«Челкаш». Анализ рассказа

Александрова Виктория 7А класс МОУ<<СОШ с УИОП>>

Александрова Вика, ученица 7А класса, создала научную работу по литературе в результате изучения творчества М.Горького. Она представила доклад на тему: " Гришка Челкаш-герой или жертва?"(По рассказу М.Горького "Челкаш".)

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя образовательная школа № 95

с УИОП»

Школьная конференция «Мариинские чтения»

«Босяк Гришка Челкаш – герой или жертва?»

(По рассказу М. Горького «Челкаш».)

Выполнила

Александрова Виктория,

ученица 7А класса МОУ «СОШ №95 с

УИОП»,

Руководитель –

Колесникова Тамара Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №95с УИОП»,

адрес – 2 Садовая, 23,

телефон 20-37-80.

2016 год

Введение. . ……………………………………………………….. 3

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш». .………. 4-5

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького…………………………………………..……….. 6-8

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике. .. 9-10

Глава 4. Так кто же Челкаш? Герой или жертва?.......................................................................... 11

Заключение. .…………………………………………………... 12

Список использованной литературы. ....………………… 13

Введение.

Жизнь сера, а русская в особенности, но зоркий глаз М. Горького скрашивал тусклость обыденщины. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел перед изумлённым читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляла его природа. Почти в каждом из удачных рассказов есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасался к природе, он весь поддавался очарованию великого целого, которое ему менее всего казалось бесстрастным и равнодушно-холодным.

В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Чувство красоты природы захватывает автора и его героев, эта красота – самое светлое из доступных босяку наслаждений. Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображал её всегда мажорно, природа его подбодряла и давала смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте эстетизм писателя не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для «босяка», но Горький через красоту приходит к правде. В пору почти бессознательного творчества, в самых ранних его произведениях – «Макаре Чудре», «Старухе Изергиль» - искренний порыв к красоте отнимает у творчества Горького главный недостаток всякой вычурности – искусственность. Конечно,он – романтик; но в этом главная причина, почему писатель обращается в своём творчестве к теме босячества.

Интерес к необычным героям, к необычным судьбам обусловил выбор мною темы данного исследования.

Целью данной работы является исследование психологии людей, брошенных на «дно» жизни.

Задачи:

1. дать анализ образов романтических героев;

а) как они показаны в критической литературе;

б) какими я представляю их себе;

2. выявить общечеловеческие ценности, присущие людям, отвергнутым обществом.

Глава 1. История создания рассказа «Челкаш».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 года. Горький является одним из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Рассказ «Челкаш» был написан в 1895 году и опубликован в журнале «Русское богатство». В нём описывается судьба Гришки Челкаша, босяка, вора и пьяницы. Он встречается с Гаврилой, простодушным крестьянином, после чего они идут на опасное дело, которое резко изменяет ход этой истории.

В рассказе говорится о том, что босяки такие же люди, как и мы, они не жадные и не будут убивать ради своей же пользы. Другие же, у которых довольно много богатства, готовы пойти на всё, чтобы заполучить деньги. Почему же Горький обращается к теме босячества?

Потому что в 80-ые годы произошёл промышленный кризис, наступил тягчайший экономический гнёт, когда писатель проходил в Казани свои «университеты», там на 120 000 населения приходилось 20 000 босяков. Бродячий люд привлекал Горького свободолюбивым настроением, нежеланием подчиняться буржуазному строю, стихийным протестам, но он показывает, что это мнимая вольность, не борьба с буржуазным обществом, а уход из него.

Написание рассказа связано со следующим событием: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мёртвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлён был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, – пишет Горький, – когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

– Значит, пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришёл домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

– Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

– Радует меня удача ваша...

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами - в них сияло так много милой радости о человеке – ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

Я думаю, что, хотя это довольно обычное происшествие, оно было очень значимым, ведь иначе Максим Горький никогда бы не написал рассказ «Челкаш».

Глава 2. Судьба главных героев в рассказе М. Горького.

Прочитав рассказ «Челкаш», я заинтересовалась тем фактом, что Горький обращается к жизни босяков. Я задалась вопросом: почему? Чтобы узнать ответ на него, я сделала анализ этого произведения и обратилась к мнению критиков.

В рассказе два действующих лица: Гришка Челкаш и Гаврила. Казалось бы, они одного происхождения. Хоть Челкаш и босяк, он в прошлом тоже был крестьянином, но он не смог больше находиться в деревне и уехал в приморский город, чтобы жить независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь своё хозяйство и не зависеть от тестя. Они полная противоположность друг другу. Основной проблематикой произведения является антитеза главных героев; развивая и всячески изменяя её, автор преподносит противоречие персонажей с разных сторон. Челкаш свободолюбив и своенравен, его сравнивают с «травленым волком», потому что он вор и за свою жизнь уже поучаствовал в различных опасных делах, он уже довольно известен за кражи, что преследуется законом. Челкаша сравнивают с «хищным ястребом», это раскрывает его натуру и отношение к другим людям, «он всматривается в толпу, выискивая себе добычу», окружающие не имеют для него никакой ценности, он с лёгкостью может выбрать себе «товарища» по контрабанде. В начале произведения автор как бы создаёт отрицательное отношение к Челкашу.

Гаврила же совершенно другой: он из довольно хорошей крестьянской семьи. «Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом…», в отличие от Челкаша, с его не очень приятной наружностью, «он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей». И сам Гаврила наивен и с доверчивостью относится к окружающим, наверное, из-за того, что он ни разу не усомнился в людях, с ним никогда не происходило ничего плохого. Гаврила показывается как положительный герой.

Челкаш чувствует своё превосходство и понимает, что Гаврила никогда не был в его положении и ничего не знает о жизни. Пользуясь этим, он пытается заманить его в свои нечистые дела. Гаврила же, наоборот, считает Челкаша своим хозяином, потому что тот внушает доверие к себе своими словами и действиями, к тому же Челкаш пообещал вознаграждение за работу, от чего Гаврила никак не мог отказаться.

Герои различаются и в понимании свободы. Хоть Челкаш и вор, но любит море, такое обширное и неохватное, именно в море он может быть свободным, именно там он независим ни от кого и ни от чего, он может позабыть о горе и печали: «На море в нем всегда поднималось широкое, тёплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену». Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как чёрную тяжёлую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».

Для Челкаша главное в жизни - это свобода: «Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом - грош ему цена - да он твой. У тебя земля своя - и того её горсть - да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо... Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе...». У Гаврилы же другое мнение. Он считает, что свобода заключается в богатстве, в том, что можно своё время проводить в безделье и празднике, не работать и ничего не делать: «А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и - Антипу-то - на-кося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Нет? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе...». Свободолюбие – неотъемлемая часть натуры Челкаша, поэтому он чувствует ненависть по отношению к Гавриле. Как он, деревенский мальчик, может знать что-то о свободе?! Челкаш чувствует и злобу к себе, потому что он позволил себе разозлиться на такую мелочь. Тут мы уже видим, что он довольно самолюбивый.

Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Именно в этот момент и проявляются их истинные натуры. Они уже меняются местами. «Молодой телок» раздражает Григория, он не принимает его жизненной философии, его ценностей, но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволяет себе подлости или низости по отношению к нему. Гаврила же, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он оказался жадным и корыстным, настолько жаждущим денег, что даже готов был убить Челкаша. Позже он проявляется и как слабый, не имеющий своего достоинства человек, выпрашивающий деньги у Григория. Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться - как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?». У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение, он никогда бы не пал так низко, тем более ради денег, он никогда бы не убил человека за это. Хоть Челкаш босяк, и у него ничего нет – ни дома, ни семьи – он гораздо благороднее, чем Гаврила.

Глава 3. Образы «босяков» в литературной критике.

Проанализировав рассказ М. Горького, я обратилась к критическим статьям.

Вот что пишет о рассказе критик Н. Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник – мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть. Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны. Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека. Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего».

Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического.

Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Тагер. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому. Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда. В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных». «Необыкновенно было в них то, что они, люди «деклассированные», – оторвавшиеся от своего класса, отвергнутые им, – утратили наиболее характерные черты своего классового облика… Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных» людей, но чувствуют и осознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно истязать себя?» - мы понимаем: Челкаш больше человек, чем Гаврила».

Глава 4.Так кто же Челкаш? Герой или жертва?

Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.М.Тагер. Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны. Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё. А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют.

Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш – герой или жертва? Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов - жадности людей. С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком.

Заключение.

В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический. Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция.
  2. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
  3. По моему мнению, объективный смысл рассказа в том, что страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

Практическая направленность моей работы заключается в возможности использовать эти материалы на уроках литературы, в кружковой работе.

Список использованной

Литературы

  1. Горький М. «Макар Чудра и другие рассказы», Волго-Вятсякое книжное издательство, 1975.
  2. Тагер Е.Б. «Молодой Горький», М., «Детская литература», 1970.
  3. Михайловский Н.К. «О г. Максиме Горьком и его героях», [Электронный ресурс], http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_0101.shtml
Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно... Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

Мало кому известно, что в 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения русского писателя Максима Горького.

Настоящая фамилия - Пешков.

Родился Алексей Максимович пешков в Нижнем Новгороде в 1868 году в простой семье. Отец его был столяр - краснодеревщик, но он очень рано умер, а следом умерла и мать. Поэтому воспитывал мальчика дед, суровый мужчина. О воспитании в доме деда рекомендую прочитать книгу Горького "Детство", где он вспоминает те годы жизни.

Учился Горький в слободском училище, а с одиннадцати лет уже пошел работать.

В 1884 году он отправляется в Казань. мечтая об учебе в университете. Здесь он посещает кружки самообразования и сам зарабатывает себе на жизнь. Позже пешком отправляется на Каспий, где работает на рыболовных промыслах. Вообще Горький пешком обошел всю Россию.

Затем в течение жизни Горький жил на Капри, в Италии, а к старости вернулся в Россию, не выдержав разлуки с Родиной. Все это время он пишет свои произведения на злободневные темы той эпохи - революции, репрессии, про жизнь рабочего класса.

Интересны жизнь и судьба писателя, который писал о русских простых людях, списывая человеческие характеры, что называется с натуры. Например, наблюдает он разговор двух бабушек, сидящих на лавочке, а потом прописывает их образы в одном из своих рассказов.

Действие начинается в порту, где появляется Гришка Челкаш. Это вор, босяк. В порту он ищет своего напарника Мишку, но узнает, что тому отдавило ногу, а значит напарника в делах у него больше нет.

Здесь он знакомится с крестьянским парнем Гаврилой и предлагает ему пойти в долю на ночной промысел. Гаврила согласился. Днем он напился в трактире, а ночью вышли в море. Дальше Горький описывает страхи Гаврилы, который стал вором вместе с Челкашом и боялся, что их поймают. Но все обошлось хорошо. Своровав два мешка и сдав их матросам на судно, деньги были заработаны. Утром, когда Челкаш отдал половину денег Гавриле, тот упал на колени и стал молить о том, чтобы ему отдали и вторую половину. Челкаш бросил ему с презрением эти деньги.

Тут Гаврила признался в том, что ради денег хотел убить Челкаша, ведь он вор, и его никто не хватился бы потом. Челкаш схватил Гаврилу за горло, завязалась драка. Однако Гавриле удалось ударить Челкаша камнем по голове. Далее описывается, как Гаврила хотел сбежать, но вернулся снова к Челкашу и просил прощения за то, что чуть не убил его. Челкаш же с презрением бросил ему остатки денег, оставив себе одну бумажку, и пошел в другую сторону.

Главные герои

Рассказ "челкаш" - это одно из ранних произведений Горького. В этом рассказе всего два героя - крестьянин и вор. Поначалу кажется, что Челкаш - это отрицательный герой, так как он вор, босяк, побывавший не в одной передряге, а деньги зарабатывает нечестным трудом.

Гаврила же - крестьянин, а значит априори честный, смелый и добрый. Просто в жизни ему не повезло, так как денег нет, а честным трудом заработать не получается. Даже жениться у него не вышло, так как отец невесты не разрешил зажить своим домом.

Что же получается в итоге?

Челкаш проявляет более высокие эстетические чувства. Получается, что босяк и вор оказывается духовно выше недоверчивого и завистливого крестьянина Гаврилы. Свобода и независимость для Челкаша важнее денег.

Челкаш выступает в данном рассказе, как человек смелый, сильный душой. В начале рассказа он предстает перед нами опасным, холодным, и даже хищным человеком. Его устраивает та жизнь, которую он ведет, свободная от труда и каких-либо обязанностей. Он сам себе хозяин и ни от кого не зависит. Однако Гаврила считает его темным и бесполезным человеком.

И тут сталкиваются два различных мировоззрения и образа жизни.

Антиподом Челкаша выступает крестьянский парень Гаврила, который становится случайным помощником контрабандиста. Заработанные деньги он мечтает вложить в землю. Последующие события, разворачивающиеся в рассказе, убивают все то положительное, что было прочитано ранее. Ведь невозможно хорошо думать о человеке, мечтающем убить другого ради денег.

Крестьянин Гаврила в итоге показывает такие черты характера, как жадность и трусость. В итоге он превращается в отрицательного героя.

Более века прошло с момента выхода рассказа, а и в нашу эпоху ничего не поменялось. По-прежнему живы те люди, которые мечтают иметь много денег, и, при этом, им неважен способ наживы. Это печально. Есть над чем задуматься.

Видео обзор

Все(13)
Русская литература. Максим Горький. Передача 10. Рассказы 1922-1924 годов 19глава.Отрочество.Толстой Лев Николаевич. Максим Горький. "ЖЗЛ (ток-шоу)". Максим Горький. Современное прочтение. Жизнь и творчество в период эмиграции

Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами». У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

Горький в своем произведении явное предпочтение отдал Челкашу, увидев в нем высокие моральные качества, способность не утрачивать ни при каких обстоятельствах чувство собственного достоинства.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-05-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Рассказ «Челкаш» Горького был написан в 1894 году. Впервые напечатан в 1895 году в журнале «Русское богатство». Литературные критики относят произведение к позднему романтизму с элементами реализма. Рассказом «Челкаш» Горький предвосхитил появление в русской литературе направления соцреализм. В произведении автор затрагивает темы свободы, смысла жизни; противопоставляет бродяжничество и крестьянство, но не приходит к точному выводу, какой путь лучше.

Главные герои

Гришка Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» , «длинный, костлявый, немного сутулый» с горбатым, хищным носом и «холодными серыми глазами» .

Гаврила – помощник Челкаша, деревенский парень, «широкоплеч, коренаст, русый, с большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно» .

Гавань. Звон якорных цепей, грохот вагонов, свистки пароходов, крики рабочих «сливаются в оглушительную музыку трудового дня» . Бегающие люди «смешны и жалки» . «Созданное ими поработило и обезличило их» .

«Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол» . Наступило время обеда.

I

Грузчики, спрятавшись в тени мостовой, обедали. Появился Гришка Челкаш – «среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом» . Было видно, что он здесь «свой» . Челкаш был не в настроении. Вор искал своего друга и подельника Мишку. Однако таможенный сторож Семеныч сказал, что Мишке отдавило ногу чугунной штыкой, и его отвезли в больницу. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. «Впереди ему улыбался солидный заработок» , но ему нужен был помощник.

На улице Челкаш заметил молодого крестьянского парня. Тот начал жаловаться, что ему очень нужны деньги, но заработать их не удается. Он был на «косовице» в Кубани, но там сейчас платят очень плохо. Недавно у парня умер отец, осталась старая мать и дом в деревне. Если бы ему где-то «рублей ста полтора» заработать, он мог бы стать на ноги. Иначе придется идти «в зятья» к богатому человеку.

На вопрос парня, чем Челкаш занимается, вор ответил, что он рыбак. Парень усомнился в том, что Челкаш зарабатывает деньги законным путем, и признался, что, как и бродяги, очень любит свободу. Немного подумав, вор предложил парню поработать с ним этой ночью – нужно будет только «грести» . Парень начал колебался, опасаясь, что может «во что-то влететь» с новым знакомым.

Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней» , «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна» .

Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился – его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину. Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы» . Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен» .

II

Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море. Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня. Неожиданно издалека послышались крики «чертей» – охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец.

Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани. Чтобы парень не сбежал, Челкаш забрал у него котомку с паспортом. Исчезнув в воздухе, вор вскоре вернулся и спустил в лодку что-то кубическое и тяжелое. Им оставалось только еще раз «у чертей между глаз проплыть» , и тогда все будет хорошо. Гаврила начал грести во всю силу. Парню хотелось быстрее сойти на берег и бежать от Челкаша.

Мужчины подплывали к кордонам. Теперь лодка шла совершенно беззвучно. Понимая, что рядом могут быть люди, Гаврила уже хотел позвать на помощь, как неожиданно на горизонте появился «огромный огненно-голубой меч» . Испугавшись, парень упал на дно лодки. Челкаш выругался – это был фонарь таможенного крейсера. К счастью, им удалось пройти незамеченными.

По дороге к берегу Челкаш поделился с Гаврилой, что за сегодня удалось «полтысячи тяпнуть» , а может и больше – как повезет продать украденное. Гаврила сразу вспомнил свое убогое хозяйство. Пытаясь ободрить парня, Челкаш завел беседу о крестьянской жизни. Гаврила даже успел забыть, что перед ним вор, увидев в Челкаше такого же крестьянина. Задумавшись, вор вспомнил свое прошлое, свою деревню, детство, мать, отца, жену, как был гвардейским солдатом, и отец перед всей деревней гордился своим сыном.

Подплыв к барке сообщников, они поднялись наверх и, улегшись на палубе, заснули.

III

Челкаш проснулся первым. Отойдя на пару часов с добычей, он вернулся уже в новой одежде. Челкаш разбудил Гаврилу и они поплыли к берегу. Парень уже не был так напуган и спросил, сколько Челкаш выручил за украденное. Вор показал ему пятьсот сорок рублей и отдал долю Гаврилы – сорок рублей. Парень с жадностью спрятал деньги.

Когда они вышли на берег, Гаврила неожиданно бросился к ногам Челкаша и свалил его на землю. Вор только хотел ударить парня, как тот начал умолять отдать ему деньги. «Испуганный, изумленный и озлобленный» Челкаш вскочил на ноги и бросил в Гаврилу купюры, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу» .

Гаврила в восторге прятал деньги за пазуху. Смотря на парня, Челкаш думал, что никогда не будет таким жадным и низким. Гаврила же на радостях рассказал, что уже думал ударить Челкаша веслом и забрать деньги – все равно вора никто не хватится.

Разозлившись и схватив Гаврилу за горло, Челкаш потребовал деньги назад. Отобрав заработанное, вор пошел прочь. Гаврила бросил в него камнем. Челкаш схватился за голову и упал. Бросив вора, Гаврила сбежал. Начался дождь. Гаврила неожиданно вернулся и начал просить у вора прощения. Обессиленный Челкаш прогонял его прочь, но тот не унимался. Вор оставил себе одну купюру, а остальные деньги отдал Гавриле.

Мужчины ушли в разные стороны. «На пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» .

Заключение

Главный герой рассказа, Гришка Челкаш, предстает перед читателем личностью неоднозначной, у него есть свои моральные принципы, собственная жизненная позиция. За внешним образом закоренелого вора и бродяги скрывается сложный внутренний мир. Мужчина с грустью вспоминает о прошлом. Однако свобода, независимость от денег и спокойствие для него важнее собственного дома, семьи. Горький противопоставляет проявившего благородство Челкаша жадному Гавриле, способному даже убить ради денег.

Пересказ «Челкаша» будет полезен школьникам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто интересуется творчеством Максима Горького.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 841.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!