Бунин лапти содержание. Жанр и направление


Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

Ну что, барыня, как? Не полегчало?

Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

Лапти? Что за лапти такие?

А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

Как добывать?

В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Рассказ о человеческом милосердии и сострадании. Деревенский житель Нефёд очень переживает за хозяйского мальчика, который лежит с высокой температурой. В такую лютую стужу ни один врач не доберётся и ребёнка лечат, как умеют. В бреду барский сынок просит принести ему красные лапти, и добрый Нефёд решает выполнить просьбу мальчика, хоть и понимает, что на улице метель. На рассвете Нефёда находят мёртвым, но с лаптями: он достал их, но ценой собственной жизни.

Главная мысль такая, что для ребёнка можно сделать всё на свете, чтобы облегчить его страдания.

Читать краткое содержание рассказа Лапти Бунина

Действие рассказа происходит в захудалой деревушке лютой зимой. У женщины сильно заболел ребёнок. Он лежал с высокой температурой и пылал, и бредил. Зима в этом году выдалась суровой: целых пять дней не утихала вьюга. Ребёнку было плохо. Плача и умоляя мать, мальчик почему-то просил достать ему какие лапти. Сначала женщина решила, что у сына поднимается температура ещё выше, раз он просит непонятно что. А мальчик настойчиво упрашивал добыть ему лапти, но не обычные, которые носят у них в деревне, а красного цвета. Он бесконечно плакал, и его мама от беспомощности тоже не сдерживала слёз. Ей казалось, что мальчик бредит, и может быть это его последние дни. От страха она молилась и плакала ещё сильнее.

А за окнами всё валил и валил снег. Женщина не знала, что делать. Её муж где-то далеко уехал, и чтобы добраться до врача, не могло быть и речи. Она прекрасно понимала, что лошади далеко не пойдут по сугробам, а до больницы очень далеко, и даже доктор в такую метель к ним не доберётся. Оставалось только ждать и надеяться.

Когда дверь в прихожей стукнула, женщина посмотрела в ту сторону. Оказалось, что это её слуга Нефёд принес солому, для того, чтобы растопить печь. Он потоптался на месте, а затем осторожно заглянул в комнату, где лежал больной ребёнок. Он кивнул головой, и тихонько спросил, как самочувствие мальчика. Женщина в расстроенных чувствах рассказала, что она уже и надежду потеряла, что мальчику станет легче. С недоумением она сказала Нефёду, что ребёнок, как в бреду, просит всё какие-то лапти красного цвета. Слуга удивился причуде больного, почесал затылок, и принял решение найти такие лапти, раз ребёнок так просит. Женщина встревожилась не на шутку. Она стала говорить, что на улице лютый мороз, что и взять-то красные лапти негде. Нефёд понял, что можно лапти покрасить фуксином, а для этого нужно идти в лавку, в соседнюю деревню. Он предположил, что на лошади добраться будет сложно, и решил, что пешком он как-нибудь дойдёт. Сказал и вышел. На кухне Нефёд надел на себя тулуп потеплее, обмотался вокруг кушаком, чтобы ветер полы не раскрывал, и по глубоким сугробам пошёл красить лапти.

Прошло время. В доме все уже давно пообедали, но Нефёд всё не возвращался. Предполагалось, что слуга, наверное, где-то остался переночевать, но от этого легче не становилось. Все домочадцы переживали за Нефёда, и на душе было неспокойно. За окнами свистел ветер, и гуляла метель. У изголовья ребёнка сидела безутешная мать, а рядом стояла зажжённая свеча. Женщина поставила её на пол, чтобы её мальчику свет не казался ярким. Она сидела возле сына ни жива, ни мертва. А сын продолжал гореть. Он метался в бреду и со слезами умолял достать ему красные лапти. От свечи отражались какие-то тени на стене, и ребёнку казалось, что стена вся в огне, и там пляшут какие-то фигурки. Вся ночь была напряжённой, и когда наступил рассвет, все вздохнули с облегчением. На улице послышались какие-то голоса и чьи-то шаги. Женщина прислушалась. Теперь она чётко понимала, что кто-то приехал. Она услышала, как кто-то настойчиво стучит в окно. Это были несколько мужиков из Новосёлок, с той деревни, куда накануне отправился Нефёд. Они привезли обледенелое тело, которое лежало на санях. Это был, замёрзший в снегу, Нефёд. Мужики рассказали, как они обнаружили тело. Оказывается, они ехали из города, и долго колесили по сугробам, пока не увязли. Так они плутали всю ночь.

Утром, когда рассвело, занесло их вместе с лошадью на какие-то луга. Мужики совсем было упали духом. При такой пурге, они сбились с пути, и решили, что именно тут им и предстоит закончить своё существование. Поняли, что из сугробов им уже не выбраться. И вдруг они обнаружили, что из снега что-то торчит. Присмотревшись получше, мужики увидели, что из сугроба торчат чьи-то ноги в валенках. Видно какой-то человек замёрз в снегу. Собрав последние силы, мужики начали разгребать завалы. Когда они очистили от снега и лицо, то поняли, что это Нефёд из соседней деревни. Тогда они примерно поняли, где они находятся, и что до деревни рукой подать. Погрузили тело на сани и начали потихоньку двигаться.

Бедный Нефёд лежал мёртвым, и никто не мог в это поверить. Но самым удивительным было то, что за пазухой у него были новые детские лапти для больного мальчика, а рядом небольшая бутылочка с фуксином.

Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. Анализ рассказа «Лапти» подтверждает это. Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника. Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги.

Тематика и проблематика рассказа «Лапти»

В данном произведении нельзя выделить какую-то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм.

При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому мальчику и в бреду он просит красные лапти. Это его последняя просьба, его мечта. Лапти – последнее, чего он хочет перед смертью, которую предчувствует. Мать уверена, что лапти помогут сыну поправиться. Но погодные условия мешают отправиться за ними, мужа дома нет, ведь идти надо в соседнюю деревню. Бунин детально описывает состояние природы, пейзажные снежные зарисовки - мы можем предположить, что природа и мальчик – единое целое. Но также погода как будто переживала и за слугу. В данном рассказе погода и человек равнозначны. Продолжим анализ рассказа «Лапти» Бунина.

Читателю не ясно, выздоровел ли мальчик, принесли ему лапти, хотя Нефёд отправился за ними. Мать отправила в пургу слугу за желанной обувью. Нефед замерз на обратном пути. Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?

Герои рассказа «Лапти»

Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный.

Анализ рассказа «Лапти» Бунина позволяет сделать вывод, что, жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ рассказа «Лапти» Ивана Бунина . Посетив наш литературный блог , вы найдете немало полезных и интересных статей.

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Оборудование:

  • портрет И.А. Бунина, выставка его книг;
  • текст рассказа И.А.Бунина «Лапти», иллюстрации к тексту;
  • словарь литературоведческих терминов И.А. Елисеева, Л.Г. Поляковой;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством И.А.Бунина;
  • Выявить жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя;
  • Развивать умение выделять идейно значимые подробности текста;
  • Формировать мировоззренческую позицию о ценностях личности.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Мотивация.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга; 4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Целеполагание:

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И.А.Буниным?

Анализ текста.

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

1) Болезнь ребенка;

2) За лаптями в Новоселки;

3) Ночь ожидания;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. (В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

  1. Выполняет черную работу: «принес соломы на топку»;
  2. Обращается к хозяйке дома словом «барыня»;
  3. Одевается зипун с подпояской.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

– Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов «Надо добывать»? (Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…»).

– Разговор Нефеда с барыней шел лишь о дороге вперед. По возвращении ветер будет дуть в лицо. Неслучайно, ожидая Нефеда, в доме решили, что «значит, ночевать остался… Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда». Он же не стал ждать, поторопился назад.

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. (Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

1) Даже погибнув, Нефед добыл лапти ребенку; 2) смерть Нефеда явилась спасением для заблудившихся новосельских мужиков.

1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. (Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. (Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

3) желание помочь;

4) способность к самопожертвованию;

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

2) Выразительность языка;

3) Недоговоренность.

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И.А.Бунина?

А домашнее задание даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Домашнее задание.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

1) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему?

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

Электронная библиотека Яблучанского . Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 22.6.24

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!