Что не поделили Юрий Долгорукий и Кучка . Легенды о Кучковичах

По свидетельству Тверской летописи, через несколько лет после встречи со Святославом «князь Великий Юрий Владимирович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы ». Летопись относит это событие – заложение крепости, превратившее поселение в город, – к 1156 году, однако исторические исследования доказывают, что строительство крепости началось раньше, вероятнее всего, в 1153 году. При этом сам Юрий был занят борьбой за киевский престол (которым владел дважды, в 1149–1151 и 1155–1157 годах ), поэтому крепость, очевидно, строил не он, а его сын, Андрей Боголюбский, будущий князь Владимиро-Суздальский.

Княжеский интерес к Москве объяснялся просто: поселение находилось на перекрестке важных торговых дорог – к Ростову, Суздалю, Рязани и Смоленску. И, чтобы закрепить права на эту область, князь Юрий женил своего сына Андрея на дочери владельца поселения и ближайших окрестностей – некоего боярина Степана Кучки. С этим боярином связана одна из многих легенд об основании города; все эти легенды собрал в своем труде «История города Москвы » историк И. Е. Забелин .

Когда и как произошло начало Москвы, когда и как она зародилась на своем месте, об этом книжные люди стали гадать и рассуждать только с той поры, когда Москва явилась сильной и славной, царствующим великим городом, крепким и могущественным государством, когда у книжных людей, из сознания этого могущества, сами собою стали возникать вопросы и запросы, как это случилось, что Москва-город стала царством-государством?

Таким именно вопросом начинается одно из сказаний о ее начале, более других сохраняющее в себе несомненные следы народных эпических преданий.

Ответом на этот вопрос, конечно, могли появиться только одни неученые и, так сказать, деревенские гадания по смутным преданиям, или же, с другой стороны, ученые измышления по источникам старой книжности. Так и исполнилось.

И не в одной Москве зарождался этот любопытный вопрос. Едва ли не с бóльшим вниманием старались разрешить его и западные книжные люди, у которых имя Москвы стало разноситься с нескрываемым любопытством еще со времен Флорентийского собора (1439), на котором Европа впервые узнала, что на далеком глухом Севере существует непобедимая православная сила, именуемая Москвою. С того времени начались и ученые толкования, откуда происходит самое имя этой неведомой дотоле Московии. Писавший о Москве в тридцатых годах ХVI столетия ученый историк Павел Иовий (Паоло Джовио. – Ред. ) обратился за этим толкованием даже и к древнему Птолемею и писал между прочим: «Думаю, что Птолемей под своими модоками (амадоками) разумел москвитян, коих название заимствовано от реки Москвы, протекающей чрез столичный город того же имени».

Первая легенда приписывала основание города князю Олегу Вещему .

Наши московские доморощенные гадания о происхождении города Москвы ограничивались очень скромными домыслами и простыми здравыми соображениями, согласно указаниям летописи, существенная черта которой, описание лет, всегда служила образцом и для составления произвольных полусказочных вставок. Так, самое скромное домышление присвоило основание города Москвы древнему Олегу, несомненно, руководясь летописным свидетельством, что Олег, устроившись в Киеве, «нача городы ставити и устави дани словенам, кривичам и мери». Если Олег уставлял дани мерянам и города сооружал, то в области мери (Ростов, Суздаль) он должен был из Киева проходить мимо Москвы и очень немудрено, что мог на таком выгодном для селитьбы месте выстроить небольшой городок, если такой городок не существовал еще и до времен Олега. И вот в позднейших летописных записях появляется вставка: «Олег же нача грады ставити многие и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих».

Впрочем, с таким же вероятием можно было постройку города Москвы присвоить и Святославу, который ходил на Оку и на Волгу и затем победил вятичей, живших на Оке; но о Святославе начальный летописец не сказывал, что он города ставил. Об Олеге же догадка впоследствии пополнилась новым свидетельством, что древний князь, построив Москву, посадил в ней княжить своего сродника, князя Юрия Владимировича. Здесь выразилась неученая деревенская простота в составлении догадок, далеких еще от явного вымысла. Она не в силах была удалиться от летописной правды и позволила себе только нарушить эту правду неверным, но весьма существенным показанием о князе Юрье, все-таки прямом основателе города Москвы. В народной памяти хронология отсутствует. <...>

Но вскоре к деревенской простоте собственно московских гаданий пришла на помощь киевская, то есть, в сущности, польская историческая ученость в лице Феодосия Софоновича, составившего в 1672 г. целую «Хронику летописцев стародавных, с Нестора Печерского и иных, также с хроник Польских о Русии, отколь Русь началася», а вместе с тем и особую статью «Отколь Москва взяла свое название». Эта ученость, разыскивая и объясняя, откуда взялась Москва-народ, очень усердно и с обширной начитанностью толковала, еще с конца XVI века, что «Мосох или Мезех, шестой сын Иафетов, внук Ноев, есть отец и прародитель всех народов московских, российских, польских, волынских, чешских, мазовецких, болгарских, сербских, хорватских и всех, елико есть славенский язык»; что у Моисея Мосох, московских народов праотец, знаменуется (упоминается) такоже и у Иосифа Флавия в «Древностях»; что ни от реки, ни от града Москвы Москва именование получила, но река и град от народа московского имя восприяли; что имя сие: Мосох, Мокус, Моска, Моски, Москорум, Московитарум, Модокорум и проч. все древние историки, еврейские, халдейские, греческие и латинские и новейшие Мосоха, Москвы праотца и областей того имени, во многих местах непрестанно и явно поминают; что третий брат Леха и Чеха, Рус, истинный наследник Мосохов от Иафета, великие и пространные полуночные и восточные и к полудню страны размножил и населил народами русскими и так далее. <...>

Разыскивал о происхождении имени Москвы и ученейший академик немец Байер. Не зная русского языка, он толковал, что имя Москвы происходит от мужского монастыря – Моsсоe от Мus (муж) и Мuseс (мужик). Кроме того, Татищев утверждал, что «имя Москва есть сарматское, значит крутящаяся или искривленная, от того, что течением весьма излучины делает, да и внутрь Москвы их не скудно». <...>

Между тем деревенская простодушная Москва... гадала об Олеге, но не забывала и настоящей правды о князе Юрии Владимировиче.

Известна и так называемая крутицкая легенда об основании Москвы.

По всему вероятию под влиянием той же пришлой учености, пребывавшей, как известно, и на Крутицах, сочинено было другое сказание об основании города Москвы, по которому это основание приписывается князю Данилу Ивановичу.

«В лето 6714 (1206 г.) князь великий Данило Иванович после Рюрика короля Римского 14 лето пришел из Великого Новгорода в Суздаль, и в Суздале родился ему сын князь Георгий и во имя его созда и нарече град Юрьев Польский и в том граде церковь веленную созда во имя Св. Георгия каменную на рези от подошвы и до верху. И по создании того храма поехал князь Данила Иванович изыскивати места, где ему создати град престольный к Великому княжению своему и взял с собою некоего гречина именем Василья, мудра и знаюша зело и ведающа, чему и впредь быти. И въехал с ним в остров (лес) темен, непроходим зело, в нем же бе болото велико и топко, и посреде того острова и болота узрел князь Великий Данила Иванович зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело <...> и вопросиша Василия гречанина, что есть видение сие пречуднаго зверя? И сказа ему Василии гречин: Великий княже! на сем месте созиждется град превелик и распространится царствие треугольное и в нем умножатся различных орд люди... Это прообразует зверя сего треглаваго, различные на нем цвета, то есть от всех стран учнут в нем люди жити... Князь же Данила Иванович в том острову наехал посреде болота островец мал, а на нем поставлена хижина мала, а живет в ней пустынник, а имя ему Букал и потому хижина словет Букалова, а ныне на том месте царский двор. И после того князь Данило Иванович с тем же гречином Василием спустя 4 дни наехал на горы (крутицы), а в горах тех стоит хижина мала, и в той хижине живет человек римлянин имя ему Подон... Возлюби князь великий место сие, восхоте дом себе устроити... Той же Подон исполнен Духа Святого и речь говорит: Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиереи Бога Вышнего служители. Князь же Данило Иванович в шестое лето на хижине Букалове заложи град и нарече имя ему Москва, а в седьмое лето на горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостивого Спаса. И в 9 лето родися у него два сына князь Алексей и князь Петр. Он же князь великий Данило Иванович вельми любя сына Алексея Даниловича, во имя его созда град к Северу и нарече имя ему Олексин и там обрете в острове мужа именем Сара земли Иверской свята и благоговейна зело и на его хижине заложи град Олексин. И по девятом лете приде из грек епископ Варлам к князю Данилу Ивановичу и многия чудотворны мощи с собою принесе; и князь Данило Иванович принял его с великою честию и любовию и повеле ему освятити храм на горах Подонских и да ему область Крутицкую и нарекома его владыкою Сарским и Подонским: тако нарекошася Крутицы».

Очень явственно, что это сказание сочинено на Крутицах каким-либо досужим мирянином или церковником, однако не совсем знакомым с тогдашней ученостью, которая могла бы пространнее рассказать о зачале Москвы с непременным упоминанием о Мосохе. К тому же сочинитель указывает, что он был родом или житием от города Алексина.

Самое же популярное предание, в нескольких вариантах, безусловно, связано с именем Степана Кучки .

Неученые москвичи не умели складывать сказки по вольному замыслу, как составлена эта крутицкая сказка, и держались в своих литературных опытах старого обычая летописцев, приставляя непременно к своему рассказу и лета событий. Единственным образцом для их писательства была именно не чужая, а своя родная летопись. Других образцов они не знали и, подражая летописцам, вносили в свои повести ходившие в народе предания и несомненные остатки уже забытых песенных былин.

Таким характером отличается самая обстоятельная по составу повесть «О зачале Московского княжения, како зачало бысть, а ныне великий пресловущий и преименитый царствующий град сияет».

Еще Карамзин заметил, что эта повесть писана размером старинных русских сказок и изобретена совершенным невеждою, то есть не согласно с достоверными летописцами, что, конечно, и подтверждает ее сказочное былинное происхождение.

Как летописная же запись, она начинается следующим годом по порядку собранных годов: «В лето 6789 (1280 г.) месяца октября в 29 день по Владимере князе во Владимере-граде державствовав князь Андрей (1294–1304) Александрович, а в Суздале-граде державствовав князь Данило Александрович Невский». После этого летописного вступления автор начинает свою повесть былинным складом:

«Были на этом месте по Москве реке села красные, хорошие, боярина Кучки. У того ж боярина были два сына красны зело; не было таких красных юнош ни во всей Русской Земле. И сведал про них князь Данила Александрович Суздальский и спросил у Кучка боярина двух сынов его к себе во двор с великим прощением. И сказал ему: если не дашь сынов своих мне во двор, и я на тебя войною приду и тебя мечем побью, а села твои красные огнем пожгу. И боярин Кучко Степан Иванович, убояся страха от князя Данила Суздальского, и отдал сынов своих обоих князю Данилу Александровичу Суздальскому. И князю Данилу полюбились оба Кучкова сына. И начал их князь Данила любити и жаловати, и пожаловал единого в стольники, а другого в чашники. И полюбились те два юноши Данилове княгине Улите Юрьевне; и уязви ею враг на тех юнош блудною яростью, возлюби бо красоту лица их. <...>

Умыслили они со княгинею, как бы им предати князя Данила смерти. И начали звать князя Данила в поле ездить ради утешения, смотреть зверского уловления зайцев. И бысть ему на поле. И егда въехали в дебри и начали они Кучковичи предавать его злой смерти. И князь Данила ускочив от них на коне своем в чащу леса. И бежал от них подле Оки реки, оставя коня своего. Они же злые человеки и убийцы, аки волки лютые, напрасно (нежданно) хотяху восхитить его. И сами были в ужасе многом, искавши его и не обретоша, но только нашли коня его. <...>

Благоверный князь Данил был четвертый мученик, принял мученическую смерть от прелюбодеев жены своей. В первых мучениках Борис и Глеб и Святослав убиты были от брата своего окаяннаго Святополка, рекомого Поганополком. Так и сии Кучковы дети приехали во град Суздаль и привезли ризу кровавую князя Данила и отдали ее княгине Улите и живут с нею в том же прелюбодеянии беззаконном по-прежнему. <...>

И собрал князь Андрей во граде Владимере своего войска 5000 и поиде ко граду Суздалю. И слышат во граде суздальцы и боярина Степана Ивановича Кучка дети, что идет с воинством; и взял их страх и трепет, что напрасно пролили кровь неповинную. И не возмогли они стать против князя Андрея ратоваться; и бежали к отцу своему боярину Степану Ивановичу Кучку. А князь Андрей пришел в Суздаль-град. Суздальцы не воспротивились ему и покорились ему, государю князю Андрею Александровичу: “Мы не были советниками на смерть князя своего, твоего брата князя Данила, но мы знаем, что жена его злую смерть умыслила с любовниками своими Кучковичами и мы можем тебе государю пособствовать на тех злых изменников”.

И собрали суздальцы 3000 войска, князь Андрею в помощь пошли. Князь Андрей со всем воинством идет на боярина Степана Ивановича Кучка. И не было у Кучка боярина кругом красных его сел ограды каменной, ни острога древнего; и не возможе Кучко боярин против князя Андрея боем битися. И вскоре князь Андрей всею силою и емлет приступом села и слободы красные, и самого Кучка боярина и с его детьми в плен; и повелел их оковать железы крепкими, и потом казнил боярина Кучка и с детьми его всякими казнями различными и лютыми. И тут Кучко боярин и с детьми своими лютую смерть принял.

В лето 6797 (1289) марта в 17 день князь Андрей Александрович отметил кровь брата своего, победил Кучка боярина и злых убийц, что убили князя Данила брата его. И все их имение и богатство разграбил. А сел и слобод красных не пожег. И воздал славу Богу в радость и препочил тут. И на утрие восстав, и посмотрел по всем красным селам и слободам, и вложил Бог в сердце князю Андрею, и те красные села ему князю полюбились и, рассмотрев, помышлял в уме своем на том месте град построить, видев бо место прилично, еже граду быти. И вздохнув из глубины сердца своего, воздев руки на небо моляся Богу со слезами и сказал: Боже Вседержитель Творец всем и создатель! Прослави, Господи, место сие и подаждь, Господи, помощь хотения моего устроить град и создать святые церкви. И оттоле князь Андрей сел в красных тех селах и слободах, начал жительствовать. А во граде Суздале и во Владимере посадил державствовать сына своего Георгия.

Другое московское сказание о начале Москвы также носит характер летописной записи с обозначением годов и представляет в своем роде сочинение на заданную мысль знающего книжника, который старается доказать, что Москва, подобно древнему Риму, основана на крови, с пролитием крови.

«Был на великом княжении в Киеве сын Владимира Мономаха князь Юрий. Он старшего своего сына Андрея посадил в Суздале. В лето 6666 (1158) ехал князь Юрий из Киева во Владимир к сыну Андрею и наехал по дороге место, где теперь град Москва по обе стороны реки. Стояли тут села, а владел ими некий зело богатый боярин, имя ему Кучко Степанов (Иванов, по другому списку). Тот Кучко встретил Великого князя зело гордо и не дружелюбно. Возгордевся зело и не почтил в[еликого] князя подобающею честию, а к тому и поносив ему. Не стерпя той хулы, в[еликий] князь повелел того боярина ухватить и смерти предать. Так и было. Видев же сыновей его, млады суще и лепы зело и дщерь едину, такову же благообразну и лепу, в. князь отослал их во Владимир к сыну своему Андрею. Сам же князь Юрий взыде на гору и обозре с нея очима своима, семо и овамо, по обе стороны Москвы реки и за Неглинною, возлюби села оные и повеле вскоре сделати град мал, древян, по левую сторону реки на берегу и прозва его званием реки Москва град». Потом князь идет во Владимир к сыну Андрею, женит его на дочери Кучковой, заповедует ему град Москву людьми населити и распространити и возвращается в Киев и с сыном Андреем. Затем рассказывается история Андрея Боголюбского, как он из Киева принес во Владимир икону Богородицы, как был благочестив и как потом убит злодеями Кучковичами в союзе с его княгиней, которая негодовала на него за то, что перестал разделять с ней брачное ложе, отдавшись посту и молитве. В лето 6684 (1176) пришел из Киева во Владимир брат Андрея князь Михайло Юрьевич, избил убийц и вверг их в озеро (в коробах), а жену его повелел повесить на вратах и расстрелять из многих луков.

По-видимому, эта повесть сочинена, как упомянуто, книжным человеком с целью в точности приравнять Москву – Третий Рим к двум первым Римам, именно по поводу пролития крови при их основании. Если Москва явилась Римом, то и характер ее первоначалия должен быть такой же, вполне римский, то есть кровавый. Поэтому надо было отыскать, сочинить обстоятельство, которое могло бы доказывать надобное совпадение случаев кровопролития в древнейшем Риме и в новой Москве. <...>

Карамзин заметил, что эта сказка, вероятно, основана на древнем истинном предании. Действительно, несомненные свидетельства летописей указывают, что бояре Кучковичи существовали и именно в большем приближении у князя Андрея Боголюбского. В 1155 г. они переманили его переехать из Киева в Залесский Владимир «без отча повеления, лестию подъяша»; а в 1174 г. они являются главными руководителями заговора против Андрея и его убийцами. <...>

Московские предания и былины, ходившие в народе в течение веков и дававшие материал для сочинительских сказаний, должны были хорошо помнить имена первых героев Москвы, ее основателей и устроителей, князей Юрья, особенно Андрея (Боголюбского), Данилу, Ивана и бояр Кучковичей.

Зерно рассматриваемого сказания заключается в том, что основание или построение города Москвы связано с убийством ее прежнего владельца, из-за женщины, из-за любовных связей, как стали сказывать о том более поздние сочинители. У Татищева находим основанное на этой же легенде романическое повествование.

Юрий, говорит историк, хотя имел княгиню любви достойную и ее любил, но «при том многих жен поданных своих часто навещал и с ними более, нежели с княгинею, веселился, ночи сквозь на скомонех (музыка) проигрывая и пия, препроводил... Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела, и он все по ее хотению делал».

Когда Юрий пошел к Торжку (1147), Кучка не последовал за ним, а возвратился в свое село, посадил свою жену в заточение и сам хотел бежать к врагу Юрия, Изяславу. Услыхав об этом, Юрий в ярости воротился из похода на Москву-реку в Кучково жилище и тотчас убил Кучку, дочь его выдал за сына своего Андрея и, облюбовавши место, заложил здесь город. По случаю Андреева брака он и позвал к себе на веселье Святослава Ольговича. Рассказывая эту повесть, Татищев ссылается на свой раскольнический манускрипт или летопись, полученную им от раскольника. Можно было бы поверить этому сказанию, если бы не приводили к сомнению другие совсем подобные же повести, рассказанные историком про других князей <...> Таким образом, сочинение Татищева о похождениях великого князя Юрия Долгорукого при основании Москвы города есть чистейший вымысел, представляющий попытку украсить историю о зачале Москвы новым, наиболее любопытным сказанием.

Обстоятельнее всех других воспользовался этим старым сказанием, как и другими, изложенными выше, знаменитый Сумароков. В своей «Трудолюбивой пчеле» (январь 1759 г.) он напечатал небольшую статью «О первоначалии и созидании Москвы», где, с некоторыми своими домышлениями изложив содержание упомянутого сказания, передает и крутицкие сказания о пустыннике Букале, Подоне, Саре, епископе Варлааме и пр. В другой статье «Краткая московская летопись» он слово в слово поместил свой пересказ упомянутого сказания с тем же добавлением имен Кучковых сыновей – Петр, Иоаким и дочь Улита. А в новом пересказе добавил имена Кучковых сел: «Селения Кучки были Воробьево на Воробьевой горе; Симоново, где Симонов монастырь; Высоцкое, Петровский монастырь; Кудрино и Кулижки, тако и поныне именуемые; Сухощаво от пересыхания речки, ныне Сущово; Кузнецкая Слободка, где Кузнецкий Мост. И там были еще селения, где Вшивая горка, Андрониев монастырь, где Красный пруд и где был Чистый пруд. А жилище Кучково у Чистого пруда было».

Прибавим также, что Москва-река прежде называлась Смородиною (в одной былине из сборника Кирши Данилова. – Ред .), по всему вероятию, заимствуя это сведение из народной песни о злосчастном добром молодце, как это увидим в нижеследующем изложении. «Имя Москвы, рассуждает автор, производят некоторые от Мосоха; однако того никаким доводом утвердить невозможно и кажется то вероятнее, что Москва имеет имя от худых мостков, которые на сем месте по болотам положены были... В сем, от чего сей город восприял свое имя, преимущество есть равное, от Мосоха ли или от мостков; но то удивительно, что худые мостки целому великому государству дали имя». О худых мостках автор в другом месте рассуждает, что Москва-река, протекая чрез московские воды, имела мостки, где ломались оси, колеса и дроги, ради чего при мостке чрез Неглинную поселились и кузнецы, отчего и поныне мост через ту реку называется Кузнецким Мостом. От сих мостков главная река получила наименование, а от реки и город. <...>

Подобные, уже от учености, сказания продолжались и в новейшее время. Беляев (Ив. Дм.) по поводу рассматриваемых здесь старых сказаний представил целую обстоятельную не малого объема повесть «О борьбе земских бояр с княжеской властью».

Он говорит, что «Кучко был богатый боярин и могущественный землевладелец в здешнем крае, по словам предания, не только не думавший признавать княжеской власти, но и прямо в глаза поносивший князя Юрия Влад. Долгорукого. Таковое отношение Кучка к Юрию прямо говорит, что Кучко был не дружинник князя, а старинный земский боярин, по всему вероятию, древний колонист новгородский, принадлежащий к роду первых насельников здешнего края, пришедших сюда из Новгорода еще до приглашения Рюрика с братьями»... Далее рассказывает автор, что пришел в этот край кн. Юрий и начал заводить новые, собственно княжеские порядки, «начал строить города и приглашать поселенцев из Приднепровья и других краев Русской Земли и тем стеснять полное приволье здешних старожильцев, особенно богатых земских бояр, старинных новгородских колонистов. На эти стеснения и новости, вводимые поселившимся здесь князем, земские бояре, не привыкшие ни к чему подобному, конечно, отвечали или глухим неповиновением, или явным сопротивлением и даже оскорблением князя. <...>

Народное предание, конечно, не без причины указало на села и слободы боярина Кучка как на главное гнездо боярского сопротивления княжеской власти и олицетворило это сопротивление и боярскую надменность в мифе боярина Кучки.

Но здешние бояре, слишком самонадеянные и гордые, не были в силах дать надлежащее сопротивление князю и даже не имели достаточных укреплений, за которыми бы могли успешно обороняться; и потому, как и следовало ожидать, при первой же встрече они потерпели поражение, и Степан Иванович Кучка за свою дерзость поплатился головой; а князь Юрий Влад., управившись с нежданным противником, в самых имениях Кучка построил княжий город, чтобы таким образом утвердить за собой и своим потомством ту самую местность, где встретил сильнейшее сопротивление своей власти». Вот в чем заключалась вся борьба земских бояр с княжескою властью!..

К числу новейших сказаний дóлжно отнести и уверение историка Д. И. Иловайскаго, что Москва-город основалась именно там, где на Москве-реке существовал некогда каменистый порог. «Около средины своего течения (ближе к устью?), говорит автор, извилистая река Москва в одном из своих изгибов преграждается небольшим каменистым порогом. Вода с шумом бежит по этому порогу и только в полую воду покрывает его на значительную глубину. Этот-то небольшой порог (ныне подле храма Спасителя, под бывшим Каменным мостом) и послужил первоначальною причиною к возникновению знаменитого города. Выше порога река по своему мелководью только сплавная, а ниже его она судоходна». Описывая далее судоходство по рекам в Москву, автор указывает, что «Окою суда спускались до устья Москвы, поднимались вверх по этой реке и доходили до помянутого порога. Здесь путники опять покидали суда и сухопутьем отправлялись в стольные города Ростов, Суздаль и Владимир...»

Этот порог в действительности существует и доныне. Он состоит из нескольких рядов деревянных свай, набитых в разное время по случаю устройства Каменного моста. Русло Москвы-реки на самом деле течет над сплошным пластом горного известняка, который в иных местах обнаруживается на дне реки, но порогов нигде не устраивает. Если возможно было набить в дно реки деревянные, хотя бы и короткие по длине, сваи, то это прямо указывает, что до пласта горного известняка остается еще значительный слой песков и глин, лежащих над этим пластом.

По поводу всех изложенных выше рукописных преданий и печатных домышлений можно сказать словами автора книги «Москва, или Исторический путеводитель» (1827), что «достоверные летописи не сообщают нам никаких точных известий ни об основателе Москвы, ни о времени ее начала, почему важное сие событие и остается под завесою темных догадок, основанных на разных сохранившихся до наших времен “неверных повестях”, не говорим о новейших повествованиях, вроде повести о земских боярах, или о том, что у Каменного моста существовал каменистый, а на самом деле только деревянный порог».

Самое событие, передаваемое рукописной легендой, что князь Юрий казнил боярина Кучку, подвергается большому сомнению, так как оно явилось для доказательства, что и Третий Рим, Москва, тоже основан на пролитой крови. По всему вероятию, это такой же вымысел, как и борьба земских бояр с княжеской властью.

Таким образом, остается более ценным народное предание о князе Данииле, которое в сущности есть спутанный пересказ истинного события – убийства Кучковичами князя Андрея Боголюбского.

По данным археологических раскопок можно предположить, что московская крепость 1156 года была сложена из бревен, причем с использованием особой конструкции, призванной удержать от сползания внешние нижние ряды. Стена Юрия Долгорукого, по-видимому, охватывала не только центральную часть города, но и ближайшие окрестности. На юге и северо-западе соответственно границами крепости служили реки Москва и Неглинная. Сам княжеский двор помещался возле Фроловских (с 1657 года – Спасских ) ворот.

По замечанию И. А. Бондаренко, автора книги «Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV – середины XVIII века », на территории крепости Юрия Долгорукого, «наряду с остатками срубных строений, найдены дренажные устройства в виде канав и долбленых бочек без дна, врытых в углах построек, вымостки из мелкого булыжника, мостовая из челюстей и плоских костей крупного рогатого скота. Обнаружен целый ряд фрагментов деревянных мостовых из круглых бревен и плах, уложенных по лагам. Видимо, уже в то время основной узел городских улиц сложился в районе Соборной площади, где археологическими разведками установлено наличие мощного культурного слоя с остатками деревянных строений ».

Существует великое множество легенд об основании Москвы, самая известная из них - о боярине Степане Кучке и князе Юрии Долгоруком.

Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, двигаясь с челядью из Киева во Владимир, остановился у болота, где увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пёстрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Сопровождавший князя священнослужитель заметил: «Встанет здесь град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое».

Князь двинулся дальше и увидел город, бывший во владении боярина Кучки, который «не почте великого князя подобающею честию»: он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, а затем отказался подчиняться князю, говоря, что он скоро станет вровень с Юрием Долгоруким.

Князь, заподозрив Кучку в сговоре с извечными врагами - новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». Дружина Юрия Долгорукого через главные ворота ворвалась в город, на улицах которого завязалась настоящая битва. Боярину Кучке и его ближайшему воеводе Букалу удалось бежать в леса. Но Кучка был вскоре обнаружен в своём убежище и убит. К детям Кучки Долгорукий отнёсся милостиво: дочь боярина Улита была выдана замуж за сына князя Юрия - Андрея Боголюбского; сыновья Пётр и Яким стали его ближайшими сподвижниками.

Но от детей Кучки Долгорукий скрыл смерть их отца, сказав, что родитель их скрылся от его дружинников в непроходимом лесу.

Москва перешла во владение Юрия Долгорукого.

Уже после смерти князя Юрия Улита неожиданно встретила некого старца, в котором с трудом узнала воеводу Букала. Он поведал историю гибели отца Улиты. Пётр и Яким убили мужа своей сестры - князя Андрея. Но один из слуг последнего, убежавший к брату князя, рассказал ему о мести Кучковичей. Брат А.Боголюбского пришёл с войском под Москву, москвичи выдали ему детей боярина Кучки. Расправа была скоротечной: Улита, Пётр и Яким были казнены, тела их положены в берестяные короба и пущены в водоём, прозванный с тех пор «Поганым».



Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят» 1 .

На этом история не закончилась...

13 июня 1723 года священник церкви Архангела Гавриила отец Иннокентий, отслужив вечерню, присел на секунду передохнуть и упал замертво. День спустя, когда усопшего понесли на отпевание, над церковью «нависла» иссиня-чёрная туча. Прогремел гром, с последним его ударом в крест ужалило острие молнии, и купол вспыхнул.

Пожар продолжался несколько часов, когда принялась дубовая ферма, стали обрываться висевшие на ней колокола, падая, они проламывали церковные своды. Рухнули все пятьдесят колоколов, подавив спасавших от огня иконы прихожан...

Церковь Архангела Гавриила впервые упоминается в 1551 году. Почти сто пятьдесят лет спустя прихожанином храма Архангела Гавриила стал фаворит Петра Великого Александр Данилович Меншиков, купивший в 1699 году усадьбу, выходившую на Мясницкую улицу (храм стоял на границе его земель).

В 1704 году Меншиков велел старое здание храма Архангела Гавриила ломать и строить на том же месте новую церковь. Строили три года. Приказал Александр Данилович очистить и Поганые пруды (что рядом с храмом), после чего водоём стал называться Чистыми прудами. С дальним прицелом действовал царский любимец, не нравились ему постоянные разговоры о братьях Кучковичах, якобы до сих пор «живших» на дне пруда. К слову сказать, ничего на дне не нашли, но наиболее «упёртые» прихожане храма ещё долгое время утверждали, что видели Петра и Якима, выходящих в полночь из пруда.

В 1707 году строительство нового храма закончилось, его тут же «окрестили» Меншиковой башней. Она по высоте превосходила колокольню Ивана Великого (аж на три метра). Этими метрами Меншиков стремился уязвить загордившихся москвичей (ведь «Иван Великий» считался символом величия Москвы). Меншикова же башня завершалась красивым шпилем, на которой крепился флюгер - парящий ангел с крестом. Год спустя после окончания строительства на Меншиковой башне поставили часы с курантами, которые отбивали четверть часа, полчаса, час, а ровно в полдень начинали звонить все пятьдесят башенных колоколов.

Но «изюминка» храма Архангела Гавриила скрыта была за стенами храма.

В 1706 году русские войска одержали победу над шведами под Калишем. Меншикову в качестве трофея досталась икона Полоцкой Божией Матери, писанная самим евангелистом Лукой. Она то и стала украшением иконостаса церкви Архангела Гавриила.

После того как Меншиков стал губернатором новой российской столицы Санкт-Петербурга, в московской своей усадьбе стал бывать всё реже и реже. Храм Архангела Гавриила, оставшись без хозяйственного ока, ветшал: часы - остановились, стены - требовали хотя бы косметического ремонта. В 1721 году Меншиков получил слёзное письмо: «Кровля протекает, иконостас недоделан, и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиль, глава и всё деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением». А в 1723-м случился тот пожар. Во время пожара почитаемый образ не пострадал, прихожане спасли. В 1726-м Меншиков тяжело заболел. Икону доставили к постели больного в Петербург. Некоторое время она находилась в домовой церкви. В 1727-м новый российский император Пётр II отправил Меншикова в далёкий Берёзов (в ссылку), приказав оставить древнюю икону. Но последняя - бесследно исчезла.

Храм Архангела Гавриила многие москвичи стали обходить, что-то держало их «на расстоянии». Без покровителя небесного храм всё больше и больше терял свой «вес», казалось, ещё немного и храм на Чистых прудах уйдёт в небытие...

Более полувека храм стоял в запустении. Новую жизнь вдохнул в храм Гавриил Измайлов, который восстановил здание в 1787 году. Однако - на один ярус ниже, без колоколов и шпиля. Правда, появился винтообразный купол.

А в особняке Меншикова в 1792 году разместили Московский почтамт, в 1821 году к почтовому ведомству приписали и Меншикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при Почтамте 2 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: www.xmoscow.narod.ru

2 См.: www.xmoscow.narod.ru

«Нехорошие» московские улицы, особняки, дома, квартиры

Малая Никитская улица, дом 28/1. Это адрес «дома Берии»...

После полуночи на углу Малой Никитской и Вспольного переулка можно услышать, как подъезжает автомобиль, как громко хлопают его дверцы, как раздаются тяжёлые шаги и кто-то отдаёт отрывистые команды. Главный чекист Советского Союза Лаврентий Павлович Берия жил здесь с 1938 года вплоть до 1953-го. По некоторым данным, Берию уложили выстрелом в затылок в подвале собственного дома во время ареста. Работники посольства одной небольшой африканской страны, что перебрались сюда в 1990-е годы, до сих пор не рискуют после полуночи спускаться в цокольный этаж: за поворотом коридора можно лоб в лоб столкнуться с «человеком в пенсне». Это - он, Лаврентий Павлович.

Чумной переулок что на Пречистенке: Когда-то Пречистенка именовалась Чертольем; это из-за глубокого оврага, который, может быть, «чёрт рыл». Ручей вытекал из Козьего болота, тёк вдоль нынешнего Бульварного кольца и впадал в Москву-реку.

Здесь когда-то жили язычники, приносившие жертву Перуну. Царь Алексей Михайлович, который постоянно ездил мимо этого оврага (в Новодевичий монастырь), велел - 16 апреля 1658 года - имя нечистое сменить на чистое. Но не всё так просто: рядом с оврагом устроили Божедомку - «убогий дом», куда свозили умерших «бомжей», тех, что «без роду без племени, без дома и без семьи». В 1930-е годы снесли церковь Спаса Нерукотворного, вырытые кости долго ещё не могли найти упокоения. Место церкви заняло здание школы. Но души убогих, упокоенных в братских Чертольских могилах, потревоженные наступлением властей на религию, - всё так же места себе найти не могут, пугая местных жителей.

Арбат, дом № 14. Об истории этого дома существуют две версии. Первая - трагическая, вторая - лирическая.

Версия трагическая. Дом (построенный князем Оболенским) стоит на месте, которое «всё живое в землю утягивает».

Дурная примета.

Владельцы, всё же пересиливая страх, сдавали дом внаём. Жил здесь полковник, жена которого сбежала от него с красавцем адвокатом. Полковник горевал не долго, но глубоко, неделю спустя нашли его с петлёй на шее.

Года три спустя дом снял чиновник, но и его жизнь сложилась неудачно. Через месяц его, жену и пятерых детей обнаружили мёртвыми. Убийцу искали, но - не нашли.

После Октябрьской революции дом, покинутый владельцами, стал пристанищем бродяг, известен «как дом с привидениями».

Версия лирическая. Дом этот принадлежал отцу будущего генералиссимуса А.В.Суворова (он перешёл к нему как приданое его жены). Александр Суворов здесь родился и здесь провёл свои детские годы. В 1840-1850 гг. дом принадлежал управляющему Главным архивом иностранных дел М.А.Оболенскому 1 . Почётное место в доме занимал портрет А.С.Пушкина, кисти художника В.А.Тропинина 2 .

Лишь после Октября 1917-го дом, покинутый бывшими владельцами, стал местом пристанища московских бомжей. Добропорядочные москвичи, с некоторым беспокойством наблюдавшие за мелькающими в проёмах окон тенями, прозвали «домом с привидениями». В конце концов его снесли - и бродяги, и привидения исчезли.

Дом Пашкова - царство книг (сначала - Румянцевский музей, потом - знаменитая «Ленинка», сейчас - Российская государственная библиотека), прекрасное светлое здание, раскинувшее свои стены-крылья на возвышении, развернув окна как раз на Кремль.

Покой книжных полок стережёт призрак книговеда Николая Рубакина, который некогда завещал библиотеке всю свою громадную коллекцию книг 3 . Завсегдатаи библиотеки свидетельствуют: иногда в читальном зале слышатся чьи-то шаги и старческий кашель...

Спиридоновка, дом 17. Знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил его для своей жены 4 . Когда он ушёл в «мир иной», Зинаида Морозова особняк продала, сославшись на то, что... каждую ночь из кабинета, закрытого аж на три замка, раздавались шаги, бренчал телефонный звонок, загадочным образом перемещалась мебель.

Миллионеры Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нём жить, и им не давал покоя «дух неординарного Саввы Ивановича» 5 .

Сейчас здесь Дом приёмов министерства иностранных дел России. Интересно, не пугает ли дипломатов призрак Морозова? Спросите у министра.

Знаменитый «Дом на Набережной» - улица Серафимовича, дом 2/20 выстроен был в самом начале 1930-х годов для советской государственной элиты. Многих из жителей дома ждала трагическая судьба, их семьи выселялись, освобождая места новым кандидатам на «исчезновение». До сих пор призраки возвращаются в свои квартиры, бродят по лестницам и коридорам...

Дом построен на месте пустыря, на котором происходили казни государственных преступников (здесь был публично казнён Емельян Пугачёв). Здесь же располагались пыточные Малюты Скуратова, соединённые подземными ходами с Кремлём... И по ночам, когда грозовые тучи накрывают набережную и порывы ветра гуляют по крышам, можно услышать стоны и причитания замученных в застенках палачами Ивана Грозного.

В 50-е годы XVII века владельцем усадьбы стал московский купец Аверкий Кириллов. В 1682 году Кириллов - к тому времени уже думной дьяк - погиб во время стрелецкого бунта. Вот что мы найдём о его трагической судьбе: «Мятежные стрельцы сбросили его с Красного крыльца Теремного дворца, зарубили бердышами и под звон кремлёвского набата и бой барабанов потащили изуродованный труп на Красную площадь с душераздирающими криками: «Расступитесь, думный дьяк идёт». На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие к столь драматической развязке: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» 6 .

Говорят, что и сейчас в последнюю августовскую ночь можно встретить у «Дома на Набережной» старика, одетого в невообразимые лохмотья, но, приглядевшись, с удивлением обнаружите, что одежда его словно из времён конца XVII столетия. Иногда рядом с ним молодой человек и девушка - быть может, дети Аверкия, Степан и Анна, чьи останки обнаружены были во дворе дома, когда в конце 1920-х здесь развернули строительные работы. Останки не упокоили с миром, а свалили в кучу мусора.

В 1930-1940-е годы, в самые жуткие времена советской эпохи, к «Дому на Набережной» часто подкатывал чёрный «воронок». Каждый третий житель дома был репрессирован или покончил с собой - из-за страха перед арестом. «Дом страха», «дом самоубийц» - так окрестили здание жители близлежащих районов. Новые владельцы пробуют освящать свои квартиры, но даже это не помогает.

Тверской бульвар, 23. Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, бывший Камерный театр. Вот что можно найти о театре в прессе: «Самый мистический театр столицы. Рядышком - старинная церковь Иоанна Богослова. Соседство по христианским канонам весьма неудачное. Тем более что сцена театра, оказывается, была построена не где-нибудь, а на месте церковного погоста. А что хорошего может ждать труппа, каждый вечер лицедействующая на древних останках? К тому же в 50-х годах прошлого (то есть двадцатого) века власти выжили из этого театра его основателей 7 - режиссёра Александра Таирова и актрису Алису Коонен 8 . Таиров вскоре умер в психушке, Алиса же прокляла подмостки, на которых некогда блистала. С этих пор театр постоянно числился в аутсайдерах, а по ночам актёры и служащие встречали двух призраков - Режиссёра и Актрису. Таиров являлся в родные стены аккурат перед отставкой очередного руководства (было снято в общей сложности семь директоров). Фантом Алисы, как бы блистательно актёры ни играли, как бы гениально ни проходили репетиции, своим появлением мог значить лишь одно - оглушительный провал премьеры. Так и было.

Наладилось всё лишь в 1991 году, когда труппа, измученная невезением, попросила настоятеля церкви освятить театр. Говорят, после этого актёрам явилось видение - огромная синяя бабочка. Знак того, что Алиса простила людям мирские обиды...» 9

На метро - до станции «Октябрьская-радиальная», по эскалатору - вверх и на выход, на Большую Якиманку. Слева от выхода из метро высотка Министерства внутренних дел, справа куб посольства Франции, последнему принадлежит и удивительный особнячок, напоминающий русский теремок. Его построил в 1893 году промышленник, владелец известной Ярославской мануфактуры Николай Игумнов.

Выбор места вызвал недоумение, так как район Калужской заставы не отличался респектабельностью. Но Николай Игумнов родился и вырос в этих местах, а потому и жить захотел именно здесь, в достаточно уединённом месте.

Архитектор Николай Поздеев выбрал для постройки псевдорусский стиль, отсюда и древнерусский терем. Поздееву удалось соединить в единое целое шатры, колоколенки, арки, колонны. Здание получилось гармоничным. Но высоколобая архитектурная среда Москвы не приняла особняк, творение Поздеева (который, кстати, родом, из Ярославля) подверглось зубодробительной критике. Игумнов, поддавшийся этим разговорам, отказался оплатить превышающие смету расходы, которые были покрыты из личных средств самого Поздеева. Разорённый архитектор покончил жизнь самоубийством.

В этом теремке Игумнов сам практически не жил, поселив здесь свою любовницу, а уличив её в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор её призрак якобы бродит по залам особняка.

В 1917 году в реквизированном Советской властью особняке разместилось женское общежитие фабрики Гознак. «Девушки фабричные» здесь долго не задержались. Все восемь лет, пока существовало общежитие, от его жильцов поступали многочисленные заявления о нечистой силе («женщина в белом»), пугавшей работниц Гознака по ночам.

В 1925 году в доме Игумнова разместилась лаборатория нейробиологии Оскара Фогта, цель которой - изучение мозга В.И.Ленина. В 1928 году лабораторию преобразовали в Институт мозга, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. В особняке «коллекционировали» «серые клеточки» Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, Станиславского, Собинова, Максима Горького, Эдуарда Багрицкого, Мичурина, Павлова, Циолковского, Калинина, Кирова, Крупской 10 .

Одно время Институт мозга делил здание с Институтом переливания крови, директором которого долгое время оставался Александр Александрович Богданов (Малиновский), известный до этого исключительно своими философскими дискуссиями с самим Лениным. В 1920-е годы Богданов, отошедший от политики, искал способ если не обессмертить человека (как такового), то, по крайней мере, продлить его «средний возраст» за счёт «свежей крови»...

Плохо кончил Богданов, умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Урна с его прахом долгое время «украшала» одну из стен здания. Но году в 1937-м урну просто выбросили; её, слава богу, успела подобрать вдова незадачливого учёного и предать земле.

1938 году особняк Игумнова перешёл во владение французского посольства...

И ещё: «И сегодня бывший особняк Игумнова - резиденция французского посла. Здесь регулярно устраивают приёмы, на которые съезжаются представители дипломатического корпуса и столичный бомонд. Наиболее шумно отмечают День взятия Бастилии, когда под открытым небом, среди высоких каштанов, накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны уже в нескольких кварталах от посольства.

Кажется, дом Игумнова окончательно избавился от призраков прошлого. Ничто не напоминает сегодня ни о несчастной танцовщице, ни о хранившемся здесь мозге вождя мировой революции.

Впрочем...

В 1979 году по соседству с особняком Игумнова было построено новое здание канцелярии посольства - очень современное, со складчатыми окнами, остроконечными эркерами и многочисленными углами. Однако, если приглядеться внимательней, нельзя не заметить очевидного сходства этого здания с другим известным сооружением - Мавзолеем Ленина на Красной площади. Тот же тёмно-красный цвет фасада, те же ступенчатые очертания, по форме напоминающие усечённую пирамиду.

Как тут не вспомнить ещё одну легенду, имеющую отношение к дому Игумнова. Когда-то давно, ещё в конце XIX века, некий молодой человек, приехавший в Москву из провинции, впервые увидел особняк Игумнова и был настолько потрясён его красотой, что твёрдо решил стать архитектором.

Звали молодого провинциала Алексей Щусев. Именно ему в 1924 году, уже в ранге признанного мэтра архитектуры, довелось стать автором проекта Мавзолея Ленина - сначала деревянного, а потом и каменного.

Так замкнулся круг исторических совпадений, связавший воедино ярославского заводчика, призрак ветреной танцовщицы, вождя мирового пролетариата и сказочный дом-теремок на Большой Якиманке» 11 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оболенский Михаил Андреевич, князь (1805-1873) - археограф, был директором московского архива Министерства иностранных дел Российской империи; заведовал рукописным отделом Оружейной палаты, состоял членом Археографической комиссии и членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

2 Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - живописец. До 1823 года - крепостной графа И.И.Моркова. С 1821 года постоянно жил в Москве, где быстро приобрёл славу выдающегося портретиста. Портрет А.С.Пушкина был создан Тропининым в 1827 году. Картина ныне хранится во Всероссийском музее Пушкина.

3 Рубакин Николай Александрович (1862-1946) - книговед, библиограф и писатель. С 1907 года жил в Швейцарии. Разрабатывал проблемы пропаганды книги и руководства чтением в связи с изучением психологии основных типов читателей, в результате чего создал теорию библиопсихологии. Собрал две большие библиотеки (около 200 тысяч томов), которые передал в дар Советской России. За заслуги в области просвещения Советское правительство установило Рубакину с 1930 года персональную пенсию.

4 Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905) - предприниматель, меценат. По образованию химик. Содействовал созданию Московского художественного театра, финансировал его деятельность. Оказывал материальную помощь революционерам. По рекомендации врачей-невропатологов уехал за границу. Покончил жизнь самоубийством.

5 Рябушинские - русские промышленники и банкиры.

6 См.: http://www.riku.ru/

7 В 1949 году Камерный театр был закрыт, как «театр, чуждый народу».

8 Таиров (Корнблит) Александр Яковлевич (1885-1950) - актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1935).

9 См.: Журнал «Мягков». 2005. № 7.

Проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город, который долго [сколько? ] назывался Кучковым, а затем Москвой .

Детей Кучко Юрий взял с собой в Суздаль или Владимир , и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея. В , когда Юрий утвердился в Киеве , Андрей тайно от него уехал в Суздальскую землю; как замечено в одной из летописей, на это его «лестию подъяша Кучковичи».

Один из братьев, замешанный в каком-то злодеянии, был казнён по приказу Андрея; другой брат, Яким, возненавидел за это князя и участвовал в его убийстве (см. Андрей Боголюбский).

Информация В. Татищева о романтической истории Юрия и жены Кучко, в результате чего Кучко будто бы и был убит, неправдоподобна, а сказание об участии жены Андрея, Кучковны, в заговоре на жизнь мужа опровергается другим сказанием, по которому Андрей был женат в то время уже во второй раз.

Литература

  • Полное Собрание русских летописей (I, 157; II, 113; V, 164-165; VII, 89, 234; VIII, 10; IX, 249);
  • Карамзин (II, 131, пр. 301, 383).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кучко, Степан Иванович" в других словарях:

    Кучко, Степан Иванович по преданию, сохранившемуся в летописных повествованиях позднего происхождения, богатый суздальский боярин XII века, владетель сел красных на берегу Москвы реки, где возник город Москва. Древнейшие достоверные летописи о… … Биографический словарь

    Суздальский боярин; владел селами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, приказал убить К. за какую то грубость, овладел селами убитого боярина и заложил на берегу реки Москвы город, который долго… … Большая биографическая энциклопедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    - … Википедия

    Кучко, Степан Иванович Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел… … Википедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    - (Степан Иванович) суздальский боярин; владел селами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, приказал убить К. за какую то грубость, овладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

«НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВА»

ГЛАВА III. БОРЬБА

Заговор Кучковичей

Скоро пламя феодальных распрей вдруг прорвалось на севере - во Владимиро-Суздальской земле. Жертвой их пал сам Андрей Боголюбский, убитый в результате ловко задуманного и молниеносно осуществленного заговора. Обстановка в княжестве давно была напряженной - не жаловал Андрей строптивых бояр, и вот кто-то, улучив момент, сообщил одному из Андреевых слуг, знатному Якиму Кучковичу, что князь будто бы собирается казнить за какую-то провинность его брата.

Могучий клан бояр Кучковичей давно не ладил с княжеским домом. Отец их, боярин Стефан Кучка, владел в Суздальской земле многими «слободами красными». Принадлежали ему и благодатные земли в месте слияния Москвы-реки с Неглинной. Очень любил боярин сей кусок своих владений, плодородный, населенный крестьянским людом.

Но земля эта, занимавшая ключевое положение с точки зрения защиты всего княжества, приглянулась Юрию Долгорукому. И как ни цеплялся Кучка за берега Москвы-реки, изгнал его князь и основал на берегу реки крепость Москву. Отсюда и началась у Кучковичей вражда с князьями. Андрей же пошел еще дальше отца. Опираясь на горожан да дворян - дружинников, которых притесняло боярство, он с непокорными «боярами брюхатыми» разговаривал коротко. Чуть ослушался князя - поезжай вон из Владимиро-Суздальской земли!

А вотчины изгнанных присоединялись к княжеским владениям. Сильно не нравилась такая решительная политика боярам. И уж совсем оскорбленными почувствовали они себя, когда столица княжества из древнего Ростова Великого, густо уставленного красивыми, как пряники, боярскими теремами, была перенесена в молодой город Владимир-на-Клязьме.

Привыкшее жить в столице и вершить государственные дела боярство оказалось не у дел.

За такие крутые меры и смелые решения прозвали Андрея Боголюбского самовластцем. Глухое тайное недовольство ниточками тянулось от одного боярского дома к другому, и из этих нитей постепенно был сплетен заговор против крутовластного князя.

Известие, ловко подброшенное Якиму Кучковичу, подтолкнуло этого слугу к активным действиям. Давно вызревавший заговор составился в одночасье, словно искра попала в стог сухого сена.

Уговорившись с недовольными, Яким решил действовать немедленно. И едва дождавшись ночи - лучшего времени для разбойных дел, заговорщики во главе с зятем боярина Кучки Петром Кучковичем вломились в княжеские хоромы.

Подойдя к спальне княжеской, обнаружили, что дверь заперта изнутри. Тогда один из заговорщиков позвал, приникнув к дверям: «Господин, господин!» - «Кто это?» - спросил из спальни проснувшийся Андрей. «Прокопий», - отвечал заговорщик, назвав имя княжеского любимца. Однако Андрей, распознав голос, сказал: «Нет, паробче, это не Прокопий!»

Хитрость не удалась. Испугавшись, что князь поднимет тревогу, заговорщики стали ломиться в спальню и, сокрушив двери, ворвались туда. Бросился Андрей к верному мечу, который полтора века - еще от святого князя-мученика Бориса! - переходил по наследству от одного русского правителя к другому. Нет меча! Ключник Анбал - один из тех, кто сейчас пролезал сквозь сломанную дверь в княжеские покои, - еще днем вынул его - только ножны, прикрытые одеждой, были на месте.

Двоих, вбежавших первыми в темную спальню, князь сумел, изловчившись, откинуть от себя. Один из них упал, а ввалившийся следом пьяный заговорщик, решив, что это Андрея бросили наземь, с размаху всадил копье в своего.

Отчаянная схватка завязалась в темноте княжеской спальни. Безоружный Андрей сопротивлялся как мог, но его рубили мечами и саблями, тыкали копьями. Всех ударов избежать было невозможно.

«Какое зло я вам сделал? - кричал окровавленный князь. - Прольете мою кровь - бог отомстит вам за мой хлеб!»

Наконец израненный Андрей перестал сопротивляться, упал у ложа и затих. Думая, что дело сделано, заговорщики, подхватив раненного в начале схватки товарища, ушли прочь. Однако князь, как оказалось, лишь ненадолго потерял сознание. Очнувшись тотчас после ухода нападавших, он выбрался из спальни и, сдерживая стоны, пошел звать верных слуг. К несчастью Андрея, голос его первыми услыхали заговорщики, искавшие, чем поживиться в княжеском дворце. Бросились они обратно в спальню. Нет князя! «Мы погибли! - крикнул кто-то. - Скорее ищите его!» Зажгли оказавшиеся под рукой свечи - увидели тянувшийся из спальни кровавый след и кинулись по нему. Раненый Андрей, конечно, не смог уйти далеко, его быстро нашли в одном из дворцовых помещений. Он сидел, обессиленный, у винтовой лестницы, ведущей в верхние покои.

Петр Кучкович, подскочив первым, взмахнул мечом. Андрей пытался прикрыться правой рукой - меч отсек руку. Подбежали остальные - и все было кончено.

Затем убийцы поспешно занялись грабежом дворца. Оружие и золото, каменья дорогие и искусно сделанную утварь, жемчуг и княжеские одежды - все погрузили на коней и увезли еще до рассвета.

Похоронили Андрея во владимирской церкви Богородицы Златоверхой, которую сам он приказал построить.

Так перевернулась еще одна страница кровавой истории феодальных усобиц. 2 года после убийства длилось боярское размирье на Владимирской земле, пока в 1176 году не занял престол брат Андрея Всеволод Большое Гнездо. Сурово расправился он с мятежным боярством за смерть брата, за смуты и несогласие.

Мы привыкли считать, что основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Но есть и другие версии. Так, во времена царя Алексея Михайловича была записана легенда, согласно которой Долгорукий выступает вовсе не градостроителем, а захватчиком чужих земель.

«Обед силен…»

Официальной датой основания российской столицы является 4 апреля 1147 года, когда, согласно Ипатьевской летописи, состоялась встреча Юрия Долгорукого и его троюродного брата, северского князя Святослава Ольговича, в «Москове», в честь которой был дан «обед силен».

Однако археологические находки свидетельствуют о том, что Москва как укрепленный город существовала как минимум за сто лет до этого летописного упоминания. Так, еще при строительстве Кремля находили остатки деревянных укреплений XI века.

Встреча со зверем

Итак, вот легенда, записанная в XVII столетии. Если верить ей, то во времена Юрия Долгорукого на месте будущего града Москва находилось поселение, которым владел боярин Степан Кучка. В 1158 году (как видите, даже дата не совпадает с официальной датой основания Москвы!), князь Долгорукий направлялся из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов...»

Греческий мудрец, к которому князь по обычаю той эпохи обратился за толкованием видения, предрек, что в том месте, где явился зверь, «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Далее Долгорукий прибыл во владения Степана Кучки, но тот отказался впустить гостя и не оказал ему почета. Тогда разгневанный князь вместе со своей дружиной решил вступить в бой с боярином. Силы оказались неравными. Княжеская рать ворвалась в крепость через главные ворота, а разбитое наголову войско Кучки во главе с воеводой Букалом покинуло ее через малые ворота. Однако в лесу на них вновь напали княжеские дружинники. Кучка и его самые верные соратники были убиты, и князь присоединил Москву к своим землям.

Легенды о Кучковичах

Больше Юрий Долгорукий, правда, не зверствовал. По преданию, он даже женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Степана Кучки – Улите. Сыновей же Кучки - Якима и Петра – взял к себе на службу.

Поскольку на момент смерти отца Улита, Яким и Петр были еще детьми, они долго не подозревали о том, кто виноват в их сиротстве. Но как-то раз Улита повстречала в лесу воеводу Букала – ему единственному из боярской дружины удалось уцелеть. Тот рассказал ей, что случилось с ее отцом на самом деле. После того как Улита передала рассказ старика братьям, они решили отомстить Долгорукому, убив его сына и по совместительству мужа Улиты Андрея Боголюбского.

Замысел удался. Но верный слуга Андрея Давыд донес обо всем второму сыну Долгорукого – киевскому князю Даниилу. Тот явился с дружиной в Москву и потребовал выдать ему убийц брата. Всех троих Кучковичей не просто казнили: будто бы их тела не захоронили должным образом, а положили в берестяные короба и спустили на дно озера. Иногда по ночам короба с их останками всплывали на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что же до князя Даниила Юрьевича, то он сам стал править Москвой.

Вот какую кашу якобы заварил Юрий Долгорукий! Тем не менее, легенда косвенно подтверждается некоторыми историческими фактами. Прежде всего, Андрея Боголюбского, согласно летописным источникам, действительно убили, и среди убийц встречаются имена Якима и Петра Кучковичей. Также источники упоминают о том, что братья Кучковичи были казнены за предательство великим князем Всеволодом Большое Гнездо, а их останки положены в дубовые короба и пущены в Плавучее озеро под Владимиром.

Наконец, в летописях встречается информация о том, что древнее название Москвы было Кучково: «До Кучкова, рекше до Москвы». А в XIV-XV столетиях одно из московских урочищ, расположенное в самом центре столицы, в районе нынешних Сретенки, Чистых прудов и Лубянки, называли Кучковым полем!

Но имеются и «несостыковки». Например, те же летописные источники утверждают, что Юрий Долгорукий скончался в 1157 году. Как же он тогда мог захватить Москву в 1158 году?! Также, если верить летописям, Андрея Боголюбского Кучковичи убили вовсе не из мести за убийство своего отца, а за его намерение казнить за что-то Петра Кучковича.

Косвенной реабилитацией Долгорукого могут послужить и альтернативные предания о том, что град Москва был отобран у все того же Степана Кучки князем Даниилом, сыном Александра Невского, который затем был убит сыновьями боярина. В некоторых легендах отчество князя Даниила упоминается не как Александрович, а как Иванович.

Существует и еще один источник, где приведена сцена убийства князя, якобы по наущению неверной жены. Там говорится, что убийцы были захвачены в плен и казнены братом убитого, который затем «около красных сел по Москве-реке» основал город Москву... Никакие конкретные имена в тексте не упоминаются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!