Черта населенного пункта определение. Разновидности разрешенной эксплуатации поселенческих земель

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.

5. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.

6. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к статье 84

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (ст. 84 Земельного кодекса РФ). Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Подробно порядок разработки проекта черты городского и сельского поселения установлен ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Проекты разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).

Проекты черты городских и сельских поселений являются отдельным видом градостроительной документации (ст. 28 Градостроительного кодекса РФ). Но проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Это необходимо для того, чтобы один и тот же участок не подпадал под правовой режим двух различных категорий земель.

2. Разработка проектов черты городского или сельского поселения относится к компетенции органов местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения. В ст. 84 Земельного кодекса РФ, как и в п. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключением является утверждение и изменение черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые производятся путем принятия федерального закона по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области. Последнее положение вступает в противоречие с нормами Градостроительного кодекса РФ, относившего такое утверждение к компетенции Правительства РФ. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений.

3. Земельный кодекс РФ сохранил традиционную норму земельного законодательства о том, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Это положение направлено на обеспечение стабильности прав на землю.

Экономическая эффективность вносимых изменений в землепользование обосновывается в первую очередь расчетами транспортных затрат на перевозку семян, горюче-смазочных материалов, продукции и др. Составим таблицу расчета экономической эффективности обмена земельными участками (табл. 5).

Таблица 5. Расчет экономической эффективности обмена земельными участками

Вывод: расчеты показали, что стоимости перевозок по проекту составляет 132,3 рубля на 1 га сельскохозяйственных угодий.

1.4 Установление черты сельских пунктов и передача земель в ведение местной администрации

Черта поселений - это внешняя граница населенных пунктов, которая отделяет их от других категорий.

Установление черты сельских населенных пунктов производится с целью передачи земель в ведение сельских администраций осуществления ими полномочий по регулированию земельных отношений в пределах компетенции, определенной земельным законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В состав земель сельских населенных пунктов включаются:

Селитебная зона, где размещены жилая застройка с приусадебными участками, культурно-бытовые и другие общественные здания и сооружения (стадионы), земли общего пользования (парки, бульвары, скверы, площади, улицы, проезды, прогоны для скота), зеленые насаждения, внутрипоселковые водоемы, общественные Дворы, площадки для остановки пассажирского автотранспорта и т.п.

Примыкающие к селитебной зоне или расположенные в непосредственной близости от нее и удобно связанные с ней земли граждан (огороды);

Производственная зона, где размещены животноводческие постройки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, кирпичные заводы и другие предприятия независимо от ведомственного назначения, машинно-тракторные дворы, гаражи, ремонтно-механические мастерские, различные склады, коммунально-бытовой сектор (артезианские скважины и водонапорные башни, котельные, электростанции и др.)- а также сооружения железнодорожного, водного и воздушного транспорта;

Санитарно-защитная зона, обеспечивающая необходимые санитарно-гигиенические, противопожарные и другие защитные разрывы между селитебной и производственной зонами;

Сельскохозяйственные и другие угодья, которые в перспективе могут быть заняты под застройку, для расширения площади приусадебных земель, выполнять санитарно-защитные функции в соответствии с планировочной организацией территории населенного пункта или отведены во владение (пользование) государственным организациям и предприятиям, кооперативам и отдельным гражданам для ведения личного подсобного, индивидуального или коллективного садоводства, огородничества, а также для других сельскохозяйственных и иных целей, предусмотренных земельным законодательством;

Резервные территории, необходимые для расширения сельских населенных пунктов на ближайшие 5 и более лет в соответствии с проектом планировки и застройки или с проектом землеустройства.

Все земли, включенные в черту сельского населенного пункта, передаются в ведение сельской администрации.

Включение земельных участков в состав земель сельских населенных пунктов и передача их в ведение администраций не влечет прекращения прав собственности, землевладения приусадебными землями граждан. Эти земли, оставаясь в собственности, во владении или пользовании граждан, подлежат изъятию из состава земель сельскохозяйственного предприятия, другого землевладельца, в который они входили. Включенные в состав земель сельского населенного пункта используемые хозяйством сельскохозяйственные угодья изымаются у него по мере необходимости.

Без изъятия у прежних землепользователей в ведение сельской администрации передаются расположенные на территории населенного пункта земельные участки постороннего пользования.

Черта сельского населенного пункта устанавливается на основании проектов внутрихозяйственного землеустройства, планировки и застройки, расчетов по обоснованию резервных площадей, материалов инвентаризации земель и другой проектно-технической, архитектурно-строительной и учетной документации.

В процессе подготовительных работ изучаются все материалы по населенному пункту: численности населения, количеству дворов, поголовье личного скота, размер приусадебных участков и площади имеющихся приусадебных земель, процент их роста, установленных местной администрацией на перспективу. Выявляются посторонние землепользования, расположенные в черте населенного пункта, их площадь, сроки пользования земельными участками.

Завершаются подготовительные работы разработкой задания на проектирование.

Задание на проектирование:

1. Объект проектирования – п. Безымянная, п. Красный Партизан на территории хозяйства АО «Безымянское», Энгельского района Саратовской области.

2. Задача проектирования: Установить черту населенных пунктов п. Безымянная и п. Красный Партизан, определить состав и площади земель, передаваемых в ведение Безымянского Муниципального образования.

3. Состав земель сельскохозяйственного предприятия АО «Безымянское», га:

всего земель – 3724,5

в том числе пашни – 2616

пастбища – 499

итого сельскохозяйственных угодий – 3115

приусадебные земли – 177,8

4. Размер сельских населенных пунктов

Название населенного пункта

Число дворов

Число жителей

Поголовье скота в личном пользовании

Размер приусадебного

участка, га

Перспективный рост, %

поголовья

п. Безымянная

п. Красный Партизан

Земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ЧЕРТА НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА" в других словарях:

    Внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель (Земельный кодекс РСФСР.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Малиновка. Населённый пункт Малиновка Страна Россия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Малиновка. Деревня Малиновка Страна РоссияРоссия … Википедия

    ОТ АВТОРА - Приходилось ли вам когда нибудь совершать поездку по равнинным просторам Подонья? Дорога бежит среди хлебных полей, и кажется, нет ей конца. Огромные желтеющие нивы ржи и пшеницы сменяются сочной и яркой зеленью посевов свеклы, а там кукуруза,… … Липецкая топонимия

    Украинский кризис: хроника противостояния в августе 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Фамилия митрополита Михаила (Десницкого) значит «стоящий одесную (то есть по правую руку) от Бога». На портрете митрополит изображен справа от Распятия Христова … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шевченково. Село Шевченково укр. Шевченкове Флаг Герб … Википедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.

Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту границ поселения;
  • карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
  • карту функциональных зон населенного пункта

По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.

Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.

1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению

Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:

  • принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
  • опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
  • разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
  • проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
  • отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
  • проведение публичных слушаний;
  • утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.

При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).

Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.

2. Приготовление и подача документов

Согласно Федеральному закону №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:

  • аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
  • кадастровый план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы;
  • копии документов, удостоверяющих личность.

Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.

В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:

  • возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
  • низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).

3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта

На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:

  • границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
  • границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
  • передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
  • включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.

Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:

  • законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отказ может быть обжалован в суд.

4. Согласование проекта генерального плана

Согласование проекта необходимо в случаях:

  1. планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
  2. предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из ;
  3. на территориях поселения, городского округа находятся ;
  4. предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на .
  5. предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения

Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.

Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.

Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав и .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!