Что делать если ты классный руководитель. «Что такое классное руководство? Однозначно лишний геморрой

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе..

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

Воспитательная (социальная защита ребенка);

Организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

Координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);


Управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в особо трудном положении: детям из многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микропедколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов

Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Классный руководитель и педагогический коллектив .

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.


Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель - профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту - школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы - психолого-педагогические.

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали


Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Источники

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Пособие для педагогов

Под. редакцией М.И. Рожкова

Москва 1999

Классному руководителю. Пособие для педагогов. Учебное пособие. М.: Изд-во «Владос», 1999.- с.

В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, раскрываются цели и задачи его деятельности и его реализации. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте педагогов отечественных щкол. В пособии нашли отражение, как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач.

Пособие адресовано прежде всего педагогам школ, а также их руководителям. Оно может использоваться в педагогическом процессе при подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе.

Введение..................................................................................................... 7

Глава 1. Классный руководитель: кто он?............................................... 9

Классный руководитель в России: страницы истории............................. 9

Когда педагоги начали руководить классом?............................... 9

Классный руководитель в советской школе.................................. 12

Организатор, воспитатель, помощник................................................... 15

Что делает классный руководитель в школе сегодня?.................. 15

Каковы функции деятельности классного руководителя?............ 17

Каковы критерии эффективности работы классного руководителя?. 20

Воспитательная работа в классе............................................................ 23

Как воспитывать учащихся в классе?............................................. 23

Каковы цель и задачи воспитания?................................................ 25

Каковы закономерности и принципы воспитания?....................... 30

Каковы методы воспитания учащихся?......................................... 32

Что такое приемы воспитания?....................................................... 37

Социальная защита ребенка................................................................... 41

От кого надо защитить ребенка?.................................................... 41

Что значит защитить ребенка?...................................................... 42

Как может классный руководитель помочь ребенку?.................. 45

Профориентационная функция классного руководителя...................... 49

Как подготовить школьника к выбору профессии?...................... 49

Что такое профессиональные пробы?............................................ 52

Формы работы классного руководителя с учащимися......................... 56

Какие могут быть формы работы классного руководителя?...... 56

Как выбираются формы работы?................................................... 59

Как организовать коллективную творческую деятельность детей? 62

Как подготовить и провести классный час?................................... 69

Глава 2. Классный руководитель и класс............................................... 82

Школьный класс как коллектив.............................................................. 82

Как класс становится коллективом?............................................... 82

Каковы стадии развития классного коллектива?........................... 86

Каковы возрастные особенности классного коллектива?............. 91

Что такое «индивидуальность» классного коллектива?................ 95

Как формируется личность ребенка в классном коллективе?....... 97

Развитие ученического самоуправления в коллективе класса............. 102

Что такое ученическое самоуправление?..................................... 102

Каковы функции ученического самоуправления?....................... 105

При каких условиях самоуправление развивается более успешно? 107

Как управлять классом вместе с детьми?..................................... 109

Каким быть классному ученическому собранию?....................... 112

Как выбрать лидера?.................................................................... 124

Классный руководитель в разных классах.......................................... 130

Чем отличаются классы друг от друга?....................................... 131

Как понять класс?.......................................................................... 134

Как подобрать класс для классного руководителя и классного руководителя для класса?........................................................................................................ 144

Глава 3 . Классный руководитель и среда........................................... 147

Классный руководитель в структуре управления школой.................. 147

Кем и как управляет классный руководитель?............................ 147

С кем сотрудничает классный руководитель, управляя классом? 150

Классный руководитель и учителя предметники................................. 153

В чем сущность взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?........................................................................................................ 153

Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников................................................................................. 158

Классный руководитель и клубные объединения учащихся............... 165

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика................. 165

Какова сущность взаимодействия педагогов и семьи?................ 165

В каких формах может осуществляться сотрудничество педагогов, учащихся и родителей?..................................................................................... 168

Классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. 194

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?.................................................................. 194

Каковы общие проблемы решают вместе классный руководитель, социальный педагог и психолог?.................................................................................... 196

В решении каких вопросов и какай работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу?....................................................................................... 197

Как помогает классному руководителю психологическая служба школы? 199

Глава 4. Технология работы классного руководителя........................ 199

Целеполагание и планирование............................................................ 199

Как определяются цели в воспитательной работе?..................... 199

Как взаимосвязаны цели и задачи?.............................................. 204

Как осуществляется целеполагание?............................................ 208

Каким должен быть план воспитательной работы?.................... 211

Анализ деятельности............................................................................. 224

Для чего необходим анализ работы классного руководителя? 224

Как анализировать форму воспитательной работы................... 228

Как организовать коллективный анализ формы работы?.......... 230

Как провести анализ по итогам учебного года?........................ 233

Изучение эффективности....................................................................... 238

Что понимают под эффективностью работы классного руководителя? 238

Для чего изучают эффективность работы?.................................. 239

Как изучать воспитанность школьников?.................................... 241

Как определить уровень развития коллектива?......................... 250

Как изучать эффективность педагогических средств?................. 255

Какие требования необходимо соблюдать при изучении эффективности воспитательной работы?.......................................................................................... 265

Индивидуальный стиль работы............................................................ 269

Что такое индивидуальный стиль?............................................... 269

Как определять индивидуальный стиль?..................................... 275

Как формировать индивидуального стиль?................................ 279

Как рефлексия поможет сформировать индивидуального стиль? 283

Дневник классного руководителя........................................................ 288

Литература............................................................................................. 361

Введение

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям. Ведь основным структурным звеном в школе является класс. Именно в классе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями, искренне стремится помочь ученикам в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Традиционно в отечественной школе классный руководитель выполнял функцию воспитания детей. Он не только координировал воспитательные воздействия разных педагогов, взаимодействовал с семьей и детскими объединениями, но и сам был наставником детей, помогая им правильно оценивать происходящее вокруг них, стимулируя их нравственное поведение. В последние годы в ряде школ появилась новая должность «классный воспитатель», которая позволяет педагогом работающим с классом, полностью сосредоточиться на этой работе.

Если вы спросите, тех педагогов, кто много лет проработал классным руководителем и выпустил не один класс, то многие из них будут рассказывать о своих выпускниках, как о своих родных детях.

Сегодня во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой ‑ дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего в ‑ школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.

Авторы данной книге, адресованной классным руководителям общеобразовательных и профессиональных школ, исходили из того, что воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В связи с этим в книге классный руководитель рассматривается с позиции понимания сущности его деятельности как организатора детской жизни, создающего условия для того, чтобы каждый ребенок нашел себя системе отношений класса и школы. При этом непременно обеспечивался процесс его социального становления.

Наши выводы основаны на анализе передового опыта классных руководителей, тех полностью отдает себя детям, кто по настоящему их любит и добивается успеха в их воспитании.

Авторами этой книги являются ученые из Москвы, Ярославля, Костромы, в ней частично использованы материалы исследований лаборатории воспитательной работы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Авторы книги: М.И. Рожков (), Л.В. Байбородова (), Б.З. Вульфов (), М.А. Ковальчук (), А.Э. Мельников (), С.Л. Паладьев(), Н. Г. Рукавишникова (), Н. Л. Селиванова (), А.Л. Уманский(), В.Б. Успенский (), А.П. Чернявская (),

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеников и его отношениях с окружающими.

Прежде всего, мы должны говорить о коммуникативных приемах, то есть приемах общения педагога и учащихся.

Прием "ролевая маска" - учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Прием "непрерывная эстафета мнений". Учащиеся "по цепочке" высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует ввести соответствующие ограничения (требования) и перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием "самостимулирование" - учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием "импровизация на свободную тему" - учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

Прием "импровизация на заданную тему". Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема "импровизация на свободную тему" здесь учащиеся могут быть поставлены в более сложные условия творчества, причем учитель может постепенно поднимать "планку трудности".

Прием "обнажение противоречий" - разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое отграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

Прием "инструктирование" - на период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают "статус" всех его участников.

Прием "распределение ролей" - четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения тех знаний, умений и навыков, которых требуются для выполнения задания.

Прием "коррекция позиций" - тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

Прием "самоотстранение учителя". После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием "распределение инициативы" предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации "задавленной инициативы", когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием "обмена ролями" - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием "мизансцена". Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику может быть неприемлем для другого.

Воспитательная работа классного руководителя многогранна, а выбор способов решения воспитательных задач зависит от множества факторов, в том числе и от индивидуального стиля педагогической деятельности.

Социальная защита ребенка

Проведение

1.Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение:»добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: Насколько высока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательством своего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?

Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

6.Последействие.

Решения обсуждение

Предложений

Выбор варианта Оценка вариантов

Групповые мотивы отражают отношения класса не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре организации. При этом в различных классах доминирующим может быть любой из названных мотивов.

Источником развития самоуправления на этапе зарождения самоуправления является противоречие между внешней целью и индивидуальным мотивом. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами своего коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащихся видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом и отношением учащихся к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей в выборе решений, позволяющих достигнуть групповой цели. В этом случае формируется групповой мотив, в котором отражается интегративное мнение о том, какие формы работы наиболее способствуют достижению цели.

На этапе самосовершенствования источником развития является противоречие между целями деятельности и отношением учащихся к процедуре ее организации, в том числе и процедуре ее организации, в том числе и процедуре принятия управленческих решений. Разрешением этих противоречий является формирование мотивов оптимальной организационной структуры коллектива.

Процессу развития самоуправления присуще содержательная, функциональная и структурная характеристики. Определяя содержательную характеристику, в качестве основных компонентов процесса мы выделяем управленческие задачи, решение которых осуществляется членами ученических коллективов.

Как выбрать лидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправления - удовлетворение потребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры (“задвигаются” изгои) всего объединения, его части, по личностым качествам (силач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютерщик, музыкант)... От педагога требуется и другое: содействовать тому, чтобы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу - даже при на первых порах неумении его толково вести - помогали укреплению их истинного авторитета в глазах одноклассников , чтобы при решении текущих проблем “работал” прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важно педагогическое стимулирование лидерства , которое может осуществляется как непосредственно, так и опосредованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

ЛИДЕР-СОЗИДАТЕЛЬ действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех ее членов, которых он ведет за собой (а по большому счету - в интересах всех людей).

ЛИДЕР-РАЗРУШИТЕЛЬ действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение класса, но и прежде всего благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому учащемуся возможность пребывания в роли лидера, и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Какие же качества личности определяют делового лидера?

Прежде всего это:

а) способность управлять собой ("если хочу, то смогу"). Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей: ("знаю, что хочу"): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы ("найти выход в лабиринте мнений"). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы;

г) творческий подход к организации людей ("не так, как все"). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

д) умение влиять на окружающих ("вести за собой"). Уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

е) знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой.

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве); организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт); эмоционально-волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность, критичность), склонность к организаторской работе.

з) умение работать с группой ("сплотить товарищей на дело"). Понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитаная на учащихся 12-16 лет, т.е. на тех, кто учится в 7-11 классах.

Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно осуществить определение структуры межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на основе состязательности.

Этап I. Определение структуры эмоциональных отношений

Микроигра "День рождения"

Ведущий, обращаясь к участникам игры, предлагает выявить ребят, которые пользуются наибольшей популярностью в организации. Для этого каждый должен записать фамилии тех, кого бы он пригласил на свой день рождения. Можно пригласить не более трех гостей. Три-четыре человека, получившие наибольшее количество предложений, становятся основными "именинниками". Они приглашают в гости всех участников игры.

Ведущий предлагает выбрать каждому того "именинника", к которому он желает пойти на день рождения. При этом ведущий игры уточняет, что если кто-то не пожелает идти ни к одному из "именинников", то он имеет на это право.

Создаются разные по количеству микрогруппы.

Для определенных межгрупповых связей участникам игры предлагается после короткого совещания определить, с какой из групп они хотели бы объединиться.

В результате этой микроигры выявляются эмоциональные лидеры организации, а для ребят появляется возможность четко определить различие между деловым и эмоциональным лидером.

Этап 2. Определение структуры деловых отношений

Микроигра "Киностудия"

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма. После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов.

Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того, как образовались микрогруппы четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе киностудию и присоединиться к этим микрогруппам. Каждой "киностудии" предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни организации или школы, где работают и учатся ребята. После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Выявленные лидеры становятся экспертами на следующих этапах выборов.

Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра "Слон" (из спичек в течение минуты выложить "слона"), игра "Паутина" (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п. После того, как проведена серия подобных игр, выявляются несколько кандидатов на "посты" в структуре органов самоуправления класса.

Сами выборы могут проходить следующим образом. Кандидатам ведущим даются задания, выполнение которых оценивается всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов считаются победителями конкурса.

Конкурс первый: Ведущий дает задание придумать наиболее интересное (полезное) дело.

Каждый участник выбирает то, за которое отдает свой голос.

Конкурс второй: "Агитатор". Ведущий дает задание сагитировать всех участвовать в придуманном кандидатом деле. Оценивается конкурс аналогично, как и предыдущие.

Конкурс третий: "Организатор". Кандидат предлагает познакомить ребят с планом организации придуманного ими дела. Оценивается умение составить план.

Конкурс четвертый: "Люди". Кандидатам предлагается подобрать себе помощников и обосновать свой выбор.

Оценивается умение подобрать людей и правильно их оценивать.

Конкурс пятый: "Программа". Каждый должен продолжить фразу: "Если меня выберут..., то я...".

Ребята оценивают новизну, конструктивность и значимость для них предложенной программы.

После подсчета очков выбираются два набравших наибольшее количество очков кандидата.

После того, как им зададут несколько вопросов, участники игры осуществляют свой выбор.

Таким образом выбранные вожаки поведут за собой класс и сделают возможным достижение поставленных целей.

Классный руководитель должен максимально стремится к развитию детского самоуправления, решая при этом очень важную задачу формирование у детей сопричастности ко всему, что происходит вокруг.

Как понять класс?

Что значит понять класс? Это значит, что педагог учитывает особенности класса, отношений, которые в нем складываются, перемены, которые в нем происходят.

В этой связи вновь обратимся к параметрам качественным. Трудно переоценить огромное значение социально-психологической структуры класса. Она - одна из важнейших его особенностей, без понимания разных проявлений которой классному руководителю трудно достичь успеха, а, значит, и удовлетворенности своей работой.

Прежде всего - это состояние классного коллектива, т.е. его сплоченность, при которой хорошо всем, когда хорошо каждому. Между тем, далеко не всякое соединение школьников под формализованным названием VI класс “Б” или IX класс “А” представляет собой настоящий коллектив, тем более - высокой степени развития. Помочь достичь ее - значит в м е с т е с ребятами организовать жизнедеятельность класса так, чтобы школьникам хотелось быть вместе, чтобы они ощущали себя в школе (для них - прежде всего в классе) защищенными от многих драматических ситуаций окружающей жизни, чтобы могли здесь реализовать свои интересы, активно делясь и увлекая ими других. В общих делах, в рождении и удовлетворении общих потребностей складывается обоюдная ответственность каждого - едва ли не главное основание самостоятельности и духовной динамики, доступных соответствующему возрасту.

Не менее важно внимание классного руководителя к проявлениям групповой дифференциации и лидерства. Первая - фактически реальность всякого класса: одну группу объединяют общие увлечения, в другой - дети “новых русских”, в третьей - живущие рядом друг с другом, в четвертой кучкуются начинающие оппозиционеры школьным режиму и “власти”... Один школьник входит в разные группы, другой не примыкает ни к каким. Каждая группа имеет свою ориентацию, и она, если не носит асоциальной направленности, не может подвергаться сомнению или отрицанию. Тревожна может быть ситуация конфликта между группами, их взаимного неприятия или вражды. Предупредить или преодолеть такую ситуацию, скорректировать отношения можно, наладив межгрупповое взаимодействие путем вовлечения в совместную деятельность, отвечающую общим интересам и требующую коллективной ответственности ребят из разных групп: краеведческую экспедицию, театральный коллектив или деловую игру...

Значительную роль здесь могут сыграть лидеры. Известно, что их в классе может быть множество: в знаниях или спорте, в юморе или моде... Каждый - в чем-то умелец - ведет за собой других, принят ими и выдвинут в таком качестве. Впрочем, есть и другие лидеры - хулиганы, прогульщики, начинающие наркоманы... И они ведут за собой, являя другим пример, весьма привлекательный. Особенно опасны и трудны для классного руководителя те, у кого крепкая поддержка за пределами школы - в преступных группировках, компаниях фанатов, иных тусовках. Негативные увлечения рекрутируют соответствующих лидеров нередко тогда, когда природная возрастная активность этих ребят не находит пространства реализации в школе. Значит, педагогу полезно попытаться предоставить им такое пространство - в организации дел и отношений, полезных и школьнику, и школе, классу.

Любой общественно значимый лидер нуждается в человеческой и деловой поддержке со стороны классного руководителя. Педагогу важно не допустить ошибки, пытаясь сменить или навязать, назначить лидера, когда приходят в противоречие формальное и реальное положение подростка в классе среди товарищей, их о нем мнение. Да и самим лидерам надо помочь, показав, как трудно, но и важно уверенно вести за собой, имея на это основания, прежде всего - доверие одноклассников, принимая на себя ответственность, доказывая - и это чрезвычайно существенно! - свое право лидерство. Если лидером движут не амбиции и желание власти над другими, - это полезный и для него, и для педагога, и для класса результат их взаимодействия.

Здравствуйте! Разрешите представиться – учитель, классный руководитель 8 класса.

В школе проработала 22 года. Выпустила не один класс во взрослую жизнь.

В моем классе немного ребятишек, но все они разные. Каждый мой ученик – ЛИЧНОСТЬ. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости.

Я часто задаю себе вопрос: «Кто он классный руководитель? Кто я для моих воспитанников?» Я - классный руководитель! А значит для моих ребят: Я – друг и советчик, защитник и организатор, наставник и воспитатель.

Всякая профессия начинается с призвания. Так, классный руководитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждение не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только малый жизненный опыт даёт право педагогу быть впереди детей и вести их за собой.

Как учитель, так и классный руководитель должен быть ещё и профессионалом. И если любовь к детям дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм - вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний. Если классный руководитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии и может стать неплохим воспитателем. Но вот он начинает работать.

Я убеждена в том, что успех - это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Себя я считаю успешным человеком. Во-первых, я люблю свою работу и людей с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями. Мы, учителя и классные руководители, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утонченной. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь, учись…

Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас формул, цифр, имен, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях.

Чтобы соответствовать духу времени на данный момент, необходима твердая уверенность в себе и в своих силах. Классный руководитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение. Он только своим примером и своей любовью может вести детей «через терние к звездам».

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты. Задача классного руководителя - увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. Быть учителем и классным руководителем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

А все началось почти 4 года назад. Они такие разные: смешные, неуклюжие, маленькие, но упрямо идущие вперед к одной цели – все узнать и познать. Я сразу знала, как я буду направлять свою работу, потому что это уже мой не первый пятый класс. Первый шаг – создать коллектив, как в старые добрые времена «Один за всех и все за одного». В то же время для меня всегда было и есть важным - создать условия для раскрытия потенциала талантов ребенка, для его максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Я всегда хотела и хочу быть детям интересна, полезна, современна.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Нужно идти в ногу со временем. Не отставать, быть в курсе всех дел, идей, мыслей и проблем детей. Чтобы смотреть смело в будущее, нужно не забывать прошлое. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, так как это на сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В моей работе есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы.

Быть классным руководителем – это трудная, но интересная работа! И чтобы добиться результатов, нужно пройти через ряд ошибок! Если ребенок с удовольствием приходит в школу – это уже результат! За четыре года некоторые по разным причинам уходили, другие приходили, и со всеми ушедшими я и мой класс поддерживаем отношения, ходим в походы и кино, ездим в поездки, встречаемся на школьных мероприятиях, и это радует меня и дает силы продолжать работу.

Не все проходит гладко, бывает, я ругаю мой класс, но всегда стараюсь с уважением относиться к каждому ребенку, поддерживать в нем личность.

По словам В.А.Сухомлинского «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни.

Связь с семьей – это важное звено в работе классного руководителя. В своей работе я стараюсь привлекать родителей: мы вместе выезжаем на природу, посещаем музеи, театры, ходим на экскурсии, готовим праздники.

Воспитывать следует на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил место в автобусе, кто-то поделился яблоком с товарищем, кто-то помог своему другу. Я стараюсь подметить все проявления, заботы, доброты, товарищества. На заслуженную похвалу ребенок реагирует положительно, а в следующий раз постараются другие ребята вести себя подобающим образом.

В.А.Сухомлинский писал: «Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев». Мы часто беседуем с ребятами о чувствах, качествах, присущих человеку, таких как доброжелательность, любовь к близким, верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость.

Я принимаю ребенка таким, каков он есть. Надо не переделывать, а развивать то хорошее, что уже есть. Выращивать то, чего пока нет. Мое воспитание строится на основе партнерства, уважения, доверия. Нужно бережно относиться к духовному миру ребенка, к его мыслям и чувствам.

Я горжусь, что я - учитель. Я горжусь, что я – классный руководитель.

В заключении мне хочется закончить словами из стихотворения:

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кто он классный руководитель?

Здравствуйте! Разрешите представиться – учитель, классный руководитель 8 класса.

В школе проработала 22 года. Выпустила не один класс во взрослую жизнь.

В моем классе немного ребятишек, но все они разные. Каждый мой ученик – ЛИЧНОСТЬ. Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости.

Я часто задаю себе вопрос: «Кто он классный руководитель? Кто я для моих воспитанников?» Я - классный руководитель! А значит для моих ребят: Я – друг и советчик, защитник и организатор, наставник и воспитатель.

Всякая профессия начинается с призвания. Так, классный руководитель, прежде всего, должен любить детей. А что это значит? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждение не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только малый жизненный опыт даёт право педагогу быть впереди детей и вести их за собой.

Как учитель, так и классный руководитель должен быть ещё и профессионалом. И если любовь к детям дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм - вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний. Если классный руководитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии и может стать неплохим воспитателем. Но вот он начинает работать.

Я убеждена в том, что успех - это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Себя я считаю успешным человеком. Во-первых, я люблю свою работу и людей с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями. Мы, учителя и классные руководители, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утонченной. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь, учись…

Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас формул, цифр, имен, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях.

Чтобы соответствовать духу времени на данный момент, необходима твердая уверенность в себе и в своих силах. Классный руководитель обязан быть терпеливым и сдержанным, обязан, как актер, перевоплощаться, как машинист вести поезд, какое бы ни было у него настроение. Он только своим примером и своей любовью может вести детей «через терние к звездам».

В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Каждый человек талантлив по-своему, но обнаружить этот талант не просто. Такова же и задача воспитателя, требующая не только настойчивости, но и душевной широты. Задача классного руководителя - увидеть даже в самом маленьком человеке индивидуальность, найти свой особый подход к каждому ученику. Быть учителем и классным руководителем для меня - значит быть человеком творческим, индивидуальным, постоянно стремящимся к подлинно человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.

А все началось почти 4 года назад. Они такие разные: смешные, неуклюжие, маленькие, но упрямо идущие вперед к одной цели – все узнать и познать. Я сразу знала, как я буду направлять свою работу, потому что это уже мой не первый пятый класс. Первый шаг – создать коллектив, как в старые добрые времена «Один за всех и все за одного». В то же время для меня всегда было и есть важным - создать условия для раскрытия потенциала талантов ребенка, для его максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Я всегда хотела и хочу быть детям интересна, полезна, современна.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Нужно идти в ногу со временем. Не отставать, быть в курсе всех дел, идей, мыслей и проблем детей. Чтобы смотреть смело в будущее, нужно не забывать прошлое. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, так как это на сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В моей работе есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы.

Быть классным руководителем – это трудная, но интересная работа! И чтобы добиться результатов, нужно пройти через ряд ошибок! Если ребенок с удовольствием приходит в школу – это уже результат! За четыре года некоторые по разным причинам уходили, другие приходили, и со всеми ушедшими я и мой класс поддерживаем отношения, ходим в походы и кино, ездим в поездки, встречаемся на школьных мероприятиях, и это радует меня и дает силы продолжать работу.

Не все проходит гладко, бывает, я ругаю мой класс, но всегда стараюсь с уважением относиться к каждому ребенку, поддерживать в нем личность.

По словам В.А.Сухомлинского «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни.

Связь с семьей – это важное звено в работе классного руководителя. В своей работе я стараюсь привлекать родителей: мы вместе выезжаем на природу, посещаем музеи, театры, ходим на экскурсии, готовим праздники.

Воспитывать следует на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил место в автобусе, кто-то поделился яблоком с товарищем, кто-то помог своему другу. Я стараюсь подметить все проявления, заботы, доброты, товарищества. На заслуженную похвалу ребенок реагирует положительно, а в следующий раз постараются другие ребята вести себя подобающим образом.

В.А.Сухомлинский писал: «Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев». Мы часто беседуем с ребятами о чувствах, качествах, присущих человеку, таких как доброжелательность, любовь к близким, верность и преданность, скромность и благородство, бескорыстие и щедрость.

Я принимаю ребенка таким, каков он есть. Надо не переделывать, а развивать то хорошее, что уже есть. Выращивать то, чего пока нет. Мое воспитание строится на основе партнерства, уважения, доверия. Нужно бережно относиться к духовному миру ребенка, к его мыслям и чувствам.

Я горжусь, что я - учитель. Я горжусь, что я – классный руководитель.

В заключении мне хочется закончить словами из стихотворения:

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!


Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов


Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.


Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.


Классный руководитель и педагогический коллектив .
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти-ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-пред-метниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помо-щи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус-пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учи-телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости-жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени-ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре-одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро-вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос-тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия-ния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос-питания, особенностях родителей, организует встречи родите-лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци-ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо-щи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио-нальных интересов школьников; привлекает учителей к под-готовке и проведению собраний с родителями.
Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру-ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче-ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно-стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре-зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци-ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.
Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите-лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле-ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус-тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле-мы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ-ции, является тем человеком, который непосредственно органи-зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.
Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические.
Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Сегодня я слово хочу сказать Всем тем, кому золотых семнадцать, Кому окрыленных, веселых двадцать, Кому удивительных двадцать пять. По-моему, это пустой разговор, Когда утверждают, что есть на свете Какой-то нелепый, извечный спор, В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали

Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.
Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...
Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.
Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!