Что обозначает месяц на кресте. Различия крестов в христианских конфессиях


^ У р о к 26. ПОЛУМЕСЯЦ ПРОТИВ КРЕСТА

Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

Первые завоевания османов в Европе

Поражение Сербии в битве на Косовом поле

Поражение крестоносцев под Никополем

Конец XIV в.

Захват османами Болгарского царства

Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

1438-1439 гг.

Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

Поражение крестоносцев под Варной

Падение Константинополя

4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

Польский историк Ян Длугош

Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

^ У р о к 27. ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ

Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.

Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25. В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить, наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи с путешествиями Марко Поло).

План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4. Культура стран Востока.

Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).

На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40% населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или морскими соседями России.

Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих». Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры. В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам (общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения, которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого воздействия.

1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии, из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах (которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими, бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)

Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения будущего курса отечественной истории, - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном описании торжественного выезда султана.

2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу (см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу объяснений учителя.

Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике, что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих территориях они создали свое государство - империю Цзинь, в которой была воспроизведена китайская система государственного управления. При этом завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко завоевано монголами в 1209-1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань - такая же эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии. Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем, что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы окончательно сломили сопротивление династии Сун.

Династия

Краткая характеристика периода, его главные события

Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода - мятежи знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао

Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая

Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой

1368-сер. XVII в.

Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая

3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее географического положения следует использовать соответствующую физическую карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить, хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства. Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему, опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника, при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности Интернета.

Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой, поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется 1471-1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших в Индии; в XIV в. оно обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России. Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.

Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой, следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение, расцвет и упадок Делийского султаната.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История средних веков. Урок для 6-х классов.

Тема: Крестовые походы.

1095 г. призыв папы римского Урбана II к крестовому походу против «неверных» в городе Клермоне.

« Иерусалим-это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Её прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил её своими деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у своих врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он… жаждет освобождения, он не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку… Вступайте же на этот путь во искупление своих грехов …»

«Так хочет Бог!»

« Участники 4 крестового похода в 1204 году « Освободители Гроба Господнего» штурмом овладели византийской столицей. Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но это не смягчило души латинян. Ворвавшись в христианский Константинополь они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О, ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости! Всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом ходили опозоренные, почтенные старцы плачущими, богатые-нищими. Таким-то образом… беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому не малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды и совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что- ни будь!.. Неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных и в посмеяниях над римскими обычаями… каждый день они пьянствовали и объедались.

Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему?

Кластер. Участники походов Цели участников Результаты крестовых походов. Причины крестовых походов Маршруты крестовых походов

Крестовые походы. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. Папа римский, духовенство купцы Рыцари, короли простолюдины Закрепить главенствующее положение христианской церкви. Избавление от беспокойных рыцарей в Европе. Итог: создание монашеско -рыцарских орденов. Разбогатеть за счет дорогих восточных товаров. Итог: активизация торговли с Востоком. Мечтали о новых земельных владениях, о богатстве и славе. Завоевания новых городов и стран. Итог: в 1099 г захватили Иерусалим, основали крепости. В 1291 г мусульмане вытеснили христиан из Палестины Итог: многие погибли, попали в рабство, едва добравшись до малой Азии. Желание избавиться от бедности и поборов сеньоров. Начать новую жизнь.

Проблема. Цель: освобождение святых мест от иноверцев. «Так хочет Бог» Итог: разорение святых мест, тысячи погибших и ограбленных. Благородная цель не достигнута. Почему? Не может благородная цель быть достигнутой бесчестными методами.

Текст с ошибками. В 1096 г. Папа римский Климент II призвал всех христиан отправиться в Палестину для освобождения святынь. Первыми в поход отправились рыцари. Тысячи людей погибли, тысячи были проданы в рабство.Затем в крестовый поход отправились бедняки, которые в 1099 г.взяли г.Иерусалим. В 1187 г. египетский султан Мехмет -ад-Дин отвоевал Иерусалимское королевство.


Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 10

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из речи папы римского Урбана II на Клермонском соборе 1095 года

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе<...> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Есть ли в тексте фразы, которые говорят об освободительных целях крестоносцев?

О захватнических целях?

Слайд 3

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Подпиши названия цивилизаций под их символами. Укажи (номерами) принадлежность достижения.

    1. _____________________

    2._____________________

    Слайд 5

    • Необходимый уровень.С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
    • Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
  • Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. «Освободить Гроб Господень!»

    2. Крест против полумесяца!

    3. Финал Крестовых походов

    Слайд 7

    «ОСВОБОДИТЬ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ!»

    Повышенный уровень. Используя карту и текст учебника, заполни таблицу «Крестовые походы».

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Какие причины, на твой взгляд, побуждали европейцев идти в Крестовые походы?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 9

    КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА!

    Повышенный уровень. Проанализируй высказывания крестоносцев и арабов (с.128), объясни, чем они могли быть вызваны.

    • Рыцарь-тамплиер (слева) и рыцарь-госпитальер (справа)
    • Войско Саладина
  • Слайд 10

    • Как ты думаешь, почему первым крестоносцам удалось достичь своих целей?
    • На твой взгляд, какие христианские заповеди нарушали сами крестоносцы?
  • Слайд 11

    ФИНАЛ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

    Максимальный уровень. Какие причины, на твой взгляд, не позволили крестоносцам удержать за собой Святую землю?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 12

    Сравни результаты Первого и Четвёртого крестовых походов.

    Урок 27. Полумесяц против креста

    Предмет: история.

    Дата: 09.01.2011 г.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

    Цели: рассмотреть причины ослабления Византии и южнославянских государств; охарактеризовать своеобразие Османского государства; рассмотреть процесс складывания Османской империи.

      Проверка домашнего задания.

      Зарождение Османской империи.

    Оборудование: Вед. §28.

    Ход урока

      Проверка домашнего задания.

      Почему была заключена польско-литовская уния?

      Почему Чехия стала центром притяжения немецких колонистов?

      Охарактеризуйте взгляды Яна Гуса.

      Византия и южнославянские государства.

      Вспомните, какие государства существовали на Балканах? (Византия, Сербия, Болгария.)

      От какого удара Византия так и не сумела оправиться? (От разграбления в ходе четвёртого крестового похода.)

      Вспомните, когда был четвёртый крестовый поход? (В 1204 г.)

    Правда, Византия возродилась как государство в 1261 г., но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

      Почему на Византию обращалось столь большое внимание и в годы её упадка? (Она была духовным центром православия и контролировала многие торговые пути.)

    Болгария вернула себе независимость в конце XII в. Это стало началом Второго Болгарского царства со столицей в Тырново. В XIV в. Болгария была разделена на два государства: царь Иван Александр оставил одну часть себе и своему старшему сыну, а другую – отдал младшему. Эти две Болгарии мало зависели друг от друга. Расцвет Сербии связан с именем Стефана Душана (1331-1355). Он инициировал многочисленные завоевательные поход, некоторые из которых были направлены против Византии. Держава Стефана Душана простиралась вплоть до Эгейского моря. Однако после его смерти она была раздираема противоречиями.

    Материал учебника

      В чём причины успехов турок-османов в XIV-XV веках?

    Умирающая империя. Хотя на долю Западной Европы выпало в XIV-XV веках немало тяжёлых испытаний, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время несравненно тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами, смут и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился сильный и опасный враг – турки-османы. На Балканах им противостояли три относительно крупных государства: Византия, Сербия и Болгария.

    Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Правда, в 1261 году империя была восстановлена, однако отныне она являла собой тень былого могущества. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. То Болгария, то Сербия претендовали на ведущую роль на Балканах. Пытаясь укрепить здесь своё положение, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеоло гов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны и мятежи наёмников. Западные государи относились к Византии в лучшем случае настороженно, иные готовы были отомстить грекам за уничтожение Латинской империи.

      Вспомните, когда был Четвёртый Крестовый поход и чем он закончился.

    Константинополь являл собой грустное зрелище упадка: город был полон руин, а отдельные его районы вообще казались сельской местностью. Но даже в таком виде Константинополь, оставаясь Вторым Римом, продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев (среди последних было немало русских). Кварталы у залива Золотой Рог, населённые итальянцами и другими западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными.

    Культурная жизнь Византии в этот период упадка и запустения была как никогда насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью. В Константинополе трудилась блестящая плеяда богословов и историков.

    Болгария и Сербия: несвоевременное ослабление. Наиболее сильными славянскими странами на Балканах в XIV веке были Болгария и Сербия. Болгария, попав в начале XI века под власть Византии, в конце XII века вернула себе независимость в результате победоносного восстания. Возникло так называемое Второе Болгарское царство (конец XII – конец XIV века) со столицей в Тырнове. Болгария быстро усилилась. В начале XIII века царю Калояну удалось даже разгромить войско Латинской империи. Однако позже в стране обострилась борьба между группами феодалов. В середине XIV века царь Иван Александр разделил ослабевшее государство на две части: в основной части он правил вместе со старшим сыном, а западные области отдал в удел младшему. После его смерти братья не поддерживали друг друга и проводили самостоятельную политику.

      Вспомните, когда возникло Первое Болгарское царство.

    Кратковременный расцвет Сербии относится к правлению короля Стефана Душана (1331-1355). Это был умный и энергичный государь, способный полководец и изворотливый дипломат. Его целью было установление господства Сербии на Балканах, поэтому основной удар он направил против Византии. Его огромная держава, созданная в результате успешных завоеваний, простиралась от Адриатического до Эгейского моря. Но, объединив разные народы силой оружия, она оказалась непрочной и вскоре распалась – как раз в тот момент, когда около границ Сербии появились турки.

      Зарождение Османской империи.

    В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых народов, помимо подушной подати, они собирали «живой налог» - детьми. Забирая здоровых детей у родителей, они воспитывали их в верности исламу и султану. Кто-то из них становился чиновником, а кто-то – янычаром, воином султана. Благодаря этому, османам удалось создать боеспособную армию. К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 г. разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

      Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.)

    В 1396 г. папа провозгласил крестовый поход на турок. Его возглавил венгерский Сигизмунд, в будущем император Священной Римской империи.

      Что вы знаете о Сигизмунде? (Это сын императора Карла IV. Впоследствии именно он был виновен в смерти Яна Гуса.)

    Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 г. разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром. В ходе церковного собора, проходившего в 1438-1439 гг. в Ферраре и Флоренции, представители константинопольской патриархии и Рима приняли решение о заключении церковной унии. Православные иерархи Константинополя признали власть папы, а католическая церковь согласилась сохранить за восточной церковью особый статус. Папство организовало новый крестовый поход на Восток. Однако он опять же закончился ничем. В 1444 г. крестоносцы были разбиты под Варной. В 1453 г. турки начали осаду Константинополя. Город осаждало более 150000 чел., а защищали около 7000. 29 мая в ходе штурма город был взят, а последний император Константин XI был убит в бою. Константинополь был переименован в Стамбул, а собор Святой Софии был превращён в мечеть.

    Запись в тетради: 1453 г. – падение Константинополя.

    Материал учебника

    Держава потомков Османа. В конце XIII века на северо-западе Малой Азии, на территории расширившегося государства турок-сельджуков образовалось небольшое, но воинственное государство. Его правителя звали Осма ном, и позже все объединённые под его властью племена стали называться турками-османами или просто османами. Со временем глава Османского государства принял титул султана.

    Успешные войны с ослабевшей Византией привлекали многих сельджуков на службу к османам. Их государство быстро расширялось, поглотив вскоре все азиатские владения Византии. Османские султаны оказались талантливыми полководцами и создали разумную систему организации и пополнения войска. Его основу составила многочисленная конница. Османы быстро оценили преимущества огнестрельного оружия и создали лучшую в Европе артиллерию.

    С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – яныч а рами (от турецких слов «ени чери» - новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). А новые завоевания, в свою очередь, позволяли ещё более увеличить войско.

    В первой половине XIV века претенденты на византийский престол нередко искали помощи османов, тем самым проложив им дорогу в Европу. Османы убедились в слабости Балканских стран и вскоре перешли в наступление. Захватив у Византии обширные земли и оставив в тылу уже не опасный для них Константинополь, османы двинулись против Болгарии и Сербии. Несмотря на героическое сопротивление, к концу XIV века вся Болгария оказалась на пять столетий под властью турок.

    Судьба Сербии была решена в 1389 году в ожесточённом сражении на Ко совом поле. Турки имели большой перевес в силах. В начале сражения сербский патриот Ми лош Оби лич, притворившись перебежчиком, проник в турецкий лагерь и пронзил султана кинжалом. Он рассчитывал, что гибель предводителя вызовет смятение среди турок, но его расчёт не оправдался. Сын султана, приняв командование, сумел временно скрыть смерть отца от турецких войск. Турки одержали полную победу.

    После Косовской трагедии Сербия попала в вассальную зависимость от султанов, а в следующем столетии была завоёвана ими.

      Найдите Косово поле на карте (см. с. 271).

      Выпишите в тетрадь и объясните ключевые слова пункта 3 «Держава потомков Османа».

    В поисках спасения. Лишь в конце XIV века на Западе, наконец, осознали, сколь серьёзная опасность грозит Византии. В 1396 году папы организовали против турок Крестовый поход. 60-тысячное воинство из разных стран Европы возглавил венгерский король Сигизмунд (тот самый, что позже стал императором и председательствовал на соборе в Констанце, осудившем Яна Гуса). В сражении при Ни кополе на Дунае крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Многие рыцари погибли или попали в плен, Сигизмунд едва спасся бегством.

    Победитель, султан Баязид I Молниеносный, уже готовился к штурму Константинополя, когда на его владения в Малой Азии обрушился знаменитый завоеватель Тимур. В 1402 году Тимур разгромил Баязида в сражении при Анкар е . Высокомерный султан попал в плен и вскоре умер, не выдержав унижения. Тимур же, разорив владения османов, удалился в Среднюю Азию.

    Смерть Баязида и последовавшая затем борьба его сыновей за власть отсрочили падение Византии. Василевсы прекрасно понимали, что угроза по-прежнему существует, и пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

      В какой связи вам уже встречалось слово «уния»? В чём разница?

    Падение Константинополя. Султан Мехме д II Завоеватель (1451-1481), юношей вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска: нападавшим противостояли лишь 7000 защитников.

    (Блокада – изоляция конкретной территории с целью её подчинения определённым требованиям.)

    Понеся большие потери в первых штурмах, турки пытались засыпать рвы, пробить с помощью артиллерии бреши в стенах. Использовались и подкопы, и осадные башни. Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

    Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок. Их верховную власть признали и крымские татары, которые, пользуясь поддержкой османов, позже не раз совершали набеги на Российское государство. Османская империя вступала в эпоху своего наибольшего могущества.

    Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

      Какое ещё важное событие произошло в этом году?

    Воздействие византийской культуры было столь значительным, что продолжилось и после падения империи. У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Спасаясь от турок, византийские учёные, художники, ремесленники переселялись в другие страны, по возможности увозя с родины древние рукописи и иконы. Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

    После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

    СРАЖЕНИЕ ПОД НИКОПОЛЕМ (1396 ГОД) В ОПИСАНИИ ЕГО УЧАСТНИКА, ИОГАННА ШИЛЬТБЕРГЕРА

    Осада этого города с суши и со стороны реки уже длилась 16 дней, когда к нему на помощь пришёл турецкий король Баязид с 200-тысячным войском. Узнав об этом, король Сигизмунд приблизился к нему на расстояние мили с войском, состоявшим приблизительно из 16 тысяч человек… Герцог бургундский потребовал, чтобы ему было позволено напасть первому ради того, что он прибыл с 6 тысячами воинов из столь отдалённого края и издержал так много денег во время своего перехода. Король умолял его предоставить возможность напасть первыми венграм, так как им, часто воевавшим с турками, лучше других была известна их манера сражаться. Однако герцог, вместо того чтобы уступить венграм, собрал своих ратников, напал на неприятеля и проскакал через два его отряда, но через третий уже пробиться не смог и хотел возвратиться. Однако тут он был окружён турками, которые… принудили герцога сдаться…

    Увидев, что король Сигизмунд приближается, турецкий король хотел обратиться в бегство. Однако его заметил герцог Сербии, именуемый Деспотом, и прибыл к нему на помощь с 15 тысячами отборных воинов… Деспот напал на отряд короля. Низложил его знамя и вынудил самого искать спасения в бегстве. Рыцари и прочие воины, видя, что король бежал, тоже повернули назад, и многие из них бежали к Дунаю.

      Пользуясь текстом источника, определите причины поражения европейских рыцарей. Как вы думаете, почему Деспот (правитель) христианской Сербии оказался на стороне турок?

      Вопросы самоконтроля.

      Найдите на карте территории Византии, Болгарии и Сербии в XIV веке. Как изменилась политическая карта Балканского полуострова к концу XV века? Нанесите на контурную карту направления завоевательных походов турок-османов и места указанных в тексте параграфа сражений.

      В чём причины ослабления Византии в XIII-XV веках?

      Какую роль в событиях, связанных с падением Византии, сыграла Ферраро-Флорентийская уния?

      Почему турки в XIV-XV веках обычно имели превосходство над христианскими войсками?

      Какой смысл вкладывают историки в слова: «Византия после Византии»?

      Вспомнив то, что вы знаете об истории Западной Европы в XIV-XV веках, подумайте, почему её помощь Византии оказалась столь ограниченной.

      Составьте рассказ от имени очевидца событий 29 мая 1453 года (на выбор: итальянского купца; византийского монаха; турецкого воина).

    Хотя на долю Западной Европы выпали в XIV-XV веках тяжёлые испытания, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время ещё тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился опасный враг - турки-османы. На Балканах им противостояли три государства: Византия, Сербия и Болгария.

    Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. Пытаясь укрепить своё положение на Балканах, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеологов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны. Западные государи относились к Византии насторожённо, а то и враждебно.

      Константинополь являл собой грустное зрелище: часть города лежала в руинах. Но даже в таком виде Константинополь продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев, в том числе из Руси. Кварталы, населённые западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными. Культурная жизнь Византии и её столицы в этот период упадка была, как никогда, насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!