета следует неизбежная кара (община отворачивается от преступника, изгоняет его из племени и т.д.). Уже в древнейших сообществах известны такие нравственно-социальные требования как запрет на кровосмесительство, на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его приспособленности к жизни. Эти требования существенно отличаются от развитой морали, но сохраняют свое значение до сих пор, образуя тот фундамент, на котором создается все многообразие моральных ценностей и норм.

Развитие морального сознания человечества – это одновременно и преемственность в отношении простейших нравственных требований, и преодоление их ограниченного смысла. Таким образом, в ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию.

Социально-нравственное единство общины и производственно-хозяйственная кооперация открыли возможности осмысленной работы при строгой коллективной дисциплине и преданности общине. В процессе трудовой деятельности уже формировались воля и конструктивные способности людей, их интеллект и воображение, росло многообразие отношений к окружающей природе и друг к другу. Свидетельством этого так называемая «неолитическая революция» – переход от собирательства и охоты к производственному жизнеобеспечению (земледелию, скотоводству, ремеслу). В течение нескольких тысячелетий люди овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, перешли от кочевого к оседлому образу жизни. Сложились крупные племенные союзы, начались обширные миграции и т.д. «Неолитическая революция» впервые обнаружила ускоряющийся производственно-технический прогресс, который после никогда уже не прекращался.

· человек изначально деятелен и его свойства тесно связаны с развитием предметной деятельности;

· человек отделенный от общества (других людей, от человеческих орудий, знаний и навыков) оказывается абсолютно беспомощным. Лишь в качестве члена общества человек защищен от стихийных сил природы;

· человека отличает надбиологический, надинстинктивный, сознательно-волевой характер жизнедеятельности.

Мы знаем, что в человеке заложено две программы – инстинктивная и социально-культурная. По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Существование животных определяется инстинктами и они не способны выйти за пределы своих инстинктов. Человек же утратил свою первоначальную родину – природу. Социальность, культурные стандарты диктуют ему иные образцы поведения. Развитие культуры позволило человеку преодолеть голос инстинктов и выработать уникальную систему ориентиров, внеприродных по своему существу. Вот почему как считают многие советские философы, инстинкты в человеке ослаблены. Они вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами, «окультурены». Но новейшие исследования показывают, что слабая выраженность инстинктов вызвана не развертыванием социальности (во всяком случае, предок человека обладал «приглушенными» неразвитыми инстинктами, в этом проявлялась его ущербность как биологического существа). В.М Вильчек предложил оригинальную версию антропогенеза, суть которой в том, что человек как биологическое существо был обречен на вымирание, т. к. инстинкты в нем были слабо развиты еще до появления социальной истории.

Однако природа способна предложить каждому живому виду множество шансов, для человека таким шансом стало свойство бессознательно подражать животным. Превращаясь то в одно, то в другое существо человек в результате не только устоял, но постепенно выработал систему ориентиров, которые надстраивались над инстинктами, по-своему дополняя их. Дефект постепенно превращался в достоинство, в оригинальное средство приспособления к окружающей среде.

Уникальность человека, считают многие авторы, в частности П.С. Гуревич, лежит вовсе не в том, что он является самым совершенным биологическим творением (мы только что говорили об обратном), а в проблеме соотношения рациональных и эмоциональных сфер человеческой психики.

В истории философии, как мы видели, человека рассматривают не только по аналогии с животным, но и посредством уподобления его с машиной. По существу, речь идет о том, чтобы выяснить, как соотносится в человеке интеллектуальное и телесное. В современной философской и социологической литературе просматривается попытка связать данные палеоантропологии с новейшей информационной наукой. Так, в статье японского ученого И. Масуды отмечается, что человек только тогда отдалился от животного, когда он обрел интеллект. По его мнению, развитие лобной доли, сложный речевой орган и необычайное владение пальцами, – вот те антропологические признаки, которые характеризуют современного человека. Эти качества подсказывают аналогию с компьютером. Оригинальные свойства человеческого ума, как полагает автор, создали известную «сращенностъ» генетической эволюции и культурной истории. Человеческие гены воздействуют на формирование разума. Тот, в свою очередь, позволяет задуматься над человеческой природой и видоизменить ее. Здесь на первый план выдвигается интеллект. Но возникает вопрос: разве человек – только интеллектуальная машина? Куда же тогда отнести его способность страдать, проявлять благородство, достоинство и т.д.? Выделяя дар сознания не только в качестве главенствующего, но и всеисчерпывающего, мы, по существу, стираем иные, сугубо человеческие свойства (это оспаривал еще и Августин Блаженный). В экзистенциально-феноменологической традиции разум не рассматривается в качестве единственного признака человека, выражения его своеобразия и незаменимости.

Сферой специфически человеческого здесь выступает необозримое пространство субъективности. Человек преодолевает свою природу через самые неожиданные присущие ему задатки (например, способность к фантазии). «Несомненно, сила воображения относится к основным способностям человеческой души, – отмечает феноменолог Е. Фиккона проявляется в ночном сновидении, в полуосознанной дневной грезе, в представляемых влечениях нашей инстинктивной жизни, в изобретательности беседы, в многочисленных ожиданиях, которые сопровождают и обгоняют, прокладывая ему путь, процесс нашего восприятия». Рассматривая основные экзистенциальные феномены, Е. Фиккона приходит к убеждению, что человек не обладает твердо фиксируемой сущностью, т.е. трудно выделить такое человеческое качество, которое являясь каким-то задатком, выражает всю меру его самобытности. Отсюда возникает загадка; может быть, уникальность человека вообще не связана с самой человеческой природой, а проступает в нестандартных формах его бытия очевидно, существо вопроса не в том, что человек обладает неразвитыми инстинктами, ущербной телесностью или интеллектом, а в особенном сплетении этих качеств. Между человеком и реальностью возникло огромное пространство символов и смыслов, которое мы называем культурой, т. к. она является той сферой, где раскрывается творческий потенциал человека. «Культура – это специфика человеческой деятельности, – пишет А. де Бенуа, – то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом связана с сущностью человека, является частью определения человека как такового». Таким образом, поиск уникальности человека в сфере его бытия может оказаться более продуктивным, нежели стремление отыскать главенствующую черту его природы.

Движущими силами формирования личности яв­ляются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития челове­ка.

Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим яв­ляется наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо . Она пре­допределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества , передаваемые детям родителя­ми : цвет волос, внешний облик, свойства нервной сис­темы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты . Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависи­мости от социальных условий жизни человека . Носи­тели наследственности – молекулы ДНК, гены – тон­ко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру , что вызывает физические и психические на­рушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на рабо­те , приводящая к нервным расстройствам и потрясе­ниям, также оказывает вредное влияние на потомство . Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплек­се его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования челове­ка относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения . Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей , вни­манием и заботой их друг о друге. В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризнича­ет, пассивен. Одной из причин того или иного поведе­ния ребенка может быть характер внутриутробного развития .

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье . Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укреплять­ся, он с удовольствием и радостью будет играть, зани­маться.

В группе биологических факторов следует выде­лить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы , особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата . Структур­но-функциональные свойства высшей нервной дея­тельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Биологические факторы развития личности

Предмет: процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности.

Задачи: определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья.

1. Закономерности развития личности. Общая характеристика;

2. Условия и факторы формирования личности;

3. Влияние наследственности на развитие личности;

4. Гендерные особенности развития;

5. Краткие выводы по теме;

6. Библиография.

2. Закономерности развития личности. Общая характеристика

Развитие - категория более общая по отношению к воспитанию. Развитие определяется как процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития -- становление человека как биологического вида, социального и духовного существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие находит выражение в психическом, интеллектуальном росте, социализации человека. Духовное развитие связано с воспитанием духовности, нравственности, формированием этических ценностей. Если уровень развития сознания и самосознания человека-- позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Понятие личность в отличие от понятия человек -- социальная характеристика указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность, человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей-с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем воспитанием. Развитие человека -- очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Человек меняется духовно и физически в течение всей жизни, но особенно интенсивно -- в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямому поступательному движению от низшего уровня к высшему. Характерная особенность этого процесса диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Движущая сила развития борьба противоречий. Противоречия -- это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают самостоятельно как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные, характерные для отдельного человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий -- расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. «Хочу» - «Могу», «знаю» - «не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» - «нет» -это типичные пары, выражающие наши постоянные противоречия. Но далеко не все люди достигают духовных вершин. Многие прозябают на задворках существования, даже не пытаясь понять, что и почему с ними происходит. Назначение воспитания в том и состоит, чтобы мобилизовать силы человека для духовного роста и самосовершенствования. Таким образом, если развитие - это не простое накопление количественных и качественных изменений в организме человека под влиянием многочисленных факторов, а прежде всего духовное возвеличивание человека, то педагогика должна искать активного влияния на этот процесс.

2. Условия и факторы формирования личности

Впервые факторы формирования человека становятся предметом философско-педагогических исследований в XVII в. В это время зарождается научная педагогика, основоположником которой был Я.А. Коменский. Он исходил из идеи природного равенства людей и наличия у них природных дарований, нуждающихся в развитии. Воспитание и образование, по Коменскому, как раз и должны способствовать совершенствованию человеческой природы. Многоаспектность и сложность проблемы факторов развития личности попытался осмыслить Дж.Локк. В своем философско-педагогическом сочинении «Об управлении разумом» он признавал наличие различных природных способностей у людей. Важнейшими средствами их развития он считал упражнение и опыт. «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, -- писал по этому поводу Локк, - но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем--либо и вести нас к совершенству». Философ полагал, что даже такие преимущества, как природные дарования, в большей части являются продуктом упражнения и практики, а различия в разуме и способностях людей обусловлены не столько природными задатками, сколько приобретенными привычками. Одним из определяющих факторов человеческого совершенствования Локк признавал воспитание: «Я думаю, что в отношении природных дарований люди во все времена были одинаковы. Мода, обучение и воспитание вносили значительные различия в разные периоды существования разных стран и создавали большие различия в отношении искусств и наук между поколениями». Традиционное воспитание не выполняет своих функций и направлено, скорее, на унижение человека, умаление достоинства его природы. Истинное обучение и воспитание, по мнению Локка, должно упражнять ум.

Значение социальной среды как фактора формирования личности подчеркивал Д. Толанд. По его мнению, ни один человек не может ни хорошо, ни счастливо, ни вообще жить без помощи и содействия других людей. Толанд верил в могущественность образования и воспитания и предлагал предоставить всем людям одинаковые возможности для образования, путешествий, общения. Французский философ Ж.О. Ламетри полагал, что факторами, влияющими на формирование человека, являются его природная организация, среда обитания (климат), а также социальная среда и воспитание. При этом определяющее значение в человеческом становлении принадлежит природе. «Мы получаем ценные качества только благодаря ей, - писал Ламетри, - мы обязаны ей всем, что мы из себя представляем».

Ж.-Ж. Руссо выделял три основных фактора формирования личности: природа, люди и окружающие вещи. Природа развивает способности и чувства ребенка, люди учат, как ими пользоваться, а окружающие вещи способствуют обогащению опыта. Определяющим фактором философ считал природную организацию. Разнообразие умов и дарований создано самой природой, и поэтому не следует изменять характер ребенка или подавлять его природные качества. Их надлежит развивать как можно более. Руссо был противником принуждения по отношению к ребенку, дабы не мешать саморазвитию его природных способностей. Управлять поведением детей он предлагает при помощи «ига необходимости», которое более жестко и неумолимо, чем внешние правила поведения. Главное предназначение воспитания состоит в том, чтобы следовать за саморазвитием детской природы, а высшее искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком. Руссо отрицательно относится к возможностям культуры и общества в формировании человека, так как это искусственные образования, способные извратить человеческую природу. Вольтер в разрешении проблемы факторов формирования личности не был оригинален и считал, что человека формирует воспитание, примеры, правительство, под власть которого он попадает, и, наконец, случай. Однако это не помешало философу родить афоризм: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах». Конечно, он не сбрасывал со счетов и влияние предрасположенности души, зависящей от органов тела. Склад нашей души, а не наше положение, как утверждал Вольтер, делает человека счастливым. Вопрос о факторах формирования личности занимал и И.Канта. выдающийся немецкий философ исходил из того, что важнейший из этих факторов - воспитание, необходимость которого обусловлена тем, что от природы человек не является добродетельным и имеет лишь задатки совершенного существа. Следовательно, совершенство и добродетель нужно воспитывать. Говоря о воспитании, Кант учитывал некую раздвоенность человека, принадлежащего одновременно к чувственно воспринимаемому (феноменальному) миру и к миру «вещей сама по себе» (ноуменальному). Принадлежность к первому миру делает его игрушкой внешней причинности, т.е. законов природы и установлений общества, принадлежность ко второму обеспечивает его свободу. Задача воспитания состоит в формировании человека, который бы в своей жизни руководствовался не соображениями внешнего порядка, а долгом. Именно поэтому Кант в качестве меры воспитания определяет не сравнение воспитанника с другим человеком, а сравнение с идеей, каким должен быть человек.

Таковы мнения лучших европейских умов об условиях и факторах, определяющих развитие и формирование человека. Философы более позднего времени лишь уточняли основные мысли своих великих предшественников, иллюстрировали их многочисленными и часто весьма остроумными примерами. В итоге мировая философия пришла к выводу, что главными факторами, определяющими развитие человека, являются природная организация и воспитание. О влиянии на этот процесс общества, среды в широком понимании, климата, правительства, политики мнения разделились. Уже в Новейшее время многие философы стали обращать внимание на то, что многое зависит от активности самого человека, от объема и характера выполняемой им деятельности, направленной на самоформирование, воспитание самого себя. Продолжая изучение человеческого развития в ХIХ -- ХХ вв., исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г.С. Костюк, С.П. Рубинштейн, А.Р. Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, И. Шванцара. Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему разные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся генетические свойства организма. Внешние условия -- это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внутреннего и внешнего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития. Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером. Согласно этому закону онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида). Имеются в виду те повторения основных стадий развития вида, которые наблюдаются в развитии зародыша. Некоторые психологи и педагоги пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека. Действительно, то, что человек в индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Однако это не означает, что сокращенное повторение присуще всем признакам организма (есть признаки, которые возникают вследствие приспособления его к условиям жизни), а поэтому трактовать сложнейший процесс человеческого становления как простое «копирование» развития предков не совсем корректно. Такая формулировка закона неверна именно по причине расширительного, произвольного и упрощенного истолкования фактов.

3. Влияние наследственности на развитие личности

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов: наследственности, среды и воспитания. Следующая схема иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

Врожденные + унаследованные предрасположения

Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний - среды и воспитания. Взаимодействие этих факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершины С 1 или С 2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развиваются как средой, так и воспитанием (треугольник АВС 3 ). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Природное (биологическое) в человеке это то, что связывает его с предками, а через них со всем живым миром. Отражение биологического -- наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных признаков и особенностей. Носители наследственности - гены (от греч. «рождающий»).Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, однако использовать эти данные для управления развитием и формированием человека пока не представляется возможным. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки, в частности особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус--фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. К детерминированным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) также могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей. Переменная, или вариативная, часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы открыты для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение таких главных проблем, как наследование интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств. Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети: готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков- потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки реализуются или нет в зависимости от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант - зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной человеческой деятельности.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-гуманисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н.П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. Многие педагоги, опираясь на новейшие исследования, считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод, что человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными, улучшения человека через генетику не достигается. Лишь воспитание способно постепенно его облагородить. Понимание особенностей наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявления различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека. В определении специальных задатков между представителями различных педагогических систем нет особых разногласий.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задаткам и, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в избранной области деятельности. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие. Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой он активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик Н.П. Дубинин. Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением советской педагогики долгое время было утверждение о том, что эти качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Вместе с тем в западной педагогике распространено утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (Павлов И.П.), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так делается вывод, что и поведение животных и человеческое поведение, в ряде случаев инстинктивно, рефлекторно, основывается не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Многие отечественные ученые в последнее время все более определенно поддерживают мнение о генной обусловленности социального поведения.

Человек как биологический вид подвергается очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно веское доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой сущности. Изменение вида человека может произойти лишь тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные попытки - благо или зло, к чему они могут привести сейчас трудно предположить. Почему одни люди свершают преступления, а другие нет? Этот вопрос давно волнует человечество. Еще в 70--х гг. ХIХ в. врач одной из итальянских тюрем Чезаре Ломброзо на основе своих исследований заявил, что преступниками не становятся, а рождаются. Неблагоприятная наследственность -- вот основная причина преступного поведения. Прирожденного преступника легко отличить от остальных людей уже по внешнему виду. У него сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей и т.п. Люди с преступными наклонностями не чувствительны к боли, у них чрезвычайно острое зрение, они ленивы, склонны к оргиям, их неодолимо влечет к совершению зла ради самого зла. Им присуще желание не только лишить жизни свою жертву, но и изуродовать труп, терзать тело жертвы, упиться ее кровью. Ч. Ломброзо разработал детальную таблицу признаков "врожденного преступника", которую настоятельно советовал использовать. Путем обследований и измерений физических особенностей подозреваемых решается, с прирожденным преступником или нет столкнулось правосудие. Прирожденного преступника следует "измерить, взвесить и повесить", остальных можно перевоспитывать. Основой теории Ломброзо послужило положение о том, что в сфере социальной жизни, как и в природе, действует принцип "выживания наиболее приспособленных". Если он вереи, то значит, общество бессильно искоренить преступность. Оно не в состоянии повлиять на генную наследственность преступника и изменить его поведение. Между тем успехи генной инженерии уже позволяют исправлять некоторые нарушения в генной программе человека, но дойдет ли дело до реконструкции "генов преступности", пока неизвестно.

4. Гендерные особенности развития

Зависят ли развитие, воспитание, формирование людей от пола? Одинаково ли развиваются девочки и мальчики? Нужно ли их учить и готовить к жизни по однотипным программам? Ответы на эти вопросы в педагогике известны. Сегодня женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами права и свободы, поэтому любые не то, что действия, даже разговоры на тему дифференциации развития по половому признаку могут быть расценены как дискриминационные со всеми вытекающими последствиями. До сих пор многие считают, что гендерные различия в развитии и формировании если и имеются, то совсем незначительные, и в практическом процессе на них не следует обращать внимания. В 1980-х гг. гендерные различия привлекали внимание генетиков, психологов, философов, социологов, но почти не интересовали педагогов. В пылу дискуссий о проблемах качества образования и воспитания, его содержания, технологий, оценки качества забыли об ученике как существе определенного пола. Между тем, различий между полами достаточно. Об этом свидетельствуют работы Ж.Пиарже, К.Хорни, Л.Виткин, И.С. Кона, Н.Ю. Ерофеевой и многих других исследователей.

Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что мальчиков и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по-разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли.

Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования, посмотреть, насколько целесообразны, оправданным и соответствующим природе является предложенное нашей «бесполой» школой педагогическое влияние.

Общие видовые характеристики.

ь Генетические программы мужчины и женщины отличаются между собой. Очевидные физиологические различие обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов.

ь Зрение. Женщины ярче воспринимают цвета. Женский глаз по сравнению с мужским имеет большую площадь белка, что обеспечивает ему большую возможность воспринимать и отправлять сигналы. Женщины способны охватить взглядом сектор в 45 ° со всех сторон: слева, справа, вверху, внизу. У мужчин «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними. В связи с этим проводить наглядное обучение мальчиков и девочек с помощью одинаковых средств нерационально.

ь Слух. Программы слуха у женщин функционируют лучше, чем у мужчин, и настроены на восприятие высоких частот. Однако мужчины могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки и принимать решение относительно каждого из них, поэтому женщины могут одновременно слышать звуки своих детей, разговаривать между собой, варить обед и следить за передачей по телевизору. Девочки в классах могут выполнять несколько работ одновременно.

ь Осязание. С момента рождения девочки гораздо более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики. Чувствительность кожи взрослой женщины в десять раз превышает чувствительность кожи мужчины!

ь Обоняние. Женщина может протестировать состояние иммунной системы мужчины в течении трех секунд после встречи с ним. Ее нос определяет наличие феромонов (половых гормонов) и особый мужской запах. Тогда возникает закономерный вопрос: стоит ли воспитывать в классах общие для мальчиков и девочек эстетические понятия и чувства о красивом и безобразном, приятном и неприятном?

ь Мозг. Мозг мужчины на 200-350 граммов тяжелее женского. В мужском мозге содержится в среднем на 4 млн. больше мозговых клеток. Однако тесты IQ показывают, что мужчина и женщина имеют примерно одинаковый средний балл интеллекта - около 120. степень умственной одаренности у женщин примерно на 3% выше, чем у мужчин. Этот признак указывает на то, что темпы усвоения различных наук и разделов программы мальчиками и девочками могут существенно различаться.

ь От 15 до 20% мужчин имеют феминизированный мозг. У 10% женщин мужской склад ума.

ь В мозге мужчины правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У женщин разница между полушариями выражена не столь однозначно, их функции менее дифференцированы. Вывод: общее обучение юношей и девушек по правополушарному способу противоречат законам природы.

ь Женский мозг в некоторых участках (отвечающих за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предположить, что у женщин лучше происходит синтез информации. Синтез лежит в основе интуиции, анализ - в основе логики. Женщины наделены тонко интуицией. По выражению лица другого человека они способны более точно, чем мужчины, угадать его настроение. Они замечают более десяти различных эмоциональных состояний собеседника, таких как стыд, страх, отвращение.

ь На генетическом уровне мужчины имеют более развитое правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и слуховых образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формировать отвлеченные понятия. Таким образом, «мужские» программы подготовки должны быть более рациональными, строгими и краткими, чем «женские».

ь На генетическом уровне женщины имеют более развитое левое полушарие, отвечающее за образное восприятие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, счета, интуитивного мышления. «Женские» программы школьного образования должны быть более эмоциональны, чем «мужские».

ь У мужчин программа «язык» и программа «эмоции» не находятся в постоянной зависимости между собой, включение одной не тянет автоматически активизацию другой, как у женщин. Это позволяет мужчинам разделять профессиональную деятельность и сферу чувств.

ь Мужские программы поведения в большей степени снабжены «оперативно-практической» информацией. Они настроены на достижение цели, построение карьеры, завоевание социального статуса, власти.

ь В программе жизни женщины больше места отводится родовой, «консервативно» памяти, домашнему очагу, общению, любви и гармонии в семье.

ь Генетические программы в части продолжительности жизни мужчины и женщины идентичны. Различная средняя длительность их жизни обусловлена условиями и способом жизни.

ь Назначение мужчины - обеспечить пространство и условия для жизни. Поэтому мужчины агрессивны, в их организме содержится больше веществ, вызывающих гнев.

ь Женщины более чувствительны к боли, но и более терпеливы.

ь У женщин ярче выражена социальная ориентация.

ь Мужчины более склонны к обособлению.

ь Женский организм требует сна в среднем на 1 час больше, чем мужской.

ь Мужской мозг, в отличие от женского, не настроен на то, чтобы замечать детали и анализировать визуальные сигналы. Поэтому обучение математике мальчиков и девочек должно строиться различным образом.

ь Мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве.

ь У женщин более ловкие руки, больше скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи.

ь У женщин более тонкий музыкальный слух, они значительно реже фальшивят, воспроизводя мелодию. Их превосходство достигает соотношения 6:1 по сравнению с мужчинами. На школьном этапе развития:

ь Девочки втрое больше вопросов, чем мальчики.

ь Девочки школьного возраста растут быстрее мальчиков.

ь Физиологически девочки созревают примерно на три года раньше мальчиков.

ь Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью.

ь Иностранные языки школьницы усваивают лучше - быстрее, качественнее, легче, поэтому обучение языкам следует дифференцировать.

ь Школьницы чаще извиняются и пространно объясняются, не заканчивая начатой мысли.

ь Девочки предпочитают не говорить о своих желаниях прямо и легче идут на компромисс; мальчики в своих суждениях более решительны и чаще занимают однозначную позицию.

ь При решении задач мальчики предпочитают качество, а девочки - количество.

ь Мальчики более склонны к предметно-инструментальной деятельности и легче овладевают навыками работы с различными веществами, инструментами и материалами.

ь Девочки предпочитают работать с вербальной (словесной) информацией, достигают при этом более высоких результатов, чем мальчики.

ь Девочки более склонны к изучению гуманитарных предметов, мальчики - естественных. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения помогут полнее учесть эти особенности без нарушения устоявшегося порядка.

ь Мальчики более склонны к самостоятельной исследовательской деятельности. Они предпочитают решать проблему, а не действовать по шаблону.

ь Девочки отдают предпочтение готовым алгоритмам, табличным способам получения результата. Отсюда следует, что «мужские» и «женские» курсы математики, физики, биологии,. Языков более уместны, нежели специализированные курсы для математиков и гуманитариев.

ь Юноши больше философствуют, отдают предпочтение логике.

ь Девушкам больше нравится психология, литература.

ь Мальчики предпочитают диалог, дискуссию.

ь Девочки склонны к монологам, предпочитают слышать и выражать себя.

ь Мальчики предпочитают область возможного - отсюда интерес к виртуальности и компьютерным технологиям, к фантастике.

ь Девочки более рациональны и прагматичны. На свой выбор (предмета изучения, компьютера и т.д.) они смотрят под прагматическим углом зрения, насколько они способствуют достижению цели.

ь Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.

ь Девочки склонны к интригам, предпочитая хитрую и скрытую борьбу.

ь Свои чувства мальчики выражают открыто.

ь Девочки скрывают свои чувства и намерения, они способны понять намек.

Из этих особенностей можно сделать следующий вывод: девочек и мальчиков следует готовить к выполнения предписанных им функций и предназначенных ролей опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования.

5. Краткие выводы по теме

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на развитие личностных качеств человека.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет личностью.

Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности - это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

6. Библиография

1) И.П. Подласый. Педагогика: учебник; М.,2006.

2) Н.П. Дубинин и др. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения.-М.1989.

3) Э. Фромм. Психоанализ и этика.-М.,1998.

4) С.Л. Рубинштейн. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. М.,1949.

5) Г.Н. Филонов. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. М.,1983.

6) К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. М.,1968.

7) Ю.А. Миславский. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.

8) Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике/ ред. З.И. Равкин. М.,2000.

9) Формирование личности в переходный период/ ред. В.Дубровина. М.,1987.

10) Э. Фромм. Душа человека.-М.,1992.

11) Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство. М.,1995.

Подобные документы

    Теоретическая основа влияния отцовства на психологическое развитие личности ребенка. Основные подходы к изучению отцовства. Роль отца в формировании личности ребенка. Полная семья как условие гармоничного развития личности. Факторы развития личности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Изучение понятия, структуры и основных факторов формирования личности (наследственность, среда). Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив как социальный объект управления. Включенность личности в коллектив.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Факторы развития личности. Роль биологической наследственности, передаваемые ею признаки. Природные особенности (задатки) как потенциальное условие формирования способностей. Общие и специальные способности. Спорность наследования психических свойств.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Биологические, социальные и педагогические факторы развития личности, неразрывно связанные с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Процесс развития личности, подчиненный психологическим закономерностям, его этапы. Функция воспитания.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Биологические и социальные факторы развития, которые влияют на развитие человека и становление детской личности. Особенности и психофизиологический уровень ребенка дошкольного возраста. Воспитательный процесс, его важнейшее значение в развитии детей.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Актуальные проблемы развития человечества. Концепции онтогенеза - науки о развитие отдельного человека. Историко-эволюционная концепция индивида и личности. Пространство и время развития человеческого бытия. Факторы социализации человека как личности.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2009

    Психолого-педагогические особенности развития личности детей старшего школьного возраста. Экспериментальное исследование влияния внешкольной деятельности на уровень развития личности старшеклассника. Разработка опросников и анкеты профориентации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2013

    Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Параметры и уровни развития. Возрастные особенности развития личности. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов детства. Полный жизненный цикл по Э.Эриксону.

Статья «Биологические факторы развития ребенка»

Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость биологического фактора в развитии детей дошкольного возраста.
На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.
Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели.
Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.
Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.
Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.
Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности.
Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.
Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней
Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.
Загрязненная атмосфера отрицательно влияет на развитие ребенка, уже находясь во внутриутробном состоянии. Загрязнение воздушных масс в атмосфере, резкое ухудшение водных и лесных ресурсов способствуют тому, что повышается процент рожденных детей с некими нарушениями. Например, рождение глухонемых, слепых детей.
Развитие у глухонемых и слепых детей значительно отличается от развития здоровых детей, оно замедленно.
Несмотря на этот факт в педагогике разработаны и созданы особые методики способствующие развитию особых детей. Ежегодно стоятся и открываются новые специализированные учреждения, центры для особых детей. Немало важно указать и на то, что ведется активная работа и переподготовка рабочих кадров в данной области. Над данной проблемой трудятся многочисленные специалисты, такие как педагоги, психологи и т. д.
На данных специалистов возлагаются серьезные и порой сверхдостигаемые задачи. Однако главной задачей в работе квалифицированных специалистов является помощь каждому особому ребенку хоть на чуть-чуть приблизиться к реальному миру, оказать поддержку в приспособление ребенка к окружающему миру.

Какие же действия способствуют «второму рождению» личности? На что следует обращать внимание педагогу в воспитательной работе? Бесспорно, на факторы формирования личности.

Первым фактором является биологическая обусловленность личности, то есть биологическая наследственность. Носители наследственности - гены хранят и передают из поколения в поколение всю информацию об организме. Последние исследования в области генной информации заставляют переосмысливать многие положения психологической и педагогической наук. Например, П. К. Анохин и Н. М. Амосов в последнее время начинают говорить о наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. Эта проблема чрезвычайно сложная, поэтому к п решению следует подходить очень взвешенно.

За П. Я. Гальпериным, в биологическом факторе самое главное - это строение головного мозга, что является предпосылкой развития личности. Средний вес мозга - 1400 граммов. Он один из самых сложных и самых удивительных творений природы на земле. Только у двух животных мозг больше, чем у человека - слона и кита, но их общая масса во много раз больше веса человека. Существенное значение имеет кора больших полушарий головного мозга, а особенно для сложных форм поведения, становление нервно-психических функций. Толщиной она 3-4 мм и покрывает полушария мозга. Если бы сгладить эти борозды и распрямить их, то кора головного мозга человека имела бы площадь около 2200 кв. см, в орангутанга - лишь 500 кв. см, а в коня - чуть больше 300 кв. см.

Кора больших полушарий человеческого мозга и по своему строению намного сложнее, чем у любого животного. Когда в коре мозга орангутанга около 1 млрд нервных клеток, то в коре человеческого мозга - 14-16 млрд клеток. Насколько огромна эта цифра, можно судить из того, что перечень этих клеток (по клетке на секунду) человеку понадобилось бы пять веков.

По А. Г. Лурией, мозг как саморегулируемая система состоит из трех основных блоков. Первый - энергетический - поддерживает тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга. Он состоит из систем верхних отделов мозгового ствола, сетчатой формации, а также образования древней коры. Второй блок обеспечивает прием, переработку и хранение информации различной модальности. В него входят задние отделы обоих полушарий, теменные и затылочные отделы коры. Третий - обеспечивает программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнения эффекта действий с исходными намерениями. Все блоки принимают участие в психической деятельности человека, в регуляции поведения. Нарушение работы одного из них приводит к нарушениям психической деятельности. Например, ненормальная работа первого блока способна вызвать неустойчивость внимания, быструю истощаемость, сонливость, сильное беспокойство и тому подобное. Нарушение второго - вызывает отклонение в приеме и переработке информации различной модальности, а третьего - приводят, например, к бессмысленных повторов движений, которые не направлены заданной целью, и тому подобное.

Сущность биологического фактора заключается в обеспечении генетических предпосылок дальнейшего развития человека как социального существа. Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в его генотипе. Генотип определяет человеческий тип анатомо-физиологической структуры организма, его морфологических и физиологических признаков, строения нервной системы, пола, характера созревания и тому подобное. Генотип также определяет динамические свойства нервных процессов, безусловно-рефлекторные мозговые связи, с которыми рождается ребенок и которые регулируют первые акты поведения. Самое главное - это наследственно обусловленные огромные возможности образования новых потребностей и форм поведения нервной системы человека, то есть - это задатки человека. Они реализуются только в общественной жизни. Исследования Г. С Костюка, А. Г. Лурий, Бы. М. Теплова, В. Д. Небилицина, М. Ю. Малкова свидетельствуют, что психические свойства людей нельзя непосредственно и прямолинейно выводить из их задатков. Они, по Г. С Костюком, является результатом индивидуальной истории развития, обусловленных не только природными данными, но и общественными обстоятельствами и деятельностью самого ребенка. Народная педагогика о роли наследственности в развитии личности: «какие корни, такое и семена»; «плотина, такая мельница, какой отец, такой и сын».

Как вывод можно привести мнение Г. С Костюка: «ребенок не представляет собой чистой доски (tabula rasa) или просто воска, из которого можно лепить, кому что захочется. Ребенок рождается с определенными предпосылками для дальнейшего психического развития».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!