Благоверный великий князь Ростислав-Михаил (1167). Комментарии

Святой Ростислав, великий князь Киевский, сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого (1132, память 14/27 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила (1138, память 11/24 февраля, 22 апреля / 5 мая и 27 ноября / 10 декабря), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии. До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава, Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии. В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что «сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске». Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом 15/28 августа 1150 г., на Успение). Князь Ростислав был строителем Церкви в более широком смысле: он обеспечил Смоленский Успенский храм материально, превратив из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии. Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисо-Глебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба (1015, память 5/18 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы ХII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок - Ольговичей и Мономаховичей. Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Он, являясь для всех одновременно опасным противником и желанным союзником, помимо своей воли оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью, безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава в 1154 году святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он стал княжить в Киеве в апреле 1159 года и оставался великим князем до самой смерти (1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславович, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8/21 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5/18 июня), но он прибыл на Русь лишь в конце 1156 года, за полгода до смерти Юрия Долгорукого. А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4/17 июля), пытавшегося в то время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался Климент Смолятич. Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным спором о постах («леонтианская ересь»). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит-грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его.

Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. «Если умру по дороге, - завещал он, - положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава - окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год). Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

обитания народов по числу ангелов Божиих, но и каждому верующему человеку

Достался ангел. Ибо когда отроковица стала говорить, причем перед дверями

Стоял апостол Петр, избежавший и Ирода, - ее словам не поверили: это не

Отроковица, а ангел его". Свидетельствует же и этим Господь, говоря:

"Видите, не пренебрегайте и единым от малых сих; ибо говорю вам, что ангелы

Их видят лицо Отца моего, пребывающего на небесах". Еще же и в каждой церкви

Христос поставил хранителя ангела, как открывает он Иоанну, говоря: "Скажи

Ангелу, находящемуся в церкви Измуренской: "Видел нищету твою и скорбь, но

Ты богат..."". Хорошо известно любящим нас ангелам, как молитвенникам за нас

Перед Владыкою. Ибо они служебные духи, как и апостол говорит: "Посылаемые

На служение к тем, кто хочет удостоиться спасения". Им они защитники и

Помощники, как и теперь ты слыхал про Даниила, как он вводит архангела

Михаила к персам в час гнева (Божия) ради нашего освобождения. Ибо (Михаил)

Принуждал людей работать на персов, как было сказано, это (Даниил) старался

Освободить пленных. И одолевает Михаил врага, ибо евреи, перейдя Евфрат, с

Тех пор вновь возымели оседлость и построили и город, и церковь. Также и

Великий Епифаний говорил: "К каждому народу ангел приставлен"; и Писание

Ведь Даниилу говорило: "Ангел и властителя еллинам назначил и Михаила

Властителем иудеям"; говорит же: "И установи места жительства (народам) по

Числу ангелов".

И вот опять же, как Ипполит говорит, толкуя Даниила: "В третий год

Царствования Кира царя я, Даниил, плакал три недели; к концу же первого

Месяца смирился, после того как 21 день молил Бога, прося его открыть тайну.

И Отец, услышав мою мольбу, поведал, чему суждено быть с ними и что сбылось

На великой реке; хорошо было, чтобы Бог явился там, где хотел грехи

Отпустить. И я, подняв глаза свои, увидел: вот муж, одетый во все красное;

На первый взгляд точно Гавриил ангел, когда летит; здесь же не так, но видел

Самого Господа, видел же не настоящего человека, но только образ

Человеческий, как сказано: "И вот муж, одетый во все пестрое, и бедра его

Препоясаны чистым золотом, и тело его, точно топаз, и лицо у него, точно

Молния, и глаза у него, точно свечи огненные, и мышцы и плечи подобны меди

Точно бы рука человеческая, и поставила меня на колени, и сказал мне: "Не

Бойся, Даниил. Знаешь, чего ради я пришел к тебе? Войну хочу начать с князем

Персидским, но поведаю тебе, что написано в Писании истинном, и нет никого,

Кто спорил бы со мною, кроме Михаила князя вашего; ибо его я оставил тут, и

С того дня, как устремился я молиться Богу твоему, услышал он молитву твою и

Отпущен я на брань с князем персидским; некоторые считали, что не следует

Отпускать людей, чтобы скоро исполнилась молитва твоя: и противился этому, и

Оставил Михаила князя вашего". Кто же такой Михаил, если не ангел,

Приставленный к людям?". Как и Моисею говорит (Бог): "Не пойду с вами в

Поход, потому что люди жестоковыйные, но ангел мой пойдет с вами".

Так вот и теперь, с Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых

Ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся

Ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм,

Полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и

Вечно и во веки веков, аминь.

В тот же год скончалась вдова Всеволодова, октября в 7 день, и положена

Была у святого Андрея в монастыре. Того же лета скончался Иоанн, епископ

Черниговский, ноября 23.

В год 6620 (1112). Индикта 5. Ярослав, сын Святополка, ходил на ятвягов

И победил их; и, возвратясь с войны, послал в Новгород, и взял себе в жены

Дочь Мстиславову, внучку Владимирову, мая 12, а приведена была июня 29. В

Том же году повели Ефимию Владимировну в Венгрию за короля. В том же году

Скончался Давыд Игоревич месяца мая 25 и погребено тело его 29 в церкви

Святой Богородицы Влахернской на Клове. В том же году скончалась Янка, дочь

Всеволода, сестра Владимира, ноября 3 и погребена была в церкви святого

Андрея, которую создал отец ее; там ведь она и постриглась, в той церкви, в

Девичестве.

На исходе же этого года поставили Феоктиста епископом в Чернигов,

Были этому князь Давыд и княгиня, ибо был он ей отец духовный, и бояре, и

Все люди радовались; ибо перед ним был епископ больной, не мог служить и

Пролежал в болезни лет 25; потому-то князь и люди ждали епископской службы и

Теперь радовались, славя Бога. Так же оно было и с братией, оставшейся без

Игумена: собралась тогда вся братия и назвала себе игуменом Прохора попа, и

Возвестила о нем митрополиту и князю Святополку. И повелел князь митрополиту

Поставить его с радостью игуменом. И поставлен он был на масленой неделе в

Четверг, февраля 9. И так вступила в пост братия с игуменом.

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно

Всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19

День, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с

Солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой

Стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в

Древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в

Воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это

Было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в

Солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья

Приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся

Князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком,

Месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и

Привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему

Бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в

Церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро

Разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились

Люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на

Десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху),

Говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много

Плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор

Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь

Киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то

Знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и

Евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри,

И будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это,

Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в

Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со

Всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов

Своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о

Смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав

Сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же

Жизнь и деяния святых вдохновляли писателей и поэтов, даже, казалось бы, не глубоко религиозных. Но их тоже впечатляли биографии людей, достигших святости.

Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о святом благоверном князе Михаиле Тверском и стихотворении Кондратия Рылеева «Михаил Тверской».

Герой стихотворения поэта-декабриста Кондратия Рылеева князь Михаил Тверской - сын Тверского князя Ярослава Ярославича. Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но его племянник Георгий Данилович, князь Московский, стал оспаривать у него это право.

Это было время, когда Русь находилась под владычеством монголов и ярлык на княжение русским князьям выдавали в Орде. Оба русских князя отправились в Орду, где хан ТохтА утвердил управлять Тверью Михаила. Глубоко засела обида в сердце князя Георгия Даниловича и он дожидался десять лет, чтобы отомстить Михаилу.

Когда Ордой стал править Узбек-хан, московский князь Георгий Данилович отправился к нему на поклон. Три года князь Георгий жил в Орде, стараясь заслужить милостивое расположение к себе Узбек-хана дорогими подарками и всяческими услугами. В довершение он женился на сестре хана Кончаке.

Хан поставил Георгия Даниловича старшим над всеми русскими князьями и дал ему войско для усмирения соотечественников.

Тверской князь Михаил выступил навстречу войску хана которым руководил князь Георгий, сразился с ним и одержал победу, взяв в плен татарского полководца КавгадЫя.

Узбек-хан вызвал князя Михаила Тверского в Орду и взял под арест. С этого эпизода как раз и начинается стихотворение-дума Кондратия Рылеева.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ

Стан Узбеков за рекою,
На степи, в глуши пестрел;
Всюду воины толпою;
Всюду гул глухой шумел.
Ветхим рубищем покрытый,
С мрачной грустию в груди,
Князь-страдалец знаменитый
Сел в цепях на площади.

Несчастливца обступили
Любопытные толпой:
«Это князь был! - говорили
И качали головой. -
Он обширными странами,
Как Узбек наш, обладал;
Он с отважными полками
Кавгадыя поражал!..»

Князь Михаил знал, что идет в Орду почти на верную гибель. Но если бы он не пошел - гнев хана мог обрушиться на его близких, на всё Тверское княжество. На берегу реки Нерли князь Андрей расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, как перед смертью.

В Орде хан не стал слушать никаких оправданий: князя Михаила отдали под стражу, оковали цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Видя неминуемую гибель, князь ночи проводил в молитве и чтении псалмов.

Руки князя Михаила были связаны, и княжий отрок листал перед ним страницы Священного Писания…

В стихотворной думе Кондратия Рылеева русский князь печалится вовсе не о своей участи, а о междоусобных распрях князей, которые ведут к ослаблению Руси.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:

В речи вслушавшись чужие,
Загрустил сильнее князь;
Вспомнил славу - и впервые
Слезы брызнули из глаз.
«До какого униженья, -
Он мечтал, потупя взор, -
Довели нас заблужденья
И погибельный раздор!

Те, которых трепетали
Хитрый грек и храбрый лях,
Ныне вдруг рабами стали

И пред ханом пали в прах!
Я любил страну родную
И пылал разрушить в ней
Наших бед вину прямую:
Распри злобные князей».

Верные слуги предлагали князю тайно бежать из Орды, но Михаил им отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ

Смерть свою давно предвижу;
Для побега други есть, -
Но побегом не унижу
Незапятнанную честь!
Так, прав чести не нарушу;
Пусть мой враг, гонитель мой,
Насыщает в злобе душу
Лютым мщеньем надо мной!

Пусть вымаливает казни!
Тверд и прав в душе своей,
Смерть я встречу без боязни,
Как в боях слетался с ней.
Не хочу своим спасеньем
На родимый край привлечь
Кавгадыя с лютым мщеньем
И Узбека грозный меч!

Поэт Кондратий Рылеев был один из пяти декабристов, казненных в 1825 году после восстания на Сенатской площади. Стихотворение «Михаил Тверской» он написал за три года до своей гибели. Рылеев восхищается мужеством и самопожертвованием князя Михаила, которого Карамзин назвал «Отечестволюбцем».

Кондратий Рылеев в своем стихотворении не отступает от жития святого благоверного князя Михаила Тверского. По преданию, перед приходом своих палачей князь Михаил раскрыл Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Князь закрыл книгу, когда к нему вбежал его слуга и сказал, что к шатру приближаются вооруженные люди.

Когда злодеи пришли, князь Михаил стоял в шатре и молился…

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ:

Уж Георгий с палачами
И коварный друг царя
Шли поспешными шагами
К жертве, злобою горя…
Пред иконою святою
Михаил псалом читал;
Вдруг с той вестью роковою
Отрок княжеский вбежал…

Вслед за ним убийцы с криком
Ворвались в густых толпах:
Блещет гнев во взоре диком,
Злоба алчная в чертах…
Ворвалися – и напали…
Как гроза в глухой ночи,
Над упавшим засверкали
Ятаганы и мечи…

Кровь из язв лилась струею…
И пробил его конец:
Сердце хладною рукою
Вырвал дикий Романец.
Князь скончался жертвой мщенья!
С той поры он всюду чтим:
Михаила за мученья
Церковь празднует святым.

Во время правления царя Иоанна Васильевича Грозного церковь причислила тверского князя Михаила к лику святых. В Петербурге в Исаакиевском художник Брюллов изобразил князя Михаила Тверского рядом с Александром Невским - оба русских князя положили жизнь «за други своя», за свой народ.

Именно таким героем предстает перед нами в стихотворении Кондратия Рылеева святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской.

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата (память 23 ноября). При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался.

Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана.

По смерти великого князя Андрея Александровича († 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери.

Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. "Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи".

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: "Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет". По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом († 1318).

Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: "Князь Михаил - святой, невинно убитый". Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле.

Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого.

24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник святой Михаил.

... на ятвягов - литовское племя;

Давыд Игоревич - изгой, сын Игоря Ярославича;

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19 день, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху), говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев.

Правление князя Владимира Мономаха.

Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали.

В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же годМстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде. В том же году посадил (Владимир) сына своегоЯрополка в Переяславле. В том же году поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгороде Никиту.

В год 6622 (1114). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска. В тот же год Мстислав заложил (город) в Новгороде больше прежнего. В тот же год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле". Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не поверит, пусть почитает Хронограф. "В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали (на землю), а в Африке три камня упали громадных". И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей нескольких своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа застиг ее лежащею с другим мужчиною, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его". Но мы не будем продолжать рассказ, но скажем вместе с Давыдом: "Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, подымая облака от краев земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначале.

В год 6623 (1115), индикта 8, собрались братья, русские князья, Владимир, называемый Мономахом, сын Всеволодов, и Давыд Святославич и Олег, брат его, и решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Сначала они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами - с Феоктистом черниговским, с Лазарем переяславским, с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским - и с игуменами - с Прохором печерским и Сильвестром святого Михаила - и Сава святого Спаса, и Григорий святого Андрея, Петр кловский и прочие игумены. И освятили церковь каменную. И, отпев им обедню, обедали у Олега и пили, и было выставлено угощение великое, и накормили нищих и странников в течение трех дней. И вот на следующий день митрополит, епископы, игумены, облачившись в святительские ризы и возжегши свечи, с кадилами благовонными, пришли к ракам святых и взяли раку Борисову, и поставили ее на возила, и поволокли их за веревки князья и бояре; впереди шли чернецы со свечами, за ними попы, и игумены, и епископы перед самою ракою, а князья шли с ракою между переносными оградами. И нельзя было везти из-за множества народа: поломали переносную ограду, а иные забрались на городские стены и помосты, так что страшно было смотреть на такое множество народа. И повелел Владимир нарезанные куски паволоки, беличьи шкурки разбрасывать народу, а в других местах бросать серебряные монеты людям, сильно налегавшим; и легко внесли раку в церковь, но с трудом поставили раку посреди церкви, и пошли за Глебом. Таким же способом и его привезли и поставили рядом с братом.

И произошла ссора между Владимиром, с одной стороны, и Давыдом и Олегом, с другой: Владимир хотел раки поставить посреди церкви и терем серебряный поставить над ними, а Давыд и Олег хотели поставить их под сводом, "где отец мой наметил", на правой стороне, где и устроены были им своды. И сказали митрополит и епископы: "Киньте жребий, и где угодно будет мученикам, там их и поставим", и князья согласились. И положил Владимир свой жребий, а Давыд и Олег свой жребий на святую трапезу; и вынулся жребий Давыда и Олега. И поставили их под свод тот, на правой стороне, где и теперь лежат. Принесены же были святые мученики, 2 мая, из деревянной церкви в каменную в Вышгороде. Слава они князей наших и заступники земли Русской, ибо славу мира этого они попрали, а Христа возлюбили, по стопам его решились идти. Овцы Христовы добрые, они не противились, когда влекли их на заклание, не уклонились от насильственной смерти! Потому-то и с Христом воцарились в вечной радости и дар исцеления приняли от Спаса нашего Иисуса Христа, обильно подавая это исцеление больным, с верою приходящим во святой храм их, поборников отечества своего. Князья же, и бояре, и все люди праздновали три дня, и воздали Богу и святым мученикам. И затем разъехались каждый восвояси. Владимир же оковал раки серебром и золотом и украсил гробы их, также и своды оковал серебром и золотом, и поклоняются им люди, прося прощения грехов.

В тот же год было знамение: погибло солнце и стало как месяц, про который невежды говорят - объеденное солнце. В тот же год скончался Олег Святославич, месяца августа в первый день, а во второй был погребен у святого Спаса. у гроба отца своего Святослава. В том же году (Владимир) построил мост через Днепр.

В год 6624 (1116). Ходил Владимир походом на Глеба (Всеславича), Глеб ведь воевал с дреговичами, Случеск пожег, и не каялся в этом и не выражал покорности, но еще больше перечил Владимиру, укоряя его. Владимир же, надеясь на Бога и на правду, пошел к Минску с сьновьями своими, и с Давыдом Святославичем, и Ольговичами. И взял Вячеслав Оршу и Копысу, а Давыд с Ярополком взяли Дрютск на щит, а Владимир сам пошел к Смоленску; и затворился Глеб в городе. Владимир же начал ставить избу в своей стоянке против города. Глеб же, увидев это, пришел в ужас и стал слать к Владимиру послов с мольбами. Владимир же пожалел проливать кровь в дни Великого поста и помирился с ним. Глеб же, выйдя из города с детьми и с дружиною, поклонился Владимиру, и договорились с ним о мире, и обещался Глеб во всем слушаться Владимира. Владимир же, дав мир Глебу и дав ему наставление обо всем, дал ему Минск, а сам возвратился в Киев. Ярополк же построил деревянный город Желди для дрючан, которых он взял в плен.

В этот же год Мстислав Владимирович ходил на чудь с новгородцами и псковичами, и взял город чудской по имени Медвежья Голова, и погостов бесчисленное множество взяли, и возвратились домой с большой добычей.

В этот же год ходил Леон царевич, зять Владимира, на Алексея царя , и сдалось ему несколько дунайских городов; и в Дерестре городе хитростью убили его два сарацина, подосланные царем, месяца августа 15. В тот же год князь великий Владимир послал Ивана Войтишича, и тот посажал посадников по Дунаю.

В тот же год послал Владимир сына своего Ярополка, а Давыд сына своего Всеволода на Дон, и взяли они три города: Сугров, Шарукан и Балин. Тогда же Ярополк взял себе жену очень красивую - пленную дочь ясского князя. В том же году и Предслава, монахиня, дочь Святослава скончалась. В том же году ходил Вячеслав на Дунай с Фомою Ратиборичем и, придя к Дерестру, не успели ни в чем, вернулись обратно. В тот же год был бой (у Владимира) с половцами, и с торками, и с печенегами у Дона, и бились два дня и две ночи, и пришли на Русь к Владимиру торки и печенеги. В тот же год скончался Роман Всеславич. В тот же год скончался Мстислав, внук Игорев. В том же году Владимир выдал дочь свою Агафью за Всеволодка.

В год 6625 (1117). Привел Владимир Мстислава из Новгорода, и дал ему отец Белгород, а в Новгороде сел Мстиславич, сын его, внук Владимиров. В том же году ходил Владимир на Ярослава к городу Владимиру, с Давыдом и Ольговичами, и Володарем, и Васильком, и окружили они его во Владимире, и стояли дней шестьдесят, и заключили мир с Ярославом. Когда Ярослав покорился и ударил челом дяде своему Владимиру, Владимир дал ему наказ обо всем, повелев ему приходить к нему, "когда тебя позову". И так мирно разошлись всяк восвояси. Тогда приходили половцы к болгарам, и выслал им князь болгарский питье с отравою, и, выпив, Аепа и прочие князья половецкие все умерли. В том же году скончался Лазарь, епископ переяславский, сентября 6. В том же году пришли беловежцы на Русь. В тот же год взял Владимир за Андрея внучку Тугорканову. В тот же год тряслась земля сентября 26. В том же году вывел Глеба из Минска Владимир, и церковь заложил на Льте мученику... Владимир же послал сына Романа во Владимир княжить. В том же году умер царь Алексей, и воцарился сын его Иоанн.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!