Что означает честь и достоинство. Паттерны добродетелей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский Государственный Технический Университет

по дисциплине «Этика»

Тема: «Честь и достоинство»

Выполнила: Студентка гр. Ф-31

Булатова Д.А.

Проверила: Терехова Г.Л.

Тамбов 2011

    Понятие чести и достоинства.

    Честь и достоинство в истории этической мысли.

    Достоинство, гордость, гордыня.

Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения.

И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.

Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни. Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством.

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы.

Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность). Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка.

При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства, реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести. Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.

При низкой адекватной самооценке человек знает свои возможности, свой «потолок », не претендует на многое и не испытывает разочарования от несбывшихся надежд.

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это малоприятные и конфликтные люди.

Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не идёт на «мокрое» дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате сомнительного выбора (выбор в качестве идеала «крутого» киногероя). Честь и достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по разному: 1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь изменить своё поведение. 2) может внешне согласиться, а внутренне начнёт мстить или, наоборот, упиваться собственным самоуничижением. 3) может вообще не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось. 4) может, потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь примерной службой. 5) очень благородно умение с достоинством принять бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские святые. Это семья Романовых.

Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство, женская честь. Для мужчины естественно снисходительное отношение к женщине. Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени, необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации мужчин.

Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на первое место ставят скромность, нежность, верность – качества, которые вовсе не исключают личного успеха, высокого социального статуса.

Категории

чести и достоинства в истории этической мысли.

В древнем мире понятие чести связывалось с возвышением в своей среде. В античную эпоху с образованием государства зарождается понятие гражданского достоинства (граждане Рима, Афин, Спарты). Ценность человека определялась по принадлежности к государству, вне которого не имела никакого значения.

В формировании категорий чести и достоинства немаловажную роль играло воинское сословие. Войны образовывали замкнутую социальную группу, статус которой осуществлялся их значением в обществе как защитников общества (государства). Каждый воин претендовал на особую честь среди граждан и личную честь среди воинов. Везде, где воинское сословие занимало доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи. Так, для героев «нлиады» поиск личной славы в бою был важнейшей жизненной задачей.

В средние века феодалы – рыцари являлись господствующим классом, который формировал представление о сословной чести. Считалось, что только люди благородного происхождения способны на подвиги, только они могут быть верными своему господину, верными данному слову, обещанию, соблюдать правила поединка. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с рыцарями, т.е с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение которого нужно было заслужить. Отличаться особой храбростью среди рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана. Добиться этого было непросто.

Культура средневековья породила образы благородных разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми чести.

Похожая идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового Китая. «Удальцы» подчёркивали, что они, а не трусливая и продажная чиновничья среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности, честности и верности, велениям неба, те ценностям конфуцианства. Кодекс поведения японского средневекового воина самурая – бусидо базируется на полном презрении к смерти. Харакири было способом доказать верность господину, ясли он умер, или чистоту души, если господин жив. Харакири было привилегированным видом смерти для военного сословия.

Рыцарское понятие чести имеет серьёзные недостатки. Во-первых, её узко ограниченное применение, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее декоративной, чем реальной. Часто поединок рыцарей, в результате которого один из них погибал, возникал по довольно незначительному поводу. Рыцари, которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву. Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям.

Зачастую рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не получал ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только выигрывали.

В новое время человечество перешло от этики «избранных» к этике равноправных, главной характеристикой которых является не происхождение, а личность человека, его достоинство понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума подобное представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста, социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё больше связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью. Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения чести и достоинства властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь предательства, преступлений, стремление к подобной чести оборачивается бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным трудом. Нравственная ценность труда, создающего все блага жизни, получила высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда. Передовых рабочих и колхозников избирали депутатами разного уровня.

Нравственная ценность труда.

Труд ценен сам по себе, потому что сохраняет культуру общества и человека в культуре. Своё доброе имя человек начинает завоёвывать с первых шагов сознательной жизни. Честь – не просто добрая слава о человеке, и её можно заслужить своими делами: от физического труда до научно-технического творчества. Важно, насколько значим для людей вклад человека, на сколько поступки, дела проявляют достойную уважения личность. Тогда и возникает ожидание чести: я делаю это лучше. Если результат моих действий высоко оценен – то я испытываю гордость, особенно, если речь идёт о творческой деятельности – инженерной, научной, художественной. Таким образом, применение понятия чести к конкретной деятельности свидетельствует о том, что честь – понятие не абстрактное. Говорят о профессиональной чести, фамильной, семейной. Честь инженера в том, что бы качеством его труда поддерживать добрую славу отечественных инженеров, честь юриста – в борьбе за справедливость и законность, честь менеджера в грамотном, гуманном управлении, умении наладить производство, чтобы возродить отечественную индустрию.

Гордость. Гордыня.

Гордость определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее достоинство, самодостаточность и независимость личности. Гордость – моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих или чьих – либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В гордости присутствует момент радости, торжества по поводу соответствия определённому позитивному стандарту, идеалу. Гордость – радостное сознание своих возможностей, способностей, знаний, преодоление трудностей, преодоления себя. Гордость – результат нашей работы над собой, тогда как достоинство может быть воспитанно в человеке с молодых лет. Гордость надо заслужить. Гордится может тот, кто доказал себе и другим свою способность делать дела и совершать нравственные поступки. Особую гордость вызывает героический поступок, в нем проявляется ещё одна сторона гордости – годиться можно другими людьми, страной, нацией, родителями, народом. Если мы кем-то гордимся, то отождествляем себя с ним. Чужими не гордятся, можно отметить их заслуги, но гордиться нечем. Что бы гордиться, нужен кто-то, перед кем гордиться, те зритель.

Негативной реакцией на чужую гордость бывает зависть. Зависть – это досада, мучительное и разрушительное переживание, охватывающее порой личность при созерцании чужих достоинств. Завистник приписывает тому, кому завидует, негативные черты и жадно хочет получить то же самое. Он либо вредит или в лучшем случае старается сравниться по положению. Но если богатство и славы можно достигнуть, то зависть к чужому радостному мировосприятию и чужому достоинству для завистника убийственна.

Понятие гордости естественно сплетено с понятием скромности. Скромность – и противоположность гордости и её дополнение. Скромность – отказ от особого положения и отсутствия претензии на необычность. Скромный человек не лишён достоинства, он знает о своих качествах, но не выпячивает их, и не демонстрирует свою гордость. Порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто демонстрирует свою скромность. Все начинают его уговаривать, доказывать ему право на гордость, привлекая всеобщее внимание. Человек лицемерно отказывается, «ломается», наконец, как бы под давлением окружающих вроде нехотя принимает почести. Уж лучше честно немножко погордится, чем разыгрывать такую изощрённую комедию.

Нормальная человеческая гордость вполне может переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая беспочвенной и преувеличенной. В христианстве гордыня является наиболее тяжким грехом, пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения, сначала ангельского, потом человеческого. Светлый ангел Сатаниил захотел стать вместо Бога, увлек за собой других ангелов. Так он выпал из божьего мира, породив мир зла. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как Бог и, ведомый гордыней и непослушанием, нарушил Божий запрет, в результате чего человечество оказалось на земле вместо рая. Гордыня стала матерью всех пороков, сердцевиной греха. В обычной жизни гордец отличается высокомерием, чванством, заносчивостью, он резко переоценивает себя и не видит достоинств других. Ему кажется, что он лучше всех. Таких людей не любят, они часто в ответ получают сопротивление и ненависть вместо чести. Гордец претендует на чужое место, ему кажется, что ему недодали, он бессознательно мстит людям за их нежелание признать его первенство, завидует.

Порой человек ничего из себя не представляет, ему вовсе нечем гордиться. Но в качестве компенсаторной реакции начинает разбухать гордыня. Гордятся иногда предками (отпрысками дворянских родов) или положением родителей, не задавая себе вопроса, а что представляю собой я сам, какие основания у меня презирать других? Гордыня – болезненная иллюзия, которая портит жизнь гордецу и окружающим. Гордец не идёт на уступки, боясь унизить себя, в результате часто оказывается у разбитого корыта.

Гордыне противостоит смирение – отсутствие умиления своими добродетелями, это чувство, что ты несовершенен и до совершенства тебе, как до горизонта. Смирение имеет ещё один позитивный смысл – способность соответствовать обстоятельствам, осознавать своё место и считаться с другими, чутко улавливать ход вещей.

Список используемых источников

Апресян Р.Г. Смысл жизни // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

Бердяев Н.А. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 444-460.

Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М.: "Православный паломник", 1996. С. 356-544.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика 1993. С. 50-51.

Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1963-66. Т. 4 (2). С. 336-337.

Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания: Конспект лекций. М.: [б.и.] 1993. С. 75-85.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 119-126.

Хоружий С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещени

Ответственность.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит. Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. В России, как и в других европейских странах в Новое время, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г., по существу, узаконил дуэль в армии.


Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции, виды, нормы и принципы. Этические кодексы. Профессионально-этические категории.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу профессии и к обществу в целом.

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – нравственное самосознание профессиональной группы, ее идеология и психология.

Профессиональная этика – это те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной деятельности.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

Основа профессиональной этики в сфере социально – культурного сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

Предметом профессиональной этики выступают:

Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

Взаимоотношения коллектива организации с обществом;

Взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

Цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере профессиональной деятельности предполагает:

Определение целей и мотивов трудовой деятельности;

Выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

Оценку результатов труда и их общественную значимость.

Особенности профессиональной этики представлены на рис.2.

Быть человеком чести означает быть добрым, честным и чутким, не ожидая награды за свое поведение. Это редкое сочетание достоинств, но попрактиковавшись, любой может стать благородным. Вы хотите быть тем типом человека, который отстаивает свои убеждения, а не уходит от них, который спасает своих друзей, когда они нуждаются в вас, и тем, кто известен как порядочный гражданин? Начните с малого, например, приходите, если вы сказали, что придете или предлагайте помощь, если кто-то нуждается в ней. Когда вы практикуетесь жить честно в повседневных поступках, и даете людям понять, что они могут на вас рассчитывать, благородство будет ощущаться, как ваша вторая натура.

Шаги

Часть 1

Развивая чувство благородства
  1. Будьте тем человеком, которым, как вы говорите, вы являетесь. Легко быть приятным человеком, ходить с готовой улыбкой и «приветствовать» всех, кого вы видите. Но, быть благородным не то же самое, что быть доброжелательным. Когда дело доходит до чести, важнее быть подлинным. Показывайте миру, кто вы на самом деле, даже если это идет в ущерб вашей репутации «милого» человека. Чтобы быть человеком чести, вы должны быть надежным.

    • Если вы скрываете ваши истинные мысли и чувства за «маской», попробуйте снять маску и посмотреть, что произойдет. Может быть, людей это сначала оттолкнет, но через некоторое время они будут доверять вам больше, так как вы больше открыли себя для них.
    • Это не значит, что вы должны ходить и быть неприветливым, но старайтесь лучше выражать то, что вы действительно чувствуете, вместо того, чтобы все приукрашать, это нужно, чтобы облегчить социальное общение или попытаться понравится людям.
  2. Делайте то, что вы говорили, что вы собираетесь делать. Если вы постоянно отменяете дружеские планы, или не появляетесь, когда вы сказали, что поможете, поработайте над этим. Может быть, вы на самом деле имели это в виду, когда говорили, что встретитесь со старым другом, который все время названивает, но ваши действия говорят громче, чем ваши намерения. Главным элементом того, чтобы стать благородным человеком – избавится от ваших ненадежных тенденций.

    • Каждая, казалось бы, безобидная ложь делает вас менее надежным в глазах других, и вскоре люди не будут считать вас надежным вообще. Делайте то, что вы говорите, несмотря на то, насколько это незначительно, воспитает характер и разовьет ваше чувство чести.
    • Практикуйтесь. В конце концов, вы будете ненавидеть то чувство, когда не следуете своим словам, вы перестанете брать обязательства, которых вы не можете придерживаться.
  3. Укрепляйте вашу систему ценностей. Во что вы верите? В той или иной ситуации, как вы решаете, что правильно, а что нет? Иметь крепкую систему ценностей является ключом к благородству, так как действующий с честью человек означает человек, которые делает правильные вещи, даже если другие с вами не согласны. Это может быть очень трудно понять, как вести себя с честью в той или иной ситуации. Ваши ценности – это то, к чему вы прибегаете за ответами, когда некого спросить. Когда вы приравняете себя с ними, вы сможете гордиться собой за то, что сделали все возможное, независимо от того, каков будет итог.

    • Ваши ценности могут быть приравнены с определенной религией или другой системой убеждений. Может быть, ваши родители вложили в вас крепкие убеждения, когда растили вас. Попробуйте изучить ваши ценности, чтобы убедиться, что вы действительно верите в них, так как трудно постоять за что-то, если ваш инстинкт говорит вам, что это не совсем так.
    • Если это понятие трудное, и вы ищете ответы, попробуйте обговорить это с людьми, которых вы считаете мудрыми, читающих философские и религиозные тексты, или посещающих богослужения. Исследуйте различные системы ценностей и сравнивайте их принципы со вашим жизненным опытом, чтобы выяснить, что правильно.
  4. Заботьтесь о других людях. Благородный человек действительно волнуется за людей в его жизни. К ним относятся родители, которые работают на второй и третей работе, чтобы их дети ни в чем не нуждались, друзья, которые не позволяют их приятелям садиться за руль после ночи пьянства. Человек чести показывает свою глубокую любовь к другим своими действиями. Если люди в вашей жизни не знают, что на вас можно положиться, время показать им это.

    • Также заботьтесь о людях за пределами вашего ближайшего окружения. Вести себя благородно не ограничивается только помощью людям, которых вы знаете и любите. Что бы вы сделали, если бы вы шли по улице и увидели, что кто-то нуждается в помощи?
    • Обозначьте ваши границы. Конечно, трудно давать мелочь каждому отдельному человеку, который просит о ней. Невозможно помочь всем, с кем вы столкнетесь. Но быть человеком чести означает видеть людей как людей, уважая их человечность, и отдавая то немногое, что вы можете предложить.
  5. Избавьтесь от скрытых мотивов. Если вы благородный человек, вы помогаете людям, потому что вы заботитесь о них, и вы не ожидаете, что это окупится. Когда вы делаете что-то в этом роде, не должно быть корыстного мотива за этим; вами движет любовь. Подумайте о решениях, которые вы делаете каждый день, и решите, что ими движет. Только вы знаете, запятнаны ли ваши действия мотивом, о котором вы не хотите, чтобы другие знали.

    • Например, вы никогда не давали совет, который послужил вам, вместо того, чтобы действительно попытаться помочь человеку? Если ваша сестра спрашивает вас, как вы думаете, должна ли она переехать в Нью-Йорке, а вы действительно хотите, чтобы она осталась в городе, не позволяйте вашим чувствам испортить ваш совет. Посоветуйте ей делать то, что вы считаете лучшим для нее, не для вас.
    • Не взращивайте негодование насчет помощи, или интерес от того, что вы получите из данной ситуации. Если вы не хотите делать что-то, вы должны прекратить делать это. Гораздо благороднее быть искренним в том, что вы чувствуете, чем тайно презирать то, что вы делаете.

    Часть 2

    Вести себя достойно
    1. Работайте ради того, что вы хотите. Вы хотите новую машину? Парня? Немного новой одежды? Вы заслуживаете все эти вещи, но не используйте ярлыки, чтобы получить их. Намного легче выбрать легкий путь, но это, как правило, сделает больно кому-то еще, и если вы делаете это достаточно часто, это будет иметь неприятные последствия. Если вы что-то хотите, работайте ради этого. Это почетное дело.

      • Не воруйте или пытайтесь вымогать деньги у людей вместо того чтобы заплатить то, что вы должны.
      • Не стоит бесстыдно флиртовать с чужой пьяной девушкой вместо того, чтобы сформировать настоящие отношения с тем, кто свободен.
      • Не занимайте деньги у ваших друзей и семьи, вместо того, чтобы устроится на работу.
      • Не берите кредит на чужую идее вместо того, чтобы придумывать ваши собственные идеи.
    2. Говорите правду. Честность и честь идут рука об руку. Поработайте над тем, чтобы всегда говорить правду, несмотря на то, что это касается ваших собственных намерений или внешней ситуации. Это, безусловно, заставит вас чувствовать себя неудобно время от времени, и вы можете стать предметом гнева или обид других людей. Но, в конечном счете, люди поймут, что вы тот, кто говорит все, как есть, а не приукрашает все.

      • Если есть ситуация, в которой вам не комфортно говорить правду, лучше ничего не говорите. Это лучше, чем лгать.
      • Когда дело доходит до маленькой лжи, которую мы говорим, чтобы не задеть чужие чувства, позвоните. Просто знайте, что если вы лжете достаточно часто, даже если это небольшая ложь («Нет, это платье выглядит великолепно!» или «Да, мне действительно понравилась твоя речь!») люди перестанут доверять вашему мнению, и начнут считать, что вы просто были любезны.
    3. Защищайте то, во что верите. Развивать ваши ценности это одно, но постоять за них это совсем другое. Легко доказать то, что находится в вашей голове, но благородные люди говорят и вмешиваются. Защищать свои ценности может означать многое, и к этому не всегда нужно привлекать большое шоу. Вскоре, вы сможете вести себя достойно и быть примером для других людей.

      • Например, если все на работе высмеивает определенного человека, когда его нет рядом, вы могли бы дать понять, что вы не считаете это правильным. Иногда просто сказать: «Я не согласен» или даже менять тему разговора каждый раз, когда дело доходит до этого, – это способ высказать ваше мнение.
      • Иногда вам придется столкнуться с более серьезной проблемой, и вы должны будете выбрать между тем, чтобы постоять за то, что вы считаете правильным и сохранить вашу работу, или остаться друзьями с кем-то, или отстаивать свою репутацию в качестве милого и доброго человека. Это тот момент, когда настоящая честь умирает, и, надеюсь, вы оставались благородным в маленьких ситуациях и это подготовит вас к большим решениям.
    4. Приходите на помощь людям. Если бы вы нарисовали мультфильм благородного человека, это могло бы выглядеть так: парень отказался от своего места в автобусе для пожилого человека, помог ребенку нести его багаж и предложил заплатить за кого-то, кто забыл деньги. Эти все клише продемонстрировать поведение благородного человека, но также это те ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и обеспечить легкую возможности стать немного благороднее. Тем не менее, настоящая честь проявляется тогда, когда вы призваны сделать то, что вы на самом деле не хотите делать, но вы делаете это в любом случае.

      • Например, может быть, ваш брат и две его собаки нуждаются в месте, где можно остановиться на три недели, после потери их дома. Ваше пространство будут стеснять, но он ваш брат, поэтому вы идете на это.
      • Или может быть, вы в машине по дороге в аэропорт, чтобы успеть на рейс в Венецию на ваш медовый месяц, и вы стали свидетелем того, как автомобиль ушел с дороги и попал в ограждение. Даже если это будет означать, что вы собираетесь пропустить ваш рейс, вы остановитесь и предложите вашу помощь.
    5. Никогда не манипулируйте людьми. Важной частью того, чтобы быть человеком чести, – это понимать, какое влияние ваши слова и действия оказывают на других людей. У вас есть возможность помочь, и у вас есть возможность навредить. Не связывайтесь с эмоциями людей, как способ заполучить то, что вы хотите. Это легко делать даже не осознавая этого, так что постарайтесь быть более внимательным к тому, какое влияние вы оказываете.

      • Не пользуйтесь слабостью, например, с помощью чьей-то болезни получить превосходство над ними.
      • Не контролируйте тех, кто окружает вас. Пусть они принимают свои собственные решения.
      • Не используйте чувство вины людей, чтобы сделать то, что вы хотите.
      • Не позволяйте людям думать, что вы испытываете больше эмоций, чем есть на самом деле.

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению» они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности - «не уронить», «не замарать» эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив, добывается в ходе жизни путем совершения поступков, вызывающих одобрение социума.

Эти противоречивые интерпретации чести и достоинства имеют исторические корни. Данные понятия наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Заглядывая в историю «чести» и «достоинства», можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинстве, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство - это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее. Отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собственное достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда говорят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь - это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколько значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих действиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я испытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, особенно если речь идет о творчестве - в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и разные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.

Наряду с рассмотренными отличиями между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, то есть признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Во-первых, нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, то есть обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

Во-вторых, сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть. Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

В-третьих, корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, в тех или иных обстоятельствах обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному. Один в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

Другой, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, то есть теряя честь, сохранять достоинство. При этом возможна активная защита чести на основе сохранения собственного достоинства.

Честь и достоинство - категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса,нации, сословия, коллектива). Поэтому понятие чести связано с социальным статусом человека, его соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым ему группой, к которой он принадлежит.

Проявление достоинства основано на движении изнутри духовного мира к общественному признанию. Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Поэтому независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Достоинство - это объективная ценность личности, которая может быть не связана с ее признанием или осознанием: достоинство принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (отсюда - человеческое достоинство).

Итак, честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Поэтому чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Взаимосвязь чести и достоинства

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и сложная взаимная согласованность.

1. Потребность в чести, т.е. признании, уважении, авторитете обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство. Человек с достоинством (достойный человек) должен быть честолюбивым - «любить честь».

2. Однако не обязательно, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, бывает в то же время настолько скромным, что внешнее признание - почет, честь - его не только не волнует, но даже может быть для него отталкивающим.

3. Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства, что ведет к образованию таких феноменов, как лжедостоинство и nceвдочесть, которые чаще всего связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых, нормы и ценности.

4. Корреляция осложняется и относительной независимостью чести и достоинства, проявляющейся, в частности, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Вариант 1. Униженный человек и. вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным» и, искренне считая, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств.

Вариант 2. Он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 3. Несмотря на унижения и оскорбления, человек принимает бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохраняет достоинство, что дает ему силы для активной защиты собственной чести. Именно сохранение собственного достоинства помогает и заставляет человека заботиться о возвращении утраченной чести.

Необходимость противопоставления чести и достоинства также состоит в подчеркивании различия внешнего критерия стандартов нравственного поведения и внутреннего критерия, ориентированного на идеал морального и, в целом, социального совершенствования личности. Понятие чести преобладает в культурах, ориентированных на социальную иерархию, сословное разделение общества. Более всего это отвечает феодальной общественной организации. В культурах, связанных с идеей автономии личности, с признанием равенства всех людей, особенно там, где утверждается равенство возможностей, и обеспечение такого равенства определяется одной из целей деятельности государственных институтов, преобладающей становится ориентация на достоинство. В некоторых случаях категории долга, совести, достоинства рассматриваются как однопорядковые, отражающие с разных сторон в принципе один и тот же круг явлений нравственной жизни.

Выражения «спокойная совесть», «чистая совесть» относятся, с нашей точки зрения, к поведению, включающему обычные стандарты общества, относящиеся к личному поведению. Сюда включается требование быть полезным для общества, работать не только на собственное благо, но и на благо других людей, выполнять требования, следующие из необходимости особого исторического периода, например, из необходимости защищать свою родину во время войны. Но понятие долга не содержит требования, ориентированного на сверхусилия. Нравственный долг не предписывает никому необходимости быть великим ученым, конструктором, политическим деятелем и т.д. Реализуя данные стремления, личность ориентируется уже не на понятия долга, а на стремление к утверждению собственного достоинства, стремление к самореализации. Другое дело, что, добиваясь нового общественного статуса, нового положения, личность одновременно расширяет пределы своей свободы и тут же вновь сталкивается с требованиями долга, которые предъявляются ей уже как совокупность особых требований, которым должен отвечать человек: политический деятель, полководец, ученый, депутат парламента.

Библиография: Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА, Дедюлина М.А.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!