Царь иоанн 4. Иоанн IV Грозный (5 фото)

По мотивам "Интересных фактов об Иване Грозном"

В последнее время мне попалось несколько статей или постов на совершенно разных ресурсах о так называемых "тёмных" правителях нашего государства - Иване Грозном и И.В.Сталине. Мысли в них высказывались совершенно разнополярными авторами, не однозначные, но во многом совпадающие…
Причем авторы – это и публика с развлекательных ресурсов сети (как сегодня на наших любимых Фишках), и представители Православного интернета, и атеисты, и монархисты…

Позволю себе изложить совсем немного из накопленного мною по фигуре Царя.
Иоанн IV Грозный меня интересует достаточно давно, первую книгу о нем я прочитал в 1988 году, так что помимо прочитанных/изученных материалов я имею и достаточно весомые свои личные представления о государе.

Сразу скажу - постоянно убеждаюсь, что мысли 90% авторов прочитанных мной постов весьма далеки от исторического документализма. Этим авторам следует в заголовки своих опусов добавить строки… ну что-то типа «авторский взгляд» или «моя интерпритация» и т.п.
Например многие ставят в вину Иоанну якобы имевший место факт избиения опричниками во главе с царем митрополита Филиппа и его изгнание. На самом деле сей домысел не имеет никаких документальных подтверждений, равно как и то, что царь Иоанн IV имел какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа. То есть – это вообще целиком выдумка!
Например «Соловецкое житие» утверждает, что "никто не был свидетелем того, что произошло". (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский.-М., 1991, с. 80-81; Преподобный игумен Филипп. - В кн.: Соловецкий патерик. - М.: Синодальная библиотека, 1991. - С. 64; Житие святителя Филиппа, митрополита Московского. - В кн.: Бехметева А. Н. Жития святых. - М., 1897. - С. 61. Федотов Г. П. Указ. соч., с. 82-83.)
И еще, не хотел «подробничать», хотел покороче, так сказать «крупными мазками» отразить, но не могу удержаться.
Чтобы осудить и низложить Святителя Филиппа, Пимен Новгородский (в том же "житие" говорится, что он первый после Митрополита иерарх Русской Церкви, мечтал "восхитить его престол"), Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский и духовник Грозного (который был главным "нашептывателем" против Свят. Филиппа перед Царем: "непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя Царю на Св. Филиппа") стали клеветать на Митрополита Царю. Однако, не добившись ничего, отправили «посольство» в Соловецкий Монастырь, где им удалось подкупить несколько монахов монастыря (кого, обещанием Арихиереского Сана, кого деньгами) и те дали ложные показания на Соборе.
Показательно, что даже Церковные историки, с ярко выраженным негативным отношением к Царю Иоанну, по этому поводу печально констатировали: "Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором Русской Церкви и оклеветанным своими духовными детьми". (Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский. - М.:1991. - с.78.)

Далее. Ну и как не затронуть "конек" обличителей "бесноватого" правителя - так любимые всеми массовые казни.
Как говорится - прежде чем заявлять, изучайте матчасть. Согласно историческим источникам, за весь (!!!) период правления царя Иоанна Васильевича было казнено не более 4-5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением, например, современника царя Иоанна IV, французского короля Карла IX, по распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики перебили во Франции 30 000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были повешены 70 000 человек. Эти цифры доказывают, что особая "кровожадность" Грозного царя – домыслы фальсификаторов.

Главный вопрос, который меня всегда преследовал - почему в новых фильмах и сериалах, постах и заметках, Царь Иоанн IV Васильевич представлен душевнобольным, не способным к государственным делам маньяком-садистом?

Почему ВСЕМИ авторами публикаций известные слова Священного Писания влагаются в уста государя как цитата, но звучат как весьма свободное переложение? Я имею в виду фразу: "Ибо написано: всякая власть от Бога" (в Апостоле: "Несть бо власть, аще не от Бога" (по-церковнославянски), или же "Нет власти не от Бога" (по-граждански, или в т. н. синодальном переводе). Поверьте, Царь оооочень хорошо знал КАК написано.
Не многие видимо знают, что опричная "братия" носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным ЛИЧНО царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе (!), а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.

Все время хочется спросить, а почему ВООБЩЕ ни кто из этих «писателей» ну просто никогда не упоминают о том, что именно при этом Царе территория государства увеличилась в 2 раза – с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, были завоеваны царства Казанское, Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба, регулярная армия, возведено более 40 каменных церквей небывалой по тем временам красоты; основано свыше 60 монастырей; было прославлено 39 Русских Святых (ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. Св. Благоверный Князь Александр Невский; было построено 155 крепостей и 300 новых городов;

Были изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства Святой Руси, как Третьего Рима и Второго Иерусалима.
Да его личность весьма не однозначна, и тут можно долго рассуждать о личном моральном облике, о каких-то спонтанных поступках, но одно должно быть понятно всем - Иоанн Грозный был великий государственный деятель и настоящий патриот.

Промолчу я в этом материале о военных походах Царя, об этом есть много исторических летописей, которые почему-то никто не пользует во время высказываний про, например, "убитый" Новгород и прочая. Если будут конкретные вопросы по конкретным временным событиям, я готов рассказать))

Да, чуть не забыл…. Так, для справки, уверен – никто из прочитавших не знал, что как местночтимый Святой Московской епархии Иоанн IV почитался со времен патриарха Филарета, когда и была написана его икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. По этой теме кто интересуется может без труда отыскать и прочитать труд «Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI-XVII вв.». А что касаемо относительно недавнего прошлого - на готовящемся Соборе 1917-1918 гг. под покровительством Царя Николая II и по личному ходатайству Царицы Александры готовилось общероссийское прославление Святых Благоверных Царя Иоанна Грозного и Императора Павла Первого…
Вот…
Нет, еще не все, вот Вам уважаемый читатель еще один факт: Святитель Димитрий Ростовский (+1709), который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся факты и документы по вопросу отношений Царя и Митрополита Филиппа, составил житие Свят. Филиппа. Так вот в этом последнем канонически безупречном тексте жития нигде не упоминает о том, что Царь как-либо причастен к кончине Митрополита. Все дело в том, что в начале XX века профессора, так сказать «переводившие» труд Святителя (он написан на Церковно-Слвянском языке) на русский язык совершили явный подлог: они, под предлогом «исправления ошибок» Святителя, вместо жития Димитрия Ростовского (где черным по белому говорится о невиновности Царя), вставили, дополненное Карамзиным «соловецкое житие». Увы, сейчас переиздается именно этот, «исправленный» в начале XX века, текст Четьих Миней, который к Свят. Димиртрию Ростовскому вообще не имеет никакого отношения…

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Иван Грозный – первый царь всея Руси, известный своими варварскими и невероятно жесткими методами правления. Несмотря на это, его царствование считают знаменательным для государства, которое благодаря внешней и внутренней политике Грозного стало в два раза больше по своей территории. Первый русский правитель был властным и очень злым монархом, но сумел многого достичь на международной политической арене, поддерживая в своем государстве тотальную единоличную диктатуру, насыщенную казнями, опалой и террором за любое неповиновение власти.

Детство и юность

Родился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя и литовской княгини . Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался. Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.

Википедия

Детство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьезной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жесткий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды. Это воспитало в нем агрессию и жестокость, которая уже в юные годы проявлялась в желании мучить животных, а в будущем и весь русский народ.

В тот период страной управляли князья Бельские и Шуйские, дворянин Михаил Воронцов и родственники будущего правителя по материнской линии Глинские. Их правление ознаменовалось для всея Руси безалаберным распоряжением госимуществом, что очень отчетливо понимал Иван Грозный.


Руниверс

В 1543 году он впервые показал опекунам свой норов, приказав убить Андрея Шуйского. Тогда бояре начали бояться царя, власть над страной полностью сконцентрировалась в руках Глинских, которые стали всеми силами ублажать престолонаследника, воспитывая в нем звериные инстинкты.

При этом будущий царь много времени посвящал самообразованию, читал много книг, что сделало его самым начитанным правителем тех времен. Тогда же, будучи бессильным заложником временных правителей, он возненавидел весь мир, а его главной идеей стало получение полной и ничем неограниченной власти над людьми, которую он ставил превыше любых законов морали.

Правление и реформы

В 1545 году, когда Иван Грозный достиг совершеннолетия, он стал полноправным царем. Его первым политическим решением стало желание венчаться на царство, что дало ему право единовластия и наследия традиций православной веры. При этом этот царский титул стал полезным и для внешней политики страны, так как позволил занять другую позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой и претендовать России на первое место среди европейских государств.


Царь Иван Васильевич Грозный. Художник Виктор Васнецов / Государственная Третьяковская галерея

С первых дней правления Ивана Грозного в государстве прошли ряд ключевых изменений и реформ, которые он разработал с Избранной радой, а в России начался период самодержавия, в течение которого вся власть попала в руки к одному монарху.

Следующие 10 лет царь всея Руси посвятил глобальному реформированию – Иван Грозный провел земскую реформу, которая сформировала сословно-представительную монархию в стране, принял новый судебник, ужесточивший права всех крестьян и холопов, ввел губную реформу, перераспределившую полномочия волостелей и наместников в пользу дворянства.

В 1550 году правитель раздал «избранной» тысяче московских дворян поместья в пределах 70 км от российской столицы и образовал стрелецкое войско, которое вооружил огнестрельным оружием. Тот же период ознаменовался закрепощением крестьян и запретом на въезд в Россию еврейских купцов.


Википедия

Внешняя политика Ивана Грозного на первом этапе правления была насыщенна многочисленными войнами, которые были весьма успешными. Он лично участвовал в походах и уже в 1552 году взял под контроль Казань и Астрахань, а после присоединил к России часть сибирских земель. В 1553 году монарх начал организовывать торговые отношения с Англией, а через 5 лет вступил в войну с Великим княжеством Литовским, в которой потерпел громкое поражение и потерял часть русских земель.

После проигрыша в войне Иван Грозный начал искать виновных в поражении, разорвал законотворческие отношения и Избранной радой и встал на путь самовластия, наполненного репрессиями, опалами и казнями всех, кто не поддерживал его политику.

Опричнина

Правление Ивана Грозного на втором этапе стало еще более жестким и кровавым. В 1565 году он ввел особую форму правления, в результате которой Россия была разделена на две части – опричнину и земщину. Опричники, принесшие клятву на верность царю, попадали под его полное самовластие и не могли общаться с земскими, которые платили львиную долю своих доходов монарху.


Википедия

В поместьях опричнины таким образом собралось многочисленное войско, которое Иван Грозный освободил от ответственности. Им было позволено устраивать грабежи и погромы бояр насильственным образом, а в случае оказания сопротивления им разрешалось беспощадно казнить и убивать всех несогласных с государем.

В 1571 году, когда на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей, опричнина Ивана Грозного продемонстрировала полную недееспособность защищать государство – разбалованные правителем опричники попросту не пошли на войну, и из всей многочисленной армии царю удалось собрать только один полк, который не смог противостоять армии крымского хана. В результате Иван Грозный отменил опричнину, перестал убивать людей и даже приказал составить поминальные списки казненных людей, чтобы в монастырях отпевали их души.


Московский застенок. Конец XVI века. Художник Аполлинарий Васнецов / Музей Москвы

Итогами царствования Ивана Грозного стали развал экономики страны и громкое поражение в Ливонской войне, которая, по мнению историков, была делом всей его жизни. Монарх понял, что, управляя страной, он совершил множество ошибок не только во внутренней, но и во внешней политике, что к концу правления заставило раскаяться Ивана Грозного.

В этот период он совершил еще одно кровавое преступление и в моменты ярости случайно убил собственного сына и единственного возможного престолонаследника Ивана Ивановича. После этого царь полностью отчаялся и даже хотел уйти в монастырь.

Личная жизнь

Личная жизнь Ивана Грозного также насыщенна, как и его правление. По версии историков, первый царь всея Руси был женат семь раз. Первой супругой монарха была Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой он обвенчался в 1547 году. Более чем за 10 лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор.


Царица Марфа Собакина / Sergey Nikitin, Википедия

После того, как Анастасия умерла в 1560 году, Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Марии Черкасской. В первый год супружеской жизни с монархом вторая жена родила ему сына, который скончался в месячном возрасте. После этого интерес Ивана Грозного к жене пропал, а через 8 лет умерла и сама Мария.

Третья жена Ивана Грозного Мария Собакина была дочерью коломенского дворянина. Их венчание состоялось в 1571 году. Третий брак царя продлился всего 15 дней – Мария умерла по неизвестным причинам. Через 6 месяцев царь вновь женился на Анне Колтовской. Этот брак также был бездетным, а через год семейной жизни свою четвертую жену царь заключил супругу в монастырь, где она и умерла в 1626 году.


Мария Нагая обличает Лжедмитрия / Государственный исторический музей

Пятой женой правителя стала Мария Долгорукая, которую он утопил в пруду после первой брачной ночи, так как узнал, что его новая жена не была девственницей. В 1975 году вновь женился на Анне Васильчиковой, которая недолго пробыла царицей – ее также как и предшественниц постигла участь быть насильно сосланной в монастырь, якобы за измену царю.

Последней, седьмой женой Ивана Грозного была , которая вышла за него замуж в 1580 году. Через два года царица родила царевича Дмитрия, который погиб в 9-летнем возрасте. Мария после смерти мужа новым царем была сослана в Углич, а после насильно пострижена в монахини. Она стала весомой фигурой в русской истории как мать , недолгое правление которого пришлось на Смутное время.

Смерть

Смерть первого царя всея Руси Ивана Грозного наступила 28 марта 1584 года в Москве. Правитель умер за игрой в шахматы от разрастания остеофитов, которые уже в последние годы сделали его практически неподвижным. Нервные потрясения, нездоровый образ жизни и этот серьезный недуг сделали Ивана Грозного в его 53 года «дряхлым» стариком, что и привело к столь ранней смерти.

Документальный фильм "Иван Грозный. Миф о кровавом тиране"

Иван Грозный был похоронен рядом с убитым им сыном Иваном в Архангельском соборе, находящимся в московском Кремле. После захоронения монарха стали появляться упорные слухи о том, что царь умер насильственной, а не естественной смертью. Летописцы утверждают, что Ивана Грозного отравил ядом , который после него стал правителем Руси.

Версию об отравлении первого монарха проверяли в 1963 году при вскрытии царских гробниц – исследователи не нашли в останках повышенного содержания мышьяка, поэтому убийство Ивана Грозного не подтвердилось. На этом династия Рюриковичей полностью пресеклась, а в стране началось Смутное время.

Иоанн IV Васильевич, Грозный , царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича и второй его супруги Елены Васильевны (Глинской), родился 25 августа 1530 г. Крещён на десятый день после своего рождения в Троице-Сергиевом монастыре игуменом Иоасафом (Скрипыцыным) при восприемниках-иноках: Кассиане Босом и (св.) Данииле Переяславском. Вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на царство 16 января 1547 г., умер 18 марта 1584 г.

После смерти великого князя Василия Иоанновича (†4 декабря 1533 г.), из-за малолетства государя Иоанна фактически стала править государством мать его Елена с приближенными боярами. В 1534 г., при постройке в Москве Китайгородской стены, а в Новгороде - деревянной окружной стены на Софийской стороне, были привлечены к уплате своей части денег вместе с прочими гражданами и все духовные лица во главе с митрополитом Даниилом (1522-1539 г.) в Москве и архиепископом - в Новгороде. В 1535 г. через того же новгородского архиепископа. Макария правительство собрало с новгородских монастырей 700 р. для выкупа наших пленных. В следующем 1536 г. новгородские городские церкви и пригородные монастыри из собственников пожен, отписанных в казну, были сделаны их арендаторами. Митрополит Даниил и в правление Елены пользовался некоторым авторитетом: он успел примирить великого князя и его мать с младшим братом покойного государя, Андреем. (Акт. Истор. 1, № 139; Полное Собрание Русских Летописей VIII. 288, 292). Но после смерти Елены (†3 апреля 1538 г.), присоединившись к сторонникам князя Ивана Федоровича Бельского, Даниил противною партией Шуйских был согнан с кафедры 2 февраля 1539 г. и был вынужден отречься от митрополии по "неспособности" к такому высокому служению. (Полн. Собр. Рус. Лет. VIII, 295). Еще до отречения Даниила, собор епископов избрал ему преемника посредством жеребьевки из числа трех кандидатов. Им стал известный нам игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф, которого посвятили 9 февраля 1539 г. (Акт. Эксп. т. I, № 184). В июле 1540 г. Иоасаф успешно ходатайствовал перед государем об освобождении И. Ф. Бельского и вместе с последним употребил своё влияние и власть для умиротворения отечества. В ночь на 3-е января 1542 г. во время переворота, произведенного сторонниками Шуйских, он едва спасся от смерти и был отправлен в заточение в Кириллово-Белозерский монастырь. В своем поучительном послании в этот монастырь сам Грозный впоследствии характеризует Иоасафа, как человека, любившего хорошо пожить. (Акт. Истор. т. I, № 204, стр. 383).

Собором 8-ми епископов на митрополитскую кафедру 19 марта 1542 г. был поставлен, против своей воли (ibid. № 172, стр. 329), знаменитый Макарий, составитель великих Четьих-Миней, который еще в бытность новгородским архиепископом в 1534 г. являлся лично с дарами к государю, печаловался перед ним за опальных и испросил y него (точнее - y великой княгини Елены, правившей за малолетством Иоанна) позволение принять необходимые меры к искоренению остатков язычества среди жителей Водской пятины Новгородской области. Началом дружбы царя с митрополитом явилось, несомненно, то обстоятельство, что 9 сентября 1543 г. Макарий самоотверженно (Царств. кн., стр. 112 кон.) спас государева любимца - Воронцова от смерти, которой ему грозили буйствовавшие сторонники Шуйских.

Дурное воспитание Иоанна шло независимо от Макария, который не имел возможности стать его непосредственным воспитателем. Первыми актами государственной деятельности Иоанна IV были принятие царского титула и торжественное венчание царским венцом 16 января 1547 г.. Инициатива такого важного решения принадлежала не столько самому молодому государю, сколько митрополиту Макарию (см. y Голубинского Историю русской церкви т. II, 1 полов., Москва, 1900, стр. 767). Хотя царская речь и отчасти сам факт обращения царя к народу на лобном месте оспаривается новейшими исследователями с разных сторон и по разным основаниям (см. в "Журн. Мин. Нар. Просв." 1903, апрель, статью П. Г. Васенко , Хрущевский список Степенной книги). Однако следует признать несомненным, что со времени ужасного московского пожара 21-го июня 1547 г. в душе царя произошел нравственный переворот и он, раскаявшись в грехах своей юности, решил отдать свои силы на устроение государства и церкви. Каковое устроение и было предпринято на земском соборе 1550 г., на церковных соборах 1547 и 1549 г., канонизировавших многих святых, и на Стоглавом соборе 1551 г..

Нравственное исправление Иоанна совершилось под влиянием священника Сильвестра, а также митрополита Макария. Который действовал на благородное честолюбие молодого государя, возложив на него царский венец и указав ему высокие задачи царского служения. С такой точки зрения понятно, что митрополит по нравственным побуждениям должен был уступить царю первенствующую внешнюю роль в деле устроения Стоглавого собора. Действительно, по Стоглавнику (гл. 2, казан. изд. стр. 23 кон.), инициатива созвания собора принадлежала державному самодержцу, который предложил и 69 вопросов о церковных нестроениях. Между тем эти вопросы представляют такое знание недостатков церковной жизни и, кроме того, такое знание особенностей обычаев новгородско-псковской церкви, каким в 1551 г. царь не мог обладать. Если же эти вопросы и вообще мысль о необходимости обновления церкви принадлежат Макарию, что несомненно, то заслуга Иоанна состоит в том, что он отнесся к начинаниям Макария с величайшим сочувствием и явился ему ревностным помощником, поддержав его своим авторитетом и приняв участие в редактировании вопросов. (Что видно по резкому "публицистическому" тону речи в некоторых случаях).

Собор был открыт 23 февраля 1551 г. краткой устной речью царя, (Стогл., гл. 2 конец, каз. изд., стр. 25), вслед за которой была прочтена другая его речь - пространная, письменная (Стогл., гл. 3, ibid., стр. 26 сл.). В них Иоанн приглашал отцов собора потрудиться для утверждения православной веры и просил для себя и бояр наставления, даже обличения. Далее государь представил собору согласно с церковными правилами для исправления свои земский судебник и уставные грамоты, написанные в предыдущем 1550 г. также с благословения собора и требовал совета по разным земским нуждам и нестроениям. Собственно церковную сторону деятельности собора составляло обсуждение 37 вопросов царя, к которым потом было присоединено еще 32. Постановления собора, явившиеся в результате совместной работы, касались церковного богослужения, епархиального управления и суда (учреждение поповских старост), жизни духовенства и мирян, монастырского благоустройства. Ввиду не безукоризненного отношения к источникам и пособиям вероучения появились постановления о двуперстном перстосложении для крестного знамения, о сугубой аллилуйи и о небритии брады и усов. (См. Макар. Истор. рус. цер. VI, Спб. 1887, стр. 237-238).

Государь сам следил за действенностью соборного уложения, угрожая, например, мирскими казнями за нарушение соборных постановлений относительно монашества (Стогл., гл. 49, каз. изд., стр. 236) и поручив в апреле 1552 г. двум чиновникам смотреть в Москве за исполнением соборных правил относительно поведения и нравственности духовенства и мирян. Стоглавый же собор, по предложению Иоанна, сделал некоторые постановления относительно церковного вотчинновладения, признав церковные имения неотчуждаемыми (за исключением незаконно приобретенных, которые отходили "на государя"), запретив выпрашивать y государя новые угодья и оставив ежегодную царскую ругу только за теми монастырями и церквями, которые получали ее при отце царя Иоанна Васильевича. Грозный, несомненно, желал большего, в государственных интересах, тем более, что он разделял мнение заволжан о нравственном вреде вотчинновладения для монашеской жизни и высказывал такие свои мысли открыто в послании в Кирилло-Белозерский монастырь и к архиепископу казанскому Гурию. Но, почитая Макария, написавшего "ответ" о церковных имуществах, он отнесся с уважением к соборному решению. В 1557 г. Иоанн издал дополнительное узаконение относительно вотчин, жертвуемых в монастыри.

Следующий церковный собор состоялся в 1553-54 г. по делу еретиков-рационалистов: боярского сына Башкина с товарищами и монаха Феодосия Косого с учениками. Обсуждался вопрос и о церковном иконописании, поднятый думным дьяком Быковатым. К 1553 г. относится послание царя Иоанна IV к (преп.) Максиму Греку с приглашением явить себя поборником православия против еретиков. По сказанию Курбского, в 1553 г. Иоанн даже лично был y Максима, который отговаривал царя от дорогостоящих поездок по монастырям и советовал устроить на те деньги судьбу вдов и сирот убитых воинов. (Курб. I, стр. 49- 52). Максим был освобожден царем из заключения только в 1551 г., хотя гораздо раньше писал к Иоанну два слезных послания и, хотя за него просили константинопольский патриарх Дионисий II в 1544 г. и александрийский патриарх Иоаким в 1545 г. (Сочин. пр. Макс. II, стр. 346-347).

С восточными патриархами y царя были еще сношения по другому делу. По просьбе Иоанна IV от 1557 г., об утверждении его в сане царя, через пять лет (в 1562 г.) константинопольский патриарх Иоасаф II послал утвердительную грамоту, в то же время предложив государю в частном письме вторично "венчаться" от руки митрополита - патриаршего посла. Но, Иоанн на это не согласился, не желая создавать себе такую зависимость от патриарха, в какой находились западные императоры от папы. Константинопольский собор 1565 г., низложивший Иоасафа II, прислал Иоанну IV подтвердительную грамоту.

Иоанн, потеряв супругу Анастасию Романовну (в замужестве с 3 февраля 1547 г. - †7 августа 1560 г.), стал проявлять свой жестокий необузданный характер. После суда 1561 г. он удалил от себя советников Сильвестра и Адашева, но сохранил расположение к митрополиту Макарию до конца дней его жизни. Отношения между Иоанном и Макарием всегда были благожелательные, основанные на взаимном уважении и доверии. Когда царь отправлялся в казанский поход в 1549 г., митрополит убеждал воевод, князей и всех ратных людей оставить рознь и местничество и послужить государю. Когда в 1552 г. наши дела под Казанью пошли неудачно, Макарий не замедлил ободрить воинов, послав из Москвы 21 мая освящённую воду и пастырское поучение. 16-го июня того же 1552 г. отправляясь навстречу крымцам, государь отдал на попечение митрополита своё семейство и столицу. Вскоре (13 июля) Макарий послал Иоанну обширное наставительное послание и получил от него в ответ благодарственную грамоту. Покорение Казани (2 октября 1552 г.) было радостным событием для русского религиозного чувства, так как масса православных (до 90 000 чел.) была освобождена от тяжелого плена. Трогательная встреча победителя-царя с митрополитом произошла 29 октября y Сретенского монастыря. Царь благодарил митрополита и духовенство за молитвенную помощь и поклонился им до земли; то же сделал и митрополит с духовенством, воздавая должное царю и войску за понесенные труды. Зная влияние Макария на государя, литовские паны в 1553, 55 и 56 г.г., присылали к нему послов с просьбою ходатайства пред самодержцем. Макарий был восприемником детей Иоанна Васильевича Грозного - Иоанна, Феодора и Евдокии и второй его супруги черкешенки Марии. После взятия Полоцка 15 февраля 1563 г. Иоанн наградил митрополита, который поздравил его с очищением церкви "от иконоборец-люторей" сребропозлащённым крестом с каменьями.

Царь и митрополит совместно были озабочены введением книгопечатания в России. Они, конечно, не воспользовались предложением датского короля, приславшего типографщика и протестантскую Библию. Русские люди - московский диакон Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев, родом мстиславец, 19 апреля 1563 г. начали печатать "Апостол", оконченный 1-го марта 1564 г. уже после смерти митрополита. Когда чернь впоследствии подожгла печатный двор, Грозный устроил типографию y себя в Александровской слободе. Митрополит Макарий умер 31 декабря 1563 г., окружённый заботами государя. Какого был о нём мнения Иоанн Васильевич, видно из его письма от 5 апреля 1557 г. к св. Гурию, который 3 февраля 1555 г. был поставлен епископом на новооткрытую с миссионерскими целями казанскую кафедру. "О Боже, сколь бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий да ты". (В Татищевско-Миллеровском издании Судебника, 2 изд. 1786 г., стр. 229 кон.).

Для выбора нового митрополита 9 февраля 1564 г. был созван собор, который сначала, по предложению царя, постановил о некоторых внешних отличиях русских иерархов: митрополиту и архиепископу новгородскому носить белый клобук и запечатывать грамоты красным воском, а казанскому архиепископу предоставить одно последнее преимущество. Митрополитом был избран царский духовник Афанасий. При нём 3 декабря 1564 г случился известный отъезд Иоанна Грозного с семейством и приближенными в Александровскую слободу. А 3 января 1565 г. митрополит Афанасий получил от царя грамоту, обвинявшую бояр, служилых и приказных людей в корыстолюбии и нерадении, а духовенство - в ходатайстве за изменников и объявлявшую о намерении царя оставить государство по указанной причине. Иоанн склонился на челобитье новгородского архиепископа Пимена и других московских депутатов и принял управление государством, поставив главным условием учреждение опричнины.

На земском соборе 1566 г (по вопросу о продолжении ливонской войны) были и духовные чины; им вскоре пришлось выбирать нового митрополита на место Афанасия, ушедшего с кафедры по своей воле. По не вполне достоверному рассказу князя A. М. Курбского, отъехавшего в Литву еще в 1564 г., митрополитом был избран казанский архиепископ Герман, не понравившийся Иоанну и потому немедленно удаленный с митрополитской кафедры. (Курб. Сказания I, стр. 160-161). Сам Иоанн умолил соловецкого игумена Филиппа (Колычева), лично известного ему с 1550-51 г., принять святительский жезл. Посвящение Филиппа в митрополиты состоялось 25 июля 1566 г. Согласно своему мнению, что духовные лица не должны вмешиваться в светские дела, высказанному в ответе Курбскому, Грозный взял с Филиппа обещание "в опричнину и царский домовый обиход не вступаться". (Собран. Госуд. грам. I, № 193).

Но казни Иоанна заставили (св.) Филиппа исполнить свой пастырский долг. После бесполезных тайных увещаний митрополит Филипп II трижды в соборной церкви обличал царя смелыми речами. Тогда наряжен был суд над Филиппом и, для собирания о нём сведений, был отправлен в Соловки суздальский архиепископ Пафнутий. Подкупленные лестью и обещаниями, игумен Паисий и старцы давали показания против митрополита. Собор духовных лиц во главе с новгородским архиепископом Пименом осудил митрополита. Филиппа II, умолив Иоанна сохранить ему жизнь, так как царь собирался казнить святителя чрез сожжение, как обвиняемого в волшебстве. Схваченный опричниками в церкви 8 ноября 1568 г. и лишённый на другой день сана, Филипп был сослан в тверской Отрочь монастырь, где был задушен наперсником Иоанна Малютой Скуратовым 23 дек. 1569 г., в то время как сам Иоанн направлялся с опричниками в Новгород. Страшный погром (8 января-13 февраля 1570 г.) постиг этот город, измены которого опасался государь: владыка Пимен был заточен в веневский монастырь. Все церкви и монастыри были разграблены; до 500 человек монастырских властей и старцев было убито. Всех новгородских священнослужителей ежедневно истязали на площадях, требуя пени; число убитых новгородцев было велико.

После смерти преемника Филиппа II - Кирилла (из троицких игуменов; † 8 февраля 1572 г.) митрополитскую кафедру занял Антоний, архиепископ полоцкий. Собор, устроивший это избрание, дал Иоанну разрешение на вступление в четвертый брак (с Анной Алексеевной Колтовской), наложив на него суровую трехлетнюю епитимию. Но царь епитимии не исполнил и, разводясь с прежними жёнами, женился в 5 раз (на Анне Васильчиковой) в 1575 г. и в 6 раз (на Марии Феодоровне Нагой) - в 1580 г.

При митрополите Антонии состоялись следующие распоряжения о церковных имуществах. Освященный собор 9 октября 1573 г. приговорил: не жертвовать вотчин в большие монастыри, а в малые - только с доклада государю. По соборному решению 1580 г. все вообще монастыри и архиерейские кафедры не могли приобретать новые вотчины ни по духовному завещанию, ни покупкою, ни по закладу. Кроме того, государь волен был взять от монастырей в свою казну "княженецкия" земли. (Акты истор. I, стр. 270). Грозный сам нарушил эти постановления, пожертвовав богатейшему Кирилло-Белозерскому монастырю 2 села в 1575 г. и 3 села - в 1583 г. При Иоанне Васильевиче Грозном были крещены препод. Трифоном печенгским пазо-печенгские лопари (†14 декабря 1582 г.) и понойские или терские лопари, по просьбе которых царь приказал построить церковь грамотою от 20 феврали 1575 г. на имя старца Феогноста.

После смерти Антония митрополитом был поставлен в феврале 1581 г. Дионисий, игумен Хутынского монастыря. Он успел постричь в монашество умирающего Иоанна (†18 марта 1584 г.) под именем Ионы и похоронил его в Архангельском соборе.

Иоанн IV, на первый взгляд, представляет человека, горячо привязанного к православной церкви. Но его благочестие в общем было обрядовым, внешним, фарисейским (Макар ., Истор. рус. цер. VIII, Спб. 1877, стр. 333). Хотя, без сомнения, были у него минуты искреннего религиозного настроения. Грозный был начитан в церковных книгах и являлся ревнителем церковных уставов. Каждый день он посещал все церковные службы, хотя во время богослужения занимался иногда государственными делами. В своей Александровской слободе Грозный старался выполнять монастырский устав. Почитая юродивых, Иоанн на похоронах Василия блаженного в 1552 г. сам нёс гроб покойного; он со смирением выслушал обличение Николы Салоса в Пскове в 1570 г. Но велико было и нравственное падение Иоанна: примеры его жестокости и нравственной распущенности уже известны...

С другой стороны, его привязанность к православной вере находит себе новое подтверждение в его отношении к восточным патриархам, католичеству и протестантству.

По просьбе иерархов православного Востока царь нередко посылал им щедрые "милостыни". В 1557 г. Иоанн послал константинопольскому патриарху Иоасафу II соболей на 2 000 золотых, в 1559 г. отправил на восток подарков на сумму свыше 3 000 р. и т. д. В 1551 г. царь даже ходатайствовал пред султаном о Хиландарском монастыре. Заслуживает упоминания то обстоятельство, что Иоанн IV посылал к константинопольскому патриарху молодых людей для изучения греческого языка.

Находясь в затруднительных обстоятельствах во время войны со Стефаном Баторием, Иоанн через своего гонца Шевригина в 1580 г. уверял папу в своём желании вступить с ним в союз и обещал обратить свои силы против турок, если он посодействует заключению мира с Польшей. Пользуясь случаем, Григорий XIII послал учёного иезуита Антония Поссевина, который, будучи принят царем в Старице 18 августа 1581 г. с чрезвычайными почестями, представил Иоанну письмо папы и дары (крест с распятием, чётки с алмазами и книгу о Флорентийском соборе). Но Антоний после трёх аудиенций у царя (21 февраля, 23 февраля и 4 марта 1582 г.), где спорил с ним о предметах веры, не добился ничего, не получив даже разрешения строить костёлы в России.

Более снисходительно царь относился к протестантам, пока видел в них только рьяных врагов папства и, следовательно, как бы своих союзников. Он позволил им построить в Москве две кирки и сам слушал проповеди голландского пастора Христиана Бокгорна. Но познакомившись ближе с протестантским учением, он переменил свой взгляд и в 1579 г. приказал сжечь обе кирки. В 1570 г. Иоанн IV имел интересную беседу с членом общины чешских и моравских братьев Иваном Рокитою. Грозный написал потом, опровержение на лжеучение Рокиты, где называл его еретиком и запрещал ему распространять своё учение в России.

Источники.

Полное собрание Русских Летописей т. III, IV, VI, и VIII;
Александро-Невская летопись ("Русская Истор. Библиот. ", III);
Строгановская летоп., изд. Спасского 1821 г.;
Есиповская, изд. его же;
Ремезовская летопись, Спб. 1880.
Разрядные книги (в "Древ. Росс. Вивлиоф", ч. XIV, в. "Витебской старине" ч. IV и в "Симбирск. сборнике").
Акты Арх. Эксп. т. I;
Акты историч. т. I;
Дополн. к акт. истор. т. I;
Собрание госуд. грам. и догов. т. I и II;
Акты Московск. госуд. т. I;
Русско-Ливонские акты;
Сказания князя Курбского;
Древ. Росс. Библиот. т. VIII, XIII, XX, XXVIII-XXXI;
Памятн, дипломат. снош., т. I и X;
Стоглав изд. Кожанчикова и казанской Д. Академии;
Старчевского Hist. Ruth. Scriptores , т. I и II (сборник сочинений о России иностранцев: Гваниньи Одерборна, Поссевина, Гейденштейна);
Флетчер и Горсей в изд. Bond, Russia, at Close of XVI Cent.;
Tayб e и Крузе в "Sammlung Russ. Geschichte", X и др.

Пособия.

Н. М. Карамзин , История гос. российского т. VIII и IX;
С. М. Соловьев , Ист. России с древ. врем. т. VI п VII;
К. Е. Бестужев-Рюмин , Русская Ист. II, 1.
Д. И. Иловайский , История России III;
М. Макарий , История рус. церкви VI и VIII;
E. Е. Голубинский , История русской церкви II, 1 (Москва 1900);
Проф. M. А. Дьяконов , Дополнит. сведения о реформ. Грозного (в "Журнале Мин. Нар. Просв." 1894 г., № 4);
К. Валишевский , Ivan le Terrible: 3-me éd., Paris 1904;
Pierling , Papes et Tsars и др.

* Александр Васильевич Попов,
студент Историко-филологического
института в С.-Петербурге.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 122. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!