Чревовещание, вентрилоквия — это способность говорить, не шевеля губами. Чревовещание - это что такое

Искусство чревовещания , то есть способность говорить, не раскрывая рта, известно с незапамятных времен. На Руси таких умельцев называли чревобасниками, чревовещателями, с XIX века — вентрологами. Название подчеркивало, что голос слышался исходящим как бы из живота говорящего.

Даже в восемнадцатом столетии чревовещание приписывалось козням дьявола или проискам нечистой силы, не говоря уже о более ранних временах. Так, известный теолог пятнадцатого столетия Лираннус в своих «Замечаниях» на восемнадцатую главу «Второзакония» пишет, что все пифии были чревовещательницами, из живота которых говорят демоны.

Венецианский ученый Родигинус, живший во второй половине пятнадцатого столетия, сообщил о своем опыте наблюдения над чревовещательницей следующее:

«Женщины-чревовещательницы не басня, заслуживающая насмешку, — в мое время они существуют. Я видел в своем отечестве женщину небольшого роста, низкого происхождения, из живота которой слышался голос нечистого духа. Этот голос, правда, был слаб, но когда дьявол хотел, то говорил удобослышно и понятно. Многие богатые и знатные люди, любопытствуя знать будущее, приглашали к себе эту женщину, раздевали догола и в присутствии всех (что случалось и при мне) нагую расспрашивали о будущем.

Демон, поселившийся в ее животе, прозывался Цинциннатус и охотно отвечал тем, кто называл его этим именем. Когда его расспрашивали о предметах таинственных, как, например, о прошедшем или настоящем, он часто отвечал правильно, но о будущем говорил пустяки и обнаруживал свое незнание каким-то гулом, невнятным рокотом или глухими звуками, из которых ничего нельзя было понять».

Судьба чревовещательниц в те времена была незавидной — их казнили или ссылали. Знаменитый португальский инквизитор Олеастер, живший в шестнадцатом столетии, также оставил рассказ о своей встрече с чревовещательницей:

«В молодости, когда я воспитывался в Королевском училище в Лиссабоне, видел я одну девушку, Цецилию, представшую на суде перед Сенатом. Из ее локтей и других частей тела исходил слабый голос, который, по ее уверению, был голосом какого-то Петра, уже умершего. На все вопросы голос отвечал немедленно и скороговоркой, большей частью он просил слушателей помочь Цецилии в ее бедности. По решению Сената Цецилия была сослана на остров Святого Фомы, один из Антильских островов, недалеко от Пуэрто-Рико, где и умерла».

Конечно же бедную Цецилию, испрашивающую себе подаяние столь оригинальным способом, посчитали носительницей козней дьявола. Потому и осудили.

Чревовещатели начала ХХ века со своими куклами

Очень немногие тогда сомневались в дьявольском происхождении чудесной способности говорить не разжимая губ. Например, монах Бонавентуро (1640—1704) писал о таком даре следующее: «Возможно и из внутренней желудочной полости извлекать слова, которые мы обычно произносим только губами».

Физиологический механизм чревовещания был вскрыт несколько позже, но он оказался несколько отличным от того, что предполагал Бонавентуро: звук все же рождался в голосовом аппарате человека, но, благодаря особенностям возникновения и распространения, казался исходящим не изо рта.

На это обратил внимание немецкий физиолог И. Мюллер, который написал в вышедшей в 1845 году книге «Руководство по физиологии»: «Звуки, образующиеся в процессе чревовещания, кажутся приходящими издалека и похожи на произносимые стоящим, поодаль человеком».

Ученый пробует объяснить и этот феномен: «Эффекты чревовещания во многом зависят от обмана слуха и других чувств. Мы весьма трудно различаем направление звуков и расстояние до них, и если наше внимание устремлено на какой-либо предмет, то воображение, независимо от воли, заставляет нас слышать звуки, воспринимаемые вне связи с их источником, именно вблизи этого предмета».

А вот как описывает внешнюю сторону дела современная российская артистка-чревовещательница М. Г. Донская:

«Одним из требований к профессионалу-вентрологу является его умение придавать звуку так называемую полетность. Артист-чревовещатель должен создать у аудитории впечатление, что голос за партнера-куклу исходит именно от куклы. Мне, например, не составляет труда направить звук в любой угол квартиры и заставить «заговорить» шкаф, фикус, самовар, лежащую в прихожей собаку».

Мария Григорьевна подчеркивает важность умения придавать голосу «стереофоничность». Каждой кукле следует подобрать подходящий голос: «У Андрюши тоненький, нежный. Когда бабушка выступает с Пьяницей, то зрители удивляются, откуда берется такой пропитой бас, у мамы Гном по-старчески шамкает, что-то там бормочет».

И еще одно интересное замечание: «Номер длится обычно минут пять. Больше трудно выдержать. Мы и так после концерта полдня разговариваем шепотом». И далее: «Очень много букв нельзя произносить с закрытым ртом, приходится все время подбирать слова».

Как утверждает М. Г. Донская, чревовещанию нельзя обучить, способность эту можно лишь развить в случае, если человеку от природы дано особое горло. Дар чревовещания чрезвычайно редок — в 90-х годах во Всемирной ассоциации вентрологов состояло лишь пятьдесят человек.

Чревовещание – это искусство делать неодушевленные предметы как будто бы живыми. В данной статье вы найдете советы и указания, как стать хорошим чревовещателем.

Шаги

    Научитесь говорить, не двигая губами. Приложите палец ко рту, как будто хотите призвать кого-то к тишине. Это поможет вам предотвратить движение губ. Далее проговорите алфавит. Вы заметите, что такие буквы, как "б", "ф", "м", "п", "ю", "в" и "у" заставляют губы шевелиться. Чтобы предотвратить это шевеление, вы должны найти замены. Например, "б" как "д" или "г", "ф" произносите как "с", "м" как "н", "но" или "нё", "п" как "кл" или "т", "у" как "оу", "в" как "з", а "ю" как "йу". Вам может показаться, что новые слова с заменой звучат смешно, однако если научитесь произносить слова, делая ударение на слог без этой буквы, слово будет звучать естественно.

    Измените голос. Убедительный "внутренний" голос должен звучать отлично от вашего. Послушайте свой голос. Вы говорите громко или мягко? Быстро или медленно? У вас низкий или высокий голос? Старайтесь, чтобы голос вашего партнера отличался от вашего в большинстве пунктов. Чтобы изменить голос, вам нужно задействовать иные функции тела. Например, если во время речи вы ущипнете свой нос, вам голос изменится.

    • Один из отличных способов изменить голос – выдыхать воздух носом, а не ртом во время речи.
    • Еще один способ – стараться, чтобы звук шел глубоко из горла или из диафрагмы. Для этого притворитесь, что хотите закашлять или что поднимаете что-то тяжелое. Вы заметите, что мускулы вокруг вашего живота напряглись. Теперь, попробуйте заговорить, задействовав эти мышцы. В результате получится глубокий, резкий голос, который также можно усовершенствовать, в зависимости от типа личности выбранного вами персонажа.
    • Выбирайте свой "внутренний" голос очень внимательно, чтобы он подходил к типу личности вашего партнера. Если он(а) остроумный(ая), сделайте голос быстрым, без заиканий. Если же персонаж глупый и медлительный, пусть говорит низким, медленным голосом. Голос поможет лучше охарактеризовать героя и вдохнуть в него жизнь.
  1. Вдохните жизнь в нового друга. Определитесь, какого партнера вы хотите. Его личность должна обязательно отличаться от вашей, чтобы создать иллюзия, что вы не один и тот же человек. Если вы добрый, ответственный человек, сделайте своего партнера озорным балагуром. Просто выберите что-нибудь, на чем можно сделать контраст.

    Придумайте куклу, подходящую под характер. Например, если вы придумали молодого и энергичного персонажа-мальчика, не выбирайте куклу в виде старого деда или девушки. Убедитесь, что вы выбрали правильного партнера.

    Убедите себя, что ваш партнер живой. Как только вы сможете убедить себя, вам будет проще убедить аудиторию. Постарайтесь убедиться, что с того момента, как вы достанете его/ее (из коробки, кровати и т.п.) и возьмете контроль, кукла станет оживать. Пусть рассказывает истории о том, как у нее дела, о своих мыслях, походах в школу и т.п. Не смотря на то, что технически, это всё придумываете вы, так вам будет проще поверить, что в вашем партнере есть жизнь.

    Тщательно одушевляйте партнера. Существует множество систем управления куклами, но лучший вариант для новичков (и даже для профессионалов) – управление с движением головы. Будьте внимательны при покупке куклы, чтобы не купить вариант с ниткой на шее для управления ртом. Купите ту, где вы должны просовывать руку в спину, хвататься за палочку, прикрепленную к голове и дергать за рычажок, чтобы управлять ртом. Это ключ к оживлению персонажа. Когда ваш партнер будет говорить, убедитесь, что его/ее рот двигается при каждом произносимом слоге. Так же заставляйте партнера двигаться во время речи. Так аудитория поверит, что он-она настоящий(ая). Однако не забывайте следить за количеством движений. Если ваш персонаж молод и энергичен, двигайте его головой быстро и трясите, во время речи. Но если это престарелый человек или сонный ребенок, голова должна двигаться медленно и не часто. Убедитесь, что голова не дергается слишком часто во время речи, иначе это будет отвлекать аудиторию от сути разговора. Понаблюдайте за настоящими людьми, чтобы передать похожую мимику персонажу.

  2. Получайте удовольствие. Для чревовещателя большое значение играет увлеченность, или даже страсть, к своему занятию. Вы всегда должны оттачивать мастерство. Ежедневная практика в итоге сделает вас превосходным чревовещателем. Кроме того, вам не обязательно во время тренировки только сидеть и разговаривать с партнером. Играйте в игры, смотрите фильмы, приносите куклу на семейные посиделки и встречи с другими людьми. Увлекаетесь ли вы чревовещанием для себя или ради карьеры, всегда получайте удовольствие. Иллюзия воссоздания жизни не приходит легко, однако вы должны поверить в своего партнера, чтобы оживить его/ее.

    • В каждом из нас есть крупица маленького ребенка. Аудитория хочет поверить, что ваш партнер реален, так что не совершайте проделок или действий (например, не крутите голову на 360 градусов), которые могут напомнить зрителям, что персонаж не реален.
    • Смотрите на себя и вашего партнера в зеркало во время тренировки, чтобы отметить, что вы делаете правильно, а что нет. Также попросите друзей или членов семьи понаблюдать за вами и высказать свое мнение.
    • Постарайтесь говорить с куклой, как с реальным человеком в рамках его характерных особенностей. Например, если кукла смешная, представьте, что разговариваете с другом-весельчаком.
    • Старайтесь двигать всем телом партнера, а не только головой. Например, заставьте его ерзать у вас на коленях или на стуле. Если он/она не будет двигаться, это будет выглядеть нереалистично для зрителей.
    • Если вы новичок в этом деле, много тренируйтесь. Спустя годы вы сможете овладеть этим мастерством в совершенстве.
    • Помните, большинство зрителей оценивает ваше выступление, а не то, какая клевая у вас кукла.
    • Посмотрите выступления известных чревовещателей, например, Джеффа Дюнхема (Jeff Dunham), понаблюдайте за их действиями.
    • НИКОГДА не корите себя. У вас все получится!
    • Чтобы не двигать губами, сожмите зубы, просунув между ними язык.
    • Старайтесь наносить бальзам для губ перед выступлением. В случае, если вам понадобиться приоткрыть рот, он легко откроется.
    • При прикосновении к губам, старайтесь удерживать средний и указательный палец у уголков рта.

    Предупреждения

    • Не покупайте куклу со множеством функций лишь ради этих функций. Вполне вероятно, что вы не будете их часто использовать. Кроме того, это довольно дорого, а также у вас могут возникнуть проблемы с управлением. Помните, лучшие чревовещатели, как как Эдгар Берген (Edgar Bergen) и его партнер Чарли МакКарти (Charlie McCarthy) использовали совершенно простых кукол.
    • Не используйте куклу, чтобы оскорблять кого-либо. Это не только грубо, но и очевидно, что это ваши слова.
    • Если у куклы много функций, убедитесь, что вы используете их лишь в случае необходимости. Некоторые чревовещатели двигали глазами, бровями и даже ушами своих кукол во время речи. Это очень отвлекает и смущает аудиторию.

    Что вам понадобится

    • Вам понадобится кукла с двигающимся ртом и головой. Если вам необходимо потренироваться перед покупкой, возьмите куклу, одеваемую на руку или нечто похожее, сделанное в домашних условиях. Очень известный чревовещатель (Shari Lewis) использовал в качестве партнера куклу, подобную той, что надевают на руку, и выступал на радио, телевидении, во множестве театров и клубов.
    • Вам понадобиться много упорства, страсти и оптимизма, чтобы создать иллюзию жизни.

Учимся возвращать дыхание носом во время речи

Ниже представлено несколько очень простых , позволяющих в очень короткие сроки овладеть носовым дыханием во время речи. Дышите так как Вы дышите обычно до начала выполнения упражнения, а затем строго следуйте инструкциям.

Упражнение 1

Проговаривайте вслух любое стихотворение или читайте любой текст — лучше короткими фразами. Например говорим обычным голосом:

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. Т.е. мешаете губам разойтись. Хотите Вы того или нет – Вам придется вдохнуть носом. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Когда не в шутку занемог

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись.

После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее:

Он уважать себя заставил

Пауза. Рот закрывается, челюсти не сильно, но смыкаются. При этом опять двумя руками Вы держите свои губы, так, чтобы они не разомкнулись. После возврата дыхания носом – отпускаем губы и говорим далее…..

Вначале упражнение не должно занимать более 3-5 минут. Желательно выполнять это упражнение 5 – 6 раз в день. Если после проговаривания одной строчки стихотворения у Вас остается много воздуха – то говорите две строчки подряд. Если опять остается много воздуха – говорите подряд три строчки. Но ни в коем случае не старайтесь устанавливать рекорды проговаривания как можно большего числа строк на одном дыхании. Для этого есть далее специальные упражнения на специальных текстах. Здесь же Ваша задача – научиться возвращать дыхание носом во время речи.

Конечно держать губы руками не эстетично. Поэтому это упражнение следует выполнять дома или там где Вас никто не видит. Однако цель упражнения не в том, чтобы приучить Вас держать губы руками, а в том, чтобы у Вас сложилась модель (паттерн) того, как Вы возвращаете дыхание носом во время разговора. Именно эта поведенческая модель должна закрепиться.

Можно модифицировать упражнение так, что губы не держатся руками, а сильно поджимаются в щель слегка приоткрытых зубов. Эту модификацию упражнения можно применять и на людях. И говорить им о пользе возврата дыхания носом.

Упражнение 2

Это упражнение называется «чревовещание». Это очень важное, хорошее, нужное и полезное во всех отношениях упражнение. Автор этого упражнения Анатолий Иванович Попов. Позиция «чревовещания» в дальнейшем используется очень часто в разных упражнениях, в том числе и в пении.

Суть упражнения в том, что любой текст или стихотворение произносится с закрытым ртом. При этом зубы слегка прижаты друг к другу, а губы раскрываются и двигаются так, как они привыкли двигаться при произнесении той или иной буквы. Например: буквы «О» и «У» — губы бубликом сводятся к центру рта, а при произнесении буквы «И» — губы растягиваются в улыбку.

Запомните – и это один из основных принципов системы правильного дыхания – никогда дыхание не должно тратиться до конца. Иными словами – в легких всегда должен оставаться запас воздуха – примерно 1/3 от того, что было в начале речи или пения.

В этом упражнении не нужно следить за губами – они сами будут делать свое дело. Самое важно здесь – внимательно следить только за тем, чтобы челюсти оставались сомкнутыми все время. В таком случае – хотите Вы того или нет – вы вынуждены будете возвращать дыхание носом.

Встаньте так, чтобы спина была прямая. Не сильно распрямите плечи. Не сильно сожмите челюсти. Вдохните носом. Не разжимая челюстей говорите:

Мой дядя самых честных правил

Когда не в шутку занемог

Он уважать себя заставил

Правда у меня была одна ученица у которой были зубы – мягко говоря не очень красивой формы и она ухитрялась со сжатыми челюстями возвращать дыхание ртом прежде всего за счет дыр между зубами. Но этот случай очень и очень редкий. В таком случае надо включать интенсивное внимание или пользоваться упражнением номер 1.

Это упражнение лучше всего выполнять – 5-7 минут

по 5-6 раз в день. Можно чередовать первое и второе упражнения. В этом случае перерыв между упражнениями – полчаса – час.

Подчеркнем, что вначале это упражнение дается достаточно трудно, поскольку оно уж очень непривычно прежде всего по технике выполнения, да и звучание кажется несколько иным. Но на самом деле это легкое упражнение – как только преодолеется первоначальное ощущение неудобства, все дальнейшее пойдет на автомате. Более того, я рекомендую начать читателям начать говорить со своими близкими именно на чревовещании. Представьте себе диктора телевидения – который произнося текст ни разу не откроет рот. Все просто умрут от изумления. А зря. Я сейчас немножко забегу вперед и скажу, что позиция «чревовещания» это и есть основная позиция системы Анатолия Ивановича Попова – «физвокализ». Именно на этой позиции пел великий певец Георг Отс.

Упражнение 3

Это упражнение Ольги Георгиевны Лобановой. Мы дадим это упражнение еще раз ниже несколько в другой модификации. А пока модификация № 1 упражнения Лобановой.

Обычным образом, как Вы делаете это всегда читайте любой текст или стихотворение. Как только Вас потянет на вдох — после двух – трех строчек стихотворения, максимально откройте рот, но не в ширину (по горизонтали), а по вертикали, за счет интенсивного отвода нижней челюсти вниз и назад к шее. При этом язык постарайтесь поставить в такую позицию, как будто бы Вы зеваете. В такой позиции неба и гортани очень широко открываются носовые проходы и возврат дыхания естественно, легко и очень быстро осуществляется носом. Такой прием возврата дыхания используют большинство певцов.

Упражнение вначале кажется очень трудным. Поэтому делать его подряд более 3-4х раз не рекомендуется. Упражнение делать 2-4 раза в день. При выполнении всех упражнений всегда соблюдайте «золотое» правило йогов – последовательность и постепенность.

Подчеркнем, что максимальная эффективность от всех трех вышеприведенных упражнений будет только тогда, когда Вы ни на секунду в течении всех тех часов, когда Вы бодрствуете – будете помнить о том, что дыхание следует возвращать только через нос. В таком случае Вам будет достаточно двух – четырех дней, чтобы был выработан устойчивый навык правильного, профилактического дыхания. Подчеркнем, что такой способ дыхания можно и нужно рассматривать как медитацию. Именно с помощью подобной медитации на процессе правильного дыхания Будда достиг просветления под деревом Бодхи.

Итак – напомним еще раз. Цель всех трех упражнений одна – выработать устойчивый, сохраняющийся навсегда навык возврата дыхания носом во время разговора.

И на этом большинству читателей можно книжку закрыть. Почему? Во-первых – культура дыхания в общении обеспечена. Во-вторых – сделан первый и очень важный шаг на пути выработки основного навыка профилактического дыхания, а также оздоровления организма. УРА!

Успехов!

Источник : О.Ю.Ермолаев-Томин — Профилактическое исцеляющее дыхание

Легенды и правда о чревовещателях

Вы когда-нибудь наблюдали работу настоящих чревовещателей? При первом знакомстве с ними кажется, что вы встретились с чудом. А как же иначе воспринимать и интерпретировать происходящее? Непонятно откуда раздается тонкий голос, абсолютно непохожий на голос вашего собеседника. Причем артист сохраняет совершенно невозмутимый вид, на его лице не шевелится ни один мускул, губы плотно сжаты. Он будто бы сам удивлен, откуда доносится голос. Аттракцион этот хорошо известен среди эстрадных иллюзионистов и называется чревовещанием.

Чревовещание (научное название - вентрилоквия) - это способность говорить, не шевеля губами , вследствие чего произносимые слова кажутся исходящими от других лиц.

При чревовещании необычен механизм голосообразования: движения органов ротовой полости производятся так, что для посторонних они незаметны, а губы остаются совершенно неподвижными. Голос при чревовещании отличается меньшей внятностью, монотонностью и ослабленной силой. Такой голос характеризуется высокой тональностью с диапазоном, равным приблизительно одной октаве.

Итак, чревовещание - это просто цирковой фокус, эстрадный иллюзион. Голос при этом образуется теми же самыми голосовыми складками, только чрезвычайно сближенными. "Чрево" тут ни при чем - вовсе не оно является источником звука. А бывают ли другие источники голоса, кроме описанных нами голосовых складок?

Да, бывают, и за примерами далеко ходить не надо. Возьмем самый обычный шепот. Да-да, тот самый шепот, которому посвящено столько прекрасных строк русской поэзии: "Шепот, робкое дыханье, трели соловья." - у Афанасия Фета или "Где сладкий шепот."

Евгения Баратынского. А слова романса Николая Павлова:

Надуты губки для угрозы, А шепчут нежные слова. Скажи, откуда эти слезы - Ты так не плакала сперва?

Или в стихотворении Якова Полонского "Затворница": "Она, дрожа, шептала мне: "Послушай, убежим!" Или у Алексея Плещеева:

Шепчутся листья твои серебристые, Шепчутся с чистой волной. Не обо мне ли тот шепот таинственный Вы завели меж собой?

Пожалуй, цитат достаточно. Вы поняли, что означает шепот для поэта. А что такое шепот с точки зрения оториноларинголога? Некоторые авторы называют шепот шепотным голосом. Это не совсем правильный термин, так как, по существу, во время шепота голоса нет. Этим он и отличается от разговорной и певческой речи. Во время шепотной (безголосной) речи голосовые складки не колеблются. Они сближаются, оставляя между собой значительную щель, через которую свободно проходит воздух и благодаря движениям языка, губ, мягкого нёба формируется в гласные и согласные фонемы. Интересно, что шепотная речь может быть получена у детей только после трех лет.

В нашей клинике проходит обычная ежедневная утренняя конференция. Дежурный врач докладывает о состоянии больных и в конце своего сообщения говорит: "Звонил больной Б., поздравлял весь коллектив клиники с наступающим праздником". Все мы прекрасно помним этого больного - более трех месяцев он находился у нас на лечении по поводу злокачественной опухоли гортани, ему была полностью удалена гортань.

Стоп, стоп, стоп! Я вставил в свой рассказ этот обычный эпизод из жизни клиники далеко не случайно. Не заметили ли вы противоречий в описании событий? Больному полностью удалена гортань, и после этого он разговаривает по телефону. Если отсутствует гортань, а значит, и голосовые складки, то за счет чего может образовываться голос? Даже чревовещатели не могут обойтись без помощи голосовых связок. Мы подошли к очень важной проблеме - проблеме реабилитации голоса после удаления гортани.

Рак гортани, к сожалению, сравнительно частое заболевание среди злокачественных опухолей. Ранняя диагностика и своевременное комплексное лечение (лучевая терапия, хирургическое лечение, химиотерапия) позволяют улучшить прогноз жизни и трудоспособности больного. Хирургическое лечение рака гортани в большинстве случаев связано с удалением гортани. Впервые тотальное удаление гортани произвел в 1873 году известный немецкий хирург Теодор Бильрот. Всего через несколько месяцев после Бильрота, в том же 1873 году П.Я. Мультановский сделал первую в России операцию удаления гортани. С тех пор она прочно вошла в арсенал хирургов и стала надежным средством в борьбе со злокачественными опухолями.

Но, помимо чисто медицинских и хирургических проблем (радикальность удаления опухоли, диагностика возможных метастазов, техника оперативных вмешательств), врач сталкивается еще с одной важной психологической и социальной проблемой. Больные после этой операции полностью теряют функцию речи. Им очень трудно бывает адаптироваться к потере голоса, развиваются сложные психологические конфликтные ситуации, угнетенное состояние.

Вопрос о восстановлении голоса у лиц с удаленной гортанью обсуждался еще в конце XIX века, вскоре после первых операций. Тогда-то впервые и была высказана мысль о возможности развития псевдоголоса (ложного голоса или голоса-заместителя).

Какие же условия необходимы для формирования псевдоголоса ? В основе механизма образования псевдоголоса лежит создание псевдоголосовой щели в пищеводе и выработка ее произвольного смыкания. Поэтому псевдоголос называют еще пищеводным, и именно он и является самым настоящим чревовещателем.

Пищеводный голос был открыт в начале XIX века одним больным, у которого развился паралич голосовых связок. Именно это открытие и было использовано немецким фониатром Гутцманном для создания псевдоголоса у больных с удаленной гортанью. Методика Гутцманна, предложенная им в 1908 году, считается первым научно обоснованным руководством по обучению пищеводному голосу. Наибольшая заслуга в разработке проблемы пищеводного голоса принадлежит чешскому фониатру Зееману, давшему еще в 1919 году ее полное описание и предложившему свою методику обучения, применяющуюся и в настоящее время. В России первой работой, посвященной проблемам пищеводного голоса, была статья Александра Федоровича Иванова "Голос и речь без гортани" (1910).

Основной и наиболее трудной задачей при восстановлении голосовой функции путем перехода на пищеводный голос является доставка воздушной струи. Озвучивание ее совершается относительно несложно, путем колебаний складок верхнего отдела пищевода, имитирующих колебания настоящих голосовых связок. Главная трудность в преодолении привычной зависимости голосообразования от дыхания.

При новом способе продуцирования голоса обе функции нужно отделить друг от друга, освободить их от взаимной зависимости. При пищеводном голосе воздух, поступающий из легких, не только не участвует в голосообразовании, но даже мешает ему, заглушая своим шумом получаемый голос. Цель упражнений заключается в создании независимого функционирования двух этих механизмов - дыхания и голосообразования.

Другая трудность в решении проблемы попадания воздуха в пищевод. Для этого необходимо освоить прием, сводящийся к тому, чтобы воздух из полости рта попадал в пищевод, а затем мог немедленно извергаться наружу, продуцируя звук при прохождении между складками устья пищевода. Вначале пищевод удается заполнить очень небольшим количеством воздуха (всего около 5 миллиметров), поэтому фразы получаются очень короткими. Однако в дальнейшем при увеличении количества воздуха достигается и большая длительность фразы.

Формирование озвученной речи - это процесс, требующий большой настойчивости и терпения как больного, так и педагога-логопеда. Для усвоения отдельного звука требуется различное по продолжительности время - от нескольких минут до недели. Произнесением отдельных слов можно овладеть за несколько дней или недель, а произнесением фраз различной длительности - в период от 1 недели до 3 месяцев. Полной воспринимаемости окружающими речи больного без особых усилий с его стороны можно достичь за 3. 6 месяцев.

Однако некоторые больные с удаленной гортанью не могут овладеть пищеводным голосом или овладевают им в недостаточной степени. Других больных такой голос не устраивает или они не могут обучиться псевдоголосу вследствие глухоты или тугоухости. Иногда бывают и органические причины, препятствующие формированию пищеводного голоса - распространение опухоли на пищевод, хирургическое удаление верхней трети пищевода. В целом по всем перечисленным здесь причинам около 30 процентов больных не могут овладеть пищеводным голосом. Что делать в таких случаях? У таких больных можно использовать голосовой протез.

Голосовыми протезами или искусственной гортанью называют аппараты, производящие звук, заменяющий нормальный голос гортани при разговоре. Звук, издаваемый голосовым протезом, преобразуется в речь с помощью языка, губ, мягкого нёба, точно так же, как обычный или пищеводный голос. Вся разница в том, что там источником звука являются колебания голосовых связок или складок пищевода, а здесь - искусственная вибрация.

В электрических голосовых протезах звук продуцируется механическим вибратором, питающимся от батареи или аккумулятора, помещенных в самом аппарате. Продуцируемый звук обладает постоянной тональностью, но аппарат располагает возможностью настройки звука на более высокую или более низкую тональность. Речь больного хорошо понятна, но не громкая и не очень приятна на слух, вследствие монотонности и носового оттенка. В качестве примера такого электрического протеза можно назвать выпускаемый в СССР аппарат "Голос". Мембрана этого аппарата прижимается к боковой поверхности шеи, колебания, создающие звук, передаются в глотку и ротовую полость, где этот звук преобразуется в речь по нормальному механизму артикуляции.

В пневматических голосовых протезах звук производится мембраной (чаще всего резиновой), приводимой в действие струей воздуха, выходящего из легких во время выдоха. Вибрирующая пластинка вмонтирована в трахеостому (отверстие в трахее, через которое осуществляется дыхание после удаления гортани), и получаемый звук по трубке отводится в ротовую полость. Звук, продуцируемый этим прибором, достаточно приятен и более схож с естественным голосом благодаря возможности модулировать его по силе и до известной степени по тональности. Однако пневматические протезы в настоящее время применяются все реже, уступая более удобным - электрическим.

Мы рассказали о голосовых протезах, построенных по традиционному принципу - создание искусственного источника звука с дальнейшей его трансформацией в речь с помощью обычных механизмов артикуляции. Однако существуют и нетрадиционные взгляды на проблемы восстановления голоса. Так, американская фирма "Эйч-си электронике" в 1978 году разработала специальный портативный синтезатор речи. В основанной на микросхемах памяти прибора записано 45 звуков английского языка, 13 самых употребительных приставок и суффиксов, некоторое количество слов и даже 16 коротких фраз (типа "меня зовут."). Нажимая соответствующие клавиши, можно строить из этих блоков и полуфабрикатов нужные предложения, переводя их в кратковременную память синтезатора. После нажатия клавиши с надписью "говори" машина выдает набранную фразу. По утверждению фирмы, она способна произвести практически любое английское слово.

Таким образом, от рассказа о фокусах иллюзионистов-чревовещателей мы с вами подошли к очень важной медицинской и социальной проблеме - проблеме восстановления полностью утраченного голоса. И мы увидели, она решается совместным трудом оториноларингологов, педагогов-логопедов, инженеров-конструкторов, создателей новой техники. В целом проблема уже решена, но точку ставить рано. Может быть, в ближайшем будущем мы узнаем о новых, технически оригинальных методах создания искусственного голоса. А оттуда останется всего лишь шаг до создания "говорящих" машин.

  • Голосообразующие аппараты
    • Каталог аппаратов
    • ХРОНОС
    • Hronos Electrolarynx
    • Servox Eco
    • Servox Digital
    • TruTone
    • TruTone Plus
    • Romet R 310
    • Как разговаривать с аппаратом
    • Отзывы пациентов
    • Вопрос специалисту
    • Денежная компенсация
  • Аксессуары
    • Каталог Servona
    • Нашейные фартуки Servox
    • Нашейные фартуки Trachea Норм
    • Нашейные фартуки Romet
    • Накладка Tracheofix
    • Накладка Romet
    • Накладка Tracheofix Plus
    • Салфетка Trachi-Wipe для ухода за трахеостомой
    • Накожный коннектор Servox
    • Коннектор-пластырь Provox
    • Компресс для трахеостомы
      • Компрессы Tracheokompresse AL
      • Компресс (повязка) Metalline (Металлинэ)
    • Защита для принятия душа
    • Аккумулятор Servox, запчасти
    • Держатель TruTone handsfree
    • Искусственный нoc
      • Искусственный нос
      • Servox TNF искусственный нос
      • Servox TNP искусственный нос
      • Кассета Servox HME Modul
      • Модуль (HME) Provox (арт. 7290; 7291)
      • Tracheolife искусственный нос
      • Thermovent T PORTEX искусственный нос
    • Прибор для обоняния
    • Ёршики для чистки канюлей
    • Шейные ленты
    • Трахеостомические трубки
      • Трахеостомические трубки
      • Portex Blue Line
      • Portex Blue Line C без манжеты
      • Сменная канюля для трубки Portex
      • Трахеостомические трубки Sumi
      • Фенестированные трубки Portex
      • Линейка для подбора трубки
    • Распорка для стомы
    • Голосовой клапан
    • Аспирационный катетер Sumi
    • Маски для ингаляции
    • Хирургический отсасыватель
      • Отсасыватель медицинский
      • Отсасыватели Armed 7E
      • Отсасыватель Armed 7D
    • Трахеостома? Жизнь продолжается
  • Восстановление голоса
    • Голосовая реабилитация
    • Голосообразование
    • Принцип работы гол.об. аппарата
    • Протезы гортани
    • Provox
    • Пищеводная речь (псевдоголос)
  • Ларингэктомия
    • Анатомия гортани
    • Рак гортани
    • Лечение рака гортани
    • Ларингэктомия
    • Трахеостома
    • Трахеостома и дети
    • Уход за канюлей
    • Уход за трахеостомой
    • Санация дыхательных путей
    • Приспособления для трахеостомы
    • Коротки канюли (кольцо, клапан, воронка)
    • Искусственное дыхание через трахеостому
    • Реабилитация чувств
  • Как купить

Гортань имеет высокие компенсаторные возможности.

Формирование пищеводного голоса представляет собой комплекс процессов по созданию нового компенсаторного фонационного органа и изменения условно- рефлекторных связей в ЦНС, которые существовали до операции ларингэктомии. Пищеводная речь является альтернативой нормальной речи и позволяет вернуть онкологических больных после полной экстирпации гортани к нормальной жизни.Успешность реабилитационного обучения зависит от обширности произведенной операции ларингэктомии (без затрагивания сфинктера пищевода и нервов, иннервирующих моторную верхнюю часть пищевода). Желание пациента восстановить утраченную речь является дополнительным положительным фактором.

Таким образом, реабилитационная программа ларингэтомированных пациентов сводится к нескольким составляющим:

1. Логовосстановительные занятия

2. Психотерапия. Зависит от состояния больного и заключается в создании положительного психологического настроя.

3. С близким окружением больного также проводятся психологические тренинги, направленные на выработку у них правильного отношения к заболеванию, к необходимости максимальной реабилитации, включая восстановление речи и возвращение в социум.

Создание искусственного фонационного органа заключается в формировании в пищеводе пациента нового физиологического образования — псевдоголосовая щель. Чтобы производить звуки с помощью пищевода, необходимо, чтобы стенки пищевода могли смыкаться и размыкаться. Кроме того для произнесения речи нужно научиться задерживать в пищеводе большое количество воздуха.

После операции ларингэктомии всем больным предлагают пройти курсы логопедических занятий, где можно научиться данным навыкам и получить возможность управлять новым голосовым аппаратом.

имитация рвотного движения с открытым ртом, в положении лёжа, несколько раз подряд.

из положения стоя наклониться вперед, руки свободно опустить и пытаться произнести звук «Ы»; при этом язык должен быть зажат между зубами, мышцы живота напряжены, диафрагма приподнята.

Первыми словами, которые больной сможет произнести, будут те, которые начинаются на согласные «Т», "П" или «К». Занятия длятся не больше 5 минут.

Вентрология, чревовещание не имеет отношения к пищеводной речи. Это умение разговаривать, не шевеля губами, основанное на высоком владении голосовыми связками и дыханием. Губы чревовещателя во время разговора не шевелятся, и, хотя он использует обычные органы речи, кажется, что звук идет из живота.

Предлагаем Вашему вниманию п особие для людей, живущих с постоянной или временной трахеостомой «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Купите любой товар из каталога нашего интернет-магазина и получите бесплатно печатное издание книги «Трахеостома? Жизнь продолжается!»

Как научиться чревовещанию в домашних условиях

Это удивительное искусство — говорить не раскрывая рта — родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: ‘ «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца — чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это — дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя — настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя. Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера — застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность. Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской. Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной — дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей — Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Многие видели выступления Марии Донской с ее любимым «партнером» - куклой Андрюшей, бойким и озорным «мальчиком». Талантливым вентрологом оказалась также дочь Марии Григорьевны - Евгения. Нередко они выступали дуэтом. И всегда с неизменным успехом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!