Чем индивид отличается от развитой личности: определение понятий и их различия. Понятие личности

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Ее устойчивые компоненты составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность" . Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой - часть социально-практического бытия, - наводит на мысль, что по своей структуре понятия "человек", "личность", "индивидуальность" включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных соотношениях. Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются. В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид - это не просто единичное эмпирическое существо, "вкрапленное" в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые.


В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Социально-деятельностная сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей - величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Теории личности.

В гуманитарных науках сформировались три основные концепции личности. Наиболее распространенной в социологии является статусно-ролевая концепция личности. Сторонниками этой теории были видные социологи Мэртон, Парсонс, Митт и др. С точки зрения данной теории, личность возникает и формируется только тогда, когда человек включен в социальную группу, входит в различные социальные институты, в которых приобретает статус, связанные с ним роли, усваивает нормы, ценности, установки и т. д. При этом социальная роль рассматривается как способ поведения человека в соответствии со своим статусом. Таким образом, можно рассматривать личность как функцию от множества социальных ролей, а ролевое поведение - как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Индивид - носитель различных социальных статусов, и человек может сам определять, какой статус для него является доминирующим, главным. Статусы могут быть предписанными и естественными. Естественные не зависят от выбора человека и даже общества (статус пола, возраста). Предписанный статус навязывается человеку обществом, приобретается человеком в обществе и его собственными усилиями. Системой существующих статусов различных социальных институтов человеку предлагается выбор, который он осуществляет на основе объективных и субъективных условий. Все статусы предписывают определенные роли - совокупность действий, которые должен выполнять человек, чтобы им соответствовать. Человек имеет целый набор статусов и ролей и это может, в некоторых случаях, приводить к ролевым конфликтам - к ситуациям, когда выполнение одних ролевых функций делает невозможным выполнение других. Социальная роль связана с ролевым поведением и ролевым ожиданием. Осуществление ролевых ожиданий во многом определяет возможность ролевых действий. Через ролевые ожидания общество воздействует на личность и в этом смысле автономия (свобода) личности всегда имеет определенный предел.

Рис. 10. Социальный статус и его основные виды

Концепция З. Фрейда. Свои рассуждения о личности известный австрийский мыслитель и психиатр строит, исходя из признания доминирования животного начала в человеке как биологическом существе. Как животное человек стремится к удовлетворению потребностей, которые приносят ему чувство удовлетворения. Общество же накладывает на человека систему запретов, направленных на сохранение общества как целостности, на установление определенного социального порядка. В связи с этим в структуре человеческой личности он выделяет три компонента: «оно», или «ид» - бессознательные, импульсивные влечения биологического порядка, эрос как источник активности (либидо - половое влечение); «я» или «эго» - самосознание человека; «сверх - я» или «супер–эго» - нормы, навязанные обществом и принятые человеком.

Самосознание человека как опосредующее звено между «оно» и «сверх я» ищет компромисс между глубинными влечениями и общественно приемлемыми формами их реализации.

Рис. 11. Структура личности по Фрейду

Поведенческая концепция личности возникла и развивалась в рамках психологии бихевиоризма. С этой точки зрения поведение личности складывается из трех типов поведения: безусловно-рефлекторное поведение, которое определяется системой безусловных рефлексов и мало осознается личностью; условно-рефлекторное поведение, которое определяется системой условных рефлексов, сформированных в процессе жизни индивида и заключающих в себе его жизненный опыт (поэтому такое поведение может быть достаточно разнообразным в зависимости от условий жизни, и оно также может быть мало осознаваемым); оперантное поведение, которое представляет собой стихийно выбранные формы поведения, закрепленные в привычках и стереотипах.Оперантное поведение в значительной мере индивидуально и, как привило, имеет определенное рациональное обоснование.

Человек – это особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Кроме того, человек является социально-биологическим существом, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Чтобы лучше разобраться в том, что такое человек, следует прежде всего четко разграничивать применяемые по отношению к нему понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens , биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида (индивидом рождается каждый человек).

Индивидуальность – это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип тем­перамента, физические и психические осо­бенности, интеллект, мировоззрение, жиз­ненный опыт). Как правило, только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.

Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).



Быть личностью – значит иметь следующее:

· обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;

· иметь активную жизненную позицию;

· иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;

· обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;

· осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;

· оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;

иметь созидательную установку и созидательное поведение.

Таким образом, когда мы говорим об человеке, то имеем в виду не только его существование как психосоциобиологического организма (т.е. как индивида ), не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности ), но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности ).

Учитывая данные определения, можно заключить, что человек смертен лишь частично: он смертен как индивид и индивидуальность, личностное проявление человека может преодолевать временные границы его жизни как индивида. И чем более развита, чем ярче и оригинальнее проявляется личностная компонента человека, тем менее привязана она к границам существования человека как индивида. Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как индивид жил в период с 17 декабря 1770-го по 26 марта 1827-го года. О его индивидуальности можно прочитать в биографических справках. Но как личность Бетховен жив! Он жив в тех симфониях и сонатах, трио и квартетах, концертах и увертюрах, которые на протяжении многих поколений изучаются, исполняются и слушаются миллиардами людей во всем мире. И каждый раз, когда звучит его музыка, «оживает» личностная сторона Бетховена.

Среди всех ролей , выполняемых личностями, обычновыделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности:

1) деятели;

2) мыслители;

3) люди чувств и эмоций;

4) гуманисты и подвижники.

Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.

Второй тип составляют мыслители . Их мысли – о судьбах мира, их цели – спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Таких людей обычно принимали посланцами богов. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и др. Бытие некоторых из них, на первый взгляд, парадоксально - о судьбах людей они размышляли вдали от них. На самом деле это вполне объяснимо. Чтобы понять глубинный смысл человеческого бытия, надо уйти от «поверхности» повседневности, от временного «суетного» мира и, таким образом, приобщившись к вечности, найти в ней ответы на животрепещущие вопросы современности.

Люди чувств и эмоций – творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». Такие люди, как А. Блок, А. Белый, В. Хлебников и др., бывают непризнанными пророками в своем Отечестве, в разное время интуитивно предвидевшие события, отметившие собою века.

К четвертому типу, гуманистов и подвижников относятся люди, о которых можно сказать что они чужую боль воспринимают как свою, личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Они не изучали этики сострадания, они ее почувствовали своим сердцем. Это известная всему миру Мать Тереза, Альберт Швейцер – философ, теолог, органист, музыковед, врач, основавший на собственные средства в Ламбарене (Габон) медицинский центр и посвятивший духовному и телесному исцелению людей всю жизнь.

Ценности личности

Ценность – это понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций , элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

· в зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные;

· по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные;

· по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе . Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

· поддерживают порядок, равновесие в обществе;

· подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

· помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные (профессиональные) нормы и нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами, имеют общеобязательный характер, формально определены (четко сформулированы в письменной форме), регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще) и подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения.

Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека , которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

· пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

· активная , направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

· групповая конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

· общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению», такое поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств).

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

· активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение группе;

· подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

· игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

· непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл– в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы , из которых можно выделить следующие:

· смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

· смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

· смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

· не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни– в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (B.C. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна, сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».

С точки зрения сторонников третьего подхода , жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

· смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

· смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой);

· смысл жизни в достижении некого идеала человека;

· смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно с достоинством и чувством исполненного долга.

Смерть и бессмертие

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть :

1. смерть как отрицание будущего , следовательно, обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. смерть как переход прошлого в вечность . Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т. е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Значит жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.

Философский смысл смерти состоит еще и в том, что она есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. Бессмертие есть отрицание смерти, тогда как смерть является отрицанием жизни. Следовательно, бессмертие есть двойное отрицание или отрицание отрицания. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.

Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он борется, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов,человек вообще никогда не появился бы.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует, несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.

Смерть имеет и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно – проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.

Идея бессмертия , как известно, возникла почти одновременно со страхом смерти, как реакция на него. Но решающим в возникновении этой идеи был, вероятно, даже не страх, а острое чувство трагического сиротства , которое испытывала семья покойного, социальная группа или общество в результате ухода из жизни человека, чья жизнь была подвигом служения людям, либо вообще оставила значительный культурно-исторический след в их социальном бытии.

Бессмертие – это чисто человеческий феномен, так как животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Человек же, живя настоящим, устремляет себя в будущее, вынося результаты своей деятельности за пределы настоящего. Однако и человек не всегда анализирует прошлое, не всегда опирается на него. И тогда рвется связь времен, без которой сама идея бессмертия становится бессмысленной.

Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов.

Существуют различные концепции бессмертия : биологическая, ге-ронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.

1) Многие понимают бессмертие геронтологически как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства : детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем А. Франс сказал: «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях ». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях.

2) Следующий вид бессмертия мумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В.И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят людям возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях.

3) Третий вид бессмертия – это космизация тела и души умершего , вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.

4) Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.

5) Пятый путь в бессмертие – изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий , погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее.

В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, человек бессмертен и вечен как духовное существо. А его бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

Тема 14, 15,16. Личность

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. . Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телœесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всœем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделœенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. В случае если индивидуальность фиксирует выделœенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а должна быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: ʼʼЯ самʼʼ; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности . Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата͵ ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго состоит в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты.

  1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента͵ характера, способностей человека.

При этом личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

  1. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).
  2. Метаиндивидная подсистема – ʼʼвкладыʼʼ личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них ʼʼвкладовʼʼ принято называть персонализацией . Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – ʼʼэндопсихическуюʼʼ и ʼʼэкзопсихическуюʼʼ организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, ᴛ.ᴇ. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определœенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида (ʼʼНи один садовник не может вырастить яблоко на дубеʼʼ - В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всœей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всœей жизни), но в разные периоды ее роль различна. При этом биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не бывают механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, ʼʼЯ – концепцияʼʼ, образ ʼʼЯʼʼ. Интерес человека к своему ʼʼЯʼʼ был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как ʼʼЯʼʼ, противостоящее ʼʼдругимʼʼ и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием принято называть совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определœенный образ ʼʼЯʼʼ.

Образ ʼʼЯʼʼ включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ ʼʼЯʼʼ - динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга исходя из ситуации ʼʼЯʼʼ-образов: ~ реальное ʼʼЯʼʼ ~ идеальное ʼʼЯʼʼ ~ фантастическое ʼʼЯʼʼ и т.д.

ʼʼЯ-концепцияʼʼ - ϶ᴛᴏ совокупность всœех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. ʼʼЯ-концепцияʼʼ выполняет 3 основные функции.

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. В случае если новый опыт не вписывается в существующие представления, ʼʼЯ-концепцияʼʼ отвергает его, срабатывает как защитный экран (ʼʼЭтого не должна быть, потому что этого не должна быть никогдаʼʼ).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр ʼʼЯ-концепцииʼʼ, информация осмысливается и получает значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, ᴛ.ᴇ. то, что должно произойти (ʼʼЯ хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологииʼʼ). ʼʼЯ-концепцияʼʼ ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с ʼʼЯ-концепциейʼʼ (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

ʼʼЯ-концепцияʼʼ должна быть позитивной или негативной. Позитивная ʼʼЯ-концепцияʼʼ означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная ʼʼЯ-концепцияʼʼ предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между ʼʼЯ-концепциейʼʼ и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя бывают субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их ʼʼЯ-концепцииʼʼ (к примеру, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура ʼʼЯ-концепцииʼʼ - это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ ʼʼЯʼʼ - одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе ʼʼЯʼʼ, отрицательное отношение к себе всœегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности. Степень адекватности образа ʼʼЯʼʼ выясняется при изучении самооценки личности, ᴛ.ᴇ. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всœегда носит субъективный характер.
Размещено на реф.рф
Она не является постоянной, изменяясь исходя из обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка должна быть адекватной, завышенной (в данном случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинœение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний - ϶ᴛᴏ желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. При этом должна быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний. Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всœем, агрессивность. Данное состояние принято называть аффект неадекватности .

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определœенный компонент образа ʼʼЯʼʼ – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Важно заметить, что для сохранения самоуважения нужно:

Добиться успеха (это трудно) или

Снизить уровень притязаний.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность." 2017, 2018.

С самого рождения в каждом человеке заложен конкретный набор генов, который отличает своего владельца от массы других людей. Но они составляют лишь определенные возможности развития. В процессе жизни в обществе, во взаимодействии с другими людьми формируются конкретные особенности человека: характер, мотивационная сфера, отдельные качества.

Эти черты помогают реализовать свой потенциал и достигать жизненных целей. Сложная неоднозначная структура человеческого существа может быть отображена в системе человек-индивид-личность, где путь к социализации индивида возможен только после становления его личности. Наивысший уровень развития индивида – это самореализация всех потенциальных возможностей , которая доступна только при сформированной индивидуальности.

Личность – это определение сложного психологического образования, особенного свойства, которое возникает на определенном этапе развития человека. Личностью не рождаются, рождаются индивидом. Для более точного соотношения в человеческой природе понятий индивид, личность, индивидуальность, следует рассмотреть их точное определение. Правильное соотношение этих понятий сформирует целостный взгляд на структуру понятий индивид- индивидуальность-личность-.

Человек – это понятие, которое включает соотношение всех особенностей, свойственных людям, независимо от того, есть ли они у конкретного человека или нет.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества. Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных природных свойств. В понятии «индивид» очерчено природное телесное бытие человека.

Индивид, прежде всего, носитель биологических свойств, а «личность» — социально-психологических. Индивидом можно считать новорожденного ребенка и взрослого человека, представителя дикого племени и человека из цивилизованной страны. Человек, рождаясь, застает сформированную систему общественных отношений. Его жизнь в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует человека, похожего на других людей. Но в то же время он другой: по-своему думает, действует, страдает.

Понятие «личност ь» относится к наиболее противоречивым и сложным для определения в современной психологии. Это понятие – своеобразный ключ к психологии и разрешению ее наиболее значительных проблем. Единое общепринятое определение этого понятия до сих пор не существует. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», что означает «маска». Этим словом обозначали маску, которую надевали актеры античного театра во время театрального действия. Уже с самого начала понятие было связано с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя жизненные роли. Однако понятно, что смысл личности гораздо более сложный и неуловимый, нежели внешний социальный образ. Чтобы понять всю ее полноту, важно выделить такие моменты:

  • Это глубокая сущностная характеристика человека. В личности сосредоточены свойства, которые отличают одного человека от другого: особенные, наиболее яркие и заметные психологические черты. Это внутренняя сила, которая действует, объединяет все реакции, все возможные варианты индивидуального поведения.
  • Это сущность, которая обозначает стабильные формы поведения. Свойства личности очень стойкие, согласованно проявляются в разных ситуациях, высказываниях, в отношении к другим и во внутреннем отношении к себе. В то же время, это психологическая сущность, от которой зависят также новые и уникальные формы поведения.
  • Она является результатом развития, зависит от биологической наследственности и социальных условий. История личности и есть личность. Она формируется при взаимодействии с социальным окружением через общение и общую деятельность.
  • Это стойкая психологическая структура, совокупность черт, которые диктуют определенную логику поведения. Эта структура составляет ядро личности человека.

Личность характеризуется особыми психологическими образованиями, соотношение которых дает человеку возможность совершать поступки на основе свободного самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать свою позицию, создают особый уровень и структуру личности. К психологическим образованиям личности относятся:

  • внутренний мир;
  • характер;
  • способности;
  • личные ценности;
  • моральность;
  • личный выбор;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • цели и перспективы;
  • личный способ действия.

Когда рождается личность, или «Я сам!»

Перевоплощение индивида в личность происходит в раннем дошкольном возрасте, когда формируется соотношение предметных и чувственно-практических действий.

Этот процесс формирует образ «Я» и вызывает «одухотворение» всей жизнедеятельности ребенка. Проявлением этого процесса в поведении ребенка является стремление к полной самостоятельности, когда родители все чаще слышат от малыша «Я сам!».

В развитии ребенка это означает его постепенное освобождение от взрослых, развитие субъективности. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что именно этот момент и является рождением личности, ее настоящей сущности, целостного «Я» с собственным мировоззрением.

Каждого человека можно назвать личностью?

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других. Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

«На этом стою и не могу иначе!»

В системе «индивид-индивидуальность-личность» вершина развития человека находится на уровне индивидуальности. При этом человек может стать индивидуальностью только после становления личности.

Индивидуальность – это определение яркой личности, которая выделяется заметным своеобразием. Б. Г. Ананьев считал, что личность – это вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность – это ее глубина. Индивидуальность отображает единение всех уровней организации человека. Каждый человек отличается индивидуальными особенностями, но далеко не каждый является индивидуальностью в значении гармонии между разными свойствами.

Становление личности происходит в процессе социализации через освоение социальных норм и правил поведения, формирования отношений с другими.

Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации внутреннего мира и поведения. Психологическим условием индивидуальности является зрелость. Становление индивидуальности происходит в процессе самореализации человека.

Сформированная индивидуальность – это личность, которая стала самобытной и достигла самоопределения в собственной реальности существования.

Индивидуальность – это новый уровень духовной жизни, на который поднимается личность в процессе глубокого и целенаправленного развития. Будто после своеобразного экзамена на целостность своего внутреннего «Я», человек становится индивидуальностью.

Знаменитый психолог А. Г. Асмолов когда-то выразил грамотную мысль о том, что индивидом рождаются, личностью стают, а индивидуальность отстаивают.

Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность»в видео.

Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!