Что означает корень в русском языке. Корень слова — что такое и как его найти

В каждом слове русского языка имеется главная часть, без которой невозможно существование самого слова. Это и есть корень – морфема, которая определяет значение слова и прочих однокоренных слов.

Другие морфемы могут быть, а могут и не быть, это не так важно. А если нет корня, то вместо слова можно услышать или увидеть ничего не значащий набор разных букв или звуков. К примеру, в слове козлик наличествует суффикс –ик, и если взять и убрать корень козл-, то самостоятельно это –ик не имеет никакого смысла.

Что объединяет родственные слова? Именно он, корень, а прочие морфемы (приставки, суффиксы, окончания и т.д.) могут различаться. Примеры однокоренных слов: вода – водный – водичка – водяной, плод – плоды – плодовый – околоплодные.

В русском языке встречаются случаи, когда слова с одним корнем имеют совершенно разное значение. Они носят название омонимических, среди ярких примеров:

  • луч (солнца) – лучник (владелец лука);
  • нос (часть тела) – носильщик (переносит груз);
  • мех (шкура зверя) – механический (связанный с механизмами).

Кроме того, корень слова может существовать без других морфем, т.е. быть свободным (например, в слове бегун корень бег- свободный). В других словах, наоборот, корень называется связанным, поскольку без приставки и суффикса не несет смысла и превращается в простой слог: просить – связанный корень прос- , прыгать – корень прыг- и т.д.

Своеобразие русского языка заключено также в том, что в словах встречается разное количество корней – один (шкаф, гулять, стоящий), два (квартиросъемщик, авианосец, белоснежный) и даже три (гидроэлектростанция). Слова с несколькими корнями именуются сложными.

В качестве исключения в русском языке присутствует одно слово совсем без корня – вынуть. Для разнообразия – несколько слов имеют корень, который выражен при помощи одной буквы: обувь, разуть, обуть.

Бывает, что в разных формах родственных слов или даже одного слова происходит чередование звуков, причем и гласных, и согласных: огурец –огурца, писать – пишу, мох – во мху и т.д. В таких случаях необходимо проверять правильность написания и произношения подобных слов.

Выделение корня слова – необходимый этап для определения правильности применения на практике многих правил русского языка. Чтобы выяснить главную морфему, нужно понять лексическое значение слова, затем путем подбора найти родственные слова, и с их помощью вычленить повторяющуюся часть, которая и будет корнем. Другой путь – отсечь все аффиксальные морфемы (флексии, суффиксы, префиксы). Пример: слово попутчик – разделим его на морфемы: по-пут-ч-ик, затем уберем приставку по- и суффиксы –ч и –ик, получим в остатке корень пут, проверим путем подбора однокоренных слов типа путь, путевой и т.д.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение родственных слов. Корень обязательно есть в каждом слове, в некоторых словах может быть два и более корней, такие слова называются сложными.

Рассмотрим, например, такую группу родственных слов, состоящую из разных частей речи: ХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПРИХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ОБХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ВЫХОДНОЙ, ПЕРЕХОД, ПРОХОДЧИК. Как видим, все эти слова объединены одним общим смыслом «хождения» (а не плавания, бегания, ползания, рисования и т.п.), в силу чего они и являются родственными. Хотя все они начинаются и заканчиваются разными звукосочетаниями и внешне не очень похожи, но в каждом из этих слов содержится общая для всех их часть – ХОД . Именно эта общая для всех родственных слов часть, несущая основную смысловую нагрузку, и является корнем . Когда же мы хотим придать значению слова какой-либо дополнительный смысловой оттенок, то корень начинает «обрастать» различными «добавками». Роль таких «добавок» выполняют приставки и суффиксы . Мы видим, что написание общей части слова всегда одинаковое и не зависит от ударения: если на месте О мы слышим [А] , пишем только О , потому что это корень, который объёдиняет родственные слова. А если мы в данном корне напишем А , то автоматически исключим написанное слово из его родственной группы и оно потеряет своё лексическое значение.

Выделять в слове корень школьников учат уже в младших классах. Для чего необходимо знать корни слов и правильно находить их в слове? Чтобы подобрать проверочные слова, которые помогут правильному написанию безударных гласных в корне.

Казалось, что может быть легче, чем найти однокоренное слово. Но здесь у школьников часто возникают сложности. Ученики, не задумываясь, подбирают слова, близкие по звучанию, совершенно не обращая внимания на лексические значения слов. Хорошо, когда написание омонимичных корней одинаковое: спешить и пеший. В таком случае ошибок можно избежать. А если, например, слово тропинка проверяется словом трап? Следует обращать особое внимание на семантику слова и подбирать однокоренные слова с близким лексическим значением. В этом хорошо помогают упражнение «Третий лишний».

  • Лес, лестница , лесничий.
  • Честный, чеснок , бесчестие.
  • Смешной, смешить, смешать .
  • Левый, лев , налево.
  • Водичка, водитель , водяной.
  • Спешить , пеший, пешеход.

Написание корней с безударными гласными несложное задание, необходимо уметь правильно подбирать проверочные слова. Если Вы столкнулись с определёнными сложностями при написании безударных гласных или Вы хотите проверить свои знания, специалисты Tutoronline.ru всегда готовы Вам помочь.

Желаем удачи!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

О том, что такое корень слова, знать необходимо для того, что безошибочно делать морфемный разбор. Кроме того, от данного понятия русского языка зависит и корректное написание многих орфограмм, потому что правила гласят, что необходимо подобрать однокоренные слова. Что это такое? Расскажем в данной статье.

Корень слова: определение понятия

Любое слово русского языка можно расчленить на морфемы - значимые части. Одни из них заключают в себе грамматическое содержание, другие - лексическое. К последним и относится корень. Именно в этой части заключено лексическое значение.

Корень слова - это основная его часть. Действительно, лексема может существовать без приставки, суффикса, иметь нулевую флексию. А вот без корня это будет ничего не значащий набор букв или символов.

Приведем пример: в словах "заводь", "водный" есть приставка и суффикс, соответственно. Если мы уберем их, значение «нечто, связанное с водой» останется. А вот если убрать корень -вод-, то они перестанут быть таковыми. Таким образом, мы доказали, что именно корень - носитель основного смысла.

Эта морфема может быть свободной (существовать без других частей) и связанной (не иметь смысла без приставок, окончаний и суффиксов). Так, корень лексемы "забегать" - свободный (бег - значение слова можно определить), а вот у лексемы "вить" корень связанный -в-, потому что отдельно без флексии и суффикса - это просто ничего не значащий слог.

Слово без корня

Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: "вынуть". Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.

Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому - "вынять". Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как "сунуть", "дунуть", "тронуть". По аналогии с ними изменился и "вынять" - он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.

Какие слова являются однокоренными

Однокоренные слова - это те, которые в составе имеют один и тот же корень, лексическое значение у них также схоже. Лексемы "беда" - "бедный" - "бедность" - "обеднеть" - однокоренные, потому что имеют одинаковый корень -бед-, обозначающий несчастье, обездоленность.

Приведем еще пример: корень слова "искать" совпадает с морфемами в словах "поиск", "разыскивать", "поисковик", "заискивать". Таким образом, все эти лексемы - однокоренные.

Однокоренные слова таят в себе угрозу сделать ошибку при их идентификации. Следует четко понимать, что у них помимо одинаковой общей части должно быть и схожее значение. К примеру, в словах "водить" и "подводник" корень один и тот же, -вод-. Однако, значение у данных слов разнится: водить - управлять транспортным средством, а подводник - тот, кто работает под водой. Таким образом, данные омонимичные корни не образуют пару однокоренных слов.

Также ошибкой будет выделять как однокоренные слова формы одного и того же слова: "нянчить" - "нянчила" - "нянчили". Это лишь глагол нянчить, употребленный в форме единственного или множественного числа и женского рода.

Как искать корень слова

Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.

Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: "свет" - "светлый" - "светить" - "светло"; "зелень" - "зеленый" - "зеленеть" - "зелено"; "мир" - "мировой" - "мирить" - "мирно".

Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.

Например, в слове "подорожник" приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Дорога - дорожка.

Сухой - сушить.

Рука - ручка.

Собирать - собрать - соберу.

Умереть - умирать.

Блистательный - блестеть.

Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых , но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, « (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни « » , суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

Приветствие.

« Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

Почему сегодня у нас такой девиз?

А вы хотите стать сильнее?

Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Прочитайте отрывок из стихотворения

Н. Островского:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

-Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня, за щитом!

Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

Эта тема для нас новая?

Какую цель мы поставим перед собой?

Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

уч.ник учит.ль учебный

Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

Корень учения горек, а плод сладок.

Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

Какое значение у слова корень в пословице?

Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

Что общего в значении этого слова?

Послушайте сказку про корень слова.

Что же растет от корня слова?

Как они называются?

Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Какие качества ученика помогут в этом?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

Учащиеся получают слова:

I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Предлагаю поработать в паре дидактические игры

«Третий лишний», «Рассели жильцов»

Самооценка.

Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

Учебник стр.75 упр. 132

В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!