Чк чн щн примеры. Примеры слов с сочетаниями согласных

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: дочк а, речк а, мощн ый.

Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Например: малыши , карандаши , мыши . Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши три однокоренных слова. Например: яго да, ягод ка, яго дный.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.(А, О, И, Е, Я)

Напиши проверочное слово, затем проверяемое. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: сад - са ды, моло дость, мо лоденький – мо ло дой.

Удвоеные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши три однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Например: групп а, груп –па, групп овой, подгрупп а.

Правописание предлога со словами (пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму.

Например: к_ берегу; к (какому?) берегу, к (крутому?) берегу.

Правописание приставки со словами.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Например: За ехал, у ехал, по ехал.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с той же приставкой. Например: По летели, по смотрели, по тянули.

Большая буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой, подчеркни их.

Например: И лья, П етров, М урка, В олга, М осква.

Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши ещё 3 слова с той же орфограммой. Например: Ель , тень , конь ки.

Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Вью га, листья , соловьи .

Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: Съе зд, объё м, подъе зд.

Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: морозы - мороз , ягода – ягод ка, проси ть – прось ба.



Непроизносимые согласные.

Запиши слово правильно. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Делай так: звезда , звёздо чка – звёзд ный.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни гласную. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Делай так: водо воз, само лёт, везде ход.

Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 3 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ, врач. Ночь (ж.р.), мощь , тишь , молодёжь .

Не с глаголом. (орфограмма пробел)

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не _ пришёл, не_ выучил, не _ знал.

Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши 2 примера.

Делай так: на опушке (на маме , 1 скл.), на полянке (на маме , 1 скл.).

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. Подбери и запиши 2 примера. Делай так: к лесу (какому ? дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов .

Как вы понимаете слова, объясните?

Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед- Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?

Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )

Во втором столбике? ( мягким знаком )

- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )

с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.

У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1

Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

( Буквосочетания ЩН, ЧК )

с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

- Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?

( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )

Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )

И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисто чк а)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. ( удо чк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

( спи чк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

( по чк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

( ласто чк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Дерево знаний

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;

встаём, если хорошо усвоили материал;

поднимаем руки, если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее - провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.

На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)

Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)

Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)

Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)

Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)

Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)

Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)

Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)

Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)

Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)

По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)

Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)

Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)

На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)

Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)

Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки - яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)

Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)

Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)

Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)

Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)

Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)

Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)

У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)

Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)

Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)

Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана - крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)

Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)

Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)

В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка - рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка - симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)

В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)

Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам.Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)

Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)

Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)

Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)

Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)

Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чистописание

Чч ччч

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. .

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

– А как они пишутся? (Ответы детей. )

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

– Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

– Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

– Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

Слайд 7

Работа в парах.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски .)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

10. Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!