Царская Семья: реальная жизнь после мнимого расстрела. Царские забавы: малоизвестные факты из жизни русских правителей XIX века

Кровавая барыня Дарья Салтыкова официально состояла только в одном браке, заключенном в 1750 году с Глебом Салтыковым. Этот союз не только приумножил материальные богатства обоих родов, но и благодаря знатной дворянской фамилии мужа позволил Дарье войти в высший свет.

Ивановы

Салтыкова происходила родом из обеспеченного семейства потомственных дворян Ивановых (ударение на первый слог), чей дед Автоном во время стрелецкого бунта выразил поддержку будущему императору Петру I. Получив в благодарность от правителя пост главы Поместного приказа, чины и имения он оставил хорошее наследство своему сыну Николаю, который вернувшись со службы на флоте, возвел в селе Троицкое особняк, куда въехал после женитьбы на Анне Давыдовой.

Именно она родила Дарью, а также двух её старших сестер Аграфену и Марфу, и, по одним данным, вскоре умерла, а по другим - ушла в монастырь. Дарья считалась невестой завидной, поскольку обладала недурной наружностью, покладистым характером и щедрым приданым, а поэтому в 19 лет уже была сосватана за представителя рода Салтыковых.

Семейная жизнь

Глеб Салтыков служил ротмистром в лейб-гвардии конного полка и приходился родственником большому числу влиятельных московских аристократов, самым знаменитым из которых был его племянник Сергей Салтыков - фаворит императрицы Екатерины II. В офицерской среде Глеб считался дамским угодником, но к 35 годам всё же связал себя узами брака.

После свадьбы молодожены поселились в московской усадьбе, размещавшейся на пересечении Кузнецкого моста и Большой Лубянки, но достаточно часто посещали имение Красное, возвышавшееся на живописном берегу реки Пахра.

Однозначных фактов, свидетельствующих о том, как ладила чета Салтыковых, нет. Часть историков утверждают, что их семейная жизнь была достаточно благополучной, другие заверяют, что Глеб так и не сумел проститься с разгульными привычками и, отправляясь по служебным делам в Петербург, бессовестно изменял супруге.

Одной из причин его неверности называют несовпадение внешнего образа Дарьи с его идеалом женской красоты - ему нравились румяные дамы с пышными формами, а она была бледноликой худышкой. Хотя некоторые источники фиксируют её богатырское телосложение и очень грубый голос.

Тем не менее в этом браке родились два сына - Фёдор и Николай, воспитанием которых занимался штат прислуги, в то время как их матушка посещала светские мероприятия, совершала церковные паломничества и занималась активной благотворительностью.

Размеренная жизнь семейства Салтыковых закончилась с гибелью мужа, который простудился и не смог пережить горячки. Для 26-летней Дарьи его кончина стала трагедией, она тяжело переживала утрату, как следствие забросила все дела и переехала жить в подмосковное имение Троицкое, доставшееся ей после смерти отца.

Кстати, как вдова Салтыкова она унаследовала вотчины в Московской, Костромской и Вологодской губерниях, а потому стала очень состоятельной особой с тысячью крепостных крестьян.

Спустя полгода горе стало отпускать Салтыкову, она вернулась к привычной жизни, но с её психикой произошли необратимые изменения – прежде проявлявшая лишь редкие вспышки гнева, она вдруг превратилась в кровожадного монстра.

Психическое расстройство

Современные психологи считают, что у неё проявилась эпилептоидная психопатия, с характерным излишним возбуждением, выражающимся в чрезмерной раздражительности и необузданной агрессивности.

Причиной развития этого расстройства могли стать неудачи в личной жизни. Не желая в самом расцвете молодости оставаться вдовой, Салтыкова пыталась повторно выскочить замуж, однако претендентов на её руку и сердца не наблюдалось. Видя, как дворовые крестьянки находят себе женихов и создают семьи, она стала впадать в бешенство и в порыве неконтролируемой злости причинять им увечья самыми изощренными способами.

Неудовлетворенность барыни стоила жизни 139 ни в чем неповинных крестьян (в основном незамужних и беременных девушек), которых зверски пытали и убивали на протяжении 7 лет.

Страсть

Изменить ситуацию в поместье Троицкое и остановить чинившиеся в нем преступления мог молодой специалист по межеванию Тютчев, который на протяжении года посещал дом Салтыковой, не минуя спальню. Расцветшая от любви вдова почти на год забыла про садистские развлечения и уже строила планы на свадьбу с дедом будущего поэта Федора Тютчева, как вдруг пришло известие, о том, что он сделал предложение её соседке Панютиной.

Рассвирепевшая от новости Салтычиха дважды покушалась на жизнь бывшего возлюбленного и его пассии. В первый раз при пособничестве слуг она попыталась взорвать их в доме Панютиной, но участники нападения струсили и не выполнили приказа. Во второй – организовала засаду на экипаж молодоженов, но их вовремя предупредили о покушении и они смели путь следования.

Итог

После неудачного романа Салтычиха с новой силой возобновила террор в своем имении, конец которому положила 22-ая жалоба её крестьян, чудом попавшая в руки Екатерины II, инициировавшей расследование этого вопиющего дела.

Доказав причастность помещицы к злодеяниям, но так и не дождавшись от неё раскаяния и признания, императрица приговорила её к пожизненному заключению в подземелье Ивановского монастыря с предварительным стоянием у позорного столба, а также лишила дворянского звания, всякой фамилии и права именоваться человеком.

Сыновей Салтычихи от Глеба родственники определили в гвардейский полк, а судьба ребеночка рожденного от охранявшего её стражника неизвестна. Проведя в заточении 33 года, истязательница и убийца, умерла в возрасте 71 года, пережив даже своих детей.

Вопросы священнику "Царские жилы"

"Царские жилы"

Дата: 25.02.2011 в 09:28

Спаси Господи, о.Андрей!
По вопросу о том, что якобы душа находится в сердце, уме и царских жилах. Это я могла прочесть либо у свт. И. Брянчанинова, либо у о.Гурия ("Лучезарный батюшка" либо в книге "Богом данная"). Вот источники, где могла это прочесть, но точно не помню. Другим (сомнительным, непроверенным) источникам не доверяю. Ну в конце концов, может это чье-то частное мнение (из прочитанного), оно же не противоречит канонам Церкви. Прошу простить за беспокойство.

Нет, не противоречит: "...так и душа, обитая в трех частях тела, освещает весь дом тела. Именно обитает она в сердце, в высшей части головы и в царских жилах. В этих трех частях живет душа. По этой причине в тот час, как поразится голова или сердце, или когда вытечет кровь в большем количестве из царственной жилы, немедленно отлучается душа от тела, и тело соделывается мертвым. Душа, подлинно обитая в этих трех частях, разливает во все тело действие своей силы. Мнение, изложенное святым Афанасием Великим, мужем просвещеннейшим своего времени, достойно особенного внимания." (свт. Игнатий Брянчанинов "Слово о смерти"). Наверное, так и есть, а под царскими жилами, думаю, артерии подразумевались. Спаси Господь!

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III

Последний русский император Николай II (1868–1918) и Принц греческий Николай (1872–1938)
Фотография: Государственный архив Российской Федерации, ок. 1899–1900 гг.

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III (1881–1894) не брезговал «матерком», но первым из царей стал обращаться к подчинённым на «вы». А Николай II (1868–1918) записывал и тщательно зарисовывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили.

Из всех Императоров не курил только Николай I. Соответственно, и люди работающие с ним тоже не курили. И те, кто работали с теми, кто работал, тоже не курили. Не курили и те, кто работал с теми, кто работал с теми, кто работал. И так далее. А потому к курильщикам относились очень плохо всё время его царствования. Запрещено было курить даже на улицах и площадях. Остальные императоры курили. Любопытно, что императрицы Екатерина и Елизавета любили нюхательный табак. Они обе были правши, но табак из табакерок брали левой рукой всегда - от табака желтела на руке кожа, а потому левая рука жёлтая и пахнет табаком, а правая для поцелуев.

Это табакерка из эротической коллекции Николая I:

Он, кстати, весьма счастливый в браке, в качестве хобби начал собирать эротическую коллекцию. Удивительно не это. Каждый наш последующий император продолжал собирать эту коллекцию. И Александр II, и Александр III, и Николай II.

Своего первого медведя, страстный охотник Александр II, «завалил» в 19 лет. Причём не из ружья, а рогатиной. Кинул шапку над медведем и вперёд. В коллекции Гатчинского арсенала сохранились рогатины, с которыми Александр ходил на медведя.

Удивляют дневниковые записи об охоте Николая II. Такое ощущения, что он имел какой-то комплекс, который срывал на охоте. Вот несколько записей.

11 января 1904 год: «Охота на уток была очень удачна - всего убито 879 штук».

Бьюкенен вспоминал, что на одной из охот Николай II убил 1400 фазанов.

В 1900 году в Беловежской пуще - Николай убил 41 зубра. А в Беловежскую пущу он ездил на охоту каждый год. Интересно, что Германский Император Вильгельм II настойчиво напрашивался с Александром III на охоту в Беловежскую пущу, но Александр так и не взял ни разу Вильгельма с собой. У Александра была сильная неприязнь к Вильгельму.

На фотографии Николай II после очередной своей охоты на оленей. Там тоже не всё так просто. нельзя было стрелять олених и тех у кого меньше 10 отростков в рогах.

Когда в начале Первой мировой войны в России стали интернировать немцев, которые были на русской службе Министерства Императорского Двора, то взяли всех, кроме двоих. Один из этих двоих счастливчиков был ловчий Николая и царский егерь Владимир Романович Диц.

Александр III всегда подчёркивал свою русскость. Обращаясь ко всем на «вы», он не брезговал и русским матерком придать ускорение своим подчинённым или выразить им свои чувства по русски. В общении с подчинёнными у него не было позы - он был очень прост, как простой русский человек. Потом эта борода его. Да и саму ему нравилось быть русским. Хотя иллюзий он не питал на сей счёт. Его мать, бабка и прабабка были немецкими принцессами. Говорят, когда он прочитал «Записки» Екатерины II и из них узнал, что отец его прадеда Павла I не Пётр III, а обыкновенный русский вельможа, то он сильно обрадовался. Пётр Третий был Гольштейн-Готторпский князь, а русский вельможе всё же русский - это сильно увеличивало долю его, Александра, русской крови. Отсюда и радость.

Александр I обращался к подчинённым на «вы», но это происходило из-за того, что при дворе, в основном общались на французском языке, когда переходили на русский, то, неизменно, переходили на «ты». Николай I всем говорил «ты». Также с подчинёнными обращался и Александр II и его братья. Подчинённые очень боялись, когда Александр IIобращался к ним на «вы» - это означало официальный тон и начало разноса и грозы. Первым царём, который стал говорить подчинённым «вы» был Александр III.

Что-о?? Мне - в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне! ©

На Новый, 1845-ый, Год Николай I сделал своей 22-летней дочери, Великой Княгине Ольге Николаевне, царский подарок - она стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Бомба была вот где - в форме, которую должна была теперь носить по таким случаям Ольга. Дело в том, как и любая женщина, Ольга хотела, чтобы было красиво, а отец хотел, чтобы было как по Уставу. Ольга не хотела расшитых вышивкой чакчиров, не хотела саблю, не хотела брюки, а хотела юбку. Конфликт был серьёзным. Женщины очень покладисты. Они могут простить, забыть, жертвовать и, вообще, всё что угодно, но они не могут носить ту одежду, которая им не нравится. Ольге не нравилась сабля - вполне понятное желание 22-летней девушки. Компромисс нашёлся обменом: Николай согласился на юбку. Ольга была так счастлива, что согласилась на саблю.

Александр II стремительно терял свою репутацию из-за этого своего второго брака с Екатериной Долгорукой. Они обвенчались в то время, когда ещё не прошло сорока дней со смерти его первой жены. И она была ему не пара, и глупа, и по рассчёту с её стороны и многое многое другое. Родные, общество, самые близкие - все от него из-за этого начинали отворачиваться. Рассматривались в горячих головах самые радикальные варианты. Зачем же Он на ней женился??? Оказывается, он ей обещал жениться на ней перед иконой.

Два его младших сына, Великие Князья Николай и Михаил были отправлены отцом,Николаем I, на Крымскую войну на фронт. Поскольку их отправляли на фронт не ради галочки, а чтобы воодушевить солдат, то и дела там были совсем настоящие - свистели пули и взрывались снаряды. Ребята там по-настоящему воевали. Плечом к плечу вместе с взрослыми мужиками. Николаю на тот момент было 23 года, Михаилу 21.

Александр II ненавидел Москву. Несмотря на то, что сам он родился в ней - в Чудовом монастыре - он её не любил и терпеть не мог. Старался из нёё уехать побыстрее и возвращаться пореже. Я вот себя пытаюсь представить на его месте в этом смысле. Не в том, чтобы поненавидеть Москву (:-)), а в том, чтобы поненавидить свой родной город, город, где я родился - Санкт-Петербург. Получается не очень хорошо и не понятно, как это может быть.

Александр III как раз таки родился в Питере. Но тоже говорил, что ненавидит свой родной город - Питер. Самое счастливое время в году для него была Пасха, когда они уезжали в Москву. Москву он очень любил. С удовольствием туда ехал и не хотел уезжать обратно. Он и в Питере то не жил - он и его семья жили в Гатчине. Но это скорее из-за того, что в большом Питере его могли запросто убить террористы, как его отца, а в маленькой Гатчине это невозможно было сделать, но из Питера он уехал, как только отошёл от умирающего отца.

Дети царей в большом количестве учили иностранные языки. Со своими родственниками, монархами и княжескими домами Европы они говорили без переводчиков. Плюс родители жены, тёща с тестем, с которыми тоже желательно на датском, как Александру III. А потому обучение детей иностранным языкам шло очень интенсивно. По просьбе Императрицы Марии Фёдоровны, в 1856 году, канцлер и министр иностранных дел Горчаков готовит докладную записку о воспитании Великих Князей. Касательно иностранных языков, Горчаков считал, что детей Императора стоит обучать русскому, потом французскому и немецкому языкам. Горчаков особо отмечал, что обучать детей английскому не надо - на нём всё равно никто не говорит в Европе. Сейчас бы так! Уж мы, франкофилы, бы порадовались:-)

Первым по-русски при Дворе заговорил Николай I. При Александре II вернулся французский, но даже с ним его сын, будущий Александр III, но пока Великий Князь Александр Александрович, говорил по-русски. Александр III всячески подчёркивал свою русскость. Он даже терпеть не мог Великую Княгиню Екатерину Михайловну из-за того, что она очень плохо говорила по-русски, с чудовищным акцентом - жены Великих Князей, в основном, немецкие принцессы, вынуждены были уже в подвенечном возрасте учить этот русский, а потому кто его выучивал хорошо, а кто, как Екатерина Михайловна, плохо. Царь её очень не любил и детей её называл «пуделями».

Это Александр III. Он на всех почти фотографиях с большой бородой. Его отец Александр II задолго до турецкой войны запретил своим Указом носить бороды - не любил он их. И никто и не носил. Посмотрите портреты вельмож и чиновников того времени - ни у одного нет бороды. Усы, бакенбарды - пожалуйста, но подбородок голый. Но началась русско-турецкая война и на время войны Царь разрешает желающим отпустить кто того хочет бороды. И все понаотпускали. В том числе и будущий Александр Третий. Однако, сразу после войны Александр Второй опять запрещает носить бороды - «привести себя в порядок», так пишет Александр в Указе. И опять все сбрили. Не сбрил всего один человек - его сын Александр Александрович. Так и носил после этого бороду всегда. И когда был Великим Князем и после, когда стал уже царём. Мягко говоря, между отцом и сыном были довольно прохладные отношения. Они сильно не ладили - отец и сын.

Николай II маниакально вёл довольно подробные записи. Дневники, альбомы порой пестрят такими совершенно неважными деталями, что кажется, что автор болен. Таким мне видится знаменитый «Ювелирный альбом» Николая Второго. В него он записывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили. Мало того, что он писал кто дарил, но он ещё и тщательно зарисовывал то, что ему дарили. 305 записей. С ума сойти. Вот, например, одна из страниц альбома. То украшение, которое вас больше всего заинтересует подарила Николаю Аликс:

Правда о допетровской Руси. «Золотой век» Русского государства Буровский Андрей Михайлович

Глава 8. Личная жизнь царей

Глава 8. Личная жизнь царей

Алексей Михайлович, царь по заслугам знаменитый, родился в 1629 году, когда Михаилу Федоровичу было уже 33 года и он царствовал уже 1 б лет. По тем временам 33-летний отец - это пожилой отец. Дело в том, что Михаил Федорович долгонько не мог жениться…

Меланхоличный, малограмотный (при вступлении на трон едва умел читать) царь был откровенно слишком молод, чтобы править самостоятельно. Царь очень нуждался в поддержке и долгое время ничего не предпринимал без согласия папеньки и маменьки. Филарет тогда еще был в плену в Речи Посполитой (он вернулся только в 1619 году), и после восшествия его на престол основную роль указующего перста играла его мать, инокиня Марфа, и Салтыковы - родственники его матери.

В 1616 году, когда царю было около 20 лет, он решил жениться и выбрал в жены Марию Ивановну Хлопову, дочь незнатного дворянина.

Салтыковы встревожились: если бы царь женился на Хлоповой, весь род Хлоповых «поднялся» бы, неизбежно оттеснив род Салтыковых. Салтыковы изо всех сил старались опорочить Марию Хлопову перед Марфой, зная ее влияние на царя.

Неожиданно царская невеста заболела. Ее лечение поручено было тоже Салтыковым; а они постарались представить дело царю и Боярской думе так, что Мария неизлечима.

Инокиня Марфа и не подумала проверить слова своего родственника и любимца. Теперь это было уже ее мнение, что Хлопова больна, и больна неизлечимо; раз так, то ведь и ее отец, и ее родня совершили преступление! Скрыли, преступники, что девица больна, пытались подсунуть царю хворую царицу! Инокиня Марфа потребовала удаления Марии Хлоповой, и Боярская дума поддержала ее, придя к выводу, что Мария «к царской радости непрочна». Невесту и ее родственников сослали в Тобольск.

Нельзя допустить женитьбы царя на больной невесте? Нужны здоровые наследники престола? Все правильно с точки зрения государственности? Наверное… Только вот Михаил Федорович (ему 20 лет, не забудем) успел полюбить Марию, загрустил. Но что характерно - ослушаться маменьки, плюнуть на приговор Хлоповым, даже самому проверить, на самом ли деле так тяжело больна Мария, не посмел (вот назидательный пример для всех юношей и на все времена!).

Несколько лет царь и слышать не хотел о женитьбе, наверное, его чувство к Хлоповой было по-настоящему серьезным.

В 1619 году вернулся из плена Филарет, и Салтыковых быстро удалили от двора - Филарет сам правил вместе с сыном. Даже в официальных документах упоминались сразу два государя: Михаил и Филарет, царь и патриарх. Годунову, который некогда велел постричь в монахи Федора Никитича Романова, небось и не снилось, что он фактически так и будет править при сыне до самой своей смерти в 1633 году.

Филарет при своем крутом нраве был человеком справедливым. Он провел расследование и легко выяснил: Салтыковы оговорили Марию Хлопову. На самом-то деле немецкие «дохтура» ни звука не сказали про неизлечимую болезнь Марии, а обещали поставить ее на ноги за две-три недели и уверяли - приступы рвоты и обмороки у Марии больше никогда не повторятся. Есть даже такая версия - Мария на радостях попросту объелась сластями. Жирные и приторно-сладкие пирожные сделаны были из взбитой сметаны; сколько их съела 17-летняя Машенька Хлопова, история умалчивает. Любой человек, переедавший когда-либо жирного, знает: любые желудочные расстройства вызывают сильнейшую слабость, а ведь и в царском дворце форточек не было. В царском дворце было душно - в той же степени, как и в любом доме, в любой избе Московии, не больше и не меньше. Вот Маша Хлопова, объевшись сладостей, и упала в обморок, когда у нее забурчало, закрутило в животе.

Это, конечно, только версия, но версия вполне реальная. А вот что было доказано совершенно точно - что Марию Хлопову и ее родственников оклеветали Салтыковы. Вроде бы большак рода Салтыковых поспорил с отцом Марии о качествах какой-то турецкой сабли, и этот спор оказался роковым - они поссорились, и Салтыков действовал как заклятый враг Хлоповых.

Справедливость торжествует? Не совсем, потому что Марфа по-прежнему и слышать не хотела о Марии Ивановне как невестке. А царь, которому ведь уже 24 года (!) и который вовсе не забыл Марию, опять уступает матери! Мария Хлопова и весь род Хлоповых окончательно сходят с исторической сцены, чтобы никогда больше на ней не появляться, а Михаил Федорович женился на Марии Долгорукой. Вот она уже на самом деле «к царской радости оказалась непрочна» и умерла через три месяца после свадьбы, не принеся царю ни особого счастья, ни наследников.

В январе 1626 года Михаил Федорович женился вторично - на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, и от нее-то пошли все остальные Романовы, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович, который родился в 1629 году и стал царем в 1645 году.

Исторические источники ничего не сообщают, был ли счастлив Михаил Федорович с Евдокией, вспоминал ли Марию и считал ли он и по прошествии лет свое поведение правильным? У меня же наряду с этими вопросами возникает и еще один - а как, собственно, относилась к царю Мария… 17-летняя, потом 21-летняя Машенька Хлопова? Может быть, и для нее речь шла не только об интриге, о засветившей и пропавшей перспективе стать царицей, о каких-то карьерных делах, но и о потере любимого? Кто знает, не было ли тут еще одной трагедии? Предков, похоже, это совершенно не интересовало, в отличие от здоровья невесты и правдивости Салтыковых. Но вот в этом-то мы с предками не очень сильно совпадаем - нас интересуют и такие стороны жизни, как переживания и чувства людей.

С Алексеем же Михайловичем произошла почти такая история, как и с его отцом, когда в 1647 году 18-летний Алексей затеял жениться и выбрал в жены Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика. Царю так понравилась девушка, что он тут же вручил ей кольцо и платок - знаки царского избрания. Казалось бы, дело решенное - царицу будут звать Евфимия.

Но в тот же вечер девушка, когда ее ввели в царские хоромы для официального наречения царевной, упала в обморок и надолго потеряла сознание! Тут же ползет, плывет по комнатам дворца поганый слух - мол, царскую невесту «испортили». И даже хуже - отродясь она «порченая», «некрепкая» и что подсунули ее царю «воровским умыслом».

Началось следствие, а у следствия есть такая особенность - если люди, верящие в колдунов, начинают искать колдунов, то эти колдуны и чародеи обязательно находятся. По официальным документам, обвинен в порче царской невесты оказался некий Мишка Иванов, крестьянин двоюродного брата царя, Никиты Ивановича Романова. Обвинен был в чародействе, разводе и тайном оговоре в деле Федора (Рафа) Всеволожского. Сколько ударов кнутом и встрясок потребовалось для этого признания и применялись ли огонь и раскаленные клещи, неизвестно.

За то, что скрыли болезнь и порчу невесты, и саму Евфимию, и ее родных сослали в Тюмень, и только в 1653 году ее с отцом перевели в дальнюю деревню Касимовского уезда. Больше Алексей никогда не видел свою невесту.

Алексей опечалился, даже охота его не развлекала.

По поводу же «порченой невесты» есть русское известие, что царскую невесту испортили матери и сестры тех, кого царь не выбрал. Есть одно иностранное известие, что всю эту интригу затеял Борис Иванович Морозов, который невзлюбил Всеволожских и «метил на сестер Милославских».

Про нелюбовь Морозова к Всеволожским ничего не могу сказать определенного. А вот женить царя на одной из сестер Милославских он намеревался, это вполне достоверно. Дело в том, что был у Морозова такой помощник в делах, Илья Данилович Милославский, и были у него две дочери на выданье, Мария и Анна.

16 января 1648 царь Алексей Михайлович женился на Марии, а пожилой вдовый Морозов, несмотря на серебро в бороде, женился на ее сестре Анне. Вроде бы Морозов добился своей главной цели - стал родственником царя. Но вот незадача… Не могу, хоть убейте, не привести еще одного свидетельства - на этот раз свидетельства одного британского купца: мол, царь с женой жил согласно и дружно, и Мария Милославская родила ему нескольких детей, а вот у Морозовых вместо детей родилась ревность, которая познакомила молодую жену с плетью толщиной в палец.

Поразительно, но точно такая же история повторилась с Алексеем Михайловичем еще раз! После смерти Марии Ильиничны царь снова задумал жениться. В 1669 году ему было уже 40 лет; вроде бы особой зависимости от окружения быть не должно.

Из множества невест царь выбрал Авдотью Ивановну Беляеву, послушницу Вознесенского девичьего монастыря. Видимо, была она сиротой, потому что привел ее и отвечал за нее дядя - Иван Шихирев. И опять невесту оговорили, почти таким же способом! Правда, сознания она не теряла, но были доносы на Шихирева: якобы он вел разговоры с голландским «дохтуром», чтобы «дохтур» помог, не обратил бы внимание на физические изъяны невесты (на «не так» торчащий палец, если быть точным). По дворцу оказались разбросаны подметные письма с непригожими словами, и в этих письмах обвинили почему-то именно Ивана Шихирева… Одним словом, царь и на этот раз не женился на выбранной им девушке.

А царский любимец Артамон Матвеев провел свою кандидатуру - дочку своего подручного, Наталью Кирилловну Нарышкину, свою воспитанницу.

…Комментарии нужны?

Мой же комментарий очень прост - мрачный колорит всех любовных историй, и отца, и сына, свидетельствует о том, до какой степени был зависим даже царь - живое божество Московии.

Кем должна быть женщина, деспотически решающая за сына, на ком ему жениться, - особый вопрос. Но как послушен сам царь! Как легко он соглашается с тем, что его судьбу решают за него другие!

Если уж чувствами самого царя можно было пренебречь до такой степени, если он был зависим до такой степени, то можно себе представить, какое значение имела эмоциональная жизнь любого другого человека в Московии?! И как поступали со всеми остальными, даже формально не обладавшими правом выбирать себе жен.

А если уж мы о торжестве родовых отношений… Глава рода Салтыковых скрыл от царя и Боярской думы мнение немецких врачей и оклеветал Марию Хлопову. Сугубо индивидуальный поступок, и совершенный по отношению к конкретному человеку. Но сослали сначала всех Хлоповых, а потом точно так же и всех Салтыковых. Даже современные историки говорят таким образом: «Салтыковы оклеветали Хлоповых»; «Филарет отстранил от власти Салтыковых». И получается, что люди эти важны не сами по себе, а как глава и как представитель неких родов…

СНОВА О ВЛАСТИ ОБЫЧАЯ

Никто не свободен от власти обычая, и в том числе несвободен и царь. Царь все-таки оказывался выделенным из остального населения, и все же выбирал сам себе невесту… Но и у царей на этом пути, как мы только что убедились, оказывалось множество препон.

А кроме того, сам процесс выбора царем жены был грандиозным ритуальным действием, в который втягивались полчища самого различного народа. Для начала выявлялись потенциальные царские невесты. По всему государству Московскому разъезжались уполномоченные - выяснять, у кого есть «пригожие» и здоровые дочери, по возрасту годящиеся в царицы. Поведение родителей? Оно очень различно. С одной стороны, соблазн велик - ведь родственникам царя обеспечена карьера, а если дочка, выйдя за царя, родит наследника, то уж его-то родственникам, царским, на судьбу обижаться никак не придется. Так уже при Петре I бледной поганкой взрастет некий Тихон Стрешнев - не за какие-то заслуги (их нет и в помине), не за личные качества (их тоже нет), а только за то, что он родственник «тех самых Стрешневых», из рода которых царь Михаил Федорович в 1626 году взял жену.

Но это одна сторона… А вторая состоит в том, что девиц-то соберут со всего государства очень много, а царицей-то станет только одна. А остальные куда? В монастырь. Ведь не может же быть выдана замуж девица, которая хотя бы теоретически могла бы стать царицей?! Даже думать о выдаче замуж за «простого» человека бывшей царской невесты было бы совершенно диким нарушением обычая, чудовищным неуважением к царствующему дому и чуть ли не государственной изменой.

Так что некоторые родители девиц выставляли и пытались сделать так, чтобы царские уполномоченные внесли в списки даже «негодящих» дочерей - хворых, некрасивых, глупых, ленивых. Лишь бы появился этот шанс - стать родственниками царя!

А другие, случалось, дочерей-то как раз прятали… «Сказывали» своих, вполне благополучных доченек больными и некрасивыми, лишь бы девушки избежали рискованной участи одной из сотен выбираемых. Да, из сотен! В 1647 году набралось в общей сложности 200 девиц без малого. Одной из них предстояло стать царицей, остальным - монашками.

И некоторые мамы и папы всеми силами старались увести дочерей от такой судьбы и тем самым совершали государственное преступление. Ведь они ни много ни мало препятствовали «царской радости» и ограничивали выбор царя…

Итак, 200 девиц собрано, кто-то уже сослан и казнен: кто за попытку внести в списки хромую и кривую дочь, кто за попытку не вносить в списки вполне «гожую». Все эти девицы свезены в Москву, осмотрены пожилыми дамами из ближайшего окружения царя. Все, так сказать, проверены на предмет способности составить счастье царя. В любом случае первый этап ритуала совершен, и царь должен сделать собственный выбор.

Тут, правда, есть две версии, и я не знаю, какая из них верна. По одной, царь так и выбирал прямо из 200 девиц. По другой, большая часть «невест» до самого царя не доходили. Окружение выбрало из 200 девиц всего 6, «отбраковав» всех остальных. Царь соответственно и выбирал из 6. По еще одной версии, выбирал царь, но «в два тура»: сначала выбрал шестерых, потом еще раз - и одну.

Какая версия верна, не знаю, но, во всяком случае, царь лично, сам выбирал… С платком, символом замужней женщины, и с кольцом в руках шел он перед шеренгой своих «невест» и выбирал…

Изменить ритуал он не мог; скажем, сказать что-то вроде: девочки, пошли пить чай! И выбирать себе жену уже в процессе чаепития, в ходе неторопливой беседы (в конце концов, даже от современных «мисс чего-то там» требуется хоть какой-то, но интеллект). Тем более царь не мог предложить «невестам» пойти с ним выпить пива или станцевать под оркестр. Царь не мог даже изменить набор предметов, с которыми он шел мимо шеренги перепуганных, напряженных девиц («вот сейчас… вот сейчас… в царицы или в монастырь…»). Сказано мудрыми предками, установлено обычаем, что царь должен идти не с чем-нибудь, а именно с кольцом и с платком?! Сказано! Значит, так он и будет идти.

То же самое касается и свадебного ритуала. Царь Московского царства обладал фантастически обширным диапазоном власти и просто невероятными правами по отношению к отдельному человеку, над его жизнью и смертью. Царь вовсе не «понарошку», а совершенно реально мог отрубить голову, велеть забить батогами или посадить на кол любого жителя Московии. Но он совершенно никак не мог нарушить даже самого маленького, самого завалящего обычая. Например, он никак не мог велеть, чтобы не исполнялись те песни, которые положено исполнять во время обряда, или чтобы молодых осыпали не снопами ржи, а допустим… ну, допустим, осыпали бы их пареной репой. Или моченой брусникой. Или свежими огурцами. Ведь обычай ясно говорил - рожью! И царь оставался бессильным отменить или изменить обряд хотя бы в самой маленькой малости.

НОРМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗВЕРСТВА

Второй чертой общества XVII века, с которой вряд ли способен примириться наш современник, я бы назвал невероятную жестокость. Действительно, каждое общество может быть жестоко в каких-то случаях, но тот уровень насилия, который мы готовы признать «нормальным» или хотя бы «приемлемым», перейден в Московии XVII века многократно. Даже просто находиться в Москве… ну, скажем, в Москве вполне благополучного, 1650 года, нам было бы психологически трудно.

Я уже писал о государственной жестокости - следствии примитивности и общества, и государства. О том, что общество ничего не имеет против этой жестокости и даже считает ее полезной.

Общество само таково - в огромной степени оно стоит на подавлении воли человека, на навязывании ему силой того, что считает нужным для него и от него «обчество» и старшие лица в этом «обчестве» - от собственных родителей до выборных лиц в волостях и посадах.

В семье постоянные истязания жен и детей считаются не только общественной, но и религиозной обязанностью главы семьи. Если наш «путешественник во времени» женится в XVII веке - а для должной конспирации он не сможет долго ходить холостым, - ему придется иметь дело с женщиной, которая вовсе не в шутку, а совершенно серьезно исповедует принцип: «не бьет - не любит». Ему придется или взяться самому за плеть, или подвергнуться общественному осуждению, а то и вызвать подозрение - православный ли он: ведь отказавшись бить жену, человек начинает отличаться от окружающих, вести себя не так, как предписывает обычай. А кроме того, такому «чистоплюю» грозят серьезные проблемы в отношениях с самой женщиной: ведь она ждет, что привязанность к ней муж проявит так, как полагается.

Жена в московитской семье в самом буквальном смысле задавлена самыми крайними формами патриархата. Достаточно сказать - за убийство жены муж подвергается лишь церковному покаянию. Жена за убийство мужа закапывается в землю по шею. Так и стоит, живьем закопанная, пока не умрет, а труп потом вешают за ноги, и он будет висеть, пока совершенно не истлеет.

Любому современному человеку, в том числе самому ярому поклоннику патриархата, это все покажется… ну, скажем так - перебором.

Так же точно истязание детей - необходимость, обязанность отца, ничуть не меньшая, чем обязанность прокормить или обязанность воспитать полезного члена общества.

Тут действует не евангельская мораль «Нового завета», а мораль ветхозаветная, пришедшая из недобрых времен бронзового века - из времен строительства пирамид, создания первых империй с центрами в Вавилоне и Ниневии, войны между Египтом фараонов и Хеттским царством. «Учащай ему раны, ибо не умрет, а здоровее станет», как утверждал поп Сильвестр, автор «Домостроя», или «Наказывай сына своего, пока есть надежда, и не возмущайся криком его».

Это повседневное насилие над человеком, дикое унижение собственного достоинства вовсе не кажется кому-то крайностью или аномалией. Все нормально, все в полном порядке! Крик молодайки, которую муж «учит» плетью, крик ребенка, которому «учащают раны», чтобы он стал здоровее и умнее, - такая же повседневность, как звук колокольчиков на шеях коров, шорох соломы на крышах домов или мурчанье домашнего кота.

Точно так же никому не приходит в голову, что постоянное и наглое подчеркивание подчиненного положения холопов, применение грубого насилия, постоянные расправы сильного со слабым - по всей общественной лестнице, на всех ее ступенях (ведь даже царь пинками выгнал из Боярской думы тестя, Илью Милославского) - это не что-то естественное и само собой разумеющееся, а некое зло.

Такая мысль и не может прийти в голову людям, для которых правеж - обычный и нравственно приемлемый способ выколачивать недоимки. Правеж состоит в том, что ответственных за сбор налогов начинают избивать все время сменяющие друг друга люди. Бьют беспрерывно, час за часом, при необходимости - и день за днем. Устают одни - их заменяют другие, и так пока не будет выплачено все, что висит на этих недоимщиках.

Еще раз подчеркну, что правеж - вовсе не эксцесс, не крайность, а самый обычный, повседневный способ для получения своих денежек и государством с налогоплательщиков, и боярином с крепостных. И никто не оглянется лишний раз; все привыкли без преувеличения, с детства. Пустяки, дело житейское.

В Московии XVII века общество только начинает подходить к той морали, которая известна по одному из «текстов пирамид» - когда некий чиновник Среднего царства, живший примерно за 2200 лет до Рождества Христова, заклинает богов: «Я не бил слабого так, что он падал под моими пальцами». Пока чиновник гордится скорее тем, что бил. Иначе как он возвысится над остальными? И откуда они все увидят, что он - важный чиновник?!

В Московии только начинают понимать, что милосердие - не отвлеченный принцип, реализуемый разве что святыми и лично Господом Богом, а некий нравственный принцип, вполне доступный для любого человека… И даже несущий в себе некоторую выгоду и удобство.

Впрочем, эта жестокость общества и семьи опирается на государственную и даже межгосударственную жестокость. И если очень многие черты законодательства, семейной и общественной жизни в Европе - все же пройденный этап, то не в одной Московии, во многих странах в XVII веке считают войну естественнейшей частью политики.

Война - быт XVII столетия, и все общество признает ее чем-то совершенно обычным, естественным, не вызывающим протеста. Никому не приходит даже в голову, что война - событие само по себе глубоко ненормальное. Что война груба, жестока и все равно не помогает решать самых главных вопросов. Никто и не пытается думать о том, что самой победоносной войны лучше было бы избежать и что гибель людей неприемлема и с нравственной, и с религиозной точки зрения, и даже с точки зрения строительства государства.

Все это сказано не для того, чтобы осудить предков, так сказать, пригвоздить их к позорному столбу истории. Но нужно понимать очень четко: нашему современнику в Московии XVII столетия было бы невыносимо душно, а порой попросту страшно. Если же поймать московита и вывезти его на «машине времени» в наши дни, он долго не сможет понять: как именно, с помощью каких механизмов регулируется жизнь всего нашего общества? Если людей никто не заставляет вести себя должным образом, никто не следит за их поведением, не карает и не наказывает, не награждает собольими шубами и не опаляется на них, почему все еще не развалилось?! Идея того, что люди очень во многих случаях могут управлять сами собой, не нуждаясь в «управлении» вооруженного плеткой большака, ему вряд ли была бы понятна, а скорее всего - и неприятна.

Человеку же XX века, в том числе и россиянину, в Московии XVII века суждено оказаться пришельцами не просто из другой страны, иностранцами. Больше - мы пришельцы из другой Вселенной.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора

Личная и семейная жизнь Петра I В день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых, 30 мая 1672 года родился четырнадцатый ребенок царя Алексея Михайловича. Наступивший в это время пост заставил отложить крестины. Царевич был крещен только 29 июня

Из книги Наум Эйтингон – карающий меч Сталина автора Шарапов Эдуард Прокопьевич

Личная жизнь Утешение он, возможно, находил в семье. Женщины любили разведчика. Он был пять раз женат, трижды - на сотрудницах. Александра Васильевна Кочергина работала в контрразведке. С ней Эйтингон был в Испании. Кочергина была награждена в 1937 году орденом Красной

Из книги Брежнев: правитель «золотого века» автора Семанов Сергей Николаевич

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

Из книги Ева Браун: Жизнь, любовь, судьба автора Ган Нерин

«Я - не личная жизнь» У его превосходительства Герберта фон Дирксена в папке лежало личное письмо британского премьер-министра Чемберлена. Граф Иоганн фон Вельчек прибыл из Парижа, чтобы передать Гитлеру письмо Даладье. Из Вашингтона спешно прилетел Ганс Дикгоф с

Из книги Сталинизм. Народная монархия автора Дорофеев Владлен Эдуардович

Личная жизнь У Сталина фактически не было личной жизни в житейском толковании. В 1907 году он женился на Екатерине Сванидзе. Этого хотела мама, и это была его первая любовь. Но счастье было коротким. Като, так звали его избранницу домашние и подруги, родила сына Якова и

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

IX Личная жизнь Для того чтобы подробно рассказать о повседневной жизни исландцев в Средние века, понадобилось бы написать увесистый том. Поэтому мы хотели бы просто привлечь внимание читателя к нескольким наиболее необычным ее моментам. Важно не забывать, что Исландия

Из книги Малоизвестная история Малой Руси автора

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Из книги Александр I. Самый загадочный император России автора Нечаев Сергей Юрьевич

9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА Некоторые люди и вправду считают свою личную жизнь личным делом. КЕЙТМОРТОН "СУЩИЙ ПРЕЛЬСТИТЕЛЬ"В личной жизни Александра, как и в политике, не все складывалось просто. С одной стороны, имея практически неограниченные возможности, обладая

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Личная жизнь «Свидетельствованию» в автобиографиях русских женщин XX в. придается такое большое значение, что моменты исповедальности там трудно найти. Пожалуй, к исповедальному жанру относится устное повествование Анны Янковской об искуплении преступной жизни,

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

Личная жизнь Не сложилась и личная жизнь поэтессы. Некрасивая, Леся изначально имела тут мало шансов. В девятнадцать лет, чтоб устроить судьбу дочери, мать отправила ее к старшему брату, учившемуся в Киевском университете. Когда-то Ольга Петровна (тоже далеко не красавица)

Из книги История Петербурга в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Моя родина – Азербайджан автора Байбаков Николай Константинович

От издательства Николай Константинович Вайбаков – видный государственный деятель, прошедший путь от рядового инженера на нефтяных промыслах Баку до заместителя Председателя Совета Министров СССР, Председателя Госплана СССР.За высокие трудовые достижения

Сообщение об ошибке

Error generating document: Failed to generate PDF: "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_element" is not a valid CSS2 property., "mso_footnote_id" is not a valid CSS2 property., "mso_special_character" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_font_family" is not a valid CSS2 property., "mso_ansi_language" is not a valid CSS2 property., "mso_fareast_language" is not a valid CSS2 property., "mso_bidi_language" is not a valid CSS2 property.

Листая страницы старых журналов, мы обнаружили целый ряд заметок о жизни царской фамилии. Заметки эти в общем рассказывают о мелочах, но мелочах говорящих, помогающих дорисовать образ той ли иной исторической фигуры. Порой верно схваченный, подмеченный штрих может чудесным способом вдруг оживить картины ушедшего, словно вдохнуть в них дыхание жизни, обозначить резче некую важную черту характера того, кого не дано увидеть, но дано как-то необъяснимо, благодаря тонкому движению пера или кисти очевидца, услышать неожиданно зазвучавшие струны далекой души, отчего она становится ближе, понятней. И не всегда свидетель событий придает важность сообщаемым деталям или специально, но чаще все же бессознательно, собирает их вместе, а уж мелочи эти будто сами собой складываются в тот единственный рисунок, что прочерчивается в нашем воображении. Конечно, не всякий может услышать минувшее, тут нужен особый настрой и, главное, - доброе расположение.

Г-жа Бологовская

Воспоминания о детских годах Императора Александра III

Чтобы играть с Наследником Николаем Александровичем и великим князем Александром Александровичем, меня с моим братом Николаем каждое воскресенье привозили во дворец, а также Никса и Володю Адлербергов, Сашу Паткуля и Гоголя.

Те часы, которые мы проводили во дворце, были для нас прямо чем-то сказочным.

В длинной галерее Большого царско-сельского дворца были собраны всевозможные игрушки, начиная с простых и кончая самыми затейливыми, и нашему детскому воображению представлялся тут полный простор. Помню, как сейчас, длинную вереницу всяких экипажей, приводивших нас в неописуемый восторг.

Однако, несмотря на обилие, разнообразие и роскошь игрушек, одной из любимейших наших забав была игра в лошадки, а так как у меня были длинные локоны, то я всегда изображала пристяжную. Великий князь Александр Александрович вплетал в мои локоны разноцветные ленточки, садился на козлы, и мы с гиком летели вдоль всей галереи, причем в пылу игры великий князь нещадно хлестал «лошадей» по ногам; доставалось, конечно, и платью, к великому негодованию моей чопорной англичанки, которой оставалось, однако, только кисло улыбаться.

Великие князья были очень ласковые и добрые дети и если замечали, что сделали больно или же чем-либо обидели своих сверстников, то сейчас же старались загладить свою вину и утешить.

Часто наследник Александр Николаевич и цесаревна приходили смотреть на наши игры; помню, как однажды в присутствии наследника великий князь Александр больно ударил меня хлыстом, я рассердилась и без всякой церемонии ответила ему толчком в спину, а цесаревич заметил сыну: «И по делом тебе, Саша, не дерись».

В Царском Селе около сетки была устроена по всем правилам искусства маленькая крепость для игр и военных упражнений наследника цесаревича Николая и великого князя Александра: были воздвигнуты бастионы, выкопаны рвы, стояли пушки, и мы дети постоянно играли в войну, причем мне всегда приходилось изображать маркитантку. Помню, как одна из наших игр в войну не закончилась трагически, только благодаря своевременному вмешательству воспитателя великих князей генерала Н. В. Зиновьева.

Дело было летом, играли мы в поход, и я, конечно, изображала маркитантку, но в чем-то провинилась и меня решили судить военным судом. Было устроено торжественное заседание, на которое меня привели с связанными руками и прочли мне целый ряд обвинений, после чего я была единогласно приговорена к смертной казни через расстреляние.

Мне завязали глаза, поставили к стенке и стали палить в меня из деревянных пистолетов. При первом залпе мне было приказано упасть, что я и выполнила, конечно, в точности, затем великие князья решили, что надо меня похоронить; не долго думая, схватили они меня за руки и за ноги и потащили к копне сена, где принялись устраивать мне могилу, причем я, только что расстрелянная, также принимала участие в этой работе самое деятельное участие; когда же все было готово, меня столкнули в яму и начали забрасывать сеном, а для того, чтобы лучше утрамбовать, вся компания уселась наверху. В начале мне было весело и смешно, но вскоре я начала задыхаться, так как на мне сидели два великих князя, мой брат, Паткуль и два Адлерберга; двигаться я также не могла, так как была совсем придавлена тяжестью сидевших наверху. Не знаю, чем бы окончилась наша затея, если бы не подоспел генерал Зиновьев, который вытащил меня оттуда полумертвой и, о Боже, в каком виде! Нас всех за это выбранили и тотчас же увезли по домам, но надо было видеть, как на другой день великие князья ласкали меня и радовались; они меня очень любили, потому что я была ужасный сорванец и никогда ни перед чем не останавливалась.

С тех пор во время наших игр всегда присутствовал где-нибудь поблизости один из воспитателей великих князей, и это было весьма кстати, так как прошло всего несколько дней после моих злосчастных похорон, как генералу Гоголю пришлось снова наложить свое veto на затею нашу.

Играли мы как-то в парке в лошадки, я и брат изображали лошадей, наследник цесаревич Николай Александрович и великий князь Александр Александрович - кучеров, и вот нас повели поить к фонтану «La cruche cosée» [разбитый кувшин], но тут кто-то из великих князей заявил, что надо всегда купать лошадей для того, чтобы они были здоровы, а поэтому решено было выкупать меня всю, с ног до головы. Моя несчастная англичанка пришла в полное отчаяние от такой затеи и, забыв все свое почтение, решилась остановить нас, но великие князья ее не слушали, я же пришла в такой дикий восторг от предстоящего купанья, что со мной уже больше не было никакого ладу. Мисс Жаксон, видя, что ее увещания ни к какому результату не приведут, решила побежать к дежурному воспитателю великих князей генералу Гоголю, и они вдвоем, к ужасному нашему огорчению, успели помешать импровизированному купанью, которое сулило быть таким весёлым.

П. Ронин

Как я был соседом царя

Как казанскому обывателю, П. Ронину, покупать дачу в Гатчине было неразумно. Но когда ему сообщили, что, как хозяин дачи, он будет соседом Императора Александра III, то он не мог не купить ее и при первой же возможности с семьей переселился в Гатчину. Однажды на улице П. Ронин встретил Императора.

Сняв фуражку я поклонился. - Здравствуйте, сосед! - произнес Государь, остановившись.

Государь спросил, что побудило меня купить дачу так далеко от Казани. Я чистосердечно признался, что соседство с русским императором было для этого основной причиной. Государь улыбнулся. - Вы здесь с семейством, конечно?

Да, Ваше Величество.

И нравится Вам здесь?

Лично мне - нет: я привык к Казани, к другой обстановке; но семья довольна, хотя, по моему мнению, дача и не особенно хороша.

В чем же ее недостатки? Мне приходилось слышать, что Гатчина - лучшее дачное место в моем государстве. .. Впрочем, о вкусах не спорят.

Может быть, Ваше Величество, но, на мой вкус, приволжские дачи лучше. Там и природа более на самое себя походит, и просторнее, и растительности больше. А моя дача как раз лишена последней; сад при даче слишком мал, а это огромный недостаток.

Да, конечно, это большой недостаток, но устранимый, - промолвил Государь и, несколько помолчав, добавил, - ваш садик соприкасается с моим…

Да, Ваше Величество.

Так вот, я разрешаю вам и вашему семейству пользоваться для прогулок моим садом… Сегодня же я прикажу соединить наши сады калиткой… Надеюсь, что вы тогда будете лучшего мнения о Гатчине, - сказал Государь.

Я горячо поблагодарил его и высказал опасение, что я и моя семья будем стеснять державного хозяина.

Не безпокойтесь! Мой сад настолько велик, что нам в нем не будет тесно, - сказал Государь улыбнувшись.

Вечером к Ронину явился адъютант Двора и сообщил ему, что в ограде сада сделана дверка.

Вы можете пользоваться садом, когда вам будет угодно, но только при одном условии: аккуратно запирайте за собой дверь, когда будете приходить в сад или уходить из него. Замок для этой цели сделан в двери, а ключ мне поручено вручить вам сейчас.

С этими словами посетитель положил предо мной огромный ключ.

Я считаю лишним говорить о той ответственности, которую возлагают на вас те, кто меня послал к вам… Разрешение пользоваться садом дано только вам и вашей семье… Да, только вам, - делая ударение над словом «только», сказал гость.

Сначала я не совсем ясно представил себе, какие обязанности должны были соединиться с этим железным подарком. Я только после понял это. Ключ, весом около фунта , стал моим постоянным спутником. Шел ли я куда - он лежал в моем кармане; если спал, то он хранился в изголовье. Я не решался отдать его на хранение даже жене. Об остальных членах семьи даже и говорить нечего. Вдруг потеряю?! Что тогда?! Хорошо, если найдется кто-нибудь такой, который забросит его. А если злоумышленник найдет да заберется в царский сад?..

К ужасу владельца, ключ скоро исчез… Но затем был найден офицером, который усиленно домогался руки дочери П. Ронина, но безуспешно.

Конечно, после этого П. Ронин согласился на брак, хорошо понимая в то же время, что история исчезновения ключа устроена ловкой и находчивой дочерью…

Дача, в виде приданого, перешла к молодым.

В книге «Кругосветное путешествие крейсера “Африка” в 1880-1883 гг.» (СПб., 1909) контр-адмирал В. Ф. Руднев (командир крейсера «Варяг»; в этой книге он себя называет «лейтенант Р.») рассказывает, между прочим, о царском смотре «Африки» по прибытии после кругосветки в Кронштадт.

Царский смотр

Наконец желанный смотр состоялся. Во время обхода команды и верхней палубы Его Императорское Величество, увидев привязанную камчатскую собаку, пошел ее погладить. Мы все замерли, так как «Камчатка» никого не признавала кроме своего хозяина старшего офицера и Р.; ее все боялись и не подходили к ней.

К нашему изумлению, Камчатка сама встала и подошла к Государю. Погладив собаку, Его Величество изволил пойти дальше, но вернулся еще раз погладить собаку, и Камчатка опять встала и лизнула руку (такого знака внимания с ее стороны еще не бывало).

Смотр прошел блестяще, лейтенанту Р. жутко было командовать авралом (общая работа) при постановке парусов, хотя в то же время радовался счастью, выпавшему на его долю, стоять на мостике между Ее Величеством Государыней Императрицей и Великим Князем Михаилом Николаевичем. При стрельбе минами Командир просил Его Величество назначить цель, мина прошла в точку, но Командиру показалось, что Государь принял это за случайность, и потому обратился с просьбой сделать еще выстрел по назначенной цели. Мина, и на этот раз, прошла точно по назначению - тогда Государь изволил милостиво благодарить Командира и минного офицера.

По окончании смотра Командир удостоился получить согласие Его Величества принять Камчатку. За собакой из Петергофа прислали от дворца пароходик…

Камчатка стала любимицей в семье императора Александра III. С Камчаткой государь не расставался. Однако пес погиб 17 октября 1888 г в железнодорожной катастрофе под Борками. «Бедный Саша так подавлен без Камчатки... Он скучает без его преданной собаки...», - писала в дневнике императрица Мария Федоровна. Император действительно тяжело переживал утрату любимца: «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой», - говорил после гибели собаки государь. Через три дня после крушения, прибыв в Гатчину, Александр III приказал похоронить Камчатку в собственном саду, против своих комнат.

В январе 1914 г. отмечался Земский юбилей. Газеты писали: «Пятьдемят лет тому назад в Бозе почивающим Императором Александром II было подписано “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. <…> Оглядывая… службу земства русскому народу, мы не можем не отдать должное земству за то, что оно сделало для местных польз и нужд. Оно неустанно заботилось о народных школах, о народном здравии, об улучшении путей сообщения, об уменьшении пожаров. Земство создало народного учителя, оно дало и земского врача, но мы не можем пройти мимо и отрицательной стороны юбиляра… Земство повинно в создании, так называемого, третьего элемента, той оторванной от народа безпочвенной интеллигенции, которая начала пропаганду отречения от народных святынь и, как всякое политиканство, только тормозила поступательное движение земского дела. Но, слава Богу, теперь ряды политиканов редеют и на их место идут уже серьезные трудники земского дела. Пожелаем же от души, чтобы наши земства совершенно очистились от всяких политических веяний, чтобы в рядах их стояли православные, преданные Царю и Отечеству люди и чтобы исконные русские начала жизни были полагаемы земскими деятелями во главу угла земского дела. <…> Да простит Бог все старые ошибки и да поможет Он сбросить навсегда земству всякую политику и нести народу устои исконной русской жизни: Православие, Самодержавие и народность. Без этих трех основ никакой прогресс в русской жизни немыслим. Наш народ всегда был и есть православный, преданный Престолу и по духу истинно русский народ. <…> Берегите народ! Не толкайте его во тьму и помогите скорей выбраться на свет, ко Христу! Вот в чем истинная задача русского земства!» («Кормчий». 1914, № 3)

Юбилейные торжества продолжались в Петербурге с 7 по 11 января 1914 г., куда съехалось множество представителей провинциальных земств со всей земской России. 7 января в Петропавловском соборе была отслужена панихида по императору Александру II. В тот же день в Казанском соборе был отслужен торжественный молебен с провозглашением многолетия «всероссийскому земству». 8 января в Зимнем Дворце происходил Высочайший прием представителей юбилейной земской депутации, прибывшей в столицу на празднование. Земцы поднесли Его Императорскому Величеству на серебряном блюде хлеб-соль и передали для Наследника Цесаревича, «надежды верноподданной России, скромный дар, отражающий поприща земской работы», Государь Император изволил обозревать подарок от земств Империи, подносимый Наследнику Цесаревичу: хуторок в виде образцовой деревни, сделанный из дерева кустарями Московского земства.

Государь, поблагодарив земцев, сказал следующее: «Я выражаю твердую уверенность, что всякая земская работа в тесном единении с Моим правительством будет проникнута и воодушевлена безграничною заботою о бесчисленных местных нуждах населения и о его благе. Разумное удовлетворение местных нужд является главным залогом развития и подъема благосостояния всего Государства. Духовному взору Моему ясно представляется спокойная, здоровая и сильная Россия, верная своим историческим заветам, счастливая любовью своих благодарных сынов и гордая беззаветною преданностью их Нашему Престолу». Слова Его Величества были покрыты громовым «ура» присутствовавших.

К. П. Берстель (Казань)

Земцы у царя

Какие чудные, счастливые минуты переживает русский человек, когда он видит перед собой Великого Вождя дорогого отечества. Я лелеял мечту дожить до этого счастья и пережить эти чудные минуты. Вот почему сильное волнение овладело мною, когда я был выбран в юбилейную депутацию от нашего земства для поднесения Государю Императору хлеба-соли, и это волнение не покидало меня по дороге в Петербург. Там должно было совершиться наше представление Государю Императору. Его невидимая близость чувствовалась нами, и потому в моей душе я мог найти только ликование и безконечную радость.

Канун представления Государю Императору прошел для меня особенно тревожно. Я бродил целый день безцельно. Чего я только не передумал. Я боялся какого-либо случая, который мог бы лишить меня долго ожидаемой встречи с Государем. Ночью плохо спалось. Едва стал редеть мрак, как я уже поднялся.

Момент представления был приурочен к 11-ти часам утра, но мы уже в 9 часов подъезжали к Иорданскому подъезду громадного Зимнего Дворца. И вот мы очутились в роскошных залах Царского чертога… Мрамор, бронза, белые ряды стройных колонн, хрустальные люстры. Чем-то царственным веяло от этих двухсветных зал, в паркете которых отражались блестящие мундиры сановников. Толпа мягко гудела и шевелилась. Здесь были представители всей земской России. Вскоре собрался весь Совет Министров. Церемониймейстеры суетились, разставляя представителей земств в алфавитном порядке губерний.

Момент выхода Государя приближался, и сильнее билось мое сердце. Нервная дрожь охватывала нас. Вот окна задернулись малиновыми шторами, и в зале вспыхнули огромные люстры. При дверях, из которых должен был появиться Государь Император, стояли парные часовые, а далее виднелись арабы в своих ярких шелковых костюмах, с коричневыми невозмутимыми лицами. Но вот послышался лязг оружия, взятого на «караул». «Здравия желаем, Ваше Императорское Величество!» - пронеслось откуда-то. И все замерло…

Замерло так, как только может замереть огромная толпа перед торжественным моментом, как замирает природа перед грозным ударом первого весеннего грома.

Государь вышел в зал и сделал общий поклон. Он был в форме стрелков Императорской фамилии: простая поддевка с малиновой рубашкой-косовороткой, видимой у ворота, подчеркивала любовь Государя к простому народу.

С ласковой, доброй и приятной улыбкой, он выслушал речь представителя Московской губернской земской управы и принял хлеб-соль на громадном серебряном блюде. Потом он начал обходить наши ряды. Подавал руку и задавал вопросы впереди стоящим.

Каким бы счастливым я чувствовал себя, если бы удостоился его милостивого вопроса. Но нервы так были напряжены, я так волновался, что был даже доволен, что стоял в задних рядах. Однако, сильное желание удостоиться внимания Государя превозмогло нервную боязнь, и на рауте в Дворянском Собрании я уже стоял в первом ряду наших депутатов. Когда очередь дошла до Казанской губернии, председатель нашей управы представил Его Императорскому Величеству нас по очереди, и Государь Император милостиво пожал нам руки. Подавленный счастливой минутой и высокой честью, я еще более смутился, когда Государь, повернувшись ко мне и пристально взглянув ласковыми глазами, спросил, сколько лет я состою гласным в земстве. «18 лет, Ваше Императорское Величество», - ответил я, стараясь, чтобы мой голос не дрогнул. Указав, что 18 лет довольно продолжительное время, Его Величество с чарующей улыбкой обратился к другим представителям Казанского земства. Выражение его глаз навсегда осталось в моей памяти. Что-то безконечно доброе светилось в этих глазах, выражение которых менялось каждую минуту. Осталось в памяти и его приятное ласковое лицо уже с сединой на висках, со следами тяжести правления и постоянного душевного волнения за счастие и благоденствие родного народа.

Подарок земств Наследнику Цесаревичу

Подарок, поднесенный Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу особой депутацией от имени всех земств, по случаю 50-летия земских учреждений, представляет изготовленное кустарями образцовое село.

Справа изображена часть современного русского села, население которого занимается кустарными промыслами, слева - хозяйство хуторянина. Крайнюю избу в селе занимает кустарь одиночка, работающий со своей семьей. Он изображен в ней во время работы при обычной обстановке, что можно видеть, приподняв переднюю стену избы. Во второй избе работает артель кустарей. Крыша этой избы снимается, и тогда можно видеть артель кустарей за работой. При этой избе находится земский склад сельскохозяйственных орудий и машин. Следующая изба принадлежит старику-бобылю, который изображен сидящим на завалинке. В четвертой избе живет зажиточный кустарь. Между этой избой и церковью расположена школа, верх которой снимается. В школе изображены ученики с учителем во время занятий. За школой помещается земская амбулатория. Часть ее, представляющая приемную, отделяется; при этом можно видеть, что происходит в амбулатории: в ней доктор и фельдшер принимают больных. Вблизи амбулатории находится сельская церковь; на паперти изображена группа богомольцев со священником. Вдоль села проходит земское шоссе, по которому тянутся крестьянские подводы. Около церкви земский мост через небольшую речку. Вблизи шоссе - проселочная дорога, по которой едут крестьяне. Перед селом изображена крестьянская надельная земля с обычным 3-польным севооборотом и узкополосицей. Левее - тоже надельная земля, но уже с 4-польным севооборотом: клеверное поле, озимое, с рядовым посевом ржи, паровое и яровое. Яровое поле изображено во время его уборки. Около полевой крестьянской земли находятся два небольших луга. На земле хуторянина - дом, два сарая для скота, в одном из которых помещаются взрослые животные, а в другом - молодняк, сарай для инвентаря, около него находятся различные сельско-хозяйственные орудия, далее расположен амбар и навес для сена. При хуторе - огород и молодой сад с пчельником, на котором агроном ведет беседу с хуторянином. Слева находится полевая земля хуторянина. У него7-польный севооборот. Изображено только три поля: клеверное поле, которое представлено во время уборки, затем поле из-под ржи, на котором производится пахота пароконным плугом, и озимое - с рядовым посевом ржи.

Надо заметить, что среди игрушек Цесаревича, некоторые из которых сегодня экспонируются в залах Александровского дворца в Царском Селе, немало было таких, которые отражали дух своего времени, технические новшества ХХ в.: электрическая железная дорога, модели оружия, военных кораблей, транспорта (трамвай, автомобили, аэропланы); а также разнообразные макеты - Троице-Сергиевой Лавры, Казачьей станицы, Бородинской битвы, деревянная резная модель Ростовского кремля работы кустарей Сергиева Посада и т. д. или игра «Путешествие по России». Все они имели характер обучающий, развивающий, познавательный, так сказать, полезный.

Конечно, и подарок земцев был поднесен с умыслом именно Наследнику Цесаревичу, имел значение воспитательное. Этим жестом земские представители будто указывали на перспективную цель дела своего - упорядочение и благоустройство жизни русского села, благопопечение о тружениках, совершенствование крестьянского быта и словно призывали Цесаревича быть чутким к нуждам своего народа, который тому еще только предстояло узнавать. А сама модель-игрушка будто бы говорила, что вот так разумно и полезно должна быть устроена Россия. Много смысла в этой игрушке, но главное - чтобы царь знал, что мужик хочет! В такой ненавязчивой и интересной форме был Наследнику преподан первый земский урок, который, увы, оказался и последним - великая катастрофа эпохи неумолимо приближалась. Вообще же этот «земский эпизод» оставляет неизменно чувство горечи. Невольно вспоминаются слова Бунина - как жаль, что ни дети, ни внуки наши не узнают, что за прекрасная страна была Россия. Добавим - и какой еще более прекрасной она могла бы стать…

Следов этого подарка-макета пока не обнаружено, вероятно, он бесследно исчез. Хотя, к примеру, недавно (в 2011 г.) в экспозицию Александровского дворца был передан игрушечный кукольный театр Цесаревича, который, как оказалось, хранился в коллекции Театра кукол им. С. В. Образцова.

Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!