Чем отличается диалогическая речь монологической. Основные направления речевого развития дошкольников

Прокомментируйте.

Её механизмы

Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи,

Формирование у дошкольников связной речи

Основные направления речевого развития дошкольников

Задание:1. Прочитайте внимательно. 2. Пронумеруйте главные мысли.

& Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяжённостью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Свя́зность, по мнению С.Л. Рубинштейна, – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с т.з. её понятности для слушателя или читателя» . Свя́зной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания.

Связная речь, по мнению Н.П.Ерастова, характеризуется наличием основных групп связей:

логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

функционаьно-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения;

–грамматических – отнесённость речи к структуре языка.

Таблица 2

Диалог Монолог
Состоит из реплик или цепи речевых реакций Это логически последовательное высказывание, протекающее относи-тельно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
Собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто
Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; Характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание
Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника). Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.



Речь считается связной , если для неё характерны:

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности (табл.2)

Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом . В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развёрнутое высказывание.

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников . Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло своё отражение в исследованиях, в которых подчёркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Запас слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, полно, образно (Е.М. Струнина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Л.А.Колунова и др.). Формирование грамматического строя направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа (А.Г. Тамбовцева-Арушанова, М.С. Лаврик, Э.А. Федеравичене и др.). При воспитании звуковой культуры речь становится чёткой., внятной, выразительной (А.И. Максаков , М.М. Алексеева и др.).

Форма связной речи на разных этапах бывает различной, она развивается с общим развитием сознания и личности ребёнка. Если у ребёнка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои ещё недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя, то уже в старшем дошкольном возрасте связная речь настолько развивается, что приобретает вполне дифференцированный характер .

Как развивается связная речь, раскрывают в своих исследованиях С.Л.Рубинштейн и А.М. Леушина .

Они считают, что развитие речи ребёнка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора . Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребёнка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной реч ью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтёт ситуацию, условия, в которых рассказывает ребёнок, его жесты, движения, мимику и интонацию.

Маленький ребёнок овладевает прежде всего разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативна . Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью . Её содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятной для слушателя. Это более совершенная форма связной речи развивается у ребёнка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает всё большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребёнка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят, переживают. Например, дома ребёнок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребёнок, она задаёт ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребёнка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребёнка связной речи.

Обогащая свой словарь, ребёнок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает всё более сложным построением речи, что позволяет ему всё более связно излагать свои мысли.

Ситуативная речь не исчезает с появлением контекстной, а продолжает существовать не только у детей, но и у взрослых. В сознании ребёнка эти формы речи постепенно дифференцируются. Они используются в зависимости от предметного содержания рассказа, характера самого общения, обстановки. Обе формы связной речи имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированн а.

Несмотря на то что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога, по мнению Д.Б.Эльконина , неверно отождествлять ситуативную речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической, так как последняя может иметь ситуативный характер.

Исследователями установлено, что х а р а к т е р с в я з н о й р е ч и де т е й з а в и с и т о т р я д а у с л о в и й и прежде всего от то го, общается ребёнок со взрослыми или сверстниками . Доказано (А.Д. Рузская, А.Э. Рейнстейн и др.), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в три раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнёром, в общении с которым дети как бы апробируют всё присвоенное ими в общении со взрослыми .

Способность изменять свою речь зависит также от того, к какому ребёнку она обращена. Например, четырёхлетний ребёнок при разговоре с двухлетним пользуется более короткими и менее сложными предложениями, чем при разговоре с ребёнком, который старше его.

Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С.Выготский) возникает у детей при наличии эмоций , связанных с яркими впечатлениями, интересом к заданиям, которые предлагает педагог, а также при наличии слушателей, т.к. говорить в пространство, «в никуда» дошкольники не хотят.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребёнок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, пожелание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.

èЧтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика ».

В частности, в работе В. В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, её развёрнутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании . Так, на занятии «Магазин игрушек» ребятам объясняли, что, для того чтобы приобрести игрушку , они должны рассказать о ней. Платой за эту вещь бу -дет подробный интересный рассказ. На занятии «Срочно необходим ваш совет» детей просили посоветовать, какие чашки приобрести малышам, и др..

В исследовании М.С. Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребёнок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику . Интересные примеры есть Л.В.Ворошниной , Э.П..Коротковой и др.

Характер связной речи зависит также от характера темы и её содержания. Рассказ детей на тему о ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Как только дети отрываются от личного опыта, исчезает излишняя детализация, утяжеляющая рассказ. Нередко появляется прямая речь. Рассказ на свободную тему весьма ситуативен и зачастую состоит из ряда звеньев, связанных между собой лишь внешними ассоциациями.

Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребёнка.

Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.

Задание :1.Составьте вопросы к данному параграфу

6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, муха-горюха, а ты кто?
- А я блоха-попрыгуха.
- Ступай ко мне жить.

  • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?
  • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
  • Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (-) в диалогической речи.
  • Спишите диалог. Проверьте написанное.

Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой . В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

  • Подготовьтесь разыграть этот диалог.

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа - «два», моно - «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог - как «речь одного».

8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».

Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

  • Отрывок из сказки - это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?
  • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.
  • Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

про ща́й

9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт.
- Надо так давать, чтобы можно было взять.

  • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.
  • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?
  • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
  • Спишите последнюю реплику.

10. Рассмотрите рисунки.

  • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому - диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
  • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких - монолог?

11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

Важнейшая функция языка – служить средством общения. Люди обмениваются приветствиями, спорят и соглашаются, звонят по телефону, произносят речи перед публикой, не подозревая, что вступают в диалоги или используют принцип монологического построения речи. Монолог и диалог – способы речевого обмена информацией, отличающиеся по структуре и содержанию.

Определение

Монолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических.

Диалог речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией.

Сравнение

Монолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель .

Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения.

В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое.

Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность.

Выводы сайт

  1. Монолог – речь говорящего, в которой не предполагается ответа со стороны собеседника. В диалоге участвуют два человека.
  2. Монолог обращен к слушателям или предполагаемому собеседнику. Участники диалога адресуют фразы друг другу.
  3. Монолог – способ речевого самовыражения. Диалог – важный коммуникативный элемент речи.
  4. Диалог структурно разделен на реплики. Монолог – единый в смысловом и структурном плане речевой фрагмент.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог Монолог
Состоит из реплик или цепи речевых реакций Это логически последовательное высказывание, протекающее относи-тельно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
Собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто
Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; Характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание
Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника). Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

Структура процесса общения.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

3 – б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!