Что означает флаг третьего рейха. Фашистский флаг

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Германская армия всегда была сильна своими традициями, и знамена, флаги, штандарты играли большую роль в ее жизни, являясь символами родов войск или воинских частей. Знамена использовались в особо торжественных случаях: с 1934 по 1944 гг. на них принимали присягу новобранцы, также их выносили в строй на парадах по случаю официальных праздников Третьего Рейха:

1 января (Новый год).
18 января (День основания нации).
30 января (День национального возрождения).
3 воскресенье марта (День памяти героев).
20 апреля (День рождения А.Гитлера).
21 апреля (День германских ВВС).
1 мая (День германского труда).
31 мая (День германского ВМФ).
29 августа (День германской армии).
29 сентября (Праздник урожая).

При следовании из казарм в лагеря и обратно знамена несли зачехлёнными в голове колонны войск. Знаменный расчет состоял из трех человек: знаменосца (Standartentrager, Fahnentrager) в чине унтер-офицера и двух ассистентов (Standarten-offizieren или Fahnenoffizieren) в чине обер-офицеров. На больших парадах знаменосцы участвующих в нем частей сводились в отряд, который открывал прохождение войск: в этом случае на весь отряд полагались только два ассистента, идущие по краям первой шеренги. Моторизованные и танковые части везли свои штандарты на автомобилях или танках.

ФОРМА ЗНАМЕНОСЦЕВ


Горжет знаменосца Вермахта

Отличие в форме знаменосцев заключалось в панталёре, нагрудном знаке — горжете, которые надевались только при выносе знамени, и нарукавной нашивке.

Панталёр носился через левое плечо, изготовлялся из той же материи, что и знамя и был того же цвета. По краям он обшивался широким серебряным или золотым галуном по прибору (ширина галуна и основной материи одинакова).

Горжет, изготовлялся из белого металла; все накладные элементы были «бронзового цвета»


Нарукавная нашивка, введенная 4 августа 1936 г., носилась на правом рукаве выше локтя, повторяла в цвете «трофей» на нагрудном знаке: темно-зеленый фон, черный орел, белые дубовые листья; цвета знамен соответствовали настоящим.

Ассистенты отличий не имели. Нарукавная нашивка иногда носилась также и на левом рукаве мундира, часто она не носилась совсем.

Шеврон знаменосца артиллерии, вермахт
Полковые знаменосцы из унтер-офицеров носили над локтем правого рукава особый шеврон образца 1936 года. На тёмно-зелёном щитообразном клапане вышит чёрным и золотистым цветом орёл Вермахта на фоне знамён родов войск и с пучком дубовых листьев внизу. Цвет флагов на шевроне соответствовал основному цвету родов войск.

НАГРАДНЫЕ ЛЕНТЫ

В 1939 г. были учреждены наградные ленты к знаменам для частей, вступавших в Австрию, Судеты. Чехословакию и Мемель (Клайпеду). Эти ленты должны были прикрепляться к навершиям знамен и носиться вместе с обычными знаменными лентами. Так как награждение предполагалось осуществить после окончания войны. ленты так и не были выданы.

Цвета лент полностью повторяли расцветку ленточек к медалям за соответствующие кампании.

Австрия: красная лента с каймой из узких белой/черной/белой полосок. Надпись — «Osterreich 13 M3rz 1938».
Судеты: черная/красная/черная полосы с узкими белыми полосками по краям. Надпись — «Sudetenland 1 Oktober 1938» Богемия и Моравия (Чехословакия): к вышеописанной ленте добавлялась планка бронзового цвета с силуэтом Градчан-ского замка в Праге, надпись за Судеты отсутствовала.
Мемель: красная/белая/зелёная/белая/ красная полосы с узкими белыми полосками по краям Надпись — «Memel 22 marz 1939».

Все надписи и бахрома на концах лент были серебряными или золотыми по прибору. Размеры: для пехотных знамен — 100*15 см. а для кавалерийских штандартов — 60*10 см.

ЗНАМЕНА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

16 марта 1936 г., был издан приказ о вручении армии знамен нового образца; впервые с 1918 г., так как Рейхсвер использовал знамена прежней Императорской армии.

Знамена вручались по одному на батальон, эскадрон или батарею в период с 1936 по 1939 гг. Части, сформированные на время войны, знамен уже не получали.
Исключением являлся батальон охраны фюрера, который получил знамя (штандарт) 30 сентября 1939 г

В частях сухопутных сил имелись знамена пехотного и кавалерийского образцов.


Знамя пехотного образца представляло собой квадратное полотнище со стороной 122 см. обшитое с трех сторон серебряной бахромой. Оно изготавливалось из шелка цвета рода войск. Почти все полотнище по длине и высоте занимало изображение черного Железного креста, обшитого двумя рядами серебряного галуна. В центре креста, в белом медальоне, окруженном венком из серебряных дубовых листьев, черными и коричневыми нитями вышивался орел Вермахта с черной свастикой в лапах. Клюв и лапы орла, также как и лента, связывающая венок были золотыми. В углах, образованных концами креста вышивались черные свастики, обшитые серебряным галуном.

Штандарт кавалерийского образца отличался от пехотного знамени формой и размерами. Он представлял собой прямоугольник размером 75*51 см. с вырезом задней кромки, образующим две косицы.

Расцветка полотнищ знамен и штандартов вооруженных сил Германии соответствовала приборным цветам родов войск и приведена в таблице.



Кавалерийское знамя Рейха

Древко знамени пехотного образца было гладким, черным, длиной три метра. Древко кавалерийского штандарта было также черного цвета, с накладными пластинами белого металла; длина древка — 2,75 м. Древко имело скобы, к которым крепился ремень, за который цеплялся карабин панталёра знаменщика при движении в конном строю. Остальные детали были одинаковыми для обоих образцов: подток — металлическая оковка нижней части древка (у пехотного длиной 7 см, у кавалерийского —13 см), навершие в виде копья с орлом Вермахта и свастикой, «Ваtallionsring» (кольцо с выгравированным названием части и датой пожалования регалии, находившееся на древке под полотнищем) — все изготовлялось из белого металла. К навершию подвязывалась серебристая с черной и красной полосками по краям лента, длиной 172 см; кисти ее были серебряными с примесью черного и красного. На обоих концах ленты пришивались пластины белого металла, с орлами и датами: на длинном конце — «16 M3rz 1935», на коротком — «16 M3rz 1936».

ЗНАМЕНА ЛЮФТВАФФЕ

ВВС Германии имели ряд отличий в форме знаменосцев. В частности, горжет изготовлялся целиком из белого металла, включая все накладные элементы, в том числе и орла Люфтваффе. На нарукавной нашивке серо-голубого цвета изображались два скрещенных знамени.

Полотнище — квадрат со стороной 120 см. с золотой бахромой.

На левой стороне был изображен белый медальон в венке из серебряных дубовых листьев, с черным Железным крестом в центре. Поле знамени — цвета, присвоенного роду войск или службе. Углы черно-бело-черные, черные свастики, обшиты серебряным галуном.

Правая сторона — медальон окружен венком из серебряных лавровых листьев, в центре орел Люфтваффе. Остальное идентично левой стороне.

Древко и ленты идентичны армейским образцам. Навершие — орел Люфтваффе из белого металла.


ЗНАМЕНА КРИГСМАРИНЕ

Знаменосцы кригсмарине горжета не имели, нарукавная нашивка была темно-синей или белой. На ней изображались два скрещенных знамени.

Знамена такого типа вручались только береговым частям флота.

Полотнище знамени кригсмарине — квадрат со стороной 126 см. с золотой бахромой.

На левой стороне изображался белый медальон в венке из золотых дубовых листьев, черная свастика с черно-белой каймой. Поле знамени — темно-синего цвета, углы белые с золотой каймой. В углах — Железные крест и золотые якоря.

На правой стороне были Железный крест в медальоне вместо свастики и золотые орлы вермахта в углах вместо Железных крестов.

Древко, навершие и ленты — как у армейских знамен, подток, скобы, навершие и пластины на лентах — золотые. Надпись и бахрома на наградной ленте также золотые.


Немного цветной фотохроники:


Отменён Пропорция

«Третьим предписанием о предварительном регулировании использования флагов» от 16 июля 1933 года было установлено, во изменение предписания о германских флагах от 11 апреля 1921 года, что торговый флаг с Железным Крестом отныне называется флагом для бывших морских офицеров как капитанов торговых судов (die Flagge für ehemalige Marineoffiziere als Führer von Handelsschiffen) и состоит из трёх равных по ширине поперечных полос, сверху - чёрная, в середине - белая, внизу - красная, с изображением на чёрной полосе Железного Креста, дважды окаймлённым белой каймой.

«Предписанием о предварительном регулировании использования флагов на коммерческих судах» от 20 декабря 1933 года было подтверждено, что германские коммерческие суда несут чёрно-бело-красный флаг и флаг со свастикой одновременно и впервые на государственном уровне установлено описание флага со свастикой:

Флаг с крючковатым крестом (нем. die Hakenkreuzflagge ) имеет красное полотнище, на горизонтальной средней оси которого, ближе к древку, белый круг, в котором изображена чёрный крючковатый крест (нем. das Hakenkreuz , свастика), крюки которого повёрнуты на 45 градусов. Белый круг и чёрный крючковатый крест (свастика) имеют общий центр. Крюки креста (свастики) направлены от древка (на обратной стороне полотнища - наоборот). Диаметр белого круга составляет 3/4 высоты полотнища флага. Длина крестовин креста (свастики) равна половине высоты полотнища. Ширина крестовин креста и его крюков равна 1/10 высоты полотнища. Внешняя длина крюков составляет 3/10, внутренняя - 2/10 высоты полотнища. Отношение высоты полотнища к его как 3 к 5.

1935-1945

11 апреля 1935 года «Предписанием о штандарте вождя и государственного канцлера» было установлено :

Штандарт вождя и государственного канцлера - равносторонний, окаймлённый чёрно-бело-чёрной каймой, красный прямоугольник, несущий в белом круге, обрамленном золотыми дубовыми листьями, чёрный крючковатый крест (свастику) с чёрно-белым окаймлением. В четырёх углах штандарта попеременно расположены орёл на крючковатом кресте (свастике) в дубовом венке и орёл вооружённых сил, все в золоте.

15 сентября 1935 года на партийном съезде НСДАП в Нюрнберге среди других «Нюрнбергских законов» был принят «Закон о государственном флаге» (das Reichsflaggengesetz), которым было установлено:

1. Государственные цвета - чёрный, белый и красный.

2. Государственным и национальным флагом (die Reichs- und Nationalflagge) является флаг со свастикой (die Hakenkreuzflagge). Он также является торговым флагом.

3. Вождь и государственный канцлер установит форму государственного военного (die Reichskriegsflagge) и государственного служебного флага (der Reichsdienstflagge).

5 октября 1935 года было издано предписание о государственном военном флаге, гюйсе военных кораблей, торговом флаге с Железным Крестом, флаге государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами :

  1. Государственный военный флаг (die Reichskriegsflagge) представляет собой красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится дважды чёрным и белым окаймлённый белый круг с наклонным крючковатым крестом (свастикой), нижний крюк которого обращён к древку. Под белым кругом лежит четырежды разделённый белым и трижды разделённый чёрным крест, продолжение крестовин которого являются вертикальным и горизонтальным диаметрами белого круга. Во внутреннем верхнем красном поле (в крыже) помещён Железный Крест, окаймлённый белым. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  2. Гюйс военных кораблей (die Gösch der Kriegsschiffe) - красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  3. Торговый флаг с Железным Крестом (die Handelsflagge mit dem Eisernen Kreuz) - с изображением Железного Креста в верхнем углу красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится белый круг с чёрным, поставленным на угол крючковатым крестом, нижний крюк которого обращён к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.
  4. Флагом государственного военного министра и главнокомандующего вооружёнными силами (die Flagge des Reichskriegsministers und Oberbefehlshabers der Wehrmacht) является государственный военный флаг со следующими различиями: полотнище равностороннее, со всех сторон флаг имеет бело-чёрное обрамление, в верхнем поле у древка и в нижнем поле у свободного края флага изображён Железный Крест в белом окаймлении, в нижнем поле у древка и в верхнем поле у свободного края флага изображён орёл вооружённых сил, обведённый белым.

31 октября 1935 года было издано «Предписание о государственном служебном флаге», которым было установлено :

Государственный служебный флаг (die Reichsdienstflagge) - красное прямоугольное полотнище, несущее в середине на белом круге чёрный крючковатый крест с чёрно-белым обрамлением, его нижний крюк обращён к древку. Во внутреннем верхнем углу флага находится чёрно-белый высший знак государства (das Hoheitszeichen des Reichs). Голова орла обращена к древку. Высота флага относится к его длине как 3:5.


8 мая 1945 года был подписан акт о военной капитуляции вооружённых сил Германии, 23 мая 1945 года государственное существование Германии было прекращено и оккупационные власти СССР, США, Великобритании и Франции запретили все виды германских флагов во всех четырёх оккупационных зонах.

В 1949 году в ФРГ и ГДР был принят чёрно-красно-золотой флаг , использовавшийся в XIX веке как флаг Германского Союза и символ немецкого единства, а в 1919-1933 годах - как флаг Германии (ГДР добавила в 1959 году в центр флага герб ГДР).

См. также

Ссылки

Источники

Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена - ее должно было быть видно.

Нацисты не только уничтожили все те демократические общественные институты, заложенные во время Веймарской республики, они свели на нет и все внешние признаки демократии в стране. Национал-социалисты поглотили государство еще больше, чем это удалось сделать Муссолини в Италии, и партийные символы стали частью государственной символики. Черно-красно-желтое знамя Веймарской республики сменилось на нацистское красно-бело-черное со свастикой. Немецкий государственный герб был заменен новым, а свастика заняла в нем центральное место.

Жизнь общества на всех уровнях была пропитана нацистской символикой. Недаром Гитлер интересовался методиками влияния на массовое сознание. Опираясь на мнение французского социолога Густава Ле Бона о том, что контролировать большие группы людей лучше всего с помощью пропаганды, направленной на чувства, а не на интеллект, он создал гигантский пропагандистский аппарат, который должен был донести до масс идеи национал-социализма в простом, понятном и эмоциональном виде. Появилось множество официальных символов, каждый из которых отражал часть нацистской идеологии. Символы работали так же, как и остальная пропаганда: однотипность, повторяемость и массовая продукция.

Стремление нацистов к тотальной власти над гражданами проявлялась и в знаках отличия, которые надлежало носить людям из самых разных сфер. Члены политических организаций или администрации носили нашивки из ткани, почетные знаки и приколотые значки с символами, которые были одобрены Министерством пропаганды Геббельса.

Знаки отличия использовали и для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде - желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы - лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».

Свастика

Свастика - самый известный символ немецкого национал-социализма. Это один из древнейших и наиболее распространенных в истории человечества символов, который использовался во многих культурах, в разное время и в разных частях света. Его происхождение спорно.

Наиболее древние археологические находки с изображением свастики - это наскальные рисунки на керамических черепках, найденные в юго-восточной Европе, их возраст - более 7 тысяч лет. Свастика встречается там как часть «алфавита», который использовался в долине Инда в бронзовом веке, то есть 2600-1900 до н.э. Подобные находки бронзового и раннего железного века обнаружены и при раскопках на Кавказе.

Археологи находили свастику не только в Европе, но и на предметах, найденных в Африке, Южной и Северной Америке. Вероятнее всего, в разных регионах этот символ использовался совершенно независимо.

Значение свастики может быть различно в зависимости от культуры. В Древнем Китае, например, свастика обозначала число 10 000 и далее бесконечность. В индийском джайнизме она обозначает четыре уровня бытия. В индуизме свастика, в частности, символизировала бога огня Агни и бога неба Диауса.

Многочисленны и ее названия. В Европе символ называли «четырехножкой», или cross gammadion, а то и просто gammadion. Само слово «свастика» пришло из санскрита и его можно перевести как «нечто, приносящее счастье».

Свастика как арийский символ

Трансформация свастики от древнего символа солнца и удачи к одному из самых ненавистных знаков в западном мире началась с раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана. В 70-е годы XIX века Шлиман начал раскопки руин античной Трои вблизи Хисарлыка на севере современной Турции. На множестве находок археолог обнаружил свастику, символ, знакомый ему по древней керамике, найденной при раскопках Кенингсвальде в Германии. Поэтому Шлиман решил, что нашел недостающее звено, связывающее германских предков, Грецию эпохи Гомера и мифическую Индию, воспетую в «Махабхарате» и «Рамаяне».

Шлиман проконсультировался с востоковедом и теоретиком расового учения Эмилем Бюрнауфом, который утверждал, что свастика - это стилизованное изображение (вида сверху) горящего алтаря древних ариев. Поскольку арии поклонялись огню, то свастика и была их главнейшим религиозным символом, делал вывод Бюрнауф.

Находка вызвала сенсацию в Европе, особенно в незадолго до того объединенной Германии, где идеи Бюрнауфа и Шлимана встретили горячий отклик. Постепенно свастика потеряла свой первоначальный смысл и стала считаться исключительно арийским символом. Ее распространение считали географическим указанием того, где именно древние «сверхлюди» находились в той или иной исторический период. Более трезвомыслящие ученые сопротивлялись такому упрощению и указывали на случаи, когда свастику обнаруживали и вне региона распространения индоевропейских языков.

Постепенно свастике стали придавать все более антисемитское значение. Бюрнауф утверждал, что евреи не принимали свастику. Польский писатель Микаэль Змигродски в 1889 году опубликовал книгу Die Mutter bei den Völkern des arischen Stammes, которая изображала арийцев чистой расой, не допускавшей смешения с евреями. В том же году на Всемирной ярмарке в Париже Змигродски устроил выставку археологических находок со свастикой. Спустя два года немецкий ученый Эрнст Людвиг Краузе написал книгу Tuisko-Land, der arischen Stämme und Götter Urheimat, в которой свастика выступала как очевидно антисемитский символ народного национализма.

Гитлер и флаг со свастикой

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) формально приняла свастику в качестве партийного символа в 1920 году. Гитлер тогда еще не был председателем партии, но отвечал в ней за вопросы пропаганды. Он понимал, что партия нуждается в чем-то, что отличало бы ее от конкурирующих группировок и вместе с тем привлекало бы массы.

Сделав несколько эскизов знамени, Гитлер остановил свой выбор на следующем: черная свастика в белом круге на красном фоне. Цвета были заимствованы у старого императорского знамени, но выражали догмы национал-социализма. В своей автобиографии «Майн кампф» Гитлер затем пояснял: «Красный цвет - это социальная мысль в движении, белый олицетворяет национализм, а свастика - символ борьбы арийцев и их победы, которая является, таким образом, победой идеи творческого труда, которая сама по себе всегда была антисемитской и всегда будет антисемитской».

Свастика как национальный символ

В мае 1933 года, всего через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, был издан закон о защите «национальных символов». По этому закону свастика не должна была изображаться на посторонних предметах и запрещалось также коммерческое использование знака.

В июле 1935 года немецкое торговое судно «Бремен» вошло в порт Нью-Йорка. Нацистский флаг со свастикой развевался рядом с государственным флагом Германии. Сотни членов профсоюзов и американской компартии собрались на пристани на антинацистский митинг. Демонстрация переросла в беспорядки, возбужденные рабочие взобрались на борт «Бремена», сорвали флаг со свастикой и его бросили в воду. Инцидент привел к тому, что четыре дня спустя немецкий посол в Вашингтоне потребовал от американского правительства официальных извинений. Американцы отказались извиняться, ссылаясь на то, что неуважение было проявлено не к государственному флагу, а всего лишь к флагу нацистской партии.

Нацисты сумели использовать этот инцидент в собственных интересах. Гитлер назвал его «унижением немецкого народа». А чтобы впредь подобного не случалось, статус свастики был повышен до уровня национального символа.

15 сентября 1935 года вступил в силу первый из так называемых Нюрнбергских законов. В нем были узаконены цвета немецкого государства: красный, белый и черный, а флаг со свастикой стал государственным флагом Германии. В ноябре того же года это знамя было введено в армии. Во время Второй мировой войны оно распространилось на все оккупированные нацистами страны.

Культ свастики

Однако в Третьем рейхе свастика была не символом государственной власти, а прежде всего выражением мировоззрения национал-социализма. За время своего правления нацисты создали культ свастики, который скорее напоминал религию, чем обычное политическое использование символов. Грандиозные массовые сборища, организованные нацистами, походили на религиозные церемонии, где Гитлеру отводилась роль верховного жреца. Во время партийных дней в Нюрнберге, например, Гитлер со сцены восклицал «Хайль!» - и сотни тысяч нацистов отвечали хором: «Хайль, мой фюрер»! Затаив дыхание, огромная масса наблюдала, как под торжественную барабанную дробь медленно разворачивались огромные знамена со свастикой.

В этот культ входило и особое почитание знамени, сохраненного со времени «пивного путча» в Мюнхене 1923 года, когда несколько нацистов было застрелено полицией. Легенда утверждала, что несколько капель крови упало на полотнище. Десять лет спустя, после прихода к власти Гитлер приказал доставить этот флаг из архива баварской полиции. И с тех пор каждый новый армейский штандарт или флаг со свастикой проходил особую церемонию, во время которой новое полотнище прикасалось к этому окропленному кровью знамени, ставшему реликвией нацистов

Культ свастики как символа арийской расы должен был со временем заменить христианство. Поскольку нацистская идеология представляла мир борьбой между расами и народами, христианство с его иудейскими корнями было в их глазах еще одним доказательством того, что ранее арийские регионы были «завоеваны» евреями. К концу Второй мировой войны нацисты разработали далеко идущие планы по преобразованию немецкой церкви в «национальную». Все христианские символы должны были быть заменены в ней нацистскими. Идеолог партии Альфред Розенберг писал, что все кресты, Библии и изображения святых должны быть изъяты из церквей. Вместо Библии на алтаре должна лежать «Майн кампф», а слева от алтаря - меч. Кресты во всех церквях должна быть заменены «единственным непобедимым символом - свастикой».

Послевоенное время

После Второй мировой войны свастика в западном мире была до такой степени связана с жестокостями и преступлениями нацизма, что это совершенно заслонило все другие толкования. Сегодня на Западе свастика ассоциируется прежде всего с нацизмом и правым экстремизмом. В Азии же знак свастики по-прежнему считается позитивным, хотя, некоторые буддистские храмы с середины XX века стали украшать только левозакрученными свастиками, хотя ранее использовались знаки обоих направлений.

Национальные символы

Точно так же, как итальянские фашисты представляли себя современными наследниками Римской империи, нацисты стремились доказать свою связь с древней германской историей. Гитлер недаром называл задуманное им государство Третьим рейхом. Первым масштабным государственным образованием была Германо-римская империя, просуществовавшая том или ином виде почти тысячу лет, с 843 до 1806 год. Вторая попытка создания германской империи, предпринятая в 1871 году, когда Бисмарк объединил северогерманские земли под главенством Пруссии, потерпела крах с поражением Германии в Первой мировой войне.

Немецкий национал-социализм, как и итальянский фашизм, был крайней формой национализма. Это выражалось в заимствовании ими знаков и символов из ранней истории германцев. К ним относится и комбинация красного, белого и черного цветов, а также символов, которые использовала милитаристская власть во времена Прусской империи.

Череп

Изображение черепа - один из самых обычных символов в истории человечества. В разных культурах он имел разное значение. На Западе череп традиционно ассоциируется со смертью, с течением времени, с конечностью жизни. Рисунки черепа существовали еще в античные времена, однако стали заметнее в XV веке: они во множестве появились на всех кладбищах и массовых захоронениях, связанных с эпидемией чумы. В Швеции на церковных росписях смерть изображали в виде скелета.

Ассоциации, связанные с черепом, всегда были подходящим символом для тех группировок, которые хотели либо напугать людей, либо подчеркнуть собственное презрение к смерти. Всем известный пример - пираты Вест-Индии XVII и XVIII веков, которые использовали черные флаги с изображением черепа, часто комбинируя его с другими символами: мечом, песочными часами или костями. По тем же причинам череп с костями стали использовать для обозначения опасности и в других областях. Например, в химии и медицине череп с костями на этикетке означает, что препарат ядовит и опасен для жизни.

Эсэсовцы носили металлические значки с черепами на головных уборах. Такой же знак использовался в лейб-гусарских частях прусской гвардии еще во времена Фридриха Великого, в 1741 году. В 1809 году «Черный корпус» герцога Брауншвейгского носил черную форму с изображением черепом без нижней челюсти.

Оба эти варианта - череп и кости или череп без нижней челюсти - существовали в немецкой армии в период Первой мировой войны. В элитных частях эти символы означали боевую отвагу и презрение к смерти. Когда в июне 1916 года саперный полк Первой гвардии получил право носить белый череп на рукаве, командующий обратился к солдатам со следующей речью: «Я убежден, что этот знак отличия нового отряда всегда будут носить в знак презрения к смерти и боевого духа».

После войны немецкие части, которые отказались признать Версальский мир, выбрали череп своим символом. Некоторые из них вошли в личную охрану Гитлера, которая позже превратилась в СС. В 1934 году руководство СС официально утвердило тот вариант черепа, который и сегодня используется неонацистами. Череп был также символом танковой дивизии СС «Мертвая голова». Эту дивизию первоначально набирали из надзирателей концлагерей. Перстень с «мертвой головой», то есть с черепом, был и почетной наградой, которую Гиммлер вручал отличившимся и заслуженным эсэсовцам.

И для прусской армии, и для солдат императорских частей череп был символом слепой верности командиру и готовностью пойти за ним на смерть. Это значение перешло и к символу СС. «Мы носим череп на черных фуражках как предостережение врагу и как знак готовности пожертвовать жизнью ради фюрера и его идеалов», - такое высказывание принадлежит эсэсовцу Алоизу Розенвинку.

Поскольку изображение черепа широко использовалось в самых разных областях, то в наше время оно оказалось наименее связанным с нацистской идеологией символом. Наиболее известная современная нацистская организация, которая использует череп в своей символике, - британская Combat 18 .

Железный крест

Первоначально «Железным крестом» назывался военный орден, учрежденный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в марте 1813 года. Сейчас так называют как сам орден, так и изображение креста на нем.

«Железный крест» разных степеней вручали солдатам и офицерам четырех войн. Сначала в войне Пруссии против Наполеона 1813 года, затем во время Франко-прусской войны 1870-1871 года, а затем и в ходе Первой мировой войны. Орден символизировал не только храбрость и честь, но был тесно связан с германской культурной традицией. Например, во время прусско-австрийской войны 1866 года «железным крестом» не награждали, так как она считалась войной двух братских народов.

С началом Второй мировой войны Гитлер возродил орден. В центр креста была добавлена, цвета ленты изменены на черный, красный и белый. Тем не менее, сохранилась традиция указывать год выдачи. Поэтому на нацистских вариантах «Железного креста» проставлен год 1939. Во время Второй мировой войны было вручено примерно 3,5 миллиона «Железных крестов». В 1957 году, когда в Западной Германии запретили ношение нацистских символов, ветеранам войны дали возможность сдать ордена и получить обратно такие же, но без свастики.

Символика ордена имеет длинную историю. Христианский крест, который стал использоваться в Древнем Риме в 4 веке до н.э., первоначально означал спасение человечества через мученическую смерть Христа на кресте и воскресение Христово. Когда в эпоху Крестовых походов в XII и XIII веков христианство милитаризировалось, значение символа расширилось и стало охватывать такие достоинства крестоносцев, как храбрость, верность и честь.

Один из многих рыцарских орденов, возникших в то время, был Тевтонский орден. В 1190 году во время осады Акры в Палестине купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь. Два года спустя Тевтонский орден получил формальный статус от папы римского, наделившего его символом: черным крестом на белом фоне, который называется cross patté. Крест равносторонний, перекладины его изогнуты и расширяются от центра к концам.

Со временем Тевтонский орден численно вырос и его значимость увеличилась. Во время крестовых походов на Восточную Европу XIII и XIV веков тевтонские рыцари завоевали значительные территории на месте современных Польши и Германии. В 1525 году орден подвергся секуляризации, а принадлежавшие ему земли вошли в состав Прусского герцогства. Черно-белый крест рыцарей существовал в геральдике Пруссии до 1871 года, когда его стилизованная версия с прямыми линиями перекладин стала символом немецкой военной машины.

Таким образом, железный крест, как и многие другие символы, которые использовались в гитлеровской Германии, является не нацистским политическим символом, а военным. Поэтому он не запрещен в современной ФРГ в отличие от чисто фашистских символов и по-прежнему используется в армии бундесвера. Однако неонацисты стали использовать его во время своих сборищ вместо запрещенной свастики. А вместо запрещенного знамени Третьего рейха используют военный флаг императорской Германии.

Распространен железный крест и среди группировок байкеров. Встречается он и в популярных субкультурах, например, у серфингистов. Варианты железного креста встречаются в логотипах различных фирм.

Волчий крюк

В 1910 году немецкий писатель Герман Лёнс издал исторический роман под названием «Вервольф» («Оборотень»). Действие в книге происходит в немецкой деревушке во время Тридцатилетней войны. Речь идет о борьбе крестьянского сына Гарма Вольфа против легионеров, которые, подобно ненасытным волкам, терроризируют население. Герой романа делает своим символом «волчий крюк» - поперечную перекладину с двумя острыми крюками на концах. Роман стал необыкновенно популярен, особенно в националистических кругах, из-за романтического образа немецких крестьян.

Лёнс был убит во Франции во время Первой мировой войны. Однако его популярность сохранилась и в Третьем рейхе. По приказу Гитлера в 1935 году останки писателя были перенесены и захоронены на немецкой земле. Роман «Вервольф» неоднократно переиздавался, и на обложке часто изображался этот знак, вошедший в число санкционированных государством символов.

После поражения в Первой мировой войне и распада империи «волчий крюк» стал символом национального сопротивления против политики победителей. Его использовали разные националистические группировки - Jungnationalen Bundes и Deutschen Pfadfinderbundes, а один добровольческий корпус даже взял себе название романа «Вервольф».

Знак «волчий крюк» (Wolfsangel) существовал на территории Германии много сотен лет. Происхождение его не вполне ясно. Нацисты утверждают, что знак языческий, ссылаясь на его сходство с древнескандинавской руной i, но доказательств этого нет. «Волчий крюк» вырезали на зданиях члены средневекового цеха каменщиков, разъезжавшие по Европе и строившие соборы еще в XIV веке (из этих ремесленников и образовались затем масоны или «вольные каменщики»). Позже, начиная с XVII века, знак входил в геральдику многих дворянских семей и городских гербов. По некоторым версиям, форма знака напоминает орудие, которое использовали для подвешивания волчьих туш после охоты, но, вероятно, эта теория основана на названии символа. Само слово Wolfsangel впервые упоминается в геральдическом словаре Wapenkunst 1714 года, но обозначает совсем другой символ.

Разные варианты символа использовались молодыми «волчатами» из гитлерюгенда и в военном аппарате. Наиболее известны примеры использования этого символа: нашивки с «волчьим крюком» носили вторая эсэсовская танковая дивизия Das Reich, Восьмой танковый полк, Четвертая моторизированная пехотная дивизия СС, нидерландская добровольческая гренадерская дивизия СС Landstorm Nederland. В Швеции этим символом в 30-е годы пользовалась молодежное крыло движения Линдхольма «Молодежь Севера» (Nordisk Ungdom).

В конце Второй мировой войны нацистский режим стал создавать своего рода партизанские группы, которые должны были бороться с врагом, вступившим на немецкую землю. Под влиянием романов Лёнса эти группы тоже стали называть «Вервольф», а в 1945 году их отличительным знаком стал «волчий крюк». Некоторые из этих групп продолжали борьбу против войск союзников и после капитуляции Германии, за что сегодняшние неонацисты стали их мифологизировать.

«Волчий крюк» может быть изображен и вертикально, с остриями, указывающими вверх и вниз. В таком случае символ называется Donnerkeil - «молния».

Символы рабочего класса

До того, как во время «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от социалистической фракции НСДАП, партия использовала и символику рабочего движения - прежде всего, в штурмовых отрядах СА. В частности, как и у итальянских фашистских боевиков десятилетием ранее, в начале 30-х годов в Германии встречалось революционное черное знамя. Иногда оно было совершенно черным, иногда комбинировалось с такими символами, как свастика, «волчий крюк» или череп. В настоящее время черные знамена встречаются почти исключительно у анархистов.

Молот и меч

В Веймарской республике 20-х годов существовали политические группы, которые пытались совместить социалистические идеи с идеологией фёлькише. Это отразилось в попытках создания символов, сочетавших элементы этих двух идеологий. Чаще всего среди них встречались молот и меч.

Молот был почерпнут из символики развивавшегося рабочего движения конце XIX - начала XX века. Символы, прославлявшие трудящихся, были взяты из набора обычных инструментов. Наиболее известными стали, естественно, серп и молот, которые в 1922 году были приняты в качестве символов только что образованного Советского Союза.

Меч традиционно служил символом борьбы и власти, а во многих культурах еще и был неотъемлемой принадлежностью различных богов войны, например, бога Марса в римской мифологии. В национал-социализме меч превратился в символ борьбы за чистоту нации или расы и существовал во множестве вариантов.

В символе меча была заложена идея будущего «единства народа», которого рабочие и солдаты должны были достичь после революции. Несколько месяцев 1924 года левый радикал, а впоследствии националист Зепп Эртер издавал газету под названием «Молот и меч», в логотипе которой использовался символ в виде двух скрещенных молотков, пересекающихся с мечом.

И в НСДАП Гитлера существовали левые движения - в первую очередь представленные братьями Грегором и Отто Штрассерами. Братья Штрассер издавали книги в издательствах «Рейн-Рур» и «Кампф». Обе фирмы использовали молот и меч в качестве эмблемы. Символ встречался также на ранних этапах существования гитлерюгенда, до того, как в 1934 году Гитлер расправился со всеми социалистическими элементами в нацистском движении.

Шестерня

Большинство символов, использовавшихся в Третьем рейхе, существовало в той или иной форме сотни, а иногда и тысячи лет. А вот шестеренка относится к гораздо более поздним символам. Ее начали использовать лишь после промышленной революции XVIII и XVIII веков. Символ обозначал технику вообще, технический прогресс и подвижность. Из-за прямой связи с промышленным развитием шестеренка стала символом фабричных рабочих.

Первым в гитлеровской Германии стал использовать шестеренку в качестве своего символа Технический отдел (Technische Nothilfe, TENO, ТЕНО), основанный еще в 1919 году. Эта организация, где внутри шестеренки помещалась буква Т в форме молотка и буква N, осуществляла техническую поддержку различных правоэкстремистских групп. ТЕНО отвечала за эксплуатацию и охрану таких важных отраслей, как водоснабжение и газ. Со временем ТЕНО влилась в военную машину Германии и стала подчиняться непосредственно Гиммлеру.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году в стране были запрещены все профсоюзы. Вместо профсоюзов рабочих объединили в Немецкий трудовой фронт (DAF, ДАФ). В качестве символа была избрана все та же шестеренка, но со свастикой внутри, и рабочих обязали носить эти значки на одежде. Похожие значки, шестеренка с орлом, вручались работникам технического обслуживания авиации - «Люфтваффе».

Сама по себе шестеренка не является нацистским символом. Его используют организации рабочих разных стран - как социалистического направления, так и не относящиеся к нему. Среди движения скинхедов, восходящего к британскому рабочему движению 1960-х годов, это также обычный символ.

Современные неонацисты используют шестеренку, когда хотят подчеркнуть свое рабочее происхождение и противопоставить себя «манжетникам», то есть чистоплюям из служащих. Для того чтобы их не путали с левыми, неонацисты комбинируют шестеренку с чисто фашистскими, праворадикальными символами.

Ярким примером является международная организация скинхедов «Хаммерскинс» (Hammerskins). В центр шестеренки они помещают цифры 88 или 14, которые используются исключительно в кругах нацистов.

Символы древних германцев

Многие символы нацистов были позаимствованы из оккультного неоязыческого течения, которое существовало в виде антисемитских сект еще до образования нацистских партий в Германии и Австрии. Помимо свастики, в эту символику входили знаки из дохристианской эпохи истории древних германцев, такие как «ирминсуль» и «молот бога Тора».

Ирминсуль

В дохристианскую эпоху у многих язычников в центре селения стояло дерево или столб, вокруг которого совершались религиозные обряды. У древних германцев такой столб назывался «ирминсуль». Это слово состоит из имени древнегерманского бога Ирмин и слова «суль», обозначающего столб. На севере Европы имя Jörmun, созвучное «Ирмин», было одним из имен бога Одина, и многие ученые предполагают, что германский «ирминсуль» связан с Древом мира Иггдрасиль в древнескандинавской мифологии.

В 772 году христианин Карл Великий сровнял с землей культовый центр язычников в священной роще Экстернштайне на территории современной Саксонии. В 20-е годы XX века, с подачи немца Вильгельма Тойдта, возникла теория, что важнейший ирминсуль древних германцев находился именно там. В качестве доказательства приводился рельеф, высеченный в камне монахами XII века. На рельефе виден ирминсуль, согнутый под изображением Святого Никодемуса и креста - символ победы христианства над язычеством.

В 1928 году Тойдт основал Общество по изучению древнегерманской истории, символом которого стал «выпрямленный» ирминсуль с рельефа в Экстернштайне. После прихода нацистов к власти в 1933 года Общество попало в сферу интересов Гиммлера, и в 1940 году вошло в состав Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков (Аненербе).

«Аненербе», созданная Гиммлером в 1935 году, занималась изучением истории германских племен, однако результаты исследований, которые не укладывались в национал-социалистическое учение о чистоте расы, не могли быть опубликованы. Символом «Аненербе» стал ирминсуль, и многие сотрудники института носили маленькие украшения из серебра, воспроизводившие рельефное изображение. Этот знак и по сей день используется неонацистами и неоязычниками.

Руны

Нацисты считали Третий рейх прямым продолжателем древнегерманской культуры, и им было важно доказать право называться наследниками арийцев. В погоне за доказательствами их внимание привлекли руны.

Руны - это знаки письма дохристианской эпохи народов, населявших север Европы. Так же, как буквы латинского алфавита соответствуют звукам, каждый рунический знак соответствовал определенному звуку. Сохранились рунические письмена разных вариантов, высеченные на камнях в разное время и разных регионах. Предполагается, что каждая руна, как и каждая буква алфавита, имела свое название. Однако все, что мы знаем о рунических письменах, добыто не из первоисточников, а из более поздних средневековых записей и еще более позднего готического шрифта, поэтому неизвестно, верны ли эти сведения.

Одной из проблем для нацистских исследований рунических знаков было то, что в самой Германии таких камней не слишком много. Исследования в основном основывались на изучении камней с руническими надписями, найденных на европейском Севере, чаще всего в Скандинавии. Ученые, которых поддерживали нацисты, нашли выход: они утверждали, что широко распространенные в Германии фахверковые постройки с их деревянными стойками и раскосами, придающими зданию декоративно-выразительный облик, повторяют способ написания рун. Подразумевалось, что таким «архитектурно-строительным способом» народ якобы сохранял секрет рунических надписей. Такая уловка привела к обнаружению на территории Германии огромного количества «рун», смысл которых можно было истолковывать самым фантастическим способом. Однако балки или бревна в фахверковых конструкциях, конечно, нельзя «читать» как текст. Нацисты решили и эту проблему. Без всяких на то оснований было объявлено, что каждая отдельная руна имели в древности некий скрытый смысл, «образ», прочесть и понять который могли только посвященные.

Серьезные исследователи, которые исследовали руны только как письменность, лишились субсидий, поскольку стали «отщепенцами», отступниками от нацистской идеологии. В то же время квазиученые, которые придерживались санкционированной сверху теории, получили в свое распоряжение значительные средства. В результате почти вся исследовательская работа была направлена на поиски доказательств нацистского взгляда на историю и, в частности, на поиски ритуального смысла рунических знаков. В 1942 году руны стали официальными праздничными символами Третьего рейха.

Гвидо фон Лист

Главным представителем этих идей был австриец Гвидо фон Лист. Сторонник оккультизма, он посвятил полжизни возрождению «арийско-германского» прошлого и был в начале XX века центральной фигурой в среде антисемитских обществ и объединений, занимавшихся астрологией, теософией и другой оккультной деятельностью.

Фон Лист занимался тем, что в оккультных кругах называлось «медиумным письмом»: с помощью медитации погружался в транс и в этом состоянии «видел» обрывки древнегерманской истории. Выйдя из транса, он записывал свои «видения». Фон Лист утверждал, что верой германских племен была некая мистическая «природная религия» - вотанизм, которой служила особая каста жрецов-«арманов». По его мнению, эти жрецы пользовались руническими знаками как магическими символами.

Далее «медиум» описывал христианизацию Северной Европы и изгнание арманов, вынужденных скрывать свою веру. Однако их знания не исчезли, а тайны рунических знаков сохранялись немецким народом веками. С помощью своих «сверхъестественных» способностей фон Лист мог находить и «считывать» эти скрытые символы повсюду: из названий немецких населенных пунктов, гербов, готической архитектуры и даже названий разных видов выпечки.

После офтальмологической операции в 1902 года фон Лист в течение одиннадцати месяцев ничего не видел. Именно в это время его посетили самые сильные видения, и он создал собственный «алфавит» или рунический ряд из 18 знаков. В этот ряд, не имевший с научно принятым ничего общего, были включены руны из разных времен и местностей. Но, несмотря на его антинаучность, он сильно повлиял на восприятие рунических знаков не только немцев вообще, но и нацистских «ученых», занимавшихся исследованием рун в «Аненербе».

Тот магический смысл, который фон Лист приписывал руническим письменам, используется нацистами от времен Третьего рейха до сегодняшних дней.

Руна жизни

«Руна жизни» - нацистское название пятнадцатого в древнескандинавском ряду и четырнадцатого в ряду рун викингов рунического знака. У древних скандинавов знак назывался «маннар» и обозначал мужчину или человека.

Для нацистов он обозначал жизнь и использовался всегда, когда речь шла о здоровье, семейной жизни или рождении детей. Поэтому «руна жизни» стала эмблемой женского отделения НСДАП и других женских объединений. В сочетании с крестом, вписанным в круг, и орлом этот знак был эмблемой Союза немецких семей, а вместе с буквой А - символом аптек. Эта руна заменила христианскую звезду в газетных объявлениях о рождении детей и возле даты рождения на надгробных камнях.

«Руна жизни» широко использовала на нашивках, которыми награждали за заслуги в самых разных организациях. Например, девушки Службы здоровья носили эту эмблему в виде овальной нашивки с красной руной на белом фоне. Такой же знак выдавали членам гитлерюгенда, прошедшим медицинскую подготовку. Все медики вначале пользовались международным символом врачевания: змея и чаша. Однако в стремлении нацистов реформировать общество вплоть до мельчайших деталей в 1938 году и этот знак был заменен. «Руну жизни», но на черном фоне, могли получать и эсэсовцы.

Руна смерти

Этот рунический знак, шестнадцатый в ряду рун викингов, стал известен среди нацистов как «руна смерти». Символ использовался для прославления убитых эсесовцев. Он заменил христианский крест в газетных некрологах и объявлениях о смерти. Его стали изображать и на могильных плитах вместо креста. Ставили его и на местах массовых захоронений на фронтах Второй мировой войны.

Этот знак использовали и шведские правые экстремисты в 30-е - 40-е годы. Например, «руна смерти» напечатана в объявлении о смерти некоего Ханса Линдена, который воевал на стороне гитлеровцев и был убит на Восточном фронте в 1942 году.

Современные неонацисты, естественно, следуют традициям гитлеровской Германии. В 1994 году в шведской газете под названием «Факел свободы» под этой руной был опубликован некролог на смерть фашиста Пера Енгдаля. Годом позже в газете «Вальхалл и будущее», которую выпускало западношведское движение нацистов НС Гетеборг, под этим символом был опубликован некролог на смерть Эскиля Иварссона, который в 30-е годы был активным членом шведской фашистской партии Линдхольма. Нацистская организация XXI века «Фонд Салема» и сейчас продает в Стокгольме нашивки с изображениями «руны жизни», «руны смерти» и факела.

Руна Хагал

Руна, означающая звук «х» («h»), в древнем руническом ряду и в более новом скандинавском выглядела по-разному. Нацисты использовали оба знака. «Хагал» - старая форма шведского «хагель», что означает «град».

Руна «хагал» была популярным символом движения фёлькише. Гвидо фон Лист вкладывал в этот знак глубокий символический смысл - связь человека с вечными законами природы. По его мнению, знак призывал человека «объять Мироздание, чтобы овладеть им». Это значение было позаимствовано Третьим рейхом, где руна «хагал» олицетворяла абсолютную веру в нацистскую идеологию. Кроме того, издавался антисемитский журнал под названием «Хагал».

Руна использовалась эсэсовской танковой дивизией «Хохенштауфен» на флагах и значках. В скандинавском виде руна была изображена на высокой награде - эсесовском перстне, а также сопровождала свадьбы эсэсовцев.

В наше время руна использовалась шведской партией «Хембюгд», правоэкстремистской группировкой «Хаймдаль» и небольшой нацистской группировкой «Народные социалисты».

Руна Одал

Руна Одал - последняя, 24-я руна древнескандинавского ряда рунических знаков. Ее звучание соответствует произношению латинской буквы О, а форма восходит к букве «омега» греческого алфавита. Название - производное от названия соответствующего знака в готическом алфавите, которое напоминает древнескандинавское «имущество, земля». Это один из самых распространенных знаков в нацистской символике.

Националистический романтизм XIX века идеализировал простую и близкую к природе жизнь крестьян, делая упор на любви к родной деревне и родине в целом. Нацисты продолжали эту романтическую линию, и руна Одал получила особое значение в их идеологии «крови и почвы».

Нацисты считали, что между народом и землей, где он живет, существует некая мистическая связь. Эта мысль была сформулирована и развита в двух книгах, написанных членом СС Вальтером Дарре.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дарре был назначен министром сельского хозяйства. Двумя годами раньше он возглавил подотдел СС, который в 1935 году превратился в государственное Центральное управление по вопросам расы и переселения Rasse- und Siedlungshauptamt (RuSHA), задачей которого было практическое применение основной идеи нацизма о расовой чистоте. В частности, в этом заведении проверяли на чистоту расы членов СС и их будущих жен, здесь определяли, какие дети на оккупированных территориях достаточно «арийские», чтобы их похитить и вывезти в Германию, здесь решали, кто из «неарийцев» должен быть умерщвлен после сексуальной связи с немцем или немкой. Символом этого ведомства была руна Одал.

Одал носили на воротниках солдаты добровольческой горной дивизии СС, куда как вербовали добровольцев, так и забирали силой «этнических немцев» с Балканского полуострова и из Румынии. В годы Второй мировой войны эта дивизия действовала в Хорватии.

Руна Зиг

Руну Зиг нацисты считали знаком силы и победы. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце». Англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», однако Гвидо фон Лист ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» - «зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов.

«Зиг-руна», как ее называют - один из самых известных знаков в символике нацизма. Прежде всего потому, что этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы. В 1933 году первые такие нашивки, разработанные в начале 1930-х годов эсэсовцем Вальтером Хекком, текстильная фабрика Фердинанда Хоффстаттерса продала частям СС по цене 2,50 рейхсмарок за штуку. Чести носить двойную «зиг-руну» на воротниках униформы была первой удостоена часть личной охраны Адольфа Гитлера.

Носили сдвоенную «зиг-руну» в сочетании с изображением ключа и в сформированной в 1943 году танковой дивизией СС «Гитлерюгенд», вербовавшей молодежь из одноименной организации. Одинарная «зиг-руна» была эмблемой организации «Юнгфольк» (Jungfolk), которая обучала основам нацистской идеологии детей от 10 до 14 лет.

Руна Тир

Руна Тир - еще один знак, который был позаимствован нацистами из дохристианской эпохи. Произносится руна как буква Т и обозначает также имя бога Тира.

Бог Тир рассматривался традиционно как бог войны, следовательно, руна символизировала борьбу, сражение и победу. Выпускники офицерской школы носили на левой руке повязку с изображением этого знака. Символ использовался также Добровольческой танковой гренадерской дивизией «30 января».

Особый культ вокруг этой руны был создан в гитлерюгенде, где вся деятельность была направлена на индивидуальное и групповое соперничество. Руна Тир отражала этот дух - и собрания членов гитлерюгенда украшали руны Тир колоссальных размеров. В 1937 году были созданы так называемые «школы имени Адольфа Гитлера», где наиболее способных учеников готовили к важным позициям в администрации Третьего рейха. Ученики этих школ носили сдвоенную «руну Тира» в качестве эмблемы.

В Швеции 30-х годов этот символ использовала организация «Молодежь Севера», подразделение шведской нацистской партии НСАП (NSAP).

О параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 года знают все. Также все помнят знаменитые кадры кинохроники и многочисленные фотографии, как 200 немецких флагов и штандартов, захваченных в качестве трофеев советскими войсками, были брошены к подножию мавзолея Ленина. Но мало кто знает о дальнейшей судьбе этих трофеев. Об этом ходит много легенд. Одни говорят, что флаги были сожжены вместе с помостом, на который их бросали, другие утверждают, что лично видели об этом фотографии. Третьи достоверно знают, где эти флаги хранились, четвертые видели их своими глазами в наше время. Чтобы пролить свет на этот малоизвестный факт и родилась эта небольшая статья.

По воспоминаниям бывшего начальника Генштаба генерала Штеменко, идея с немецкими флагами принадлежит, естественно, Сталину. Якобы в конце мая 1945-го он дал указание генералам: «На парад надо вынести гитлеровские знамена и с позором повергнуть их к ногам победителей. Подумайте, как это сделать». Сценаристам парада пришлось срочно заняться историческими изысканиями. В итоге нашим солдатам, несшим фашистские стяги, пришлось выполнять сложные перестроения, которыми пользовались еще легионеры Древнего Рима. А идея «публичной казни» вражеских знамен была заимствована у великого полководца Александра Суворова, в войсках которого был ритуал «небрежения не к неприятелю, а к его поверженным военным отличиям».

Для парадной коробки батальона необходимо было иметь 200 военных знамен и штандартов. Однако такого количества трофейных флагов в распоряжении военных не было. Следует отметить, что в Третьем рейхе знамена вручались с 1936 по 1939 год по одному на батальон, эскадрон или батарею. Части, сформированные во время войны, знамен уже не получали. Исключением являлся батальон охраны фюрера, который получил знамя (штандарт) 30 сентября 1939 г. Более того, еще 28 августа 1944 года Гитлер распорядился вывезти все знамена и военные флаги из фронтовых зон в музеи вермахта. Таким образом, Красная Армия не имела возможности захватывать боевые знамена противника, даже в случае окружения и разгрома воинских частей противника.

Выход из ситуации нашли сотрудники СМЕРШа, которые вели учет и контроль, как армейских регалий, так и музейных ценностей, взятых по «репарациям». 900 знамен было «позаимствовано» в музеях Берлина и Дрездена, а также из трофеев собранных подразделениями СМЕРШа. Их привезли и сложили в спортзале Лефортовских казарм. Из них спецкомиссия и отобрала 200 знамен и штандартов для парада. Отбирались они по форме и «красоте». В результате, на Красную Площадь попали порядка 20 знамен воинских частей других исторических периодов, среди них два прусских кавалерийских штандарта 1860 и 1890 годов, а также знамя народного ополчения 1860-х годов. Очень многие штандарты, не имели отношения к вермахту, а принадлежали различным подразделениям нацистской партии, общественным организациям или просто были государственными флагами Третьего рейха. Однако имели красочный вид и подходящий размер. Так на парад попали флаги Национал-социалистической немецкой рабочей партии, Немецкого трудового фронта, Имперской службы труда, Гитлерюгенда. Поскольку на то время специалистов разбирающихся в тонкостях нацисткой символики просто не было, поэтому предъявлять им какие-либо претензии, сегодня бессмысленно. На отобранные знамена для парада, СМЕРШ составил списки, которые сохранились до нашего времени, и свидетельствуют, что ряд знамен приписали воинским частям, которых в природе никогда не существовало. Бытует мнение, что список составляли по надписям на знаменных скобах, а не на флагах. По крайней мере, достоверно можно определить лишь 20 знамен, участвовавших в параде, благодаря фотографиям первой шеренги парадного батальона.

При «публичной казни» вражеских знамен была применено еще одно символическое действие, которое до сих пор «смакуют» журналисты, мемуриалисты и писатели на военную тематику. Якобы фронтовики, частично находившиеся среди знаменоносцев, наотрез отказались брать в руки знамена «прокаженных», и чтобы найти с ними консенсус, всему батальону одели перчатки. Да не простые, а кожаные, коричневого цвета полагающегося по уставу. А кожи такого цвета во всем Союзе не нашлось, пришлось срочно завозить самолетом из-за границы. Правда это или нет, но на фотографиях все знаменоносцы в перчатках. Кожаных или нет – не разобрать.

По сценарию парада нацистские флаги должны были бросать на отведенные места слева и справа от мавзолея на голый асфальт. Сегодня бытует версия (легко найдете в Интернете), что бросали знамена на специальный деревянный помост, чтобы не осквернить асфальт, а потом вместе с ним и сожгли флаги. Правда, на фотографиях явно видно, что никакого помоста нет. Очевидцы и участники тоже о нем не вспоминают. А на счет сожгли уже явная чушь. Если бы жгли – то фотографировали бы, иначе, зачем устраивать акцию, если не для пиара. Но, ни одной фотографии нет. А во-вторых, часть якобы сожженных флагов существует еще и сегодня.

Были также «очевидцы», которые видели, как батальон знаменосцев снимал перчатки и скидывал их в специальные ящики, которые потом сожгли за городом. Доказательств обратного, конечно никаких, но слабо верится, что в послевоенной стране, где портки были в дефиците, солдаты жгли бы такое заграничное добро. Если уж сами брезговали бы носить, то обменять на что-нибудь существенное запросто могли. Не до «жиру» было в то время.

После парада, — вспоминает старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил РФ (ЦМВС) Елена Анисимова, — порядка 500 трофейных знамен по описи были переданы в Центральный музей Красной Армии. «Это были не только знамена вермахта, но и государственные, и партийные флаги фашистской Германии. В 50-60-е годы по постановлению Совета Министров СССР они передавались представителям ГДР (больше 100 знамен), в музеи Болгарской народной армии и Войска Польского. А в начале 90-х годов — в музеи США (порядка 10 единиц)» — завершает свой рассказ хранительница.

По некоторым данным часть нацистских флагов и штандартов попала в Театр Советской Армии. В последствии они тоже якобы были переданы ЦМВС, однако документально подтверждения этому не найдено.

Ныне 200 флагов и штандартов Третьего рейха являются частью Знамённого фонда ЦМВС, большая часть из которых хранится в запасниках. Какая часть из них подлинная, а какая заменена на муляжи и копии неизвестно, поскольку хранение знамен весьма хлопотное дело и выходят они со строя весьма быстро, поэтому их и пылесосят один раз в несколько лет. Кроме того и спрос на такую немецкую нацистскую атрибутику на черном рынке весьма и весьма высок.

По материалам сайтов: http://www.bolshoyvopros.ru; https://www.crimea.kp.ru; https://kv-bear.livejournal.com; http://www.naslednick.ru; http://inosmi.ru.

См. также публикацию

Blutfahne в переводе с немецкого - «кровавый флаг». Эта атрибутика Третьего рейха действительно с самого своего возникновения была связана с кровью. Она стала настоящей святыней фашистов.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), появившаяся в Германии в 1920 году, создала знамя с рисунком в виде черной свастики в белом кругу на красном фоне. Летом 1921 года Адольф Гитлер, ставший во главе этой партии, приказал всем партячейкам использовать этот флаг на всех партийных собраниях, митингах и демонстрациях.

Как знамя стало «кровавым»?
В 1923 году штурмовики-национал-социалисты организовали так называемый «пивной путч». Назван так он был потому, что 8 ноября нацисты попытались в Мюнхене осуществить переворот, захватив в пивном зале Burgerbraukeller премьер-министра Густава фон Кара и несколько других высших чинов правительства.

Гитлер встал с пивной кружкой в дверях зала. Он сообщил трем тысячам людей, пришедшим послушать премьера, что баварское правительство низложено и зал окружают 600 штурмовиков НСДАП. Захваченных членов правительства отпустили под честное слово. Оказавшись в безопасном месте, они отказались от своих заявлений, которые сделаны под угрозой убийства. Национал-социалисты были объявлены вне закона.

На следующий день нацисты пошли к кабинету министров. Колонна двигалась под флагами со свастикой. Полицейские подразделения вначале пропустили их. Гитлер предложил полиции сдаться, но получил отказ, после чего началась стрельба. А дальше начинаются небольшие разногласия в легенде. По одной версии, Генрих Трамбауэр, несший знамя со свастикой, был ранен в живот, поэтому уронил штандарт на землю. Стоявший спереди немецкий торговец Андреас Бауридль получил смертельное ранение и упал на флаг. Красное знамя нацистов было залито кровью, его подобрал один из штурмовиков, спрятал под рубашкой и позже передал.

Другая версия утверждает, что сам Трамбауэер прижал флаг к ране, спрятал его у своего друга Целлингера, а спустя несколько дней вернулся и забрал. Карл Эггерс разыскал его и передал своему мюнхенскому другу Грфу. Тот хранил его в течение нескольких месяцев, потом оно каким-то образом попало к вдове Виктории Эдрих и лишь после этого вернулось к Эггерсу.

Как бы там ни было, факт остается фактом - Гитлера арестовали, а когда он вышел из тюрьмы, Эггерс вручил ему знамя. Утверждают, что на полотнище осталось отверстие от пули.

Художник Гитлер
Адольф Гитлер был художником, поэтому понимал, что обычный кусок материи с нанесенным на нее рисунком не будет вызывать благоговейный трепет, - для этого нужно соответствующее оформление. Глава партии собственноручно сделал флагшток и навершие. Под навершием он разместил серебряный шар с выгравированными на нем именами погибших в путче однопартийцев.

Гитлер также был мастером создавать ритуалы. Он знал, насколько важно внушить членам партии уважение к символам, поэтому на всех партийных съездах он проводил церемонию освящения новых знамен, начиная с 1926 года, когда были «освящены» первые восемь знамен. Проезжая в автомобиле мимо рядов штурмовиков, он сжимал в левой руке «кровавое знамя», как бы передавая частичку крови. С 1933 года ритуал сопровождался салютом.

Реликвия хранилась в Мюнхене, в штаб-квартире НСДАП, охраняемая почетным караулом. Официальными знаменосцами стали Трамбауер и Гриммингер, однако первый получил в уличной драке травму черепа, что повредило его психике. Таким образом, у флага остался один знаменосец.

Считается, что поскольку Адольф ненавидел психически больных людей, именно он отредактировал версию с кровью на знамени - не может же в самом деле святыня быть обагрена кровью психически больного человека.

Загадка исчезновения Blutfahne
Публичное появление «кровавого флага» на людях в последний раз произошло в 1944 году. Его выносили на похоронах Адольфа Вагнера - верного нацистской идеологии гауляйтера Мюнхена.

Куда исчезло знамя после этого события, неизвестно. Гриммингер всегда отвечал журналистам, что понятия не имеет, где находится кровавый атрибут власти Гитлера.

Одни считают, что «кровавое знамя» сгорело в 1945 г. в мюнхенском здании, находившемся по адресу: Бриеннер-штрассе 45, в так называемом «коричневом доме», штаб-квартире нацистов, сильно пострадавшей от бомбардировок.

Другие исследователи полагают, что флаг хранится в одной из частных коллекций. И здесь мнения тоже расходятся. Периодически всплывают фотографии людей на фоне знамени, сделанные в США, Германии и в других странах. Но все же реальных подтверждений того, что эти знамена - те самые Blutfahne, нет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!