Буквы не участвующие в русской транскрипции. Сборник тестовых заданий по русскому языку для студентов

Разговаривая, мы произносим звуки. Они образуются в результате движения воздуха из легких через рот и, в зависимости от того, как располагаются в этот момент язык и губы, имеют разную окраску.

Участвуют в образовании слов - языковых единиц, имеющих определенное смысловое значение и применяемых для процесса общения. Давайте поближе познакомимся с ними!

Что такое буквы и звуки

Все, слышимое и произносимое нами - это звуки. Они определенным образом обозначаются на письме, и то, что мы пишем, а затем читаем - это буквы.

Но звуки речи и буквы, которыми они обозначаются, в русском языке сильно различаются по количеству. В устной речи мы произносим 43 основных звука, но для их написания используем только 33 буквы.

То есть, все буквы нашего языка можно разделить на 3 группы.

  1. Буквы, которыми не обозначаются звуки (это «ь» и «ъ»). Как пример, можно привести: «пень», который произносится [п´эн´], а «съехать» - [сй´эхат´].
  2. Буквы, обозначающие 2 звука. К таким буквам относятся «ё», «е», «ю», «я». В их произношении используется пара звуков: [й´о], [й´э], [й´у], [й´а].
  3. Буквы, которыми обозначают 1 звук (это все остальные буквы).

Какая разница у гласных и согласных звуков

Существует две основные группы звуков речи - их определяют как Гласными являются те звуки, в возникновении которых участвует только голос. Их произносят протяжно, во рту звук не встречает никаких преград.

Согласные - это то, что мы произносим, сочетая и голос, и шум (их называют звонкими) или только шум (глухие согласные). Кроме того, согласные могут быть как твердыми, так и мягкими.

Ударные и безударные слоги

Гласные звуки речи участвуют в образовании слогов, при этом оказываясь под ударением или в безударной позиции. Под ударением подразумевается произношение какого-то слога с большей силой.

Русскому языку присуще изменение положения ударения. Оно может оказаться на любом слоге, в отличие от польского или французского языков, где за ним закреплено определенное место. Например, в слове «свистнул» ударение на первом слоге, а в слове «свистеть» - на втором.

Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки

Чтобы обозначить основные гласные звуки речи (в нашем языке их шесть), используют десять гласных букв:

звук [и] - обозначается буквой «и» (тигр);

[ы] - буквой «ы» (дым);

[а] - буквами «а» (мама) и «я» (яма);

[о] - буквой «о» (нос) и «ё» (ёж);

[э] - буквой «э» (эхо) и «е» (день);

[у] - буквой «у» (кум) и «ю» (юг).

Таким образом, получается, что для того, чтобы обозначить 4 гласных звука ([о], [а], [э], [у]) в алфавите существует целых два ряда букв. Это могут быть:

  • а, о, э, у;
  • я, е, ё, ю.

Во втором ряду буквы выполняют сразу две функции. Они не только обозначают но и сигнализируют, что предыдущий согласный был мягким (мел - [м´эл]).

Если они стоят в начале слова, располагаются после гласных или после мягкого или твердого разделительного знака - они обозначают сочетание звуков. Например, слово ёлка звучит [й´олка], а слово поёт - [пай´от].

Как обозначаются на письме

Звуки речи участвуют в образовании слов и находятся там в слабой или сильной позиции, что зачастую оказывает прямое влияние на их обозначение на письме. Так, одной и той же буквой в языке могут обозначаться разные звуки. Пример: буквой «н» можно обозначить 2 звука - [н] и [н´]: ниша - [н´иша] или ныл [ныл].

А одной буквой «б» может обозначаться 4 варианта звуков [б], [б´] или [п], [п´]. Например: был [был] - бил [б´ил] или же горб [горп] - Обь [оп´].

Если звонкий согласный пишется в конце слова или располагается перед глухими согласными, то он может обозначать свой парный глухой звук. Такая позиция называется слабой. Обратите внимание, как мы произносим: кадка - ка[т]ка (звук находится перед глухим согласным) или глаз - гла[с] (звук находится в конце слова). Этот процесс определяется как оглушение.

Глухие же согласные могут звучать как их парные - звонкие, если они оказываются в сильной позиции. Например: молотьба звучит как моло[д´]ба, а в слове просьба слышен звук [з´] - про[з´]ба. Это, как вы понимаете, озвончение.

Нужно упомянуть, что сильной позицией считается в русском языке положение согласных звуков перед гласными или перед звонкими согласными.

Как на письме обозначаются некоторые согласные звуки

Некоторые звуки русской речи обозначаются на письме сочетанием букв. Кстати, эта ситуация вызывает очень большое количество орфографических ошибок.

Например, один звук [щ´] может в написанном слове выглядеть как сч, зч или жч. Мы пишем - счет, но произносим [щ´от], пишем - извозчик, а говорим [извощ´ик], пишем - мужчина, но звучит это как [мущ´ина].

А звук [ц] может обозначаться и как сочетание тц или дц, и как тьс или тс. Например: читается - читае[ц]а, двадцать - два[ц]ать.

Буквы не всегда соответствуют «своим» звукам

Как уже упоминалось, звуки речи участвуют в образовании слов и обозначаются на письме определенными буквами. И часто оказывается, что за одной буквой могут «прятаться» разные звуки. Например, в корне слова при изменении его числа мы пишем одну и ту же букву, но произносим при этом разные звуки: стОл (ст[о]л) - стОлы (ст[а]лы). То есть одной буквой «о» мы обозначаем два звука: [о] и [а].

Но есть случаи, когда разные звуки обозначаются одной буквой. Так, и в слове «клад» и в слове «плот» на конце звучит один и тот же звук [т], но обозначен он, как видите, разными буквами: «д» и «т».

Буквенный состав слов часто не совпадает со звуковым. Например, в слове «доблестный» пишется десять букв, но произносится лишь девять: [добл´исный´]. В этом и похожих случаях буква «т» является непроизносимым согласным. То есть такой буквой, которая не обозначает звука. Вот еще несколько примеров таких букв: солнце - [сонцэ], сердце - [с´эрцэ].

Особенности сочетания согласных и гласных звуков

Твердые русской речи не сочетаются с идущим вслед за ними гласным «и», а мягкие не могут сочетаться с «ы». Например, в слове «ужин» всегда твердый звук [ж] требует звука [ы] поэтому мы произносим [ужын].

В некоторых же случаях происходит смягчение в речи твердых согласных, стоящих в паре с мягким. Так, если в слове вагон, звук [н] - твердый, то в сочетании со всегда мягким [ч´] он звучит мягко - вагончик [вагон´ч´ик].

То же происходит и в ситуациях с сочетанием с другими мягкими согласными: фант - фа[н´т´]ик, лес - ле[с´н´]ик, чистый - чи[с´т´]ить.

Употребление твердого и мягкого знака в русском языке

Звуки речи и буквы в нашем языке, как вы уже, наверное, поняли, часто не совпадают. Так, например, твердый и мягкий знак на письме не обозначают никаких звуков.

Эти буквы, как правило, сигнализируют, что стоящие за ними е, ё, я, ю произносятся как два звука (пьет [пй´от]). Если же ь стоит после согласного, то он указывает на его мягкость (день [д´эн´]).

В некоторых случаях мягкий знак играет только грамматическую роль. Например, в слове «ложь» он не обозначает мягкости предшествующего согласного, а лишь указывает на то, что данное существительное принадлежит к женскому роду.

Особенности написания и произношения некоторых заимствованных слов

В некоторых словах, заимствованных из других языков, перед буквой е звучит не мягкий, как принято в русском языке, а твердый согласный. Обратите внимание - в слове «темп» мы пишем е, но при этом произносим твердый звук [т]. Произношение данного и подобных ему слов нужно запоминать или обращаться к орфоэпическому словарю.

Кашне - [нэ], модель - [дэ], претензия - [тэ], реле - первый слог [рэ], тире - [рэ], тест - [тэ], термос - [тэ], теннис - [тэ].

Как видите, звуки речи (1 класс или 11 остались позади) - это глубокая и серьезная тема, которая при внимательном изучении поможет вам разобраться в тонкостях правил произношения и принципах написания многих слов, вызывающих трудности. Удачи!

1) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.
2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.
3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.
4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.
2) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.
3) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.
4) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Лёгкий утренний ветерок манит на простор, где в голубой дали спят леса, деревни, мельницы с (не)подвижными крыльями, зеркальные пруды.
2) Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
3) Устремлённые в небо соборы и церкви древнего русского города производили (не)обычайно сильное впечатление.
4) Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно.
2) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку.
3) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.
4) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

5. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность.
2) Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.
3) За дверью раздался (не) громкий шепот.
4) Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы.

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Дмитрий Анатольевич решил (ни) кому не сообщать о сделанном им открытии.
2) Игорю было до слез жалко совсем еще юных, еще (не) видевших ужасов войны новобранцев, рвущихся в бой.
3) Жизнь человеческая представлялась ему тогда сгорающей свечой, которую держит (не) кто в сером.
4) Полки с книгами и каменные стены освещало (не) яркое пламя, игравшее в камине.

7. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Не) приметный молодой человек, сидевший напротив меня, улыбнулся и заговорщицки подмигнул мне.
2) И скучно и грустно, и (не) кому руку подать в минуту душевной невзгоды.
3) В молодости он был далеко (не) бедным человеком, но жил не по средствам и к концу жизни остался без гроша в кармане.
4) Егор пытался привлечь внимание изо всех сил, но (ни) кто даже не посмотрел в его сторону.

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Ни) кто из нас так и не смог убедить Сашу отказаться от опасного путешествия.
2) Доказательство такой простой на первый взгляд теоремы оказалось отнюдь (не) легким.
3) (Не) что необъяснимое произошло со мной в тот момент: я вдруг почувствовал, что больше не увижу его.
4) Мать внимательно смотрела на Косина: в её глазах был (не) высказанный вопрос.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
1) 2, 4, 5
2) 2
3) 1, 2, 3
4) 4, 5

10. В каком варианте ответа правильно указаны» все цифры, на месте которых пишется буква И?
Сколько н(1) просили Митю сходить за хворостом, он н (2) произнёс н(3) единого слова и даже н(4)чем н(5) показал, что слышит своих спутников.
1) 1, 3, 4
2) 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 5
4) 3, 4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Тарас Бульба н(1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына. За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1) 1, 3,4
2) 2
3) 3
4) 2, 3

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1)чем (н2) нарушаемой тишиной, первозданностью природы привлекла меня эта река. (Н3)что так (н4) приятно, как уха, слегка пахнущая дымком.
1) 1, 2
2) 2
3) 2,3
4) 1,3

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
(Н1) кто (н2) проронил (н3) звука. Посетители музея (н4) могли (н5) восхищаться (н6)превзойденными шедеврами живописи.
1) 1,5
2) 1
3) 3,5
4) 1,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Он жил словно н(1)кого вокруг себя н(2)замечал и решительно н(3)в ком н(4)нуждался.
1) 2, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3, 4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?
Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на описки виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.
1) 1, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 5
4) 4

помогите пожалуйста срочно.только давайте правельные ответы. А1. С каким словом НЕ пишется раздельно?

□ 1) (не)слушая

□ 2) (не)здоровится

□ 3) (не)аккуратно

□ 4) (не)мало

А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

□ 1) Море взволнова..о бурей.

□ 2) Мастер искус..о выточил фигурку.

□ 3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.

□ 4) Учитель вызвал другого, и я облегче..о вздохнул.

□ 1) досрочн..

□ 2) измученн..

□ 3) искос..

□ 4) влев..

□ 1) (по)молодецки

□ 2) (в)миг

□ 3) (где)то

□ 4) (с)налёту

□ 1) Солнце встаёт над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.

□ 2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым.

□ 3) От неожиданности я вздрогнул, пролив молоко.

□ 4) Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.

□ 1) ржАвея

□ 2) некогдА

□ 3) черпАя

□ 4) по двОе

(1)В воздухе уже не так сильно пахло, - в нём снова как будто разливалась сырость… (2)Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3)Собаки даже дремали, лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы…

В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.

С1. Напишите, какую роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» играет описание природы.

Вариант 2

А1. С каким словом НЕ пишется слитно?

□ 1) (не)спится

□ 2) (не)громко

□ 3) (не)прочитав

□ 4) (не)по-летнему

А2. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

□ 1) Обстановка в доме была проста и непринуждё..а.

□ 2) Ты поступил мужестве..о.

□ 3) Цветы в букете выглядели естестве..о.

□ 4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

□ 1) исправн..

□ 2) снов..

□ 3) доверчив..

□ 4) насух..

А4. Какое наречие пишется слитно?

□ 1) (сей)час

□ 2) (по)французски

□ 3) (когда)нибудь

□ 4) (на)ходу

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

□ 1) Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котёл, в котором варили себе кулиш.

□ 2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.

□ 3) Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.

□ 4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) мелькОм

□ 2) неоткУда

□ 3) досЫта

□ 4) балУясь

Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1.

(1)Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке… (2)Кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёю. (3)Я, проворно встав, подошёл к мальчикам.

В1. Из предложения (1) выпишите слово категории состояния.

В2. Из предложения (2) выпишите наречие.

В3. Из предложения (3) выпишите неизменяемые части речи.

С1. Напишите, с помощью каких приёмов изображает И. С. Тургенев природу в рассказе «Бежин луг» (на примере приведённого отрывка).

14. В каком предложении не является частицей? А. Он (не)отступно шел за ними.

Б. Ты явился (не)вовремя.
В. Далеко (не)спокойно было в доме.

15. Пишется через дефис:

а) когда(нибудь),
б) точь(в)точь,
в) (до)верху,
г) (светло)зеленый,
д) (кое)где,
е) (по)причине.

16. Где нужен ь ? Задание, аналогичное заданию 2:

А) б) в) г) замуж.. ь – ь – настеж.. – ь ь – отреж..те – ь ь – береч.. ь ь ь –

17. Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудил о работе;
б) уйти из завода;
в) платить за проезд;
г) отзыв на рассказ;
д) вернуться из Москвы.

18. В каких предложениях выделенные слова – предлоги ?

А. Все ушли, благодаря хозяйку за праздник.
Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.
В. Земля вращается вокруг солнца.
Г. Несмотря на дождь, мы пошли в поход.
Д. Впереди шел командир отряда.

19. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

А) б) в) г) в течени.. каникул и е е и в продолжени.. суток е и е и в продолжени.. романа и е и е в продолжени.. часа е и е и

20. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 2:

А) б) в) г) вопреки ожидани.. я ю я ю согласно решени.. я я ю ю говорить по прибыти.. е ю ю и отдыхать по окончани.. и е ю и

21. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

А. Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.
Б. Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.
В. Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

22. Укажите предложения, в которых выделенные слова – союзы и пишутся слитно.

А. Молодые сыны его то(же) оглядывали себя.
Б. Я благодарил друга за(то) , что он мне помог.
В. Было холодно, при(том) и тучи появились.
Г. Он узнавал время по(тому) , как двигалось солнце.

23. Укажите, в каких предложениях бы – частица.

А. Что(бы) вы ни делали, вы вспомните обо мне.
Б. Что(бы) это могло быть?
В. Что(бы) хорошо исполнить танец, ребята много репетировали.
Г. Что(бы) их примирить, понадобились усилия.

24. Где не , где ни ?

Что н..(1) говори, а от н..(2)го н..(3) было н..(4) слуху н..(5) духу.

Выберите правильный ответ:

а) не – 1, 2, 3; ни – 4, 5;
б) не – 2, 3; ни – 1, 4, 5;
в) не – 2, 3, 4, 5; ни – 1;
г) не – 1, 2, 3, 4, 5.

25. В каких предложениях не – частица?

А. В (не)раскрытые окна заглядывала (не)большая птичка.
Б. Ему (не)(за)чем было приезжать.
В. Собака завыла и, (не)помня себя, бросилась через дорогу.
Г. На экзамене нужно было переводить текст (не)смотря в словарь.

26. Чем является то в данных предложениях: местоимением, союзом, частицей или суффиксом?

Было (то)же кино. Кто(то) пришел. Было то тесно, то уютно. Открой секрет(то).

Выберите правильный ответ:

а) 1 – мест., 2 – суф., 3 – союз, 4 – част.;
б) 1, 2 – мест., 3 – союз, 4 – суф.;
в) 1, 4 – част., 2, 3 – суф;
г) 1, 3 – союз, 2, 4 – част.

27. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в шахматы, ...

а) ...мне было интересно.
б) ...развивается мышление.
в) ...я получаю большое удовольствие.
г) ...необходимо внимание.

28. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получилсятекст?

А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

а) Г, Б, А, В;
б) А, Б, В, Г;
в) Б, В, А, Г;
г) Б, Г, В, А.

29. Что является грамматической основой в одном из предложений?

а) язык развивается.
б) норма постоянна, неизменна.
в) норма является регулятором.

30. Выберите правильный ответ.

А) б) в) г) к..сательная о а о а впоследстви… е и и е изобр..зить о а о а р..зиденция и е е и

В каком предложении не пишется слитно? а) На стеллаже я увидел несколько (не)читанных мною книг. б) Среди других находок была деревянная

шкатулка, закрытая и (не)поврежденная.

в) (Не)прошедшие медосмотр не допускались к экзамену.

г) Вина подсудимого (не)доказана.

2) В каком случае пишется НН?

Вид у новичка был неряшливый: давно не чище(1)ые ботинки зашнурова(2)ы до половины, заноше(3)ый вяза(4)ый свитер висел бесформенным мешком.

а) 1, 2, 3; в) 2, 3;

3) В каком предложении выделенное определение обособляется? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Берега Лены левый и правый круты и сплошь покрыты лесом.

б) Простой народ здесь носит плетеные из легкого тростника шляпы.

в) Учитель русского языка и литературы Сергей Данилович пришел в нашу школу недавно.

г) Красное кирпичное здание с массивными воротами оказалось табачной фабрикой.

4) Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, отображаемые историческое прошлое.

б) Особое место в творчестве Пушкина занимают произведения, которые отображают историческое прошлое.

в) У Пушкина есть несколько произведений, в которых отображается прошлое.

г) У Пушкина есть произведения, отображающие наше прошлое.

5) Чем осложнено предложение?

Мы совсем было заблудились, но, к счастью, встретили двух соотечественников, проводивших нас до отеля.

а) однородными членами и вводным словом;

б) однородными членами, обособленным обстоятельством и определением;

в) обособленным обстоятельством и обособленным определением;

г) однородными членами, вводным словом и обособленным определением.

6) На месте каких цифр необходимо поставить запятую?

Написанная Вольтером (1) «История Карла 12» (2) входит в состав многотомного собрания сочинений (3) изданного в Париже (4) в начале века.

б) 2, 3; г) 3,4.

7) В каком предложении не пишется раздельно?

а) Стояла жара, (не)обычная для этих мест.

б) Появился хозяин, заспанный и (не)бритый.

в) (Не) приученные к самостоятельной работе дети с трудом осваивают школьный курс.

г) Раньше эта болезнь считалась совершенно (не)излечимой.

8) В каком случае пишется нн?

Озеро было прямо за лугом, засея(1)ым клевером, но ходить по не­коше(2)ым лугам нам было запреще(3)о, а протопта(4)ой тропинки по­близости не было.

а) 1, 4; в) 3,4;

В каком примере НЕ пишется слитно?

1.1) (не) нарушая режима;

2) (не) законченная вовремя;

3) (не) пересечены линией;

(не) замерзшая река.
2. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (не) дорогой, а красивый плащ;

2) (не) был в школе;

3) еще (не) проснувшийся город;

4) прыгнул (не) высоко, а низко.

3. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (не) глубокий, но рыбный пруд;

2) долго (не) заживающая рана;

3) (не) проснувшись вовремя;

4) поступить далеко (не) смело.

4. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) говорить (не) громко, а тихо;

2) ноша (не) большая, а тяжелая;

3) дорога (не) освещена;

4) (не) просмотрев до конца.

5. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) еще (не) засеянное поле;

2) уроки (не) сокращены;

3) вовсе (не) интересный фильм

4) (не) взирая на лица.

6. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (не) продумав решения;

2) (не) деревянный стол;

3) (не) раскрытая книга;

4) далеко (не) красивый.

7. В каком сочетании НЕ пишется раздельно?

1) (не)просохшая земля;

2) картина (не) окончена;

3) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;

4) (не)крашеный забор.

8. В каком сочетании НЕ пишется слитно?

1) еще (не)обжитый край;

2) (не)погасший костер;

3) ничем (не)нарушаемая тишина;

4) трава (не)скошена.

9. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (не)глядя;

2) (не)дорожить;

3) (не)принуждать;

4) постоянно (не)досыпать.

10 В каком примере НЕ пишется слитно?

1) (не)уловимое движение

2) (не)желающие мириться

3) (не)способен сопротивляться

4) ничуть (не)интересная

1 вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология, в) графика,

Б) орфография, г) фонетика,

Д) словообразование

2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю. в) ч, ж, х,

Б) а,о,у, г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.

4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные; в) звонкие и глухие,

Б) ударные и безударные, г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) ударные и безударные,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) прописные и строчные

6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные, в) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые, г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове, в) акустические свойства звука,

Б) минимальная звуковая единица, г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка, в) звуки и буквы,

Б) звуковую сторону языка, г) способы образования слов,

Д) части речи и их формы.

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

А) ["йаблан"ка], в) ["йаблон"ка],

Б) [яблон"ка], г) ["йаблонка],

Д) ["йаблонька].

10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить, в) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка, г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

а) башмак, человек, корабль, в) ворона, воробей, сорока,

б) неспроста, ослепительный, создавать, г) руководить, кап уста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря, в) рядовой, рассказать, приласкать,

Б) росток, постелить, обжигать, г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

А) мощь, в) возьми,

Б) моль, г) колье,

Д) пьеса.

15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный, в) горес..ный, радос..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный, г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без-:

А) бе..граничный, бе..заветный, в) бе..конечный, бе..толковый,

Б) бе..крайний, бе..цельный, г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер, в) начал,

Б) копировать, г) газопровод,

Д) камбала.

Тест по фонетике, орфографии, орфоэпии. 10класс

2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

А) [ т ] б) [ к ] в) [ х ] г) [ с ] д) [ ф ]

2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов в) словарный состав языка

Б) постановка знаков препинания г) состав слова

Д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки в) день Д) скворцы

Б) пень г) соловьи

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова в) правописание слов

Б) звуки речи г) словосочетание

Д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

А) пьёт в) ёлка д) полёт

Б) ёжик г) объём

6. Назовите основные средства графики.

А) звуки в) слоги д) произношение

Б) буквы г) ударение

7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма в) совокупность норм речи

Г) система ударений д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

А) акустические свойства в) классификация звуков

Б) звуки человеческой речи г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж в) м,ч,ш,щ,л д) н,б,ц,в,м

Б) к,г,ж,д,в г) д,т,з,к,ф

10 . Какая буква обозначает два звука?

А) э в) ю д) и

Б) у г) ы

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

а) с ошибкой в) с крылом д) с языком

б) с реки г) с горы

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

а) отлив в) слепок д) кровля

б) огурец г) Москва

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

А) бетон в) трясина д) капуста

Б) печаль г) портфель

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал в) дозвонишься

Б) каталог г) средства д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить в) лень д) святое

Б) ядерный г) стажёр

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков в) сбегать, сделать

Б) сдача, сбить г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и в) ин…екция д) уст…

Б) п…едестал г) бул…он

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

А) след в) ножик д) сварщик

Б) ртуть г) один

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

а) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

в) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

Ответы

1 вариант

2 вариант

1. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?
А) ы, я, ю.
Б) а,о,у,
В) ч, ж, х,
Г) ц, ф, э,
Д) я, ю, е, ё.
Ответ: д

2. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:
А) молчание,
Б) сдержанный,
В) опасно,
Г) городской,
Д) давненько.
Ответ: а

3. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
Ответ: б

4. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
Ответ: д

5. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (притворно)скромный взгляд;
В) (прекрасно)душное настроение;
Г) (юго)восточный регион;
Д) (культурно)историческое наследие.
Ответ: в

6. Как склоняется числительное 90?
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
Ответ: г

7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?
А) каждого, иному;
Б) столько, чей-нибудь;
В) некому, нечему, себя;
Г) их, тобой;
Д) нас, что-то.
Ответ: в

8. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) решать;
Б) побелеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.
Ответ: б

9. Укажите вариант с одной –н-:
А) прийти одновреме..о,
Б) таинстве..о шептать,
В) возражать пута..о,
Г) открове..о признаться,
Д) медле..о гаснуть.
Ответ: в

10. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
А) Что это она все смеется?
Б) Трудно даже представить, что бы со мною случилось.
В) Пусть бор бушует под дождем.
Г) Да здравствуют знания!
Д) Давайте завтра отправимся в парк.
Ответ: а

11. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
Ответ: г

12. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор, и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
В) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
Ответ: б

13. В каком предложении не с наречием пишется слитно:
А) Ты поступил (не)лепо.
Б) Никогда (не)поздно попросить прощения.
В) Ничуть (не)искренне говорил он эти слова.
Г) Этот музей вовсе (не)далеко от нас.
Д) Взглянул (не)доверчиво, а с подозрением.
Ответ: а

14. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
Ответ: д

15. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач

16. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) дОсуг
Б) пОняв
В) сОзыв
Г) (он) дозвонИтся
Ответ: г

17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) давайте попробоваем
Б) около пятисот человек
В) менее быстрый
Г) много яблок
Ответ: а

18. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
А) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
Б) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
В) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
Г) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
Ответ: в

19. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
А) у вас остаётся мало времени для развлечений.
Б) в значительной степени развиваются творческие способности.
В) у меня появилось много интересных знакомых.
Г) я познакомился с нотной грамотой.
Ответ: г

20. В каком слове нет суффикса –щик-?
А) табельщик
Б) кровельщик
В) подлещик
Г) мусорщик.
Ответ: в

21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
А) 1,2, 4
Б) 2,4
В) 3
Г) 3,4
Ответ: г

22. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) разобид…шься, высуш…нный
Б) наде…шься, раскле…вший
В) услыш…шь, просе…нный
Г) брос…шь, вид…мый.
Ответ: г

23. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
А) тщетно
Б) тщательно
В) бессмысленно
Г) напрасно
Ответ: б

24. Укажите предложение с фразеологизмом.
А) Спектакль всем очень понравился.
Б) Зрители приняли спектакль восторженно.
В) Спектакль вызвал восторг у публики.
Г) Мы пришли в восторг от спектакля.
Ответ: в

25. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) указаны
Б) указывая
В) домашний
Г) доверчивый
Ответ: г

26. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера придал осязаемые черты.
А) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Г) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Ответ: а

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
А) 1,2,4
Б) 2, 4
В) 2,3.4
Г) 1,3.
Ответ: в

28. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
2) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
3) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались стаей летящих птиц то острыми льдинками.
4) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.
Ответ: в

29. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж.
А) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота.
Б) 1,4 – выделяются два причастных оборота.
В) 1,2 – выделяется причастный оборот.
Г) 1,3 — выделяется деепричастный оборот.
Ответ: в

30. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
Б) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.
В) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.
Г) Петя (НЕ) мог отвечать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!