Чему не учат в школе. Предлагаю задать себе несколько вопросов

«Если б знал, где упал – соломки подложил бы», – гласит народная мудрость. Смысл этой пословицы прост – всех бед не предусмотришь. И тем не менее люди пытаются кое-что сделать для того, чтобы обезопасить себя.

Человек чистит зубы утром и вечером. Это не избавляет его от визитов к стоматологу, и все же его зубы лучше, чем у того, кто вовсе не заботится о своем здоровье. Человек делает утреннюю зарядку и закаляется. Это не избавляет его от болезней, и все же он здоровее и крепче, чем тот, кто зарядки не делает. И даже простудившись, такой человек переносит болезнь гораздо легче, чем его незакаленный сосед.

Мы уже привыкли к тому, что забота о своем здоровье приносит кое-какие плоды. Полезная вещь профилактика! Но ведь не все проблемы человека связаны со здоровьем! Есть проблемы преступности – каждый из нас на протяжении жизни сталкивается с тем, что кого-то из его знакомых обокрали, ограбили, избили… Да и сами мы время от времени становимся жертвами преступлений. Это приносит огромную боль, оставляет травмы физические и душевные, не забывается десятилетиями!

И здесь возникает вопрос – возможна ли с нашей стороны какая-то профилактика в этой сфере? Можем ли мы что-то делать, чтобы подобных неприятностей в нашей жизни становилось меньше?

Автор книги «То, чему не учат в школе (как не стать жертвой преступления)» утверждает – можем. Он много лет проработал в милиции города Днепропетровска, изучил проблему всесторонне и уверен – многие удавшиеся преступления есть плод неосведомленности и беспечности самих потерпевших. А значит, если люди будут знать, как именно совершаются самые распространенные преступления, преступлений будет меньше!

Если человек будет знать, как именно мошенники обманывают доверчивых прохожих на улице, то его самого не обманут! Если человек будет знать, где именно квартирные воры ищут спрятанные хозяевами деньги, то он положит свои кровно заработанные в другом месте, и воры не найдут их! Если женщина будет знать, что золотая цепочка с кулоном притягивает грабителя как магнит, то она не станет надевать ее, если выходит на улицу одна, и цепочку у нее не отнимут!

Более того – автор дает рекомендации, как именно поступать, если беда все-таки случилась. Если жертва преступления вовремя позвонит в полицию, сумеет сохранить или хотя бы не уничтожить следы, которые оставили преступники, то вероятность раскрытия преступления увеличивается во много раз! А значит – больше вероятность вернуть утраченное имущество и наказать обидчика.

Не стоит думать, что эта книга обогатит какой-то информацией самих преступников – к сожалению, все, что нужно знать для осуществления своей преступной деятельности, эти люди знают и так. А если какие-то тонкости криминалистики не известны всем преступникам мира, то из этой книги они этих тонкостей не узнают – автор был осторожен, и молчал там, где надо молчать. А вот простых граждан эта книга способна нужными знаниями обогатить. А значит – защитить.

Да, конечно – защититься от всех напастей невозможно. Но если читатель примет к сведению простейшие рекомендации, данные в этой книге, он все же будет лучше защищен от тех, кто привык жить за чужой счет. И даже если беда случится, он не будет мучиться годами, виня во всем себя. Ведь он сделал все, что мог.

Введение

Дорогие читатели!

Я – бывший украинский милиционер. Несколько лет я работал экспертом по наркотикам (на самом деле, должность эта называется иначе, но суть работы я указал правильно, а официальное название – путанное и мудрёное, так что приводить я его не буду), и ещё несколько лет – экспертом-криминалистом в одном из центральных райотделов города Днепропетровска.

За это время я имел возможность хорошо изучить наиболее часто встречающиеся виды преступлений (кражи, грабежи, т. д.) и всегда поражался, насколько мало подготовлены обычные люди к встрече с такой бедой, как совершённое в отношении них уголовное преступление.

К сожалению, многие удавшиеся преступления – плод неосведомлённости и беспечности самих потерпевших. Как часто излишне экономные люди лишались своих сбережений только потому, что ставили на бронированные двери своих квартир дешёвые замки! Как часто излишне доверчивые женщины сами отдавали свои деньги в руки первых встречных проходимцев! Как часто излишне беспечные мужчины оставляли автомобиль на ночь у подъезда, а утром удивлялись, видя разбитое стекло и не видя магнитолы и барсетки!..

В этой книге я попытался рассказать всё, что знаю о преступлениях, с которыми сталкивался сам. Конечно, мой рассказ не полон – например, я ничего не пишу о преступлениях экономических, так как никогда не работал по этой линии, а значит – не разбираюсь в вопросе. Но думаю, что и та информации о кражах, мошенничествах, грабежах, которую читатель почерпнёт на страницах этой книги, может оказать ему хорошую службу и помочь уберечься от многих бед. Все приведённые в книге примеры – реальные случаи из жизни реальных людей, вот только имена я по понятной причине изменил.

Разумеется, в этой книге я не выложил весь багаж своих милицейских знаний – книга написана для того, чтобы уберечь простых людей от преступников, а не для того, чтобы обогатить начинающих воров и грабителей ценной информацией. Поэтому я сознательно не описывал, как устроены известные мне отмычки, какие следы, кроме общеизвестных, может оставить на месте преступления вор и т. п.

Читателю также следует помнить, что я – милиционер из Днепропетровска, поэтому не всё, сказанное в этой книге, может совпадать с происходящем в вашем городе. Но я не думаю, что различия существенны: современный преступный мир – плод преступного мира СССР, а в те времена вор из Одессы и вор с Камчатки имели все шансы встретиться где-нибудь в солнечном Магадане и, коротая срок на нарах, детально обменяться накопленным опытом.

В общем – вперёд, дорогие читатели! Я сделал всё возможное, чтобы книга была интересной, ну а в том, что она полезна, можете не сомневаться. Читайте сами и делитесь прочитанным с близкими: то, что знает о преступлениях милиционер, должен знать каждый, и может быть, тогда любители поживиться за чужой счёт будут не так сильны в нашем обществе!

Глава 1. Кражи

Прежде чем начать, рассмотрим некоторые термины, с которыми читатель будет постоянно сталкиваться на страницах этой книги, и различия между которыми могут быть ему непонятны, если только он не дока в уголовном праве.

Итак, кража – это тайное похищение чужого имущества. Если у вас вытащили из кармана кошелёк, а вы этого не видели – это кража. Если вы всей семьёй отправились гулять в парк, а вернувшись в квартиру, обнаружили, что здесь уже кто-то побывал и вынес всё за исключением стен – это тоже кража. Если вы проснулись утром и обнаружили, что ночью из вашей машины вырвали магнитолу, предварительно разбив стекло, – это опять-таки кража.

Грабёж – это когда имущество похищают открыто. Если у вас из рук вырвали сумку, или у вас на глазах умыкнули мобильный телефон, который вы неосмотрительно оставили на столе в офисе, – это грабёж.

Разбой – это тот же грабёж, но с применением насилия, опасного для жизни потерпевшего, либо с применением оружия. Если у вас содрали с шеи золотую цепочку – это грабёж, но если перед этим вас попотчевали по голове кастетом, или хотя бы этим самым кастетом потрясли перед носом – это разбой.

Мошенничество – это когда вас обманули, и вы отдали злодею свое имущество сами. Например, если вы, польстившись на красивые обещания, вручили какому-то гражданину свои деньги взамен на акции не существующих золотых приисков, то действие этого гражданина (смывшегося на следующий день в заморские страны) расценивается уголовным кодексом как мошенничество.

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?

Многому в школе, все-таки учат.

Не нужно слишком уж ворчать на наше обучение.

Перечень дисциплин, изучаемых в школе велик.

Математика, физика, история, литература…

Но есть навыки, полезные навыки, которые в школе не изучаются.

Или изучаются мало.

Есть маловажные навыки, которые нужны не всем.

Например, в школе не учат разводить костер и готовить на нем еду. Не всем это нужно, хотя и полезно уметь.

Есть важные и полезные навыки.

Например, дружить, общаться, готовить еду.

Этому обучать в школе не нужно, потому что этому учат родители.

И каждая семья этому учит детей, как кому вздумается. И это хорошо. Обучение происходит разными способами и дети получаются разными. Что тоже хорошо. Кто-то более уверен в себе, кто-то менее. С разной силой воли, разными ценностями.

От воспитания в семье напрямую зависит и обучение в школе. Кто-то более заинтересован в обучении, кто-то менее. Разное стремление к знаниям, разная дисциплина и самодисциплина.

В чем-то родители надеются на школу, в чем-то школа надеется на родителей.

Есть и такие навыки, которым ребенок обучается сам, с более-менее посторонней помощью:

  • Уверенность в себе
  • Смелость
  • Сила воли
  • Лидерство
  • Харизма и др.

Конечно же, и родители прилагают к этому усилия.

Но не все и не всегда.

И в школе учителя об этом говорят.

Да, бывает, говорят.

Но учителям не ставится задача делать детей, к примеру, смелыми и уверенными в себе.

Умные, смелые, уверенные дети учителям довольно-таки мешают.

Да, в школе много говорят о воспитании, о личности. Что-то даже рассказывают. Но задача обучить этому учеников не ставится – поэтому нет никакого результата.

Вот и получается, что человек, обычно, обучается этому сам, не надеясь на школу и родителей.

Зато, став родителями, мы обязательно обучим своих детей столь важным для жизни навыкам.

  • Мне интересно Ваше мнение, уважаемый читатель! Что Вы думаете по этому поводу? В чем согласны, а в чем нет? Напишите об этом, пожалуйста, в комментариях!

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук. Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь. Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, - это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды - все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом - все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!