Человек который воспринимает мир. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Людей уже дано разделили на типы восприятия окружающего мира.

Речь идет об кинестетиках, аудиалах и визуалах. Это конечно условное разделение и в каждый из нас использует несколько способов изучения окружающего мира. Но какой-то тип все равно преобладает.

Мысль темы такая:

Для развития способностей нужно развивать в первую очередь те, что ближе вам по типу восприятия. Другими словами если вы кинестетик, не стоит тратить время на развитие ясновидения, лучше заняться работой с энергией. Ясновидение придет немного в другой форме и чуть позже.

Вкратце о типах личности и как их можно использовать.

Кинестетик, человек познающий мир через прикосновения. Руки, пальцы его главный инструмент познания. Часто видя предмет и зная, что это такое, все равно обязательно потрогает, пощупает. Воспринимаемое пространство у кинестетика — расстояние вытянутой руки. В разговоре часто используют слова чувствовать, и прочие слова связанные с ощущениями тела.

Ауадиалы это такие слухачи, не пропустят мимо себя ни одного звука. Любят музыку и прочие звуки. Из них получаются виртуозные музыканты. Слуху доверяют больше других органов чувств. Они могут помнить, что им сказали много лет назад, не помня при этом, как выглядел человек. Много сами говорят, им режет слух не правильная речь или фальшивая мелодия.

Визуалы воспринимают мир с помощью картинок и образов. Могут четко помнить фрагмент из фильма, который видели много лет назад. Легко представляют и оперируют образами. Могут создать в своей фантазии полноценный мир. Большинство визуалов женщины. Ясновидение естественное явление при раскрытии своих способностей.

Хочу предложить вам небольшой тест, для уточнения своего типа.

Закройте глаза и попробуйте представить, например пятирублевую монету. Увидеть одну строну, затем другую. Прочитать надпись и рассмотреть, словно смотрите глазами.

С закрытыми глазами попробуйте пощупать монету. Почувствовать холод метала, выпуклость поверхности, определить, где орел и решка.

Попробуйте мысленно бросить монету на стол, или ударить ее ногтем. Услышьте звук.

Кому-то легко удается проделать все эти действия. Но одно действие будет получаться легко и четко, а другие не очень. Определитесь со своим восприятием мира. Все дальнейшие развитие будет в работе и усилении этого изначального качества.

Как пример, развитие аджна-чакры (область расположения на уровне центра лба между бровями).

Цвет энергии: синий (сама чакра чисто-белая)

Звук октавы ля.

Ощущения вибрация, давление, пульсация.

Подбираем себе практики, и работаем с ними, исходя из своего восприятия мира. И прейдут к вам знания, не веденные ранее. Получите ответы на вопросы и зададите новые, о которых еще не знаете.

Зрения - штука сложная, динамическая, подвергающаяся влиянию различных факторов. Будь то заболевания органов зрения, воздействие различных веселящих веществ или же развивающееся со временем врожденное отклонение. Обычному человеку это трудно представить, визуализировать - на простых примерах показать, как все это выглядит и работает.

Обычное зрение

То, как видит окружающий мир здоровый взрослый человек в ясном разуме.

Близорукость

Объекты вдали есть, а толку нет - человек видит одни силуэты

Дальнозоркость

Обратное явление - объекты вблизи разглядеть очень непросто

Частичная слепота

При нормально освещении человек все еще видит цвета, но не детали объектов

Обычная слепота

Тот дефект, который развивается со временем, в течение жизни. Человек еще реагирует на свет и тьму, может заметить движение, но не более того.

Полная слепота

На самом деле мы не знаем, видит ли такой человек черное ничего, потому что для него понятие «видеть» отсутствует априори. И он не живет в темноте, как может показаться, потому что не знает разницу между темнотой и светом.

Дальтонизм

В этом примере специально выбраны красный и зеленый цвета, чтобы показать, как они сливаются для зрения людей с этим недугом. Есть несколько степеней - от просто блеклых оттенков до случая, когда и красное, и зеленое выглядят серыми пятнами.

Зрение новорожденного

В первые часы жизни ребенок не видит практически ничего, его функция зрения еще не работает. Лишь темные и светлые пятна.

Зрение ребенка через 4 недели после рождения

Малыш все еще зависим от матери и малоподвижен, поэтому он не видит толком ничего дальше 20 см от себя. Только контуры отдельных крупных объектов.

Зрение ребенка на 6 месяце жизни

Через три месяца дети уже неплохо распознают детали близких объектов, например, лица родителей. Еще через три открывают для себя, что мир на самом деле цветной.

Внимание! Следующие изображения относятся к тематике злоупотребления меняющими сознанием веществами! Приведены исключительно в ознакомительных целях!

Зрение сильно пьяного человека

Видно все, и детали, и цвета, но нет возможности сфокусировать взгляд на чем-то конкретном

Зрение после употребления марихуаны

Не такое расплывчатое, как после алкоголя, но сыграть в дартс будет непросто

Зрение под воздействием ЛСД

Эффекты различаются, но очень часто присутствует «масштабирование» - когда взгляд выделяет, делает крупнее и ярче какой-то один объект интереса. Иногда это может быть не визуальный объект, например, ЛСБ заставляет человека «видеть музыку».

Зрение после употребления кокаина

Меняется восприятие мира на более яркое, все цвета становятся контрастными, детали сверхчеткими, но мозг не всегда успевает обработать эту информацию и могут наблюдаться парадоксы.

Зрение под воздействием героина

Проще говоря, человек не видит почти ничего, так как его сознание поглощается эффектом эйфории от употребления наркотика и визуальные эффекты становятся второстепенными.

Сам по себе реальный проявленный мир одинаков, независимо от того, как воспринимают его различные формы жизни. Но все виды существ и даже отдельные особи, кроме основы этого мира, которая для всех форм жизни одинакова, воспринимают преимущественно те его грани, которые соответствуют их стремлениям и необходимостям. Если же мы говорим о человеке, то должны принимать во внимание его мировоззрение, которое во многом определяет не только спектр преимущественного восприятия каких-то граней реальности мира, но и отношение к этим граням. Человек при этом уверен, что его восприятие мира и отношение к этому миру адекватны обстоятельствам. И даже если попытаться объяснить ему, что он искажённо воспринимает реальность, то, скорее всего, из этого ничего не получиться - он не примет объяснения, потому что оно не укладывается в его мировоззренческую логику. Таким образом, основная причина заключена в его мировоззрении, которое у каждого человека имеет свою карту оценки значимостей мира. Дело в том, что каждая значимость, для человека, воспринимающего её, имеет своё индивидуальное звучание, отсюда мировоззрение, в которое входят отражённые значимости этого мира, можно сравнить с оркестром, который у каждого человека не только отличается входящими в него инструментами, но и своими индивидуальными произведениями, которые он предпочитает исполнять. И, кроме того, одна и та же значимость для различных людей имеет не одинаковую ценность, что во многом так же связано с мировоззрением. Отсюда можно сделать вывод: один и тот же проявленный мир, имеющий определённые значимости, различные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И в зависимости от целей, реализации которых они посвящают свою жизнь, одни и те же объекты или же взаимоотношения между ними, будут восприниматься, и оцениваться людьми не одинаково. И, кроме того, мировоззрение можно сравнить с пазлами, содержащими в себе элементы, имеющие определённые цвет и формы, тогда у каждого человека мировоззрение представляет собой свой индивидуальный пазл, который складывается в свою индивидуальную картину.

Каждая значимость мировоззрения звучит на своей частоте и человек, в зависимости от этого, стремится, преимущественно к тому, что ему созвучно. Он будет воспринимать реальность мира с той стороны, которая созвучна его мировоззрению, и будет действовать во внешнем мире так, как позволяет ему это его внутреннее звучание. Поэтому, у каждого человека своя правда, даже у преступника. И далеко не все преступники согласятся с тем, что их правда неправильная и что они преступники. Для того, чтобы они увидели, что их правда дефектна, необходимо, чтобы в их мировоззрении была та часть, которая свободна или независима от их правды. И только с позиции этой свободной части они могут осознать свою неправоту. Но эта малая часть может быть настолько незначительной, что человек, даже зная, что он творит что-то разрушительное, не в силах будет противостоять своей индивидуальной разрушительной правде. Но чаще бывает так, что человек осознаёт деструктивность своей правды с позиций ума, который знает общепринятые оценки значимостей мира и даже может убедительно для слушателей рассуждать об их ценностях, но когда приходит время действовать, человек оказывается во власти своего мировоззрения. Таким образом, мировоззрение - это не сумма информации, воспринятой умом в результате обучения, или нотаций, или же душеспасительных бесед, проводимых с человеком, потому что мировоззрение имеет корни в подсознании. Тогда как формируется мировоззрение? Первое, у мировоззрения обязательно должна быть генетическая основа, а когда её недостаточно, то за основу может быть принята идея исключительности. Каждый человек, если не явно, открыто, то на более глубоком уровне, считает себя или хочет быть исключительным, даже если не во всём, то хотя бы в чём-то. Ну а дальше развёртывается миф, подтверждающий его исключительность, который утверждает или исключительность идеи, которой следует человек, или исключительность цели, которой человек посвящает всю свою жизнь, или же исключительность самого человека, например, в связи с его социальным статусом.

Когда мы говорим о генетической основе мировоззрения, то речь в этом случае идёт о наследственных предрасположенностях человека, на основе которых в дальнейшем могут сформироваться идеи - носители смысла его жизни. Мировоззрение человека всегда имеет свою историю и своих героев, которые при формировании мировоззрения являются примером как взаимоотношений с внешней реальностью, так и отношением к самому себе. Эта история, обычно, состоит из двух частей - его личная и история его народа. И совсем не важна её правдивость или тенденциозность, важно, что она воспитывает в человеке его определённую значимость, которая представляет его не тривиальной личностью.

История любого народа, да и своя личная история каждого человека, многогранны. Но очень часто, описывая свою историю, историки берут её лучшую грань и даже утрируют её, и преподносят полученный ими такой натюрморт, как действительную историю. А если не достаёт в ней нужного величия и героизма, то на помощь берутся мифы, например, библейский Ветхий завет. В то же время, описывая истории других народов, рассматривают их, опираясь на всевозможные негативные примеры, и так же преувеличивают их, и примером этому могут быть и времена царствования Ивана Грозного и Петра первого, и ещё множество других примеров.

Сформированное мировоззрение - это не только очки, через которые человек смотрит на реальность мира и своё место в нём, но оно определяет и конфигурацию личности человека, его творческие возможности и возможности его духовного роста.

Обсудим вместе. Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?

Ответ. Жизнь человека – это взаимодействие с окружающей средой, постоянный обмен веществ с ней. Чтобы жить, человеку необходимо ориентироваться в окружающей среде. А делает это он с помощью органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и других. Поэтому поэт так охарактеризовал свои ощущения.

Зрение

Вопрос. Рассмотрим различные предметы. Какие зрительные впечатления о них мы получили? Какие признаки предметов мы увидели? Согласны ли мы с выводом «Глаза – наши «окна» в мир?»

Ответ. Я согласен с этим выражением. Большую часть информации из внешнего мира мы получаем при помощи органов зрения. Мы можем определить цвет предмета, его размеры, расстояние до него, дать характеристику. При помощи органов зрения мы узнаем предметы, различаем людей, воспринимаем письменную речь.

Слух

Поиграем. Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т.д.) идет звук. Согласимся ли мы с выводом: «Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Благодаря звукам мы ориентируемся в окружающей среде, можем общаться друг с другом, слышим звуки природы, музыку, избегаем опасность.

Вопрос. Объясни, почему нужно выполнять эти правила.

1. Старайся не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.

2. Не включай магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.

3. Не засовывай в ухо разные предметы.

4. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

Ответ. Все это правила гигиены слуха. Громкая речь, музыка вызывает нарушение барабанной перепонки, слуховых косточек. При этом утомляются нервные окончания, что приводит к снижению слухового порога. Если засовывать в ухо различные предметы, то можно повредить внутреннее ухо, барабанную перепонку необходимо очищать уши от ушной серы, но делать это надо мягкими предметами.

Обоняние

Вопрос. Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

Ответ. Обоняние – это способность воспринимать запахи. Запахов очень много. Распознать их позволяют специальные клетки, расположенные в слизистой оболочке носа. Мы различаем до четырех тысяч запахов, а вот собака в несколько раз больше. От чувствительных клеток информация поступает в мозг, где она анализируется.

Задание. Понюхаем различные вещества: духи, чеснок, хрен, цветок. Разделим запахи на две группы – приятные и неприятные.

Ответ. Приятные запахи – духи, цветы; неприятные запахи – чеснок, хрен.

Обсудим вместе. Понюхаем что-нибудь приятное, например вкусную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае мы почувствуем запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена? Объясним свои ответы.

Ответ. Мы чувствуем запахи, когда дышим через нос. Именно органы обоняния в первую очередь сообщают нам, что пища не испорчена. Во вторую очередь - это будут органы вкуса.

Вопрос. Подготовься к беседе. Подумай, как ответить на вопросы: «Почему во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи? Почему человек никогда не путает запах рыбы и запах цветов?»

Если у тебя дома есть кошка или собака, понаблюдай, как они реагируют на запахи. Расскажи об этом в классе.

Ответ. Во время насморка забиваются нервные окончания на слизистой носа. Кошка и собака когда что-то обнюхивают, расширяют ноздри, глубоко вдыхают воздух, дыхание у них учащается

Вкус

Задание. Положим на язык кусочек сахара. Подождем, пока он растает. Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем по нему другим кусочком сахара. В каком случае мы почувствовали вкус? Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Различить вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает».

Ответ. Да, такой вывод мы можем сделать. Чувствительные окончания на языке раздражаются только когда пища влажная. А слюна смачивает пищу.

Вопрос. Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Используя слова «слева», «справа», «спереди», «сзади», объясни, как разные части языка (зоны вкуса) различают кислый, сладкий, соленый, горький вкус.

Объясни, как ты понимаешь слово «дегустатор». Как ты считаешь, какие органы чувств особенно развиты у людей этой профессии?

Ответ. Задняя часть языка различает горький вкус. Левая и правая часть языка различает кислый вкус. Левая и правая часть ближе к кончику языка различает соленый вкус. Кончик "спереди" языка различает сладкий вкус. Дегустатор - это человек способный лучше других определять разные вкусы и запахи. У этих людей лучше других развиты органы обоняния и вкуса.

Осязание

1. Возьмем в руки кусочек льда, дотронемся до стакана с горячей водой, погладим ладонью мех. Что мы ощущаем (осязаем)? Сделаем вывод, ответив на вопрос: «Помогает ли осязание воспринимать мир?

2. Опустим руку в теплую воду. Что мы ощущаем. Измениться ли ощущение через несколько минут. Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Рука привыкла к температуре и перестала чувствовать тепло».

3. Проведем игру-упражнение «определи предмет на ощупь». Ученик опускает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это и из чего сделано.

Сравним сделанные нами выводы с текстом.

Ответ. 1. При помощи органов осязания мы воспринимаем окружающий мир – тепло, холод, поверхность предметов – мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые. От осязательных клеток сигналы идут в головной мозг и человек, даже с закрытыми глазами способен различать размер и форму предмета, реагировать на изменение температуры, отдергивать руку от горячего предмета или колющего предмета.

2. Сначала мы ощущаем тепло, а затем мозг перестает реагировать но поступающие сигналы. Это защитная реакция мозга. Так он защищается от утомления. А в быту говорят, рука привыкла.

3. Человек определяет предметы на ощупь В этом помогает опыт предыдущей жизни. А вот если попадется незнакомый предмет, то человек затруднится назвать что это.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!