Цель путешествия. Рассказ и индивидуальный текст

1. Определение «портрета» целевой туристской группы.

На основании маркетинговых исследований составляется «портрет» потенциальных групповых/индивидуальных туристов. В результате анализа определяется структура спроса, емкость и конъюнктура рынка. Составление «портрета» включает в себя моделирование специфических особенностей группы: психо-физиологические, национальные, религиозные, социально-культурные, профессиональные и т.п., которые необходимо будет учесть в дальнейшем при разработке программы туристского маршрута и обслуживании туристов.

2. Постановка цели и определение задач туристского маршрута.

На данном этапе разработки, необходимо четко сформулировать цели, поставленные туристами перед будущей поездкой. По своей сути, цели путешествий – это мотивы, определяющие стремление туристов, так или иначе, реализовать свои потребности во время путешествия. Как сказано выше, цели путешествий являются основой для лассификации видов туризма. Если четко обозначена цель (мотив) путешествия, далее следует сформулировать задачи (мероприятия, программные действия), которые помогут туроператору создать условия на маршруте, соответствующие потребностям туристов. Так, если цель – «отдых на морском побережье», то задачами должно быть обеспечение отелем, оборудованным пляжем и т.п. Если цель познавательная, то задачами должно быть обеспечение маршрута экскурсионным содержанием и т.п.

3. Определение сезона и сроков действия маршрута

На третьем этапе предстоит выбрать сезон и сроки действия маршрута.

Выбор сезона во многом определяет цель маршрута и возможности привлекаемых для него туристских ресурсов региона. Такой же подход необходим и к определению сроков действия маршрута. Однако здесь необходим маркетинговый взгляд, т.е. учет структуры свободного времени у различных сегментов туристского рынка. Так, например, эксперты Всемирной туристской организации (ВТО), выделяя сегменты туристов по возрасту, обращают внимание на то, что «молодежный туризм» регламентируется каникулярными днями, «туризм среднего возраста» (30-60 лет), включающий в себя людей семейных и работающих, использует для поездок отпуск и каникулы детей. Для экономически активных туристов можно использовать «блок свободного времени» - праздники плюс выходные дни. «Туризм третьего возраста», куда входят люди пенсионного возраста, не имеет ограничений во времени путешествий, более того, здесь отсутствует ярко выраженная сезонность, наоборот, такие туристы избегают

периодов пиков туристских сезонов, предпочитают «бархатные», спокойные периоды.

Результатом данного этапа должно быть определение:

    Сезона маршрута и обоснование выбора;

    Сроков действия маршрута и обоснование их продолжительности

4. Описание географии и трассы маршрута

При разработке трассы маршрута необходимы знания краеведческого характера, а также детальное изучение туристской инфрастуктуры региона, т.е. тех объектов, которые могут стать предметом интереса группы. Их месторасположение и станет главным определяющим фактором при выборе мест пребывания или посещения туристами. Так, например, в программу обслуживания группы специалистов в области медицины могут быть включены посещения медицинских учреждений Перми, поездка в Усть-Качку, Ключи, где расположены учреждения санаторно-курортного типа с уникальным оборудованием и технологиями рекреации населения. При построении трассы необходимо также обратиться к классификации путешествий по построению трассы. Она может быть:

    Радиальной;

    Линейной;

    Кольцевой;

    Комбинированной.

Таким образом, на этом этапе производится следующая работа:

    Отбор мест пребывания туристов и обоснование выбора;

    Построение карты-схемы маршрута («роза ветров», схема трассы названия мест, обозначение крупных водных, железнодорожных и автомобильных путей, указания расстояния между пунктами пребывания в километрах);

    Классификационное определение трассы маршрута.

5. Материально-техническое обеспечение обслуживания туристов на маршруте.

На этом этапе необходимо решить следующие вопросы:

    Где будут жить и питаться туристы?

    Какой вид транспорта можно использовать при перевозке туристов из пункта в пункт?

Для выбора места проживания и питания группы следует исходить из следующих ключевых моментов:

а) Пожелания или требования туристов, которые могут быть представлены в табличной форме:

б) анализ структуры и состояния гостиничных предприятий и предприятий питания;

в) близость гостиниц к объектам посещения;

Так, например, деловые туры должны предусматривать размещение бизнесменов в непосредственной близи от административных центров, а поездки с целью отдыха - размещение туристов в предприятиях гостиничного типа, расположенных в привлекательных природно-климатических зонах.

Выбор предприятий питания должен быть основан, во-первых, с точки зрения удобства туристов, т.е. завтраки должны быть организованы в гостинице, а при организации обедов и ужинов необходимо исходить из временной структуры экскурсионной и культурно-массовой программ. Так, например, длительная экскурсия в монастырь на Белой горе может включать обед для туристов в трапезной; экскурсия в музей-заповедник «Хохловка» - «обед по трассе», т.е. пикник на природе или в придорожном кафе, а в том случае, если туристы вечером посещают театральное представление, то ужин предпочтительнее организовать в их гостинице, т.к. тогда они сумеют переодеться и подготовиться к вечернему развлечению. В особых случаях па длительные экскурсии или переезды можно организовать «сухие пайки». Также необходимо определиться и с формой питания:

ВВ - завтрак в отеле,

НВ - полупансион (двухразовое питание),

РВ - полный пансион (трехразовое питание),

НВ/Вuffer- полупансион («шведский стол»). При выборе транспортных средств, необходимо учитывать следующие факторы:

а) пожелание туристов (они сформулированы в таблице 1);

б) наличие и особенности трасс сообщения (автомобильных и железных дорог, воздушных трасс, водных путей);

в) принципы организации перевозки туристов, а именно:

Длительные переезды организуются по возможности в ночное время и по железной дороге или автотранспортом,

Короткие - в утреннее и дневное, в большей части наземным или водным транспортом с обязательным предоставлением путевой информации,

В длительных водных путешествиях необходимо делать стоянки в городах в дневное время, а также организовывать «зеленые стоянки»,

В путешествиях на туристских поездах также организовывать стоянки в дневное время,

г) требования к обеспечению безопасности туристов на маршруте. Так, например, при перевозке детских групп воздушный и водный транспорт наиболее опасен;

д) часы работы посещаемых объектов (перерывы, санитарные дни, часы открытия и закрытия).

Таким образом, на данном этапе определить следующие моменты:

    места расположения и названия гостиниц, предназначенных для проживания туристов,

    характеристика гостиничного предприятия («звездность», классность номеров, особенности и ассортимент гостиничных услуг, а также обустроенность гостиничной территории),

    места расположения и названия предприятий питания, особенности услуг и блюд, формы организации питания,

    виды внутримаршрутного транспорта, которые могут быть представлены в табличной форме:

6. Объекты посещения

Теперь необходимо определить конкретные объекты, места посещения, а также лиц, с которыми туристы будут встречаться.

Эти объекты можно разделить на следующие группы:

    обязательные, необходимость включения которых диктуют цели маршрута и специфические особенности групп;

    дополнительные, включение которых дополнит и разнообразит программу обслуживания;

    специальные, включение которых станет исключительной особенностью маршрута, его кульминацией, «изюминкой» маршрута.

В обязательные объекты включаются:

    наиболее достопримечательные места региона (памятники истории культуры, архитектуры, искусства, природные памятники);

    предприятия, учреждения, связанные с профессиональным или иным интересом туристов;

    отдельные личности, коллективы людей, интересующие туристов с той

или иной целью.

В дополнительные условия включают:

    дополнительные экскурсионные объекты

    учреждения культуры (театр, дискотека и т.д.)

    спортивно-оздоровительные объекты и мероприятия

    места проведения праздников и др. развлекательных зрелищ и т.д.

Специальными объектами называются места посещения или услуги, раскрывающие туристам особенности национальной культуры, региональные особенности и традиции. Такие мероприятия могут носить праздничный и развлекательный характер, это могут быть встречи с необыкновенными людьми, это могут быть мероприятия приключенческого характера. Одним словом, здесь студент может дать волю своей фантазии, но при этом четко соблюдая следующие принципы организации подобных услуг:

    соответствие социально-психологическим и психографическим характеристикам туристов,

    новизна и исключительность услуги,

    значимость для туристов,

    безопасность при проведении мероприятия.

Выбранные объекты, услуги можно представить в следующей таблице.

7. Программа туристского маршрута

Это конечный этап маршрута. Теперь необходимо выстроить единую программу обслуживания группы туристов, объединив все элементы обслуживания, выбранные им выше, в логической последовательности и разбивкой по дням и часам пребывания.

При этом необходимо учесть следующие принципиальные моменты:

    время (часы) прибытия и отъезда туристов;

    состояние туристов, связанное с длительностью перелета (переезда) туристов по России и регион;

    расчетные часы в гостиницах;

    необходимость организации трансфертов (встречи и проводы туристов);

    значимость первоначального представления обзорной экскурсии по городам;

    недопустимость организации в один и тот же день аналогичных экскурсий по городам;

    национальные или религиозные обычаи туристов (например: утренние и вечерние молитвы, обычаи раннего подъема или раннего отхода ко сну и т.д.);

    возрастные психологические особенности;

    форму одежды туристов.

Программа и должна быть выполнена в соответствующей таблице

Выходя в маршрут, действуйте так (как это уже советовалось в начале разд. 3), как будто вы - первопроходец, и пишите максимально подробно, не скупитесь на зарисовки и фотографии, чтобы читающий Ваши записи ясно представил себе и окружающий ландшафт и геологическое строение, как в кино или на макете. В нижеприведенном примере описание маршрута, стиль изложения и подробность описания соответствуют правилам детальной геологической съемки.

Запись маршрута начинается с указанной даты, номера маршрута, привязки его к местности и обозначения цели данного маршрута.

20.06.2008 г. Маршрут № 3

Привязка маршрута. От устья р. Ушайка вверх по долине вдоль её правого борта с выходами на водораздельную поверхность.

Цель маршрута. Знакомство с устройством правого борта р. Ушайка с выявлением и описанием террас, устройством прилегающей части водораздельной равнины и геологическим строением коренных пород по правому борту и в русле реки.

Т. н. 1. Находится на острие стрелки между долинами рр. Томь и Ушайка. По правобережью р. Томь сразу ниже устья р. Ушайка развита прирусловая отмель шириной 10... 15 м, сложенная мелким (средний размер галек 2...3 см), хорошо окатанным гравием и галечником. В составе галек преобладают окремненные породы типа яшм, реже встречаются долериты и микродиориты.

Над прирусловой отмелью возвышается пойменная терраса (высокая пойма). Ширина поймы достигает 100 м. Пойма уходит в долину р. Ушайка, где сразу сужается до 50 м. Непосредственно на т. 1 в обрыве пойменной террасы (рис. 16) обнажается разрез горизонтально залегающих пойменных отложений общей мощностью 4 м с чётким подразделением на русловую, пойменную и старичную фацию. В старичных глинах встречаются раковины двустворок (пелеципод).

Рис. 16.

Т. н. 2 находится в 300 м от т. н. 1 по аз. СВ 35°. На протяжении хода от т. 1 до т. 2 маршрут идёт по пойме р. У шайка. Ширина поймы от правого склона долины до русла около 50 м. На точке в нижней части крутого выпуклого берега долины р. У шайка и рядом в русле реки, образуя порог, в большом коренном выходе обнажаются глинистые сланцы, алевролиты и тонкозернистые светло-серые песчаники, переслаивающиеся между собой (рис. 17).

Рис. 17.

Мощность слоев алевролитов и глинистых сланцев - 3-5 см, песчаников - до 20 см. Элементы залегания слоистости: аз. пад. СЗ 295° ^75. Толща прорвана дайкой темно-зеленовато-серого долерита с мелкозернистой основной массой и редкими порфировыми выделениями пластинчатого плагиоклаза размером до 0,5 см [обр. № 2]. Дайка залегает вертикально и простирается по аз. СЗ 300°.

В северо-восточной части обнажения толща разбита сбросом, простирание которого такое же, как и дайки, но падение на СВ под углом 80°. Амплитуда опускания висячего северо-восточного крыла - 3 м.

Т. н. 3 в 150 м от т. н. 2 по аз. СЗ 330° на водоразделе в небольшом коренном выходе среди щебенистого элювия, представленного переслаиванием алевролитов и глинистых сланцев, обнажается мощный - не менее 1 м пласт светло-серого массивного м/з песчаника обр. № 3 J), имеющего те же элементы залегания, что и на т. н. 2, но угол падения уменьшается до 65°.

Далее маршрут продолжается от т. н. 2 . Справа непрерывно тянется пойма, ширина которой от подножья склона до русла достигает 100 м. Опирающийся на пойму борт долины по ходу маршрута выпола- живается и становится волнистым.

Т. н. 4 в 230 м от т. н. 2 по аз. СВ 50°. На точке в интервале маршрута 100 м (точка 4 находится в центре интервала) правый борт долины, ширина которого от подножья до водораздельной поверхности (ВП) 120 м, по высоте подразделяется на две части. Нижняя часть, представляет собой типичный оползневой бугристо-западинный рельеф, сложенный перемятыми, местами с микроскладчатостью течения бурыми деляпсивными суглинками, с «пьяными» молодыми березами (далее следует более подробное описание этого рельефа согласно программе, изложенной в подразд. 3.1 «Склоновые процессы и отложения»). В центре оползневый рельеф обводнен - мочажины, мелкие ручейки и языки оползней-оплывин, натекающие на поверхность поймы, ширина которой до русла составляет до 100 м. На краях площади развития оползневого рельефа видно, что «пьяными» являются только старые большие березы, а молодые - прямостойные.

Верхняя часть склона долины представляет собой суффозионный цирк, врезанный в водораздельную поверхность. Диаметр цирка до 50 м, высота стенок ~ 10 м. Дно цирка находится на высоте ~ 15 м над руслом р. У шайка. Стенки цирка заросли травой и мелким кустарником.

В самой нижней части стенки при зачистке лопатой обнажились темносиневато-серые плотные вязкие («жирные») глины с равномерно рассеянной примесью мелких - не более 1...2 см кусочков обугленных растительных остатков. Видимая мощность глин - до 1,5 м.

Выше в верхней части стенки цирка в расчистках в интервале 2,5 м вскрываются буровато-серые щебенисто-дресвяные суглинки, мощность которых не менее 1 м. В 30 м севернее верхней бровки цирка уже на водораздельной поверхности в закопушках вскрываются светло-серые лессовидные суглинки с чётко выраженной вертикальной столбчатой отдельностью.

В центральной части цирка в интервале 20 м к понижениям кровли глин приурочены 4 выхода подземных (грунтовых) вод с дебитом от 0,2 до 0,5 л/с. Общее устройство правого борта долины р. У шайка на т. н. 4 - см. рис. 18.

Рис. 18.

Т. н. 5 находится в 200 м от т. н. 4 по аз. ЮВ 110°. на выступе коренного борта долины в сторону реки. Пойма в этом месте выклинивается и русло реки подмывает коренной выступ. В основании выступа обнажаются темно-серые глинистые сланцы (аргиллиты) с редкими тонкими - не более 1 см - прослоями серых алевритов. Элементы залегания слоистости: азимут падения СЗ 295° 4.15. Все породы рассланцо- ваны. Элементы залегания рассланцовки: аз. пад. ЮВ 115 Z.70. В одном из пластов глинистых сланцев встречена фауна брахиопод в виде отпечатков створок раковин на плоскостях напластования (слоистости)- обр. № 5

Выше по очень крутому склону на высоте 10 м над руслом небольшие выходы темных глин с лигнитом, аналогичных описанным на г. н. 4. На глинах с эрозионным размывом залегает горизонт песчано- гравийно-галечных грубокосослоистых отложений мощностью до 1 м. Предположительно это русловой аллювий высокой - II или III - террасы. На гравийно-галечных отложениях залегают лессовидные суглинки, аналогичные описанным на водораздельной поверхности на т. н. 4.

Вершина выступа на т. 5 представляет собой площадку террасы шириной до 70 м и длиной вдоль реки по 100 м в обе стороны от т. 5. Высота площадки над руслом (высота террасы) - не менее 10... 12 м.

Площадка террасы примыкает к пологому - с углом наклона не более 10° - задернованному склону шириной до 150 м. Верхняя часть склона плавно переходит в водораздельную поверхность. В закопушках на этой поверхности под почвенно-растительным слоем вскрываются те же лессовидные суглинки.

В 250 м от т. 5 к северу водораздельная поверхность переходит в верховое торфяное болото. В некоторых местах на болоте видны небольшие выемки, свидетельствующие о кустарной добыче торфа, мощность которого достигает 1... 1,5 м.

Т. н. 6 в 170 м от т. н. 5 по аз. СВ 60°. Поворот маршрута. Склон долины ровный, полностью задернованный, опирается на пойму шириной до 30 м. В обрыве поймы - суглинки.

Примечание. Обратите внимание на эту точку. Геолог зафиксировал её, хотя она не несет практически никакой важной информации. Просто на точке произошло изменение направления маршрута.

Т. н. 7 в 165 м от т. н. 5 по аз. В 90°. В этом месте долина р. У шайки заметно расширяется. Русло реки меандрирует и лишено перекатов. Ширина поймы на правобережье достигает 200 м. На подходе к точке и на самой точке по нижней части склона долины встречается редкая мелкая щебенка глинистых сланцев. Непосредственно на точке в правый

дефлюкционный борт долины, ширина которого 100 м, врезан овраг. Его длина достигает 80 м. Нижняя часть оврага имеет ящикообразный (трапециевидный) поперечный профиль (рис. 20, В, а-а) с плоским дном шириной до 20 м, сложенным овражной пролювиальной супесью. В дно оврага врезана эрозионная рытвина шириной до 3 м и глубиной до 1 м. Склоны оврага задернованы. Плоское дно оврага на выходе сливается с поверхностью поймы.

Приведенное описание оврага весьма сокращенное. Программу возможного полного описания см. п. 3.1 «Формы рельефа и отложения, созданные деятельностью линейных водотоков».

Верхняя часть оврага имеет V-образный профиль (рис. 20, В, б-б), в верхней отвесной части склонов которого обнажаются светло- буроваго-серые лёссовидные суглинки с вертикальной столбчатой отдельностью и видимой мощностью до 2 м. Видимый низ лёссовидных суглинков находится на высоте 20 м над урезом воды в русле р. У шайка. Сама вершина оврага представляет собой резко выраженный перепад высотой до 1 м.

Эрозионная рытвина нижней части оврага, выходя в пределы поймы, превращается в резко врезанный молодой овражек с крутым ступенчатым продольным профилем, в пределах которого водоток ведёт активную донную эрозию. Зарисовка плана и продольной картины оврага - рис. 20.

Рис. 20. Зарисовка оврага на т. н. А- план, Б - продольный профиль (сечение I -1); В - поперечные профили

Т.н. 8 находится в 230 м от т. н. 7 по аз. ЮВ 110°. В коллювиальноделювиальных свалах в основании склона, на прирусловой отмели и в русле щебень и глыбы песчаников, алевролитов и глинистых сланцев, находящихся в тонком переслаивании между собой и похожих на описанные на т. н. 2.

Маршрут окончен.

Выводы по маршруту

Эти выводы должны включать подведение итогов маршрута и ваши мысли, заключения, предположения, задачи на будущее, вытекающие из увиденного в маршруте, короче, предварительный материал для будущего отчета.

Выводы можно начать писать ещё в поле сразу по окончания маршрута и вносить в них дополнения после обработки полевых наблюдений, определения образцов, оформления маршрутной карты, геологической карты и другой графики.

В нашем случае представляются следующие выводы.

  • 1. В геоморфологическом* строении долины р. Ушайка и прилегающего к ней справа (с севера) водораздельного пространства принимают участие: пойма, II или III надпойменная терраса, дефлюкционный коренной борт долины, местами переработанный суффозионно- оползневыми процессами и водораздельная поверхность, включающая субаэральную равнину, сложенную лессовидными суглинками, по которым развиваются суффозионные просадки, и поверхность современного верхового болота.
  • 2. По правому борту долины р. Ушайка кроме обычного склонового дефлюкционного процесса местами проявляются оползневые и суффозионные процессы и оврагообразованис.
  • 3. Проявление суффозии и оползневых процессов на склоне долины, очевидно, приурочено к понижениям кровли глин. Такие понижения становятся местами повышенного подземного стока грунтовых вод. Концентрация выходов таких вод в основании склонов, сложенных лёссовидными суглинками, способствует развитию суффозионных забоев, что, в свою очередь, ведёт к обрушению вышерасположенного суглинка и формированию суффозионного цирка. А общая увлажненность ниже по склону - к развитию оползневого рельефа. В настоящее время наблюдается замедление и остановка суффозии и оползней. Об этом свидетельствуют зарастание склонов цирка и прямостойный (по сравнению с «пьяными», более старыми берёзами) молодой березняк по краям

‘Геоморфология - наука о строении, происхождении, развитии и современных изменениях рельефа поверхности литосферы.

оползневого рельефа. Можно предположить, что по мере отступания стенки суффозионного цирка и правого борта долины в сторону водораздела сокращалась площадь подземного водосбора, падал дебит источников и настал момент, когда устойчивость лёссовидных суглинков против суффозии превысила размывающую и вымывающую способность грунтовых вод.

  • 4. Расширение долины на т. н. 7, вероятнее всего, связано с тем, что река в этом месте пересекает толщу, сложенную глинистыми сланцами, более подверженными общей денудации, чем песчаники и алевролиты тт. 2 и 3. Если же (см. ниже п. 7, выводы) на это место приходится свод антиклинали, то свойственная ему дополнительная трещиноватость растяжения еще больше ослабит этот участок. В результате рекам на таких участках легче вести и донную, и боковую эрозию, и долины на таких участках находятся в более зрелой стадии развития.
  • 5. К этому же понижению приурочен и овраг, разные части которого находятся в разных стадиях развития. Нижняя часть оврага, имеющая трапециевидный профиль с плоским дном, находится в зрелой стадии. Базисом эрозии для этой части оврага когда-то служила поверхность поймы долины р. У шайка. Верхняя часть оврага является результатом продолжения его развития, на молодой стадии, о чем свидетельствует V-образный профиль, вершинный перепад и незаросшие склоны. Крутой уклон и ступенчатость продольного профиля тальвега оврага в пределах поймы и интенсивная донная и пятящаяся эрозия временного водотока на этом участке свидетельствует о том, что в настоящее время началась выработка нового продольного профиля динамического равновесия, привязанного уже к современному руслу р. У шайка. В дальнейшем этот участок будет распространяться вверх по современному продольному профилю, а через десятки лет появится молодой овраг, врезанный в дно современного.
  • 6. Если не принимать во внимание склоновые (коллювиально- дефлюкционные) развалы на тт. 7 и 8, то из взаимного расположения и элементов залегания скальных (окаменевших, литифицированных) горных пород в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 следует, что наиболее древними являются глинистые сланцы т. н. 5, а наиболее молодым - пласт песчаника на т. н. 3. Все эти породы имеют морское происхождение, залегают между собой согласно, а постепенная смена состава от более глубоководных глинистых сланцев, через переслаивание глинистых сланцев, алевролитов и песчаников к мощному пласту песчаника свидетель-

Тальвег - линия, соединяющая точки с минимальными отметками. В подавляющем большинстве случаев совпадает с руслом.

ствует о том, что море постепенно мелело и все эти породы в целом составляют регрессивную серию. Смена состава позволяет все эти породы разделить на две толщи: нижнюю (толща «А») толщу глинистых сланцев и верхнюю (толща «Б») толщу глинистых сланцев, алевролитов и песчаников.

Граница между ними проходит приблизительно посередине между тт. 2 и 5, т. е. где-то возле т. н. 4, но в обнажениях не видна.

7. В структурном отношении указанные толщи в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 составляют моноклиналь (т. е. наклонно залегающую толщу), падающую на запад-северо-запад под углом преимущественно 75°.

Неясно положение горных пород, встреченных в обломках на тт. 7 и 8. Если считать всю толщу каменноугольных отложений моноклиналью, го эти породы наращивают вниз (т. е. к более древней части) нижнюю толщу сланцев. Но возможен и другой вариант интерпретации тектонической структуры каменноугольных отложений: если глинистые сланцы, алевролиты и песчаники, встреченные на т. н. 8 - те же самые, что и обнажаются на т. н. 2, то можно предположить, что каменноугольные отложения смяты в антиклинальную складку, ядро (замок), центр которой сложен глинистыми сланцами, встреченными на т. н. 7.

  • 8. Уже смятые в складки г. п. были прорваны дайкой долерита. Вертикальное и строго поперечное положение дайки по отношению к складчатости свидетельствует о том, что она внедрилась по соскладча- той поперечной трещине растяжения или даже отрыва. Кроме того, в районе проявилась гидротермальная деятельность в виде кварцевых жил, возможно, генетически связанная с внедрением долеритов. Вкрапленность пирита в кварцевых жилах позволяет предположить, что могут быть встречены и другие рудные сульфиды (скорее всего, меди и полиметаллов).
  • 9. Из двух рыхлых толщ, залегающих горизонтально, более древними являются глины с лигнитом, обнажающиеся на тт. 4 и 5, поскольку они залегают гипсометрически ниже и, следовательно, перекрываются лёссовидными суглинками. Мощность глин, исходя из их видимой мощности и гипсометрического положения на тт. 4, составляет 6,5 м, а суглинков, обнажающихся на тт. 4 и 7, по таким же соображениям - не менее 5,5 м. Глины с лигнитом, вероятнее всего, имеют озерное происхождение, а большое количество древесных остатков (лигнита) в них свидетельствует о том, что озерный водоем был небольшим и окружён лесом в условиях влажного и жаркого климата. А лёссовидные суглинки свидетельствуют о том, что во время их образования описываемый район окончательно превратился в сушу в условиях достаточно засушливого (полуаридного) климата.
  • 10. Взаимоотношения залегающих моноклинально (литифициро- ванных) г. п. и перекрывающих их горизонтально залегающих рыхлых глин и суглинков представляют картину явного углового несогласия.
  • 11. Исходя из взаимного расположения встреченных в маршруте толщ, их литологического состава, обнаруженных в них палеонтологических остатков и сравнения со сводной стратиграфической колонкой окрестностей г. Томска эти толщи скорее всего относятся: глинистые сланцы (толща «А») - к лагерносадской свите нижнего карбона (Cjlg); глинистые сланцы, алевролиты и песчаники (толща «Б») - к басандай- ской свите нижнего-срсднего карбона (Ci_ 2 bs); глины с лигнитом - к новомихайловской свите олигоцена (Pnm); а лессовидные суглинки - к покровной субаэральной толще (sa П-Ш или LO n - m)-
  • 12. Таким образом, по материалам пройденного маршрута можно представить следующую последовательность геологических событий (историю геологического развития) в данном районе.

В ранне- и среднекаменноугольную эпохи описываемый район находился в пределах моря, в котором в условиях тектонического опускания, уступавшего, однако, скорости осадконакопления, накопилась регрессивная серия осадков лагерносадской и басандайской свит. В по- слесреднскаменноугольное время эти отложения были смяты в складки ССВ простирания, прорваны дайкой долерита и затронуты гидротермальной деятельностью, выразившейся в образовании кварцевых жил с сульфидами. Район надолго - конец палеозоя и весь мезозой - превращается в сушу. В олигоцене смятые в складки каменноугольные отложения были перекрыты озерными глинами новомихайловской свиты, после чего в позднечетвертичное-раннеголоценовое время в условиях относительно засушливого (полуаридного) климата район окончательно превращается в сушу и идёт накопление субаэральной покровной толщи лёссовидных суглинков. В позднеголоценовое и в настоящее время в районе идёт формирование современного рельефа - формируются долины рек, а на склонах долин идут суффозионные, оползневые процессы и оврагообразование.

Пусть вас не смущают на первый взгляд неоправданно большие (по сравнению с записью самого маршрута) и излишне подробные выводы по маршруту. Разумеется, опытный геолог пишет в выводах что-то действительно новое и важное. Просто на данном примере

мы хотим показать, что в любом маршруте можно наблюдать огромный материал и по географии, и по современным геологическим процессам, и по геологическому строению, и по истории геологического развития, и начинающим очень важно научиться все это видеть, осознать и описать.

  • В описании маршрута использованы географические названия из окрестностей г. Томска и принципиальные черты геологического строения, но полной аналогии нет. "Стрелкой называется водораздельное пространство между двумя долинами, сходящимися под острым углом.
  • Геологи в маршрутах работают не только с хорошими обнажениями, но и с мелкими обломками,встречающимися по ходу. В закрытых растительностью и почвой районах зачастую это единственный материал для составления геологической карты.
  • Геолог в маршруте не обязательно строго следует только по маршруту. Он может и отходить ивозвращаться и т. д. Важно чётко зафиксировать все перемещения. В данном случае геолог вернулсяна т. н. 2 и продолжил основной маршрут.

Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:

1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширокой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем - накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.

2. Путешествие по рекам далекого, незнакомого края (например, по уральским для москвичей, по украинским для уральцев) с целью ознакомления с природой, хозяйством и бытом населения. В них могут встретиться более разнообразные условия плавания, дающие возможность совершенствовать технику вождения судов. Попутно туристы расширяют свои познания в области форм географического ландшафта.

3. Дальнейшее совершенствование техники вождения судов различного типа (байдарка, шлюпка, долбленка, оморочка, плот) по водотокам с быстрым течением, многочисленными и разнообразными препятствиями. Самостоятельное исследование малоизученных рек, озер, новых водохранилищ, каналов и описание их, знакомство с хозяйственной деятельностью населения, растительным и животным миром, климатическими особенностями. Накопление опыта организации сложных путешествий и вождения туристских групп по маршрутам высоких категорий сложности. В маршрутах путешествий этого типа видное место занимают реки, расположенные в малонаселенных районах, с большим количеством естественных препятствий, крутыми уклонами, преодолением по сухопутью лесных и горных водоразделов.

4. Целью маршрута могут служить также охота и рыбная ловля. Для этого предпочтительны лесные притоки в районах, удаленных от крупных промышленных центров. Для маршрутов этого типа характерны малая протяженность и частые дневки.

5. Отлично увязываются с водным путешествием осмотр и изучение архитектурных и исторических памятников. Так, путь в Пушкинский заповедник проходит по реке Великой и заканчивается в славном своими древностями Пскове. Плывя по Гауе (Латвия), турист знакомится со многими старинными замками и городами; на реках Архангельской области найдут немало выдающихся образцов деревянной архитектуры искусствоведы и художники. И это вполне понятно: ведь реки издавна служили главными путями распространения культуры и цивилизации, а как пути сообщения не потеряли своего значения и до сих пор. Часто водный путь к избранному объекту исследования для туриста-геолога, гидролога, этнографа, археолога будет единственным, но даже и при наличии сухопутных дорог он, как правило, интереснее, занятнее и дешевле.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)

КАФЕДРА ТУРИЗМА

Дисциплина

«Технология и организация

операторских и агентских услуг»

Реферат на тему: «Выбор маршрутов в соответствии с целями путешествия»

Выполнила: студентка

503 группа заочного обучения

Харитонова Кристина

Москва 2013

Введение

Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:

1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширо кой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.

2. Путешествие по рекам далекого, незнакомого края с целью ознакомления с природой, хозяйством и бытом населения. В них могут встретиться более разнообразные условия плавания, дающие возможность совершенствовать технику вождения судов. Попутно туристы расширяют свои познания в области форм географического ландшафта.

3. Дальнейшее совершенствование техники вождения судов различного типа (байдарка, катамаран, плот) по водотокам с быстрым течением, многочисленными и разнообразными препятствиями. Самостоятельное исследование малоизученных рек, озер, новых водохранилищ, каналов и описание их, знакомство с хозяйственной деятельностью населения, растительным и животным миром, климатическими особенностями. Накопление опыта организации сложных путешествий и вождения туристских групп по маршрутам высоких категорий сложности. В маршрутах путешествий этого типа видное место занимают реки, расположенные в малонаселенных районах, с большим количеством естественных препятствий, крутыми уклонами, преодолением по сухопутью лесных и горных водоразделов.

4. Целью маршрута могут служить также охота и рыбная ловля. Для этого предпочтительны лесные притоки в районах, удаленных от крупных промышленных центров. Для маршрутов этого типа характерны малая пр отяженность и частые дневки.

5. Отлично увязываются с водным путешествием осмотр и изучение архитектурных и исторических памятников. Так, путь в Пушкинский заповедник проходит по реке Великой и заканчивается в славном своими древностями Пскове. Плывя по Гауе (Латвия), турист знакомится со многими старинными замками и городами; на реках Архангельской области найдут немало выдающихся образцов деревянной архитектуры искусствоведы и художники. И это вполне понятно: ведь реки издавна служили главными путями распространения культуры и цивилизации, а как пути сообщения не потеряли своего значения и до сих пор. Часто водный путь к избранному объекту исследования для туриста-геолога, гидролога, этнографа, археолога будет единственным, но даже и при наличии сухопутных дорог он, как правило, интереснее, занятнее и дешевле.

. Классификация видов туризма по целям

  1. Классифицировать виды туризма возможно по различным признакам к важнейшим которых относятся: цели туризма, временные характеристики, территориальные характеристики; индивидуальные запросы клиентов, финансовые возможности клиентов.

В зависимости от интенсивности деятельности человека различают: активные и пассивные виды туризма.

К активным относятся: приключенческие путешествия, экстремальный туризм, сафари на природу, загадочный тур.

К пассивным относят: туры для семей с детьми; туры на лечение; туры для старшего возраста; зеленый туризм.

Классификация видов туризма по данному признаку является условной, так как цели путешествий зачастую тесно переплетаются между собой. Соответственно виды туризма, выделяемые по этому признаку, также часто оказываются смешанными. Однако, исходя из целей туризма, можно в «чистом» виде выделить следующие из них.

Экскурсионный туризм − путешествие в познавательных целях. Такова одна из наиболее распространенных форм туризма, которыми занимаются современные отечественные туристские фирмы. Желание граждан различных национальностей ознакомится с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями удовлетворяется огромным количеством туристских фирм − как отечественных, так и совместных с фирмами других стран.

Рекреационный туризм (от лат. recreation − восстановление) − путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.

Деловой туризм − поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Деловой туризм год от года приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес; для проведения деловых переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения и сбыта, для обследования ситуации, сложившейся на том или ином рынке, и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подробных случаях позволяет организовать маршрут с меньшими издержками. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. Здесь неоценимое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи (телефоны, факсы, фототелеграф, Интернет и пр.), выделение помещений для ведения переговоров и доверительных бесед и т.д. В последние время стал активно развиваться отдельный подвид делового туризма − «челночный туризм», краткосрочные поездки за границу или в другие регионы мелких оптовых торговцев с целью закупки или продажи мелких партий ходового товара.

Этнический туризм −поездки для свидания с родственниками. Эта форма туризма обычно связана с перемещением граждан в отдаленные регионы или другие страны. Туристские агентства помогают с оформлением тpaнспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. Эта категория туристов не нуждается в средствах размещения, поэтому турагентства обычно отдельно рассматривают вопрос о необходимости поиска подходящего жилья для таких клиентов. В отдельных случаях турагентство может посоветовать клиенту наиболее удобные для него гостиницы в соответствии с его пожеланиями относительно месторасположения, стоимости, уровня комфорта и т.д.

Спортивный туризм − поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, так и объединения болельщиков; как организаторы соревнований, так и отдельные граждане. С развитием популярности некоторых видов спорта и различных соревнований возрастает роль туристских фирм в обеспечении желающих отдельными видами товаров и услуг.

Туризм с социальными целями − это путешествие, предпринятое для участия в общественных мероприятиях. К последним относится широкий круг предпринимаемых различными партиями, фондами, обществами и прочими общественными организациями мероприятий, например, митинги, марши, демонстрации, публичные выступления и т.д. Туристские фирмы по согласованию с организаторами этих мероприятий (иногда − по собственной инициативе) организуют транспортировку и в случае необходимости размещение участников этих мероприятий, а также обеспечивают, если нужно, сопутствующее обслуживание (производство и/или распространение сопутствующих товаров, транспарантов, значков, вымпелов, сувениров и пр., привлечение предприятий бытового обслуживания; торговли, фольклорных групп, деятелей культуры и искусства и многое другое).

Целевой туризм представляет поездки на различные массовые мероприятия. Этот вид туризма порой тесно соприкасается с предыдущим, однако его целью, как правило, является не выполнение общественных миссий, а индивидуальные пожелания отдельных граждан посетить различные коммерческие и некоммерческие мероприятия. Туристская фирма обеспечивает перемещение людей (в отдельных случаях и вещей-экспонатов, товаров, оборудования к месту проведения ярмарок, выставок, концертов; слетов, фестивалей и т.п. В большинстве случаев здесь не требуется расселение прибывающих на короткий срок туристов, однако при необходимости туристские фирмы могут обеспечить всем желающим условия для проживания (например, организовать прокат или продажу туристского оборудования для слётов туристов, размещение в отелях различной комфортности приезжающим на межрегиональные и международные ярмарки, питание, культурные и развлекательные программы и т.д.).

Религиозный туризм − путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий обетов. Как правило туристские фирмы обслуживают в основном традиционные маршруты туристов этой категории, например, доставку их к святым местам и размещение вблизи них, экскурсионное обслуживание в местах большого скопления верующих т.д. Однако в отдельных случаях туристская фирма может организовать и маршрут по индивидуальным запросам отдельных граждан либо обеспечить транспортировку и размещение научных экспедиций в соответствующих регионах.

Караваннинг − (рекреационное средство передвижения) − путешествие в небольших мобильных домикax на колесах. Используется в основном в поездках с целью отпуска.

Приключенческий туризм − туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда и с опасностью для жизни. При организации таких туров «комплект» приключений может быть подготовлен специально и обеспечен всеми возможными средствами обеспечения безопасности. Исключением в последнее время становятся путешествия с незапланированными приключениями в ocнoвнoм это касается путешествий в малоисследованные и незаселенные места (джунгли, горы, пустыни и пр.).

Деревенский туризм − временное перемещение туристов в сельскую местность. Туристы живут в деревнях или рядом с ними в специально подготовленных поселениях. Часто они останавливаются в традиционных деревнях и знакомятся с местным образом жизни. В отдельных случаях деревня является базой для исследования туристами близлежащих районов. Во время крупных скоплений людей в честь какого-либо события (спортивные игры, фестивали, карнавалы, ярмарки и пр.) часть прибывающих на праздник посетителей располагается в близлежащих деревнях, это не только позволяет решить проблему размещения.

Фермерский и сельский туризм − вид туризма, при котором действующие фермы (ранчо, плантации) специально организуют у себя сектор туризма для получения дополнительного дохода от отдельных видов туристской деятельности (размещения, питания, приобщения к труду на ферме). Длительность проживания может колебаться от нескольких дней (познавательный туризм) до целого сезона (обычно летнего). Этот вид туризма часто используют семьи с детьми, а также городская молодёжь, стремящаяся выбраться на природу и попробовать свои силы на сельскохозяйственном поприще

Экотуризм − туризм с заботой об oкружающeй среде, форма специализированного природного туризма. Специализированные поездки организуются обычно малыми группами. В процессе путешествия гиды стремятся воспитать любовь к природе, объяснять необходимость охраны природных ресурсов важность защиты окружающей среды. Во многих странах экотуризм становится спутником и неотъемлемой частью других видов туризма.

Водный туризм − поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам, озерам, морям. Географически и по времени этот вид туризма очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов преимущественно для местных жителей по близлежащим водоемам до многонедельных круизов по морям и океанам.

Стационарный туризм − строительство вторых домов для проведения отпусков и домов, покупаемых или арендуемых пенсионерами или приезжими. Обычно этот туризм развивается в районах, привлекательных с экологической и климатической точек зрения. В отличие от принятого у нас принятого и санаторного строительства с высотными корпусами, этот вид туризма скорее напоминает «дачный» туризм − коттеджи строятся, как правило, на одну семью или рассчитаны на проживание одного или нескольких туристов.

Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой и выделить их в чистом виде не всегда представляется возможным. Например, деловой туризм может совмещаться с экскурсионным или спортивным, этнический − со спортивным или религиозным, целевой − с рекреационным или с социальными целями и т.д.

3адачей туристских фирм является в этой связи предоставление клиенту максимума возможностей по совмещению различных видов туризма. Иногда такое совмещение может быть подсказано работниками турагенств.

2. Классификация видов туризма по временным характеристикам

По временным характеристикам туризм может классифицироваться различным образом. Наиболее существенными признаками являются сезонность, привязка к событиям и время, выделяемое клиентом на путешествие.

Краткое описание

Цель.
Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:
1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширокой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.

Документы, касающиеся модернизации системы российского образования, непременно содержат мысль о необходимости смены направлений педагогического процесса. Основной целью деятельности коллектива общеобразовательной школы должна стать не столько реализация абстрактных воспитательных задач, сколько развитие уникальных способностей личности, которые основаны на новых социальных ценностях и потребностях.

Достижение подобной цели невозможно без индивидуализации образовательного процесса, что вполне выполнимо. Для этого понадобится лишь проводить обучение детей по индивидуальному образовательному маршруту. ФГОС указывают на ценность данного направления. Оно позволит каждому ребенку, основываясь на оперативно-регулируемой самооценке, а также на активном стремлении к совершенствованию сформировать и развить ценностные ориентации собственных убеждений и взглядов. Обеспечение работы по индивидуально-образовательному маршруту (ИОМ) позволит сделать большой шаг в решении вопросов по развитию личности и по ее готовности к определению смысла и цели жизни через образование. Педагогам при этом можно будет взглянуть на учебный процесс с точки зрения ученика.

Индивидуализация обучения

В последние десятилетия работа школы отмечена появлением большого разнообразия педагогических систем, концепций и теорий, которые ориентированы на саморазвитие личности ученика и учителя, а также на разнообразные способы, позволяющие поддержать это проявление. В связи с этим локально и повсеместно используемые обучающие направления корректируются в сторону индивидуализации и гуманизации. Что это означает? Под гуманизмом в образовании понимается обеспечение внешней и внутренней свободы каждого человека, а также признание его самоценности.

Благодаря развитию данного направления основной задачей образования становится познание учеником собственного «Я». Подрастающая личность должна оценить свои возможности и притязания. Ведь они необходимы ей для реализации собственных сил, а также для самоопределения.

В своем развитии юный человек сталкивается с множеством проблем. Как только у ребенка, желающего приобщиться к чему-либо, возникают первые трудности, сразу должна вступать в силу поддержка педагога.

Основной идеей обновления образования является его индивидуализация. Это позволит обучающему процессу быть максимально эффективным и функциональным. Одним из способов достижения этой цели является разработка и последующее внедрение индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Для одного и того же ученика их может быть составлено несколько. Их реализация может осуществляться как последовательно, так и параллельно друг другу.

Определение понятия

Что такое индивидуальный образовательный маршрут школьника? Это дифференцированная, образовательная, целенаправленно проектируемая программа. Ее реализация призвана обеспечить ученику позицию субъекта выбора. Взрослый при следовании ребенка по индивидуально-образовательному маршруту призван осуществлять педагогическую поддержку самоопределения и самореализации своего воспитанника.


Существует и более широкое понимание данного термина. Это индивидуальная образовательная траектория. Подобное определение подразумевает реализацию сразу нескольких направлений учебной программы и множества планов. В данном понимании индивидуально-образовательный маршрут служит содержательным компонентом. Также в учебную траекторию входит способ реализации разработанной программы, то есть технология для организации педагогического процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка необходим для конструирования деятельности по получению знаний. Подобная система обучения создается для реализации личностно-ориентированного подхода и предназначена для обучения одаренных личностей. Такой маршрут производит учет интеллектуальных способностей детей, определяет их личные пути образования и развития.

Основные цели

В чем необходимость использования индивидуально-образовательного маршрута? Внедрение подобной системы позволяет создавать определенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование у учеников самоценной деятельности, основанной на саморазвитии, самообразовании, а также на самовыражении в ходе процесса овладения умениями и знаниями.


Принимая во внимание идею о всеобщей генетической одаренности каждого ребенка, учитель в современной школе должен обеспечить своим воспитанникам такое поле деятельности, которое даст почву для проявления всех их способностей.

Однако стоит учесть и тот факт, что далеко не всех детей можно назвать одаренными. Большому количеству школьников весьма трудно справиться с предложенной системой образования программой. Для таких учеников индивидуальный образовательный маршрут от класса начальной школы и далее должен стать существенным подспорьем в обучении. Подобное может быть связано и со слабым здоровьем детей, и с низкой степенью их мотивации, и с целым рядом иных причин, которые педагог должен знать и учитывать в процессе обучения.

Выбор ИОМ

Какой индивидуальный образовательный маршрут может быть составлен педагогом для конкретного ученика? Выбор того или иного ИОМ будет зависеть от целого ряда факторов. Среди них:

  • Особенности, интересы и потребности в достижении образовательного результата и ученика, и его родителей.
  • Профессионализм педагога.
  • Возможности образовательного учреждения.

Самыми эффективными средствами при формировании навыков для самоопределения ребенка считаются педагогические ситуации, а также совместное планирование с детьми и их родителями программы развития ребенка, что происходит в процессе чтения, общения, игры и т.д. Подобную ситуацию и называют индивидуальным образовательным маршрутом.

Виды ИОМ

Согласно новой концепции обучения, ребенок может повторять тему, изучать новый или закреплять уже изученный материал. Разработанный педагогом индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ученика непременно должен учитывать его психологические особенности, а также уровень знаний.

ИОМ разрабатываются для сильных и для слабых учеников, а также для тех детей, которые часто болеют. Однако среди учеников всегда есть такие, которым обучение дается легче, чем остальным.

Образец индивидуального образовательного маршрута для ребенка с выдающимися способностями, представленный ниже, позволяет понять, какая работа должна проводиться с одаренными учениками.


Маршруты могут быть длинными и короткими. Но, вне зависимости от их вида, подобные программы помогают решать задачи, связанные с формированием и развитием личности ученика, повышением у него интереса к предмету, желания к самостоятельному получению знаний и применению их на практике. В результате обучающийся начинает плодотворно работать и достигает успеха.

ФГОС предлагает педагогам разработать и индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. Подобная деятельность будет находиться в рамках совершенствования коррекционного образования. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ должен определить путь качественного воспитания и обучения детей, имеющих ограниченные возможности. В дальнейшем это будет способствовать их успешной социализации.

Особенности создания ИОМ

Педагогу невозможно «начертить траекторию» обучения своих воспитанников, так как процесс получения знаний всегда находится в динамике и в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут нельзя составить по единому "рецепту". Это обосновывает необходимость в корректировке элементов ИОМ. Основной задачей педагога при этом является предложение учащемуся широкого спектра возможностей, а также оказание помощи в том, чтобы тот сделал свой окончательный выбор.

Разработка ИОМ происходит с участием педагога, ученика и его родителей. Однако процесс выбора определенного маршрута должен принадлежать только ребенку.


Этапы построения ИОМ

Создание индивидуального образовательного маршрута возможно при прохождении следующих шагов:

  • Педагогом определяется содержание образования.
  • Выявляется уровень и режим усвоения ребенком учебного материала.
  • Планируются действия учителя по достижению цели.
  • Разрабатываются критерии оценки результатов работы.

Компоненты ИОМ

Что является основными элементами индивидуального образовательного маршрута? Это такие компоненты:

  1. Целевой. Он выражает постановку конкретных образовательных целей, которые должны быть сформулированы на основе ФГОС, а также потребностей и мотивов ученика.
  2. Содержательный. Данный элемент ИОМ представляет собой обоснование структуры, а также систематизацию и группировку содержания учебных предметов с установлением межцикловых, внутрипредметных, а также межпредметных связей.
  3. Технологический. Данный компонент определяет предполагаемые к использованию методики, методы и педагогические технологии в сфере систем воспитания и обучения.
  4. Диагностический. Данный компонент указывает на используемую систему определения уровня знаний.
  5. Организационно-педагогический. Это те условия и пути, которые должны привести к достижению поставленной цели.
  6. Результативный. Данный элемент призван сформулировать ожидаемые результаты.

Составление пояснительной записки

Это документ, в котором дается описание составленного педагогом индивидуального образовательного маршрута. Он должен включать в себя описание:

  • Особенностей развития ребенка.
  • Потенциальных возможностей и способностей ученика.
  • Особенностей, характерных для образовательного процесса.
  • Ожидаемых результатов.
  • Критериев результативности.
  • Форм и способов отслеживания результатов образовательного процесса.

В самом индивидуальном маршруте педагог должен указать такие пункты:

  • Предложить набор заданий повышенной или упрощенной сложности.
  • Предоставить тематику творческих или исследовательских проектов.

Необходимые материалы должны быть размещены в приложении к разработанной программе.

Рассмотрим конкретные примеры составления пояснительной записки ИОМ.


Обучение в ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС необходим для создания в детском саду таких условий, которые способствуют позитивной социализации детей. При этом малыши должны получить социально-личностное развитие, неразрывно связанное с физическим, эстетическим, эмоциональным и интеллектуальным направлениями.

Каким образом должен быть составлен индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС?


Первый раздел пояснительной записки касается общих сведений о ребенке. Здесь педагогом указываются такие данные:

  • Откуда поступил воспитанник.
  • Были или нет у него длительные перерывы в посещении ДОУ.
  • Оценка по адаптации дошкольника в группе (хорошая или удовлетворительная, недостаточная или плохая).

Второй раздел документа разъясняет характеристику семьи. Здесь воспитателем предоставляются следующие сведения:

  • Данные о родителях.
  • Информация о составе семьи (неполная или полная, многодетная или нет, а также указывается наличие сестер и братьев).
  • Тип семьи (благополучная, неблагополучная, нравственно неблагополучная или с наличием семейного диктата, с чрезмерной опекой над ребенком, пассивная или готовая к сотрудничеству).

Третий раздел предназначен для указаний особенностей внешнего вида ребенка. Здесь педагог кратко должен отметить:

  • Походку ребенка.
  • Осанку.
  • Мимику.
  • Жесты.
  • Наличие у него слюнотечения и т.д.

Четвертый раздел посвящен соматическому здоровью. Здесь педагогу следует указать:

  • Характеристику дневного сна дошкольника.
  • Частоту его заболеваний.
  • Наличие энуреза или энкопреза.
  • Группу здоровья ребенка.

Пятый раздел касается особенностей моторной сферы. В нем преподаватель должен описать общую и ручную моторику ребенка. Указывается и то, какая из его рук является ведущей.

В шестом разделе указывается на необходимость описания характеристики познавательной сферы дошкольника. Здесь должны быть разъяснены следующие особенности воспитанника:

  • Внимательность.
  • Сосредоточенность (может ли он во время занятия концентрировать внимание на предлагаемой деятельности или постоянно отвлекается).
  • Аккуратность при выполнении заданий.
  • Старательность.
  • Характеристика памяти воспитанника (быстро или медленно он запоминает предложенный материал, тяжело ли заучивает стихи, способен ли уловить главную мысль сказанного).
  • Характеристика мышления ребенка (способен ли он ориентироваться в пространстве, осуществляет ли простейшую классификацию по образцу, выделяет ли счетные операции, а также может или нет сформировать временные представления при изучении программного материала).

В седьмом пункте приводится описание уровня знаний дошкольника по разделам программы. Здесь необходимо указать такую информацию:

  • Навыки ребенка в рисовании и математике.
  • Имеющиеся у него представления об окружающем мире.
  • Какие трудности дошкольник испытывает в процессе обучения.
  • При описании запаса общих знаний об окружающем мире воспитателем разъясняется, называет ли ребенок свое имя и возраст, знает ли имена родителей, времена года, домашний адрес, признаки времен, способен ли описать растительный и животный мир.
  • Сформированность у воспитанника навыков рисования. То есть может ли тот изобразить человека, дерево, дом и т.д., а также слепить брусок или шарик из пластилина.
  • Его элементарные математические представления, касающиеся количества и счета.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника в восьмом разделе поясняет его отношение к занятиям:

  • Может ли ребенок контролировать свою деятельность, доводя ее до конца.
  • Принимает ли малыш помощь (обучающую, организующую, направляющую, практическую или словесную).
  • Каким образом он преодолевает возникшие трудности (плачет, бросает работу, ищет выход самостоятельно).

В девятом разделе индивидуальный образовательный маршрут дошкольника включает описание речи ребенка. При этом рассматриваются такие ее особенности:

  • Звуковая сторона (фонетический строй, правильность произношения звуков и т.д.).
  • Словарный запас ребенка. Достаточно или нет он развит, соответствует ли возрастной норме.
  • Грамматический строй речи ребенка. Достаточно ли она сформирована и соответствует ли возрасту воспитанника.
  • Употребление (или нет) глаголов и существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
  • Способность дошкольника согласовывать с существительными прилагательные и числительные.
  • Связность речи. Соответствует ли она возрастной норме или требуется ее дальнейшее развитие.

Десятый раздел касается характеристики деятельности дошкольника, то есть наличия у него навыков самообслуживания, насколько он интересуется играми, конструктивной и графической работой (сбором матрешек и пирамидок, простых фигурок и т.д.).

В одиннадцатом разделе педагогом указывается наличие трудностей в общении с ребенком. Может ли он поддерживать игры или стремится остаться в одиночестве, конфликтен или нет и т.д.

В двенадцатом разделе указываются личностные особенности ребенка. Здесь педагог должен предоставить следующие данные:

  • Насколько адекватны его эмоциональные реакции.
  • Пассивен он или активен.
  • Капризен или застенчив в общении со взрослыми и детьми.

Тринадцатый раздел должен рассказать об особенностях эмоционально-волевой сферы дошкольника. Здесь педагог описывает преобладающее настроение ребенка, испытывает ли он страх перед возможной неудачей, переключается ли по просьбе взрослого на другой вид деятельности и т.д.

Последний раздел указывает на дополнительные особенности, которыми обладает дошкольник. Есть ли у его склонности к какому-то определенному виду деятельности, каковы причины его отставания в развитии (если они имеются).

Мы рассмотрели особенности составления индивидуального образовательного маршрута ребенка. Образцы, представленные в статье, помогут в его написании.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!