Царь Федор Иоаннович. Фёдор Иванович, царь: биография, годы правления

    После Ивана IV Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын, Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом периода в отечественной истории, кото­рое было принято обозначать «смутное время». Под «смутным временем» подразумеваются события, происходившие в России в период от смерти Ивана IV Грозного (1584 г.) до воцарения на престоле первого царя из династии Романовых Михаила Федоро­вича (1613 г.).

    Преемник Ивана Грозного, Федор Иванович, был слабым и бо­лезненным человеком, не способным управлять огромным Россий­ским государством. Осознавая это, перед своей смертью Иван Гроз­ный для управления страной назначил совет из пяти бояр, в который входили и представители знатных русских родов, и опричный круг. К последним принадлежал Борис Годунов, выдвинувшийся в период опричнины. На его сестре был женат Федор Иванович.

    Постепенно влияние Бориса Годунова все более усиливается. Тесно связанный с дворянством, Борис Годунов оставался врагом знати, сторонником сильной власти. В1587 г. ему удается ликви­дировать боярский совет и занять место в свите Федора Иванови­ча. Тем самым Борис Годунов становится фактическим правите­лем Российского государства.

    В1598 году умирает царь Федор Иванович, не оставив наслед­ никапрестола. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, получившего уже и юридическую санкцию своего единоличного правления. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. К началу его царствования в основном было закончено составление Писцовых книг, которые закрепили за помещиками работавших на их зем­лях крестьян. Была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.

    В 1597 году был издан указ о кабальных холопах, по которому тот, кто прослужил по вольному найму более полугода, превращался в кабального холопа и освобождался только после смерти своего господина. Тогда же увидел свет указ об установлении так называе­мых «урочных лет». «Урочные годы» - это срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепост­ных крестьян. Сначала этот срок ограничивался пятью годами, затем, по Уложению 1607 года, был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, по Соборному уложению 1649 г. «урочные годы» отменялись, и вводился бессрочный сыск беглых крестьян.

  1. Россия в период Смутного времени.

    "Смутное время", или "великая разруха Московского государства", как говорили тогда, продолжалось около де­сяти лет. Страна была разорена, в ней не осталось "закон­ного правительства".

    После смерти Ивана Грозного, причиной на­чала Смуты явился династический кризис, ибо умерший в 1584 году Иван Грозный не оставил после себя преемника. Первого сына он убил в при­ступе гнева в 1581 году, второй Федор был слабоумным, третий - Дмит­рий был младенцем. Умирая, царь создал при сыне Федоре регентский совет, где власть сосредоточил в своих руках Борис Годунов.

    В 1598 году после смерти Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Надо отметить, что он, будучи крупным государственным деятелем, осторож­ным и настойчивым политиком, добился решения ряда вопросов в инте­ресах России во внешнеполитической области, но голод, разразившийся в стране в результате неурожайных 1601-1602 годов, привел к массовой смертности в стране (только в Москве умерло 127 тысяч человек). В 1605 году Борис Годунов внезапно умер. Его смерти предшествовали восстание холопов в 1603 году, появление Лжедмитрия I в 1604 году и раскол в российском обществе в связи с этим. После смерти Годунова последовала польская интервенция и занятие Москвы, восстание в Москве против Лжедмитрия, появление второго Лжедмитрия, восстание Болотни­кова, второе польское нашествие, создание народного ополчения в Ниж­нем Новгороде под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и освобождение Москвы.

    В этих условиях после освобождения Москвы от поляков по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный собор за всю историю средневековой России, отразивший в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе осво­бодительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба. В конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Ми­хаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозно­го. Это обстоятельство как бы создавало видимость продол­жения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романо­вых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г.

    Заканчивается Смутное время избранием в феврале 1613 года на российский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

    Острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной цен­трализации, отсутствием необходимых условий для нормаль­ного развития страны. Сложный комплекс событий этого периода историками был назван "смутным" временем". В то же время это был важный этап борьбы за утверждение Российского централизованного государства.


  ФЁДОР ИВАНОВИЧ (31.05.1557-06.01.1598 гг.) - царь с марта 1584 г., последний русский государь из династии Рюриковичей.

Сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. С 1573 г. неоднократно выдвигался кандидатом на польский трон. После гибели от руки Ивана IV его старшего сына Ивана (1582 г.) Федор стал фактическим наследником престола, хотя отец и считал его неспособным к управлению государством. Перед смертью Иван IV учредил в помощь Федору регентский совет из числа наиболее влиятельных бояр и двух думных дьяков - братьев Щелкаловых.

Первые годы царствования Федора Ивановича отмечены ожесточенной борьбой дворцовых группировок. По свидетельству современников, Федор Иванович мало уделял внимания государственным делам. Большую часть времени он посвящал дворцовому хозяйству, украшению кремлевских палат, делал щедрые взносы в монастыри. Любимой забавой царя были медвежьи бои.

С 1587 г. власть в стране фактически сосредоточилась в руках боярина Б.Ф. Годунова , на сестре которого - Ирине - был женат Федор Иванович. Годы пребывания Федора Ивановича на троне характеризовались постепенным оздоровлением хозяйственной жизни, находившейся в кризисном состоянии после Ливонской войны 1558-1583 гг. Правительство Годунова приняло ряд мер по дальнейшему закрепощению крестьян (введение урочных лет и др.) и усилению налогового бремени тяглового населения - главного источника пополнения казны.

Определенными успехами характеризовалась внешняя политика этого периода. В результате войны со Швецией 1590-1593 гг. Россия возвратила ряд городов Новгородской земли, отторгнутых в ходе Ливонской войны, развивались торговые связи с Англией и Францией. Завершилось присоединение Западной Сибири, укрепилась система обороны южных рубежей и др., заметно усилилось влияние России на Кавказе. В Сибири и на южных окраинах России возникли десятки новых городов и острогов.

Важным событием, свидетельствовавшим о консолидации единого Русского государства и усилении его позиций на международной арене, стало учреждение в 1589 г. патриаршества.

Впрочем, и меры в области внутренней политики, и внешнеполитические акции подпитывали нараставшие противоречия внутри страны и в отношениях с соседними странами - Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской империей, подспудно готовя системный кризис (смуту) нач. XVII в.

Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Царица Ирина Федоровна после смерти супруга, несмотря на то, что ей формально присягнули все высшие бояре, удалилась в Новодевичий монастырь. Вопрос о новом русском царе должен был решать Земский собор. Впрочем, решение было почти предопределено: царем избрали брата овдовевшей царицы - всесильного Бориса Годунова.

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Правление Федора Ивановича стало последним в династии Рюриковичей. Годы правления Федора пришлись на конец XVI в., а именно 1584-1598 гг. Современники утверждают, что венчание этого царя было самым торжественным в Русской истории, миропомазание совершали из сосуда, принадлежавшему ранее Римскому императору Августу, а потом Владимиру Мономаху.

Скипетр нового государя нес Борис Годунов, серый кардинал времени правления Федора. А последние годы царствования последнего Рюриковича оставили много загадок для потомков. Власть увеличивалась, при странных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий Иванович в Угличе, немногим позже умирает и сам Федор Иванович. Рассмотрим, как же было время его правления.

Царь Федор Иванович

Если посмотреть на историческую мысль и до революции и после, то можно сделать вывод о том, что личность государя Федора Ивановича несколько «задвинута» и недооценена. В школьной образовательной программе мы встречаем упоминание о нем лишь вскользь. Да и собственно научная литература не особо жалует его.

Скорее всего, на восприятие Федора как царя влияние оказали источники, которые мы имеем на данный период времени. Источники, в большей степени иностранных путешественников. Они дают основные характеристики о том, что царь Федор Иванович человек «недалекий» и ограниченный. Такие выводы были сделаны иностранцами, которые в короткое время посещали Русского государство, их произведения были популярны тогда и немногим временем позже. Очень известны записки Дж. Флетчера, который видел Федора лично. Но едва ли стоит им верить так безоговорочно.

Таким образом, сведения от современников иностранцев, дают нам следующее представление о Федоре:

  1. Он был слаб умом;
  2. Царь не мог самостоятельно править государством и вместо него это делали другие люди (Бояре, Борис Годунов).

Так сложился стереотип, которому следуют некоторые историки в восприятии эпохи того времени. Однобокое восприятие той исторической действительности не дает в полно мере понять, каким человеком и царем был на самом деле Федор Иванович. Есть многие другие источники, которые дают более реальное описание сына .

Федор родился в 1557 г., получил хорошее образование. Есть сведения, что он уже с 5 лет вел переписку с отцом. Его воспитывали не как будущего государя, а как удельного князя - наследником был его старший брат Иван. Но молодой наследник умер и будущим государем стал Федор, так как был вторым по старшинству. В его правление взошла фигура Бориса Годунова. Но если посмотреть внимательнее, то Борис не был человеком, который правил за Федора Ивановича, он скорее был тем человеком, который помогал ему править.

Годы правления царя Федора Ивановича


Годы правления государя Федора Ивановича воспринимались его народом как правление помазанника Божьего, как исполнителя воли Бога на Земле. После правления своего отца Ивана IV, Федор правил иначе. Он исполнял Божью волю совершенно по-другому, никак делал это его отец. Характер Федора был мягким.

При нем отец оставил Боярский совет, который должен был помогать править молодому государю. В данный совет входили представители таких боярских родов как:

  • Захарьины-Юрьевы (Романовы);
  • Шуйские;
  • Бельские;
  • Мстиславские и др.

Понимая, что характер Федора Ивановича мягче, нежели был у его отца, бояре пытаются получить некоторые вольности, которых не было при Грозном. Главная цель - это восстановить роль Боярской Думы и родов, каковая была еще до правления Ивана IV. Но тут можно сказать, что всех здесь обыграл.

Федор был женат на Ирине Годуновой, сестре Бориса. Ирина и Борис были знакомы и с Федором и с его старшим братом Иваном еще с детства. Когда Федор стал государем, он, наверное, предвидел столкновения боярских родов в борьбе за власть. Именно поэтому он предпочел опереться на родственников своей жены. Род Годуновых-Сабуровых славился сплоченностью, внутри их семье никогда не было междоусобиц, кроме того они были прекрасными административными деятелями.

Отношения Федора и Ирины - это дружба с детства, которая потом переросла в семейные узы. Конечно, царевичи не самостоятельно выбирали себе невест, но это не отменяет того, что Федор и Ирина на самом деле питали друг к другу нежные чувства. Выбор в пользу Ирины был сделан Иваном IV, свадьба состоялась в 1580 г. Федору предлагали развестись с Ириной, сначала отец, а потом через несколько лет бояре. Супруга не могла забеременеть долго. Но Федор ответил всем отказом, через несколько лет Ирина все-таки забеременела.

Правление царя Федора Ивановича

Федор правил самостоятельно это, несомненно. Он всегда жестко пресекал попытки посягнуть на его личные и царские права, в таких решениях он был тверд. Он был истинным христианином, чтил институт брака, да и вообще все Божьи заповеди. Правление царя Федора Ивановича осуществлялось не только при помощи Годунова, но и при помощи Шуйских. Они тоже были максимально приближены к престолу.

Но здесь есть ряд отличий. Доподлинно известно, что Годуновы поддерживали Федора на протяжении всего его правления, никогда его не предавали. Шуйские же напротив, такой верностью не отличались. Они подписали рукописание, в котором просили государя развестись с супругой. Это для Федора было неприятным фактом.

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!