Чеченский язык. Этапы исчезновения чеченского языка С каким языком схож чеченский язык

Сегодня на чеченском языке разговаривают около 2-х млн человек. И это количество постоянно растет. В Чеченской Республике издается множество книг, журналов и газет на чеченском языке, Теле- и радио-передачи вещаются также на родном для чеченцев языке. Несмотря на это, есть много чеченцев, которые проживают далеко за пределами Родины не один десяток лет, а то и поколениями, которые забыли или с рождения не знают чеченского языка. Знание родного языка является важнейшим аспектом для представителя любой национальности, а для чеченцев это очень актуальный вопрос. К сожалению, на сегодняшний день растет целое поколение, неспособное говорить на чеченском языке. Видя эту проблему и был запущен данный проект - изучение чеченского языка онлайн, единственный в своем роде. Благодаря этому появилась возможность изучать чеченский язык дистанционно. Онлайн уроки с настоящими репетиторами . Ученикам никуда ездить не нужно. Есть курсы как для начинающих, так и для тех, кто уже владеет базовыми знаниями и хочет улучшить свой чеченский.

Начните посещать уроки чеченского языка онлайн .

Что вы знаете о чеченском языке?

Чеченский язык (но́хчийн мотт) - государственный язык Чеченской Республики, входит в нахскую группу языков, которую составляют чеченский, ингушский и бацбийский языки. Наиболее раннее описание нахских языков было дано во второй половине 18 века в большом сравнительном словаре Екатерины II. В этом словаре приведено около четырехсот слов с ингушскими и бацбийскими параллелями. В 1888 году барон П.К. Услар, описывавший по заданию Генштаба горские языки, выпустил капитальный труд «Чеченский язык», где была изложена грамматика чеченского языка.

  • Чеченский язык распространён в Чеченской республике, Республикe Ингушетии, Хасавюртовском районе Дагестана и в Ахметском районе Грузии. Также среди чеченцев, проживающие в странах Ближнего Востока: в Турции, Иордании, Ираке, Сирии.
  • Чеченский язык занимает пятое место по распространённости в России.
  • До 1925 года чеченская письменность строилась на основе арабской графики. При помощи арабской графики были записаны и чеченские «тептары» — родовые хроники, многие из которых были уничтожены во время депортации чечено-ингушского народа. С 1925 по 1938 год письменность развивалась на основе латинской графики, а с 1938 года по настоящее время - на основе кириллицы.
  • Основные диалекты: плоскостной, лёгший в основу литературного языка, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Они распадаются на говоры, между которыми существуют относительно незначительные расхождения. Наибольшими являются различия между плоскостным, аккинским, чеберлоевским и отчасти кистинским (в связи с сильным влиянием грузинского языка) диалектами. (Мы обучаем литературному языку)
  • В исконно чеченских словах нет букв Ё, Ы, Ф, Щ.

История заселения занимаемых чеченцами и ингушами территорий полна событиями, приведшими к интенсивным языковым контактам. Поэтому в чеченском языке много заимствований: из грузинского - до 500 слов, из тюркских языков - до 700 слов. Немало заимствований также из арабского, персидского, осетинского, дагестанского языка и особенно - из русского.

С некоторых пор многие вайнахи стали замечать поразительные сходства, существующие между чеченским языком и целыми языковыми семьями, где чеченский язык является корневым, изначальным, что полностью укладывается в концепцию Единого Языка, восходящего к пророку Адаму и от которого эстафету принял народ Ноя.

Арабское слово «хьадис» означает «изречение, рассказ». Сравните с чеченским «схьадийца» (в диалектах – «хьадийс») – «расскажи». Точно также латинский глагол dico, от которого происходят такие современные слова как «диктатор», «диктор», «диктофон» и т.п., в ранней латыни звучал как «дицо», то есть «говорить».

«Лассо» - это изобретение типа аркана, предназначенное для ловли диких животных и используемое ковбоями. Слово сильно напоминает чеченский глагол «лаца» (ловить, держать), тем более звуки «ц» и «с» в чеченских диалектах часто чередуются (например: урс – урц (нож), пхьарс – пхьарц (рука от плеча до локтя), вицвелла – висвелла (позабыл) и т.д. и т.п.

Слово «бакъара» в переводе с арабского означает «корова». Если вспомним латинское произношение данного слова – «вакка» (vacca), от которого, кстати, происходит слово «вакцина», то мы заметим сходство «баккара», и «вакка» с глаголом «бакха, вакха, дакха, йакха» - «кормиться (от груди или вымени)», где согласные б, в, д, й являются префиксами.
Германское слово «кнехт» - «рыцарь» (в английском произношении «найт» - knight) восходит как и слово king (король), конунг к чеченскому слову «къонах».

Такие слова как тюркское аил (аул) и германское хала (холл) восходят к нахскому слову 1айла (1алла), производного от глагола «1а» - «размещаться, проживать, жить». Что касается звука «1» (айн), то в одном случае он исчез (аил, аул), а в другом перешел в «h» (придыхание), передаваемый в русском произношении как твердое «х».

Арабское слово «амир» (повелитель, начальник) и «амр» (приказ), имеющие корень MR схожи с чеченским – «мар» (муж), «майра» (храбрый), «марала дан» (командовать), от которых образованы европейские – майор, мэр, мажардом, и др.
Арабское слово «сунна», переводимое как «обычай», можно сравнить с чеченским «санна» как «словно, похоже, наподобие, подобно». Связь между смыслами очевидна.
«Сура» с арабского переводится как «ряд». Сравните с чеченским «сара» - «ветка, проволка, прут». Здесь общее наблюдается в принципах смыслов «ряд» и «прут», то есть – «шеренга, ровный» (гладкий). А то, что «а» одного языка соответствует звуку «у» другого языка не должно удивлять читателя, потому что это явление распространенное. Например, «чуб» (рус.) – «ч1аб» (чеч. «коса»), муж, мужчина – маж (чеч. "борода»), куб, кубок – кхаб (чеч. «ковш») и т.д.
Русское «что» (звучит «што») имеет аналог в чеченском: «ишта» - «так, поэтому».

«Халкъ» в переводе с чеченского означает «народ, толпа». Сравните с германским «folk» и русским «полк», а также с иранским «хальк», последний согласный звук «къ» только в чеченском имеет особенное произношение, что доказывает несомненную древность слова и его исконность в нахских диалектах.
«Херси» или «хуьрсик» в чеченском означает «поросенок». Совпадает со словами pork (англ.) и «порось» («хрс»//»прс»). Известно, что такие согласные звуки как «п», «ф», «х», «h» - взаимозаменяемы.
Слово «къам» - «нация», многими считается заимствованным из арабского языка («кхауми» - «народ, община»), однако в ряде европейских языков мы обнаружили слово «common», от которого и происходит знаменитый термин «коммунизм», что в переводе на русский также означает «народ, община».
Название исторической империи «Цинь» означает в переводе с китайского «чистый, чистая». Слово «ц1ена» в чеченском языке имеет такое же значение.
Английское «пар» имеет двойника в чеченском языке «nap» (в диалектах «н1аб») – «сон».

Чеченское «букъ» английское «back» равно переводится как «спина, хребет». Добавим сюда однокоренное со словом «букъ» - «дукъ» имеет сходство с иранским «даг1» и переводится одинаково как «гора, хребет, горная гряда».

Самоназвание лакцев в переводе значит «горец» (также, как и самоназвание аварцев – «маг1арул» - «горец»). Любопытно, что в чеченском корень «лак» соответствует «лакха» - «высота, возвышенность», то есть «гора». Слово «мог1» и его множественное число «мог1арш» в переводе с чеченского означает «ряд, гряда», что тоже, в некотором смысле, является обозначением понятия «гора».
И попробуем теперь сконструировать эти понятия, обозначающие «горец», исходя из законов чеченского словосложения:
1) «лакха» + хо (ллло, - нча).
2) «маг1ар» + ло (-хо).

В таблице N1 представлены генетические модули народов Восточной Европы, наиболее близкие по показателям к чеченским.
Чтобы подвести итоги по Таблице N1 и сделать выводы о генетическом родстве северных (равнинных) и южных чеченцев с другими народами, была составлена Таблица N3, в которой близость к чеченцам распределялась на I, II и III места. Условно, на I месте «родные братья», на II – «двоюродные» ит.д.

Есть народы, которые по всем показателям наиболее часто попадаются в нашей таблице – для этих народов мы составили показатели градаций количество упоминаний генотипов популяций, по отношению к чеченским генам.
По таблице N3 мы видим, как и предполагалось, что у равнинных и горных чеченцев, как представителей одного народа много общих, генетически родных народов. Ближе всех к чеченцам по составу генетических локусов находятся русские, причем, первые позиции они занимают по всем IV местам, за исключением I места у равнинных чеченцев, где они уступили удмуртам и IV места, опять у равнинных чеченцев.

Таким образом, точные науки – биология и математика показывают, что горные чеченцы, в отличии от устоявшегося мнения, на несколько позиций ближе генетически к русским, чем равнинные чеченцы. На второе и третье места, на первый взгляд очень неожиданно – выходят представители финно – угорской группы: удмурты, эстонцы, которые обошли намного даже ближайших соседей чеченцев на Кавказе – кабардинцев, кумыков, осетин. Но это вполне закономерно, так как в эпоху древних миграций финно – угры и русские входили в одну семью, были близкородственными народами и через Азию мигрировали на Север. Можно предположить, что часть этого пути пролегала через Кавказ, где они надолго задержались и смешались с местным населением, что сейчас и отражается на большой схожести их генотипов с чеченскими.
В итоговой Таблице N4 мы видим, что по градации количества упоминаний популяций, на первое место по близости к чеченскому генотипу выходят русские, которые со значительным перевесом опережают представителей Уральской языковой семьи: эстонцев, удмуртов, которые занимают 2 позицию.

В таблице родства представлены практически все представители финно – угорской группы, но коми и чувашей оттеснило значительная группа Алтайской языковой семьи. Они занимают 3 позицию и представляют следующие народы: азербайджанцев, татар, башкир, узбеков, казахов. Особенно сильно эта ветвь представлена у равнинных чеченцев. Соперничает с этой тюркской группой Кавказская языковая семья, где на ведущее место выдвигаются грузины и черкесы.

Таким образом, чеченцы состоят довольно в дальнем родстве со своими кавказскими соседями, хотя их и связывает одна языковая семья. Этот факт подтверждает сильное анторопологическое отличие чеченцев от соседей, их «европейский» внешний вид, о чем писали ещё в XIX веке многие путешественники.

Если посмотреть исторически, то мы видим, что на черкесов сильно повлияло турецкое, греческое и татарское присутствие, что сказалось и на генетическом уровне.

На юго – восточном Кавказе, в Дагестане, Азербайджане многочисленные генные изменения произошли во время арабских походов, иранского влияния.

Чеченцы же были изолированы, заперты в горах и поэтому больше сохранили свои первоначальные генетические модули, которые в древние времена были связаны с финно – угорской группой, куда входил и русский локус.

Мы выяснили, с кем в ближайшем родстве находятся чеченцы на территории бывшего Советского Союза.

А есть ли родственники у чеченцев в Западной Европе и может быть они ближе генетически, чем русские. Попытаемся ответить на этот вопрос опять с помощью статистико – генетических исследований.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер, опираясь на исследования ряда ученых, пришел к выводу, что»…Там, на востоке сохранился след древней германизации Северного Кавказа. Чеченцы – арийское племя» (20:с.2). Конечно, можно высказать скептическое мнение тирана и отсутствия позывов его к манипуляции мнением народов. Но даже это, казалось бы, абсурдное мнение фюрера, спустя полвека находит свое подтверждение в результате тщательных лабораторных изучений ученых – генетиков.

Рассмотрим Таблицу N5 генетического родства чеченцев с народами Евразии.

На первое место по двум позициям выходят немцы. Затем идут испанцы и русские.

Германская и финно – угорская популяции в древности были едины, но затем от них отделились первыми испанцы, а затем немцы. Это многое объясняет в наших исследованиях. В итоговой таблице по количеству упоминаний генотипов в родстве с чеченским снова на 1 место выходят немцы, 2 место делят русские с испанцами. Во второй половине 90-х годов XX века на волне роста национального самосознания, отсутствие цензуры в исторической науке и разгуле вседозволенности в Ичкерии появились многочисленные статьи, публикации, в которых говорилось о родстве чеченцев египтянами, этрусками, англичанами и другими народами. Многие эти высказывания высмеивали, считали эти работы фантазийными, далекими от реальности. Но, как сейчас выясняется, зерно истины в этих исследованиях было.

Этруски проживали на территории древней Италии. В нашем исследовании итальянцы по степени родства с чеченцами, по градации количества упоминаний генотипов, занимают почетное 4 место, наравне с адыгейцами и басками.

А англичане вышли на 3 позицию по двум показателям. Более того, во всей Евразии только у чеченцев и англичан генетический показатель нуклеотидной замены G-6 N16336 не равен нулю, у чеченцев он самый высокий 0.154, а у англичан составляет 0.014, у всех остальных народов он равен 0.0000.

Чеченцы уникальный народ в Европе не только по этому показателю. У чеченцев самый высокий генетический код нуклеотидной замены в Евразии C---T N 16296, который составляет 0. 231, на II месте – русские 0.120.

Также самый высокий T-C N 16356 у чеченцев и равен 0.154, второе место у испанцев 0ю118, третье у русских 0.087.

Рассмотрим теперь теорию Великих переселений народов, до сих пор таящую в себе много загадок и влияющую на современную жизнь.

Как утверждает наука, большая часть народов населяющих в настоящее время Европу, пришла сюда из Азии. Миграция древних популяций шла медленно, сначала по Азии, через северную ее часть.

Затем, повторное заселение Западной Европы прошло уже из Передней Азии. По дороге из Азии в Европу возникало несколько естественных водных преград – полноводная река Волга, Каспийское и Черное море, для преодоления которых требовались определенные мореходные навыки. При отсутствии данных умений и наличии большого количества перемещающегося населения, одним из немногих сухопутных путей становился Кавказ.

Еще в XIX веке исследователь чеченского языка П.К.Услар высказал предположение, что «…кавказские горцы представляют собою ничтожные остатки множества народов, населявших в доисторические времена огромные полосы земли в Азии и Европе и принадлежавших к одной расе, которая везде исчезла, за исключением Кавказа»(10:с.12).

По мнению Услара «…Всеобщая история обнаруживает, что именно к кавказской расе принадлежат все народы, которые играли первенствующую роль на поприще всемирной истории. Древнейшими пришельцами на Кавказ были, вероятно, доисторические аборигены Европы. В языке нохче (чеченском) присутствует финский элемент» (28;с.64;244). Об этом же писал в XIX столетии майор Власов: «…Сходство некоторых чеченских слов с латинскими, немецкими и английскими поразительно. Скажу более: я нашел в чеченском языке формы, встречающиеся только а образованнейших языках древнего мира. Я говорю об употреблении дательного с причастием и двух дательных независимых с причастием, которые согласованы с одним из них» (5;, с.1).

В Российской империи в начале XX века существовало официальное разделение всего населения на две человеческие расы: кавказскую, куда входили славянские и неславянские народы и монголоидную расу (2; с.1).

Вайнахская группа Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Чече́нский язы́к (но́хчийн мотт ) - один из нахских языков , национальный язык чеченцев .

Чеченский язык распространён в Чеченской республике , Республикe Ингушетии , Хасавюртовском , Новолакском , Казбековском районах Дагестана и в Ахметском районе Грузии . По переписи 2010 года, число говорящих на нём в России составляло 1 354 705 человек. Чеченский язык занимает пятое место по распространённости в России (после русского, английского, татарского и немецкого). Государственный (наряду с русским) язык Чечни и один из литературных языков Дагестана.

На чеченском языке издаются региональные газеты в Чечне («Даймохк », радиогазета «Чечня Свободная » и ряд других) и Дагестане («Нийсо-Дагестан »). В Чечне издаются литературно-художественные журналы «Орга » и «Вайнах ».

Диалекты

Основные диалекты: плоскостной, который лёг в основу литературного языка, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Они распадаются на говоры, между которыми существуют относительно незначительные расхождения. Наибольшими являются различия между плоскостным, аккинским, чеберлоевским и отчасти кистинским (в связи с сильным влиянием грузинского языка) диалектами.

Аккинский диалект

Характерному для литературного языка комплексу согласных лх в аккинском соответствует рх : литер. малх , аккинск. марх («солнце»); литер. болх , аккинск. борх («работа»). В отличие от литературного, в аккинском нет прогрессивной ассимиляции аффиксального н в глагольных формах прошедшего времени: литер. аьлла , аккинск. аьлнд («сказал»); литер. делла , аккинск. даьлнд («кончил»). В аккинском классные показатели могут выступать в функции внешней флексии глагольных форм: литер. д-аьлла , аккинск. д-аьлн-д («закончил»); литер. делла , аккинск. д-елн-д («отдал») и др.

Мелхинский диалект

Примеры фонетических отличий мелхинского диалекта от литературного языка: литер. сецна , мелх. сеца («остановился»); литер, лаьцна , мелх. лаьста («поймал»); литер. эцна , мелх. иста («купил»); литер. дечиг , мелх. дечк («дрова»); литер. хьаж , мелх. хьаьга («лоб»); литер. йоьхь , мелх. лоьхь («кишка, колбаса») и др.

Итум-Калинский диалект

Примеры фонетических отличий итон-калинского диалекта от литературного языка: литер. борц , итон-к. борс («просо»); литер. дарц , итон-к. дарс («буря»); литер. лоьху , итон-к. лиеха («ищет»); литер. муохк , итон-к. муорк («земля, страна»); литер. дуохк , итон-к. дуорк («туман»); литер. бурч , итон-к. бурш (перец); литер. ирча , итон-к. ирша («некрасивый») и др.

Галанчожский диалект

Галайн-Чажский диалект, так же как и аккинский и мелхинский диалекты, сочетает в себе черты чеченского и ингушского языков, и является своего рода мостом между чеченским и ингушским языками . Комплексу ст в начале слова в галайн-чажском, как и в ингушском, соответствует с : литер. стаг , галайн-ч. саг («человек»); литер. стогар , галайн-ч. согар («лампа»), как и фонетические отличия от литературной формы: литер. доттагІ , галайн-ч. доттах («друг»); литер. мостагІ , галайн-ч. мостах («враг»); литер. орца , галайн-ч. орса («тревога»); литер. цициг , галайн-ч. циск («кошка»); литер. дечиг , галайн-ч. дешк («дерево»); литер. эчиг , галайн-ч. аьшк («железо») и др.

Окончание глаголов так же занимает промежуточное положение между чеченским и ингушским языками: литер. чеч. гIур ву , литер. инг. гIоаг ва , галайн-ч. гIуорг ву («пойду»); литер. чеч. хуур ду , литер. инг. ховг да , галайн-ч. хоуврг ду («узнаю») В галайн-чажском диалекте так же как и в ингушском языке, и в аккинском, и мелхинском диалектах чеченского языка используется буква ф: литер. хIоаъ , галайн-ч. фоаъ («яйцо»); литер. хIорд , галайн-ч. форд («море»), отличительной чертой галайн-чажского диалекта, также является: йах вместо литературного бах («говорить»), и строгое обозначение грамматических классов в глагольных и прилагательных формах: литер. Іаьржаниг , галайн-ч. Іаьржаварг / Іаьржайарг / Іаьржабарг / Іаьржадарг («черный»); литер. диканиг , галайн-ч. дикаварг / дикайарг / дикабарг / дикадарг («хороший»); литер. тІечІагІо , галайн-ч. тІичІагІава / тІичІагІайа / тІичІагІаба / тІичІагІада («прикрепить»); литер. сацо , галайн-ч. сацава / сацайа / сацаба / сацада («прикрепить»), и др. В рассматриваемых диалектах наблюдаются также некоторые лексические, морфологические и синтаксические особенности.

Письменность

С распространением ислама в Чечне утвердилась арабская письменность. В XIX - начале XX веков она была реформирована для нужд чеченской фонетики. Параллельно с 1862 года существовала чеченская письменность на кириллице, созданная П. К. Усларом . В 1925 году была введена письменность на латинской основе. В 1938 году её сменила кириллица, действующая по настоящее время. В 1990-е годы была предпринята попытка восстановить латинизированный алфавит.

Чеченский алфавит:

А а Аь аь Б б В в Г г ГӀ гӀ Д д Е е Ё ё Ж ж
З з И и Й й К к Кх кх Къ къ КӀ кӀ Л л М м Н н
О о Оь оь П п ПӀ пӀ Р р С с Т т ТӀ тӀ У у Уь уь
Ф ф Х х Хь хь ХӀ хӀ Ц ц ЦӀ цӀ Ч ч ЧӀ чӀ Ш ш Щ щ
Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ю ю Юь юь Я я Яь яь Ӏ

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Морфология

Морфологическая система агглютинативно-флективная. Имеет 6 грамматических классов, многопадежное склонение , глагольные категории класса, времени , наклонения , вида .

На 16 июля 2019 года в Чеченской Википедии насчитывается Ошибка Lua: module "Модуль:NumberOf/data" not found. статей.

С начала 2013 года это крупнейший из разделов на нахско-дагестанских языках .

На ноябрь 2013 года по объёму тысячи статей, которые должны быть в каждой Википедии , раздел занимал 103 место , а по объёму расширенного списка из 10 000 важнейших статей - 126 место среди всех разделов Википедии.

Традиционное приветствие

Маршалла или маршалла хаттар (чеч. приветственный вопрос) - традиционные чеченские приветствия, часть речевого этикета. В отличие от исламского приветствия «Ассалам Іалайкум », употребляемого в чеченской среде только между мужчинами, «маршалла ду хьоьга/шуьга» имеет универсальное применение, и так же как и «ассалам алейкум», означает «мир тебе/вам».

См. также

  • Аь , Оь , Уь

Напишите отзыв о статье "Чеченский язык"

Примечания

Литература

  • Арсаханов И. А. Чеченская диалектология / Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка, литературы и экономики; под редакцией З. А. Гавришевской. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1969. - 211 с. - 600 экз.
  • Байсултанов Д. Б. Экспрессивно–стилистическая характеристика фразеологизмов чеченского языка (диссертация). - Лейден, 2006.
  • Гугиев Х. Г., Хумпаров А. X., Чентиева М. Д. Нохчийн меттан грамматика. - Грозный, 1940.
  • Дешериев Ю. Д. Современный чеченский литературный язык. Фонетика. - Грозный, 1960.
  • Дешериева Т. И. Сравнительно-типологическая фонетика чеченского и русского литературных языков. - Грозный, 1965.
  • Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. - Тифлис , 1888.
  • Чокаев К. 3. Словообразование имен существительных в чеченском литературном языке. - Грозный, 1959.
  • Яковлев Н. Ф. Морфология чеченского языка // Труды Чеч.-Инг. НИИ истории языка и лит-ры. - Грозный, 1959. - Т. I.
  • Яковлев Н. Ф. Синтаксис чеченского литературного языка. - М, 1940.

Диалекты:

  • Алироев М. Кистинский диалект чеченского языка // Изв. Чеч.-Инг. НИИ истории, языка и лит-ры (вып. 2). - Грозный, 1962. - Т. III.
  • Арсаханов И. А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. - Грозный, 1959.
  • Мациев А. Г. Чеберлоевский диалект. - Грозный, 1962.

Словари:

  • Алироев И. Ю. Чеченско-русский словарь / Ред. Хамидова З. Х.. - М: «Academia », 2005. - 384 с. - 3000 экз. - ISBN 5-87444-179-4 ..
  • Джамалханов З. Д., Мациев А. Г., Одзоев И. А. Чеченско-ингушско-русский словарь. - Грозный, 1962.
  • Исмаилов А. Т. Слово. Размышления о чеченском языке / Ответ. ред. З. Д. Джамалханов. - Элиста: АПП «Джангар», 2005. - 928 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94587-035-8 ..
  • Карасаев А. Т., Мациев А. Г. Русско-чеченский словарь. - «Русский язык », 1978. - 728 с.
  • Мациев А. Г. Чеченско-русский словарь. - М, 1961.

Ссылки

  • Хамидова, Зулай (1999). "". Сборник статей: Чечня и Россия: общества и государства , Полинформ-Талбури, Фонд Андрея Сахарова.
  • в Ethnologue (англ.)
  • nohchalla.com/chechenskiy-yazyk/chechenskiy-samouchitel.html

Отрывок, характеризующий Чеченский язык

В начале зимы, князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра, и по тому анти французскому и патриотическому направлению, которое царствовало в то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству.
Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.
Однажды в Москве, в присутствии княжны Марьи (ей казалось, что отец нарочно при ней это сделал), старый князь поцеловал у m lle Bourienne руку и, притянув ее к себе, обнял лаская. Княжна Марья вспыхнула и выбежала из комнаты. Через несколько минут m lle Bourienne вошла к княжне Марье, улыбаясь и что то весело рассказывая своим приятным голосом. Княжна Марья поспешно отерла слезы, решительными шагами подошла к Bourienne и, видимо сама того не зная, с гневной поспешностью и взрывами голоса, начала кричать на француженку: «Это гадко, низко, бесчеловечно пользоваться слабостью…» Она не договорила. «Уйдите вон из моей комнаты», прокричала она и зарыдала.
На другой день князь ни слова не сказал своей дочери; но она заметила, что за обедом он приказал подавать кушанье, начиная с m lle Bourienne. В конце обеда, когда буфетчик, по прежней привычке, опять подал кофе, начиная с княжны, князь вдруг пришел в бешенство, бросил костылем в Филиппа и тотчас же сделал распоряжение об отдаче его в солдаты. «Не слышат… два раза сказал!… не слышат!»
«Она – первый человек в этом доме; она – мой лучший друг, – кричал князь. – И ежели ты позволишь себе, – закричал он в гневе, в первый раз обращаясь к княжне Марье, – еще раз, как вчера ты осмелилась… забыться перед ней, то я тебе покажу, кто хозяин в доме. Вон! чтоб я не видал тебя; проси у ней прощенья!»
Княжна Марья просила прощенья у Амальи Евгеньевны и у отца за себя и за Филиппа буфетчика, который просил заступы.
В такие минуты в душе княжны Марьи собиралось чувство, похожее на гордость жертвы. И вдруг в такие то минуты, при ней, этот отец, которого она осуждала, или искал очки, ощупывая подле них и не видя, или забывал то, что сейчас было, или делал слабевшими ногами неверный шаг и оглядывался, не видал ли кто его слабости, или, что было хуже всего, он за обедом, когда не было гостей, возбуждавших его, вдруг задремывал, выпуская салфетку, и склонялся над тарелкой, трясущейся головой. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» думала она с отвращением к самой себе в такие минуты.

В 1811 м году в Москве жил быстро вошедший в моду французский доктор, огромный ростом, красавец, любезный, как француз и, как говорили все в Москве, врач необыкновенного искусства – Метивье. Он был принят в домах высшего общества не как доктор, а как равный.
Князь Николай Андреич, смеявшийся над медициной, последнее время, по совету m lle Bourienne, допустил к себе этого доктора и привык к нему. Метивье раза два в неделю бывал у князя.
В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его дома, но он никого не велел принимать; а только немногих, список которых он передал княжне Марье, велел звать к обеду.
Метивье, приехавший утром с поздравлением, в качестве доктора, нашел приличным de forcer la consigne [нарушить запрет], как он сказал княжне Марье, и вошел к князю. Случилось так, что в это именинное утро старый князь был в одном из своих самых дурных расположений духа. Он целое утро ходил по дому, придираясь ко всем и делая вид, что он не понимает того, что ему говорят, и что его не понимают. Княжна Марья твердо знала это состояние духа тихой и озабоченной ворчливости, которая обыкновенно разрешалась взрывом бешенства, и как перед заряженным, с взведенными курками, ружьем, ходила всё это утро, ожидая неизбежного выстрела. Утро до приезда доктора прошло благополучно. Пропустив доктора, княжна Марья села с книгой в гостиной у двери, от которой она могла слышать всё то, что происходило в кабинете.
Сначала она слышала один голос Метивье, потом голос отца, потом оба голоса заговорили вместе, дверь распахнулась и на пороге показалась испуганная, красивая фигура Метивье с его черным хохлом, и фигура князя в колпаке и халате с изуродованным бешенством лицом и опущенными зрачками глаз.
– Не понимаешь? – кричал князь, – а я понимаю! Французский шпион, Бонапартов раб, шпион, вон из моего дома – вон, я говорю, – и он захлопнул дверь.
Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.

23.04.2010 /17:25/ В эпоху возрождения Чеченской Республики, когда все сферы жизнедеятельности региона находят новое отображение в современной действительности, невозможно забыть о чеченском языке. Откуда он пришел, кто являлся носителем чеченского языка в седую древность и, какие именно народности говорили на нем. Эти вопросы имеют актуальность и по сегодняшний день.В связи со многими историческими событиями, произошедшими в республике, как в XIX веке, так и в новейшей истории, чеченский язык несколько трансформировался. Исконно наш язык вмешает в себя до одного миллиона слов, но сегодня, мало найдется чеченцев способных говорить на чистом родном языке.
Многие чеченские языковеды и историки высказывают предположение, что чеченский язык находиться на грани исчезновения. Почему это может произойти и, с чем связано подобное утверждение рассказал кандидат исторических наук, доцент, замдекана исторического факультета ЧГУ Хажи Хизриев.
- Сегодня, наше общество стремиться к возрождению родного языка. Руководство республики разрабатывает и проводит целые программы по внедрению чеченского языка во все слои общества, с чем это связано? Откуда пришел наш язык, и кто говорил на нем в историческом прошлом?
- Чеченцы считаются коренным народом, аборигенами Кавказа. Но изначально чеченцы жили и в Закавказье. Самое древнее государство на территории бывшего СССР зародилось в Закавказье, речь идет об Урарту и ученые установили, что самым близким языком к языку Урарту является чеченский. Кстати впервые об этом заговорили не наши ученые. Сейчас это общепризнанный факт. Государство Урарту появилось в VI веке до нашей эры и просуществовало до IX века н.э.
В отличие от скифов, сарматов и алан, которые жили на Северном Кавказе в низовьях Дона и на Украине и не оставили письменных источников или они еще не обнаружены, урартийцы оставили большое количество клинописных источников. Клинопись известна у ассирийцев, шумеров и у урартийцев. Письмена сохранились на скалах, металлических табличках и на камнях. При раскопках обнаружены большие глиняные таблички, которые были собраны для дальнейшего изучения. Таблички были распечатаны на основе латинского языка и выставлены на всеобщее обозрение в Москве, Санкт-Петербурге и напечатаны в книге «Урартская клинопись», опубликованной в 1960 году. Исследователь Дъяконов говорил об этом еще раньше в книге «Урартские письмена и надписи», опубликованной в 1954 году.
Многие ученые пытались расшифровать урартскую клинопись при помощи армянского, грузинского и других языков. Урарту располагалось на территории нынешней Армении, северо-восточной части Турции и северо-западной части Ирана, поэтому применяли эти языки для расшифровки. Результата не было, и кто-то догадался применить чеченский язык и письмена заговорили. Это не значит, что урартийцы говорили на чеченском языке, все-таки прошло более двух тысяч лет, но лексика, фонетика, синтаксис, порядок составления предложения совпадают. Например, постановка в предложении подлежащего, глагола и сказуемого совпадает с тем, как пишется сегодня в чеченском языке. При распечатке клинописи с применением чеченского языка обнаружилось, что некоторые предложения совпадают полностью, где-то похожие слова и с помощью одного слова можно понять все предложение. Таким образом, было установлено, что язык государства Урарту базируется на современном чеченском языке. Предки чеченцев жили на территории современной Грузии, Армении, Азербайджана. После распада Урарту появились новые образования - Армения, Грузия, Кавказская Албания.
В современном мире, нахские общества проживают в Чеченской Республике, часть - это Бацбийцкое общество живет в Грузии, численностью до 10 тысяч человек. На Северном Кавказе, ареал расселения чеченцев был намного шире, чем сейчас. На территории Дагестана, Краснодарского края присутствует топонимика, которая расшифровывается с чеченского языка. Больше всего, в древности и средневековье, чеченский язык звучал на территории нынешних пяти республик - это Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
Во время нашествия монголов и армии Тимура, некоторые общества, проживающие на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, приняли тюркский язык. Во времена Тимура, нахские общества Северной Осетии приняли иранский язык. Тимур имел привычку оставлять гарнизоны в наиболее важных стратегических пунктах, произошла ассимиляция, и иранский язык стал главенствующим. В XIII-XIV вв. произошли глобальные изменения и в территориальном и в языковом отношении из-за нашествия многочисленных армий Чингисхана и Тимура. Произошло сужение, в результате чего нахские общества оказались на той территории, на которой сейчас находится Чеченская Республика.
- Так возникает вопрос, почему нахский язык оказался побежденным, а тюркский и иранский языки оказались ассимилированы?
- Чеченский язык вошел в список ЮНЕСКО и ООН, как язык, который может исчезнуть. Многие общественные деятели возмущаются такой постановкой. Но необходимо понять, что такие авторитетные организации руководствуются определенными критериями, внося в данный список чеченский язык. В этот список включаются языки народов малочисленных, не имеющих своей государственности, язык, который слабо используется носителями этого языка. Чеченцы являются единственными носителями своего языка, мало разговаривают на нем и это является основной причиной, по которой язык может исчезнуть. Чеченцы не малочисленный народ, чтобы он мог потерять свой язык. Государственное образование у нас есть, действует законодательный и исполнительный органы власти, что позволяет нам вести на родном языке делопроизводство, обучение и говорить на нем. Но присутствует одно обстоятельство, которое беспокоит ученых, писателей и руководство республики - это отношение чеченского народа к своему языку.
- В чем же выражается это отношение?
- Могу рассказать на примере. Во времена СССР я часто бывал в Закавказье - Армения, Азербайджан, Грузия и когда я в магазине начинал спрашивать на русском языке, мне отвечали с трудом. В Грузии считали, что я грузин, в Армении принимали за армянина, в Азербайджане за азербайджанца, но не желающего разговаривать на родном языке. Только после моих объяснений, что я чеченец, со мной говорили на русском и принимали в духе кавказского гостеприимства. В этом выражается отношение и уважение народа к своему языку. На обыденном уровне они говорят только на родном языке, периодические издания только на родном языке, а русский или английский язык применяется только в соответствующих условиях.
- Какие языки оказали влияние на чеченский язык, из какой языковой группы мы переняли слова, которые прочно вошли в использование?
- В чеченском языке присутствует лексика, перенятая в средние века у персов, арабов, тюрков и на данном этапе исторического развития мы переняли много слов и у русского языка. Четыре мировых языка внесли свой существенный вклад в чеченский язык. Они настолько ассимилировались, что слова, внесенные, скажем тюркским языком, принимаются за чеченские слова. Заимствованные слова заметны, но только внимательным наблюдателям. Что касается русского языка, то чеченская лексика каждодневно пополняется русскими словами и составляет значительный процент в чеченском языке.
- И какие шаги должны предприниматься, чтобы чеченский язык, в конце концов, не исчез?
- Необходимо начать проводить обучение в школах на чеченском языке. Для начала, хотя бы в младших классах. Это возможно сделать, наш язык достаточно богат и способен вместить в себя школьную программу. На данном историческом этапе развития Чеченской Республики нет отвлекающих факторов, противодействующих изучению школьной программы на чеченском языке. Но, иногда даже ученые, писатели и преподаватели в школах, говорят, что еще рано и необязательно повсеместно вводить подобную программу. Лично у меня это вызывает удивление. Встает вопрос о национальной принадлежности такого человека. Если подобный ученый, писатель или педагог не признает собственный язык, следовательно, он не чеченец. У многих народов знание родного языка является приоритетным направлением деятельности общества. Человека, не владеющего родным языком, могут не принять на хорошую работу. В некоторых государствах принят закон, по которому гражданину отказано в предоставлении чиновничьей должности, если он не владеет родным языком.
Невозможно в одночасье решить подобный вопрос, учитывая советский период, когда преподавание чеченского языка в республике было ограничено и целые поколения не изучили свой язык в полном объеме. Необходимо принять комплекс мер для внедрения программы. Многие предлагают провести эксперимент, прежде чем начать изучение школьной программы на чеченском языке. Например, чеченцы Дагестана, двадцать лет назад перешли на обучение в школах на родном языке. И никаких экспериментов не потребовалось. В составлении учебников большую помощь оказали чеченские филологи и обучение на чеченском языке в дагестанских школах продолжается, давая положительный результат. А мы только эксперименты собираемся проводить - это недопустимо. Такое отношения чеченцев к родному языку предоставляет возможность ЮНЕСКО и ООН включить чеченский язык в список исчезающих. Это сигнал для чеченского народа, что необходимо предпринимать определенные и целенаправленные шаги для укрепления родного языка.
- Способны ли чеченские филологи полноценно охватить систему преподавания?
- За десять лет советской власти с 1928 по 1938 гг., мы трижды сменили алфавит - с арабского на латинский, затем на кириллицу и не было тогда ни одного кандидата филологических наук, тем более доктора филологических наук, но мы справились. Почти не было преподавателей, но мы смогли обучать наших детей родному языку. Сейчас, когда преподавательский состав находится в прекрасном состоянии, много крупных ученых по чеченской филологии, написаны десятки книг и научных изысканий, я не вижу причин, по которым мы не должны начать преподавание в школах на чеченском языке.
Алфавит совершенно нейтрален в изучении языка. Кириллица вполне способна вместить и развить наш язык, она прекрасно обслуживает чеченский язык. Кириллица была у чеченцев еще в девятом веке, нет проблем в алфавите, существует проблемы в желании. Язык сохраняет менталитет, обычаи, традиции и культуру и благодаря языку мы можем себя называть чеченцами.
В чеченском языке, согласно «Чеченско-русскому словарю» А.Г. Мациева в чеченском языке двадцать тысяч слов, но Арби Вагапов подсчитал, что до одного миллиона и можно быть уверенным в способности чеченского языка обозначить все формы бытия, явления и процессы.
Эрнст Катаев

Чеченский язык - один из нахско-дагестанских языков. Распространён в Чеченской республике и в Хасавъюртовском районе Дагестана.Чеченский — один из древнейших языков планеты.По переписи 2002 года, число говорящих на нём в России было 1 360 000 человек.

Было время, когда мир утверждал невозможность изучения чеченского языка. Это все равно, говорили безуспешно пытавшиеся, что горячую картофелину под язык положить и пытаться что-то членораздельное выговорить. Но, как известно, все течет, все меняется. Изменилось и отношение к чеченскому языку. Стоило изучить чеченский премьер-министру Великобритании Тони Блэру, пакистанскому генералу Шаукату Султану, морскую терминологию чеченского языка – индусам, африканский диалект чеченского полицейским чинам Франции, как дело сдвинулось с мертвой точки.

Чеченский язык — Chechen language — Нохчийн мотт

Чеченский язык – ось языков

Найдена утерянная письменность чеченцев
В конце 2007 года закончил одну давнюю работу по дешифрированию таинственных знаков, изображенных на глиняных табличках, найденных при археологических ракопках в горах Чечни, примерно, в 1973 году.
Загадочные символы оказались буквами древнего алфавита. Самое удивительное в том, что с их помощью удалось восстановить облик утерянной древнечеченской письмености.
Если кому-то будет интересно познакомиться с найденным чеченским алфавитом, то он может скачать файл в формате.pdf из файлообменника по адресу: http://slil.ru/25962620

Древнечеченская письменность на протяжении веков подвергалась изменениям, имела периоды подъема и спада, иногда приближалась к порогу угасания, но вновь возрождалась, восстанавливаясь порой на другой графической основе в зависимости от того, под каким идеологическим влиянием находилась Чечня.

Родной язык должен быть родным для всех

Одним из основных признаков любой нации является ее язык. Чеченский язык — национальный язык чеченского народа, который своими корнями уходит в глубокую древность. На нем создавался богатейший фольклор, которым восхищался великий русский писатель Л.Н. Тол¬стой. В 1875 году он взволнованно писал замечательному русскому поэту 19 века Афанасию Фету: «Читал я книги, о которых никто понятия не имеет, но которым я удивился (речь идет о «Сборнике сведений о кавказских горцах»)… Там преда¬ния и поэзия горцев и сокровища поэтически необычайные. Мне, читая, беспрестанно вспомнились Вы. Вот Вам образчик…» Далее шла выписка из 2-х чеченских песен, которые потрясли Афанасия Фета и обогати¬ли российскую литературу поэтическими перево¬дами на русский язык жемчужин вайнахского на¬рода. Вот часть одной из песни в переводе А. Фета: «Ты, горячая пуля, смерть носишь с собой,

Но не ты ли была моей верной рабой?
Земля черная, ты ли покроешь меня?
Не тебя ли топтал я ногами коня?
Холодна ты, о смерть, даже смерть храбреца,
Но я был властелином твоим до конца…»

Нужно хорошо знать и русский, и чеченский языки и научиться свободно об¬щаться на этих двух языках, не прибегая при выступлении то к одному из них, то к другому.

Какие же негативные последствия в нашем языке мы наблюдаем сегодня, резю¬мируя вышесказанное? Это, прежде всего, огромное количество слов из словарного фонда чеченского языка, которые преждевременно сказались невостребован¬ными и замененными без особой надобности словами из других языков. Например, мало кто из нас сегодня по¬нимает и употребляет в обы¬денной речи такие слова: пхьор (ужин), марта (завтрак), г1урма (гуляш), ч1инг (плотина), т1амар (узор), бу-г1ул (рюкзак), жансу (селитра), киранча (грузчик), г1ор-кхма (акула), ч1аьнкъа (метис), ц1охар (станок), ч1инт (водяной кран), овсап (ящур), жахьталла (вражда), туьтм-1аьжиг (маска), сагалмат (насекомое).

дни недели:
оршот (пн), шинара (вт), кхаара (ср), еара (чт), п1е-раска (пт), шот (сб), к1ира (вс);
кхана (завтра), лама (пос¬лезавтра), ула (через 2 дня), ц1ака (через 3 дня), ц1аста (через 4 дня), ц1умока (через 5 дней), ц1ула (через 6 дней);

животные: ц1окъберг (барс), шаткъа (ласка), Ма¬ла (лань), чайта1 (медвежо¬нок), салор (куница);

птицы: г1 ирг1 а (беркут), ц1 ирц1 ирхьоза (синица), се-ласат (иволга), н1аьвла (жа¬воронок), жаг1жаг1а (галка);

деревья: зез (ель), база (елка), къахк (клен), бага (сосна), дакх (береза);

цветы: тобалкх (фиалка), алц1енз1ам (тюльпан), ч1е-г1ардигк1 а (ландыш), ц1ен-лерг (пион), пет1амат (мак).

Стеган дегIан меженаш

Самоучитель. Изучаем чеченский язык

Ныне действующий чеченский алфавит составлен на графической основе русского алфавита в 1938 году. Он содержит 49 букв.

Система согласных чеченского языка

Согласные. По сложности консонантной системы чеченский занимает промежуточное положение между дагестанскими, характеризующимся консонантной системой средней сложности, и картвельскими с их относительно простой консонантной системой. В чеченском типичные для иберийско-кавказских языков системы смычных (троечная) и щелевых (двоечная) согласных, осложненные в отдельных случаях интенсивными (тт, цц, чч, ккъ, ее, лл).

Смычные представлены восемью рядами:
1.б п /пп/ пI
2.д т тт тI
3./дз/ ц цц цI
4./дж/ ч /чч/ чI
5.г к /кк/ кI
6.- кх ккх къ
7.- I - -
8.- ‘ - - ;

Система гласных чеченского языка

Рузма — чеченский календарь. Названия месяцев

Был ли таковой у чеченцев? Да. Это подтверждают хотя бы факты, которые бытуют у стариков по сей день. До мусульманского периода он ограничивался названиями месяцев, явлениями природы и трудовой деятельностью людей. Например: Iаьнан юьхь — начало зимы, бардал Iаьза - конец зимы, оханан хан - время пахоты, мангалан хан - время косьбы. Но после принятия ислама все стало более конкретизироваться со ссылками на арабский календарь, с точными названиями месяцев (см. табл.).

Но и сейчас хорошие знатоки арабского языка употребляют чеченские названия месяцев, минуя арабские. Например, говорят мархийн бутт, а не по-арабски - рамадан. Чеченское название «рузма» не совпадает с арабским названием календаря «такъвиймун». Даже это слово подтверждает, что у чеченцев был свой календарь. Некоторые названия месяцев образованы от арабского календаря, но они не повторяют их названий. Количества дней месяцев одинаковы и соответствуют лунному календарю.

Почему семь дней в неделе? - Старики говорят, что это соответствует семи небесам и семи землям. Дни у чеченцев священны. По преданию народа Бог сотворил:

Шотан дийнахь (в субботу) - Латтанаш - Земли;
КIиран дийнахь (в воскресенье) - Лаьманаш - Горы;
Оршотан дийнахь (в понедельник) - Дитташ - Деревья;
Шинарин дийнахь (во вторник) - Боданаш - Сумерки;
Кххаарийн динахь (в среду) - Hyp - Сияние, Свет;
Еарийн дийнахь (в четверг) - Хьайбанаш - Скот;
ПIераскан дийнахь (в пятницу) - Адамаш - Людей.

Оршот – понедельник
Шинари – вторник
Кхари – среда
Йиари – четверг
ПIераск – пятница
Шуота – суббота
КIира – восресенье

Перевод с чеченского языка на русский язык.Немного юмора

1 видео

Русизмы в чеченской лексике

В чеченском языке различаются два больших слоя заимствованной из русского языка лексики - дореволюционный и заимствованный после Великой Октябрьской революции. Заимствованные дореволюционные русизмы суть следующие:
1. Торговая терминология: бумази "бумазея", чот "счёт", пунт "пуд", кийла "килограмм".
2. Строительная терминология и названия домашнего обихода: сторпал "стропило", кибарчиг "кирпич", турба "труба", пилта "плита", ишкап "шкаф", пеш "печь", самар "самовар", иту "утюг", метиг "мотыга", чейник "чайник".
3. Названия овощей, продуктов питания: картол "картошка", кемпет "конфета", копаста "капуста", сухар "сухарь", испирт "спирт".
4. Названия транспорта: хIургон "фургон", пайто "фаэтон", шарбан "шарабан", конка "машина", бедарк "бедарка".
5. Военная и административная терминология, социально-экономические понятия: эпсар "офицер", салти "солдат", инарла "генерал", паркурор "прокурор", кано "конвой", исправка "справка", раж "режим", пешт "сургуч", сажа "сажень", минот "минута", сикунд "секунда", ишкол "школа", зауод "завод", газет "газета", киншка "книга".
Отдельные заимствования осложняются вторым компонентом из вайнахских языков: варшдети "варшавское серебро, монета", ашторкакуотам "астраханская курица, цесарка", цIерпошт "огненная почта, поезд".

Литература о чеченском языке

Алироев М. Кистинский диалект чеченского языка. "Изв. Чеч.-Инг. НИИ истории, языка и лит-ры", т. III, вып. 2. Грозный, 1962.
Арсаханов И.А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959.
Гугиев Х.Г., Хумпаров А.X., Чентиева М.Д. Нохчийн меттан грамматика. Грозный, 1940.
Дешериев Ю.Д. Современный чеченский литературный язык. Фонетика. Грозный, 1960.
Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963.
Дешериева Т.И. Сравнительно-типологическая фонетика чеченского и русского литературных языков. Грозный, 1965.
Имнайшвили Д.С. Основные и послеложные падежи в ингушском языке. - Изв. ИЯИМК, т. XII, 1942.
Мальсагов Д.Д. Чечено-ингушская диалектология и пути развития чечено-ингушского литературного (письменного) языка. Грозный, 1941.
Мациев А.Г. Чеберлоевский диалект. Грозный, 1962.
Мациев А.Г. Чеченско-русский словарь. М., 1961.
Услар П.К. Чеченский язык. - Этнография Кавказа. Языкознание. II. Тифлис, 1888.
Чокаев К.3. Словообразование имен существительных в чеченском литературном языке. Грозный, 1959.
Яковлев Н.Ф. Морфология чеченского языка. - Труды Чеч.-Инг. НИИ истории языка и лит-ры, т. I. Грозный, 1959.
Яковлев Н.Ф. Синтаксис чеченского литературного языка. М., 1940.

Али Димаев - Гой шуна доттаг1и

Али Димаев - Видите, друзья

1 видео

СТАНДАРТ ЧЕЧЕНСКОГО ЭПИСТОЛЯРИЯ

Копия поста с сайта LiveJournal

СТАНДАРТ ЧЕЧЕНСКОГО ЭПИСТОЛЯРИЯ
Сегодня, благодаря Интернет, сотни тысяч чеченцев, разбросанных по всей планете, получили возможность общаться между собою эпистолярным образом. И вот, радуясь этому, стучат наши соотечественники по клавиатуре персональных компьютеров. Пишут на русском, пишут на фламандском, пишут на арабском, пишут еще на 10-12 мировых языках. Пишут и на своем родном языке. Но пишут мало и как «бог на душу положит». Пишут на латинице, пишут на кирилице, пишут транскрибируя, и, к сожалению, 99% пишут со многими грамматическими ошибками. Тому причин несколько, как объективных, так и субъективных. Это и неразработанность единой грамматики чеченского языка, и отсутствие единого стандарта алфавита, и неприспособленность обычной клавиатуры под чеченский язык. Над устранением этих недостатков сейчас трудятся несколько чеченских ученых. Так, например, доктор Зулай Хамидова готовит к изданию «Чеченский Орфографический Словарь». Другие работают над стандартизацией чеченской письменности, в том числе и для применения в компьютерных «юникодах» и так далее.
Многие желали бы правильно писать в Интернете уже сейчас, но не знают каких стандартов придерживаться. Есть и такие, кто желал бы изучить чеченский язык, но малограмотные посты, сплошь засоряющие Интернет, затрудняют им достичь цели. Поэтому, возможно, что предлагаемый мною ниже временный стандарт эпистолярного чеченского языка сможет стать интересным для интернетовских форумчан и он будет для них удобным инструментом для переписки до наступления лучших времен.
Итак, в чеченском языке 32 согласных. 38 согласных. Три вспомогательных оператора. Один знак разделения. Всего 74 символа.
1. Б {БАГ} [рот]
2. П {ПИЛ} [слон]
3. ПI {ПIЭЛГ} [палец]
4. М {МАР} [нос]
5. Д {ДОГ} [сердце]
6. Т {ТУР} [сабля]
7. ТI {ТIАй} [мост]
8. Н {НУР} [сияние]
9. З {ЗАЗ} [цветение]
10. Ц {ЦАЦ} [сито]
11. ЦI {ЦIИЭЭ} [красный]
12. Дз {ДзаМОй} [эскорт]
13. В {ВЭРТа} [бурка]
14. ВI {ВIОРД} [телега]
15. ФI {ФIОЗ} [кольцо]
16. Ф {Ф} [---------]
17. Л {ЛОМ} [лев]
18. Х {ХАРЖ} [расходы]
19. ХI {ХIАЛ} [богатство]
20. Ш {ША} [лёд]
21. Ж {ЖОП} [ответ]
22. Ч {ЧА} [медведь]
23. ЧI {ЧIОР} [кожа]
24. Дж {ДжОВIХаР} [жемчуг]
25. Р {РАГI} [очередь]
26. Г {Га} [ветвь]
27. ГI {ГIа} [лист]
28. С {СА} [мой]
29. К {КОРТ} [голова]
30. Къ {КъАМ} [народ]
31. КI {КIЭС} [череп]
32. Кх {КхОШ} [навоз]
Обратите внимание, что все согласные пишутся верхним регистром, как прописные.

33. й - {Й} Оператор окончания слога на «Й»
34. Ъ - {Аъ} Оператор окончания слога на «Аъ»
35. ь - {Ь} Оператор окончания слога на «Ь»
36. * - {.} Символ завершения.

Далее идут чеченские гласные.
1. А {АЗ} [голос]
2. а {Cа} [душа]
3. АА {ДААДа} [отец]
4. йА {йАЛ} [прибыток]
5. АI {АIЖ} [яблоко]
6. АIь {БАIьРГ} [глаз]
7. Аь {АьРГ} [незрелый]
8. У {УРС} [нож]
9. у {ААЛу} [пламя]
10. УУ {УУРам} [улица]
11. йУ {йУКъ} [диапазон]
12. УI {УI} [пастух]
13. УIь {УIьН} [пропасть]
14. Уь {БУьйСа} [ночь]
15. О {МОЗ} [мёд]
16. о {ЛУУо} [снег]
17. ОО {ООГа} [угол]
18. йО {йОЛ} [сено]
19. ОI {ОIйЛа} [житьё]
20. ОIь {МОIьЛКъ} [ящерица]
21. Оь {ОьЗДа} [прилично]
22. Э {ЭЗаР} [тысяча]
23. э {БААЛэ} [проблемно]
24. ЭЭ {МЭЭЛ} [бонус бога]
25. йЭ {йЭТ} [корова]
26. ЭI {ЭIЭДаЛ} [власть]
27. ЭIь {МЭIьР} [мэр]
28. Эь {ЭьРМ-Луо} [армянин]
29. И {И} [это]
30. и {МЭЗи} [вши]
31. ИИ {СИИ} [честь]
32. йИ {йИСТ} [край]
33. ИI {ИIНДаГI} [тень]
34. Ы {ХЫЛЛа} [стало]
35. ы {ТУЛГIы} [расщелина]
36. ЫЫ {ГIЫЫйСТ} [обрыв]
37. йЫ {йЫЛБаЗ} [сатана]
38. ЫI {ЫЫЖВаР} [жжение]

Примечание.
1. Некоторые ставят Оператор «I» перед гласным. Например, Iа, Iу, Iо, Iэ. Но это зачастую вызывает неудобство тем, что читающему непонятно, к чему именно относится Оператор «I», то ли к впереди стоящей согласной, то ли к самой гласной.
2. Современный чеченский литературный язык был принят, как известно, на базе вайнахского плоскостного диалекта. Но в нем отсутствовали исконные чеченские слова, начинающиеся на звук {Ф}, поскольку для этого диалекта, как, например, и для русского языка, они были нехарактерны. Однако, в ингушском диалекте слова, образованные с помощью {Ф} имеются. Там просто вместо {ПI} в каком-нибудь чеченском слове произносится {Ф} или {Фь}.
3. Старонахские слова, как правило, одно- или двусложные. В них НЕ МОГУТ БЫТЬ одновременно два ударных гласных. Ударение в слове ставится либо на удлиненном слоге (сдвоение гласной или её продление одной из главных гласных), либо на слоге с ударной гласной (пишется прописной).
Еще один важный момент. В чеченском языке сравнительно много форм личных местоимений, которых вместе с указательными формами насчитывается более трёхсот! Из-за этого, сплошь и рядом, случаются многие ошибки синтаксического рода. Поэтому необходимо правильно использовать те или иные местоимения. Вот, например, сколько форм принимает в чеченском языке всего лишь два личных местоимения: [Я] и [ТЫ].
1. СО ХIО
2. АC АХI
3. СА ХIА
4. АйС АйХI
5. САйХ ХIАйХ
6. СУУНа ХIУУНа
7. СОХ ХIОХ
8. СОЛ ХIОЛ
9. СУУо ХIУУо
10. СУУоХ ХIУУоХ
11. СУьУГа ХIУьУГа
12. СУьУГаР ХIУьУГаР
13. СУьУЦа ХIУьУЦа
14. САйЦа ХIАйЦа
15. САйГа ХIАйГа
16. САйГаР ХIАйГаР
17. САйНа ХIАйНа
18. САйНаГ ХIАйНаГ
19. САйНаШ ХIАйНаШ
20. САйЧуо ХIАйЧуо
21. СайЧААРа ХIайЧААРа
22. САйЧу ХIАйЧу
23. СУУНЧу ХIУУНЧу
24. САЧуРа ХIАЧуРа
25. САйЧуЛ ХIАйЧул
26. СайЧААРэЛ ХIайЧААРэЛ

А вот, как могут они выглядеть в предложениях.

СО САйХ ЦА ТиЭЭШа.
[Я САМОМУ СЕБЕ не верю].

АС АЙС ДИИР ДУ.
[Я САМ СДЕЛАЮ].

СУУНа СУУо Би ВАЦ ХЭТТа.
[МНЕ показалось, (что) кроме МЕНЯ нет (никого)]

ХIО ХУУоХ ЦА ТиЭЭШа.
[Ты САМ СЕБЕ не веришь].

СОХ ДАьЛьЛа БЭРКАТ.
[От МЕНЯ изошедшая польза].

СУУНа ХIОХ АьХI ХиЭЭТа.
[МНЕ перед ТОБОЮ стыдно]

СУьУГа Са Ца ТуООХ-ЛО.
[МНЕ не терпится. (Я не вытерплю)]

СУьУГаР ФIу ДАьЛьЛа?
[Что такого МНОЮ сделано? (Что произошло из-за МЕНЯ)?]

СУУНЧу ДАьЛьЛа.
[Вошло в МЕНЯ]

ХIУУНа ЦУьН ХIЭЭКъаЛ САйЧуЛ ЧIООГI Ца ХиЭЭТа.
[ТЕБЕ ЕГО ум в сравнении с МОИМ не кажется сильным]

В заключение приведу и другие местоимения в именительном падеже:
ИЗа [он]
И [это]
ТХО [мы (экс.)]
ВАй [мы (инк.)]
ШУ [вы]
УьШ (УЗаШ) [они]
ИЗЗ [тот]
ОВШ [те]
ФIАРа [вот этот]
ФIОРШ [вот эти]
ДАIАРа [вон тот]
ДОIОРаШ [вон те]

Если посчитать все 26 возможных форм для этих 12 местоимений, то получаем 12х26 = 312 местоимений, которые вместе с 52-мя предыдущими дают в сумме аж 364 штуки! Вряд ли мы используем в наше повседневности, хотя бы, двести из них. Advertisement

Земля отцов. Нашх

Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»

МИФОЛОГИЯ
«Чеченцы сами себя называют нахче, то есть народ, и название это относится одинаково ко всем племенам и поколениям, говорящим на чеченском языке».

Согласно чеченским преданиям, в Нашхе находилась древнейшая столица чеченцев. Здесь родился легендарный герой Чечни – Турпал Нахчо. Отсюда вышли все коренные чеченские тейпы и расселились на восток и север, от Ичкерии до берегов Сунжи и Терека. В старинной чеченской песне поется:

Как от удара шашки о кремень сыплются искры,
Так мы рассыпались от Турпало Нахчо.
Мы родились ночью, когда щенилась волчица.
Нам дали имя утром, когда барс ревом своим
Будил окресность.

  • 789.00 руб.

  • Словарь являет собой весьма ценное пособие для изучения чеченского языка. При его составлении учтен опыт многих отечественных лексикографов, специалистов по кавказски...



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!