Краткое описание рассказа зощенко елка. Отзыв о рассказе М.Зощенко «Елка

Однажды заводила Стёпка предложил Лёле и Миньке пойти в кругосветное путешествие. Миньку сначала он не хотел брать с собой, но после того, как тот подарил ему перочинный ножик, взял. Стёпка собрал вещи и нужные, и не очень. Отправились в путешествие они, когда родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё. По дороге Минька и Лёля быстро устали и стали проситься домой. Стёпка сказал им, что кто захочет вернуться домой, того привяжет к дереву и оставит на съедение муравьям. После того, как Тузик съел всё сало, ребятам пришлось перекусить хлебом с сахаром. И тут налетели осы, и покусали Миньку, напрочь отбив у него желание идти дальше. Пройдя ещё немного, они остановились на ночлег. Укладываясь спать на лесной поляне, Стёпка вытянул ноги по направлению движения, чтобы не сбиться с пути, но хитрая Лёля предложила брату повернуть Стёпку ногами к дому, чтобы, когда он проснулся, они пошли обратно. Ребята так и сделали. Проснувшись поутру они пошли обратно в свою деревню Пески, где их ждали родители. А Стёпка по дороге всё удивлялся и говорил, что кругосветное путешествие тем и отличается от других, что всё повторяется, так как Земля круглая.

Очень смешной рассказ! Я думаю, что он для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души. Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот "прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало". Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахаром. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку прямо в щёку. Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спящего Стёпку друзья развернули ногами в обратном направлении. Молодцы ребята, не растерялись, нашли способ вернуться из кругосветки за один день!!!

Вопросы на внимательность:
1. Кто объяснил Миньке, что Земля круглая?
а) папа;
б) Лёля;
в) Стёпка;
г) няня.

2. Куда предложил пойти Стёпка Лёле и Миньке?
а) на озеро;
б) гулять;
в) на курорт;
г) в путешествие.

3. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?
а) покупать еду;
б) покупать семечки и конфеты;
в) покупать одежду;
г) на всякий случай.

4. Кто вместе с ребятами ушёл в путешествие?
а) мама;
б) кошка Мурка;
в) собака Тузик;
г) папа.

5. Какое желание было у Миньки и у Лёли в путешествии?
а) вернуться домой;
б) продолжать путь;
в) уйти в лес;
г) украсть Тузика.

6. Где мама заперла Стёпку, когда ребята вернулись домой?
а) в доме;
б) в сарае;
в) в бане;
г) в бочке.

Немного истории...
Что такое путешествие?
ПУТЕШЕСТВИЕ - это странствование. ходьба или езда по чужим местам (из словаря Даля).

Известно, что ещё в древности люди совершали путешествия, посещали разные уголки Земли. Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. С именем Христофора Колумба связано открытие Америки. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство - Тихий океан. В 1768 году английский мореплаватель Джеймс Кук обследовал берега Океании и Австралии. В 1648 году Семён Иванович Дежнёв вышел с Колымы и обошёл полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Вот такие они - ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ !

Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Елка» — пятилетний мальчик Минька и его семилетняя сестра Леля. Однажды Леля подговорила Миньку тайком взглянуть на новогоднюю елку, которая была наряжена к приходу гостей.

Воспользовавшись тем, что мама ушла на кухню, дети зашли в комнату, где стояла елка. Леля сказала, что подарки они трогать не будут, но она решила съесть одну из пастилок, что висели на елке. Минька не мог дотянуться до пастилок, и он надкусил одно из яблок, висевших на елке.

Увидев это, Леля съела еще одну пастилку и взяла с елки конфету. В ответ Минька еще раз откусил яблоко. Тогда Леля решила съесть третью пастилку и взять с елки хлопушку и орех. Раззадоренный Минька, который мог дотянуться только до яблока, взял стул, чтобы взобраться повыше. Но не справился со стулом и уронил его на подарки, лежавшие под елкой. У фарфоровой куклы от удара отлетела рука. Услышав мамины шаги, брат с сестрой убежали в другую комнату.

В это время пришли гости со своими детьми, и мама Миньки и Лели зажгла на елке свечи, после чего пригласила всех в комнату, где стояла новогодняя елка. Мама стала дарить пришедшим детям подарки и угощала их сладостями и фруктами, снятыми с елки.

Заметив надкушенное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю к себе и спросила, кто надкусил яблоко? Леля сказала, что это сделал Минька, а он ответил, что Леля его на это подговорила. Мама решила наказать своих детей за проступок и отдала игрушку, предназначавшуюся Миньке, одному из мальчиков, пришедшему в гости. Минька рассердился и ударил этого мальчика по руке.

Мать обиженного мальчика начала возмущаться и назвала Миньку разбойником. За Миньку вступилась его мама и между взрослыми началась перепалка. В результате все гости ушли, а в комнату пришел папа Миньки и Лели. Он потушил на елке свечи и сказал, что отдаст все игрушки другим детям. После этого он велел Миньке и Леле идти спать.

С тех пор Минька больше никогда в жизни не брал ничего чужого и никогда не обижал тех, кто слабее его.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Елка» заключается в том, что всегда проще подавить первое желание, чем то, что за ним последует. Леля решила попробовать всего одну пастилку с новогодней елки, а закончилось все ссорой с гостями и суровым отцовским наказанием.

Рассказ учит не поддаваться на чужие уговоры и соблазны, а думать своим умом. Минька, глядя на то, как Леля поедает пастилки, не удержался и тоже попытался достать что-нибудь с елки, сломав при этом фарфоровую куклу. Отсутствие силы воли у Лели и Миньки, их чрезмерное любопытство привели к тому, что на новогоднем празднике случился конфликт.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Елка»?

Живи всяк своим умом.
За чужим погонишься – свое потеряешь.

1. Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Объясни. Приведи примеры из текста.

Родители Миньки и Лели пригласили на новогоднюю елку детей вместе с родителями, чтобы подарить каждому игрушку и сладости. Но Минька и Леля поступили некрасиво. Они ели или надкусывали сладости с елки, отбили у фарфоровой куклы руку. Дети поссорились между собой и нагрубили пришедшим гостям. Одна из мам сказала: «Наверное, ваш мальчик будет разбойник... С вами водиться, что в крапиву садиться». Минька, сидя на маминых руках, закричал: «Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся». Герои были жадными, завистливыми, жестокими. Но им было всего 5 и 7 лет.

2. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.

Дети не задумывались о последствиях своих поступков, были не способными правильно оценить то, что они делали. Папа Миньки и Лели сказал, что не хочет, чтобы его дети были жадные и злые, дрались, ссорились и выгоняли гостей. Леля и Минька поступили плохо и были наказаны. Веселого праздника не получилось, папа все игрушки отдал гостям. Это послужило для них уроком. Спустя тридцать пять лет герой все еще вспоминает эту елку.
Семья - это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

3. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня... Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».

4. Составь план произведения. Перескажи текст.

План пересказа
1) Сколько лет автору и когда он стал понимать, что такое елка.
2) Леля и Минька пробираются тайком в комнату, где мама нарядила елку и начинают есть висящие на ней съедобные украшения - пастилки и яблоко.
3) Минька хотел подтащить к елке стул, но тот упал и отбил кукле ручку
4) Пришли гости и мама открыла дверь в комнату с елкой.
5) Мама стала раздавать подарки пришедшим детям, а Миньке и Леле показала надкушенное яблоко и подарила паровозик не Миньке, а другому мальчику.
6) Мамы разругались из-за детей, и все гости ушли с праздника.
7) Папа вошел, потушил елку и отправил детей спать, а все подарки обещал раздать другим детям.
8) Автор объясняет, почему он с тех пор стал веселым и добродушным человеком.

Ёлка

В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

А моей сестрёнке Лёле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Она мне однажды сказала:

— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.

Моя сестрёнка Лёля говорит:

— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

— Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит:

— Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе ещё эту конфетку.

А Лёля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю:

— Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Лёля говорит:

Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.

Я ей говорю:

— А я, Лёлища, как поставлю к ёлке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки,

Лёля говорит:

— Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит:

— Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

— Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

Наша мама говорит:

— Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение.

И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

— Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

— Это Минькина работа.

Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

— Это меня Лёлька научила.

Мама говорит:

— Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

— С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

— Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

— Наверное, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

— Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

— Я так и сделаю. С вами водиться — что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья мама, сказала:

— И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

— Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

— Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Класс: 4.

УМК: «Школа России».

Цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, доказывать, выделять главное.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить работу над произведением М. Зощенко «Ёлка», помочь понять смысл произведения; знакомство с легендой: «Предание о рождественской елке».

Развивающие:

Воспитательные:

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • учебник: Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 4 класса;
  • текст: «Ель – символом Рождества».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Назовите главных героев этого рассказа. (Минька, Лёля)

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики – Миньке. (слайд 2,3)

Девочки Мальчики
Леля Минька
Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста
характер Исключительно бойкая тихий
Что могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает откусываю
Поведение Не церемонится Чуть не заревел

– Каким является этот цикл рассказов? (автобиагрофическим)

– Поясните. (Автобиографические рассказы – рассказы о себе, о своём детстве, реальные, не вымышленные).

Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель хочет, чтобы каждый из нас был (ученик читает слова на слайде) сильным, честный, смелый, щедрый, добрый.

– Вы дома должны были поработать со словарями и найти толкование этих качеств. (слайд 4)

  • Сильный – обладающий твердой волей, стойкий;
  • Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный;
  • Смелый – не знающий страха, решительный;
  • Щедрый – оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой;
  • Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный.

– Молодцы!

– А теперь попробуем подобрать антонимы к словам: сильный, честный, смелый, щедрый, добрый. (Слабый, лживый, трусливый, жадный, злой) (слайд 5)

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.

– Тепло, забота, уют дома исходят только ли от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

Физминутка (слайд 6 )

Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.

III. Речевая разминка

1. Развитие внимания (слайд 7)

  1. кёлкайтснегывц (елка, снег)
  2. щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика. (слайд 8)

Скороговорки

  • У елки иголки колки.
  • Сыплет снегопад с неба снег.

Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

IV. Работа над новым материалом

1. Подготовка к первичному восприятию

– Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (высказывания детей).

– Найдите в тексте М. Зощенко, описание елки. (Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.) (слайд 9)

– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Новый год украшают дерево?

Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества?

2. Первичное восприятие текста

Предание о рождественской елке

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, – все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, говорила, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
- Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
- И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.
- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, – сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, – думала она, – где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"
Но ангел сказал ей:
- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
- Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».
Вот эта красивая легенда и является родоначальничей украшения Елочки.

– Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле? Об этом мы узнаем на уроке окружающего мира.

3. Наряжаем елку.

– Ребята посмотрите на нашу елочку, стоит она не наряженная, грустная. Давайте ее украсим игрушками, сделанными своими руками на уроке технологии.

4. Проверка первичного восприятия

– Почему на Рождество украшают именно елку?

– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?

V. Итог урока

VI. Домашнее задание

Найти и выучить наизусть стихотворение про елку, Новый год.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!