Черный монах читать в сокращении. «Чёрный монах

Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он отправляется к Песоц-ким - Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспита-телю, и его дочери Тане в деревню Ворисовку. Песоцкпй - зна-менитый российский садовод. Коврпиа с детства поражала фан-тазия Егора Семеновича - в саду есть самые необыкновенные растения - от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделяб-ров, в форме который растут садовые деревья. Сам Песоцкий и Таня много работают в саду; это - единственный смысл жизни Егора Семеновича, он очень беспокоится за то, что после его смерти некому будет продолжить его дело. Таня - девушка чувствительная и довольно нервная, многословная и искренне симпатизирующая Коврину. Она часто ссорится с отцом по пустякам, после чего запирается у себя в комнате и рыдает ос-таток дня. В Борисовке Коврин продолжает такую же беспорядочную жизнь, что и в городе. Он мало спит, много читает и пишет (он занимается психологией и философией), учит итальянский язык, пьет вино, курит, общается с довольно скучными знако-мыми Песоцких - барышнями-соседками, играющими с Таней на пианино, и молодым человеком, играющим на скрипке. Од-нажды Коврин слышит, как Таня, ее подруга и молодой чело-век разучивают серенаду Брага. Сюжет серенады незатейлив: "Девушка, больная воображением, слышала ночью в саду ка-кие-то таинственные звуки, до такой степени прекрасные, что должна была признать их гармонией священной, которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса". Ков-рину скучно, он рассказывает Тане легенду о черном монахе, которую сам не помнит, где слышал. Тысячу лет назад одетый.в черное монах шел по пустыне. За несколько миль от того места рыбаки видели мираж - чер-ного монаха, который шел по поверхности воды. Мираж отра-жался такое множество раз, что, наконец, вышел за пределы Галактики. Предсказание гласит, что через тысячу лет, т. е. во время жизни Коврипа и Тани, этот мираж вновь попадёт в зем-ную атмосферу и покажется людям. Тане легенда не нравится. Коврип выходит в поле, восхищается красотой природы, ему кажется, что мир притаился и ждет, чтобы Коврпн понял его. Неожиданно вдалеке показывается смерч, Коврин отходит в сторону. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это гигантский черных монах. Он оборачивается на Коврина и улы-бается ему. Коврин возвращается в дом. Судя по всему, никто, кроме него, не заметил чудесного явления, и Коврип решает никому ничего не говорить, потому что все сочтут его сумасшедшим. Когда гости разъезжаются, Таня приносит Коврипу почи-тать статьи отца о садоводстве. Егор Семенович сам наведыва-ется к Коврипу, сетует на то, что после его смерти сад пропадет, что Таня выйдет за какого-нибудь проходимца, пойдут дети, и садом некому станет заниматься. Песоцкий прямо заявляет Коврину, что единственный человек, которому он с радостью доверил бы дочь, - это он. После ухода Егора Семеновича Ков-рин принимается было за чтение статей, и его поражает агрес-сивны! i тон повествования (Песоцкий весьма резко полемизи-рует с другими садоводами). На другой день отец и дочь в очередной раз ссорятся, Таня запирается и никого не впускает к себе. Коврип решает их по-мирить, идет к Тане, утешает ее, успокаивает, гладит по голове, и вдруг понимает, что никогда не сможет полюбить женщину, вполне здоровую душевно, "но бледная, слабая, несчастная Таня" ему правится. В тот же день Коврин повторно видит привидение черного монаха - среди бела дня, в саду Песоцких. Черный монах говорит, что Коврин - один из немногих из-бранных богом людей, которые служат вечной правде и несут на себе божественную, небесную печать. Для таких людей есть вечная жизнь; своим трудом они приближают вечную жизнь и для остальных люден. Коврину приятно это слышать, но он понимает, что перед ним - галлюцинация, и прямо спрашива-ет монаха, болен ли он психически. Тот отвечает, что нет ниче-го страшного в психическом недуге - это отклонение только в понимании обыкновенных людей, т.е. "стада". Большинство ге-ниев страдало тем или иным душевным недугом. Монах сове-тует Коврнну: "Если хочешь быть здоров и нормален, иди в ста-до". Когда мираж исчезает, у Коврина становится легко и весе-ло на душе, он настолько счастлив, что, увидев Таню, востор-женно делает ей предложение. Начинаются приготовления к свадьбе. Таня нервничает; Егор Семенович сердится на рабочих. Дел невпроворот: гото-вятся фрукты и цветы к отправке в город, ведется оживленная переписка с подрядчиками, шьется приданое. Коврин ничего не замечает; он полностью уходит в работу. Он обожает Таню, постоянно говорит ей о любви. Монах является ему по несколь-ко раз в неделю; однажды это происходит в присутствии Пе-соцких. Коврин принимается говорить с ними на темы, кото-рые могли бы заинтересовать монаха, и Песоцкие не подозре-вают, что Коврин общается не с ними, а со своей галлюцинаци-ей. Свадьбу празднуют широко и весело, затем молодые пере-езжают в город, где у Тани часто болит с непривычки голова, особенно по ночам. Однажды ночью монах является Коврину в спальне. Думая, что Таня спит, Коврин беседует с монахом о славе, известности и своем к ним отношении. Его беспокоит, что он чересчур счас-тлив, но монах объясняет ему, что "чем выше человек по ум-ственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь". Таня просыпа-ется и ужасается тому, что муж сидит и разговаривает с пус-тым креслом. Она бросается в соседнюю комнату к отцу, кото-рый гостит у них. Коврин сам немного напуган. Семья прини-мает решение обратиться за помощью к врачу. Коврин начина-ет лечиться. Летом Коврпны снова выезжают в деревню. Коврин пьет много молока, работает только по два часа в день, не употреб-ляет табака и алкоголя, и вскоре черный монах перестает яв-ляться ему. Но Коврин становится все более раздражителен, его отношения с тестем сильно портятся. Он считает, что Егор Семенович виноват в том, что Коврин стал посредственностью, ему было бы легче жить в мире галлюцинаций и быть счастли-вым. Таня умоляет мужа помириться с Песоцким, говорит, что от дурного характера Коврина страдают все и в первую оче-редь - она. В конце концов, Коврин заявляет, что Егор Семе-нович сам просил его жениться на Тане. Песоцкий вне себя от негодования, Таня падает в обморок. Коврин и Таня расходятся. Он живет с другой женщиной (Варварой Николаевной), получает кафедру, болеет (у него часто идет горлом кровь, что мешает ему начинать читать курс). Таня возвращается к Егору Семеновичу. Варвара Николаевна решает вывезти Коврина на лечение в Крым. Там он получаст письмо от Тани, в котором та сообщает ему, что Егор Семенович скончался, обвиняет в этом бывшего мужа и проклинает его. Чтобы успокоиться, Коврин пытается сесть за работу, но внизу кто-то играет на скрипке и мешает ему. Выйдя на бал-кон, он слышит слова серенады Брага. Это напоминает ему, как когда-то давно он слышал ее в исполнении Тани и ее знакомых. Ему вновь является черный монах, который спрашивает, отче-го Коврин не поверил, что он гений. Отвечать ему Коврин не может: кровь идет у него горлом. Коврин слабеет, пытается по-звать Варвару Николаевну, но произносит лишь имя Тани. "Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрыз-ганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржа-ное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, ра-дость, звал жизнь, которая была так прекрасна". Умирая, он слышит шепот монаха, который уверяет его, что слабое тело не может больше быть оболочкой для гения.

Антон Павлович Чехов

«Чёрный монах»

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.

В деревне он ведёт такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьёт вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в чёрное монах шёл по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого чёрного монаха — мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идёт в сад и вдруг видит чёрного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поёт, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает чёрный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбуждённый Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идёт подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает чёрный монах, они беседуют. Таня застаёт мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошёл с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьёт вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идёт горлом кровь. Он уже живёт не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года — Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребёнком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он — посредственность. Выходит на балкон и видит чёрного монаха. «Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провёл бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идёт кровь. Зовёт Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».

Магистр Андрей Васильевич Коврин болеет нервным расстройством. По рекомендации доктора он решает поехать в деревню. В то же время его приглашает в гости подруга детства Таня Песоцкая, которая живет с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Егор Семеныч посвятил всю жизнь своему саду и не знает, кому перед смертью его передать. К ним приезжает Коврин, к которому Таня неравнодушна. Она ему тоже нравится, но он не может всерьез думать об увлечении ней.

Однажды Коврин рассказывает Татьяне легенду о черном монахе. Тысячу лет он шел по пустыне в Сирии или Аравии. Рыбаки вдали увидели мираж - другого черного монаха, двигающегося по поверхности озера. Позже его видели в Африке, в Индии, на Дальнем Севере и в других местах. Затем он вышел за пределы земной атмосферы и стал блуждать во Вселенной. Смысл легенды заключается в том, что монах должен снова вернуться на землю через тысячу лет после первого его появления, и вот это время наступило… Коврин идет в сад и видит там черного монаха, появляющегося из вихря. Монах пролетает мимо Коврина и лукаво ему улыбается. Коврина веселит и вдохновляет встреча с монахом.

Егор Семеныч заводит с Ковриным разговор о планах выдать Таню за него замуж. Для Коврина Таня и ее отец становятся самыми близкими людьми. Вскоре черный монах снова посещает Коврина. Между ними происходит разговор. Монах признается, что он существует только в воображении Коврина. Он говорит, что Коврин является божьим избранником. Это приятно слышать магистру, но он переживает из-за своей психической болезни. Монах говорит ему, что все гениальные люди немного больны. Радостный Коврин идет к Тане и объясняется ей в любви.

Коврин счастлив и готовится к свадьбе. Несколько раз в неделю он встречается с черным монахом и беседует с ним, убеждаясь в собственной гениальности. После свадьбы они переезжают в город. Однажды Коврина ночью снова посещает монах. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она уговаривает его лечиться и он, понимая, что сошел с ума, соглашается. Коврин почти выздоровел после лечения. Он отправляется вместе с Таней на лето к тестю. Там он мало работает, не пьет и не курит. От скуки он обвиняет Таню в том, что она настояла на лечении.

Коврин получает самостоятельную кафедру, но не может читать лекции из-за болезни. У него идет кровь горлом. Он бросает Таню и живет с Варварой Николаевной, ухаживающим за ним, словно за маленьким ребенком. Они отправляются в Крым. По дороге, в Севастополе, он получает в письме от Тани извещение о смерти ее отца. Она обвиняет Коврина в его смерти и проклинает. Коврин снова встречает черного монаха, который снова говорит, что он гений. У Коврина идет кровь из горла, и он умирает с блаженной улыбкой на лице.

Андрей Васильевич Коврин, магистр, много работает, мало спит, курит и, наконец, расстраивает себе нервы. Доктор сове-тует ему провести лето в деревне. Он отправляется к Песоц-ким - Егору Семеновичу, своему бывшему опекуну и воспита-телю, и его дочери Тане в деревню Ворисовку. Песоцкпй - зна-менитый российский садовод. Коврпиа с детства поражала фан-тазия Егора Семеновича - в саду есть самые необыкновенные растения - от черных тюльпанов до арок, вензелей и канделяб-ров, в форме который растут садовые деревья. Сам Песоцкий и Таня много работают в саду; это - единственный смысл жизни Егора Семеновича, он очень беспокоится за то, что после его смерти некому будет продолжить его дело. Таня - девушка чувствительная и довольно нервная, многословная и искренне симпатизирующая Коврину. Она часто ссорится с отцом по пустякам, после чего запирается у себя в комнате и рыдает ос-таток дня. В Борисовке Коврин продолжает такую же беспорядочную жизнь, что и в городе. Он мало спит, много читает и пишет (он занимается психологией и философией), учит итальянский язык, пьет вино, курит, общается с довольно скучными знако-мыми Песоцких - барышнями-соседками, играющими с Таней на пианино, и молодым человеком, играющим на скрипке. Од-нажды Коврин слышит, как Таня, ее подруга и молодой чело-век разучивают серенаду Брага. Сюжет серенады незатейлив: "Девушка, больная воображением, слышала ночью в саду ка-кие-то таинственные звуки, до такой степени прекрасные, что должна была признать их гармонией священной, которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса". Ков-рину скучно, он рассказывает Тане легенду о черном монахе, которую сам не помнит, где слышал. Тысячу лет назад одетый.в черное монах шел по пустыне. За несколько миль от того места рыбаки видели мираж - чер-ного монаха, который шел по поверхности воды. Мираж отра-жался такое множество раз, что, наконец, вышел за пределы Галактики. Предсказание гласит, что через тысячу лет, т. е. во время жизни Коврипа и Тани, этот мираж вновь попадёт в зем-ную атмосферу и покажется людям. Тане легенда не нравится. Коврип выходит в поле, восхищается красотой природы, ему кажется, что мир притаился и ждет, чтобы Коврпн понял его. Неожиданно вдалеке показывается смерч, Коврин отходит в сторону. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это гигантский черных монах. Он оборачивается на Коврина и улы-бается ему. Коврин возвращается в дом. Судя по всему, никто, кроме него, не заметил чудесного явления, и Коврип решает никому ничего не говорить, потому что все сочтут его сумасшедшим. Когда гости разъезжаются, Таня приносит Коврипу почи-тать статьи отца о садоводстве. Егор Семенович сам наведыва-ется к Коврипу, сетует на то, что после его смерти сад пропадет, что Таня выйдет за какого-нибудь проходимца, пойдут дети, и садом некому станет заниматься. Песоцкий прямо заявляет Коврину, что единственный человек, которому он с радостью доверил бы дочь, - это он. После ухода Егора Семеновича Ков-рин принимается было за чтениестатей, и его поражает агрес-сивны! i тон повествования (Песоцкий весьма резко полемизи-рует с другими садоводами).

Магистр Андрей Васильевич Коврин страдал переутомлением. По совету знакомого доктора и вследствие просьбы Тани Песоцкой приехать в Борисовку погостить, он решает уехать на лето в деревню.

В апреле Коврин отправился на три неделе в родовую Ковринку, а потом поехал к своему опекун и воспитателю Песоцкому, известному в России садоводу.

Дом у Песоцкого был громадный. Он славился огромным количеством разнообразных цветов, также имелось множество деревьев.

Коврин застал Таню и ее отца Егора Семенович в тревоге, ведь утром ожидали мороз. Таня собиралась обойти все садовое богатство ночью, потом ее должен сменить Егор Семенович.

После полуночи Таня вместе с Ковриным отправились в сад. Было холодно. Там все было в дыму, ведь горели костры. Деревья были выстроены ровно, это говорило о некой педантичности Песоцкого. Они походили по рядам. Коврин интересовался, зачем горели костры. Оказалось, что их дым заменяет облака. Андрей Васильевич восхищался роскошью Тани. Последний раз он ее видел пять лет назад. Таня в свою очередь твердила об отчуждении Андрея, говорила о том, что отец любит Коврина, гордится им и видит свою заслугу в воспитании Коврина.

Начался рассвет. Они пошли спать, а Таня по дороге стала жаловаться Коврину о своей однообразной жизни, о том, что жизнь перенеслась в сад. Коврин ее долго слушал, и в один момент подумал о том, что за лето может увлечься и влюбится в Таню.

После прихода домой, Коврин застал Егора Семеновича, когда тот уже проснулся, и они вместе отправились в сад. Они стали разговаривать, обменялись теплыми словами. Коврин, встретив рассвет, осознал, что впереди целое лето.

Андрей попил кофе, погулял с Таней и сел за работу у себя в комнате.

Жизнь Коврина была для него интересной. Работа, прогулки, чтение, изучение итальянского языка.

К Тане часто приезжали барышни, которые много пели.

В один из таких вечеров Коврин сидел на балконе и читал, потом позвал Таню и рассказал ей легенду, источник которой он забыл. Легенда гласит, что однажды по пустыни шел черный монах, на других землях он тоже шел в это же время – это был мираж, и таких миражей было множество. Потом мираж вышел за пределы атмосферы. Говорят, что через тысячу лет после первого появления монаха он появится вновь. И эта тысяча лет закончится со дня на день.

Тане не понравилась эта легенда, и она ушла, а Коврин решил прогуляться. Он шел и увидел перед собой широкое поле, вокруг не было не души, тишина. Вдруг начался сильный ветер. Коврин заметил на горизонте вихрь или смерчь, который быстро двигался на него. Андрей бросился в сторону, и увидел, что это был вовсе не смерч, а тот самый черный монах. Он был в черной одежде, с седою головой и с черными бровями, у него было бледное худое лицо. Он пронесся мимо, скрестив на груди руки. Монах оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ласково и в тоже время лукаво.

Коврин был доволен, что смог так близко рассмотреть его. Андрей не рассказал никому о том, что видел, ведь понимал, что ему бы не поверили. Но, тем не менее, Коврин был одухотворен и радостен.

Перед сном к Андрею зашла Таня и принесла статьи, написанные Песоцким, просила прочесть, но вошедший следом за девушкой Егор Семонович, отговаривал Коврина это делать. В итоге Таня вышла, а Песоцкий стал жаловаться на то, что не узнает, что будет с садом после его смерти, ведь он так любит свое дело. Егор Семенович не хотел отдавать сад под руководство Тани, так как боялся ее неудачного замужества, да и просто чужим людям он не доверял. Он не хотел, чтоб дочь просто выходила замуж, тем более за того, кто метил в женихи, это был друг Тани, который часто приезжал в гости. Но Песоцкий совсем был не против, если мужем его Тани станет Коврин, но считал это лишь мечтами.

Коврин остался один, он приступил к чтению статей Песоцкого. Обнаружил, что Егор Семенович много «воевал» с другими садоводами.

Коврин думал о Тане, о черном монахе и о возможных галлюцинаций. Он уснул.

Однажды утром Таня и Егор Семенович поругались. Для них это было обычным делом. Но в этот раз, что Таня, что Песоцкий очень переживали по этому поводу. Таня закрылась у себя в комнате и никого не пускала, кроме Андрея. Девушка жаловалась на своего отца, а Коврин умилялся этим милым созданием. Таня успокоилась, и они вместе с Ковриным пошли гулять.

Через некоторое время Коврин сидел на скамейке и был погружен в свои мысли. И они привели его к черному монаху, в этот момент из-за дерева вышел старик – это и был тот самый монах. Они стали разговаривать, монах сказал, что он часть воображения Коврина, и добавил, что Андрей является избранником божьим. Они много говорили о жизни, о науке, о правде. Потом он исчез, а Коврин остался счастливым, одухотворенным и восторженным. Он встретил Таню и предложил ей выйти за него замуж. Таня от внезапности постарела на десять лет, а Андрей продолжал ею восхищаться.

Готовилась свадьба. Егор Семенович был необыкновенно зол, ведь это мероприятие готовилось параллельно с защитой сада от жары и насекомых. Все кипело в доме Песоцких.

Таня была очень переменчива в настроение, то все хорошо, а то слезы наворачиваются.

У Коврина было все стабильно прекрасно. Он каждый день с новой долей любви смотрел на Таню и становился счастливее. Периодически к нему приходил черный монах, с которым он подолгу беседовал.

Наконец отгуляли свадьбу. В одну из зимних ночей Коврин лежал в постели. Таня уже уснула, а Андрей читал. Вдруг он увидел черного монаха, и они стали общаться на тему славы и эмоций.

Вдруг Таня проснулась и увидела, что Коврин говорит сам с собой. Она сказала ему, что он болен и крепко обняла. Они пошли в зал, туда пришел Егор Семенович. Андрей признался себе в том, что он сходит с ума. Его одели и повезли к доктору. Он начал лечиться.

Наступило лето. Лечение окончилось и Коврин отправился обратно в деревню. Там много пил молока, почти не работал и не пил вина.

Однажды, на фоне этого он стал говорить Тане и своему тестю о том, что они плохо поступили с ним, избавив от галлюцинаций, ведь так он стал обычным. Эти обвинения продолжались долго. Егор Семенович переживал по этому поводу и старел из-за этого на глазах. Таня пыталась облагоразумить Андрея и предотвратить ухудшение здоровья отца, но Коврин не в какую не соглашался с тем, что он не прав. Ему перестал нравиться Егор Семенович, а Тане перестал нравиться Андрей.

Прошло время. Коврину дали самостоятельную кафедру. Но проводить лекции он не смог, так как болел, у него горлом шла кровь. Именно поэтому вступительные лекции пришлось отложить на какое-то время.

Жил он уже не с Таней, а с Варварой Николаевной, которая была на два года старше и ухаживала за Андреем, как за ребенком. Брак с Таней был для него ошибкой.

Однажды они поехали в Крым. Таня прислала перед этим письмо, но он его не захотел сразу читать. Коврин всматривался в почерк и вспоминал свою жену, помня, сколько гадостей он ей говорил и сколько причинил ей боли.

Приехав в Крым, Андрей решился прочитать ее письмо. В нем Таня писала:

«Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе. Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль… Будь ты проклят. Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим…»

Коврину было мерзко и противно от того, что его проклинают, от того, что за пару лет его жизнь превратилась в то, что он никак не ожидал, он стал обычным. Ему стоило пережить многое, чтоб стать посредственным ученным. Коврин стал снова работать, но это ему наскучило. Он стоял возле окна в номере гостиницы и перед ним появился черный монах. Андрей преобразился.

Монах говорил ему, что если бы Андрей послушал тогда его, сейчас бы жизнь была отличной.

Коврин не смог сказать не слова, у него горлом шла кровь. Он хотел позвать на помощь спящую Варвару Николаевну, но звал почему-то Таню, парк, сад, сосны и все ту жизнь, которая была прекрасной еще пару лет назад. Он умирал, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает только потому что его слабое человеческое тело уже не может служить оболочкой для гения.

Наутро Варвара Николаевна нашла Коврина мертвым и на его лице застыла блаженная улыбка.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!