Что означает пассионарность. Пассионарии, гармоничники и субпассионарии

Что такое Пассионарность? Значение и толкование слова passionarnost, определение термина

1) Пассионарность - (от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

2) Пассионарность - (от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

3) Пассионарность - (франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Пассионарность

(от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

(от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

(франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения , и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики .

Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом . Они организуются в группы (консорции ), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов , образующихся обычно через 130-160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии , становящиеся их доминантами .

В контексте [прояснить ] определение используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».

Источники

  • Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб. : Кристалл, 2001. - ISBN 5-306-00157-2 .
  • Мичурин В. А. . - М ., 1993.

Напишите отзыв о статье "Пассионарии"

Отрывок, характеризующий Пассионарии

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.

Пассионарность

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "пассионарность" в других словарях:

    ПАССИОНАРНОСТЬ - [Словарь иностранных слов русского языка

    пассионарность - сущ., кол во синонимов: 1 стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПАССИОНАРНОСТЬ - Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Пассионарность - Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия

    Пассионарность - (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко как отказ от удовлетворения ближайших по­требностей,… … Экология человека

    ПАССИОНАРНОСТЬ - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Пассионарность - (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания

    пассионарность - пассион арность, и … Русский орфографический словарь

    ПАССИОНАРНОСТЬ - (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века , Волк-Карачевский Василий Васильевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Свою небольшую, немного эмоциональную работа, 25-летний ученый, только недавно закончивший Киевский…

«Теории и практики» возобновляют традицию рассказывать о словах русского языка, которые вызывают сложности в употреблении и не всегда понимаются правильно. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» разберемся с важными деятелями в истории человечества - пассионариями - и поймем, насколько это понятие относится к каждому из нас. О тех, чьи неоднозначные идеи переворачивают мир, и о том, почему в истории каждого народа наступает «время слабаков», - в материале T&P.

Пассионарность - это внутренняя жажда деятельности, направленная на осуществление какой-то цели, которую, как правило, человеку сложно контролировать и объяснить самому себе. Она связана со способностью получать из внешней среды больше энергии, чем требуется для личного и видового выживания. Избытки энергии пассионарная личность (пассионарий) подсознательно использует для создания состояния внутреннего сверхнапряжения и фиксации на определенной идее. Такие идеи всегда связаны с изменением окружающего мира. Стремление к деятельности у таких личностей может быть осознанным или нет. Их цели часто иллюзорны, находятся вне рациональных объяснений и объективных обстоятельств, но им самим необходимость их достижения может казаться важнее собственной жизни и тем более жизни и счастья других людей.

Большинство поступков, совершаемых людьми, так или иначе продиктованы инстинктом самосохранения - личного или видового. Последний проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарий же ради своих целей готов жертвовать и собственной жизнью, и жизнями своего потомства, которое либо не рождается, либо остается без должного внимания. Жертвенность - высшее проявление пассионарности. Смерть ради достижения цели не пугает и не останавливает таких людей, она их даже как будто не волнует. В этом смысле такое свойство личности можно назвать антиинстинктом.

Хотя о существовании биохимической энергии живого вещества и ее влиянии на психику человека говорил еще философ и классик современного естествознания Владимир Вернадский, термин «пассионарность» ввел в науку в середине прошлого века Лев Гумилев. Пожалуй, логично, что теорию о способности человека к самопожертвованию и сверхусилиям развил человек очень непростой судьбы. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой был впервые арестован в 25, провел в исправительных лагерях в общей сложности 12 лет, воевал на фронте и, несмотря на все это, добился успехов в нескольких областях науки (истории, этнологии, археологии, географии), став большим советским ученым.

Термин «пассионарность», один из ключевых в его работах, Гумилев позаимствовал у Долорес Ибаррури, одного из лидеров и наиболее ярких личностей в испанской Компартии XX века. Ее выступления во время гражданской войны 30-х годов в Испании (Ибаррури - автор исторической фразы «¡No pasarán!»), а после - в советской эмиграции были яркими и захватывающими, из-за чего однопартийцы называли ее Пассионарией, что означает «страстная». Заразительность - важное свойство пассионариев. Такие люди, как правило, блестящие ораторы, они умеют внушить волю к победе, заразить идеей или определенным отношением. Во многом на подобном эффекте основываются военные лидеры, выступая перед боем. Поэтому же так важны слова тренеров в перерывах спортивных матчей, и по этой же причине, когда в бою кто-то из солдат кричит «Ура!» и идет в атаку, остальные бросаются следом.

По теории Гумилева, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития групп людей напрямую зависят от количества входящих в него пассионариев

Пассионарии - это личности производительного типа: изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни; активные, предприимчивые и рисковые люди. Пассионарий может обладать как высоким уровнем способностей, так и низким. Являясь чертой психической конституции, пассионарность не зависит от внешних факторов и не относится к сфере этики, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, но только не равнодушие.

Среди наглядных примеров пассионариев - Кант, Христофор Колумб, Гитлер, Ньютон, Наполеон, Александр Македонский, Петр I, Жанна Д"Арк, Михаил Ломоносов. Но, конечно, так же широко, как на страницах учебников, пассионарность встречается и в повседневной жизни среди активистов, предпринимателей и борцов за «светлое завтра» - не всегда успешных, но всегда крайне энергичных.

Тип личности, находящийся посередине между двумя пассионарными крайностями, - так называемые гармонические личности, или гармоники. Пассионарность и инстинкт самосохранения у них находятся примерно на одном уровне. Гумилев писал о них так: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную». Речь здесь о добросовестном, надежном и ответственном человеке, который чаще всего является хорошим семьянином и работником. Он всегда сделает достаточно, но заниматься чем-то излишним не будет.

Модусы, то есть виды пассионарности, бывают разные. Например, гордость рождает полководцев и тиранов с жаждой власти и исторической славы; алчность - бизнесменов и ученых, накапливающих знания вместо денег; тщеславие подталкивает к демагогии и творчеству; ревность вызывает жестокость, а приложенная к идее, создает фанатиков и мучеников. Каждая из этих наклонностей, помноженная на высокий энергетический потенциал и мотивацию, создает пассионариев определенного рода. Так как речь идет об энергии и импульсах, а не о сознательных решениях, то моральные оценки здесь неприменимы. Кроме того, по мнению Гумилева, уровень пассионарности человека определен с рождения. Причинами пассионарных толчков, то есть появления большого количества пассионариев в одном ареале, ученый считал активацию космического излучения. Это мнение оспаривали многие его коллеги, критикуя подобные предположения за излишний мистицизм.

По теории Льва Гумилева, пассионарностью обладают как отдельные личности, так и целые этносы (народы). Более того, образ жизни, мировоззрение, уровень и направление развития таких групп людей, по его мнению, напрямую зависит от количества входящих в него пассионариев и, соответственно, общего уровня пассионарности данного этноса. «Пассионарная теория этногенеза» - главный труд ученого, который объясняет формы взаимодействия, достижения, упадок и смерть народов сменой фаз этногенеза. Лев Николаевич различал семь таких фаз:

Подъем - интенсивный рост пассионарного напряжения этноса. Характеризуется ростом всех видов его активности;

Акматика - временная стабилизация пассионарности на высшем для этноса уровне. Характеризуется преобладанием пассионариев жертвенного типа, высокой частотой событий этнической истории;

Надлом - резкое снижение пассионарного напряжения. Сопровождается острыми конфликтами пассионариев внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

Инерция - плавное продолжение снижения уровня пассионарности. Сопровождается укреплением государственной власти, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, интересом к достижениям прошлого;

Обскурация - окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже нулевого (гомеостатического) из-за значительного увеличения числа субпассионариев. Деградация этнической и общественной системы, невозможность конструктивной деятельности, за исключением направленной на удовлетворение элементарных потребностей;

Регенерация - кратковременное восстановление пассионарности этноса за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

Реликтовая фаза - завершение процесса этногенеза, стабилизация пассионарного напряжения на предельно низком уровне. Существование, исключающее как эксцессы, так и какую-либо историческую активность.

Продолжительность всего цикла этногенеза составляет примерно 1 200–1 500 лет. Первые четыре фазы, согласно теории, длятся примерно по 250–300 лет, а заключительные могут быть очень короткими, потому что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность ассимиляции или уничтожения этноса другими народами. Но при благоприятных условиях последние фазы могут длиться и неопределенно долго, а этнос - существовать как памятник самому себе.

Как говорить:

Неправильно: «Это крайне пассионарная идея!» Идея может быть захватывающей, пассионарным - человек или группа людей.

Правильно: «Паша у нас пассионарий: победил на олимпиаде по физике, не выходит из дома без гальванометра и исписал формулами все стены в подъезде».

Правильно: «Пассионарность этой семьи высокая, их инициативы измучили всех вокруг».

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Пассионарность

(от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Этнографический Словарь

Пассионарность

термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Геополитический глоссарий

Пассионарность

термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Русская Философия. Энциклопедия

Пассионарность

(от лат. passio - страсть)

термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!