Чем отличается талант от гениальности. Все ли люди талантливы? Низкий эмоциональный интеллект

Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и .

Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.

Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.

Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.

Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.

Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?

Что такое гениальность?

Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.

В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.

4 теории возникновения гениальности:

  1. Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
  2. Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
  3. Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
  4. Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.

Признаки гениальности

Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:

  • Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
  • Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
  • Перфекционизм – совершенство.
  • Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
  • Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
  • Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
  • Оригинальное и спонтанное поведение.
  • Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
  • Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
  • Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.

Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.

Талант и гениальность

Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.

Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.

Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.

Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.

  • Гениальность иррациональна, талант рационален.
  • Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
  • Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
  • Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.

Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.

Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.

Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.

Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.

Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.

Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?

Итог

Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких . Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.

Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.

Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

    вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

    цифровой (характерен для математиков, программистов);

    слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

    пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

    физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

    личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

    межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

    талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» .

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие . Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении .

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности .

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и гений различаются , прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Заключение

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список использованных источников

    Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.

    Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

    Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

    Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - №6. – С. 29-33.

    Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. – 608с.

    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

    Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.

    Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». - 2000. - № 3. – С. 58-65.

    Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.

    Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

    Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

    Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

    http://psylist.net/difpsi/genials.htm

1 Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

2 Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.

3 Psylist . net [Электронный ресурс] – режим доступа к ст.: http://psylist.net/difpsi/genials.htm

Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Актуальность темы нашей курсовой работы раскрывается следующими положениями. Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».

К сожалению, порой с помощью неумолимого анализа разрушают и уничтожают одну за другой те светлые, радужные иллюзии, которыми обманывает и возвеличивает себя человек. Так мы приходим к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное, как взаимное влечение тычинок и пестиков... а мысли - простое движение молекул. Даже гениальность - эта единственная державная власть, принадлежавшая человеку, перед которой, не краснея, можно преклонить колени, - даже ее многие психиатры поставили на один уровень со склонностью к преступлениям, даже в ней видят только одну из тератологических форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия.

Вопросы одаренности, таланта, гениальности, как верно было выше подмечено Рубинштейном, несмотря на регулярность изучения, так и остаются не понятыми до конца, с настолько разными вариантами причино-следственных отношений, что трудно говорить о какой-либо логической связи между этими теориями. Например, в психологической литературе вопрос о соотношении понятий одарённость, талант и гениальность имеет зачастую очень противоречивые ответы. Во многих источниках понятия «одарённость» и «талант» трактуются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

Неразработанность и вместе с тем важность темы курсовой работы также подчеркивает актуальность нашего теоретического исследования.

Объектом исследования являются такие психологические понятия как одаренность, талант, гениальность.

Предметом исследования – особенности, время появления, развития, раскрытия таких сторон психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель нашей курсовой работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.

Цель реализуется следующими задачами:

Дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

Изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

Изучить теоретико-психологические основы таланта;

Раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

Описать промежуточную ступень гениальности - маттоидов (по Ч. Ломброзо);

В процессе раскрытия заявленной темы нами были изучены работы таких психологов как: Ананьев Б.Г., А.В. Петровский, Гарднер Г., Гиппенрейтер Ю.Б., Лейтес Н.С., Лурия А. Р., Матюшкин А.М., Немов Р.С., Попова Л.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б. М., Щебланова Е.И.

Наша работа написана на 36 страницах, состоит из введения, 5 пунктов с подпунктами, заключения, списка использованной литературы (30 источников) и носит исключительно теоретический характер.

Первая глава нашей курсовой работы посвящена способностям как основе изучаемых нами процессов, 2-я глава описывает одаренность, 3-я – талант, 4-я - гениальность и промежуточную ее ступень, в 5-ой главе нами даны общие рекомендации для работы с одаренными детьми.

1. Способности

1.1 Общая характеристика способностей человека

В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов выделял 3 основных признака способностей :

· индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

· особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

· особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

По С. Л. Рубинштейну, «способности – это сложное, синтетическое образование, включающее в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

В. С. Юркевич понимает под способностями виды деятельности, В. Д. Шадриков – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и т.д. Но мы остановимся на определении Теплова. Суммируя все вышеописанные признаки, получим следующее определение :

«Способности – индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам».

Необходимо также отметить, что способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Без развития способность теряется. Именно поэтому успешность той или иной деятельности зависит от развития способности, необходимой для этой деятельности.

Выделяют природные (или естественные) и специфические способности . Природные способности биологически обусловлены и связанны с врожденными задатками.Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян (например: память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии). Эти способности формируются через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

Специфические же способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. В свою очередь специфические способности можно разделить еще на 3 типа :

· теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

· способности к общению, взаимодействию с людьми.

Также отметим, что теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом в отличие от природных и прочих специфических. В этом случае большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко и в основном у одаренных и разносторонне развитых людей. Способности помогают развиваться человеку и при определенном сочетании различных хорошо развитых способностей определяют уровень развития способностей, в общем, у конкретного человека .

Предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки, с которыми ребенок родился. Однако способности не определяются биологически унаследованными свойствами. Мозг заключает в себе лишь способность к формированию этих способностей. То, как будут развиваться способности, зависит:

1) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое;

2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;

3) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

1.2 Уровни и развитие специальных способностей

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей :

· репродуктивный

· творческий

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное.

Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Поэтому некоторые авторы считают, что репродуктивные способности - это, прежде всего, общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества. И их взаимодействие определяет развитие человечества .

Стоит принять во внимание, что эти уровни взаимосвязаны, всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую. Также, оба уровня довольно динамичны. Они не являются чем-то застывшим. В процессе овладения новыми знаниями или умениями человек переходит с одного уровня на другой, меняется структура его способности. Известно, что даже чрезвычайно одаренные или даже гениальные люди начинали с подражания.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности .

Очень часто люди даже не задумываются над употреблением этих слов. Порой фраза "Он очень талантлив!" и "Он гениален!" становятся в один ряд. Так что же такое "талант" и "гениальность"? Попробуем разобраться в этих понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Талант или гениальность?

Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы. Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением. Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.

На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.
К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления. Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.

Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.

Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.
Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев. Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.

На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения. Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.

Добавьте к этому и то, что ярлык "гениальности" часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец. Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок "гениальности" навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать "системные заказы" от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.

Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом - это и есть проявления таланта. Т.е., кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте. Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле - кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью , а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом . О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.

Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта . Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  2. Цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна .

Гениальность (от лат. genius - дух) - практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых « шедеврами ». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения , побуждающего к новаторству в ремесле . С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. («Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.


Есть люди, которые выделяются из оощеи массы какими-то выдающимися личными качествами. Они совершили значимые поступки и даже подвиги. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества.
Исследуя виды позитивного девиантного поведения, необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, позитивных типов девиации значительно меньше, чем негативных. Во-вторых, они менее изучены социологами. Так или иначе, но к основным видам позитивного девиантного поведения относят гениальность и героизм, а к неосновным трудоголизм, сверхинтеллигентность, пунктуальность, граничащую с педантизмом.
Важно!
Среди социологов нет единства в понимании позитивного девиантного поведения. Существует мнение, что героизм и гениальность вообще нельзя относить к девиации. Подобного мнения придерживается социолог Т.И. Кандаурова и другие уважаемые ученые. Также нет единства в отношении оценки трудоголизма. В связи с этим в нашем учебнике представлена авторская точка зрения на те или иные типы человеческого поведения.
Начнем с гениальности , которая предполагает наличие таланта у человека, неких сверхспособностей, выделяющих его из общей массы. Возьмем, к примеру, гениальных поэтов, таких как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их талант есть не что иное, как просто умение красиво говорить и удачно складывать звуки в слова. Кроме способности четко излагать свои мысли, природа позаботилась о том, чтобы их дар восхищал окружающих, доставляя удовольствие от поэзии.
Природой закладывается умение не просто говорить, а говорить красиво, не просто петь, а поражать слушателей. Большинство людей в юности пытались писать стихи, но у С.А. Есенина это получалось значительно лучше, так как именно его природа наделила талантом.
В полном соответствии с разделением единого мира на чувственный и естественный талант как понятие имеет два содержания, активно используемые как в научной литературе, так и в широкой печати, и часто неразделяемые в понятийных конструкциях при анализе данного феномена.
Первое понимание подразумевает под талантом такое уникальное природное явление, которое позволяет сделать действия человека, их результаты интересными, привлекательными для общества и т.д. К ним часто применяется понятие «произведение» как признак талантливости. Данное понимание таланта чаще всего связывается с искусством, которое основано на эмоциональном восприятии, чувственном переживании. Последнее, в свою очередь, питается тем непонятным, но реальным ощущением удовольствия от восприятия, что и получило наименование талант.
Второе понимание: талант - это уникальное природное дарование, рождающее новые идеи, мысли, изобретения, открытия и т.д. Оно распространено среди ученых-естественников.
Так или иначе, но оба толкования таланта порождены социализацией, однако в разных формах. Они оказывают различное воздействие и на саму социализацию, осуществляя ее принципиально на другом уровне.
Существует мнение о том, что высокий интеллект — это показатель продуктивности, успешности, высокого уровня культуры, мудрости человека. Зачастую интеллект связан с одаренностью. Так, под интеллектуальной одаренностью понимается уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. действии, связанном с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью инновациям и т.д. По многим параметрам их уровень
является недостижимым для остальных. Поэтому одаренные люди воспринимаются как мудрые, успешные, во многом превосходящие окружающих.

Детская одаренность
Исследуя феномен гениальности, социологи останавливают свое внимание на таком явлении как появление вундеркиндов — детей с уникальными способностями. Считается, что одаренные дети — гордость своих родителей. У них все получается очень хорошо, быстро, правильно, ими все восхищаются, они подобны взрослым, что вызывает умиление у старших поколений. Однако судьба многих одаренных детей трагична. Дело в том, что характерной чертой вундеркиндов является одностороннее развитие. Достигнув невероятных высот, скажем, в области математики, ребенок может остаться беспомощным в других сферах жизни. Если с годами теряется и математический дар, то бывшего вундеркинда ждут многие неприятности и разочарования.

Противоречия гениальности
Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями. Их жизнь соткана из одобряемых и неодобря-емых девиаций, сомнений, душевных мук. Социологи обратили внимание на интересную закономерность: гениальность как разновидность позитивной девиации может уживаться в одном человеке с разного рода негативными девиантными проявлениями. Гений британской литературы Ч. Диккенс страдал от невроза навязчивых состояний — постоянно расчесывался, смотрел в зеркала и переставлял мебель. Он посещал лондонские морги, объясняя это своим желанием узнать больше о темной стороне жизни. Отец социологии О. Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. Из наших современников следует назвать математика Г. Перельмана, отказавшегося от международной премии «Медаль Филдса».
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Причины реализации интеллектуального и творческого потенциала в противозаконных формах поведения различны. Криминалисты приводят данные, свидетельствующие о том, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Эти граждане существуют в стороне и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. Такая ситуация определяет своеобразную мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации.
Человек с высоким уровнем интеллекта и со способностями, превышающими среднестатистические, зачастую оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Таким людям свойственно игнорирование реальности. Они относятся к обычному миру как к чему-то малозначимому, несущественному, и поэтому не принимают никакого участия во взаимодействии с ним. Все это ведет к повышенной тревожности, депрессивности и сложностям в адаптации, вследствие чего возможно совершение преступлений или правонарушений.
Люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация. Непризнанность обществом также может быть толчком к совершению преступлений и правонарушений. В результате происходит переход с позитивной девиации на негативную.
В юридической практике известен ряд примеров, когда преступники обладали столь высоким интеллектом, что совершали «идеальные» убийства, не допуская при этом ни единой ошибки, так что правоохранительные органы в течение долгого времени оказывались бессильны. Ярким примером такого типа преступников можно считать американца Эдмунда Кемпера, который был серийным убийцей женщин, в том числе собственной матери. Он обладал феноменально высоким IQ: 148-153 в разные годы его жизни, тогда как считается, что IQ среднего человека близок к 100. Другой пример преступника с высоким интеллектуальным показателем — серийный убийца Роберт Модели, заключение которого продолжается по сей день. У преступника высокий уровень интеллекта, и многие полагают, что он гений. При этом Р. Модели любит классическую музыку, поэзию и вообще хорошо разбирается в искусстве. Друзья и члены семьи описывают его как доброго и высокоинтеллектуального человека.
Исследователями доказано, что высоким уровнем интеллекта обладают лица, совершающие компьютерные преступления. По данным одного из таких исследований из 78% киберпреступников имеют высшее образование и 21% IQ значительно выше нормы. Высокий уровень интеллекта и образования необходим им для написания программ, взлома компьютерных кодов и т.п.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!