Буква щ в русском языке.

Открытый урок

по обучению грамоте

Тема: «Согласный звук [щ].

Буква Щ щ».

Учитель: Омарова И.Н.

Г. Владикавказ

2011 – 2012 уч. год

Тема : «Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Демонстрационный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Умны и старательны.
Глубоко сейчас вздохнем
И работать все начнем.

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?
(Слайд 2)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук . [Щ]-[У]-[К]-[А] .

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

  1. Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки (Слайд 3 )

– Произнесите слово щука , выделяя в нём первый звук .
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после [щ] в слове щука ? Но как произносим [щ]?

(мягкий)


– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты).(Слайд 4 )

Звук [щ] обозначается буквой Щ.(Слайд 5 )

На что похожа буква Щ?

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (Слайд 6 )

Хватать, глотать умеют щуки,

Другой не нужно им науки.(Слайд 7)

Составим схему слова щука . (Слайд 8 )

Раскрасьте схему слова щука в карточках.

Проверка. Ребята выходят по очереди к доске, берут нужную карточку и характеризуют звук.

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? (Слайд 9 )
– Произнесите слово по слогам.
(Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. (
Слайд 10 )

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща) (Слайд 11 )

– Составим схему слова лещ . (Слайд 12 )

(На карточках, затем проверка, аналогичная слову щука).

– Как произносится звук [щ] в начале и в конце слов? (Мягко).
– Дайте характеристику звука [щ]. (
Звук [щ] – согласный, глухой, всегда мягкий).

Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

2. Демонстрация клипа про букву Щ. (Слайд 13 )

Какие слова со звуком [щ] вы услышали?

– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

3.Дифференциация звуков [ш] – [щ]

На доске карточки с буквами ш и щ .

– На какую букву похожа Щ ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них.

(Ведро с буквой ш и ведро с буквой щ) (Слайд 14 )

Давайте поможем Емеле правильно поймать слова и положить их в вёдра.

1 вариант поднимает руку, если в слове есть буква ш.

2 вариант поднимает руку, если в слове есть буква щ.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

4. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику.

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова.

Прочитайте слова. (На доске)

Какое слово самое короткое? (ищу)

Сколько в нём слогов?

Сколько букв?

Сколько звуков?

На какой слог падает ударение?

Какой звук [щ] ? (мягкий)

Какая буква пишется после буквы Щ?

Что общего у всех слов? (в каждом слове буква щ)

В каких словах есть слоги ща, щу?


Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

Чу – щу пиши с буквой у.

5.Чтение скороговорок на с.62

Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

Прочитайте правило на с. 63.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу (Слайд 23)

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА- (Слайд 24)

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

В каких словах есть буква Щ ?

IV. Физминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата в лес ходили

И из речки воду пили:

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали:

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

Какое слово в физминутке со звуком [щ] ? (чаща)

V. Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на. 64. (Слайды 25 -29)

Какие ещё овощи вы знаете?

Отгадайте слово:

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …(щётки) (Слайд 29)

  1. У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок) (Слайд 30)

Вы верно угадали слова щенок и щётки. А сейчас прочитаем стихотворение С. Михалкова о том, что случилось с щёткой и непослушными щенками.

(с. 65)

Что случилось с щенками? (Слайд 31)

А какие назначения могут быть у щёток?

Прочитайте стихотворение ещё раз.

Чтение остальных стихотворений. (Слайд 32)

VI. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Назовите известные вам шипящие звуки.
– Чем отличается [ш] от [щ]?

ча - ща

чу - щу


Ш Щ

Щ А Щ У Щ Е Щ Ё Щ И

Моя презентация « Буква «Щ,щ » Звук [Щ] Учимся читать. Поём вместе с нами! » помогает учителям разнообразить урок, привлечь внимание детей к учебному процессу, настроить их на положительное отношение к обучению чтению . Мышление у детей наглядно-образное, поэтому я часто на уроках чтения использую детские презентации с музыкальным сопровождением. Цель данного занятия облегчить детям задачу по запоминанию буквы « Щ», а затем читать слоги, слова с буквой «Щ«. К такому серьёзному процессу, как чтение, можно подойти весело. Например, изображаем букву в виде забавного человечка, поём песенку о букве, читаем и подписываем слайды с названием предметов на букву »Щ» . На первых слайдах мы знакомимся с буквой, читаем стихи про букву »Щ», а на следующих слайдах учимся читать целыми словами. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью иллюстраций. Цель - сделать процесс чтения приятным. На слайдах выделены склады- ЩА, ЩЕ, ЩУ, ЩЁ, ЩЮ, ЩИ …. и подобраны слова,в которых есть эти склады. По складам мы и читаем слова, »чистоговорки» . скороговорки, тексты стихов. Тренируем навыки произношения слов с буквой «Щ», Выполняем задание: найди лишнее слово, назови слова с этой буквой,играем в игры со словами, отгадываем загадки. . Подобраны стихи о животных, названия которых начинаются на букву «Щ», небольшие тексты для чтения.

Презентация поможет совершенствованию навыков чтения учащихся первых классов, станет лучшим способом рассказать всё об этой букве, поддерживает интерес к учёбе.

Щ, щ (называется: ща) — одна из букв в ряде кириллических славянских алфавитов: в русском - 27-я (литературное произношение — длительное мягкое [ш’ш’], также встречается мягкое краткое [ш’], [шш] диалектное и даже устаревшее [шч’]), в болгарском - 26-я (звучит как [шт]) и в украинском - 30-я (обозначает твёрдое [шч]); есть также в ряде письменностей народов не славянских.

Вместо Щ белорусский алфавит использует сочетание «шч»; упразднена в сербском алфавите реформой, проведенной В. Караджичем (заменяется обычно, в зависимости от произношения, на «ћ» либо «шћ»,); с самого создания в 1944 г. македонского алфавита в нем не присутствует.

Обычно в кириллице считается по порядку 25-й (в старославянской азбуке, где перед Ц ставят Щ) или 28-й (в азбуке церковнославянской, где, Щ стоит после Ш, как и в русской), имеет вид и не имеет числового значения; 26-я по счёту в глаголице, выглядит как и означает число 800.

В старославянском произносится как [шт] (в принципе, старославянское написание через шт и щ считается равноправным и взаимозаменяемым), в церковнославянском звучит по-разному — зависит от местного произношения. Называется в церковно- и старославянской азбуках — «ща», значение которого неизвестно; может быть, такового и не имелось (порой упоминается совпадение с новой формой сербского языка «шта» такого местоимения, как «што», только это вторично).

Почти всеми исследователями происхождение буквы объясняется через какую-либо лигатуру, но различным образом: в основном, объясняют сочетанием Ш+Т (самое правдоподобное — вытекает из произношения буквы в болгарском языке: «Щорм», «Щирлиц» (болг.) = Шторм, Штирлиц), Ш+Ч (объясняет хорошо форму глаголическую) и Т+Ш (этот вариант предложен Н. Н. Дурново́).

Хвост Щ в старом кириллическом начертании буквы, как правило, является продолжением её средней мачты; в шрифте гражданском выполнен по аналогии с буквой Ц; позднее имел и сейчас имеет несколько различных форм в зависимости от применяемой гарнитуры, но рисуется обычно одинаковым с Ц в том же шрифте. В босанчице попадается начертание, когда под строку спускается не хвост, а поднимается вся буква и получаются пропорции, приближенные к греческой Ψ.

Различие в начертании букв Ш и Щ в русском языке позволило увидеть в хвостике Щ некий диакритический знак и с его помощью построить ряд букв в создававшихся в СССР письменностях для разных народов на основе кириллицы: Җ, Ң, Қ,Ҷ, Ҭ, Ҳ,Ӷ, Ӌ.

Русское произношение Щ не является однородным:

Сочетание 2-х согласных: палатального (мягкого) спиранта [ш’] и тоже мягкого сложного согласного [ч’]. Подобное произношение щ = шч отмечается уже у Тредьяковского (в «Разговоре об орфографии», 1748г.) и Ломоносова (в «Российской грамматике», 1755г.). Им вторит и Шлёцер в неоконченной своей «Russische Sprachlehre» (1764г.).

Такое произношение часто раньше можно было встретить в речи образованных людей, реже — в народном говоре; считалось литературным в XIX в. Почти перестало употребляться в XX в.

Длительное мягкое [ш’ш’] или короткое [ш’]. Мягкое (роща = ро[ш’ш’]а), произошло из различных говоров: калужских, московских (не везде), ряда рязанских и иных «акающих», либо южно-великорусских.

Твёрдое долгое [шш] сохраняется, в основном, в «окающих» северо-восточных говорах (Казанской, Вятской, Нижегородской губ.): тащи (та[шшы]), как обычно это слово изображают средствами русской общеупотребительной графики.

В ряде слов в общепринятом правописании звук [шч] или приближенный к нему передается посредством разных сочетаний букв: (веснушчатый, звёздчатый, счастье, извозчик, мужчина, жёстче, дождь). Наличие таких альтернатив в обозначении этого звука иногда приводило к мысли удалить букву Щ из состава русского алфавита (напр., об этом говорится в упомянутой выше книге Тредьяковского) и заменить, например, на сочетание сч.

Поскольку буквой щ в прошлом обозначался сложный довольно звук [ш’ч’], то эту букву практически не использовали в иностранных словах-заимствованиях. Традиция эта сохраняется и сейчас: хотя близкие к [ш’] звуки широко распространены в ряде языков, их, как и прежде, заменяют на ш либо на сь. Исключением является литовский язык: правила транскрипции предписывают передавать литовское šč буквой щ, напр., Аникщяй (Anykščiai - лит.).

Сочетание согласных звуков [ш’ч’], которое ранее обозначалось посредством щ, имеет различное происхождение. Во-первых, оно возникало посредством палатализации такого сочетания, как [ск], предшествующего [j] (трещу, ищу; суффикс -ище в топорище, городище и пр.), или предшествующего нёбным гласным (трещит, ищет); во-вторых — из [стј] (роща, свищу, рощу), в-третьих, было перенесено в многочисленных заимствованиях из церковнославянского, наподобие пища (из [т’j], ср. - народное пича), клевещу, трепещу (также из [тј]), пещь, нощь, мощи, мощь (из [гт] и [кт], ср. - нар. печь, ночь, мочь) и т. п., и в 4-х — из сочетаний [зч], [сч] методом уподобления [з], [с] последующему [ч] и их перехода в [ш] (напр., исчез, счёт, счастье). Зачастую присутствие буквы Щ — признак славянизмов, а в исконно русских словах в этой позиции стоит Ч (вращать/ворочать, горящий/горячий, освещение/свеча, помощь/по́мочи и т. д.).

Выбор между вариантами написания ща/щя, ще/щэ, щу/щю, що/щё, щи/щы в русском языке диктуется не произношением, а формализованными правилами и рядом соображений исторического и этимологического толка. Традиционны написания ща, щи, ще, щу; почти невозможны — щя, щы, щэ, щю, хотя в заимствованиях могут встречаться (очень редко: Аникщяй почти уникальный пример), также возможны теоретически в словах сложных (борщэкспорт).

Выбор между щё и що определяется достаточно сложными правилами; в фамилиях популярно двоякое написание: -щёв/-щов. Формальные правила также диктуют выбор между щь и щ (если имеется в виду не разделительный мягкий знак: мощью): в основном, с щь пишутся повелительные наклонения глаголов (таращь, плющь, морщь) и существительные женского рода в именит. и винит. падеже ед. ч. (вещь, помощь).

Тема: Звонкие и глухие согласные. Звук [ щ"], буквы Щ, щ

Цель: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [щ’], буквой Щ щ ; развивать речь, память, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги,презентация.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

I. Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки. Подарите и мне вашу улыбку. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Учащиеся настраиваются на работу.

II. Постановка целей и задач.Объяснение нового материала

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки?

Чем они различаются?

А на какие группы можно разделить согласные звуки?

А теперь, давайте,находим пары этих звуков

Какой звук лишний? Почему?

- Молодцы! А теперь отгадайте загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (слайд)

Знаком ли вам этот сказочный герой?

Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
(слайд)

Произнесите слово щука.

Какой первый звук в этом слове?

а)сколько слогов в слове щука?;
б) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
в) какой звук слышите после [щ] в слове щука?

Кто догадался, какая тема у нас урока?

Произнесите еще раз этот звук и дадим его характеристику

Гласный? Согласный

Глухой? Звонкий?

Твердый? Мягкий?

Парный? Непарный?

Игра «Кот внимательный?»

Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:

груша, ящик, шапка, щенок, щетка, каша, чайник, овощ, шоколад.

Работа по учебнику (стр.103-104)

Анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ПРОЩАЙ

Чтение слогов. (Работа по учебнику – с.103)

Прочитаем слоги. (хором)

Предлагается запомнить: ЩА и ЩУ пишутся с буквами А и У , хотя звук [щ’] мягкий.

Чтение слогов и слов

Читаем по цепочке.

Щучьи …… зубы, плавники.

Овощной …..сок, салат, суп.

Чтение загадок. (Работа по учебнику с.103)

С чем мы будем работать? (С загадками)

А что мы называем загадкой? (Выражение, нуждающееся в разгадке)

Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её.

Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу. (Читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква)

Какие еще овощи вы знаете?

(Звуки бывают гласные и согласные)

(Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

глухие и звонкие, парные и непарные.

Работа в парах

(д-т, з-с, г-к, ж-ш, б-п, в-ф)

ЕМЕЛЯ

ЩУКУ

(Щ)

Два слога

Шум

Звук (у)

- «Согласный глухой мягкий звук [щ*]. Буква Щ,щ».

(на доске таблицы)

Согласный

Глухой

Мягкий

Непарный

Ящик, щенок, щетка, овощи.

Выделяют звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

IV. Закрепление.

Игра “Доскажи словечко”

Как у нашей дочки розовые … (Щёчки)

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок)

Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ)

У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка)

Игра «Слоги потерялись» (работа в парах)

ЩА, ЩЕТ, ЩУ, ВЕЛЬ, РО, НОК, ЩЕ, ЧУ, КА (щука, роща, щенок, щавель, щетка)

    Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Кто доволен своей работой на уроке?

Емеля вам оставил задание, дома будете выполнять. Желаю вам успеха!

Спасибо за урок.

Звук [Щ] – глухой согласный звук

Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью «смайликов».

Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щщ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку. Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]).

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

1. Выделение нового звука

На доске картинка щуки/

– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

а) как произносим звук, протяжно или отрывисто;
б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух;
в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом;
г) какой звук слышите после [щ] с слове щука ? Но как произносим [щ]?

– Дайте короткую характеристику звука.
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты).
Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).
Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? Подумайте.
– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).
– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,
2. Гласный звук 2 слога,
3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Составим схему слова лещ в тетради.

– Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку.
– Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука ? А в слове лещ ?
– Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко).
– Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий).

2. Физминутка

Дифференциация звуков [ш] – [щ]

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель.

Посчитайте, сколько слов вы выудили.
– А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова).
– Какой еще шипящий звук встретился в словах?
– Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику.

Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит,
А [щ] прерваться спешит.
Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть,
А [щ] спешит улизнуть.

3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш , щ и ведро с буквами гласных звуков).
Какой из этих букв обозначимзвук [щ]?
– Как называется эта буква? (ща).
– В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв.
– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей).

– С чем сравнивает автор учебника букву Щ ? (Учебник Л.А.Ефросининой «Учимся читать»).
– Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

Хватать, глотать умеют щуки,
Другой не нужно им науки.

– Что вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой Щ ?
– Из каких элементов состоит печатная буква Щ ?

– Напечатайте эту букву в тетради по образцу.

4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

На доске карточки с буквами ш и щ .

– На какую букву похожа Щ ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

Заглянем во второе ведро. Что в нем? (Буквы гласных звуков.)
– Назовите буквы. (А, И, Е, У, Ё, Я, О, Ю, Ы)
Алфавит – это одна дружная семья. Но со всеми ли буквами дружит Ш и Щ ?
– Составим слоги и прочитаем их.(На доске составляет ученик из магнитных букв слоги, остальные дети печатают их в тетради).

ША ШИ ШЕ ШЁ ШО ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО

– Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему?
– Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА, ШИ-ЖИ, ЧУ-ЩУ.

5. Составление слов из слогов и их чтение. Работа по учебнику

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова. (Первый ученик, составивший слово записывает его на доске). Прочитайте, что получилось.
– Назовите самое короткое слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите самое длинное слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите слово с первым ударным слогом. (и т.д.)

(Параллельно ведется индивидуальная дифференцированная работа по заданию на листочках).

Карточка 1. Чтение предложенных слов на карточке и деление их на слоги.

Шапка, щука, шум, щавель, щётка, шайба, плащ, малыш, борщ, щенок .

Карточка 2. Вставить букву ш или щ в слова, записанные на скрытой части доски и на карточках для индивидуальной работы отдельных учеников.

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла., малы., бор., .енок.

– Проверим выполненное задание на карточках №1 и№2 по записи на доске.
– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Прочитаем слова с буквой Ш . Как звук [ш] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Прочитаем слова с буквой Щ . Как звук [щ] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Придумайте предложение с одним из этих слов.
– Чем отличается предложение от слова?

IV. Закрепление. Чтение текста и работа над содержанием

Внимательно перечитайте слова на доске и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто? , состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок).
– У кого дома есть щенок? Какой он?
Мальчик Шура из рассказа «Щенок» тоже хочет рассказать вам о своем питомце. (Работа по учебнику).

1. Первичное чтение и проверка восприятия

– Каким вы представили себе щенка? (В это время хорошо читающие дети получают индивидуальное задание. Карточка 1. Карточка 2. Они готовят литературные загадки. Надо прочитать текст и подчеркнуть слова с буквой Щ. Эти слова прочитать вслух детям, а те должны догадаться, из какой они сказки).

2. Вторичное чтение и анализ прочитанного.

– Перечитайте рассказ и найдите в тексте слова-признаки, которые помогут составить словесный портрет щенка.
– Подчеркните слова с буквой Щ. Назовите их.

3. Литературные загадки

– Настало время загадок.
а) Хорошо читающие дети называют слова с буквой Щ, а остальные угадывают в них сказку. Если трудно угадать по словам, то зачитывается начало текста.
б) Вспомните названия сказок, прозвучавших на уроке. «По щучьему велению», «Заяц-хваста» – это народные сказки. Их сочинил народ. «Аленький цветочек» – это авторская сказка. Написал её Шарль Перро.

V. Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
– Назовите известные вам шипящие звуки.
– Чем отличается [ш] от [щ]?

Примерные тексты для индивидуальной работы

ЗАЯЦ-ХВАСТА

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: – Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел: «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

– Обещал я моей младшей дочке привезти в подарок аленький цветочек,– пролепетал дрожащим голосом купец.
– Так и быть! Я тебя отпущу, но взамен должен будешь прислать в замок одну из своих дочерей! – приказало Страшилище.
Отправился опечаленный купец домой и поведал дочерям о необыкновенном замке и своём обещании Страшилищу. Не успел отец закончить свой рассказ, как младшая дочь вызвалась ехать в замок.
Приехал купец с дочерью в замок. Двери перед ними сами отворились.В доме никого не было, но в столовой был накрыт стол и стояло два кресла.
Едва закончили они обед, как откуда ни возьмись появилось Страшилище.
– Скажи мне, по доброй воле выполняешь ты отцовское обещание? – обратилось Страшилище к дочке купца.
Девушка только кивнула головкой.

Учебно-методическая литература:

1. Учебник «Учимся читать» Л.А.Ефросинина. («Вентана-Граф»).
2. Шарль Перро «Аленький цветочек»
3. Народные сказки «По-щучьему велению», «Заяц-хваста».
4. Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).
5. Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка».(«Владос»).
6. Е.А.Пожиленко. «Волшебный мир звуков и слов» («Владос»)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!