Бородицкая Марина Яковлевна. Краткая биография

НЕОБХОДИМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дата и место рождения.

2. Где Вы учились и "кем" работали (кроме как по призванию)?

Училась в школе ("английской спец.") – сначала № 20, потом № 31. В 1976 г. окончила ин-яз, т.е. МГПИИЯ им. Тореза. Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма, учителем в школе-интернате, потом просто в школе. В 1981 г. меня приняли в профком литераторов, в 1990 – в союз писателей, так что я уже давно "на вольных творческих хлебах".

3. Ваша первая публикация.

Первая публикация – в 1978 году в журнале "Иностранная литература" (кажется, сентябрьском), в разделе "Антирубрика": переводы стихов замечательной, прославившейся своим остроумием американки Дороти Паркер.

4. Ваши псевдонимы (если Вы хотите их назвать).

Псевдонимов не брала никогда. Всё подписываю собственной фамилией, которую ни в одном замужестве не меняла.

5. Какие свои произведения Вы хотели бы видеть в нашем библиографическом списке?

Все детские книжки стихов и переводов, изданные "Малышом" и "Детской литературой" с 1985 по 1991 год, хотя понимаю, что это вряд ли реально. Особенно – "Последний день учения" (М., Дет. лит. 1989) с иллюстрациями В.Иванюка. Из новых – непременно двухтомник Киплинга "Пак с волшебных холмов" и "Подарки фей", переведенный пополам с Г.Кружковым (изд. "Терра", М., 1996 г.), затем переведенный мною и получивший диплом Британского Совета по культуре двухтомник Алана Гарнера "Камень из ожерелья Брисингов" и "Луна в канун Гомрата" (изд. "Армада", М. 1996), "Песенки. Стихи. Считалки" (из английской детской поэзии, изд. "АСТ-Пресс", М., 1997), сборник стихов "Ракушки" (изд. "Самовар", М., 2001), "Телефонные сказки Маринды и Миранды" (изд. "Дрофа", М., 2001). Из взрослых книжек, если они у вас водятся – мой переводческий подвиг, первое издание на русском языке "Троила и Крессиды" Джеффри Чосера, (изд. "Грантъ", М., 1997) и оба сборничка стихов: "Я раздеваю солдата" и "Одиночное катание".

6. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится работать?

С Михаилом Федоровым! Еще мне нравилось работать с Сергеем Любаевым, Георгием Мурышкиным, Булатовым и Васильевым, В. Иванюком.

7. Существуют ли на основе Ваших книг:

художественные фильмы;

мультипликационные фильмы;

звукозаписи;

театральные постановки;

музыкальные произведения?

Есть один мультфильм с идиотским названием "Мыльные пузыри кота тетушки Фло", так вот его текст полностью у меня украден, без всякого упоминания автора в титрах (режиссер, кажется, Горленко). Еще на мои стихи исполняется довольно много песен, детских (композитор Григорий Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир Новоженин). А музыкальные театры ставят иногда наш с Г.Кружковым перевод рок-оперы "Джизус Крайст".

ВОПРОСЫ НА ВЫБОР

1. Кем Вы хотели стать в детстве?

По порядку: медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть мальчишек, девчонок, Виолу в "12-й ночи" и заднюю ногу крокодила.

2. Зачем Вы ходили в школу?

Учиться и общаться. В младших классах – в основном учиться, в "средних" (где-то с пятого по восьмой) – так на так, в старших – в основном общаться.

3. О ком из старших Вам хочется рассказать: родителях, учителях, соседях?..

О многих людях: дедушке и бабушке, няне, родителях и их друзьях, дядьях и тетках, учительнице математики и учительнице музыки… Кто-то из этих людей уже поселился в моих "взрослых" стихах. Бог даст, еще напишу о них прозой.

4. Ваша любимая книга:

в 7 лет;

в 15 лет;

сейчас.

В 7 лет – кажется, "По дорогам сказки" (сборник сказок европейских писателей) и "Тимур и его команда" Гайдара.

В 15, кроме стихов всевозможных – любимая с 10 лет и на всю жизнь трилогия Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль".

Сейчас – всех не перечислить. Цветаева, Самойлов, Кушнер, из прозаиков постоянно перечитываю (это, наверное, и есть критерий) Чехова, Джейн Остин, Дину Рубину, Искандера.

5. Самый решительный поступок в Вашей жизни.

Первый развод.

6. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.

Нерешительность.

7. Кого из писателей - живых и ушедших - Вы хотели бы собрать для дружеской беседы под зеленой лампой?

Мне бы, между нами говоря, вот чего хотелось. Собрать вместе компанию поэтов, которых довелось мне переводить. И не под зеленой лампой, а на дружеской пирушке, в хорошем трактире, на постоялом дворе в каком-нибудь… м-м… соседнем измерении. Большинство из них – так уж исторически сложилось – были выпивохи и охальники: четверка поэтов-"кавалеров" 17-го века, да Роберт Бернс, да ирландцы, Чосер тоже в своем 14-м столетии вполне жовиальный был мужчина, так что в трактире мы бы чувствовали себя как дома. Выпивали бы, закусывали, читали по кругу стихи, хвалили друг дружку и подначивали, а потом надрались бы до чертиков и начали травить байки и нахально заигрывать с местными девчонками и мальчишками. А утром разъехались бы каждый в свое время, но сговорились встретиться там же через год, вроде школьных друзей. Вот было бы здорово!

8. Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?

Хорошую книжку все равно за день не напишешь. А вообще погоду я предпочитаю солнечную, а если уж дождик, то чтоб не надо было никуда выходить из дому.

9. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?

Первыми все мои рукописи в добровольно-принудительном порядке читают самые близкие люди: мои сыновья и закадычная, еще со школы, подруга. Иногда читаю новые стихи по телефону писательнице Марине Москвиной и моей коллеге по "Литературной аптеке" радиожурналистке Жанне Переляевой.

10. Почему Вам нравится быть писателем?

Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: "Смотри, смотри!"

МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО

Ребята, читайте книжки! Даже если вам больше нравится смотреть телевизор. Телевизор любой дурак смотреть может: сидишь, такой расслабленный, и тебе всё готовенькое показывают. Воображение при этом совершенно не работает и постепенно отсыхает и отпадает, как рудиментарный орган (что это значит – посмотрите в толковом словаре). А когда читаешь книжку, особенно толстую, без картинок, то всё кино крутится прямо у тебя в голове, и показывает его лучший в мире киномеханик – твое собственное воображение. Которое при этом развивается и расцветает пышным цветом. Человек с воображением, будь он хоть шофер, хоть повар, - всегда художник. А без воображения, работай он хоть главным начальником всего телевидения, - всё равно тупица и зануда.

К тому же от чтения книг, особенно стихов, происходит особый косметический эффект: у девочек на лицах появляется этакая нежная задумчивость, у мальчиков – мужественная загадочность. И ваша привлекательность по сравнению с какой-нибудь куклой Барби (или Кеном) возрастает в сотни раз!

Самые умные дети, которых приходилось мне встречать, живут на севере России: в Архангельске, Вологде, Каргополе. Они у меня на выступлениях такие трудные загадки расщелкивали, какие в Москве, может, один взрослый из десяти отгадает. То ли там электричество часто отключают, телевизор не посмотришь, то ли компьютеры мало у кого есть, но тамошние ребята только и делают, что с пачками книжек в библиотеку топают и из библиотеки. И лица у всех красивые, смышленые – загляденье!

Читайте книжки, заучивайте стихи наизусть, тренируйте память и отращивайте душу. Это говорю вам я, бессменный лекарь-аптекарь "Литературной аптеки", что на Радио России,

«Марина Бородицкая представляется мне

праздничным фейерверком,

салютом по поводу отвоеванной радости жизни».

Ольга Корф

В одном московском доме в 1954 году у счастливых родителей родилась девочка - первый ребёнок. Тут, как положено в сказках, поздравить новорождённую пришли феи. Первая подарила книгу - пусть девочка растет умницей. Вторая подарила скрипку - пусть растёт музыкальной, в родителей. А третья, самая младшая, принесла стеклышко-хрусталик, в котором обыкновенные вещи превращались в необыкновенные и мир вокруг чудесным образом преображался.

Но вдруг на празднике объявилась злая колдунья и, прошлепав в грязных калошах к кровати малютки, зловеще предрекла: «Ты станешь поэтом!». Да-да, именно так: не поэтессой - легкомысленным созданием в бантах и оборочках, а поэтом - трудягой и заложником собственного дара. Надо признать, что к грозному пророчеству взрослые отнеслись весьма беспечно. Лишь дедушка заранее запасся толстой тетрадкой, куда потом записывал первые поэтические опусы внучки.

Она росла бойкой и смышленой девочкой: в четыре года сама научилась читать, с младенчества имела свою точку зрения на всё на свете и, пусть и с переменным успехом, училась отстаивать свои убеждения в дворовых драках.

Дюймовочка, Снегурочка -
Изгваздана в снегу,
Бахрушинская дурочка,
В слезах домой бегу.
А дома - ноты стопкою
Да книжные тома.

А дома спросят: «Кто тебя?".
А я скажу: «Сама!».
«Вольно ж тебе с хулиганьем!" -
В сердцах воскликнет мать,
Но дед покажет мне приём,
И я пойду опять...

Да, а вот с музыкой ничего не вышло: крошечная скрипочка вызывала у Марины непреодолимое желание - завернуть в кукольное одеяло и убаюкать, чтобы потом... спокойно почитать.

А стихи? Стихи, или точнее рифмованные строчки и в самом деле стали рождаться очень рано. Совершенно неожиданно «подарок колдуньи» оказался весьма кстати во дворе, где умение «срифмовать всё на свете» обеспечивало Марине «авторитет в детском коллективе».

«Сначала я была очень хорошей ученицей, а в девятом классе как с цепи сорвалась. Я перешла из строгой двадцатой школы, где директор мог сказать, например: «По комсомольской линии к тебе большие претензии, на характеристику в институт не рассчитывай!», в либеральную тридцать первую. Всегда была в классе «А», а тут попросилась в «Б». В этом классе было как-то модно прогуливать, влюбляться, долго и подробно разговаривать об отношениях…»

Потом было поступление в Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза. После его окончания Марина Бородицкая работала гидом-переводчиком в Бюро молодёжного туризма, учительницей в школе-интернате, потом просто в школе.

Ещё, будучи студенткой, М. Бородицкая увидела в вестибюле института объявление про литстудию «Фотон». «Её вели прекрасные переводчики поэзии - Андрей Яковлевич Сергеев, Евгений Михайлович Солонович и Павел Моисеевич Грушко. Их принцип был таким: этому нельзя научить, но этому можно научиться. Я долго стеснялась читать что-то своё. Стеснялась даже сесть в первый ряд. Ко мне обращались «О вы, стоящая у стены». Всё началось с переводов стихов Милна. Всё, что я любила и понимала, сошлось в одной точке: и народно-песенная весёлая стихия, и шаманство стихотворное, и детскость. Тогда мои руководители сказали: ага, машинка заработала!».

Первая публикация состоялась в 1978 году в журнале «Иностранная литература» в разделе «Антирубрика». Это были переводы стихов американской писательницы Дороти Паркер. Стихи и переводы Бородицкой печатались в журналах «Пионер», «Костёр».

В 1981 году Марину Яковлевну принимают в профком литераторов.

Первая книга стихов для детей - «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».

В Союз писателей её приняли со второго раза (1990 г.) и к этому приложил руку Коваль. Был третьим в письме-рекомендации, которое было подписано «на троих» в ресторане ЦДЛ.
Стихи Марины Бородицкой досадно медленно шли к читателю. Появление очередной тоненькой детской книжечки сменялось годами «непечатания». А сборники взрослых стихов остаются библиографической редкостью. В последнее время произошел некоторый прорыв: появляются её новые поэтические сборники в издательствах «Время», «Терра», «Армада», «Самокат», «Самовар», «Розовый жираф».

В одном из интервью Марине Бородицкой задали вопрос:
- Кем вы себя в первую очередь ощущаете - детским автором, взрослым поэтом, детским и взрослым переводчиком, кем-то ещё, или одно неотделимо от другого?
И она ответила так:
- Трёхголовым драконом. Причём головы ведут себя непредсказуемо: то орут вразнобой и пихаются, то разом впадают в спячку, то две “дружат” против третьей… А периодически отрастает и четвёртая: сочиняет очередную «Литаптеку», вещает по радио и исчезает до следующей передачи.
Познакомимся поближе с этими «головами».

Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей ("Убежало молоко", "Последний день учения", "Перелётный штукатур", "Думай, думай, голова!" и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского известных поэтов: Р. Л. Стивенсона, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен… И сказки тоже переводит. Переведенный ею двухтомник Алана Гарнера "Камень из ожерелья Брисингов" и "Луна в канун Гомрата" (изд. "Армада", М. 1996) получил диплом Британского Совета по культуре.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи "Литературная аптека" на Радио России, убеждена, что книга — лучший витамин. А на вопрос BiblioГида (есть в Интернете такой замечательный сайт, посвящённый детской книге) "Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: "Смотри, смотри!"

http://epampa.narod.ru

Три бабушки

Тары-бары,
Трали-вали,
Три бабушки
На бульваре ≈
В салочки играли,
Внуков растеряли,
И вся троица ревет:
≈ Нам от дочек попадет!

Рыбкин телевизор

Пруд замерз. Каток открыт!
Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:

"Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!"

Вот такой воробей

Уселся воробышек
Рядом со мной.
— Не трусишь? — спросил я. —
Ты что же, ручной?

— Я дикий! — сказал он,
Взлетев на скамью. —
Бросай бутерброд,
А не то заклюю!

Щи-талочка

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжён —
Кочерыжка, выйди вон!

В школу

Темно. Декабрь. Семь утра.
Кричит будильник: "Эй! Пора!"

…Декабрьским утром, в семь часов,
Я дверь закрою на засов,

Чтоб в этот час, почти ночной,
Мой сон побыл еще со мной.

Я сон подушкой придавлю:
Я так, я так его люблю!

Запрусь, закроюсь — не найдут,
Сожмусь, зароюсь — обойдут,

Хоть ты тут разорвись, звоня,
Хоть мир обрушься — нет меня!!!

…Но через час, как через год,
Я выбегаю из ворот:

Мне этот день уже знаком,
Он у меня под каблуком

И я скольжу, и я скачу,
И этот день прожить хочу!

Убежало молоко

Убежало молоко.
Убежало далеко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
Вдоль по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового
Обошло,
Под скамейкой
Проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось — и назад:
Вдоль по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело,
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!

Колдунье не колдуется

Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился — здрасьте вам! —
Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину
В стаканчике пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике — кефир!

Ну что за невезение,
Ну что за наказание —
И даже вместо пения
Выходит рисование,

И даже вместо курицы
Выходит пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.

А может быть, кто дуется —
Тому и не колдуется?

Таракан

Залез в бутылку
Таракан,
А вылезти
Не смог.
От злости
Бедный таракан
В бутылке
Занемог.

Он сдох
В начале января,
Прижав усы
К затылку.

Кто часто сердится,
Тот зря
Не должен
Лезть в бутылку.

// Март 11, 2009 // Просмотров: 24 994

Марина Яковлевна Бородицкая

Марина Бородицкая родилась 28 июня 1954 года в Москве. В 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, преподавала в школе. В 1978 году впервые дебютировала как переводчик в журнале «Иностранная литература».

С 1990 года является членом Союза писателей, а с 2005 года стала членом гильдии «Мастера литературного перевода».

Марина Яковлевна осуществляет переводы, в основном, с английского языка. Она перевела произведения таких известных поэтов, как Р. Л. Стивенсона, Р. Киплинга, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен.

В 1997 году получила Диплом Британского Совета за перевод двухтомника Алана Гарнера «Камень из ожерелья Брисингов» и «Луна в канун Гомрата». В 2006 году получила Премию Британского совета «Единорог и лев», а в 2010 году — Премию Мастер за книгу «Английские „поэты-кавалеры“ XVII века».

Марина Бородицкая работает ведущей в радиопередаче «Литературная аптека» на Радио России. Она убеждена, что книга — это лучший витамин.

Змея

Увидя свой хвост,
удивилась змея:
— Неужто, друзья,
это всё ещё я?

Мяч

Плачет старый
Мяч футбольный:
«Как мне горько!
Как мне больно!
Бьют меня
И забивают,
Да ещё и надувают!»

Всех сильней

Море — вот силач какой!
Всех сильней на свете:
Поднимает нас с тобой,

Как пушинку ветер.
Поднимает нас с тобой,
Собачонку нашу,
Даже пароход с трубой.
Даже дядю Сашу!

Лужица в лесу

Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?

Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!

Котёнок

Котёнок был такой прекрасный!
Котёнок был такой прекрасный!
На лапках он едва стоял
И так смотрел, и так дрожал
От мягких ушек до хвоста…
Он был, конечно, сирота.
Он мне мяукнул: «Выручай!»

Сказала мама: «Не мечтай».
Он промяукал мне: «Спаси!»
Сказала мама: «Не проси».
Он всхлипнул, заморгал глазами
И перелез на туфлю к маме.
Вздохнула мама: «Как тут быть?»

Я закричал: «Усыновить!»

Феи

Я зеркальце ручное
Оставила в саду,
Чтоб феи под луною
Катались, как на льду.

…На зеркальце остались
Хвоинки да сучки.
Лентяйки! накатались —
И бросили коньки.

Ждём брата

Мы младшего брата
Давно уже ждём.
О нём об одном
Разговоры ведём.

Мы ждём его вечером,
Ждём поутру —
Любимого брата,
(А может, сестру).

И пусть он без спросу
Хватает игрушки!
Пусть пьёт из моей
Разрисованной кружки,

Пусть будет пока
Маловат, слабоват —
За брата всегда
Заступается брат!

Уже обзавёлся я
Гирей тяжёлой,
Семь раз по утрам
Отжимаюсь от пола…

И брюки теперь
Аккуратно ношу:
Ещё пригодятся они
Малышу.

— До чего же он пригож!
— На кого же он похож?
Папа говорит: — На маму!
Очень славненький с лица.

Мама говорит: — На папу!
Взгляд смышлёный у мальца.
Обе бабушки друг дружке
Уступают битый час:
— Носик — ваш!
— Но ваши ушки!
— Голос — прямо как у вас!

Я один сижу, как мышка:
Пусть потешится родня…
Я-то знаю, что мальчишка
Уродился весь в меня!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!