Частицы не и ни урок. Урок "отрицательные частицы не и ни"

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

Тема : Правописание частиц не и ни

Цель урока : расширить знания о различении на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, формировать коммуникативные навыки учащихся (устные высказывания с обобщением).

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока : урок-практикум

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Прочитайте пословицы (пословицы записаны на доске или представлены на слайде). Какой общей темой объединены пословицы?

С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объясните правописание не и ни в данных предложениях.

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. Не поживши вместе, друга не узнаешь. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Недруг поддакивает, а друг спорит.

III. Осмысление изученного и обобщение

1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление алгоритма рассуждения.

Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.

Сопоставительный анализ:

1) Определи, сколько частиц не и ни в предложении. Если одна, то

2) определи, к какой части речи относится эта частица. Если к существительному в родительном падеже – пиши ни ; если к другой части речи – пиши не.

Если частица при глаголе, то

3) определи, восклицательное или повествовательное предложение. Если предложение восклицательное – пиши не , если сложное с утвердительным смыслом – пиши ни;

4) определи, какой смысл имеет предложение. Если положительный смысл – пиши две частицы не, если отрицательный – пиши не и ни (ни усиливает отрицание, выраженное частицей не ).

2. Лингвистический тренинг . Используя алгоритм рассуждения, прокомментируйте написание частиц не и ни .

Я не могу не рассказать о своем путешествии. Кому не хочется побывать в далеких странах? Кто бы ни приходил к ним, каждого встречали приветливо. Ни на одном из этих решений они не остановились. Какие страны я только ни видел, о родине не забывал. Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива. Вокруг нет ни души.

3. Самостоятельная работа. Тест.

Вариант I (распечатки тестовых заданий на каждой парте). Отметьте случаи правописания не .

1) Н… чуть н.. изменился.

2) Друг н… мог н… помочь мне.

3) Н.. знал н.. правил, н.. формул.

4) Задача н… решена.

5) Куда н.. кинь взор, всюду развалины.

6) Н… первый случай.

7) Нельзя н.. любоваться закатом.

8) Н… правда, а ложь.

Вариант II. Отметьте случаи правописания ни.

1) Н… за что благодарить.

2) Н… разу не ответил.

3) Н… для кого н… тайна.

4) Нет н… на суше, н…на море.

5) Всюду, где мы н…проезжали.

6) Вокруг н…души.

7) Н.. один лист н…шевелился.

8) Это н…ответ.

4. Работа в группах. «Собираем» орфограммы . Используя материал учебника «Слитное и раздельное написание частиц не и ни с различными частями речи», подготовьте информацию:

I группа - о слитном и раздельном написании частицы ни ;

II группа не с существительными, прилагательными, наречиями на - о, - е;

III группа - о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами, деепричастиями , причастиями;

IV группа - о слитном и раздельном написании частицы не с местоимениями и отрицательными наречиями.

Сообщения проиллюстрируйте примерами из словарного диктанта (распечатки диктанта на каждой парте), допишите собственные примеры.

Недотрога, нигде, не сделал, вовсе не интересный рассказ, не подготовленная к сдаче работа, ни с кем не говорила, ни слуху ни духу, неряшливо, ненавидеть, не веселый, а грустный; не взирая на бурю, ненаписанное письмо, нисколько, недруг, ни шагу назад, неоткуда, нелепый, когда бы то ни было.

5. Работа с деформированным текстом.

Павел Петрович старался (н..)глядеть на Базарова. Он стыдился своей заносчивости, своей (н..)удачи. Молчание длилось тяжелое и (н..)ловкое. Обоим было (н..)хорошо. Каждый из них осознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (н..)приятно (н..)другам. (Н..)один, (н..)другой (н..)делали попытки к примирению.

6. Фразеологический практикум. Продолжите список устойчивых сочетаний с не и ни . С несколькими фразеологизмами составьте предложения.

Не видно ни зги, не покладая рук, ни свет ни заря….

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Составьте список ключевых слов по теме урока.

2. Ответьте на вопросы:

1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни ?

2) Что вы знаете о правописании частицы не с разными частями речи?

3) Когда ни со словами пишется слитно, а когда раздельно?

V. Домашнее задание : выпишите из художественных произведений пять-шесть предложений с не и ни в качестве примеров на изученные орфограммы.

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Урок в 7 классе (УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2006 г.).

Учитель МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа» Николаева Елена Васильевна.

Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

Цели:

Формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

Научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

Сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

Развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

Уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

Прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: « Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.

Ход урока

    Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число 17 апреля, классная работа. Имя урока: «Такие разные и такие нужные».

    Актуализация знаний. (вспоминаем то, что знаем о частице)

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

Продолжите предложение. - Частица – это …..

Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (определяем проблему)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь.

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Какие частицы есть в высказывании Гёте?

Какой оттенок они вносят в предложение?

К какому разряду они относятся?

Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах)

4. Изучение нового материала . (решаем проблему)

Запишем тему урока ………… «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация . - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, как нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1 – е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».

Какой смысл вносит частица не?

Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 179 п. 67 вашего учебника.

Задание : Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

К какому стилю речи принадлежит текст?

Какова основная мысль текста?

Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2 – значение . - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение на странице 180.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

    Молодая яблоня может расцвести весной.

    Я могу летом поехать в Этномир.

Работа в паре. 1 ряд – 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение. У каждого из вас должно получиться по три перестроенных предложения.

3 – значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках . Прочитаем выразительно.

1) Матушка русская земля!

Кто не топтал тебя, не бил копытами! Какая жадная орда не бесновалась по тебе!

Всё выдержала ты… (Д.Зорин)

2) Кто не восхищается необъятными просторами России!

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное (Н. В. Гоголь)

В чём особенность этих предложений?

Какие они по цели высказывания?

Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими . Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

(Куда он только не обращался с просьбой о создании заповедной зоны! Где он только не был!)

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?

4 – значение. Задание. А теперь мы посмотрим, когда в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5 – значение . А теперь запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

Эксперимент. – Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило на странице 177.

Потренируемся, выполняя коллективно упражнение 388 1 – 3 предложения.

Индивидуальное задание у доски. Карточки. (Льются птичьи переборы, стелются поля, и куда ни кинешь взором, всё моя страна. (М.Исаковский)

6. Закрепление.

Задание . Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Определите, из какого произведения вз я ты предложения, кто автор. (Н.В.Гоголь «Т.Бульба»)

Давайте выясним значение частиц.

    Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать…

    Всех, кто ни стоял, разобрала такая речь…

    Не ослабела ещё козацкая сила?

    Повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

    А на Остапа уже наскочило шестеро; но не в добрый час наскочило.

    Ни крика, ни стону не было слышно из уст его, не дрогнулось лицо его.

    Что бы ни было, пойду разведать, что он… Разведаю во что бы то ни стало.

    Проверим, чему научились на уроке. - Какой темой объединены предложения?

Цифровой диктант. 1 – НЕ, 2 – НИ. (на листах)

1. В поле нет ни души.

2. Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой. (К.Паустовский)

3. В каких только уголках России не побывал я за эти годы!

4. Сколько ни ходи в лес, а всё увидишь невиданное и услышишь неслыханное. (Н.Сладков)

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, наблюдая за работой ласточек.

6. В каком бы далёком и прекрасном краю человек ни был, всегда помнит о свое малой Родине.

7. Кто не любит природу, тот не может гармонично развиваться.

Обменяйтесь мнением.

Проверка. 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1

    Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами)пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к нашему эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Вы хорошо поработали, но на этом тема не заканчивается.

9.Домашнее задание (на выбор)

    П. 67, упр.387

    Выписать из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

    Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на одну из тем « А в лесу ни души», «Чего не надо делать в лесу».

10. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Я научился…

Я чувствовал себя на уроке…

Мне удалось…

Меня удивило…

НЕ и НИ у нас частицы,

Нам их нужно уважать.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Спасибо за урок.

Заполните таблицу примерами.

частица

значение

примеры

НЕ

1.Отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

2.Утвердительное значение

НЕ мочь + НЕ инфинитив.

3. Утвердительное значение в восклицательном предложении.

4.Значение отрицания в СПП.

НИ

1.Отрицание в предложении без подлежащего.

2.Усиление отрицания.

3.Значение утверждения в СПП.

Где бы люди меня (н…) спросили,

Я отвечу им так, (н…) солгу:

Мне (н…) жить без России,

Я дышать без неё (н…) могу. (А.Прокофьев)

Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение частиц.

(Н…) ломайте черёмуху.

(Н…) ломайте рябину,

Берегите калину.

(Н…) в апреле, (н…) в праздничном мае

(Н…) топчите свою луговину.

Мураву (н…) топчите, (н…) рвите,

(Не…)губите своих незабудок! (Ф. Сухов)

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Всем известна пр...тягательная сила родников. (Н…)один путник (н...)может пройти мимо что(бы) (н...)остановит(?)ся (н…)пр...пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. (Н…)в людных местах (н...)в глухой тайге родник (н...)остаётся (н...)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н...)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

Какой (н…) была богатой природа возможности её (не)безграничны. Мы должны быть её защитниками, ибо нельзя только владеть (н…) платя за добро ответным добром. (Н…)какими законами (н…) оградить пр…роду от ущерба, если каждый из нас (н…) осознает и (н…) на минуту (н…) буд…т забывать, что, нанося вред окружающей среде, мы вредим сами себе… (В.Ткаченко)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

Объясните значения устойчивых выражений :

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)

А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV .Стадия рефлексии .

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!