Что делать по жизни скучно. Цель слишком большая

Жизнь – это путешествие. Но нередко это путешествие становится тягостным и скучным. Если вы вдруг почувствовали, что ваша жизнь вам не нравится, а любимое дело больше не приносит удовольствия, пришло время выяснить, что же не так. Вот 11 причин, почему жизнь может стать неинтересной.

1. У вас нет цели

Цель – это двигатель жизни. Задумайтесь, есть ли она у вас? Может, ваша цель недостаточно сложная? Или она перестала быть интересной? Переосмыслите свою цель или заведите новую. Планируйте что-то стоящее, чтобы чувствовать энтузиазм в достижении поставленных задач. Если намеченную цель поддерживает ваш внутренний голос, вы будете чувствовать себя вдохновленным.

2. Цель слишком большая

Если вы будете стремиться реализовать чересчур сложную цель, которая вам пока не под силу, то рано или поздно будете разочарованы. Ее реализация будет отталкивать, пугать и угнетать вас.

Всегда ставьте перед собой сложные, но при этом реалистичные цели. Упростите то, что начало вас пугать и что никак не удается выполнить. Начните с чего-то маленького. Когда выполните небольшую задачу, поднимайте планку выше. Так вы доберетесь к выполнению действительно большой цели и не потеряете к ней интерес.

3. Вы гонитесь за многими целями одновременно

Для того, чтобы поддерживать в себе живой интерес и страсть к своему делу или хобби, реализовывайте цели поочередно. Ведь если вы будете пытаться сделать все и сразу, то быстро начнете чувствовать усталость, физическую и психологическую.

Сможете ли вы в таком состоянии наслаждаться жизнью и выполнением своих целей воего замысла? Нет, процесс будет медленным и обременительным.

Разбивайте каждую цель на небольшие и достижимые задачи. Так у вас будет больше сил работать в одном направлении в быстром темпе. Благодаря сфокусированности вы достаточно быстро «покорите» одну цель и перейдете к другой.

4. Вы не контролируете свою жизнь

Иногда люди становятся буквально заложниками одной роли. Они смиряются и привыкают к повседневным заботам и тяготам. Они признаются, что изменить что-либо не в их силах.

Механическое выполнение рутинных дел без вдохновения и удовольствия – одна из главных причин отсутствия удовлетровенности в жизни. Когда в ваших действиях нет смысла, как можно рассчитывать на то, что счастье и удовлетворение появятся на вашем пути?

5. Есть успех, нет праздника

Если ваша жизнь – это работа, работа и еще больше работы, жить станет чрезвычайно скучно. Даже если вы занимаетесь любимым делом, вам все равно нужно отмечать все свои успехи, иначе вы просто-напросто перестанете их замечатью. Нет смысла в цели, если вы не празднуете ее достижение и не напоминаете себе, что она для вас значит.

Например, возьмите тайм-аут и отпразднуйте переход к новому этапу в деятельности. Или погладьте себя по голове за хорошо проделанную работу. Это повысит вашу уверенность в себе, добавит пару баллов к самооценке и будет мотивировать идти дальше, искать более сложные задачи.

6. Нет изменений и развития в течении длительного времени

Со временем все растут и развиваются. То, что когда-то казалось интересным, становится менее приятным и захватывающим. Вы растете, потребности и взгляды меняются. Нельзя продолжать делать одни и те же вещи постоянное. Они не будут приносить наслаждение всегда.

Всегда пробуйте что-то новое, вносите изменения в уже существующие процессы в вашей работе, хобби. Например, займитесь новым видом спорта. Встречайте новых людей и заводите новых друзей. Развивайте интерес к новым жанрам литературы, пробуйте смотреть непривычные для себя фильмы или слушать музыку из чужого плей-листа. Развивайте в себе новые навыки, делайте то, что развивает воображение и помогает создать что-то новое.

7. Вы не делаете добро другим

Регулярно посвящайте некоторое время, чтобы помогать другим людям. Когда человек помогает другим и видит свою полезность, значимость в жизни других людей, он чувствует себя счастливо и испытывает чувство удовлетворения.

8. У вас не лучшее представление о самом себе

Вы – именно тот человек, который знает вас лучше всего. Вы знаете все о своих достоинствах и недостатках, позитивных и негативных сторонах. Если вы постоянно держите в виду лишь свои недостатки и казните себя за ошибки, вы неизбежно начнете испытывать депрессию. Самооценка упадет, сбежит энтузиазм, который так необходим в выполнении задач и ринятии решений.

Важно думать о себе хорошо. Принимайте себя таким, каким вы есть. Не преувеличивайте недостатки, замечайте своих успехи. Полюбите себя. Такая жизнь вам точно больше понравится, потому что в ней есть место для счастья.

9. Не выполняете свои желания

Создайте список «хотелок». Отмечайте в нем то, что вы сильно хотите сделать, но не делаете из-за нехватки времени. Поставьте перед собой цель выполнять по одному пункту из списка каждую неделю (или каждый месяц в зависимости от масштабов желания).

10. Вы сильно боитесь неудач

Никому не нравится быть проигравшим. Это нормально. Но без попыток и проигрышей успеха быть не может. Если вы ограждаете себя от выполнения сложных вещей – станет скучно. Преодолейте страх неудачи, выйдите из зоны комфорта, используйте новые возможности, которые встречаются на вашем пути.

11. Слишком тяжелая работа

Когда у вас слишком много обязанностей, вы перегружены – жизнь становится серой. Если вы работаете слишком тяжело, пришло время расслабиться. Делайте перерывы. Так вы не только отдохнете, но также поможет сложить полное представление о том, что с вами происходит.

Жизнь только одна. И вы обязаны сделать ее интересной. В первую очередь, ради себя. Займите сидение водителя, получите контроль над вашей жизнью, приведите ее в движение. У вас есть для этого все возможность.

1

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен.

2

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! всё было ад иль небо в них.

3

Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

4

Известность, слава, что они?- а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им!- неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и, живой,
Я смерти отдал всё, что дар земной.

5

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

6

К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно. Есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.

7

Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея, гнется в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел, и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеивал толпу глубоких дум.

8

Тут был я счастлив... О, когда б я мог
Забыть, что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давных пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить,- и небеса молю
О новых муках; но в груди моей
Всё жив печальный призрак прежних дней.

9

Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей всё равно.

10

Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он, вырываясь, обращает в прах
Всё, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.

11

Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает? И с тоской
Я вижу, что любить, как я,- порок,
И вижу, я слабей любить не мог.

12

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая!- любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

13

И отучить не мог меня обман;
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.

14

И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.

15

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...

16

Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.

17

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

18

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят,
И странные верхи в лучах горят.

19

И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти всё та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.

20

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

21

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

22

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

23

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!- Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.

24

Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.

25

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

26

Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.

27

Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она всё помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.

28

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.

29

Все. Нет, не все: созданье есть одно,
Способное любить - хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце, полное огня,
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.

30

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем, и молвой,
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда

31

И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн,

32

И мой курган!- любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось,- есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!

Я в тупике, не знаю, что мне делать, чем себя занять... Работа есть, но она однообразная и нудная, я уже собираюсь искать подработку, чтобы разнообразить свою жизнь. Иногда, особенно по ночам, такая тоска нападает, что даже плакать хочется... вроде бы работа есть, крыша над головой есть, но...нет поддержки, нет заботы, нет любви, нет здоровья... Я очень часто задаю себе вопрос, почему некоторым все - здоровье, деньги, любимый человек, а другим ничего.....???? Жизнь ужасно скучная и я не знаю как ее разнообразить, не знаю, чего я хочу... Может, вы мне подскажете как почувствовать себя уверенней в этом мире, защищенной и полюбить себя...

Вы рассуждаете так: вроде работа есть, крыша есть… Но какая работа? Скучная. Как полюбить себя, если Вы делаете то, что Вам не нравится? Каждый день, приходя на нелюбимую, скучную работу, Вы подтверждаете свою никчемность и самой себе доказываете, что жизнь скучна. Конечно скучна – ведь на работе мы проводим практически 70% дня. Получается, что все это время Вы находитесь в состоянии тоски. Решит ли подработка эту проблему? Вряд ли. Уставать станете больше, раздражаться. Может найти работу, на которой Ваша жизнь будет полной и интересной? Или двигаться вперед на той работе, где Вы сейчас? Пойти учиться, если не хватает навыков для продвижения? Поставить личные профессиональные цели?

Многим людям реализоваться и почувствовать вкус к жизни помогает интересное хобби, которое часто перерастает в профессию. Сделать свою жизнь яркой способны только Вы сами. А что бы что-то получить от других людей, нужно дать им что-то. Так устроена жизнь.

Денег столько, сколько энергии Вы вкладываете в их производство.

Друзей столько, сколько энергии и тепла Вы вкладываете в отношения.

Видите: вкладывать, вкладывать.. Это как инвестиция в банке. Сначала нужно положить деньги, а потом, только потом дивиденды.

А вкладывать не хочется, потому что нет мотивации. А мотивировать нас может только то, в чем мы лично заинтересованы . А не то, что есть у других. Тогда же приходит и уверенность в себе – Вы ощущаете себя человеком востребованным и нужным. Что такое уверенность в себе? В первую очередь – это любовь к жизни: к жизни вообще и к жизни в себе.

Отсутствие жизненных целей порождает скуку и депрессию. В наше время это стало очень распространенной проблемой. И это не зависит от наличия материальных ценностей. По данным отечественных и зарубежных исследователей к 2020 году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире.

Давайте поговорим о том, как же разобраться в своей личной мотивации, и стать для себя источником энергии. Как построить надежный фундамент своей жизни. Как жить интересно, и чувствовать себя уверенно.

Портрет в интерьере.

Для начала составим идеальный портрет своей интересной жизни. Без оглядки на то, как у других. А так как хотите именно Вы. Просто помечтаем. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

- Кто Вы? (Как выглядите, чем занимаетесь, за что Вас любят?);
- С кем вы должны проводить время, чтобы жизнь была интересной?
- Сколько денег вы должны иметь для этого?
- Каким видом деятельности вы должны заниматься?
- Как вы должны себя вести?
- Сколько времени вы должны уделять определенным видам деятельности?

Описание должно быть очень конкретным и подробным. Внимательно изучите написанное, и попробуйте выделить основные жизненные цели. Пусть их будет 5- 7, не больше. Запишите их.

Хочу и могу.

Теперь у нас есть представление о том, чего нам хочется в этой жизни. Самое время подумать о том, что мы действительно можем. Теперь отметьте только те цели, для осуществления которых Вы готовы по-настоящему много работать, учиться, в общем, тратить энергию, время.

Не обманывайте себя. Помимо желания что-то сделать должны быть способности, задатки. Иными словами – если Вам 40 лет, и Вы хотите стать известной балериной, но никогда этим не занимались, то, к сожалению, начинать уже поздно. Но можно подумать вот о чем: какие свои потребности Вы удовлетворяете этим желанием? Возможно, это потребность в уважении? Тогда подумайте, какая еще цель может удовлетворить эту потребность? Одну и ту же потребность можно удовлетворить достижением разных целей. И это очень важно: поскольку истинное удовольствие мы получаем не столько от достижения целей, сколько от удовлетворения потребностей. Зная это, мы можем получать удовольствие от жизни абсолютно разными способами, не зацикливаясь на недостижимых целях.

Всего психологи выделяют несколько основных потребностей, движущих человеком:

Советы психолога

- Физиологические потребности (в еде, питье, дыхании, сексе и самозащите и т.п.);
- Потребности в безопасности (в "надежности" физического и социального состояния: материальной, здоровья, обеспеченной старости, отсутствия всяческих потрясений типа войн и революций и т.п.);
- Социальные потребности (в любви, контактах, социальной активности и т.п.);
- Потребность в уважении (в уважении и самоуважении, престиже, успехе и т.д.);
- Потребность в самоактуализации (в самореализации, самоутверждении, осуществлении самого себя и осмыслении своего места в мире).

Нужно помнить, что со временем мотивы могут поменяться. Это связано с тем, что при удовлетворении одной потребности, у человека возникает другая, более высокого уровня . Например, если Вы уже получаете зарплату, которая обеспечивает Вас полностью, может появиться потребность в признании, престиже, стать известным специалистом, передавать свои знания, иметь соответствующие атрибуты власти.

Делаю и получаю.

Таким образом, у нас остались самые главные цели, ради которых мы и будем стараться. Теперь возникает вопрос: как достичь всего этого? Есть несколько простых принципов, следуя которым можно построить свою жизнь в желаемом направлении.

1. Установите приоритеты.

Достижение какой цели требует внимания в первую очередь? Ведь не секрет, что некоторых целей можно достичь только в определенные отрезки времени.

2. Составьте план достижения своих целей.

Вы задумывались когда-нибудь о том, почему одних целей мы достигаем, а других нет? Например, Вы собираетесь бросить курить. Когда-нибудь. Обычно это происходит тогда, когда врач, рассматривая Ваши легкие на рентгеновском снимке, начинает беспокоиться о том, как Вы все еще дышите. И тогда курить Вы бросаете, просто потому что жить хочется. А вот когда на работе шеф говорит, что нужно сдать отчет к 30 апреля, это другое дело, тогда мы начинаем усиленно работать. Мы достигаем своей цели, только придерживаясь графика или расписания, привязанного к определенной дате или сроку. Как только Вы точно определили, чего хотите, следует решить, в течение какого интервала времени вы этого добьетесь.

Цели:

  • формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
  • углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
  • совершенствование навыков анализа лирического произведения;
  • совершенствование монологической устной и письменной речи;
  • закрепление понятия «лирический герой».

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:

  • выставка книг о Лермонтове,
  • оформленная доска,
  • рабочие карты.

Класс: 9

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (объявление темы и целей урока)

II. Актуализация изученного

– На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
– Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? («Смерть поэта».)
– С болью скажет Лермонтов о Пушкине:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде…и убит!

– А против чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня.

III. Новый материал

– Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух вариантов, запись на доске.)
– Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова?
– А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)
– Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.
– Вы, конечно, помните стихотворения «Парус», «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
– Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (Выписываются слова: «одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.)
– Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.)
– Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы.)
– Какова их роль в произведении?
– Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря – покой, свобода – неволя.
– Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого.)
– Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.)
– Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит литературную мини-статью из терминов, предложенных мной. (Ученику предложены листы с написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО, ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием РОМАНТИЗМ.)
Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.
– Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. (Чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы.)
– Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? (Настроение, мотивы, образ героя.)
– Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы… Для лирического героя романтического произведения характерно…

VI. Самостоятельная работа по группам

– Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»

V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.)

VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция

VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)

VIII. Обобщения, выводы

– Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.

Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.

1

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон
Как мир не мог быть ими омрачен.

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.

Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.

Известность, слава, что они? - а есть
У них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву всё принесть,
И я влачу мучительные дни
Без цели, оклеветан, одинок;
Но верю им! - неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и живой
Я смерти отдал все, что дар земной.

Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им мертвых разлучать?

К погибшим люди справедливы; сын
Боготворит, что проклинал отец.
Чтоб в этом убедиться, до седин
Дожить не нужно! есть всему конец;
Немного долголетней человек
Цветка; в сравненьи с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.

Так и ее созданья. Иногда,
На берегу реки, один, забыт,
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея гнётся в волны, как шипит
Над ними пена белой полосой;
И я глядел и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеевал толпу глубоких дум.

Тут был я счастлив... О, когда б я мог
Забыть что незабвенно! женский взор!
Причину стольких слез, безумств, тревог!
Другой владеет ею с давных пор,
И я другую с нежностью люблю,
Хочу любить, - и небеса молю
О новых муках: но в груди моей
Все жив печальный призрак прежних дней.

Никто не дорожит мной на земле
И сам себе я в тягость как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там - ей все равно.

Темна проходит туча в небесах,
И в ней таится пламень роковой;
Он вырываясь обращает в прах
Все, что ни встретит. С дивной быстротой
Блеснет, и снова в облаке укрыт;
И кто его источник объяснит,
И кто заглянет в недра облаков?
Зачем? они исчезнут без следов.

Грядущее тревожит грудь мою.
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает... И с тоской
Я вижу, что любить, как я, порок,
И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви
И тем счастливы; для иных она
Желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман.
Пустое сердце ныло без страстей,
И в глубине моих сердечных ран
Жила любовь, богиня юных дней;
Так в трещине развалин иногда
Береза вырастает молода
И зелена, и взоры веселит,
И украшает сумрачный гранит.

И о судьбе ее чужой пришлец
Жалеет. Беззащитно предана
Порыву бурь и зною, наконец
Увянет преждевременно она;
Но с корнем не исторгнет никогда
Мою березу вихрь: она тверда;
Так лишь в разбитом сердце может страсть
Иметь неограниченную власть.

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...

Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.

Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят
И странные верхи в лучах горят.

И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти все та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.

Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! - жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.

Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом
И небо обвинить нельзя ни в чем.

Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.

Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.

Когда гонима бурей роковой
Шипит и мчится с пеною своей,
Она все помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.

Все. Нет, не все: созданье есть одно
Способное любить - хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце полное огня
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем и молвой
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда.

И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн.

И мой курган! - любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось, - есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!