Чтение по методу ильи франка немецкий. Илья франк - немецкая грамматика с человеческим лицом

Чтение на иностранном языке является поистине увлекательным занятием. Но как сделать его доступным, понятным и простым для тех, у кого есть трудности с языками? Если постоянно искать незнакомые слова в словаре, то о каком удовольствии может идти речь? Об этом как-то раз и задумался Илья Франк, метод чтения которого позволяет расслабиться и наслаждаться в полной мере музыкой другого языка.

Волшебный мир чтения

Чтение книги на другом языке наглядно демонстрирует, что нет двух языков, на которых думают одинаково, объяснение чего-то кому-то на другом языке является невероятно трудным. Француз просто не начнет говорить так же, как и англичанин, не обратится к той же причинности, не предпримет те же действия, использует другие методы и рассуждения, чтобы быть убедительным.

Чтение литературы на другом языке - это очень интересно, это как побывать в другом измерении, окунуться в совершенно иной образ мыслей и чувств, на время приобщиться к чему-то новому, непонятному, непривычному. Чужая культура может возвышенно вдохновлять, а может и пугающе отталкивать. Книги, по методу Ильи Франка адаптированные, являются образцами мировой литературы, их читает все человечество, эти произведения популярны и востребованы.

Особый способ адаптации текста

Тексты по методу Ильи Франка адаптированы при помощи специального способа, который подталкивает к освоению языка на подсознательном, интуитивном уровне, так сказать, пассивно. Им можно пользоваться как в качестве обучающего элемента в дополнение к разговорной практике, так и для непринужденного освоения языка, если цель состоит лишь в том, чтобы научиться читать иностранную литературу.

Что же представляют собой тексты по методу Ильи Франка? Все произведение разделено на небольшие отрывки. Вначале располагается адаптированный текст с точным переводом, а также могут вставляться определенные лексические и грамматические пометки. Далее идет тот же самый отрывок, но уже в оригинале, без перевода и комментариев.

Просто и продуктивно

Чтение является отличным способом улучшить свои знания, пополнить словарный запас. К сожалению, роман на иностранном языке может оказаться непосильной ношей для новичка, так как постоянно приходится прерывать чтение, чтобы заглянуть в словарь. Это занимает достаточно много времени и не является продуктивным. Кроме этого, многочисленные идиоматические выражения могут оставаться непонятными даже после того, как вы перевели все отдельные слова. Книги, по методу Ильи Франка подготовленные, публикуются с 2001 года. Они являются достаточно популярными в России и за ее пределами. Франк в настоящее время управляет собственной школой иностранных языков в Москве.

Что нужно знать новичкам

Главной проблемой новичков, как правило, является отсутствие богатого лексического запаса, и вот тут предложенный знаменитым лингвистом по имени Илья Франк метод чтения окажется как раз кстати. Очень заманчивым может показаться тот факт, что чтение романа может послужить безболезненным способом выучить язык. Даже используя метод чтения Ильи Франка, французский, испанский, английский или любой другой язык нельзя выучить только лишь с помощью чтения. Хорошим стартом будут как минимум базовые знания алфавита, произношения, грамматики.

Метод чтения Ильи Франка: немецкий язык

Любой, кто когда-либо читал по-немецки, поймет, что проблема есть. Это логичный и точный язык, но в своей приверженности правилам он сопровождается определенными сложностями. В немецком вспомогательный глагол находится на втором месте в предложении, а затем все остальные глаголы выстраиваются в один ряд в конце. Gestern habe ich meinen Freund begegnet. "Вчера я встретил своего друга." Это означает, что вы не сможете перевести предложение, не дочитав его до конца.

Это сложно не только при чтении, аудирование - это вообще настоящая пытка. Языки формируют культуру, менталитет. Даже на примере литературы видно невооруженным взглядом, как хороша логистика, и как сложна при этом организация. 26 адаптированных книг на немецком языке, среди которых знаменитые на весь мир сказки братьев Гримм, Эрих Мария Ремарк ("Три товарища"), Гете ("Фауст"), Теодор Шторм ("Регентруда - королева дождя") и другие, помогут окунуться с головой в занимательный мир чтения.

Английский в удовольствие

Что касается английского языка, то здесь более подробно нужно остановиться на транскрипции. Между адаптированным и оригинальным отрывками, как правило, дается транскрипция трех слов, причем тех, которые произносятся не по общепринятым правилам. Метод чтения Ильи Франка (английский язык изучается или любой другой) может быть отлично дополнен аудиосопровождением.

Есть книги, которые трудно читать, но можно с удовольствием слушать, в особенности если озвучкой занимался прекрасный актерский состав. Тут пригодится хороший навык восприятия на слух беглой английской речи. Всего подготовлено 137 книг, среди которых Вальтер Скотт ("Айвенго"), Марк Твен ("Принц и нищий"), Эрнест Хэмингуэй ("Старик и море"), Агата Кристи ("Убийства по алфавиту") и многие другие.

Иностранный язык - цель или средство

При изучении языков важно понимать, что лучше всего они усваиваются при непосредственном использовании: общении вживую, чтении книг, прослушивании радио и так далее. Таким образом иностранный язык становится средством, а не целью. Чтобы запомнить многочисленные лексические единицы, недостаточно эффективным является механическое и монотонное заучивание, важнее и продуктивнее будут новизна впечатлений и эмоции, которые связаны с определенными словами.

Подходит ли мне данный метод чтения

Во время чтения важно думать о содержании книги, а не то, на каком языке она написана. Может быть, кто-нибудь подумает, что это ему не подходит, в этом нет смысла, язык так не выучить и так далее. Однако, как утверждает сам автор, Илья Франк, метод чтения обязательно сработает, если подойти к делу ответственно и читать интенсивно, на одном дыхании, а не время от времени.

Идея "нескучного" чтения

К 2 016 году для читателей представлено уже более 300 книг на 56 языках. Как считает автор Илья Франк, метод чтения сработает в том случае, если произведение будет действительно интересно своему читателю, поэтому важно выбирать книгу в зависимости от своих предпочтений, начиная с классики и заканчивая развлекательными жанрами.

Идею нескучного чтения разработал Илья Франк, метод чтения без зубрежки и словарей является привлекательным как для новичков, так и для продвинутых пользователей. Эти книги необязательно читать за партой, любимым делом можно заниматься в метро, на природе, сидя на лавочке в парке. Это нельзя назвать расслаблением в чистом виде, так как поток информации немаленький, однако такая работа мозга не приводит к стрессу или скуке. Добиться успеха можно, как сказал "Нужно время и погружение, нужно отдать этому часть души."

Приятного всем чтения!

Среди многочисленных методик изучения языков одну из наиболее популярных разработал Илья Франк. Метод чтения по Франку помогает пассивно освоить неродной язык за незначительный промежуток времени.

В чем суть метода

Илья Франк разработал и запустил в массы инновационный подход к освоению иностранных языков. основан на специальной методике чтения. Как правило, читателю предлагаются адаптированные тексты. С помощью такого подхода вполне можно овладеть одним или даже несколькими иностранными языками.

Подобный метод показывает отличные результаты при сочетании с разговорной практикой. Однако его можно использовать и в отдельности. Этот метод нацелен на запоминание слов и устойчивых выражений во время чтения. С его помощью можно за непродолжительный срок научиться воспринимать написанные тексты и даже освоить несложную художественную литературу.

Как это работает

Прежде всего, для освоения иностранного языка таким методом потребуются специальным образом составленные тексты. Чем же они отличаются от обычной литературы?

Как правило, такие тексты разбиты на смысловые части. Каждый отрывок написан с небольшими комментариями по переводу после каждой ключевой фразы. Таким образом, читающему нет необходимости отвлекаться от чтения и обращаться за переводом к словарю или другим источникам. Подобный подход значительно упрощает восприятие и способствует скорейшему запоминанию написанного. После перевода приводится тот же текст в оригинале без сносок.

Помимо перевода, которого нацелен на запоминание новых слов и выражений, предусмотрел транскрипцию написанных слов. Причем в книгах транскрипция пишется звуками того языка, на котором написана книга. Без сомнения, это помогает не только запомнить новое слово, но и его правильное произношение.

Метод Франка в немецком

Как и другие иностранные языки, есть возможность выучить немецкий по методу Ильи Франка.

Ниже приведен пример адаптированной сказки о маленьком Муке.

Der Großwesir schlug seine Arme kreuzweis über die Brust (великий визирь, скрестив свои руки перед собой; die Arme übershlagen — ложить одну руку на другую; der Arm — часть руки от кисти до предплечья), verneigte sich vor seinem Herrn und antwortete (наклонился перед своим повелителем и проговорил) Herr, ob ich ein nachdenkliches Gesicht mache, weiß ich nicht (сударь, напряженное ли у меня выражение лица, мне неизвестно), aber da drunten am Schloss steht ein Krämer (однако возле входа в замок под самыми стенами стоит купец всякой всячины; das Schloss; der Krämer — незначительный торгаш; der Kram — мелочь, безделушки, ерунда), der hat so schöne Sachen, dass es mich ärgert, nicht viel überflüssiges Geld zu haben (он продает очень симпатичные вещи, а меня сердит то, что у меня совсем мало денег; ärgern — бесить, донимать; der Überfluss — избыток; überfließen — переполнять; fließen — утекать, убегать)".

После подготовленного текста идет повторение оригинального.

Особенностью восприятия такого текста является незаметное для читающего откладывание в памяти основных слов и фраз. Во время чтения этих книг нет необходимости отвлекаться от процесса, искать нужное слово в словаре или делать еще какую-нибудь ненужную работу. Все, что нужно читающему, находится у него перед глазами. Используя немецкий язык можно выучить в разы быстрее.

Техника работы

Разобравшись со структурой текста, стоит перейти непосредственно к способу изучения языка. Метод чтения Ильи Франка, немецкий язык изучается или же любой другой, имеет свои особенности.

Прежде всего, читающему стоит прочитать разобранную часть текста, внимательно вникнув в перевод. Иногда вариантов перевода дается несколько, чтобы читателю легче было понять, какое именно значение имеет данное словосочетание. После того как эта часть текста проработана, стоит прочитать оригинальную. Это дает возможность закрепить пройденный материал. Проделывать заново эти же действия нет необходимости, можно переходить к следующему отрывку.

Плюсы и минусы метода

Неподготовленному человеку текст поначалу может показаться слишком сложным. Однако, как правило, такие книги подразделяются на уровни, по которым можно подобрать себе подходящую. Более того, тексты снабжены практически дословным переводом, поэтому проблем с пониманием возникнуть не должно. Часто по прошествии времени изучающему вообще нет необходимости обращаться к адаптированному тексту, он может читать без перевода, а потом проверять правильность прочитанного с помощью предыдущей части текста.

Кроме этого, как утверждает сам Илья Франк, метод дает возможность обучаться в любом месте и в любое время. Книгу можно читать в общественном транспорте, в пробках, на перерыве, на отдыхе и так далее. Ведь нет никакой необходимости таскать за собой специализированную литературу или запасаться дополнительной техникой.

Кому подходит такой метод

Данная система изучения иностранных языков помогает как начать познавать его с нуля, так и расширить свою лексику. Более того, по такой методике могут заниматься не только взрослые, но и дети. Для них предусмотрены книги на детскую тематику. В основном это сказки или небольшие истории. Но гораздо лучше, если осваивать новый язык детям будут помогать родители или педагоги. Для того чтобы книга хорошо усваивалась читателем, неважно ребенок это или взрослый, достаточно подобрать интересную тематику. Ведь книги, которые мы читаем по методу Ильи Франка, должны прививать желание учиться. К счастью, выбор книг, по которым можно изучать немецкий язык по методу Ильи Франка, очень широк.

Данный способ изучения языка может пригодиться любому, кто решит действительно серьезно подойти к поставленно задаче. Однако вполне возможно, что для качественного знания понадобится больше усилий, так что это метод, скорее, подходит как дополнительный к другим. Это могут быть и курсы, и живое общение (желательно с носителями языка). Однако не вызывает сомнения, что книги, которые предлагает для изучения Илья Франк, метод и такой инновационный подход гарантированно помогут значительно увеличить лексикон любого человека.

Самоучитель немецкого языка

По мотивам метода Ильи Франка


Сергей Егорычев

© Сергей Егорычев, 2017


ISBN 978-5-4485-6547-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение немецкого языка напоминает своего рода культ.

В отличие от любого другого языка, здесь либо любовь к языку, либо полное неприятие или, что ещё хуже, скучающее равнодушие. Если Вы читаете эти строки, значит, Вы всё-таки крайне заинтересованы в изучении этого прекрасного языка.

Основное правило моей методики: чтобы уметь читать по-немецки, надо много читать по-немецки, чтобы хорошо говорить, надо много говорить, чтобы хорошо понимать устную немецкую речь – надо много слушать немецкую речь!

Сопутствующее ему правило: язык – это ни много ни мало лишь средство. Цель – информация им закодированная. Поэтому никаких скучных упражнений на зубрёжку! Информация, на основе которой построено объяснение грамматических и других основ немецкого языка в данном учебнике подобрана максимально интересная – отрывки из фильмов, тексты песен, розыгрыши по телефону и так далее. Всё сделано для быстрого включения в процесс интенсивного обучения.

Вы должны уделять этому великому языку по крайне мере час в день, Вы должны погрузиться в атмосферу немецкого языка, смотреть хотя бы один фильм в неделю в оригинале, без субтитров и без словаря, Вы должны читать и слушать радио и песни на немецком.

Здесь принцип «Всё или ничего!» Нельзя научиться языку, тысячу раз осторожно его коснувшись, но можно, и я уверен на 100%, что с помощью этого учебника у Вас это получится – стремительно набрать обороты и интенсивно освоить основы, а затем и тонкости этого германского языка.

Удачи в достижении этой благородной и достойной цели!

УРОК ПЕРВЫЙ. ALPHABET. ФОНЕТИКА

Немецкий язык относится к индоевропейской семье, германской ветви, западногерманской группе.


В немецкой письменной речи используется латинский алфавит. Буквы латинского алфавита имеют своё немецкое название, приведённое в квадратных скобках:

Кроме того, к немецкому алфавиту так же относятся:

1. Буквы, обозначающие умлаутированные звуки (Ä ä [Э], Ö ö [«Ё], Ü ü [«Ю]).

2. Лигатура ß – [ЭС-ЦЭТ].


ФОНЕТИКА


Фонетика немецкого языка представляется отдельным предметом для изучения. Самый верный вариант для обучения – это прослушивание аудиозаписей на немецком языке и изучение артикуляции по специальным учебным пособиям.

Однако, происходящий из индоевропейской семьи, немецкий язык в фонетическом плане гораздо более близок русскому языку, чем, скажем, китайский. Поэтому большого труда для русскоговорящего научиться правильно артикулировать немецкие звуки составить не должно.

Следует так же помнить, что сколько людей, столько и произношений, а потому естественная речь, основанная поначалу на подражании оригинальным немецким аудиозаписям всегда лучше любой постановки.


Несмотря на то, что в большинстве своём немецкие слова пишутся по принципу «как слышится, так и пишется», есть ряд исключений для следующих буквосочетаний:

AÜ, EU – [ОЙ]

CH – [Х] (звук, подобный тому, что получается если подышать на стёклышко до его запотевания)


Так же следует отметить, что звук «В» кроме тех случаев, когда слово заимствовано из английского или французского языков, всегда обозначается буквой «w», в то время как буква «ФАУ» («V») обозначает звук «В» только в заимствованиях, а в остальных случаях передаёт звук «Ф».

Отдельно следует подчеркнуть, что буквой Z (ЦЭТ) всегда обозначается звук «Ц».


Буква «S» перед гласным или между гласными всегда читается как «З», перед «T» или «P» как «Ш». В остальных случаях как «С».

«H», находясь не в начале слова, не читается, а служит для удлинения предшествующего гласного. В начале слова читается.


Апострофом (»), стоящим перед «Ю» или «Ё» обозначается, что транскрипция передаёт звук без йотирования вначале. («Ю=ЙУ без «Й», «Ё=ЙО без «Й»). Артикулируется так же, как если бы вы собирались произнести звуки «Ю» или «Ё», но без первого звука «Й».

Нем. Umlaut – «перегласовка», фонетическое явление сингармонизма в некоторых германских, кельтских, а также уральских и алтайских языках, заключающееся в изменении артикуляции и тембра гласных: частичная или полная ассимиляция предыдущего гласного последующему, обычно – коренного гласного гласному окончания (суффикса или флексии).

Лат. ligatura – связь, соединение (в нашем случае двух) букв – SS.

УРОК ВТОРОЙ. PRÄSENS

Präsens – это настоящее время глагола. В немецком языке три лица и два числа:

Глагол «быть» (sein – [ЗАЙН]) является неправильным глаголом и спрягается в Präsens следующим образом:

Ещё один глагол первостепенной важности (haben – [ХАБН]), «иметь» спрягается следующим образом:

Следует заметить, что в немецком языке три типа глаголов. К первому типу относятся так называемые «слабые глаголы». Это абсолютное большинство немецких глаголов. Они спрягаются по базовой модели:

От инфинитива (неопределённой формы, которая указана в словаре) отбрасывается окончание -en, к оставшейся основе прибавляется окончание согласно лицу и числу.

Единственное число: 1л. -e, либо часто отбрасывается вовсе, 2л. -st 3л. -t.

Множественное число: 1л. -en, 2л. -t, -en для уважительной формы «Вы» и 3л. -en

Zum Beispiel [ЦУМ БАЙШПИЛЬ, «например»]:

Глагол machen (МАХН, «делать»):

Я делаю – ich mach (e)

Ты делаешь – du machst [ДУ МАХСТ]

Он|она|оно делает – er|sie|es macht

Мы делаем – wir machen

Вы делаете – ihr macht, Sie machen

Они делают – sie machen


Фонетический комментарий: в окончании -en «E» не произносится: machen → mach’n [МАХН].

Du machst читается как [ДУ МАХСТ], поскольку «st» здесь окончание, а не неразрывная часть буквосочетания «chs».


В немецком языке в утвердительном нераспространённом предложении прямой порядок слов:

Подлежащее + сказуемое + второстепенный член предложения.

Zum Beispiel: Я иду в кино =

подлежащее + сказуемое + предлог + обстоятельство.

Ich geh’ ins Kino. Ich (я) gehe (иду, глагол gehen 1л. ед. ч. наст. время) ins (in + das (слияние предлога с определённым артиклем среднего рода) в) Kino (кино).

Обратите внимание, что все существительные в немецком языке обязательно пишутся с большой буквы.


Начнём говорить!


Вокабуляр:

Говорить – sprechen [ШПРЭХН].

Mit [МИТ] – предлог «с». Требует после себя дательного падежа.

Mein [МАЙН] – притяжательное местоимение «мой». В дательном падеже в зависимости от лица приобретает следующие формы: meinem для м.р, meiner для ж.р., meinem для ср. р. и meinen для множественного числа.

Freund [ФРОЙНД] – Друг, Freundin [ФРОЙНДИН] – подруга.

Deutsch [ДОЙЧ] – Немецкий язык.

Gut [ГУТ] – хорошо.

Ein bisschen [АЙН БИСХЕН] – немного.

Reden [РЭДН] – говорить; разговаривать, беседовать; произносить речь, выступать

Lauter [ЛАУТЕР] – сравнительная степень наречия «громко» (laut).

Man [МАН] – неопределённо-личное местоимение 3л. ед. числа. Используется, если личность деятеля не имеет значения. Аналог неопределённо личной формы в других языках. Например, в русском языке «говорят, что…», в английском «they say that», во французском «on dit que…» и т. д.

Ja [Я] – да. Либо используется в качестве усилительной частицы. Например, при переводе «же».

Kaum [КАУМ] – едва

Verstehen [ФЭРШТЭЭН] – понимать.

ИТАК, ФРАЗЫ:

Я говорю (с моим) другом – Ich spreche mit meinem Freund.

Я говорю со своей подругой – Ich spreche mit meiner Freundin.

Говорить с самим собой – Mit sich selbst zu sprechen. (Sich – возвратное местоимение, selbst – сам, самим И Т.Д.).

Ich spreche Deutsch – Я говорю по-немецки. (В данный момент).

Ich kann gut Deutsch – Я хорошо говорю по-немецки. (Вообще). Kann – 1л. ед. ч. глагола können – мочь, быть в состоянии. Употребляется так же когда речь идёт о каком-то умении, например, об умении говорить на иностранном языке.

Sie kann ein bisschen Deutsch. – Она немного говорит по-немецки.

Reden Sie lauter, man kann Sie ja kaum verstehen! – Говорите громче, Вас же едва можно понять!



Поскольку немецкий язык является аналитическим, многие функции (определённость-неопределённость, род, падеж, число и др.) берёт на себя служебное слово – артикль.

Всего имеется четыре определённых и три неопределённых артикля:

Определённый артикль мужского рода, единственного числа, именительного падежа: der

Определённый артикль женского рода, единственного числа, именительного падежа: die

© Сергей Егорычев, 2017


ISBN 978-5-4485-6547-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение немецкого языка напоминает своего рода культ.

В отличие от любого другого языка, здесь либо любовь к языку, либо полное неприятие или, что ещё хуже, скучающее равнодушие. Если Вы читаете эти строки, значит, Вы всё-таки крайне заинтересованы в изучении этого прекрасного языка.

Основное правило моей методики: чтобы уметь читать по-немецки, надо много читать по-немецки, чтобы хорошо говорить, надо много говорить, чтобы хорошо понимать устную немецкую речь – надо много слушать немецкую речь!

Сопутствующее ему правило: язык – это ни много ни мало лишь средство. Цель – информация им закодированная. Поэтому никаких скучных упражнений на зубрёжку! Информация, на основе которой построено объяснение грамматических и других основ немецкого языка в данном учебнике подобрана максимально интересная – отрывки из фильмов, тексты песен, розыгрыши по телефону и так далее. Всё сделано для быстрого включения в процесс интенсивного обучения.

Вы должны уделять этому великому языку по крайне мере час в день, Вы должны погрузиться в атмосферу немецкого языка, смотреть хотя бы один фильм в неделю в оригинале, без субтитров и без словаря, Вы должны читать и слушать радио и песни на немецком.

Здесь принцип «Всё или ничего!» Нельзя научиться языку, тысячу раз осторожно его коснувшись, но можно, и я уверен на 100%, что с помощью этого учебника у Вас это получится – стремительно набрать обороты и интенсивно освоить основы, а затем и тонкости этого германского языка.

Удачи в достижении этой благородной и достойной цели!

УРОК ПЕРВЫЙ. ALPHABET. ФОНЕТИКА

Немецкий язык относится к индоевропейской семье, германской ветви, западногерманской группе.


В немецкой письменной речи используется латинский алфавит. Буквы латинского алфавита имеют своё немецкое название, приведённое в квадратных скобках:



Кроме того, к немецкому алфавиту так же относятся:

1. Буквы, обозначающие умлаутированные звуки (? ? [Э], ? ? [«Ё], ? ? [«Ю]).

2. Лигатура ? – [ЭС-ЦЭТ].


ФОНЕТИКА


Фонетика немецкого языка представляется отдельным предметом для изучения. Самый верный вариант для обучения – это прослушивание аудиозаписей на немецком языке и изучение артикуляции по специальным учебным пособиям.

Однако, происходящий из индоевропейской семьи, немецкий язык в фонетическом плане гораздо более близок русскому языку, чем, скажем, китайский. Поэтому большого труда для русскоговорящего научиться правильно артикулировать немецкие звуки составить не должно.

Следует так же помнить, что сколько людей, столько и произношений, а потому естественная речь, основанная поначалу на подражании оригинальным немецким аудиозаписям всегда лучше любой постановки.


Несмотря на то, что в большинстве своём немецкие слова пишутся по принципу «как слышится, так и пишется», есть ряд исключений для следующих буквосочетаний:

A?, EU – [ОЙ]

CH – [Х] (звук, подобный тому, что получается если подышать на стёклышко до его запотевания)


Так же следует отметить, что звук «В» кроме тех случаев, когда слово заимствовано из английского или французского языков, всегда обозначается буквой «w», в то время как буква «ФАУ» («V») обозначает звук «В» только в заимствованиях, а в остальных случаях передаёт звук «Ф».

Отдельно следует подчеркнуть, что буквой Z (ЦЭТ) всегда обозначается звук «Ц».


Буква «S» перед гласным или между гласными всегда читается как «З», перед «T» или «P» как «Ш».

В остальных случаях как «С».

«H», находясь не в начале слова, не читается, а служит для удлинения предшествующего гласного. В начале слова читается.


Апострофом (»), стоящим перед «Ю» или «Ё» обозначается, что транскрипция передаёт звук без йотирования вначале. («Ю=ЙУ без «Й», «Ё=ЙО без «Й»). Артикулируется так же, как если бы вы собирались произнести звуки «Ю» или «Ё», но без первого звука «Й».

Нем. Umlaut – «перегласовка», фонетическое явление сингармонизма в некоторых германских, кельтских, а также уральских и алтайских языках, заключающееся в изменении артикуляции и тембра гласных: частичная или полная ассимиляция предыдущего гласного последующему, обычно – коренного гласного гласному окончания (суффикса или флексии).

Лат. ligatura – связь, соединение (в нашем случае двух) букв – SS.

УРОК ВТОРОЙ. PR?SENS

Pr?sens – это настоящее время глагола. В немецком языке три лица и два числа:



Глагол «быть» (sein – [ЗАЙН]) является неправильным глаголом и спрягается в Pr?sens следующим образом:



Ещё один глагол первостепенной важности (haben – [ХАБН]), «иметь» спрягается следующим образом:



Следует заметить, что в немецком языке три типа глаголов. К первому типу относятся так называемые «слабые глаголы». Это абсолютное большинство немецких глаголов. Они спрягаются по базовой модели:

От инфинитива (неопределённой формы, которая указана в словаре) отбрасывается окончание -en, к оставшейся основе прибавляется окончание согласно лицу и числу.

Единственное число: 1л. -e, либо часто отбрасывается вовсе, 2л. -st 3л. -t.

Множественное число: 1л. -en, 2л. -t, -en для уважительной формы «Вы» и 3л. -en

Zum Beispiel [ЦУМ БАЙШПИЛЬ, «например»]:

Глагол machen (МАХН, «делать»):

Я делаю – ich mach (e)

Ты делаешь – du machst [ДУ МАХСТ]

Он|она|оно делает – er|sie|es macht

Мы делаем – wir machen

Вы делаете – ihr macht, Sie machen

Они делают – sie machen


Фонетический комментарий: в окончании -en «E» не произносится: machen ? mach’n [МАХН].

Du machst читается как [ДУ МАХСТ], поскольку «st» здесь окончание, а не неразрывная часть буквосочетания «chs».


В немецком языке в утвердительном нераспространённом предложении прямой порядок слов:

Подлежащее + сказуемое + второстепенный член предложения.

Zum Beispiel: Я иду в кино =

подлежащее + сказуемое + предлог + обстоятельство.

Ich geh’ ins Kino. Ich (я) gehe (иду, глагол gehen 1л. ед. ч. наст. время) ins (in + das (слияние предлога с определённым артиклем среднего рода) в) Kino (кино).

Обратите внимание, что все существительные в немецком языке обязательно пишутся с большой буквы.


Начнём говорить!


Вокабуляр:

Говорить – sprechen [ШПРЭХН].



Mit [МИТ] – предлог «с». Требует после себя дательного падежа.

Mein [МАЙН] – притяжательное местоимение «мой». В дательном падеже в зависимости от лица приобретает следующие формы: meinem для м.р, meiner для ж.р., meinem для ср. р. и meinen для множественного числа.

Freund [ФРОЙНД] – Друг, Freundin [ФРОЙНДИН] – подруга.

Deutsch [ДОЙЧ] – Немецкий язык.

Gut [ГУТ] – хорошо.

Ein bisschen [АЙН БИСХЕН] – немного.

Reden [РЭДН] – говорить; разговаривать, беседовать; произносить речь, выступать

Lauter [ЛАУТЕР] – сравнительная степень наречия «громко» (laut).

Man [МАН] – неопределённо-личное местоимение 3л. ед. числа. Используется, если личность деятеля не имеет значения. Аналог неопределённо личной формы в других языках. Например, в русском языке «говорят, что…», в английском «they say that», во французском «on dit que…» и т. д.

Ja [Я] – да. Либо используется в качестве усилительной частицы. Например, при переводе «же».

Kaum [КАУМ] – едва

Verstehen [ФЭРШТЭЭН] – понимать.

ИТАК, ФРАЗЫ:

Я говорю (с моим) другом – Ich spreche mit meinem Freund.

Я говорю со своей подругой – Ich spreche mit meiner Freundin.

Говорить с самим собой – Mit sich selbst zu sprechen. (Sich – возвратное местоимение, selbst – сам, самим И Т.Д.).

Ich spreche Deutsch – Я говорю по-немецки. (В данный момент).

Ich kann gut Deutsch – Я хорошо говорю по-немецки. (Вообще). Kann – 1л. ед. ч. глагола k?nnen – мочь, быть в состоянии. Употребляется так же когда речь идёт о каком-то умении, например, об умении говорить на иностранном языке.

Sie kann ein bisschen Deutsch. – Она немного говорит по-немецки.

Reden Sie lauter, man kann Sie ja kaum verstehen! – Говорите громче, Вас же едва можно понять!



Поскольку немецкий язык является аналитическим, многие функции (определённость-неопределённость, род, падеж, число и др.) берёт на себя служебное слово – артикль.

Всего имеется четыре определённых и три неопределённых артикля:

Определённый артикль мужского рода, единственного числа, именительного падежа: der

Определённый артикль женского рода, единственного числа, именительного падежа: die

Определённый артикль среднего рода, единственного числа, именительного падежа: das

Определённый артикль множественного числа, именительного падежа: die


Неопределённый артикль мужского рода, единственного числа, именительного падежа: ein

Неопределённый артикль женского рода, единственного числа, именительного падежа: eine

Неопределённый артикль cреднего рода, единственного числа, именительного падежа: ein

Для множественного числа неопределённый артикль не используется.

Мы уже коснулись в некотором роде дательного падежа. Чтобы указать падеж существительного перед ним ставится соответствующий падежу определённый или неопределённый артикль:



Так же для указания на дательный падеж используются местоимения:

er – ihm, sie – ihr, es – ihm.


Дай мне книгу – Gib mir das Buch. (Gib – Императив глагола «geben», давать, mir – мне, das – определённый артикль среднего рода, Buch – книга. Обратите внимание, что в немецком языке слово «книга» среднего рода – das Buch. Примечательно, что заимствование «бухгалтер» происходит от слов «Buch» и «Halter» – «Держатель».)


Gib ihm ein bisschen Geld – Дай ему немного денег. (Das Geld – Деньги).


Местоимение mein также может выражать дательный падеж. Слово приобретает форму по модели неопределённого артикля: mein – meinem, meine – meiner, mein – meinem, meine – meinen.

Ich gebe meiner Mutter ein bisschen Geld – Я даю (своей) матери немного денег. (die Mutter [ди муттер] – мать.)


Как правило, в современных электронных словарях даются все словоформы глаголов, местоимений и других частей речи.


1. Структура предложения и окончания слабых глаголов в Pr?sens.

Спряжение наиважнейших глаголов sein и haben в Pr?sens.

2. Простое предложение с прямым порядком слов.

4. Артикли.

5. Передача дательного падежа при помощи артикля или местоимения.

3. Вокабуляр: sprechen, reden, verstehen, k?nnen, sein, haben, mein, ein, der, mit, ja, kaum, Geld, Mutter, laut, machen, geben, ein bisschen, Buchhalter, zum Beispiel, ich, du, er, sie, es, wir, Sie, ihr, sie, man, Kino, Deutsch, selbst, sich, gut, Pr?sens.



Заведите тетрадь. Чем толще, тем лучше. Подпишите её «W?rterbuch», что значит «словарь».

Разделите словарь на четыре части – глаголы, существительные, наречия и прилагательные.

В первую часть запишите: sprechen, reden, verstehen, k?nnen, sein, haben, machen, geben.

Во вторую часть запишите: das Geld, die Mutter, der Buchhalter, das Kino, das Beispiel, das Deutsch, das Pr?sens, das Buch, das W?rterbuch, das Alphabet.

УРОК ТРЕТИЙ. PERFEKT. PARTIZIP II. ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Перфект – это аналитическая форма прошедшего времени. Используется чаще всего и в повседневной речи.

Образуется весьма просто:

Вспомогательный глагол haben или sein (выбор осуществляется в зависимости от смыслового глагола)

Причастие второе (Ein sogennates Partizip II – Так называемое партицип цвай.)

Например, вы хотите сказать: «Я купил газету».

Ich hab’ eine Zeitung gekauft.

Ich (я) + habe (1 л. ед. ч. вспомогательного глагола haben) + eine (неопределённый артикль женского рода, винительного падежа) Zeitung (газета) + gekauft (Партицип цвай глагола kaufen, покупать).

Чаще всего глагол sein используется в качестве вспомогательного, если речь идёт о глаголах движения или состояния. Например, вы говорите: «Мы слишком много ездили»:

Wir sind viel zu viel gefahren.

Wir (мы) + sind (1л. мн. ч. вспомогательного глагола sein) + viel zu viel (viel – много, viel zu viel – слишком много) + gefahren.

Рассмотрим, как образуется Partizip II на примере глаголов «покупать» и «ездить» – «kaufen» und «fahren».

Как мы видим, основы глаголов (отбрасываем окончания -en от инфинитива) kauf и fahr:


kaufen ; fahren

1. Отбрасываем окончание -en.

2. Добавляем приставку -ge.

ge kauf; ge fahr

3. Ставим окончание причастия. В большиесиве случаев это окончание -t. Однако, в некоторых случаях может сохраняться окончание инфинитива. В любом случае, в процессе обучения форму второго причастия следует сверять по словарю. В большинстве современных электронных словарях есть вкладка со словоформами. Итак, получаем Partizip II:

ge kauft ; ge fahren .

Потренируем фразы:

Я слишком много выпил. Ich habe viel zu viel getrunken. (В данном случае Partizip II глагола trinken (пить) был образован не по общей моделе, а с изменением корневой гласной.)

Вы долго что-то писали. Sie haben etwas lange geschrieben. (Аналогичное образование Partizip II с изменением корневой гласной. (was – что, etwas – что-то, lange – долго, schreiben – писать (Partizip II – geschrieben.))

Что ты сделал? – Was hast du gemacht? обратите внимание на порядок слов в вопросительном предложении:


Вопросительное слово (was – что)

вспомогательный глагол

местоимение


Что я натворил! – Was hab’ ich getan! (Глагол tun синонимичен глаголу machen, однако учитывая дополнительную коннотацию и смысловую окраску фразы, выбор отдаётся глаголу tun, Partizip II – getan).


Коснёмся возвратных глаголов.

В словаре возвратные глаголы записываются с частицей sich, однако для каждого местоимения существует своя форма возвратного местоимения:

ich – mich, du – dich, er |sie|es – sich, wir – uns, ihr – euch, Sie – Sie, sie – sich.


Помыться (умыться) – возвратный глагол и в русском языке. В немецком так же требуется возвратная частица. Таким образом:

Я умылся – Ich hab’ mich gewaschen. (waschen (мыть) -> sich waschen (мыться, умываться) ? sich gewaschen умыться).

Вы умылись? – (Когда к каждому из присутствующих обращаешься на «ты», используем местоимение ihr) Habt Ihr euch gewaschen?

Мы коснулись ещё одного падежа – винительного. Рассмотрим передачу винительного падежа на примере местоимений:



*Именительный падеж в немецком языке называется der Nominativ, дательный – der Dativ, винительный – der Akkusativ, и соответсвенно сокращения: N., D., A.

Указание падежа при помощи местоимений:



* В немецком языке мужской род называется das Maskulinum, женский род – das Femininum, средний род – das Neutrum, множественное число – der Plural, и соответственно следующие сокращения: M., F., N., Pl.

Вякий раз, когда речь идёт о второстепенном члене предложения, возникает вопрос о смене падежа. Если вы говорите «Я вижу закат», то очевидно, что слово «закат» будет стоять в винительном падеже (der Akkusativ):

Ich sehe den Sonnenuntergang. (seh’ – 1.л. ед. ч. глагола sehen – видеть, den определённый артикль, указывающий на винительный падеж и единственное число следующего за ним существительного Sonnenuntergang – от die Sonne – солнце и der Untergegang – заход. Род составного слова определяется по последнему слову – der Sonnenuntergang – закат.)

Возвращаясь к теме урока – Perfekt:

Я видел закат:

Ich hab’ den Sonnenutergang gesehen.

Я посмотрел на свет:

Ich hab’ das Licht geschaut. (das Licht – свет, schauen – смотреть, созерцать, Partizip II – geschaut.)

Я разбил твою чашку. Ich habe deine Tasse zerschlagen. (deine – притяжательное местоимение, винительный падеж. Die Tasse – чашка. Zerschlagen – разбивать. Форма Partizip II совпадает с формой инфинитива.)


Итак, в этом уроке мы разобрали:

1. Образование Perfekt’a.

2. Как формируется причастие прошедшего времени Partizip II.

3. Как указать винительный падеж с помощью артикля или местоимения.

Вокабуляр: sogennant, Partizip, zwei, Zeitung, kaufen, fahren, viel, viel zu viel, trinken, etwas, lange, schreiben, tun, waschen, Neutrum, Maskilinum, Femininum, Plural, Akkusativ, Nominativ, Dativ, Sehen, scheuen, Perfekt, Licht, Sonnenuntergang, zerschlagen, Tasse, dein.



1. Запишите в ваш словарик в часть с глаголами: kaufen, fahren, trinken, schreiben, tun, waschen, sehen, schauen, zerschlagen; в часть с существительными: das Partizip, die Zeitung, das Neutrum, das Maskulinum, das Femininum, der Plural, der Akkusativ, der Dativ, der Nominativ, das Perfekt, das Licht, der Sonnenuntergang, die Tasse.


2. Изучите следующий текст и прослушайте песню:

Ewigheim – Vorspiel (Название: группа Ewigheim – от ewig, «вечный» и das Heim – «дом, пристанище» – вечное пристанище. Das Vorspiel – прелюдия. Vor – приставка, в данном случае имеет значение «перед», das Spiel – игра.)

Jedem Tag folgt eine Nacht

(Jedem – форма дательного падежа слова jede – каждый, der Tag – день, folgt – форма 3л. ед. ч. глагола folgen – cледовать, die Nacht – ночь) – За каждым днём следует ночь.

Und jeder Nacht ein Morgen,

(Und – и, а; jeder – форма дательного падежа, женского рода слова jede – каждый, der Morgen – утро) – А за каждой ночью – утро.

Nehmt hin was er zu bieten hat

(Nehmt – императив второго лица множественного числа глагола nehmen – брать, принимать, hin – частица, указывающая направление к объекту, bieten – предлагать, давать. Zu используется как частица перед инфинитивом глагола. Кострукция zu bieten haben – дословно иметь (что-то) предложить переводится как «предлагает» в результате грамматической трансформации при переводе) – Примите то, что оно (утро) предлагает

Oft Kummer oder Sorgen…

(oft – часто, der Kummer – горе, печаль, скорбь, die Kummer – огурец. Возможно, имеется в виду и огурец, если это метафора о закуске к водке, но скорее всё-таки печаль. Oder – или. Das Sorgen – заботы, хлопоты. Обратите внимание, что заботиться и заботы различаются только первой буквой – существительное пишется с большой. Это слово образовано от глагола. Существительные, образованные от глаголов всегда будут среднего рода) – Часто печаль или заботы.

In einem doch seid ganz gewiss,

(In – предлог «в», einem – в данном случае неопределённый артикль выступает как существительное – «одном». После предлога «в» требуется дательный падеж. Doch – но, однако, же. Seid – императив второго лица, множественного числа глагола sein. Ganz – полностью, совершенно. Gewiss – верно, конечно, несомненно. Gewiss sein – быть в чём-то уверенным) – в одном же будьте совершенно уверены.

Folgt einst der Nacht kein Morgen,

(Einst – прежде, сперва; kein – отрицательная частица) – Сперва следует ночь, не утро.

Dass Sonnenschein im Herzen sitzt

(Dass – чтобы, Sonnenschein – от die Sonne – солнце и der Schein – свет, солнечный свет, sitzt – 3л. ед. ч. глагола sitzten – сидеть, находиться im Herzen – в сердце, das Herz – сердце) – Чтобы солнечный свет находился в сердце.

der euch bisher verborgen…

(Der – в данном случае неопределённый артикль заменяет слово мужского рода – Sonnenschein, euch – вас, вам, bisher – до сих пор, доныне, читается как [БИСХЭР], образуется от bis – «до» и указательной частицы направления, в данном случае, направления во времени. Verborgen – давать взаймы. В силу того, что это поэтический текст, ради сохранения рифмы со словом Morgen был сохранён инфинитив глагола verborgen. Правильно было бы «Der euch bisher verbirgt.») – Тот свет, что до сих пор даёт вам взаймы.

А теперь выполните устный перевод с листа:

«Jedem Tag folgt eine Nacht und jeder Nacht ein Morgen. Nehmt hin was er zu bieten hat. Oft Kummer oder Sorgen. In einem doch seid ganz gewiss, folgt einst der Nacht kein Morgen, dass Sonnenschein im Herzen sitzt der euch bisher verborgen.

3. Запишите в слварик к глаголам: folgen, nehmen, gewiss sein, sitzen, sorgen, verborgen;

к существительным: der Tag, die Nacht, der Morgen, der Kummer, die Kummer, das Sorgen, der Schein, der Sonnenschein, das Herz.

УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ. ПРОСТАЯ БЕСЕДА НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Мы уже знаем достаточно, чтобы начать простую беседу на немецком языке. Мы разобрали Pr?sens и Perfekt, а учитывая, что для будущего времени в устной речи часто используется Pr?sens и что в простой беседе для простых фраз нам не требуется ещё пока знание Plusquamperfekt’a для обозначения действия в прошлом, предшествующего другому действию в прошлом, равно как и просто прошедшее время мы пока использовать не будет, ибо ещё не пишем на немецком очередной бестселлер, мы можем приступить к беседе.

Приветствие. Высокое «Приветствую» – Seid gegr?sst, или попроще «Ich begr?sse Sie» – «Я приветствую Вас». Или ещё проще – Guten Tag (Добрый день), Guten Abend (Добрый вечер), Gute Nacht (Доброй ночи). Можно поприветствовать человека словно баварец, сказав «Serwus!» или «Sewas!». Или совсем просто сказать «Привет» – Hallo или Tach.

Wie hei?en Sie? (hei?en – звать, как вас зовут?)

Ich hei?e Richard. Und wie hei?en Sie?

Mein Name ist Herman Probst. (der Name – имя)

Sagen Sie bitte, woher kommen Sie? (sagen – говорить, при таком порядке слов – императив. Bitte – пожалуйска. Woher – от wo [ву] (где) и her – частица, указывающая направление, woher – откуда. kommen – приходить, приезжать, происходить и т.д.)

Ich komme aus Deutschland. (aus – предлог «из» Deutschland – от deutsch – немецкий и das Land – земля. Deutschland – Германия.)

Gott sei dank! (Слава Богу! der Gott – бог, sei – императив 2л. ед. числа глагола sein, dank – благодаря.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!