Что необходимо изменить в школе. Что бы вы изменили в школьной программе

Самое главное, чему больше не учат наши школы - это думать. Я уверен, что критично относиться к поступающей информации, уметь проверять факты думать своей головой, в конечном итоге, важнее, чем знание астрономии или начал высшей математики. Поэтому курс по основам логики и основам обработки информации я бы ввёл начиная с первых классов и до выпуска из школы.

Во-вторых, какая цель школьного обучения? Подготовить человека к взрослой жизни. Для этого он должен социализироваться и получить определённые знания и навыки. Из навыков у нас учат мальчиков сколачивать табуретки, а девочек готовить бутерброды и салат оливье. Почему-то мне кажется, что этим жизнь не исчерпывается. К тому же я не одобряю подобное половое разделение. Считаю, что гораздо интереснее и полезнее было бы совместить уроки физики, на определённом этапе, с чисто практическими задачами на работу предохранителей, лампочки. Разобрать собрать розетку. А уроки химии совместить с кулинарией, для всего класса.

Дальше, почему на уроках не подготовить, хотя бы отчасти, к взрослой жизни, такой, как документооборот? Сделайте тестовую версию сайта госуслуги, обучите детей, что они могут делать и чего не могут. Расскажите им о банковских картах, о безопасности их использования и подводных камнях, чтобы не возникало потом нелепых мифов в головах.

Уроки математики тоже можно проводить более конкретными. И их, я считаю, желательно разнообразить задачами на устный счёт, которых бывает очень немного. Дальше это очень сильно пригодится в жизни, чтобы тебя не обсчитали в магазине или ресторане, например. Хотя бы до первых нескольких цифр прикинуть сумму чека.

Ну и уроки литературы... Вместо того, чтобы прививать ненависть к процессу чтения, необходимо дать детям понять, что это нормально, когда каждый видит в книге что-то своё, и что на дуб Андрея Болконского можно не обратить внимание и это будет совершенно нормально. В то же время необходимо научить работать с книгой и информацией, причём делать это можно уже с использованием современных технологий.

Что-то я углубляюсь в частности, но, полагаю, общий вектор развития понятен. Добавлю только еще одну важную вещь, про уже упомянутую социализацию. В реальной жизни очень часто предполагается работа в команде. В школе же командная работа, мягко говоря, не приветствуется. А можно было бы легко её развивать, практически, на любом уроке. Объединить детей в группу и дать задание провести физический эксперимент, подготовить обобщённое впечатление о книге, или доклад по географии... Легко. Почему этого не делают? Не знаю.

Примерно по этому пути, как я понимаю, движется образовательная система Финляндии. Правда, основной акцент там сделан, как я понимаю, на создании типовых шаблонов. Это, конечно, тоже хорошо, но я считаю, что человек должен сам принимать решения осознанно, а не идти на поводу у подсознания.

Почему люди относятся «с пониманием», когда женщина спит с 14-летним парнем, но крайне отрицательно и даже агрессивно, когда мужчина с 14-летней девушкой?

Когда моя дочь пошла в школу, я испытала разные эмоции. Я беспокоилась. Я была рада. Я беспокоюсь. Я надеюсь. Я взволнована. И одно из самых сильных чувств, которые я испытываю с тех пор, как моя дочь пошла учиться – это любопытство.

Что она сделала сегодня? В какие игры играла? Нашла ли общий язык с одноклассниками? А с учителями? Смогла ли она кому-то помочь?

Я обратилась к экспертам и они дали мне несколько общих советов:

1. Не переусердствуйте с вопросами

Это может быть невыносимо. Ребенок может быть уставшим или не в настроении, когда садится в машину или выходит из школьного автобуса, поэтому просто дайте ему немного времени отдохнуть.

2. Задавайте ему открытые вопросы

Таким образом вы сможете получить больше информации от ребенка – более подробную историю и описание.

3. Общайтесь с ребенком как обычно

Если вы слишком нажимаете на него или задаете неправильные вопросы – ребенок может отказаться отвечать.

Если вы первым начали разговор с ребенком и он, похоже, не хочет отвечать, остановитесь и попробуйте позже. Всегда лучше сделать перерыв и попробовать в другое время.

Затем, они предложили мне варианты вопросов, которые можно спросить вместо “Что нового?” или “Что ты делал сегодня?”

1. Что тебе больше всего понравилось сегодня?

2. Ты чувствовал себя расстроенным из-за чего-нибудь сегодня?

3. Что интересное вы узнали в школе сегодня?

4. У тебя появился сегодня новый друг? Как его зовут? Что тебе нравится в нем?

5. Я могу тебе с чем-нибудь помочь?

6. Что тебе понравилось делать во время перемены?

7. Какая глупейшая вещь произошла сегодня?

8. Какое твое качество тебе нравится?

9. Если бы ты мог на неделю стать кем-то другим, кем бы ты был? Почему?

10. За что ты сегодня благодарен?

11. Что бы тебе хотелось сделать по-другому?

12. Что бы ты изменил в школе?

13. Есть ли кто-то в школе, с кем бы ты хотел дружить?

14. Что значит быть хорошим другом?

15. Ты помог сегодня кому-нибудь?

16. Кто был добр к тебе сегодня?

17. Ты видел сегодня что-нибудь, что другие, видимо, не заметили?

18. Я хочу посмеяться. Расскажи мне что-то смешное, что случилось сегодня.

19. С кем ты сидел сегодня во время обеда?

20. Что заставило тебя почувствовать себя счастливым сегодня?

21. Что заставило тебя почувствовать себя грустно сегодня?

22. С кем ты играл сегодня?

23. Какую книгу вы читали сегодня в классе?

24. Узнал ли ты что-то новое?

25. Что-то тебя удивило сегодня?

26. Ты сделал что-то новое сегодня?

27. Что ты делал сегодня в школе, что тебе действительно понравилось?

28. С кем ты играл сегодня во время перерыва?

29. Что случилось сегодня во время обеда?

30. Что забавного случилось с тобой сегодня?

31. У тебя были сегодня какие-то неловкие моменты?

32. Ты чувствуешь себя комфортно в своем классе?

33. Учитель хвалил тебя сегодня?

34. Ты волновался из-за чего-нибудь сегодня в школе?

35. Тебе было страшно сегодня в школе?

5 пунктов, которые я бы изменила в системе образования ещё вчера, я чётко прописала в самом конце поста, а в начале поста я хочу поговорить о том, как я к этим пунктам пришла...

Мои взгляды на существующую систему образования
менялись и продолжают этот эволюционный путь изменений (почти дарвиновский), на протяжении всей моей жизни.

Каждый из нас на протяжении определённого отрезка времени учился « чему-нибудь и как-нибудь»...

Уже традиционно, как только Артём Меллум пишет статью, у меня приходит желание постучать по клавиатуре и высказать своё мнение...Поразмышлять...Вспомнить детство голубое... Иногда — розовое, но, чаще всего, серое своей обязаловкой и подстригаловкой под один аршин...

Вот и сейчас, прочитав статью Артёма Меллума «Почему Я Жалею, Что Учился На Отлично» (ссылку убрала, как нерабочую) и, по его же ссылке, Ольги Лаптевой «Как калечит современное образование», я принялась вспоминать, как я относилась к системе образования в разные периоды своей жизни. Делюсь. Почти мемуары.

Детство голубое и мои взгляды на систему образования.

Мне очень нравилась школа, особенно перемены...

Мне очень нравилась моя первая учительница, Вайдич Ирина Васильевна. Хорошо помню, как она очень быстро раскусила эту маленькую шельму, которая заучивала странички букваря наизусть и ловко изображала чтение по слогам, ничего не читая...

Мне очень не нравилась моя первая и единственная двойка по чтению и, особенно, тот фурор, который она произвела в моём святом семействе! Меня очень поразило, какое большое значение имеют цифры в тетрадке и журнале, которые ставит учительница. Я никак не могла понять, почему это так важно моим родителям.

Я спросила об этом моих горячо любимых бабушку, маму, папу и они в унисон ответили мне, что от этого зависит моя жизнь: если я буду получать отличные оценки, то я смогу поступить в институт, а по окончании его — стать уважаемым человеком и специалистом с хорошей зарплатой.

В столь юном возрасте мне не хотелось сильно вникать в подробности моего светлого будущего, но читать по слогам пришлось научится, хотя бы для того, чтобы не огорчать родителей. В дальнейшем, я училась легко и без проблем. Приятным моментом было получать похвалу от учителей и родителей... Я потом еле смогла избавиться от зависимости в этих поощрениях и одобрении.

В старших классах мне легко давались и гуманитарные, и точные науки. Не любила географию и историю, так как дома блистали своими знаниями бабушка-географ и мама-историк (спасибо Богу, что они не вели уроки в моём классе!). С географией у меня, если честно, отношения вообще не сложились... Училку не любила.

Школу окончила на золотую медаль. Последний год училась в экспериментальном классе, куда собрали отличников со всех паралельных выпускных классов — я тогда уже начала понимать, насколько важную роль играет моё окружение. Была здоровая конкуренция и, одновременно, взаимопомочь.

Я всегда с удовольствием вспоминаю школу и моих учителей. Они позволяли мне оставаться такой, какой я на этот момент была: очень живой, озорной на переменах и внимательной во время уроков. Они не стригли нас под одну гребёнку...

Я это смогла оценить только тогда, когда окончила школу и поступила в вуз...

Высшее образование и моё отношение к этой системе получения знаний.

Здесь всё было совершенно иначе, чем в школе. До сих пор не могу понять, как я не бросила учёбу. Мне не нравилось всё: скучная система преподавания, абсолютно безразличные к нам, студентам, преподаватели (были и нормальные, но — единицы...), которые не любили свой предмет и строго придерживались учебника (будто мы читать не умели!).
Раз в два месяца я бросала всё и уезжала домой:
«Больше не могу! С меня хватит этой серости и посредственности!»

Меня никто не ругал. Все ждали, когда шквал эмоций утихнет и я смогу их услышать. Главным аргументом было, что я останусь недоучкой, что все те, которые намного глупее меня, получат это чёртово образование, а я — нет. Через недельку я успокаивалась, мне брали справку о фиктивной болезни и - вперёд, за орденами, вернее, за дипломом!

Училась очень легко, без проблем, но и без удовольствия. Нас, студентов, не уважали и постоянно подчёркивали, что мы заняли чьё-то место, раз не хотим хорошо себя вести и преданно учиться.

И несмотря на мои отрицательные отзывы о студенческой жизни, я сейчас, спустя много лет, рада, что эта жизнь у меня была! В это время я сформировалась как личность.

Минусы существующей системы образования

1. Я убеждена, как и Ольга Лаптева, что существующая система образования себя давно изжила ! Что эта система — это накопительство знаний, фактов и прочей никому не нужной ерунды.

2. Что эти знания абсолютно оторваны от жизни и не имеют никакого практического применения .

3. Что эта система подавляет проявления неординарного мышления.

4. Существующая система за время учёбы перемалывает личности и делает их удобными для нашего государственного строя , эта система обучения подстригает всех под одну гребёнку и делает нас винтиками, от которых будто-бы ничего не зависит. И многие потом всю жизнь верят, что от них ничего не зависит.

5. Всю программу, расчитанную на пять лет, можно усвоить значительно быстрее. Нет необходимости столько времени изучать теорию и делать лабораторные работы (видимость практических действий). Здесь я на 1000% согласна с Артемом Меллумом, что ценится только твой навык, а не теоретические знания и цвет корочки диплома.

Плюсы существующей системы образования

1. Возможность начать самостоятельную жизнь и вырваться из насиженного домашнего гнёздышка (касается иногородних).

2. Появляется навык противостоять системе подстригания и уравнения, превращения в удобного члена общества (не у всех, к сожалению).

3. Данная система образования отлично развивает способность выбрасывать ненужные знания из памяти (архивировать или стирать их).

4. Учит гибкости и навыкам поведения в экстремальных ситуациях (кроме отличников0), им этот навык, на данном этапе развития, не нужен.

5. Время учёбы даёт возможность знакомиться с огромным количеством разнообразных людей. Это, как в инфобизнесе золотой фонд — база подписчиков, так здесь — это твоя база продвижения (не путать с отпимизацией!).

6. У тебя появляется новое окружение . Благодаря этому новому окружению ты можешь либо расти, либо деградировать. Я считаю этот пункт намного важнее накопительства знаний.

Мои пожелания тем, кто стоит в очереди за корочками диплома.

1. Очень многие выпускники вузов считают, что по окончании высшего заведения им больше учится будет не нужно. Это иллюзия, которая не даёт людям себя реализовать...Ведь нет гарантии, что эта специальность будет востребована всю жизнь. Поэтому главное моё пожелание: не бойся менять своё место работы, своё место проживания и своё образование!

Как только зазвучит внутри тебя это предложение:
« Как всё это мне надоело!» — сразу берись за учёбу и самообразование, ищи своё новое место под солнцем ... Ничто так не сокращает жизнь, как опостылевшая работа и опостылевшие отношения.

2. Всегда учи и занимайся тем, что вызывает у тебя живой интерес . Никогда не жертвуй собой во имя чего-то или кого-то. Для того чтобы быть здоровым, не используй свою силу воли длительный период.

3. Слушай своё сердце : если оно тебе подсказывает бросить учёбу — сделай это! Пусть тебя не остановит то, что для близких тебе людей этот поступок может причинить боль. Если они тебя любят — поймут. Если не поймут — переживёшь...

4. Волка ноги кормят, а тебя? Держи нос по ветру и лови ветер перемен — он может принести тебе благосостояние, если поймаешь... Опыт+навык+гибкость=благосостояние.

5. Никогда ни о чем не жалей! Всегда всё происходит вовремя. Ты это поймёшь много лет спустя! Даже самая плохая система образования лучше, чем полное её отсутствие.

6. Учится никогда не поздно...

5 пунктов, которые я бы изменила ещё вчера в системе образования.

2. После начальной школы дать возможность ученикам определить свои таланты путём разнопланового тестирования их способностей. В дальнейшем — развитие этих талантов. Да, есть возможность ошибиться, но гарантию даёт только морг...

3. Сократила бы продолжительность школьного обучения до 10 лет, а в отдельных случаях — до 8 лет.

4. Предлагаю в конце каждого учебного года проводить анонимное тестирование учителей (оценки им ставят ученики!). И зарплата учителей напрямую зависит от результатов этого тестирования...

5. Высшее образование представляю как путь к Мастерству . Когда-то Мастер набирал учеников в подмастерья. Это было практическое обучение ремеслу. И время эдесь — до полного овладения всеми тайнами Мастера. Добавлю, что в любое время ученик может обьявить, что ошибся с выбором и уйти.
А что бы хотел изменить в системе обучения ты? Поделись с народом, нам интересно это узнать!

Анекдоты

Учёные видят школьное образование не так, как учителя по информатике, физике и биологии. Они знают, как можно сделать процесс обучения интересным и продуктивным, и уже делают это в пределах внешкольного образования, например, в образовательном центре «Сириус» в Сочи.

Как должно измениться образование в школе, чтобы дети любили учиться и даже шли заниматься наукой? Мы решили узнать личное мнение молодых учёных из (ИБХ РАН), которые вместе с коллегами организовали и провели биологическую смену для талантливых детей в «Сириусе» .

Показать настоящую науку

Алексей Пахомов

кандидат химических наук, руководитель Группы флуоресцентных красителей для биотехнологии ИБХ РАН

Я не могу сказать, что хорошо учился в школе, потому что уделял большое внимание только химии, которая мне нравилась.

Думаю, чтобы заинтересовать детей учёбой, нужны практико-ориентированные курсы, которые позволяли бы закреплять изучаемую теорию. К нам в институт приходят третьекурсники, чтобы написать курсовую, и только в ходе работы в лаборатории понимают, зачем два прошлых года зубрили книжки о строении клеток и взаимодействии молекул.

Студенты делают выбор узкой специализации во многом случайно, а хотелось бы, чтобы они целенаправленно шли в лабораторию и оставались здесь работать. Это осуществимо, если знакомить ребят с некоторыми аспектами науки ещё в школе: ученику необходимо как можно раньше дать понять, каков механизм проведения экспериментов и написания научных статей.

Понятно, что это выходит за рамки существующей сегодня школьной программы. Но, как показывает практика, интересующиеся дети с лёгкостью усваивают, к примеру, методы генной инженерии и фотофизики… На занятиях мы делали несложные опыты, и, хотя мы не совершили каких-то открытий, я видел у детей блеск в глазах и неподдельный интерес к экспериментальной работе.

Флуоресцентные красители в руках юных исследователей. Фото: Алексей Пахомов

У школьников и их родителей при поступлении на естественнонаучные факультеты возникает вопрос: а чем ты будешь заниматься, когда закончишь университет? У многих он остаётся без ответа, в результате нередко можно встретить менеджеров по продажам мобильников, риэлторов, страховых агентов, IT-специалистов с дипломом химфака, биофака или другого естественнонаучного факультета.

Практические занятия в условиях, приближенных к настоящим лабораториям, должны помочь сделать осознанный выбор.

Естественно, такую программу нельзя вводить в школы, а курсы - это хорошая альтернатива. Однако они нужны именно тем школьникам, которые определились с профессией, увлеклись, например, естественными науками. Помогать с этим трудным выбором могут педагоги. Если в школе есть хотя бы один педагог, который готов показывать детям, что такое настоящая наука, всё, что ему нужно - это финансирование на создание школьной лаборатории. Но если даже школа не выделит деньги, а это минимум 5 миллионов рублей, увлечённые педагоги смогут помочь ребёнку познакомиться с настоящей наукой.

Ввести инженерный подход и пользоваться интернетом

Даниил Павленко

технолог Опытного биотехнологического производства ИБХ РАН

После начальной школы я сдавал экзамены для поступления в один из профильных классов - гуманитарный или физико-математический. В результате я проходил в оба класса и решил выбрать физмат, хотя многие мои друзья предпочли гуманитарный. Школа меня особо не интересовала, а серьёзно я взялся за учёбу только в институте, когда на втором курсе выбирал кафедру. Самый большой проходной балл был установлен на кафедре биотехнологий МИТХТ (сейчас - Московский технологический университет), я пошёл туда.

Я практик, и думаю, что школьникам не нужны скучные вузовские предметы - статистика или основы планирования экспериментов, - хотя они составляют научную базу.

Можно заинтересовать человека книгой, а можно предложить сделать что-то своими руками. Уверен, многие согласятся на второе предложение с большей охотой, поэтому в обучении нужен инженерный подход.

Начинающим инженерам не обязательно иметь глубокие знания о предмете, с которым они работают, важно другое: знать, из чего он состоит и как правильно стыковать детали этого предмета. После того, как ребята освоят базовые навыки конструирования, среди них обязательно появятся те, которым этого станет мало, они захотят узнать, как устроены отдельные модули конструкции, чтобы усовершенствовать её. Тогда школьники начнут разбираться в строении модулей и собирать в итоге что-то своё.

Вот таким детям уже нужны фундаментальные знания по теме, с такими детьми стоит работать на специальных курсах, в образовательных центрах, чтобы помогать им пойти дальше школьной программы.

Я считаю, что инженерная база в школах уже хорошо развита: есть 3D-принтеры и паяльные станции, есть специалисты. Но если такой базы нет, и школа не дает нужные навыки, существуют интернет-платформы, вроде YouTube, которые позволяют тебе их освоить. В современном мире знать, где достать новое знание, не менее важно, чем умение что-то делать.

Тем более будет проще тем, кто является управленчески-грамотным человеком, то есть обладает такой методологией обучения, которая позволяет ему войти в любую новую область и самому разобраться в ней. Например, если вы хотите научиться рисовать, вам нужно вовремя понять, что в этом деле требуется умение задействовать правое полушарие головного мозга, отвечающее за образное мышление и воображение, и освоить способность перестраиваться с логического мышления на образное.

Научить учиться

Антон Чугунов

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моделирования биомолекулярных систем ИБХ РАН

Я ходил в школу в маленьком посёлке Менделеево, недалеко от Зеленограда, и учился на «четвёрки». Но в шестом классе мне перестали снижать оценки за почерк, и я стал непробиваемым отличником.

Мои родители поняли, что с этим нужно что-то делать, и отправили меня в Зеленоград, в физмат-школу. Первое полугодие стало для меня самым сложным периодом в учёбе за всю мою жизнь. Я изучал не меньше шести разновидностей математики и делал домашнюю работу с обеда до полуночи. Но потом незаметно стало проще. Примерно в это же время меня почему-то стихийно заинтересовала биология, я прочитал все тематические книги в доме от детской энциклопедии серии «Аванта+» до «Биологии» Вилли и Детье.

Я считаю, что уже в школе человек должен осознать себя как отдельную личность, приобрести умение работать для себя, а не из-под палки, увлечься чем-то сам.

Например, кто-то посоветовал тебе прочитать книгу или журнал, ты пришёл домой и начал читать. И даже когда мама велела идти спать, ты не слушаешься, а сидишь и читаешь. Думаю, что люди стали бы счастливее, если бы можно было одарить их таким качеством, но, к сожалению, я не знаю, можно ли сделать это специально и как.

Однако, как мне кажется, самое главное, что может дать школа, - это научить учиться. Те, кому удаётся приобрести такой навык, легко могут идти дальше, потому что без способности и желания к познанию мира человек навсегда застывает в прошлом, отбрасывается к средневековым формациям.

«Человека нужно поддерживать»

Надежда Антипова

кандидат биологических наук, сотрудник Группы мембранных биоэнергетических систем ИБХ РАН

В начальной школе я была совершенно далека от науки - занималась спортом, а оценки мне ставили за хорошие результаты кроссов вокруг Кремля. Я родилась в бедной семье и детство проводила в деревне Дворяниново Тульской области. В моей общеобразовательной школе учителя и ученики смеялись надо мной по разным причинам, поэтому мне очень не хотелось учиться в своей школе.

Моё детство связано с удивительным местом - музеем-усадьбой тульского энциклопедиста, философа и учёного Андрея Тимофеевича Болотова. Я росла в этом музее, читала книжки, помогала полоть грядки, а моей соседкой по слободке была известная во всем мире художница Татьяна Григорьевна Назаренко.

Таким образом, моё детство вобрало в себя культурный пласт окружающих меня вещей и людей, и мною случайно овладело искусство самосовершенствования.

Однажды я увидела людей, с которыми мне было легко и приятно общаться, они учились в химическом лицее города Тулы, и решение туда поступать было принято мной однозначно. Благодаря своему широкому кругозору у меня получилось сдать экзамен по обществознанию на высокие баллы, но математика была провалена. Мне пришлось сбежать из спортивного лагеря, научиться решать задачи и сдать математику.

В первый год в лицее я была на самом низком уровне по успеваемости, но трудилась и старалась - мне было интересно, а за компанию с прекрасными людьми я посещала олимпиады и летние школы. Благодарю потрясающего учителя и гениального человека Татьяну Владимировну Максимову и считаю, что педагог может многое перевернуть в мире ребёнка и иногда просто вовремя поддержать.

Думаю, что человек может достичь невероятных высот, пусть он и не одарён, даже физиологически не подходит для какой-то работы: у кого-то память плохая, кто-то имеет ДЦП или синдром Дауна. В каждом человеке есть что-то важное, нужное и уникальное, главное - не убить стремление познавать. В этом может помочь школа, она должна уделять внимание развитию каждой личности.

Школа - это целый мир, в котором ребёнок должен быть услышанным, и, как в любом обществе, в школе должно быть две важных вещи - уважение и поддержка.

Александр ПАТЛИС, певец:

В первую очередь я бы упростил систему оценки знаний до «неуд. - удовл. - хор. - отл.». Также надо быть внимательнее к стремлениям школьников, уметь раскрывать вовремя их способности и уже с 12 лет определить им профиль. Неправильно, когда ученика, у которого лежит душа к творческим предметам, сильно загружают химией, физикой и геометрией, что в жизни, возможно, вообще не пригодится. По итогу нелюбимые уроки делаются по остаточному принципу, ученик получает плохую отметку и морально угнетен. И учителям давно пора понять: если ученик другой, это не значит, что он плохой.

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженный артист Республики Беларусь:

На мой взгляд, если человек склонен к гуманитарным наукам, то после 8-го класса надо дать ему возможность двигаться дальше по этой стезе. Если ребенок не может определиться, кем он хочет стать, и такое часто бывает, то в этом должны помочь ему учителя и родители. А еще я категорически против десятибалльной оценки учеников! Они просто путаются в ней - взрослые разобраться не могут. Надо вернуть пятибалльную, а еще лучше немецкая система оценки: 1 - самая лучшая отметка, 5 - худшая. По этой системе я был бы отличником (смеется). Также в исключительных случаях надо применять розги и публично пороть прямо во время линейки.

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Меня не радует в школе вторая смена, это очень неудобно. С учетом развития современных технологий я ввел бы больше часов информатики, программирования, работы с компьютерами, различными гаджетами. А еще в наших школах слишком много часов русского языка и литературы, я бы больше внимания уделил белорусскому и иностранным языкам.

Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат»:

У меня внуки учатся в гимназии, и я не вижу особых проблем, связанных с их обучением. Когда дети учились в школе, их тоже не было. Удивляло только, что учителя слишком много внимания уделяли дисциплине. А разве ребенок должен слишком тихо себя вести? Часто крепкий троечник, разгильдяй, лучше приспособлен к жизни. Главное - чтобы школа была как семья, чтобы учителя не были загружены ненужной работой, написанием отчетов… Я окончил сельскую школу, где учителя относились к нам как к взрослым, мы вместе строили спортивные площадки… Я всегда шел туда без боязни и получил хорошее образование.

Андрей САКОВИЧ, доцент Белорусского государственного медицинского университета:

Не могу судить об общем уровне школьной подготовки и необходимости что-то менять, потому что по профильным предметам, которые требуются для поступления в наш вуз, абитуриенты подготовлены очень хорошо. Значит, у тех, кто готовится поступать в медицинский вуз, есть возможность хорошо изучить эти предметы в рамках школьной программы.

Елена ДРУЖИНИНА, психолог:

Я бы изменила не столько в программе, сколько в школе. Единственное, что школа может дать в противовес домашнему или дистанционному обучению, - это учеба в коллективе. Именно с одноклассниками мы учимся любить-ненавидеть, дружить-враждовать, сотрудничать и конкурировать. И лучшее, что может сделать школа, - это научить детей правильно взаимодействовать. А уж глубина изучения отдельных предметов, как и сам предметный набор, не имеет значения в том, как в дальнейшем сложится жизнь ученика.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!