Черный тюльпан дюма краткое содержание. Черный тюльпан(изд.1955)

Увидевший свет в 1850 году. Это произведение не пользуется столь широкой популярностью, как наиболее известные его книги, однако занимает видное место в творчестве автора. В нем имеются все элементы, присущие стилю писателя, которые принесли ему мировую известность: динамичный увлекательный сюжет, интересная интрига, колоритные запоминающиеся персонажи, легкий язык и изящный юмор.

Краткая характеристика творчества А. Дюма-отца

Автор романа «Черный тюльпан» (1802-1870 гг.) прославился не только как крупный прозаик. Его перу принадлежит огромное количество публицистических работ для исторических изданий и журналов для путешествий. Также он известен своими знаменитыми книгами по кулинарии. Однако свою литературную карьеру он начал с написания пьес на исторические сюжеты.

Он был приверженцем романтического направления в литературе. Его первые драмы, поставленные в театре, сделали его имя знаменитым в кругах интеллигенции.

На 1840-е годы пришелся пик его популярности. Из-под его пера выходят знаменитая история про мушкетеров, книги про борьбу Генриха Наваррского за французский престол, а также произведение «Граф Монте-Кристо». Эти книги упрочили его славу как крупнейшего писателя своего времени.

Дюма задался целью создать серию книг, посвященных средневековой истории Франции, и это ему в целом удалось. Писатель часто брал за основу переломные моменты прошлого, которые давали ему возможность создать напряженную обстановку и динамичный сюжет. Однако некоторые его книги посвящены событиям из истории других стран.

Например, сочинение «Записки учителя фехтования» повествует о декабристском движении в России. Рассматриваемое же произведение переносит читателя в Голландию конца 17 века.

Вступление

«Черный тюльпан» - роман, действие которого, в отличие от большинства работ писателя, происходит в Голландии. События разворачиваются в момент острейшего политического кризиса, который послужил фоном для основной интриги.

Автор мастерски рисует борьбу Вильгельма III с принцами-братьями де Виттами. В ходе ожесточенного противостояния оба погибают от рук разъяренной толпы. Однако один из братьев оставил главному герою, цветоводу Корнелиусу ван Берле, свою переписку с французским министром. Этим решил воспользоваться его сосед Бокстель, который также занимается разведением тюльпанов и завидует успехам своего молодого конкурента.

Завязка

«Черный тюльпан» - роман, основная часть которого повествует о приключениях Корнелиуса, вызванных его неуёмным желанием вырастить этот редкий тип цветка. Завязкой произведения служит донос Бокстеля о хранении у главного героя компрометирующей переписки. Последнего арестовывают и сажают в тюрьму.

Однако молодой человек, неожиданно лишившийся своей свободы и имущества, успевает захватить с собой драгоценные луковички цветка. В тюрьме он с помощью очаровательной дочери своего тюремщика Розы, влюбившейся в него, начинает выращивать тюльпан. Однако скоро его приговаривают к смертной казни, а Бокстель договаривается с палачом о передаче ему вещей соперника в надежде найти в ней драгоценные луковички.

Развитие действия

«Черный тюльпан» - роман, сюжет которого не столь динамичен и эффектен, как в других книгах писателя. Однако мастерство автора, язык книги сделали это произведение одним из наиболее удачных в его библиографии. Главного героя в последний момент перед казнью помиловали, однако перевели в другую тюрьму, тем самым разлучив с возлюбленной и луковичками.

Однако молодой человек известил ее о своем новом местонахождении с помощью голубиной почты, и через некоторое время Роза добилась перевода отца на службу в ту самую тюрьму, где ее возлюбленный отбывал пожизненное заключение.

Под его руководством эта простая девушка обучилась грамоте, а также сумела вырастить великолепный цветок, за который принцем была объявлена баснословная цена и престижная премия.

Кульминация

Одной из наиболее удачных книг в творчестве Дюма является произведение «Черный тюльпан». Роман, краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, построен на контрасте между линиями главного героя, всецело занятого выращиванием цветка, политической борьбы, развернувшейся в Голландии в 1672 году.

Боксель, назвавшись чужим именем, вошел в доверие к отцу Розы и начал понемногу его спаивать. Воспользовавшись моментом, он украл драгоценный цветок и поспешил с ним в главный город для того, чтобы выхлопотать себе премию.

Однако Роза пускается за ним следом и вовремя успевает рассказать принцу и жюри историю своего возлюбленного, сумевшего в трудных условиях вырастить тюльпан. Тогда Вильгельм приказывает привезти из тюрьмы Корнелиуса.

Развязка

Неожиданно счастливой концовкой завершается произведение «Черный тюльпан». Роман Дюма, в отличие от большинства его наиболее известных произведений, заканчивается благополучно для главных героев.

Принц великодушно милует Корнелиуса после того, как получил письмо погибшего принца к главному герою, в котором говорилось об его непричастности к политической борьбе в государстве. Тогда же он вручает молодому человеку премию и обручает его с Розой.

Боксель, который присутствовал при этой счастливой развязке, не выдержал торжества своего соперника: его хватил апоплексический удар, от которого он умер. Корнелиус же примирился со своим бывшим тюремщиком и тестем; последний занял в его цветнике должность садовода.

Экранизации

Основой для нескольких кинокартин стало произведение «Черный тюльпан». Роман, фильм по которому впервые был снят в далеком 1920 году, имеет такой динамичный сюжет и захватывающую интригу, что очень легко переносился на экран четыре раза, причем однажды - в виде полнометражного мультфильма.

Впрочем, к сожалению, ни одна из этих лент не приобрела статуса культовой, в отличие от одноименной французской приключенческой картины 1963 года с А. Делоном в главной роли. От романа этот фильм заимствовал только название и образ цветка. Вышеуказанные же ленты выходили в разных странах: в Германии, Великобритании, Австралии.

В Голландской республике происходит борьба за власть. Великий пенсионарий Голландии Ян де Витт со своим братом Корнелем де Виттом, главным инспектором плотин, борются с принцем Вильгельмом III Оранским, желающим вернуть себе отменённую Виттами должность штатгальтера. Перевес на стороне принца. Осуждённый по ложному доносу врача-оранжиста Тикелара, Корнель подвергается пыткам в крепости Бюйтенгоф, однако мужественно их выдерживает, и вот, 20 августа 1672 года его должны отпустить в изгнание. За братом приезжает Ян. Толпа же в это время буйствует на подходах к крепости, требуя выдачи де Виттов. Граф Тилли, капитан кавалерии, доблестно защищает крепость, однако толпа идёт в Гаагскую думу, где вытрясывают из депутатов Бовельта и Асперена приказ отозвать кавалерию Тилли. В это время между братьями происходит откровенный разговор, в котором выясняется, что переписка Яна с французским военным министром маркизом де Лувуа, находившаяся у Корнеля, не уничтожена последним, а отдана им на сохранение своему крестнику Корнелиусу ван Берле, проживающему в Дордрехте. Со своим слугой Кракэ Ян посылает ван Берле приказ сжечь эти документы. Сами братья скрываются, по совету дочери тюремщика Розы Грифус, через чёрный ход от гнева толпы и едут к воротам, чтобы выбраться из города. Однако ворота оказываются запертыми по приказу принца Оранского, который со своим доверенным полковником ван Декеном следил издалека за развитием событий в тюрьме. Разочарованные де Витты едут к другим воротам, но их настигает толпа и убивает на месте, а вскоре принц Вильгельм избирается штатгальтером Голландской республики.

Корнелиус ван Берле, проживающий в Дордрехте, совершенно не заботится ситуацией в стране и не знает о ужасной смерти своего крёстного. Получивший огромные деньги в наследство от отца-коммерсанта, ван Берле, презирая финансы, выбирает, чтобы промотать деньги, самое дорогое в Голландии хобби, которым тогда увлекалось всё государство: разведение тюльпанов. Однако ван Берле, всерьёз увлёкшийся этим, даже не подозревает о том, что имеет смертельного врага: сосед ван Берле, Исаак Бокстель, обожает тюльпаны, однако, стеснённый в средствах, он меркнет перед славой своего соседа. Бокстель ненавидит Корнелиуса и всячески старается испортить ему существование. И вот, в январе 1672 года Бокстель, наблюдая за соседом через подзорную трубу, видит, как Корнель де Витт передаёт своему крестнику переписку брата и маркиза де Лувуа. Когда же в городе Гаарлем, «столице тюльпанов», Общество цветоводов обещает выдать баснословную сумму в награду тому, кто вырастит легендарный чёрный тюльпан, оба соседа гонятся за наградой, однако ван Берле, естественно, раньше Бокстеля добывает три луковички чёрного тюльпана. Тогда сосед-завистник вспоминает о тех документах, которые к тому времени уже убитый Корнель де Витт передал ван Берле, и доносит о них дордрехтскому судье ван Спеннену, и тот арестовывает Корнелиуса, отправляя его с конвоем в Гаагу. Но, вопреки ожиданиям Бокстеля, ван Берле забирает заветные луковички с собой.

В Гааге Корнелиус знакомится со стариком Грифусом, своим тюремщиком, непреклонным оранжистом, который всячески портит существование несчастному заключённому. Роза же, дочь его, без памяти влюбляется в ван Берле; он, не оставаясь равнодушным к Розе и прекрасно понимая, что он сам обречён на смерть на плахе, завещает ей свои три луковички, последнее оставшееся у него имущество. В это время Бокстель приезжает в Гаагу под чужим именем и заводит знакомство с Гербруком, палачом, должным казнить Корнелиуса. Гербрук обещает отдать Бокстелю после казни одежду покойника, где, по мнению Бокстеля, должны лежать заветные луковички. Однако во время казни пребывает посланник новоиспечённого штатгальтера принца Оранского, который решил заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Добыча вновь ускользает от Бокстеля.

Корнелиуса переводят в крепость Левештейн. Роза хлопочет перед принцем Оранским, и тот, будучи в хорошем настроении, по её прошению, назначает Грифуса в Левештейн. Роза вечерами видится с Корнелиусом. Под его наблюдением она учится читать и писать, а также выращивает одну из луковичек чёрного тюльпана; вторую тайно в горшке растит у себя ван Берле, а третью Роза бережно хранит в своей каморке. Но вот, в один прекрасный день приезжает в Левештейн некий Якоб Гизельс, потихоньку спаивающий Грифуса и сватающийся к его дочери Розе. Нас самом же деле Гизельс оказывается Бокстелем, добывающим себе чёрный тюльпан. Луковичка ван Берле вскоре оказывается уничтожена поддатым Грифусом. Луковичка Розы распускается, однако её похищает Бокстель и уезжает в Гаарлем. Роза, прихватив с собой третью, отправляется в погоню.

Добравшись до Гаарлема, Роза отправляется к председателю Общества цветоводов Петерсу ван Систенсу, однако тот не верит в подлинность рассказа. Прибывший поглазеть на чёрный тюльпан принц Оранский выслушивает Розу, предъявившую ему третью луковичку и письмо Корнеля де Витта к Корнелиусу, в котором доказывается невиновность ван Берле. Полковник ван Декен по приказу принца привозит из Левештейна Корнелиуса (последний, кстати, в это время отомстил Грифусу за все притеснения, избив его палкой); Вильгельм присуждает награду за чёрный тюльпан и премию Корнелиусу ван Берле и Розе Грифус и тут же обручает их. Бокстеля, находившегося на церемонии, хватил апоплексический удар и он умер. Грифус примирился со своим зятем, уволился со службы в тюрьме и стал жить с Корнелиусом и Розой в Дордрехте, охраняя сад с тюльпанами от грызунов.

» (нидерл. Rampjaar ).

Сюжет

Отрывок, характеризующий Чёрный тюльпан (роман)

– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.
– Матёрый? – спрашивал Илагин, подвигаясь к подозрившему охотнику, и не без волнения оглядываясь и подсвистывая Ерзу…
– А вы, Михаил Никанорыч? – обратился он к дядюшке.
Дядюшка ехал насупившись.
– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.
– Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу.

Александр Дюма

ЧЕРНЫЙ ТЮЛЬПАН

БЛАГОДАРНЫЙ НАРОД

Двадцатого августа 1672 года город Гаага, такой оживленный, сияющий и нарядный, словно в нем царит вечный праздник, - город Гаага со своим тенистым парком, огромными деревьями, склоненными над готическими зданиями, с зеркальной поверхностью широких каналов, в которых отражаются почти восточные по стилю купола его колоколен, - 20 августа 1672 года город Гаага, столица семи Соединенных провинций, был заполнен высыпавшими на улицу возбужденными толпами граждан. Торопясь и волнуясь, с ножами за поясом, с мушкетами на плечах или с дубинами в руках, они черно-красным потоком стекались со всех сторон к грозной тюрьме Бейтенгоф (ее зарешеченные окна показывают еще и сегодня). В то время по доносу хирурга Тикелара там томился за покушение на убийство Корнелий де Витт, брат Яна де Витта, бывшего великого пенсионария Голландии.

Если бы история этой эпохи, и в особенности того года, с середины которого начинается наш рассказ, не была неразрывно связана с двумя упомянутыми именами, то несколько последующих пояснительных строк могли бы показаться излишними. Но на первых страницах мы всегда обещаем нашему старому другу-читателю, что он получит удовольствие от чтения, и по мере наших сил выполняем это обещание, поэтому мы предупреждаем его: это введение также необходимо для понимания того великого политического события, что легло в основу нашего повествования.

Корнелию, или Корнелиусу де Витту, Ruart de Pulten, то есть главному инспектору плотин страны, бывшему бургомистру своего родного города Дордрехта и депутату Генеральных штатов Голландии, было сорок девять лет, когда голландский народ, устав от республиканского образа правления, как его понимал великий пенсионарий Голландии Ян де Витт, проникся страстной любовью к идее штатгальтерства, в свое время особым эдиктом навсегда упраздненного в Голландии по настоянию Яна де Витта.

Так как очень редко бывает, чтобы общественное мнение в своей капризной изменчивости не связывало определенный принцип с какой-нибудь личностью, то и в данном случае народ связывал республику с двумя суровыми братьями де Виттами, этими римлянами Голландии, пренебрегавшими национальными привычками, непоколебимыми сторонниками свободы без вольности и благосостояния без излишеств. А за идеей штатгальтерства, казалось народу, стоит, склонив свое суровое, осененное мыслью лицо, молодой Вильгельм Оранский, кому современники дали прозвище Молчаливый, принятое и потомками.

Оба брата де Витты проявляли величайшую осторожность в отношениях с Людовиком XIV: они видели рост его влияния в Европе, силу же французского короля они почувствовали на примере самой Голландии, когда столь блестящим успехом закончилась его Рейнская кампания, прославленная «героем романа», как его называли, графом де Гишем и воспетая Буало кампания, в три месяца сломившая могущество Соединенных провинций.

Людовик XIV с давних пор был врагом голландцев, и они оскорбляли его или насмехались над ним всеми способами, правда почти всегда устами находившихся в Голландии французских эмигрантов. Национальное самолюбие голландцев видело в нем современного Митридата, угрожающего их республике.

Народ питал к де Виттам двойную неприязнь. Вызывалась она, с одной стороны, упорной борьбой этих представителей государственной власти с устремлениями всей нации, с другой - усталостью, естественной для всех побежденных народов, надеющихся, что другой вождь сможет спасти их от разорения и позора.

Этим другим вождем, готовым появиться, чтобы дерзновенно начать борьбу с Людовиком XIV, сколь ни грандиозным должно было видеться его будущее, был Вильгельм, принц Оранский, сын Вильгельма II, внук (через Генриетту Стюарт) Карла I - короля английского, тот молчаливый юноша, чья тень, как мы уже говорили, вырисовывалась за идеей штатгальтерства.

В 1672 году ему было двадцать два года. Его воспитателем был Ян де Витт, стремившийся сделать из бывшего принца хорошего гражданина. Именно он, движимый любовью к родине, взявшей в нем верх над любовью к ученику, своим эдиктом об упразднении штатгальтерства на вечные времена лишил принца надежды на получение власти. Но Бог посмеялся над людскими притязаниями устанавливать и ниспровергать земную власть, не советуясь с Царем Небесным. Воспользовавшись своенравием голландцев и страхом, внушаемым Людовиком XIV, Бог изменил политику великого пенсионария и упразднил вечный эдикт, восстановив штатгальтерство для Вильгельма Оранского, на которого у него были свои виды, еще скрытые в таинственных глубинах будущего.

20 августа 1672 года город Гаага, такой оживленный, сияющий и нарядный, словно в нем царит вечный праздник, – город Гаага со своим тенистым парком, огромными деревьями, склоненными над готическими зданиями, с зеркальной поверхностью широких каналов, в которых отражаются почти восточные по стилю купола его колоколен, – 20 августа 1672 года город Гаага – столица семи Соединенных провинций был заполнен высыпавшими на улицу возбужденными толпами граждан. Они, торопясь и волнуясь, с ножами за поясом, с мушкетами на плечах или с дубинами в руках, пестрым потоком стекались со всех сторон к грозной тюрьме Бюйтенгоф. Там в то время томился по доносу врача Тикелара, за покушение на убийство, Корнель де Витт, брат Яна де Витта, бывшего великого пенсионария Голландии.

Если бы история этой эпохи и в особенности того года, с середины которого начинается наш рассказ, не была неразрывно связана с двумя вышеупомянутыми именами, то несколько последующих пояснительных строк могли бы показаться излишними. Но мы предупреждаем нашего старого друга читателя, которому на первых страницах всегда обещаем, что он получит удовольствие, по мере наших сил выполняя это обещание, – мы предупреждаем его, что это введение так же необходимо для ясности нашего повествования, как и для понимания того великого политического события, с которым связана эта повесть.

Корнелю, или Корнелиусу, де Витту, главному инспектору плотин области, бывшему бургомистру своего родного города Дордрехта и депутату генеральных штатов Голландии, было сорок девять лет, когда голландский народ, разочаровавшись в республиканском образе правления, как его понимал великий пенсионарий Голландии Ян де Витт, проникся страстной любовью к идее штатгальтерства, которое в свое время было особым эдиктом навсегда упразднено в Голландии по настоянию Яна де Витта.

Так как очень редко бывает, чтобы общественное мнение в своей капризной изменчивости не связывало определенного принципа с какой-нибудь личностью, то и в данном случае народ связывал республику с двумя суровыми братьями де Витт, этими римлянами Голландии, непоколебимыми сторонниками умеренной свободы и благосостояния без излишеств. А за идеей штатгальтерства, казалось народу, стоит, склонив свое суровое, осененное мыслью чело, молодой Вильгельм Оранский, которому современники дали прозвище Молчаливый.

Оба брата де Витт проявляли величайшую осторожность в отношениях с Людовиком XIV, так как они видели рост его влияния на всю Европу, силу же его они почувствовали на самой Голландии, когда столь блестящим успехом закончилась его Рейнская кампания, в три месяца сломившая могущество Соединенных провинций.

Людовик XIV с давних пор был врагом голландцев, и они оскорбляли его или насмехались над ним всеми способами, правда – почти всегда устами находившихся в Голландии французских эмигрантов. Национальное самолюбие голландцев видело в нем современного Митридата, угрожающего их республике.

Народ питал к де Виттам двойную неприязнь. Вызывалась она, с одной стороны, упорной борьбой этих представителей государственной власти с устремлениями всей нации, с другой – естественным разочарованием побежденного народа, надеющегося, что другой вождь сможет спасти его от разорения и позора.

Этим другим вождем, готовым появиться, чтобы дерзновенно начать борьбу с Людовиком XIV, и был Вильгельм принц Оранский, сын Вильгельма II, внук (через Генриетту Стюарт) Карла I – короля английского, тот молчаливый юноша, тень которого, как мы уже говорили, вырисовывалась за идеей штатгальтерства. В 1672 году ему было двадцать два года. Его воспитателем был Ян де Витт, стремившийся сделать из бывшего принца хорошего гражданина. Он-то и лишил его надежды на получение власти своим эдиктом об упразднении штатгальтерства на вечные времена. Но страх перед Людовиком XIV заставил голландцев отказаться от политики великого пенсионария, отменить этот эдикт и восстановить штатгальтерство для Вильгельма Оранского.

Великий пенсионарий преклонился перед волей сограждан; но Корнель де Витт проявил больше упорства и, несмотря на угрозы смертью со стороны оранжистских толп, осаждавших его дом в Дордрехте, отказался подписать восстанавливавший штатгальтерство акт. Только мольбы и рыдания жены заставили его наконец поставить свою подпись под этим актом, но к подписи он прибавил две буквы: V. С. – то есть vi coactus – «вынужденный силой».

И только чудом он спасся в этот день от своих врагов.

Что касается Яна де Витта, то и он ничего не выиграл от того, что быстрее и легче склонился перед волей сограждан. Спустя несколько дней после этого события на него было произведено покушение, – пронзенный несколькими ударами кинжала, он все же не умер от ран.

Это не удовлетворило оранжистов. Жизнь обоих братьев была постоянной преградой их замыслам. Они изменили свою тактику и пытались достичь клеветой того, чего не могли выполнить при помощи кинжала, рассчитывая в любой момент, когда будет нужно, вернуться к первой своей тактике.

Не всегда случается, чтобы для выполнения великого исторического дела появлялся столь же великий деятель. Когда же такое совпадение происходит, история тотчас же отмечает имя такого деятеля, чтобы им могли восхищаться потомки.

Но когда сам черт вмешивается в людские дела, чтобы погубить какого-нибудь человека или целое государство, редко бывает, чтобы у него под рукой не оказалось подлеца, которому достаточно шепнуть на ухо одно слово – и он тотчас же примется за работу. Таким подлецом, в данных обстоятельствах оказавшимся весьма подходящей для черта личностью, явился, как мы уже, кажется, говорили, Тикелар, по профессии врач.

Он заявил, что Корнель де Витт, возмущенный отменой эдикта о штатгальтерстве, что он, впрочем, доказал припиской к своей подписи, и воспламененный ненавистью к Вильгельму Оранскому, подговорил убийцу освободить республику от нового штатгальтера и что этим убийцей является он, Тикелар. Однако при одной лишь мысли о данном ему поручении он почувствовал такое угрызение совести, что предпочел лучше разоблачить преступление, чем его совершить.

Можно себе представить, какое возмущение охватило оранжистов при известии о заговоре. 16 августа 1672 года Корнель был арестован в своем доме, и его подвергли в Бюйтенгофской тюрьме пытке, чтобы вырвать у него признание в заговоре против Вильгельма.

Но Корнель был не только выдающимся умом, – он был также человеком великого мужества. Он принадлежал к той породе людей, которые преданы своим политическим убеждениям, так как их деды преданы были вере, которые улыбаются под пыткой; и в то время, как его терзали, он декламировал твердым голосом, скандируя размер, первую строфу оды Горация Yusturn et tena cem – ни в чем не признался и не только измотал палачей, но и поколебал их фанатическую уверенность в своей правоте.

Тем не менее судьи не предъявили Тикелару никакого обвинения, а Корнеля де Витта лишили всех должностей и званий и приговорили к вечному изгнанию из пределов республики.

При первых же слухах о возведенных на брата обвинениях Ян де Витт отказался от своей должности великого пенсионария. А Вильгельм Оранский, стараясь, впрочем, несколько ускорить события, поджидал, чтобы народ, идолом которого он являлся в то время, сложил ему из трупов обоих братьев две ступеньки, необходимые ему для того, чтобы взойти к месту штатгальтера.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!