Что не обязан делать ученик в школе. Основные обязанности детей в школе

Каждый имеет право на образование – так написано в Конституции, там же изложено, что бесплатное. Но тут же стоит уточнить – речь идет только о государственных школах. Естественно, если ребенок учится в какой-либо частной школе, ему необходимо платить за свое обучение. Но, учась в обычной, муниципальной, школе, ученик не обязан сдавать деньги на что-либо. Частыми на родительских собраниях бывают просьбы учителей и администрации сдать деньги в фонд школы, на ремонт или покупку новой техники и оборудования. Нужно помнить, что это не является обязательным: сдавать или не сдавать – решает только сам ученик и его родители.

Дополнительные занятия

Данный пункт касается различных факультативов, которые могут быть добавлены в учебный план. Каждая школа составляет определенный учебный план для каждого класса: в нем детально изложены все предметы, которые должны пройти в этом году, и количество часов, которое выделяется на эти предметы. Если администрация решила ввести какой-либо факультатив – это право школы, но ходить на него или нет – решает ученик, так как эти занятия добровольны.

Труд

Закон «Об образовании», а именно статья 50, гласит, что принудительный труд учащихся запрещен. То есть ученик вправе не согласиться выполнять какую-либо трудовую деятельность. Никто из администрации не имеет права заставить учащихся, например, взять грабли и пойти на субботник. На это должно быть получено согласие не только учеников, но и их родителей. Конечно, часто школе действительно бывает нужна экстренная помощь, но тогда администрация должно просто попросить, а ни в коем случае не приказывать.

Дисциплина

Весьма распространено, что учитель не пускает ученика в , причем он может аргументировать это разными причинами: во-первых, это может быть , во-вторых, некорректный внешний вид. Но нигде не указано такое право учителя, как не пускать ученика на урок. Это его прямая обязанность, работа, за которую он получает зарплату. Если даже ученик опоздал, зайти в класс он имеет право, но учитель может его наказать: обычно меры наказания указаны в уставе школы – оставление ученика после уроков и др. Когда ученик сталкивается с такой проблемой, он должен заявить об этом администрации школы. Если проблема после этого не решилась, он имеет право обратиться в инстанцию выше – комитет образования, где этим делом займутся детально.

Образование в школе закладывает базовое сознание у учащихся. Это касается как духовных и моральных ценностей, так и, конечно, знаний. Но случаи о несправедливом отношении учителей и администрации школ к учащимся – не просто слух. Поэтому нужно знать свои права и отстаивать их при необходимости.

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда пора идти в школу.

Для него это - новые горизонты, другая среда «обитания» и общения. У каждого первоклассника будет период адаптации, с которым ему придется помочь.

И еще малышу нужно будет объяснить, что в школе у него появляются определенные права и обязанности, ведь в учебных учреждениях есть свои правила и порядки.

Права ребенка в школе

Выбор образовательного учреждения . Конечно, не стоит ориентироваться на просьбы типа: «Хочу учиться в 21-й школе, потому что там учится Дима (Саша/Сережа/Валера/Вика)». Но, если вы видите, что малышу действительно некомфортно в той школе, куда его решили отдать Вы, найдите компромиссное решение. Вместе устройте экскурсии по разным учебным учреждениям города (не забывайте ориентироваться на образовательную программу). Кстати, перевестись в любую можно в любое время, даже посреди учебного года.

Обучение в надлежащих условиях . Ребенок имеет полное право на обучение в безопасных для него условиях. Если он заметил, что в спортзале нет специальных матов, то он имеет полное право не лазать по канату и не подвергать свою жизнь опасности. Кстати, если малыш пришел домой и рассказывает про тараканов (не дай Бог), которых он увидел в столовой, срочно звоните в СЭС. Лишней проверка не будет.

Уважение человеческого достоинства . Каждый ребенок имеет право на уважительное отношение со стороны учителей, администрации, охранника и даже уборщицы - любого персонала, который работает в школе. Так что, если тётя Маша решила шлёпнуть Вашего сорванца за то, что он бегает по свежевымытому полу, смело жалуйтесь руководству!

Помощь учителя . Каждый ребенок имеет право на помощь со стороны учителя и психолога во время учебы. Донесите до своего школьника, что учитель просто не имеет права не отвечать на вопросы касательно школьной программы.

Право пожаловаться . Школьник может пожаловаться по каждому факту нарушения прав в школе, физического и психического насилия не только родителям, но и омбудсменам (Уполномоченным по правам ребёнка).

Что такое насилие по отношению к ученику :

  • применение физической силы по отношению к ребенку;
  • угрозы в адрес ученика;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • преднамеренная изоляция ребенка;
  • предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту;
  • постоянная необоснованная критика;
  • систематическая негативная характеристика ученика;
  • демонстративное плохое отношение к обучающемуся.

Обязанности ребенка в школе

Когда ребенок уже - полноправный ученик школы, у него появляются не только права, но и обязанности. Он обязан посещать уроки и приходить к началу занятий вовремя , а лучше за 15 минут. Чтобы ребенок не опаздывал, родители должны приучить его к правильному распорядку дня. Он должен хорошо и правильно питаться, спать не меньше 9 часов в сутки и побольше гулять на свежем воздухе. Тогда и результаты учебы будут лучше.

Школьник должен выполнять , которое задал учитель, он должен приносить на уроки все необходимые принадлежности. Малыш должен следить за своим внешним видом, он всегда должен быть чистым и опрятным.

Ребенок должен аккуратно относиться к имуществу школы , уважать сверстников и учителей, как и других окружающих людей. А еще не мешать другим детям и добросовестно учиться. Школьник должен не допускать физического и психического насилия по отношению к другим ученикам, высмеивать детей за их физические недостатки или .

Нужно обязательно соблюдать правила техники безопасности на уроках и переменах, приносить справку из поликлиники в случае пропуска занятий, выполнять все письменные и устные рекомендации администрации и учителя.

Ребенку нельзя жевать жвачку на уроках, пользоваться плеером и мобильным телефоном, употреблять и жесты. Нельзя ученику брать с собой в школу спички, ножи, газовые баллончики, огнеопасные предметы. Еще он не может уйти из школы в урочное время без разрешения дежурного администратора.

Само собой нельзя курить, брать без разрешения школьное имущество и вещи других учеников, важно уважать право собственности . Запрещается ребенку применять физическую силу для выяснения отношений.

Донесите до своего ученика, что он должен выполнять все требования учителей, чтобы вырасти ответственным, трудолюбивым, дисциплинированным, терпеливым, дружелюбным и с чувством взаимопомощи.

Главное - рассказывайте о правах и обязанностях ученика в мягкой форме, спокойным голосом, не принуждайте ребенка быть послушным: пусть он сам поймет, почему это важно.

Успехов и хороших оценок вашему школьнику!

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

4.17.Требовать:

- от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Если каждый ученик будет придерживаться школьного Устава, в учреждении образования всегда будет доброжелательная и уютная атмосфера.

Перед тем как определять малыша в первый класс, родители и педагоги должны объяснить ему не только правила поведения. Ребёнок должен знать свои права и обязанности. Об этом можно прочитать в нашей статье.

Кто имеет право на обучение

Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.

Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны.

Каковы права ученика в школе?

Не все дети желают должным образом учиться, и вовсе не потому, что они глупые. Дело в том, что ученики не всегда наблюдают дружелюбную и спокойную атмосферу в школе. Из-за этого очень часто пропадает желание учиться и получать соответствующие знания. Нужно, чтобы дети знали права ребёнка в школе и на уроках.

И сами взрослые не всегда знают законы, чтобы поговорить о них со своими детьми, а потом научить их отстаивать свои интересы.

Права школьника в школе:

  1. Ребёнок имеет право на полноценную школьную программу.
  2. На уважение своей личности – педагог не должен ребёнку грубить и хамить.
  3. Ребёнок имеет право на доброжелательную и спокойную атмосферу во время учёбы.
  4. Школьник имеет право на объективную оценку своих знаний: учитель не должен занижать или завышать баллы ребёнку.
  5. Ученик может высказать своё мнение, а педагог обязан выслушать мысли ученика и объяснить ему, прав он или нет.
  6. Ребёнок имеет право на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.
  7. На неприкосновенность своих личных вещей – педагог или сверстники не должны брать без разрешения ученика такие предметы, как телефон, планшет, учебник и др.
  8. На отдых – педагог не должен занимать часть перемены, продолжая свой урок.
  9. Ученик имеет право на консультацию с юристом или психологом.
  10. Каждый ребёнок имеет право на свободу передвижения по школе на перерыве.
  11. Каждый школьник должен знать свои права.

У каждого ученика начальное образование должно начинаться с изучения прав и обязанностей ребёнка и педагога.

Права ученика на уроке

Каждый ребёнок хочет к себе доброжелательное отношение не только со стороны сверстников, но и учителей. Педагог не всегда скажет ученику, какой балл он поставил за ответ или за написанную контрольную работу. Это неправильно. У каждого ребёнка есть права не только в школе, но и на уроках.

Очень часто учителя не понимают, какой дискомфорт испытывают дети, лишенные возможности знать о своих успехах и неудачах.

Права ученика на уроке:

  1. Ребёнок должен знать, какой балл поставили ему за знание.
  2. Ученик имеет право знать все свои оценки за предмет.
  3. Ребёнок может высказать своё мнение по теме урока.
  4. Школьник имеет право на уроке выйти в туалет не отпрашиваясь, но поставив учителя в известность.
  5. Ученик на уроке может исправить педагога, если тот оговорился.
  6. Школьник имеет право поднять руку и ответить, если это касается темы урока.
  7. Ученик может по окончании урока выйти из класса (когда прозвенел звонок).

На этом права ученика в школе и на уроке не ограничиваются. Ребёнок имеет право и на полноценное обслуживание, которое заключается в наличии квалифицированного медработника, охране и др. Читайте далее...

Права школьника на здоровое и качественное обслуживание

Каждый ученик имеет право на полноценное, качественное и здоровое образование. Как это сделать? Всё зависит от администрации школы и государства. Здоровая атмосфера в школе будет сохраняться, если соблюдаются следующие условия:

1. Ребёнок имеет право на получение качественного и бесплатного медицинского обслуживания в течение рабочего дня.

2. Для школьника администрация должна создать чистоту на всей территории учебного заведения.

3. Каждый класс должен быть хорошо освещён.

4. Уровень шума не должен превышать норму.

5. Температура в школе должна быть комфортной для занятий.

6. Еда должна быть здоровая и качественная. На её приём отводится не меньше 20 минут.

7. Для гигиены в туалете должно быть все необходимое: мыло, бумага, полотенце.

Взрослые должны защищать права ребёнка в школе. Ведь только от них зависит умственное и физическое воспитание ученика.

Права ребёнка на уроке классного часа

В каждой школе классный руководитель проводит с детьми воспитательную работу. Этот урок называется классный час.

Права школьника в России на этом занятии:

1. Дети имеют право выбирать тему обсуждения. Они обязаны прийти к общему знаменателю. Ученик имеет право приготовить по теме урока интересную презентацию или рассказать занимательную историю.

2. Каждый школьник может в спокойной атмосфере обсудить рассказ или презентацию, высказать свою мысль. Учитель не должен перебивать ребёнка. Если ученик неправ, педагог обязан его исправить и объяснить, что сказано неверно.

Обязанности ученика в школе

Каждый ученик не только имеет права, но и определённые обязанности как на уроке, так и в школе. Об этом далее и поговорим.

Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:

  1. Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
  2. Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
  3. Ребёнок должен уважать труд взрослых. Это касается не только педагогов, но и сторожа, уборщицы и т. д.
  4. Ученик должен соблюдать школьный режим.
  5. Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
  6. Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
  7. Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
  8. Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
  9. Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
  10. Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
  11. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.
  12. Если ученику срочно нужно уйти с уроков, он обязан заранее принести записку от родителей классному руководителю.

Обязанности школьников на уроке

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.

В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

Обязанности ученика на уроке:

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.

Правила поведения ученика на уроке

Каждый школьник обязан придерживаться определённого поведения как на уроках, так и на перемене.

Правила поведения на уроках:

  1. Каждый ребёнок должен приходить на занятия за 15 минут до звонка, чтобы успеть переодеться и приготовиться к уроку.
  2. Ученик не должен находиться в помещении в верхней одежде или шапке.
  3. Школьник обязан быть в классе в тот момент, когда прозвенел звонок.
  4. Ребёнок не должен заходить на занятия вместе с учителем или после него.
  5. В то время, когда зашёл педагог, дети должны подняться для того, чтобы поприветствовать его.
  6. Ребёнок обязан на уроке вести себя тихо и не отвлекать других детей.
  7. Когда идёт урок, ученик не должен жевать жвачку или употреблять пищу.
  8. Во время занятий запрещается пользоваться мобильной связью.

Правила поведения ученика на переменах

Ребёнок обязан вести себя должным образом не только на уроке, но и на перемене. Это значит, что есть определённые правила, прописанные в школьном Уставе. Давайте рассмотрим, каких порядков ученик должен придерживаться в школе.

Поведение ученика на переменах:

  1. В то время, когда прозвенел звонок с урока, ребёнок обязан привести в порядок свое рабочее место и приготовиться к следующему уроку.
  2. На перемене ученик должен спокойно ходить по школе, а не бегать.
  3. Школьник обязан дружелюбно общаться со сверстниками (не драться и не ссориться).
  4. Со всеми работниками школы здороваться.
  5. Если ребёнок входит в помещение, а сзади находится учитель, ученик обязан пропустить старшего.

Что запрещается ученику в школе?

Есть некоторые вещи, которые категорически запрещается делать школьнику:

  1. Ребёнку нельзя прыгать по ступенькам и кататься на перилах.
  2. Нельзя носить с собой в школу опасные для жизни предметы.
  3. Запрещается на территории школы играть в карты.
  4. Нельзя курить и распивать спиртное.
  5. Нельзя открывать резко двери, так как можно кого-то ударить.
  6. Запрещается грубить и хамить старшим.
  7. Школьнику нельзя нецензурно выражаться не только при взрослых, но и при других учениках.
  8. Запрещается брать чужие вещи, тем более их портить. Если ребёнок всё-таки повредил чужое имущество, родители обязаны возместить его полную стоимость.
  9. Запрещается школьнику приходить на урок без выполненного домашнего задания.

Проблемы ученика в школе

Бывают у ребёнка некоторые проблемы со сверстниками и педагогами. Почему это происходит? Проблемы детей в школе бывают из-за поведения. Он не может сидеть спокойно на стуле, крутится, мешает соседу по парте, педагогу и всем детям. Учитель, соответственно, сердится на него, а учебный процесс нарушается.

Также есть дети медлительные, которые не успевают усваивать учебный материал наравне со сверстниками.

Вот лишь два примера, какие у школьников могут быть проблемы с учёбой.

Поэтому дети должны ещё в начальных классах знать обязанности и права ученика в школе.

Какие последствия влекут за собой невыполнения школьного Устава

Если ребёнку не объяснять права и обязанности школьника, он легко сможет стать нарушителем. Что же может произойти, если не выполнять положенных норм? Сначала ученику выносит выговор учитель. Если школьник не послушался и продолжает порчу имущества, драку и т. д., тогда вызывают в школу родителей, которых приглашают со своим ребёнком к директору. Всё зависит от конкретного поведения. Если ученик бесконечно бьёт детей, ворует, причиняет моральную боль, тогда его могут исключить из школы.

Чтобы этого не происходило, администрация, классный руководитель или другие взрослые могут устраивать уроки классного часа для ознакомления детей с нормами поведения. Права и обязанности школьника – это закон как для педагогов, так и для учеников. И его нужно придерживаться в государственном учреждении.

Заключение

Чтобы у ребёнка была положительная репутация в школе, его надо учить с первого класса, как вести себя в школе. Каждый ученик должен знать, каковы не только обязанности, но и права ребёнка в школе. Часто педагоги несправедливы к ученикам. Дети не всегда знают, какую оценку за знания им выставил педагог. Также учителя очень часто занижают или завышают баллы. В таком случае родители обязаны сходить в школу и защитить права своего ребёнка в спорной ситуации. Права ученика в школе должны строго соблюдаться педагогами. Это крайне важно при развитии подрастающего поколения. На сегодняшний день тема «Защита прав школьника» актуальна. Им могут помочь не только родители, но и социальные службы. Дети имеют право позвонить и сообщить о своих проблемах по телефонам доверия этих организаций.

Каждый гражданин России имеет право на получение образования. Это закреплено положениями статьи 43 Конституции. Здесь также указано, что получение общего образования является обязательным, и соблюдение этого требования возлагается на родителей или опекунов ребёнка. Однако помимо обязанностей, у детей имеются и права, которые иногда нарушаются в стенах школьного заведения. Примечательно, но родители далеко не всегда понимают, когда педагог нарушает права ребёнка. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Что говорит закон

Основные нормы и правила, связанные с получением образования в России, регулируются Федеральным законом № -ФЗ. Ключевыми принципами данного законопроекта является установление равноправия граждан в плане получения образования, не только общего, но и профильного.

Однако учебный процесс является многогранным, и предугадать все ситуации, которые ожидают ребёнка в школе, заранее невозможно. В частности, школьники могут конфликтовать с преподавателями или одноклассниками, и каждый конкретный случай требует детального рассмотрения для решения проблемы.

В школе с детьми занимается преподаватель, который имеет не только права и обязанности, но и должностную инструкцию. Например, учитель ни при каких обстоятельствах не может выгонять учеников из класса, если неугомонный школяр нарушает дисциплину и преднамеренно срывает урок, педагог должен вызвать представителей руководства школы. Кроме того, преподаватели не могут забирать у учащихся мобильные устройства на время урока.

Интересным моментом является повышение голоса. Преподаватель может срываться на повышенный тон в процессе урока, при этом не переходить на личности и не высказывать прямых оскорблений в адрес ребёнка. Вполне естественно, что педагог, ни при каких обстоятельствах не может заниматься рукоприкладством: даже лёгкий шлепок указкой может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

Скачать для просмотра и печати:

Какие права и обязанности имеются у учащихся

Начнём с обязанностей. Общие правила поведения в стенах учебного заведения запрещают школьникам оскорблять честь и достоинства других учащихся и преподавательского состава, использовать нецензурные жесты и выражения, курить на территории. Помимо этого, школьники обязаны соблюдать право собственности, бережно относиться к школьному имуществу и личным вещам других учеников. В случае порчи чужого имущества, возмещение вреда возлагается на родителей или законных представителей ребёнка.

В целом, обязанности школьников сводятся к тому, чтобы получать образование самим, не препятствовать учебному процессу, и не мешать учиться другим ученикам.

Права школьников

За учащимися общеобразовательных школ закрепляются следующие права:

  • бесплатное получение образования в соответствии с действующими стандартами, установленными на государственном уровне;
  • самостоятельно выбирать общеобразовательное учреждение и форму образования: обучение в школе или на дому, прохождение курса по ускоренной программе;
  • сохранение личного достоинства без дискриминации по каким-либо признакам;
  • достойные условия обучения: теплые классы, и пр.;
  • свободное выражение мыслей и убеждений, при условии, что это происходит в корректной форме;
  • своевременно узнавать о проведении контрольных и экзаменационных работ;
  • проходить курс школьной программы на родном языке;
  • получать оценки по каждой дисциплине в соответствии с полученными знаниями, без предвзятого отношения со стороны преподавателя;
  • посещать факультативные занятия;
  • принимать участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • получать бесплатный доступ к любым школьным ресурсам, необходимым для учебного процесса, например, библиотечным книгам;
  • отдых между занятиями, выходные дни и каникулы.
Важно! За школьниками сохраняются права на свободу слова, печати, совести и информации.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О чём говорит школьный устав


Устав школы - это свод внутренних правил, регулирующих работу общеобразовательных учреждений. Этот нормативно-правовой документ оформляется в соответствии с пунктами статьи 25 Федерального закона № -ФЗ.

В частности, в уставе должны содержаться следующие данные:

  • информация о типе образовательного учреждения;
  • сведения об учредителях;
  • информация об образовательных программах и направлениях обучения;
  • структура организации и разграничение полномочий.
Важно! Общеобразовательная организация должна создать условия для ознакомления учащихся, родителей и преподавательского состава с данным уставом.

Меры защиты прав учащихся в школе

Рассмотрим ряд ситуаций, которые чаще всего интересуют родителей, и непосредственно затрагивают права и свободы учеников.

Сбор денег: сдавать или нет


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к пунктам статьи 43 Конституции РФ. Здесь прямо указано, что образование должно быть не только общедоступным, но и бесплатным, и эту норму государство гарантирует гражданам. Отсюда следует, что школа не может требовать с родителей каких-либо сумм. Разумеется, это правило касается только учебных заведений, действующих на некоммерческой основе.

Однако в школах часто практикуются сборы на ремонт класса, приобретение учебных пособий и прочие нужды, необходимые для учебного процесса. Это связано с тем, что финансирование школ из региональных бюджетов оставляет желать лучшего, поэтому общеобразовательные учреждения переходят на самофинансирование.

Здесь нужно учитывать, что подобные взносы возможны только на добровольной основе: школа может предложить сбор средств на какие-либо нужды, соглашаться или нет, остаётся на усмотрение родителей. В случае отказа, преподаватели не могут преследовать учеников, занижая оценки или принуждая учащихся к сдаче денег иными способами. Если это происходит, родители могут обратиться с жалобой к директору школу, в случае бездействия - в прокуратуру.

Охрана здоровья


Ответственность за здоровье школьников во время учебного процесса полностью возлагается на учебное заведение. Выражается это разными способами. Например, учитель не может принуждать ученика к занятиям физкультурой, если у последнего имеется подписанное врачом освобождение.

В ситуациях, когда педагог, несмотря на справку, заставляет ученика проявлять активность на уроках физкультуры, и занятия ухудшают состояние здоровья ребёнка, исходом может стать судебное разбирательство. Отметим, что ставить двойки освобожденным от занятий ученикам, учитель не имеет права. Такие оценки аннулируются, а преподаватель подвергается дисциплинарному взысканию.

Факультативные занятия

В любых общеобразовательных учреждениях, занятия происходят согласно с составленным планом учебного процесса. Здесь перечислены все обязательные дисциплины, включая количество учебных часов, запланированных на их изучение. Любые дополнительные занятия, не включённые в учебный план, посещаются только на добровольной основе. Например, если преподаватель по геометрии считает, что ученикам будет полезно после основных занятий познакомиться с курсом «Занимательной геометрии», дети сами решают, посещать факультатив или нет.

Однако не всегда имеет смысл пренебрегать дополнительными занятиями. Например, при сдаче экзаменов любой преподаватель ставит баллы за знания, которые ученик демонстрирует сверх школьной программы. Однако занижать оценку на основании того, что ученик не посещал дополнительных занятий, учителя не вправе.

Труд не всегда облагораживает

Довольно распространённая практика российских школ - привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Согласно статьи 37 Конституции, труд свободен, и привлекать гражданина к исполнению трудовых обязанностей в принудительном порядке - запрещено. Отсюда следует, что школа не может заставить учеников вооружиться тряпками и приступить к уборке классов и коридоров.

Это правило закреплено и законом «Об образовании», но здесь предусмотрена более конкретная и четкая формулировка. В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей. С юридической точки зрения, даже если учащиеся выражают добровольное согласие на наведение порядка, руководство школы не может разрешить уборку силами учеников, пока не будет одобрения со стороны родителей.

Учитывая сложность этой позиции, могут возникать довольно щекотливые ситуации. Например, ребёнок выразил согласие помочь школе трудом на добровольных началах, а родители категорически против. В этом случае, родители несовершеннолетнего могут жаловаться школьному руководству и в вышестоящие инстанции.

Важно! Чтобы избежать неприятных ситуаций, преподавателям лучше заранее уточнять позицию родителей на предмет привлечения детей к внеклассному труду. В любом случае, уборка помещений не должна превращаться в трудовую повинность и выполняется только на добровольных началах.

Гендерное равноправие


Этим новомодным термином обозначается отсутствие дискриминации по половому признаку среди учащихся. Эта особенность закреплена не только российским законодательством, но и международными конвенциями.

Суть гендерного равноправия заключается в том, что нельзя возлагать на учеников определённые обязанности, руководствуясь половым признаком. Например, девочки остаются убирать класс, а мальчики отправляются домой. Фактически, здесь идёт речь о разделении труда на мужские и женские обязанности, что и является проявлением дискриминации.

Однако данная тема довольно щекотливая. Например, возникла необходимость перемещения школьного инвентаря. С точки зрения человеческой логики, таскать тяжести должны мужчины, но освобождение девочек от такой работы также может квалифицироваться, как дискриминация.

Чтобы не оказаться в сложной ситуации, преподавателям лучше не разделять своих учеников на мужскую и женскую половины, а обращаться за помощью ко всему классу. С точки зрения человеческой морали, мальчики сами вызовутся на выполнение тяжёлой работы, следовательно, права девочек не будут ущемлены.

Несколько слов о религии


Россия является многонациональной страной, и свобода вероисповедания закреплена на государственном уровне. Поэтому в одном классе могут учиться дети разных конфессий: христиане, иудеи, мусульмане, буддисты.

Задачей школы является деликатное и уважительное отношение к религии своих учащихся. Например, в многонациональном классе учитель не может отдавать дань исключительно христианским традициям, и принуждать детей-мусульман к посещению православных храмов и церквей. Нужно учитывать, что даже безобидная экскурсия по святым местам может противоречить убеждениям и вероисповеданию некоторых ребят.

Более того, в школах запрещается проводить религиозные мероприятия, собирать пожертвования и иным образом вовлекать учеников в различные обряды. В свою очередь, учащиеся вправе отказываться от участия в любых культурно-массовых мероприятиях, посвященных религии, и школа не может привлекать их к такой деятельности в принудительном порядке.

Ответственность учащихся


С наступлением определённого возраста, школьники могут привлекаться к административной или уголовной ответственности. Однако здесь нужно учитывать факт, что правовые меры применяются строго индивидуально, коллективная ответственность здесь не предусматривается.

Например, несколько учеников совершили кражу или избили одноклассника. Нельзя обвинить в содеянном весь класс, к ответственности должны привлекаться только непосредственные участники инцидента.

Важно! Педагоги не вправе предлагать урегулирование конфликтной ситуации способом, противоречащим действующему законодательству. Более того, нельзя бездоказательно обвинять в правонарушении кого-либо из учащихся.

Дежурство по школе


Преподаватели не могут заставлять учеников дежурить в принудительном порядке. Это приравнивается к труду, который возможен только с согласия учеников и их родителей. В большинстве случаев, руководство школы обязывает учеников дежурить, ссылаясь на внутренний устав, однако, это незаконно. Здесь имеет смысл убедиться, что пункт, касающийся дежурства действительно закреплён школьным уставом, хотя его там может и не оказаться. Даже если назначение дежурных из числа учащихся предписано школьными правилами, опираться нужно не на нормативный документ, предназначенный для внутреннего пользования, а Конституцию.

Отметим, что дежурство на добровольной основе не запрещено, а в некоторых случаях, даже приветствуется. Например, несколько ребят могут накрыть столы, чтобы одноклассники смогли без лишней суеты пообедать во время перемены.

Публичное унижение


Здесь речь идёт не о личных оскорблениях, которые недопустимы, а публичном порицании одного из учащихся за совершённый им проступок. Например, учитель не может критиковать ученика при всём классе за систематические опоздания. Такие беседы всегда должны проводиться в индивидуальном порядке, желательно, в присутствии родителей нашкодившего ученика.

На заметку! По мнению психологов, даже безобидное порицание, вынесенное ребёнку прилюдно, унижает достоинство несовершеннолетнего, и может нанести моральную травму.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!