Бюргер готфрид август. Готфрид Август Бюргер (Gottfried August Bürger)

Родился в семье священника, и был вынужден по желанию деда изучать в Галле теологию, но с 1768 года он уже студент Гёттингенского университета, штудирующий юриспруденцию, философию и филологию. В эти годы он сближается с гёттингенским поэтическим «Союзом рощи», но не становится его членом. С 1772 года Бюргер - судебный чиновник и работает на этом посту до 1784 года. В результате неприятностей и ссор с феодальными сеньорами Бюргер оставил свое место, так и не принесшее ему материальной независимости, и стал приват-доцентом в Гёттингене, а с 1789 года - там же профессором эстетики без жалования.

Бюргер - один из крупнейших представителей движения «Бури и натиска», возникшего в литературе Германии на рубеже 1760-1770-х годов. Именно в эти годы в культурной жизни страны создаются произведения, которое ввели немецкую литературу в круг мировой литературы, - «Гётц» (1771) и «Вертер» (1774) Гёте , «Ленора» (1773) Бюргера. Несколькими годами позднее в литературу с теми же задачами вошел Ф. Шиллер («Разбойники», 1781).

Последние годы жизни Бюргера были омрачены неудачным третьим браком, бедностью, болезнями и резкими критическими нападками Ф. Шиллера на его творчество. Автор на протяжении всей своей жизни неустанно боролся с нищетой, из которой ему так и не довелось выбраться. Тяжелая жизнь труженика и борьба за кусок хлеба привели к тому, что он умер в возрасте 47 лет.

Заслуги Бюргера перед немецкой литературой не вызывают сомнения. Он основоположник национальной серьезной баллады, а его «Ленора» (1773) - одно из первых и лучших произведений этого жанра в мировой литературе. Она была образцом как для многих немецких поэтов (Гёте, Шиллер), так и для ряда зарубежных литераторов (В. Скотт в Англии, В. Жуковский и П. Катенин в России). Также Бюргер известен своими переводами, среди которых – «Макбет» Шекспира , а также фрагменты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера .

Помимо поэзии Бюргер знаменит своим переводом на немецкий язык романа Р.Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена, который он обработал и значительно дополнил. И именно Бюргер до 1847 года считался автором «Приключений Мюнхгаузена» (авторство Бюргера было опровергнуто его биографом Генрихом Дорингом). С тех пор во многих изданиях Распе и Бюргер значатся соавторами, хотя споры об авторстве не утихают до сих пор.

На наш взгляд, проблему авторства следует решать следующим образом. Если речь идет о каноническом и немецком вариантах книги, то авторами следует считать Бюргера и Распе. Английское издание, без сомнения, детище Распе. Необходимо подчеркнуть, что за основу многих изданий был взят вариант-оригинал Бюргера (например, русский - в пересказе К.И. Чуковского).

3. Гризебах подсчитал, что из 4113 строк второго издания Бюргеру принадлежит 1371 строка, то есть треть книги. Эти строки - самые известные во всем издании. Одна треть эпизодов, предложений, реплик, введенная Бюргером, изменила композицию книги, все составные части произведения Бюргер углубил и развил истории, имевшиеся в английских изданиях, раскрыл новые грани, благодаря чему образ барона был показан во всех его проявлениях, превратил «Мюнхгаузена» Распе в подлинно народную книгу.

© по материалам статьи А.Н. Макарова «Приключения барона Мюнхгаузена» (с дополнениями)

Примечание к биографии:

  • На фотографии - памятник Бюргеру в Гёттингене.
  • На рисунке (со шпагой) - портрет барона Мюнхгаузена из немецкого издания 1930 года.
  • Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Го́тфрид А́вгуст Бю́ргер (нем. Gottfried August Bürger ; 31 декабря , Мольмерсвенде - 8 июня , Гёттинген) - немецкий поэт.

    Биография

    Напишите отзыв о статье "Бюргер, Готфрид Август"

    Литература

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Бюргер, Готфрид Август

    – Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
    – Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
    Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

    На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.

    Видным немецким поэтом последней четверти XVIII в. был Бюргер, который вместе с Фоссом и Шубартом образует левое крыло движения «Бури и натиска». В своей эстетической программе Бюргер в известной мере шел дальше штюрмеров. Он не только знакомил литературные круги Германии с фольклором, но и сам писал для народа, сообразуясь с его духовными запросами, с уровнем его эстетической культуры. Бюргер был народным поэтом в самом прямом значении этого слова. Бюргер прекрасно знал сельскую жизнь. Детские годы его прошли в деревне (он был сыном деревенского пастора). После окончания Геттингенского университета по факультету правоведения Бюргер снова оказывается в знакомых ему краях. Ему, не имеющему высокопоставленных покровителей, пришлось занять должность деревенского старосты и судьи, всецело зависящих от местного помещика, крепостника и самодура. За нищенскую плату в течение двенадцати лет Бюргер тянет судейскую лямку в деревенской глуши, постоянно находясь в конфликте с местным начальством. В обязанности Бюргера входил не только разбор судебных дел, но и взимание различных штрафов с крестьян, и он из-за своего «неумения преследовать и тиранить бедных людей» был в немилости у властей.

    Последние десять лет жизни Бюргера прошли в Геттингене. Живет он в основном литературным трудом, работая по двенадцать- четырнадцать часов в сутки. Одновременно Бюргер бесплатно читает лекции в университете. В университетской среде он со своими демократическими убеждениями выглядит человеком социально опасным, его всячески третируют, Материальное положение Бюргера (а у него большая семья) по-прежнему ужасно. Изматывающий труд, систематические лишения рано свели поэта в могилу.

    Мировую известность Бюргеру принесли баллады, прославился он также как топкий лирик. Его поэтические достижения во многом следствие его передовой для своего времени эстетической концепции. Бюргер призывает к изображению живой современности, критикует немецких писателей за то, что они часто в поисках материала покидают пределы своей родной страны, мало внимания уделяют изображению своей национальной жизни.

    Единственный путь к оздоровлению немецкой поэзии Бюргер видит в том, чтобы окунуться в стихию народно-поэтического творчества: только здесь можно найти утраченную «волшебную палочку эпоса, которая должна оживить и взбудоражить фантазию и чувство», привести к созданию произведений, близких и понятных демократическому читателю. Как эстетик Бюргер борется за искусство исторически конкретное, национально окрашенное. В то же время он предостерегает писателей от копирования изображаемого. Задачу художника он усматривает не в подражании, а в изображении, связанном с «преображением» действительности. В статье «О популярности поэзии» (Von der Popularität der Poesie, 1777-1778) Бюргер писал: «Всякое художественное творчество есть в конечном счете не что иное, как изображение первично-предметного... Подражатель, ты здесь как и всюду, бессильный, бесхребетный раб! А ты, изобразитель, ты - могучий властелин, жезлу которого повинуется вся природа» 1.

    В связи с этим не совсем верным следует признать замечание Ф. Шиллера, который в своей статье «О стихотворениях Бюргера» (1791) упрекает последнего в натуралистичности, в том, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Отошедший во второй период своей деятельности от движения «Бури и натиска» Шиллер требовал от поэзии «идеализации ее предмета»; отсюда его суровый приговор Бюргеру, изображавшему жизнь без всякого приукрашивания.

    Лучшие произведения Бюргера овеяны духом бунтарства. Примером может служить стихотворение «Крестьянин - своему сиятельному тирану» (Der Bauer an seinen durchlauchtigen Tyrannen, 1773), написанное в стиле революционной прокламации. Это стихотворение - одно из лучших в политической лирике «Бури и натиска». Обвиняя помещика в издевательствах над народом, Бюргер гневно заявляет от имени своего героя:

    Посевы, что ты топчешь, князь,

    Что пожираешь ты с конем,

    Мне, мне принадлежат.

    Ты не пахал, не боронил,

    Над урожаем не потел;

    И труд, и хлеб - мои.

    Ты - власть от бога? Вздор! Господь -

    податель благ земных, а ты -

    грабитель и тиран.

    (Пер. О. Румера)

    Социально-обличительные тенденции отчетливо ощущаются во многих балладах Бюргера. Самая известная из них - «Ленора» (Lenore, 1772-1773), свободно переведенная на русский язык В. А. Жуковским. Героиня ее - простая немецкая девушка, лишившаяся жениха, погибшего в сражении во время Семилетней войны. Беспредельно горе Леноры. В порыве отчаяния она проклинает жестокие законы, установленные «создателем вселенной», отвергает призывы матери покориться власти обстоятельств.

    В балладе «Дикий охотник» (Dcr wilde Jäger) Бюргер вывел жестокого крепостника, одержимого страстью к охоте. Со своей свитой и сворой собак он подобно опустошительному урагану проносится по полям своих крепостных крестьян, вытаптывая посевы. В конце концов он превращается в страшный символ зла, в олицетворение силы, губящей все живое на земле. Бюргер воплотил в нем всю бесчеловечную сущность крепостнического строя.

    С чувством большой симпатии Бюргер рисует образы простых тружеников. В его поэзии они выступают носителями большого душевного благородства, мужества, ума, В «Песне о благородном человеке» им воспет деревенский батрак, который в отличие от графа и толпы зевак, равнодушных к судьбам людей, рискуя жизнью, в половодье спасает троих утопающих. Спаситель с достоинством отказывается от наград: «Я совесть, граф, не продаю, хоть и бедняк». Гордостью за трудовой народ проникнуты слова, в которых заключен идейный смысл произведения:

    Как щедра, как широка

    Душа под блузой мужика!

    (Пер. В. Левина)

    В балладе «Князь и аббат» неграмотный, но наделенный от природы большим умом свинопас Ганс Бендикс выручает из беды аббата, которому князь задал три вопроса. Ответить на них не могли доктора трех факультетов. Лишь Бендикс вышел победителем из трудного испытания. Характерно, что он также отказывается от княжеских милостей.

    Бюргер является автором всемирно известной книги «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена». Это остроумная сатира на хвастливое немецкое юнкерство. Созданная на фольклорной основе, она стала немецкой народной книгой, стоящей в одном ряду со сказаниями о Тиле Эйленшпигеле и шильдбюргерах.

    Бюргер не был первооткрывателем барона Мюнхгаузена. Образ этого беспардонного враля впервые появился в сборнике юмористических рассказов «Путеводитель для веселых людей» (1781). В 1785 г. Распе, немецкий писатель, проживающий в Англии, издал на английском языке «Повествование о бароне Мюнхгаузене». Бюргер, опираясь на Распе, значительно увеличил число похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальную направленность книги, придал ей художественную цельность. Он создал остроумное, веселое произведение, где главный герой, стремясь себя возвеличить, в действительности выставляет себя на всеобщее посмешище. Саморазоблачение Мюнхгаузена - основной прием Бюргера в создании комического эффекта. О каких только удивительных «историях» не рассказывает барон-хвастун! На сером волке, чудом впрягшемся в сани, он с помпой въезжает в Петербург. Мюнхгаузен побывал на Луне, прокатился па пушечном ядре, сам себя за косу вытащил из болота, один перочинным ножом убил тысячу белых медведей и т. д. и т. п. Барон врет вдохновенно, в минуты повествования верит в истинность своих небылиц. Его приключения составляют преимущественно эпизоды из охотничьей и военной жизни. Лишь эти две сферы интересуют Мюнхгаузена. Рассказывая о России, он не обещает своим слушателям познакомить их с «образом правления, с искусством и науками этой страны». «Я стремлюсь привлечь ваше внимание к более важным и благородным предметам,-заявляет он,- а именно - к лошадям и собакам», а также «ко всякого рода... подвигам, которые дворянину более к лицу, чем крохи затхлой латыни и греческой премудрости...» В этом высказывании весь Мюнхгаузен - невежественный, кичащийся своим титулом, чуждый каких-либо духовных интересов.

    Бюргер - один из наиболее радикально мыслящих писателей «Бури и натиска». Он полностью разделял идеи французской революции 1789-1794 гг., решительно, подобно Гердеру, осуждал политику европейских государств, участвовавших в походах против революционной Франции. Бюргер обращался к немецким солдатам с призывом не участвовать в позорной интервенции:

    Ты за кого идешь на бой,

    Немецкий добрый мой народ,

    Бросаешь землю, дом родной,

    Хозяйку и сирот?

    За князя, за дворянский род

    Да за поповский сброд.

    (Пер. Л. Лозинской)

    Примечания.

    1 Цит по кн.: Пауль Рейман. Основные течения в немецкой литературе 1750-1843 гг. М., 1959, с. 181-182.

    БЮРГЕР, Готфрид Август (Burger, Gotfried August - 31.12.1747, Мольмерсвенд (Гарц) - 08.06.1794, Геттинген) - немецкий поэт.

    Родился в семье сельского пастора, внук крепостного крестьянина. Учился в университетах Галле и Геттингена. После окончания факультета правоведения Ґеттінґенського университета, где господствовали идеи французского и английского просвещения, Бюргер течение 12 лет служил на должности сельского старосты и судьи в родных краях, постоянно конфликтуя с местными властями через свое «неумение преследовать и притеснять бедных людей». В 1784 г. он оставил службу и переехал в Геттинген, где читал лекции по эстетике и стилистике как приват-доцент университета. Один из немногих немецких профессиональных поэтов, Бюргер зарабатывал на жизнь литературным творчеством, работая по 12 - 14 часов в сутки. Изнурительный труд, постоянные лишения, необходимость содержать большую семью рано свели его в могилу. Бюргер умер в возрасте 47 лет почти в полной нищете.

    «Миром пришлось блукать немало

    В бури и натиска моим ногам.

    В обществе утомленных жизнью

    Відпочить паломнику пристало.

    Уже лицо клонится увяли,

    Осыпаться пора цветкам.

    Сердце! что же тебя - спрашиваю сам -

    Полным сил держит, как держало?» -

    спрашивал себя поэт в конце жизни в стихотворении «К сердцу» (пер. И. Качуровского).

    Начало литературной деятельности Бюрґера приходится на студенческие годы, когда он написал многочисленные лирические поэзии. Начинал с увлечения анакреонтикою, но уже в раннем творчестве отчетливо прослеживаются вольнолюбивые мотивы. В поэзии «Ночное празднество Венеры» («Die Nachtfeier der Venus», 1722) Бюрґера, уславляючи богиню любви как творца всего живого, утверждал в духе штюрмерів независимость человека и право на радость жизни. В 70-х гг. сформировались и эстетические взгляды Бюрґера как представителя литературы «Бури и натиска». В эти годы он создал ряд теоретических трудов, в которых изложил свои взгляды на литературу и искусство, полагая, что путь к оздоровлению немецкой поэзии лежит в народнопоетичній стихии, а искусство должно быть национально окрашенным и исторически конкретным и не копировать при этом жизнь. Об этом говорится в статьях: «Из книги Даниэля Вундерліха» («Aus Daniel Wunderlichs Buch», 1776), «О распространенности поэзии в народе» («Von der Popularitat der Poesie», 1777-1778).

    1773-1775 гг. были наиболее плодотворным периодом в творчестве Бюрґера. Он создал новый для немецкой литературы жанр серьеВНОй баллады. Такова знаменитая «Ленора»(«Lenore»,1773). Используя фантастический сюжет о мертвом женихе и мотивы солдатской народной песни, Бюргер воспроизвел горе простой немецкой девушки, которая потеряла любимого в сражениях Семилетней войны 1756 -1763 гг. Именно эта ненужная обычным людям война разрушила счастье Ленори. В балладе «Дикий охотник» («Der wilde Jager») воспроизведено народную легенду о графе-преступника, который разорил во время охоты крестьянские поля.

    Теперь на него упала Божья кара: до Страшного суда он обречен носиться среди адского пламени, гонимый дьявольской сворой.

    В 1773 г. был написан и стихотворение «Крестьянин - своим князьям» («Der Bauer an seinen durchlauchtig-sten Tyranner») - яркий и характерный образец политической поэзии Бюргер. Он выражает свободолюбие, демократические убеждения автора и ненависть крестьян к феодалам. Созданный в форме инвективы (острого разоблачения), стихотворение впервые было напечатано лишь в 1776 г. Обвиняя помещика в издевательстве из народа, Бюргер гневно заявляет:

    Ты - Божья власть? Врешь! Бог -

    Податель благ земных, а ты -

    разбойник и тиран.

    В 1776-1781 гг. Бюргер написал балладу «Дочь пастора из Таубенхайна» («Des Pfarrers Tochter von Taubenhein»), где Бюргер обратился к одной из самых распространенных и самых злободневных тем штюрмерської литературы - истории детоубийцы. Героиня - Розетта - не преступница, а жертва. Соблазнена аристократом и покинутая, она убивает своего ребенка. На основе баллады были созданы кукольный спектакль и лубочный роман.

    В последней трети 80-х годов Бюргер создал цикл лирических стихов «Песни к Молли», связанный с его страстной любовью к свояченицы.

    В 1786 и 1788 гг. вышли первое и второе (оба анонимные) издание романа «Удивительные путешествия по воде и по земле, походы и забавные приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих приятелей» («Wunderbare Reisen zu Wasser und zu s lande, Feldzuge und lustige Abenteuer des Freiherrn von Munchhausen, wie er dieselben bei der Flasche im Zirkel seiner Freunde selbst zu erzahlen pflegt»), который стал всемирно известной книгой. Прототипом и автором первой «Мюнхґаузіади» (1781) был реально существующий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720-1797), который много лет провел в России, попав туда как паж герцога Брауншвейгского. В России он остался на военной службе и участвовал в русско-турецкой войне, проявив личную отвагу. Его юмористические рассказы о якобы собственные похождения были напечатаны в «Альманахе для весельчаков». В 1785 г. истории про барона Мюнхгаузена выдал немец Эрих Распе (1737-1794) в Лондоне на английском языке. Он свел отдельные рассказы в одно целое, расположив их в логической последовательности. Литературными «предками» романа Бюрґера были многочисленные анекдоты о абсурдные приключения, которые встречались в старинных народных книгах, в шванковій литературе XVI-XVII вв. («Фацетії» Бебеля, 1508-1512; «Общество в саду» Я. Фрая, 1556, и др.), в таких книгах, как «Тиль Ейленшпіґель» (1515) и «Шільдбюрґери» (XVI в.). Бюргер, опираясь на существующую традицию, значительно увеличил количество похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальну направленность книги, предоставил ей художественной целостности.

    Самые известные эпизоды романа принадлежат перу Бюрґера: рассказы о генерале с серебряной накривачкою на голове, о спасении от медведя с помощью вещества и мороза, о похождениях отрубленной задней части лошади, об охоте на уток с кусочком сала, про полет на ядре, о вытягивание себя и коня за косичку на собственной голове из болота, эпизод с лунным ученым и др. Форма произведения, достаточно сложная, сочетающая элементы авантюрно-приключенческого и социально-бытового романов, прослеживаются в нем и черты острой антифеодальної сатиры. Фантастические мотивы помогают автору правдиво обрисовать произвола самодержавців и показать жизнь дворянства, духовенства и других слоев немецкого общества XVIII в., осудить милитаризм и колониальные захваты. Сам главный герой - Мюнхгаузен фигура отнюдь не однозначна. В нем слились воедино и непревзойденный рассказчик, удивительный мастер чрезвычайного, человек с утонченной и натренированным фантазией, и пересмешник, который использует свой актерский талант, и никчемный, жалкий філістер, трус, зазнайка, бездельник, наемник. Несмотря на целый ряд негативных черт Мюнхгаузена, этот образ в целом вызывает большую симпатию вот уже много десятилетий в самых разных читателей именно своей безудержной фантазией, своим оптимизмом и верой в силу человеческого духа. Бюргер в предисловии переводчика указывал, что он пытался относиться к произведению так, как будто он был его собственностью. Талант народного писателя помог Бюрґеру создать столь своеобраВНОе произведение, что он стал немецкой книгой и вошел в золотой фонд мировой литературы.

    В 1789 г. Бюргер побывал в Веймаре, чтобы встретиться с И.В. Гете и Й.К. Ф. Шиллером, с которыми на протяжении многих лет переписывался. Встреча разочаровала всех трех. Гете и Шиллер отошли от идеалов «Бури и натиска», а вместе с тем и от преклонения перед Бюрґером. А в 1791 г. Шиллер опубликовал статью «О стихах Бюрґера», которая во многом определила отношение современников до последнего. Шиллер упрекал в ней Бюрґера за субъективную натуралистичность, за то, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Веймарець требовал теперь от поэзии «идеализации предмета», отсюда его суровый приговор поэту, который изображал жизнь без всяких украшений.

    В 90-х pp. XVIII в. произошел новый подъем в творчестве Бюрґера. Один из самых радикальных писателей «Бури и натиска», он полностью принял идеи Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Прославляя ее, Бюргер выступил в ґеттінґенській масонской ложи с патетической речью «Восхваление свободы» («Ermunterung an die Freiheit», 1790). Это время расцвета и политической лирики поэта. В «Альманахе муз на 1793 год» он опубликовал 40 стихотворений и эпиграмм, где высмеял врагов революции и оправдал террор.

    В целом же поэзия Бюрґера раВНОобразная и оригинальная по тематике и стилю. Она делится на игры циклы: «Баллады и романсы», «Песни к Молли», «Высказывания и раВНОобразные стихи». При этом в сатирических стихах 70-90 лет он идет по традиции байки и средневекового шпруха. Во многих лирических произведениях ему удается сохранить стилевые приемы фольклорных песен, романтическое и сентиментальное окраску.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!