Cepik Capceh поделился фотографией Василия Герасимова.… - Склероз. Тема: Якутия в XVII: вхождение в состав Российского государства - PowerPoint PPT Presentation




1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами Карта маршрута похода Ермака Тимофеевича гг., в результате которого к России были присоединены сибирские земли. В 1582 г русскими казаками под предводительством Ермака было разгромлено Сибирское ханство Кучума, началось быстрое продвижение в Сибирь. В конце XVI в. на реке Енисей были построены 3 острога: Мангазея, Туруханск и Енисейск, ставшие базой для дальнейшего продвижения на восток. Здесь служилые люди получали от местных тунгусов сообщения о «якольской земле». Одним из первых, кто принес эти сообщения, был тунгусский вождь Илтик. «Ермак» П.Забело


1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами В 1619 г Илтик рассказал о якутах, живущих на реке Лин (по эвенк. – Большая река), которые имеют лошадей и судна. Для проверки слухов была снаряжена Мангазейская экспедиция в 40 чел. во главе с Пантелеем Демидовичем Пянда. Экспедиция прошла по Нижней Тунгуске до Вилюя, по нему пришли на Лену и в 1642 г вернулись в Мангазею. Из доклада Пянда: «Та великая река Лена угодна и пространна, и людей по ней розных земель кочевных и сидячих, и соболей… много… Славнее и люднее тое реки нет…» Мангазея. Реконструкция А.Ополовникова Поход П.П.Пянды


ДатаИмя Ход и итоги экспедиции Антон Добрыньский, Мартын Васильев С Нижней Тунгуски перешли на Чону и Вилюй, проникли на Лену и Алдан. Собрали пушнину и вернулись в Тобольск Иван Галкин Ватага И.Галкина добралась из Енисейска до Лены и проплыла до «якутской землицы». Совершили поход по Алдану и вверх по Лене, собирая пушнину Петр Бекетов Прибыл на смену Галкину из Енисейска. Посылал служилых людей на стругах по Лене и привел «под государеву руку» местные племена. 1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами В Москве заинтересовались докладом Пянды и решили отправить военную экспедицию. Задание: заполнить таблицу используя учебник стр Таблица: Колонизация ЯкутииДатаИмя Ход и итоги экспедиции


1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами Башня Якутского острога «… Сентября в 25 день по государеву указу… поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальнейней украине и для ясачного сбору, для приезду якуцких людей, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев острог новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли» Кто написал это письмо? Какому царю?


1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами 25 сентября 1632 г основание г.Якутска Петр Бекетов заложил острог в 70 верстах ниже современного Якутска. Иван Галкин перенес острог выше, около с.Суотту В 1643 г Петр Головин перевез его на Еюков луг В 1681 г И.Приклонский перевез его около озера Сайсары Якутск старше Санкт-Петербурга на 71 год Памятник П.Бекетову г.Якутск Якутск Головина, 1650 г. Худ.П.Носов


1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами Что являлось главной целью освоения Сибири и Якутии? Чтение учебника стр Цель – «мягкая рухлядь» - пушнина – валюта XVII в. Во 2-й пол. XVII в пушнина занимала 1/3 доходов государства. Еще не были разведаны месторождения золота и серебра, и их в основном заменяли меха («мягкая рухлядь»), моржовая кость (рыбий зуб), бивни мамонтов. Далее смотри 1-й форзац учебника – схема 1


2. Первые годы колонизации Охотник. Э.Сивцев Местное население облагалось ясаком – царским налогом пушниной. Для того, чтобы население не уклонялось от уплаты, служилые люди захватывали у них заложников – аманатов. Для принуждения местного населения служилые люди применяли шертование – кровавую присягу по своей вере. Ясак в центральных уездах составлял 2 соболя с лица, на севере до 5-8 соболей. В гг. с местного населения было собрано около 6 тысяч шкурок соболей. Положение простых якутов ухудшилось, т.к., их теперь эксплуатировали не только свои тойоны, но и давил «государев ясак». Поэтому местами отдельные восстания не прекращались. Бедняк. Э.Сивцев




3. Географические открытия русских землепроходцев С.Дежнев с женой Абакаядой и сыном Любимом. Худ.И.Попов (младший) С.И. Дежнев в 1648 проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой. В 1643 началась экспедиция В.Д.Пояркова - прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато и реку Уссури, предпринял плавание вдоль юго- западного берега Охотского моря. Дело Пояркова продолжили в Е.П. Хабаров и П. Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем, но благодаря его деятельности Приамурье вошло в состав России. Бекетов жe прошел по всему Забайкалью и осуществил первое плавание по всему течению Амура. В 1651 г М.В. Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря.


4. Историческое значение присоединения Якутии к России 1.Как повлияло географическое расположение Якутии на ее хозяйственное развитие? 2. Почему продвижение русских землепроходцев шло так быстро? 3. Какова цель освоения Сибири и Якутии? 4. Какое значение имело присоединение Якутии к Российскому государств?


4. Историческое значение присоединения Якутии к России Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально- экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.


1.Русские землепроходцы впервые узнали о якутах от тунгусского вождя Илтика в: А) 1619 Б) 1632 В) 1624 Г) Главная цель освоения Якутии русскими было: А) христианизация местного населения Б) поиски месторождений золота и железной руды В) погоня за пушниной Г) выход к Тихому океану Контроль знаний




5. Восстание якутов в 1642 г. произошло из-за: А) перенесения Якутского острога Б) переписи мужского населения В) насильного крещения местных жителей Г) жестокого обращения с инородцами 6. Экспедиция Семена Дежнева состоялась в: А) Б) В) Г)

Оборудование:

  • Класс, компьютером, включая мультимедийный проектор с демонстрационным экраном.
  • Учебное пособие "История Якутии" Васильев Н.И. Якутск: Бичик, 2004.
  • Карта "Продвижение России в Сибирь" или "Карта России"
  • Презентация "Якутия в XVII в.: вхождение в состав Российского государства"

Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав российского гос-ва; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине.

План урока:

  1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами
  2. Первые годы колонизации
  3. Географические открытия русских землепроходцев
  4. Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства

Основные понятия: ясак, колонизация, аманат.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".

Ход урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Краткая беседа о продвижении русских в Сибирь в XVI-XVII вв, далее привести учащихся к выводу о том, что Россия не всегда была такой огромной, что ее территория расширялась, что в ее состав вливались многие народы и какое значение это имело.

II. Изучение нового материала.

Открытие Ленского края русскими землепроходцами

Общая теоретическая часть материала урока не является новой для учащихся, и поэтому новый материал можно разобрать методом беседы, акцентируя внимание на основные понятия и записывая их в рабочую тетрадь. (слайд 4-5)

В 1582 г русскими казаками под предводительством Ермака было разгромлено Сибирское ханство Кучума, началось быстрое продвижение в Сибирь. В конце XVI в. на реке Енисей были построены 3 острога: Мангазея, Туруханск и Енисейск, ставшие базой для дальнейшего продвижения на восток.

Здесь служилые люди получали от местных тунгусов сообщения о "якольской земле". Одним из первых, кто принес эти сообщения, был тунгусский вождь Илтик.

В 1619 г Илтик рассказал о якутах, живущих на реке Лин (по эвенк. - Большая река), которые имеют лошадей и судна. Для проверки слухов была снаряжена Мангазейская экспедиция в 40 чел. во главе с Пантелеем Демидовичем Пянда. Экспедиция прошла по Нижней Тунгуске до Вилюя, по нему пришли на Лену и в 1642 г вернулись в Мангазею.

Из доклада Пянда:

"Та великая река Лена угодна и пространна, и людей по ней розных земель кочевных и сидячих, и соболей: много: Славнее и люднее тое реки нет:"

Работа с учебником и в тетради:

Заполнение таблицы "Экспедиции землепроходцев" (слайд 6).

В Москве заинтересовались докладом Пянды и решили отправить военную экспедицию. Задание: заполнить таблицу используя учебник стр 25-27

Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".

Работа с документом - письмо П.Бекетова - и выполнение и беседа по вопросам к нему (слайд 7)

": Сентября в 25 день по государеву указу: поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальнейней украине и для ясачного сбору, для приезду якуцких людей, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев острог новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли"

Кто написал это письмо? Какому царю?

Записать в тетрадях хронологию Якутского острога (слайд 8).

Петр Бекетов заложил острог в 70 верстах ниже современного Якутска.

Иван Галкин перенес острог выше, около с.Суотту

В 1643 г Петр Головин перевез его на Еюков луг

В 1681 г И.Приклонский перевез его около озера Сайсары

Цель - "мягкая рухлядь" - пушнина - валюта XVII в. Во 2-й пол. XVII в пушнина занимала 1/3 доходов государства. Еще не были разведаны месторождения золота и серебра, и их в основном заменяли меха ("мягкая рухлядь"), моржовая кость (рыбий зуб), бивни мамонтов.

Первые годы колонизации.

Местное население облагалось ясаком - царским налогом пушниной. Для того, чтобы население не уклонялось от уплаты, служилые люди захватывали у них заложников - аманатов.

Для принуждения местного населения служилые люди применяли шертование - кровавую присягу по своей вере.

Ясак в центральных уездах составлял 2 соболя с лица, на севере до 5-8 соболей. В 1647-48 гг. с местного населения было собрано около 6 тысяч шкурок соболей.

Положение простых якутов ухудшилось, т.к., их теперь эксплуатировали не только свои тойоны, но и давил "государев ясак". Поэтому местами отдельные восстания не прекращались.

Работа с учебником:

Заполнение таблицы "Восстания местного населения" (слайд 11; 2-й форзац учебника или стр. 31-35 учебника).

Географические открытия русских землепроходцев.

Материал данного раздела изучен учащимися на уроках истории России, так, что, можно в ходе беседы вспомнить землепроходцев и их открытия. Более подробно можно остановиться на С.И.Дежневе, который долгое время служил в Якутии, два раза был женат на якутках, в г.Якутске установлен памятник - скульптурная композиция посвященная Дежневу, его жене Абакаяде Сючю и их сыну. На этом месте организуется просмотр отрывка из фильма якутского режиссера Айсена Дойду - "Якутия:Познание и обретение себя", где о С.Дежневе рассказывает писатель Д.К.Сивцев Суорун-Омоллоон (слайд 12).

С.И. Дежнев в 1648 проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой.

В 1643 началась экспедиция В.Д.Пояркова - прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато и реку Уссури, предпринял плавание вдоль юго-западного берега Охотского моря.

Дело Пояркова продолжили в 1650-1656 Е.П. Хабаров и П. Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем, но благодаря его деятельности Приамурье вошло в состав России. Бекетов жe прошел по всему Забайкалью и осуществил первое плавание по всему течению Амура.

В 1651 г М.В. Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря.

Историческое значение присоединения Якутии в состав Российского государства.

Закрепление пройденного материала в ходе беседы по вопросам (слайд 13).

1. Как повлияло географическое расположение Якутии на ее хозяйственное развитие?

2. Почему продвижение русских землепроходцев шло так быстро?

3. Какова цель освоения Сибири и Якутии?

4. Какое значение имело присоединение Якутии к Российскому государств?

Выводы и определения записать в тетрадь (слайд 14). При нехватке времени, это дается на дом.

Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.

Русские землепроходцы впервые узнали о якутах от тунгусского вождя Илтика в:

2. Главная цель освоения Якутии русскими было:

А) христианизация местного населения

Б) поиски месторождений золота и железной руды

В) погоня за пушниной

Г) выход к Тихому океану

3. Город Якутск основал:

А) И.Галкин

Б) П.Бекетов

В) П.Головин

Г) А.Добрыньский

4. Ясак - это:

А) денежная единица

Б) родовой старейшина

В) дань пушниной

Г) служилый человек

5. Восстание якутов в 1642 г. произошло из-за:

А) перенесения Якутского острога

Б) переписи мужского населения

В) насильного крещения местных жителей

Г) жестокого обращения с инородцами

6. Экспедиция Семена Дежнева состоялась в.

Вопрос о «вхождении» Сибири в состав Российской империи является одной из спорных проблем исторической науки. В 1957 г. Якутская АССР впервые отмечала 325-летие «вхождения» Якутии в состав России, и в том же году республика была награждена орденом Ленина [Петров 2004: 83-84]. В 1992 г. лидеры Народного фронта Якутии и общества «Саха кэскилэ» («Будущее Якутии») добились отмены праздника по случаю «вхождения» Якутии в состав России. Первый мэр г. Якутска небезызвестный П. П. Бородин, идя навстречу народному движению, впервые провел юбилейные торжества в честь основания г. Якутска в 1632 г. Это была временная победа сторонников суверенитета Республики Саха (Якутия).
После ликвидации суверенитета и начала борьбы вокруг алмазных ресурсов руководители республики вернулись к советской концепции о «добровольном» принятии российского подданства. В этой ситуации многие историки предпочитают не затрагивать острых вопросов истории и пассивно ждут распоряжений сверху. Именно поэтому необходима здравая оценка специалистов, менее зависимых от официальной идеологии. Если коротко осветить суть проблемы, то она заключается в вопросе: была ли Якутия колониальной окраиной или сразу же в ходе освоения стала составной частью Российской империи?
Основатель теории «добровольного вхождения» Якутии в состав России Г. П. Башарин признавался в том, что он обозначил год основания Ленского острога в качестве условной даты принятия якутами русского подданства. Автор обвинял своего оппонента проф. Ф. Г. Сафронова в том, что последний выступает противником советской идеологии и трудового народа, и указывал, что под теорией «присоединения» скрывается концепция о завоевании Сибири казаками. Автор писал, что слово «добровольное» впервые применил С. А. Токарев .
Однако в указанном труде С. А. Токарев говорил о том, что после первых поражений якутские тойоны предпочитали добровольно покориться завоевателям . В памяти автора сохранились события 1986 г., когда произошли волнения студентов в Якутске, а затем в Алма-Ате. В разгар борьбы против «якутского национализма» проф. Г. П. Башарин громогласно заявил: «Я глубоко убежден, что не только Сибирь и Якутия, но и весь Казахстан, Средняя Азия и Кавказ присоединились к России добровольно!», но события 1990-х гг. показали полную несостоятельность его утверждения. Даже после ухода из жизни двух именитых историков вопрос о характере «вхождения» остается открытым. Об этом красноречиво свидетельствует фундаментальный атлас «Якутия», в котором термины «вхождение», «освоение», «включение» и «присоединение» употребляются одновременно .
Только в краткой справке о польском ссыльном Адаме Каменском мы читаем: «Служил в казачьих отрядах, покорявших коренных жителей северо-востока Азии» . Таким образом, атлас все же сохранил былое воспоминание о завоевании Сибири со времен Ермака.
Как этнограф, изучающий проблемы шаманизма народа саха, я осознаю свою недостаточную компетентность в вопросах отечественной историографии XVII столетия. Поэтому считаю нужным обратить внимание на некоторые ключевые моменты, которые очевидны и не требуют глубоких комментариев. На наш взгляд, сам факт «шертования» не может считаться моментом включения аборигенов Приленья в состав России по трем причинам.
Во-первых, содержание «шерти», насильно навязанной якутам, было строго определенным: не бунтовать против русских, не убивать промышленников, исправно платить ясак, быть под государевой высокой рукой, не уходить к монголам, бурятам, маньчжурам и не воевать в союзе с ними против казаков. Такую «клятву» могли сочинять люди, находившиеся в состоянии войны с аборигенным населением, о чем ярко свидетельствует и система аманатства (заложничества).
Во-вторых, ясачные саха, испытавшие открытый разбой, насилие и вымогательство, не раз восставали. Так, в 1634, 1636, 1642 гг. Ленский острог оказывался в осадном положении. В это же время начинается массовое бегство населения, в результате чего народ саха распространился от Охотского моря до Енисея, от Ледовитого океана до Китая.
В-третьих, в документах начала XVII - середины XVIII в. якуты нередко назывались «иноземцами». Следовательно, сами казаки рассматривали Ленский край как завоеванную «чужеземную» страну.
Таким образом, даннические отношения еще не свидетельствуют о том, что народы Сибири сразу стали подданными «Белого царя». Ведь подданные должны были обладать правами. Якуты в ХVII в. никаких прав не имели, и только отдельные родовые князцы, служившие в царской администрации, составляли исключение.
Скрытое сопротивление поработителям встречалось и гораздо позже. Участники Второй камчатской экспедиции писали, что за полгода до их приезда в Якутском остроге был насильственно убит кангаласский князец Кученяк Мазарин, который упорно не соглашался с господством русских . Кученяк был правнуком легендарного Дыгына, который в плену также подвергался издевательствам и умер в тюрьме. Предание гласит, что за оскорбление отца тыгыновичи Чаллаайы и Бёжёкё убили атамана Осипа Галкина и прибывших с ним 12 казаков. В описании тех же событий Я. И. Линденау упоминал, что самый старый и уважаемый «Тынин» действительно испытал страшное унижение и восставшие саха уничтожили отряд «Осипа Чулкова» из 30 человек, а затем осадили острог .
Значит, даже через сто лет после восстания 1642 г. князцы пытались противостоять порочному порядку ясачной политики. На фоне крайнего обнищания в XVIII в., когда ради уплаты ясака якуты вынуждены были продавать в рабство русским и иностранцам своих детей, жен и матерей, это было вполне объяснимо. Сопротивление Кученяка имело и другое основание. Среди саха была свежа память о восстании 1682 г., когда кангаласцы во главе с Дженником несколько раз приступали к Якутской крепости. В ночь на 27 сентября воевода И. Приклонский внезапно напал на повстанцев. В честь этой победы он основал Покровскую пустынь, где ныне стоит г. Покровск .
Заведомо неверная трактовка истории Якутии XVII в. ведет и к ложной периодизации. Так, официальные историки утверждают, что уже в конце 1620-х гг. Якутия превратилась в составную часть России и якуты стали ее подданными . Но более правдивой кажется периодизация С. А. Токарева, по которой период завоевания Якутии продолжался около десяти лет и завершился подавлением восстания 1642 г. . С этим согласуется мнение проф. Ф. Г. Сафронова, который писал, что ссылка на Лену в XVII в. носила характер пополнения русских войск и стала ежегодной с 1642 г. . В то время границы с Китаем еще не были определены, а ясачные могли легко откочевать в Маньчжурию. Таким образом, оформление подданства среди аборигенов Сибири имело сложный и долговременный характер.
В свете этого мы предлагаем свою версию хода событий: окончательное включение народа саха в правовое поле Российской империи необходимо связать с крупными событиями XVIII столетия: появлением границы между Китаем и Россией на Амуре, в процессе которого, по преданию, принимали участие якутские князцы; проведением Первой ясачной комиссией земельной реформы, по которой земля становится государственной собствен- ностью; началом массовой христианизации во второй половине XVIII в. В результате преобразований исчезает основание именовать жителей Лены «иноземцами» и «иноверцами», появляется основа для духовного сближения коренных и пришлых народов России.

Башарин 2002 - Башарин Г.П. В составе свободной России. М., 2002.
Линденау 1983 - Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Магадан, 1983.
Петров 2004 - Петров П.П. К вопросу об историографии датировки вхождения Якутии в состав Российского государства // Якутия - форпост освоения Северо-Востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (XVII - XX вв.). Якутск, 2004.
Сафронов 2010 - Сафронов Ф.Г. История Северо-Восточной Азии: XVII - начало XX в. Новосибирск, 2010.
Токарев 1940 - Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. Якутск, 1940.
Шишигина 2005 - Шишигина А.Н. Научное изучение Якутии в XVIII веке (по материалам Второй Камчатской экспедиции). Якутск, 2005.
Якутия 2007 - Якутия: Историко-культурный атлас. М., 2007.

Воспроизводится по:

Сибирский сборник - 3: народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской: [материалы VIII Сибирских чтений / отв. ред.: к.и.н. П.О. Рыкин]. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2011, сс. 35 - 39.

-> Добавить материалы на сайт -> История России -> Бахрушин С.В. -> "Якутия в 17 веке" ->

Якутия в 17 веке - Бахрушин С.В.

Бахрушин С.В., Токарев С.А. Якутия в 17 веке - Якутскай, 1953. - 442 c.
Скачать (прямая ссылка): yakutiyav17veke 1953.djvu Предыдущая 1 .. 64 > .. >> Следующая
К числу крупных тойонов принадлежал и борогонский Лё~ гёй, или Логуй, как его называют русские источники. Этот Лёгёй является одной из видных фигур в якутских преданиях («могущественный владелец»). Во время восстания 1642 г. вопрос о присоединении Логуя к восставшим имел большое значение для успеха дела. Восставшие говорили между собой: «Только- де Логуй с нами не станет на pvca< ков, мы де и Логуя убьем». Характерно, между прочим, в связи со всем тем, что говорилось выше, что речь шла о присоединении >не борогонцев, а Логуя. «А к Логую де вечер послали бетунцы весть, чтобы с ними.стоял заодно; а я де не знаю,-говорил воеводе один из его шпионов,-Логуй с нами станет стоять или не станет». «А каигаласы де говорят: только де Логуй не станет стоять, и они де хотят назад ехать вскоре».
В каких отношениях между собой находились тойоны разных рангов? Это были отношения зависимости, которые связывали между собой не только «князцов» внутри отдельных племен, но тойоны мелких племен, повидимому, находились в известной зависимости от сильных тойонов больших племен. О кангаласских тойонах Тыгынова дома атаман Галкин сообщал (1634 г.), что они «всею землею владеют, и
иные многие князцы их боятся». Это преувеличенное выражение, конечно, нельзя понимать буквально, но какая-то доля истины в нем имеется.
Отдельные тойоны поддерживали между собою связь и согласовывали между собой действия в случаях общих выступлений.
Во время восстания 1642 г. происходили оживленные сношения через вестников и путем личных поездок, между «хнязцами» целого ряда Племен. Так, бояназейский тойон Бокуй «ездил... к Мазею да к Камыку (бетунским «княз-цам») на совет», и на" этом «совете» бетунские тойоны говорили ему о плане восстания: «Вы де Воина (Шахова) убейте, а Осипа де Галкина убьют вверху кангаласцы, а Остафья де Михалевского убьют на Амге».
Но эта согласованность действия была, повидимому, очень редким явлением, притом весьма (неустойчивым. В данном случае, в восстании 1642 г., единство действий полностью так и не было достигнуто, и наметившееся боевое объединение сил разных племен очень скоро распалось. А это была едва ли не наиболее крупная попытка этого рода. В других случаях подобного объединения и вообще не происходило.
Гораздо чаще, повидимому, были случаи соперничества, взаимных опасений и недоверия и даже открытых столкновений между отдельными тойонами, как разных племен, так и одного и того же племени. Характерно, что неудача восстания 1642 (Г. дала повод к н-ов-ому обострению этой вражды. Кангаласские тойоны, сыновья Тыгына, давшие себя вовлечь в восстание, особенно сердиты были на одейского тойона Сергуя, одного из инициаторов восстания: «Погибли де мы
fece от Сергуя,-говорили они,-только бы де иво нам уви-дети, и мы бы де иво живово мяса съели». Наоборот, активные участники восстания, бетунцы, того же Сергуя хотели убить за нерешительную политику.
В общей сложности можно сказать, что тойоны были независимыми друг от друга «князьками» .независимыми в меру своей силы в каждом случае. Какой-либо общей организации, общественной власти, кроме власти сильнейшего, не существовало.
Якутский фольклор содержит в себе яркие и живые воспоминания о выдающихся тойонах и о быте этого общест-венного класса. . ¦
В исторических преданиях очень хорошо сохраняются
имена тех главарей якутских племен, которые нам непосредственно известны: по документам XVII в. Якутский народ до сих пор помнит таких тойонов, как Легей, Омоллон, Чингада и ряд других, имена которых нам встречаются в документах эпохи прихода в Якутию русских. О них рассказываются легенды, в которых нередко с большой правдивостью передаются действительные исторические факты. Больше же всего рассказов связано с образом Тыгын-тойона.
Хотя образ Тыгына в преданиях разукрашен разными сказочными подробностями - огромный рост этого богатыря, глаз его весит 30 фунтов, и т. п., но в основе легенд о Тыгыне лежит, как мы видели, реальная историческая действительность.
е) Рабство у якутов
Упоминания о «холопях» (или «боканах») встречаются в документах XVII в. очень часто. Наиболее интересны на этот счет те сведения, которые мы находим в судебных делах. В них нередко отражается взгляд якутского обычного права на несвободное состояние: «холоп», т. е. раб, всегда резко противопоставляется свободному человеку. Рабская зависимость противопоставляется другим формам зависимости, в том числе зависимости младших сородичей.
«...А тот брат мой,-пишет в своей челобитной один якут в 1666 г.,-был тому Иваку не холоп, и сыну его Кукаке не холоп, жил и работал по свойству жены ево Кукины». «А прежде того,-читаем в допросе ответчика в другом деле в 1673 г.,-жил я в Олекминском у родника своего Кангалас-ской волости у якута Буктени Тюбеива просто, а не в холопстве, и ясак великого государя платил... собой». Еще в одном аналогичном деле в 1668 г. ответчик заявляет, «что он не холоп Ондеков: отец де иво Толуканков Кутер и ныне жив; и отцу их Ондекову да Чючюгурову Онюкею. родной брат... А он де у Hfero в холопах не живал, что брат их двоюродный».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!