Человек познает мир как изображают землю. Перевернутый класс селезневой елены: человек

Окружающий мир - 3 класс
Тема урока: "Человек"
Задачи урока:

  • знакомимся с организмом и органами человека;
  • учимся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • знакомимся с органами чувств их значением для человека;
  • учимся беречь органы чувств.

Итак, ребята, вы уже знаете, что живая природа образно делится на 4 царства: животные, растения, грибы и бактерии + город лишайников.

Как вы думаете, в каком царстве живет человек? Докажи, назови общие признаки человека и жителей того царства, которое ты выбрал.

Человек - часть живой природы. Это очевидно! Он дышит, питается, размножается, растет, развивается...., как и другие живые существа. Можно было бы по этим признакам отнести человека к животным. Но человеку присущи и такие качества, которыми животные не обладают.

Как ты думаешь, что есть у человека, но нет или не достаточно у животных?

Приведи примеры.

Человек может создавать то, чего не создавала природа сама. С точки зрения людей верующих, человек - создание бога, который был создан по образу и подобию своему. Не иначе, как творцом. По сути, мы вольны создавать и творить , чего не дано было животным. Но творить могут только те существа, которые имеют разум.

Человек - творец. Он сам может создавать свои миры, строит города, пишет книги, сочиняет музыку, рисует картины, создает технику, делает новые открытия.


Что мы имеем? Человек - это и часть живой природы, и часть общества (социума). Человек в отличие от животных передвигается на двух ногах, может мыслить, рассуждать, планировать свою деятельность, заниматься творчеством, создает самостоятельно орудия труда и разные вещи, в общении использует разные виды речи (устную, письменную, эмоциональную), изучает природу и самого себя...

Это потому, что человек имеет РАЗУМ.

А как вы думаете, где "жилище" разума человека?

Конечно, это головной мозг . У человека он особенно развит. Это наш внутренний компьютер. Состоит наш мозг из двух полушарий, как ядрышко в грецком орешке.

Благодаря этим двум полушариям мы умеем решать примеры и задачи, придумываем что-то, умеем ориентироваться в нашем трехмерном пространстве, читаем, пишем, размышляем, фантазируем, логически мыслим и многое другое.

Еще человек умеет переживать, сочувствовать, испытывать разные эмоции (радость, восторг, сочувствие, сожаление...). Каждый человек имеет свои особенности характера и свои человеческие качества, которые может сам регулировать и менять благодаря своему собственному ВЫБОРУ. Он САМ РЕШАЕТ, быть ему добрым или злым, жадным или щедрым, завистливым или самодостаточным. Мы называем это ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА или ДУШЕВНЫМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы хотим разобраться в своем внутреннем, душевном мире, мы становимся ПСИХОЛОГАМИ. Есть такая наука - ПСИХО ЛОГИЯ (с греческого языка это переводится так: "психЕ" = душа , "лОгос"-наука, знания )

В течение всей своей жизни человек ПОЗНАЁТ окружающий мир с помощью ОРГАНОВ ЧУВСТВ . Так происходит ВОСПРИЯТИЕ человеком окружающего мира.


А с помощью чего еще познает человек мир, в котором живем?

  • ПАМЯТЬ - наша кладовая. Благодаря ей человек накапливает в своем мозгу-компьютере знания и опыт. Для памяти ценны все ощущения, и приятные для человека, и отрицательные. Потому что это позволяет нам не повторять своих ошибок.
  • МЫШЛЕНИЕ - помогает нам сравнивать, классифицировать, обдумывать, устанавливать связи между предметами и явлениями, помогает нам делать выводы.
  • ВООБРАЖЕНИЕ - помогает нам представлять то, чего перед нами нет.

Восприятие, память, мышление, воображение работают не сами по себе, а ВМЕСТЕ. Так получается цельная сложная картинка жизни во всей ее красоте.

Очень важно научиться ценить все эти инструменты Жизни, которые помогают нам не просто существовать, а жить интересной, радостной жизнью.

Берегите свое здоровье, развивайте память, мышление, воображение. И будьте счастливы!


Органы чувств, м/ф для детей

Как человек познает мир

Язык - главный орган вкуса

Интересные факты об органах чувств

В философии, начиная с античности и вплоть до XIX в. Было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первые иногда назывались сенсуалистами (от слова sense – чувство) или эмпирики, вторые – рационалистами.

Сенсуалисты считали, что чувства – единственный достоверный источник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А вот когда мы начинаем размышлять, то тут кроется источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо видеть! Видеть в широком смысле слова: видеть, слышать, обонять, ощущать и т.д. Основные формы чувственного познания – ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т.д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета – видим, например, яблоко, человека) и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем).

Рационалисты, напротив, полагали, что чувства наши очень слабы и недостоверны. Чувствам не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Еще Платон утверждал, что наши чувства недостоверны и обманчивы. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать: либо я знаю, либо я не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, закрыв рукой один глаз. У рационалистов свой лозунг: чтобы видеть – надо знать. Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я и не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю заднюю крышку телевизора – если я никогда не изучал электроники и электротехники, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного переплетения проводов, схем и т.д.

Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам какой-нибудь существенный признак вещи. Очень многие явления мира даже представить себе нельзя, например скорость света или искривляющуюся в трехмерном пространстве Вселенную, но можно понять. Суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, яблоня – это дерево. И наконец, умозаключение (силлогизм) – это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье.

Например:

Все люди смертны.

Иванов – человек.

Следовательно, Иванов смертен.

Наконец, были еще агностики, которые принципиально отрицали познаваемость мира. Так, Кант полагал, что мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он нам является. А является он нам всегда преломленным через наши чувства, через разум, через язык, искусство, т.е. через культуру. И никакого другого мира, независимого от разрешающих способностей нашей психики, от нашей культуры, мы знать не можем. Мир такой, каков он сам по себе, — есть лишь некая идея, непостижимая «вещь-в-себе». Мир, являющийся нам, такой, потому что мы такие. Этим учением Канта поставлена глубокая философская проблема.

Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология. Окружающий мир Программа «Гармония» 4 класс Все – от тополя у забора Все – от тополя у забора До большого темного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А еще и медведь, и лось, И котенок Васька, небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь И в пруду отраженья крыш, Брать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису. Я люблю тебя – навсегда! – Окружающая среда! Л. Фадеева Перед вами предметы окружающего мира. Перед вами предметы окружающего мира. На какие три группы можно разделить все предметы окружающего мира?

Окружающий мир

Неживая природа

Живая природа

Изделия человека

Что относится к неживой природе?

Неживая природа

Небесные тела

Назовите небесные тела.

Назовите формы рельефа суши.

Назовите водоемы.

Вспомните! – На какие группы можно разделить водоемы? – Какие природные явления связаны с неживой природой? – Какие правила безопасности следует соблюдать, бывая на природе?

Естественные и искусственные

Облака, ветер, осадки, гроза, радуга, цунами, наводнения, смерч и другие.

Что относится к живой природе?

Живая природа

Растения

Животные

безпозвоночные

позвоночные

Низшие

  • водоросли
Высшие
  • Хвойные
  • Папоротники
  • Цветковые
Беспозвоночные
  • Черви
  • Моллюски
  • Ракообразные
  • Паукообразные
  • Насекомые
Позвоночные
  • Земноводные
  • Пресмыкающиеся
  • Птицы
  • Млекопитающие
Что мы узнали о человеке?

Часть живой природы

Член общества

Преобразователь мира

Что мы узнали об организме человека?

Какие органы информируют человека о состоянии окружающей среды?

Органы чувств:

орган зрения

орган слуха

обоняние

осязание

вкус

Что мы узнали о человеке?

Часть живой природы

Член общества

Преобразователь мира

Назовите важные внутренние органы человека.

Что такое здоровый образ жизни?

Для чего люди путешествуют? Как человек познает окружающий мир?

Способы познания

эксперимент

наблюдения

Чтение книг

путешествия

Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Сейчас мы узнаем о событиях в мире, об обычаях разных народов из телепередач, сообщений радио, газет, книг. Но в древности рассказать народам друг о друге могли только путешественники. Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов: Это хорошо подметил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Царь Салтан в его сказке спрашивает заморских купцов: Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Сначала человек обследовал все вокруг своего жилища: пещеры, хижины и чума. Он изучал растущие деревья, кустарники, травы и постепенно научился выращивать культурные растения. Сначала человек обследовал все вокруг своего жилища: пещеры, хижины и чума. Он изучал растущие деревья, кустарники, травы и постепенно научился выращивать культурные растения. Охотился на животных и учился приручать их. Охотился на животных и учился приручать их. Уходя от своего жилища все дальше и дальше, человек узнавал, что есть края, где растут другие растения, живут другие животные. Уходя от своего жилища все дальше и дальше, человек узнавал, что есть края, где растут другие растения, живут другие животные. Где царствует вечный холод или всегда тепло; что есть места, где много воды и где ее не бывает годами. Где царствует вечный холод или всегда тепло; что есть места, где много воды и где ее не бывает годами. Узнавал человек, что на Земле очень много разных народов, которые говорят на разных языках, разные у них одежда и пища, обычаи и традиции. Узнавал человек, что на Земле очень много разных народов, которые говорят на разных языках, разные у них одежда и пища, обычаи и традиции. Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни. Если почитать легенды и сказки любого народа, там обязательно будут путешествия, которые проникли туда из реальной жизни. О каких путешествиях рассказывают древнегреческие мифы? Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. Путешествие корабля «Арго» с греческими героями-аргонавтами на борту полно встреч со сказочными чудесами, но сама цель его достаточно прозаична: аргонавты плывут за золотым руном на Кавказ. А что такое золотое руно? Руно – это обыкновенная баранья шкура. Золотой же она становится потому, что жители Колхиды – Кавказского побережья Черного моря – использовали шкуры при добыче золота. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Бурные реки Кавказа, протекая по золотоносным районам, захватывали мельчайшие крупицы золота. Бараньи шкуры раскладывали по речному дну, чтобы такие крупицы запутывались в шерсти. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое. Руно становилось «золотым», то есть насыщенным золотыми крупинками, которые потом выбирались из шерсти, просто вытряхивались. Сказка же само руно превратила в золотое. Что изучает наука – археология? Путешествуя по просторам нашей Земли, интересно узнать какие были в прошлом растения и животные; как выглядели, во что одевались народы, населяющие нашу Землю. Путешествуя по просторам нашей Земли, интересно узнать какие были в прошлом растения и животные; как выглядели, во что одевались народы, населяющие нашу Землю. Археология – наука, которая изучает прошлое человечества, быт и культур древних народов по вещественным и письменным источникам (с греч. «наука о древности »). Археология – наука, которая изучает прошлое человечества, быт и культур древних народов по вещественным и письменным источникам (с греч. «наука о древности »). Исследователей древности называют археологами. Они исследуют старинные постройки, могильные курганы, предметы домашнего обихода и военное снаряжение, изделия ремесел и произведения искусства. Исследователей древности называют археологами. Они исследуют старинные постройки, могильные курганы, предметы домашнего обихода и военное снаряжение, изделия ремесел и произведения искусства. В рюкзаке археолога могут оказаться старинные монеты, печати, медали, обрывки бересты с непонятными знаками, черепки глинной посуды и многое другое. В рюкзаке археолога могут оказаться старинные монеты, печати, медали, обрывки бересты с непонятными знаками, черепки глинной посуды и многое другое. Найдя предметы старины, археологи очищают их скребками, ножами или щетками и кисточками. Найдя предметы старины, археологи очищают их скребками, ножами или щетками и кисточками. Затем все тщательно упаковывают и везут в лабораторию для исследований. Затем все тщательно упаковывают и везут в лабораторию для исследований. В письменных источниках знаний о прошлом находят сведения о знаменательных событиях народов, о природных катастрофах, о законах, по которым жили наши предки. В письменных источниках знаний о прошлом находят сведения о знаменательных событиях народов, о природных катастрофах, о законах, по которым жили наши предки. Это интересно: Каждый государь считал необходимым иметь собрание древностей при своем дворе. Собирались коллекции вещей, имевших художественную ценность, природные диковинки. Коллекционировались редкие предметы, имеющие отношение к знаменательным историческим событиям. Такое собрание «Кунсткамера» сохранилось в Санкт –Петербурге со времен Петра I. Это интересно: В 1748 году в Италии был отрыт город Помпеи, засыпанный в 79 году вулканическим пеплом во врем извержения вулкана Везувий. Раскопки помогли представить это трагическое событие. Русский художник Карл Иванович Брюллов изобразил его на своей картине «Последний день Помпеи» Это интересно: В 1951 году в Новгороде была найдена первая берестяная грамота. Сейчас их насчитывается уже более 800. Это интересно: Найдены останки исчезнувших животных: в Сибири – пещерного медведя, носорога, в вечной мерзлоте Якутии – мамонтенка. Вопросы для закрепления:

  • Как бы ты объяснил значение слова «Путешественник»?
  • Как можно путешествовать в прошлое?
  • Что изучает археология?
  • Какие инструменты используют в своей работе археологи?
Автор Аксенова Нина Вадимовна

Беспощадный, постоянно повторяющийся звонок будильника бесцеремонно вытаскивает из колыбели сна, заставляя возвращаться в реальность покидая мягкую, теплую и уютную постель. Он настойчив и невыносим. Приоткрывшиеся глаза видят корпус часов, цифры на дисплее. Утро. Пора вставать и включаться в режим бодрствования, впереди рабочий день. Работу пропускать нельзя. За окном морозное утро, так хочется пойти в парк на лыжах или просто прогуляться, или остаться дома под теплым пледом с чашкой чая и интересной книгой, и чтобы никто не мешал. Ну да ладно, впереди выходные, а сейчас пора приступать к утренним ритуалам.

Обычная жизненная ситуации, какое отношение имеет к ней психология. Дело в том, что в любой ситуации, даже в самой обычной проявляются свойства человеческой психики сначала воспринимать и перерабатывать информацию, а потом переходить к действию.

Как человек познает окружающий мир.

Получаемую из окружающего мира информацию человек воспринимает при помощи органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса. В приведенном выше примере получаемая информация при первичном восприятии разбита на детали (звук, корпус часов, цифры на дисплее).

Затем начинают работать ощущения, которые разрозненные детали информации собирают и доводят до сознания сведения о внешнем мире: о цвете, о форме, о звуке и запахе, о тактильных свойствах предметов и т.п... Поставляемая ощущениями информация отражает отдельные свойства явлений и процессов и не является полной.

Объединяясь в единое целое ощущения, порождают , результатом которого становится завершенный образ, имеющий смысл. Переработкой информации помимо ощущения и восприятия занимаются память, внимание и мышление. При помощи внимания выделяется тот конкретный объект или процесс, который воспринимается человеком в данный момент или о котором он думает, вспоминает, размышляет.

От ощущений и восприятия информация передается мышлению, способному обобщить полученное и сделать соответствующий вывод (за окном мороз, зонт можно оставить дома, но на работу идти придется). К процессу подключается память, сохраняя нужную информацию или освобождаясь от ненужной. Тесно связанное со всеми перечисленными процессами воображение позволяет представить то, что еще не случилось, например выходной день, теплый плед, горячий чай и интересную книгу.

Не все поступаемые к нам из внешней среды сигналы осознаются и замечаются. Внимание выделяет только то, что доходит до сознания. Более слабые сигналы воспринимаются, но не осознаются до тех пор, пока на них не будет направлено наше внимание. К примеру, когда мы сосредоточены на звуке будильника, мы ощущаем воздействие на кожу имеющейся на нас одежды, но не осознаем это до тех пор, пока специально не обратим внимание на возникающие у нас ощущения.

Примерно такой же механизм у процесса познания окружающей действительности. На нас постоянно что-то воздействует, при этом часть мы воспринимаем и осознаем, часть воспринимаем и не осознаем, а часть вообще не воспринимаем. Это первый этап отбора информации. Затем фильтрацией и обработкой информации начинает заниматься память, мышление и воображение. Они воспринимают сигналы не из внешнего источника, а из человеческой психики, работая с отражениями сигналов - образами.

В дальнейшем переработанная информация применяется человеком на практике, уточняясь, дополняясь, углубляясь и пополняясь новыми данными.

Восприятие человеком сигналов из внешнего мира зависит от мышления, мышление связано с деятельностью. Человек с первых дней своей жизни познает мир. Ребенок старается все пощупать, понюхать, попробовать, одним словом получить информацию об окружающем мире. Становясь старше, он продолжает стремиться к получению информации о мире вокруг него.

Все что имеется в сознании человека связано с его собственным опытом. Опыт - эта та информация, которую он получил из внешнего мира при помощи источников восприятия. Он не удовлетворяется полученной информацией, а находится в постоянном поиске чего то нового, занимаясь изменением и преобразованием фактов и процессов окружающей его действительности.

Человек неспособен удерживать в сознании неизменяющуюся информацию, поэтому он постоянно преобразует её при помощи органов чувств.

Постоянно и ритмично повторяющиеся звуки приводят к изменению сознания и погружают человека в состояние транса.

Мозг человека испытывает потребность в получении информации из внешнего мира и обращается за ней к своим органам чувств. Скорость получения информации зависит от пропускной способности органов чувств, имеющих свои пределы. Этот процесс называется чувствительностью.

Поступающие в наш внутренний мир потоки информации образуют океан, в котором отражается окружающий мир. Это созданный нашей психикой образ мира, который имеет цвет, звук, запах, объем и эмоциональный отклик. Образ мира у каждого свой, ведь и не похож на других.

1. Органы чувств

Как наше «Я» узнаёт о том, что окружает человека?

Психолог: Человек получает представление об окружающем мире, используя замечательные, данные самой природой инструменты: органы чувств.

Сколько всего у человека чувств?

Психолог: Учёные пока не пришли в этом вопросе к единому мнению, но основные пять, - зрение, слух, вкус, обоняние и осязание - знакомы всем.

И о чём сообщает человеку каждое из его чувств?

Психолог: Больше всего сведений о внешнем мире мы получаем благодаря зрению. Наш глаз позволяет нам различать цвета, их яркость, а также движение и величину окружающих предметов. Он обладает замечательной зоркостью. Установлено, что человек с хорошим зрением способен ясной ночью увидеть пламя свечи, которая находится от него на расстоянии 27 км!
С помощью слуха люди могут различать звуки и определять источник их происхождения. Человек с хорошим слухом способен в полной тишине услышать тиканье наручных часов на расстоянии до 6 м!
Кожа человека испытывает ощущения прикосновения, давления, тепла, холода. Они возникают при самых незначительных воздействиях. Например, человек способен ощутить движение воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты около одного сантиметра! Большое значение для человека имеют болевые ощущения. На одном квадратном сантиметре кожи человека находится 100 болевых точек, а по всей поверхности кожи их около 900 тысяч.
Язык помогает точно определить вкус и делает это очень умело: доказано, что человек ощущает присутствие одной чайной ложки сахара в восьми литрах воды. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, края языка – к кислому, а основание языка – к горькому вкусу.
Пятое чувство, которым постоянно пользуется человек - обоняние. Хороший нос способен ощутить присутствие одной капли духов в помещении площадью в сто квадратных метров!
Наряду с этими пятью основными чувствами следует отметить ещё одно – чувство равновесия.

Кожное зрение

При желании человек может развить остроту данных нам природой органов чувств. Например, профессиональный музыкант способен различать множество нюансов звучания инструмента, а художник – десятки и даже сотни оттенков одного цвета.
Замечательные способности можно приобрести, развивая чувство осязания. В 1960 г. в американских газетах появились сообщения о 14-летней Маргарет Фус, которая прекрасно видела, даже если ей завязывали глаза. Ученые проделали с девочкой множество экспериментов. С закрытыми повязкой глазами, при помощи одних только рук Маргарет читала взятые наугад отрывки из Библии, статьи из газет и журналов и называла предметы, на которые показывали участники эксперимента.
И этот случай далеко не единственный! Известная в нашей стране экстрасенс Роза Кулешова демонстрировала поразительную способность – читала руками заголовки газетных статей, лежащих в плотно запечатанных конвертах. Как такое может получаться? Исследования показали, что способность «читать руками» при соответствующей тренировке можно развить у любого человека. Причем для этой цели можно использовать любые участки кожи, а прикасаться к воспринимаемому тексту не обязательно.
В Москве вот уже несколько лет существует школа, где Николай Денисов учит искусству видеть без глаз всех желающих, в первую очередь школьников. По его словам, требуется примерно пять дней специальных упражнений, чтобы увидеть с закрытыми глазами первую букву.

2. Ощущение и восприятие

Психолог: Органы чувств можно назвать нашими «окнами в мир». Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Цвета, блики света, звуки, запахи, чувство тепла, холода, боли – всё это ощущения.

Глаза – видят, уши – слышат, кожа – осязает… Но где все эти ощущения «сливаются» друг с другом?

Психолог: Когда ощущения сливаются друг с другом, образуется восприятие. Именно восприятие благодаря слаженной работе всех органов чувств создаёт целостный образ предмета. Например, человек касается рукой земли и ощущает под пальцами холодную, рассыпчатую массу, он видит сверкающую белизну, слышит хруст под ногами, вдыхает ни на что не похожий морозный запах. И он говорит себе: «Это – снег. Это – зима!»
Психологи считают, что ведущую роль в создании восприятия играет головной мозг, где объединяется и организуется разнообразная информация, полученная от органов чувств. Анализируя ощущения, мозг выделяет каждый предмет из его окружения, различает их по форме, цвету, размерам; определяет расстояние, на котором они от нас находятся; выясняет, движутся предметы или нет. И все это осуществляется почти мгновенно! Благодаря деятельности мозга, мы видим вокруг себя на улице не беспорядочные цветные пятна разной освещённости, а дома, деревья, людей, автомобили. В консерватории мозг складывает вместе разнообразные слуховые ощущения, и мы слышим не беспорядочный набор звуков, а симфонию. Вечером в лесу мы не просто отмечаем про себя отдельные шорохи, блики и запахи, а видим горящий костер, чувствуем смолистый аромат прогретых за день солнцем сосен, замечаем пролетевшую птицу.

Значит, когда все ощущения складываются, сливаются вместе, получается восприятие?

Психолог: Нет, это не верно! Любое восприятие – это не просто сумма отдельных ощущений (цвета, света, звуков, запахов и т.п.). Огромную роль в создании восприятия играет предшествующий опыт человека. Когда мы видим предмет в первый раз, требуется время, чтобы проанализировать все свои ощущения. Но если предмет нам хорошо знаком, достаточно одного только признака, чтобы определить его. Так услышав характерное тиканье из соседней комнаты, мы сразу понимаем: «Это часы!»

Знаменитый французский поэт Артюр Рембо написал некогда необычное стихотворение «Гласные». В нем говорилось, что буквы могут быть цветными: А - черной, Е – белой, И – красной, У – зеленой, О – синей. Поэт вовсе не пытался удивить слушателей необычными сравнениями. Он действительно видел звуки! В «Гласных» было впервые описано явление, которое учёные называют «цветным слухом», или синтезией (в переводе с греческого этот термин значит «соощущение»).
Артюр Рембо далеко не единственный человек, обладавший даром «цветного слуха». Настоящим гением синтезии считается, живший в первой половине ХХ века, московский репортер Леонид Шершевский. В восприятии какого-либо признака предмета у него участвовали все чувства сразу! Он мог, например, сказать при знакомстве: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос!» Когда при Шершевском стали брать одну за другой музыкальные ноты на пианино, он видел то серебряную полосу, то желтую, то коричневую… Причем в последнем случае зрительное ощущение оказалось дополнено и вкусовым – во рту появился вкус кисло-сладкого борща. Один из музыкальных тонов вызвал у Шершевского образ молнии, раскалывающей небо пополам. А резкий звук произвел на него впечатление иглы, вонзившейся в спину. Гласные буквы были для него фигурами, согласные – брызгами, а цифры представлялись некими башнями.
«Я вспоминаю, - пишет один из современников, - как однажды мы с Шершевским шли из института.
- Вы не забудьте дорогу, - предупредил я его.
- Нет, что вы, - ответил он. – Разве можно забыть? Ведь этот забор, он такой солёный на вкус и такой шершавый, и у него такой пронзительный звук…»

3. Внимание

Благодаря органам чувств мы замечаем всё, что происходит вокруг нас?

Психолог: Это не совсем так. Да, органы чувств постоянно информируют нас о том, что происходит вокруг. Однако, как правило, мы не видим всего, что нас окружает, и не воспринимаем все звуки. Из многих окружающих предметов наше сознание сосредотачивается только на самых значимых. Эта способность сознания выделять из многого что-то одно называется вниманием. Внимание играет огромную роль в нашей жизни. Если бы человек не обладал вниманием, он бы не мог ни учиться, ни работать.
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Представьте, что вы решает сложную задачу, и никак не можете отыскать верное решение. Терпение на исходе, вы уже готовы отступиться от поставленной цели, но потом собираетесь с силами и опять направляете внимание на условие задачи. Такое внимание, которым управляет сам человек, называется произвольным. Для него характерно чувство напряжения. Другой – противоположный – вид внимания – это внимание непроизвольное. В отличие от произвольного оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны (так бывает во время интересного кинофильма, когда мы с интересом следим за событиями на экране).

Внимание всегда сосредоточено на чём-то одном?

Психолог: Порой человеку приходится выполнять несколько дел сразу. Например, на уроке ученик может слушать учителя, делать записи, смотреть на карту. Эта способность называется распределением внимания. Не всегда подобного рода занятия бывают успешными. Например, если выполнять домашнее задание и одновременно смотреть телевизор, можно допустить много нелепых ошибок, да и времени на приготовление уроков уйдёт больше. Но иногда, благодаря целенаправленной тренировки можно научиться так распределять внимание, что одно дело не будет мешать другому. В 1887 г. свои необычные способности по управлению вниманием продемонстрировал публике француз Полан. Он, например, мог читать слушателям одно стихотворение и одновременно сочинять на заданную тему другое. Или, декламируя стихи, в тоже время решать сложные задачи.

4. Воображение

Психолог: Человек может наблюдать не только предметы внешнего мира, но и яркие картины, порожденные его мозгом. Каждый из нас способен чётко и ясно представить себе хорошо известный пейзаж, например вид из окна своей комнаты или лицо близкого родственника. Достаточно прикрыть глаза, и мы увидим их словно на «внутреннем экране». Эта способность мозга называется воображением.

Человек способен вообразить только то, что он видел или слышал раньше?

Психолог: Нет, конечно. Воображая, человек способен соединить в единый образ части различных предметов. Именно так, слив образы лошади и человека, получили кентавра. Многие герои хорошо известных вам сказок и мифов никогда не существовали в реальной жизни. Они были созданы силой человеческого воображения.

Воображение есть у всех людей?

Психолог: Иногда про какого-нибудь человека говорят: «У него отсутствует воображение». Это, безусловно, преувеличение. Воображение есть у всех. Без воображения не было бы ни науки, ни искусства. Человек не смог бы не только написать художественное произведение, но и прочитать его. Ведь образы, создаваемые писателями, поэтами и художниками не произвели бы на него никакого впечатления.
Более того! Не будь у человека воображения, мы оказался бы абсолютно беспомощным в практической жизни. Именно в воображении мы предвидим результаты, которые желаем достигнуть при помощи тех или иных действий.

Психолог: Органы чувств есть у всех живых существ. Человек в этом отношении ничем от них не отличается. Но у человека есть ещё один инструмент для познания – речь. В отличие от животных он живёт как бы в двойном мире: мире окружающих его предметов и в мире слов.

Что значит «живёт в мире слов»?

Психолог: Речь – чрезвычайно сложное явление психической жизни человека. Основополагающим элементом речи служит слово, являющееся в то же время понятием. А понятия – это общие имена, принятые в человеческом обществе для предметов или явлений. Каждое такое понятие вызывает в нашем воображении определенную картину. Например, кто-то произносит слово «лес». И тотчас в нашем воображении возникает определённая картина: много деревьев, тень, ветер шумит в ветвях... А если кто-то говорит о «дожде», появляется другой образ: небо, затянутое тучами, капли, падающие на землю, лужи под ногами...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!