Блок, есенин, маяковский сочинение. Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин)

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.
В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века – Блока, Есенина и Маяковского – тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.
Самое прямолинейное – положительное – отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:
Граждане, за ружья!
К оружию, граждане…
Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт – это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить “правильные” истины:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Именно поэтому Маяковский долгое время работал в “Окнах РОСТА”, создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другими вразброд
всех по очереди словит Деникин,
всех сожрет генеральский рот.
Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.
В своей поэме “Двенадцать” Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль – двенадцать. Он состоит из малообразованных людей “из народа” – новых “хозяев” жизни. Автор объективно оценивает их – “на спину б надо бубновый туз”.
“Голодный пес” в поэме – это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди – идет “с кровавым флагом”, но сам Иисус Христос.
О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл – преображения, надежды поэта на светлое будущее.
В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата – “выигравшего класса”, то Блок – позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя “лишним на этом празднике жизни”, как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это – реальные вехи путей России, важные моменты ее истории, Read More ......
  2. Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими Read More ......
  3. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Пою мое отечество… В. Маяковский Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Read More ......
  4. Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего “меж двух революций”, но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма “Двенадцать” (1918) – итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Read More ......
  5. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей Read More ......
  6. Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной Read More ......
  7. Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаем неповторимость Read More ......
  8. “О, четырежды славься!” – такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу. Маяковский искал духовную опору. “Я в Ленине мира веру славлю и веру мою”, – сказал он Read More ......
Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского

В литературе есть несколько "вечных" тем. Поэтов всегда интересуют темы революции, свободы, смысла жизни и роли поэта в ней. Но все же самой прекрасной и чувственной темой в поэзии является тема любви. Высокое чувство волновало людей во все времена, будь то смутные или счастливые дни. И, конечно же, эта тема не прошла стороной и русскую поэзию начала двадцатого века, которая, однако, была занята воспеванием революции и идей равенства и свободы.

Ярчайшие представители Серебряного века не обошли тему любви, сквозь все их творчество проходит этот мотив, заставляет их восхищаться и преклоняться перед женщиной.

Хотя мы и привыкли воспринимать Маяковского как поэта революции, любовная лирика занимает в его творчестве далеко не последнее место. Любовь для него - это чувство, которому неведом покой. Поэт не сдерживает эмоции, он выплескивает их, кричит. Маяковский не терпит никаких полутонов в чувствах. Он или любит или нет. Даже ревность для него должна быть высокой, а не ничтожной, бытовой и обыденной:

Любить - это с простынь,

бессоницей рваных, срываться,

ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая своим соперником.

Однако чувство любви, любви неразделенной огрубило поэта, сделало его жестоким. Маяковский перестает верить в земную любовь, по его мнению, она невозможна в мире пошлом, обыденном, поверхностном:

Довольно!

клянусь моей языческой силою! -

красивую

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце плюну обиду ей.

Творчество Блока характеризуется богатой, сложной, таинственной символикой, которая и создает притягательность его поэзии. Все поэтическое мастерство Блока отразилось в любовной лирике. Поэт часто обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, нежность, гармония, тайна - вот то, что сочетает в себе его идеал. Блок ждет ее появления, он живет ей. Но в то же время испытывает страх быть обманутым в своих мечтах и желаниях:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Однако перемены в России сильно влияют на Блока. Он видит только безысходность, отсутствие любви и взаимопонимания. Все высокое и прекрасное гибнет в этом хаосе:

Разве дом этот - дом в самом деле?

Разве так суждено меж людьми

Только губы с запекшейся кровью

На иконе твоей золотой

(Разве это мы звали любовью?)

О Русь моя! Жена моя!

Творчество Есенина тоже неразрывно связано с темой любви. Поэт не может не любить, не восхищаться. Он дышит любовью, живет ей. В стихотворениях Есенина нашли место самые различные переживания - радость встреч с любимой, тоска разлук, грусть, счастье и радость. Но самое важное в том, что тема любви у поэта тесно и неразрывно переплетается с темой Родины. Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты Родной земли.

Однако дальнейшие настроения поэта серьезно меняются. Отчаявшись в итогах революции, видя хаос, который она принесла, неопределенность и бесчувственность, Есенин переживает тяжелейший период жизни. В его стихах уже не воспеваются высокие чувства, нет любования и наслаждения природой. Даже девушка уже не стройная березка, а "паршивая", которую "избили", для поэта она теперь глупа и отвратительна.

Какая бы разная ни была любовь, это чувство все равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут. Несмотря на то, что и Маяковский, и Есенин, и Блок меняли свое отношение к любви, они испытывали ее, а это делало их счастливыми и возносило до небес. И, читая их произведения мы и сами невольно переживаем все их чувства и страсти, поэты помогают нам любить и делают нас добрее и чище.

Сен 14 2015

Само название работы как будто предполагает сравнение произведений трех поэтов, посвященных А. С. Пушкину. Но сделать подобное сравнение очень трудно - слишком разный смысл вкладывали авторы в свои стихи. Поэтому, видимо, более правильно будет разобрать сначала каждое в отдельности, а потом уже попробовать найти в них какие-то общие черты, близкие или противоположные идеи. Стихотворение «Пушкинскому дому» написано для альбома Пушкинского дома при Академии наук накануне 84-й годовщины смерти Пушкина, а Маяковский и Есенин написали стихотворения «Юбилейное» и «Пушкину» к 125-й годовщине со дня рождения поэта. Пожалуй, это единственное, что их действительно объединяет.

Несмотря на то, что стихи Есенина и были написаны практически в одно время, они по глубине идейного содержания совершенно различные. Можно даже считать, что стихотворению Маяковского ближе по идее стихотворение Блока. Условно основную идею каждого из трех стихотворений можно выразить в следующих выражениях: у Есенина это - «я и Пушкин», у Блока - «Пушкин и мы», а у Маяковского - «Пушкин, русская и я». Мне хотелось бы начать со стихотворения Есенина «Пушкину».

Если подсчитать только формы первого и второго лица, употребленные Есениным в стихотворении, то можно заметить, что формы первого лица используются Есениным в три раза чаще, чем формы второго. Например: «стою я», «говорю с собой», «я сегодня хулиган», «я говорю», «я долго буду петь», «мое пение» и т. д. Похоже, что Есенина в день юбилея Пушкина волнует его собственная судьба, и он задумывается над тем, будет ли его имя так же славно и любимо, как имя Пушкина, останется ли его поэзия жить в веках, как поэзия Пушкина. Есенина беспокоит его дурная слава, которая мешает видеть в нем прежде всего поэта.

Он растворяется в этой «славе», как в тумане: «В легендах ставший, как туман». Есенин старается найти общие черты в своем поведении и поведении Пушкина. «Ты был повеса, как я сегодня хулиган». Он надеется, что как Пушкину слава повесы не помешала быть великим поэтом, так и его, Есенина, дурная слава не может затмить его поэтического дара.

Слог Есенина кажется слишком напыщенным. Излишним пафосом отличаются такие выражения, как «О, Александр!», «в бронзе выкованная слава», «бронзой прозвенеть» и т. д. Мне кажется, что это стихотворение не самое удачное, в нем отсутствует глубина сравнения своей роли в поэзии с ролью Пушкина. Стихотворение Блока - прямая противоположность стихотворению Есенина.

Блок видит себя как частицу чего-то целого, более значительного, чем его . Он практически совсем уходит от того, чтобы показать здесь свое «я». Это свое «я» он скрывает в безличном «мы». Он говорит о Пушкине, о том, как его призывы к свободе вдохновляли последующие поколения поэтов, звали на борьбу за свободу весь народ. Для Блока Пушкин - прежде всего певец свободы. Поэзия Пушкина как бы служит путеводной звездой, помогая увидеть грядущие века: Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман. Блока точен и изящен.

Читая первые строки стихотворения, мы видим, как перед нами действительно вырастает петербургской набережной с ее древними сфинксами и памятником Петру I. Мы слышим шум ледохода и пароходные гудки. Все эти образы созданы всего в нескольких выражениях. Стихотворение показывает очень бережное отношение поэта к Пушкину. От него как бы веет теплом.

Если для Есенина имя Пушкина - это «звон бронзы», то для Блока - это «родной для сердца звук». Такое отношение к великому поэту еще более трогательно, если знать, что стихотворение, посвященное Пушкину, одно из последних произведений Блока. Но даже уходя из жизни, Блок не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту. Вот зачем в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. Для Маяковского обращение к Пушкину было серьезной вехой в .

Хорошо известно отрицательное отношение Маяковского к «классике». И вот он обращается к Пушкину. Он не пытается в своем стихотворении петь гимн великому поэту. Он как бы делится с ним своими трудностями и бедами, как делятся с близкими друзьями. В этом обращении Маяковский поднимает массу проблем.

Он говорит о том, что поэзия воспринимается «в штыки», что поэты вынуждены заниматься «служебной нудой», он рассказывает Пушкину, как обедняется русский язык, как засоряется страшными сокращениями («коопсах»), наводняется иностранными словами. Он бросает взор на всю поэзию со времен Пушкина и обнаруживает, что между Пушкиным и ним некого поставить. И здесь он дает очень точные характеристики многим поэтам, сетуя на то, что бедна «чересчур страна Алл С о ч. Р У моя поэтами…». Он дает яркие образные характеристики Некрасову, Есенину, Безыменскому и др. Но больше всего его волнует именно то, что время его никак не способствует расцвету поэзии.

Он пишет: «Хорошо у нас в Стране советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету - впрочем, может, это и не нужно». Маяковский признается, что он не Пушкина не любит, а именно «классику», т. е. то застывшее, хрестоматийное, что подается обычно как классика: «Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, по жизни - думаю - тоже бушевали. Африканец!» Интересно обращение Маяковского и Блока к пушкинской поэзии.

У Блока мы встречаем выражение «тайная свобода», заимствованное из стихотворения «К Н. Я. Плюсковой». Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Маяковский перефразирует четверостишие из «Евгения Онегина». Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я… И пишет: «Дескать, муж у вас дурак и старый мерин. Я люблю вас, будьте обязательно моя…» и т. д. Нетрудно заметить, что причина обращения к поэзии Пушкина у Блока и Маяковского различна.

Блок берет у Пушкина два слова, но эти два слова наполнены для него глубоким философским содержанием. Маяковский - пародирует. «Тайная свобода» - это свободомыслие поэта. не свободен говорить, но он свободен думать и чувствовать.

В этих словах мы опять видим гражданскую позицию: для Блока поэзия - это средство выражения идеи. Совсем другое использование пушкинских строк находим мы у Маяковского. В одной из недавно опубликованных работ, посвященных Маяковскому («Моя революция» А. Михайлова), писалось, что Маяковский признавался Луначарскому: мол, именно эти строки из «Евгения Онегина» произвели на него огромное впечатление. Маяковского поразила форма, мелодия стиха, в этом основной смысл его отношения к Пушкину.

Можно предположить, что для Маяковского Пушкин - это прежде всего форма, язык, слог, именно этим он ценен как поэт. И в этом основное отличие его отношения к Пушкину по сравнению с Блоком. Итак, сравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока и Маяковского, мы приходим к выводу, что для каждого из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность. Для Есенина Пушкин - это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока - это философия, а для Маяковского - это форма.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин) . Литературные сочинения!

Недавно на уроках литературы мы изучали творчество Блока, Есенина и Маяковского. Стихотворения всех трёх поэтов мне очень понравились, но поэзия Есенина мне ближе всех. Дело в том, что я тоже сочиняю стихи и очень часто пишу что-то печальное про смерть и любовь. Тоже самое можно увидеть в поэзии Есенина. Он часто размышляет в своих произведениях о том, как встретит свою смерть и в чём смысл его жизни. Я тоже часто размышляю о своей смерти в стихах. Читая произведения Есенина, я видел в его стихах себя. Так же, как и он, я часто пишу стихи на тему любви. Его стихами про любовь я действительно восхищаюсь, а иногда даже подражаю ему в своих. Когда я читаю стихи Есенина, моя душа отправляется в мир романтики.
Стихи же Блока слишком тяжёлые для моего понимания. Мне не хватает интеллектуального багажа, что бы понять о чём он пишет. Стихи «крестьянского сына», конечно же, проще, что мне и нравится.
Стихи Маяковского почти все относятся к гражданской лирике, которую я не очень люблю. Тем более, что в стране сменился общественный строй, произошла реставрация капитализма. Злободневные когда-то стихи Маяковского резко устарели и не связаны с сегодняшним днем.
Что касается техники написания стихов, то опять же Есенин, по моему мнению, превосходит Блока и Маяковского. Блок иногда не следит за соблюдением размера строчек, а Маяковский всегда пишет рваным ритмом, который я терпеть не могу. Стихи Есенина по написанию всегда очень плавные и гармоничные, поэтому читать его - одно удовольствие. У него много аллитераций и созвучий в произведениях. Это усиливает воздействие стиха.
Напоследок хочу сказать, что поэзия - действительно нечто прекрасное. Она раскрывает в человеке высшие чувства и окрыляет душу!

Сочинение

Тема любви всегда была одной из главных в творчестве любого поэта и писателя. Это прекрасное чувство вдохновляло творцов на создание удивительных шедевров мировой литературы.

Начало 20 века для истории России — время очень тяжелое, переломное. Но именно в эти годы, как никогда ранее, расцветает литературная жизнь страны. Этот период принято называть Серебряным веком. Блок, Есенин, Маяковский — совершенно самобытные поэты, не похожие друг на друга. Творчество каждого уникально. И каждый из них, безусловно, особое место в своем творчестве выделял теме любви, но у каждого это чувство раскрывалось по-особенному.

Начало творческого пути Блока ознаменовано восторженным, священным отношением к женщине. Стихи этого периода связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

И драгоценный камень вьюги

Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.

Тема любви у Есенина раскрывается иначе.

В любовной лирике поэта ярко видны мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа…», посвященном Л. И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички — с ветвями, прибранными лунным гребешком. Девушка-березка открывает «тайну …древесных дум», рассказывает о пастухе, приходящим к ней «ночью звездной». Это первое чувство девушки, неискушенной в любовных утехах: «Луна стелила тени, // Сияли зеленя. // За голые колени // Он обнимал меня».

Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов — время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, герой не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается:

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном…

Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума». Это разочарование рождает циничные, вульгарные, грубые строки: «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…\ Гармонист пальцы льет волной. \ Пей со мной, паршивая сука, \ Пей со мной. \ Излюбили тебя, измызгали — \ Невтерпеж».

Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства. Поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья…» — стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую // Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».

Любовная лирика Есенина полностью автобиографична, как и все его творчество. К концу жизни он, к сожалению, разочаровался в любви, так и не сумев найти по-настоящему «той единственной», что успокоила бы его мятущуюся душу.

Что касается восприятия любви у Маяковского, то можно сказать, что это чувство для него — всегда страдание. Так, в стихотворении «Ко всему» поэт рассказывает о прошедшем чувстве, о душевных переживаниях лирического героя, который искренне верил любимой:

Только в моем

Воспаленном

Мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите —

Срываю игрушки-латы

Величайший Дон-Кихот!

Лирический герой романтичен в своих чувствах. Но разочарование и внутреннее страдание делают его жестоким и циничным. Боль души настолько сильна, что Маяковский перестает верить в любовь земную:

Красивую,

Души не растрачу,

Изнасилую

И в сердце насмешку плюну ей!

Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.

Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Данное произведение становится своеобразным откровением персонажа. Мне кажется, что это стихотворение очень яркое и искреннее. Написано оно в виде монолога:

Все равно

Любовь моя —

Тяжкая гиря ведь —

Висит на тебе,

Куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

Горечь обиженных жалоб.

Это чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира.

Любовная поэзия Маяковского совершенно особенная. По его мнению, это чувство принадлежит идеальному миру, а в мире реальном, дисгармоничном, любовь выжить не может, поэтому приносит, в основе своей, только страдания.

Таким образом, каждый из поэтов самобытен. И Блок, и Есенин, и Маяковский оставили свои имена в истории русской литературы. Но творчество каждого, восприятие ими чувства любви совершенно уникально. Думаю, это во многом зависело от личного опыта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!