Что помогло герде вспомнить о кае. Тест

Тема. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Анализ сказки.

Цель: помочь учащимся представить основные события произведения, уяснить их связь между собой, понять, о чём идёт повествование; продолжить работу над пониманием идеи сказки: торжество любви и добра, которые определяют поступки и поведение действующих лиц.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы, цели урока.

    Проверка домашнего задания. «Конкурс знатоков».

    Какая лампа была у лапландки? (Жировая).

    На чём написала она письмо финке? (На сушёной треске).

    Какого цвета было северное сияние? (Голубое).

    Какую силу просил у финки для Герды олень? (Силу двенадцати богатырей).

    В чём, по мнению финки, сила Герды? (В том, что она невинный милый ребёнок)

    Где должен был оставить олень девочку? (У куста, покрытого красными ягодами).

    Чем были особенно страшны снежные хлопья? (Они бежали по земле и были живые).

    Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)

    Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (Ангелы).

    Какое слово должен был сложить Кай? (вечность).

    Что обещала подарить Каю снежная королева? (Коньки).

    Что стало с вороной во время отсутствия Герды? (Она овдовела).

    Какое время года стояло на дворе во время их возвращения? (Лето)

    Тест. «Да, нет».

    Волшебное зеркало смастерила Снежная Королева. (Нет, тролль).

    Это зеркало разбилось, когда ученики тролля решили добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами.(Да).

    Кай и Герда жили в двух смежных домах большого города. (Да)

    Осколок зеркала попал Каю в глаз, когда они с Гердой пели песни. (Нет, рассматривали книжку).

    Герда отправилась на поиски Кая сразу же, как он пропал. (Нет, весной).

    Старушка, умевшая колдовать, решила оставить у себя Герду потому, что девочка ей очень понравилась. (Да)

    У маленькой разбойницы было два голубя. (Нет, более сотни).

    Лапландка сообщила Герде, что Снежная Королева живёт на даче в Финляндии. (Да)

    Когда на Герду понёсся целый полк снежных хлопьев, она запела любимую песенку. (Нет, молитву).

    Возвращаясь домой уже с Каем, Герда вновь встретила маленькую разбойницу. (Да).

    Анализ сказки.

Как можно объяснить название сказки? Из скольких ис­торий состоит сказка?

(Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.)

Кто главные герои сказки? Чем была интересна их жизнь?

(Главные герои сказки - девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.)

Прочитайте слова, которыми начинается сказка. Похоже ли такое начало на зачин русских народных сказок?

(Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Такое начало не похоже на зачин русских народных сказок.)

Перескажите историю первую, «в которой говорится о зеркальце и его обломках».

Расскажите о жизни Кая и Герды. Перескажите близко к тексту эпизод первого появления Снежной королевы.

Как осколок попал в сердце Кая?

С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умеющей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

Маленькая разбойница - отрицательный персонаж. По­чему же автор изображает Маленькую разбойницу так, что мы относимся к ней с любовью?

(Жизнь Маленькой разбойницы была невесёлой, без ласки и доброты. Разбойница была избалована, своевольна. Она дер­жала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или гра­била, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей то­же хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.)

Персонажей каких русских сказок напоминают нам ла­пландка и финка?

(Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают нам, кик в русской сказке Баба-яга и её сестры помогали Марьюш­ке найти её Финиста - Ясного сокола.)

Кого из героев сказки Андерсена мы можем назвать вол­шебными помощниками Герды? Как об этом сказала финка?

(Герде помогают цветы, ворон и ворона, Маленькая разбой­ница, лесные голуби и северный олень. Финка так сказала северному оленю: «- Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не долж­на от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный милый ребёнок».)

Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной Королевы? Кто встретился им на обратном пути?

(Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

На обратном пути Герде и Каю помогли олень, лапландка и финка. Они встретили маленькую разбойницу и от неё узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.)

Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

    Задание на дом: подготовиться к уроку внекл. чтения («Огниво», «Оле-Лукойе», «Русалочка»).

    Подведение итогов. Тестирование.

    Андерсен – великий сказочник. Он родился в:

    Дании

  1. Норвегии

    Кто смастерил зеркало, в котором «всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное казалось ещё хуже»:

  1. Тролль

    Кай и Герда – это:

    Брат и сестра

    Друзья

    Знакомые

    Что сделала Снежная Королева, чтобы Кай позабыл «и Герду, и бабушку, и всех домашних»:

    Заморозила мальчика

    Усыпила его

    Дважды поцеловала в лоб

    Кто убедил Герду, что Кай не умер:

    Солнечный свет и ласточки

    Розы и ветер

    Ласточки и облака

    Почему старушка, умевшая колдовать, спрятала все кусты роз под землю:

    Чтобы Герда не сорвала их

    Боялась, что Герда вспомнит о Кае и уйдёт

    Чтобы Герда не укололась о шипы роз

    Кто спас Герду, когда её хотела убить старуха разбойница:

    Ворон и Ворона

    Маленькая разбойница

    Кучер и слуги

    Кто привёз Герду во владения Снежной Королевы?

    Упряжка собак

  1. Северный олень

    Как Герда смогла преодолеть войско Снежной Королевы – снежные хлопья – и добраться до её владений:

    Читала молитву

    Расчищала себе путь лопатой

    Позвала на помощь ветер и солнце

    Что помогло Каю стать прежним:

    Поцелуй Герды

    Волшебное заклинание

    Слёзы Герды

    Выставление оценок.

А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Куда он девался? Никто не знал этого, никто не мог о нём ничего сообщить. Мальчики рассказали только, что видели, как он привязал свои санки к большим великолепным саням, которые потом свернули в переулок и выехали за городские ворота. Никто не знал, куда он девался. Много было пролито о нём слез; горько и долго плакала Герда. Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом. Долго тянулись мрачные зимние дни.

Но вот настала весна, выглянуло солнышко.

– Кай умер и больше не вернётся! – сказала Герда.

– Не верю! – отвечал солнечный свет.

– Он умер и больше не вернётся! – повторила она ласточкам.

– Не верим! – ответили они.

Под конец и сама Герда перестала этому верить.

– Надену-ка я свои новые красные башмачки. – Кай ни разу ещё не видал их, – сказала она однажды утром, – да пойду к реке спросить про него.

Было ещё очень рано; она поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и побежала одна-одинёшенька за город, прямо к реке.

– Правда, что ты взяла моего названого братца? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты отдашь мне его назад!

И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей; тогда она сняла свои красные башмачки, первую свою драгоценность, и бросила их в реку. Но они упали как раз у берега, и волны сейчас же вынесли их на сушу, – река как будто не хотела брать у девочки её драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая. Девочка же подумала, что бросила башмачки не очень далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмаки в воду. Лодка не была привязана и оттолкнулась от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на сушу, но, пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже отошла от берета на целый аршин и быстро понеслась по течению.

Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьёв, не слышал её криков; воробьи же не могли перенести её на сушу и только летели за ней вдоль берега да щебетали, словно желая её утешить: «Мы здесь! Мы здесь!»

Берега реки были очень красивы; повсюду виднелись чудеснейшие цветы, высокие, раскидистые деревья, луга, на которых паслись овцы и коровы, но нигде не было видно ни одной человеческой души.

«Может быть, река несёт меня к Каю?» – подумала Герда, повеселела, встала на нос и долго-долго любовалась красивыми зелёными берегами. Но вот она приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с цветными стёклами в окошках и соломенной крышей. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали ружьями честь всем, кто проплывал мимо.

Герда закричала им – она приняла их за живых, – но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая – престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

– Ах ты бедная крошка! – сказала старушка. – Как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко?

С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку своею клюкой, притянула её к берегу и высадила Герду. Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась чужой старухи.

– Ну, пойдём, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала? – сказала старушка.

Герда стала рассказывать ей обо всём, а старушка покачивала головой и повторяла:

«Гм! Гм!» Но вот девочка кончила и спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он ещё не проходил тут, но, верно, пройдёт, так что девочке пока не о чём горевать – пусть лучше попробует вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее нарисованных в любой книжке с картинками и все умеют рассказывать сказки! Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ.

Окна были высоко от полу и все из разноцветных – красных, голубых и жёлтых – стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным ярким, радужным светом. На столе стояла корзинка со спелыми вишнями, и Герда могла есть их сколько душе угодно; пока же она ела, старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием.

– Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка.

– Вот увидишь, как ладно мы заживём с тобою!

И она продолжала расчёсывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая, – старушка умела колдовать. Она не была злою колдуньей и колдовала только изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в полном цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде её роз вспомнит о своих, а там и о Кае, да и убежит. Сделав своё дело, старушка повела Герду в цветник. У девочки и глаза разбежались: тут были цветы всех сортов, всех времён года. Что за красота, что за благоухание! Во всём свете не сыскать было книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишнёвыми деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с красными шёлковыми перинками, набитыми голубыми фиалками; девочка заснула, и ей снились такие сны, какие видит разве только королева в день своей свадьбы.

На другой день Герде опять позволили играть на солнышке. Так прошло много дней. Герда знала каждый цветочек в саду, но как ни много их было, ей все – таки казалось, что какого-то недостаёт, только какого же? Раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами; самым красивым из них была как раз роза, – старушка забыла её стереть. Вот что значит рассеянность!

– Как! Тут нет роз? – сказала Герда и сейчас же побежала искать их но всему саду – нет ни одной!

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Тёплые слёзы упали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они смочили землю – куст мгновенно вырос из неё, такой же свежий, цветущий, как прежде.

Герда обвила его ручонками, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у неё дома, а вместе с тем и о Кае.

– Как же я замешкалась! – сказала девочка. – Мне ведь надо искать Кая!..

Не знаете ли вы, где он? – спросила она у роз. – Верите ли вы тому, что он умер и не вернётся больше?

– Он не умер! – сказали розы. – Мы ведь были под землёю, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было.

– Спасибо вам! – сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: – Не знаете ли вы, где Кай?

Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о собственной своей сказке или истории; их наслушалась Герда много, но ни один из цветов не сказал ни слова о Кае.

Что же рассказала ей огненная лилия?

– Слышишь, бьёт барабан? Бум! Бум! Звуки очень однообразны: бум, бум! Слушай заунывное пение женщин! Слушай крики жрецов!.. В длинном красном одеянии стоит на костре индийская вдова. Пламя вот-вот охватит её и тело её умершего мужа, но она думает о живом – о том, кто стоит здесь же, о том, чьи взоры жгут её сердце сильнее пламени, которое сейчас испепелит её тело. Разве пламя сердца может погаснуть в пламени костра!

– Ничего не понимаю! – сказала Герда.

– Это моя сказка! – отвечала огненная лилия.


Что рассказал вьюнок?

– Узкая горная тропинка ведёт к гордо возвышающемуся на скале старинному рыцарскому замку. Старые кирпичные стены густо увиты плющом. Листья его цепляются за балкон, а на балконе стоит прелестная девушка; она перевесилась через перила и смотрит на дорогу. Девушка свежее розы, воздушнее колеблемого ветром цветка яблони. Как шелестит её шёлковое платье! «Неужели же он не придёт?»

– Ты говоришь про Кая? – спросила Герда.

– Я рассказываю свою сказку, свои грёзы! – отвечал вьюнок.

Что рассказал крошка подснежник?

– Между деревьями качается длинная доска – это качели. На доске сидят две маленькие девочки; платьица на них белые, как снег, а на шляпах развеваются длинные зелёные шёлковые ленты. Братишка, постарше их, стоит на коленях позади сестёр, опершись о верёвки; в одной руке у него – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Вот один повис на конце трубочки и колышется от дуновения ветра. Чёрненькая собачонка, лёгкая, как мыльный пузырь, встаёт на задние лапки, а передние кладёт на доску, но доска взлетает кверху, собачонка падает, тявкает и сердится. Дети поддразнивают её, пузыри лопаются… Доска качается, пена разлетается – вот моя песенка!

– Она, может быть, и хороша, да ты говоришь все это таким печальным тоном! И опять ни слова о Кае! Что скажут гиацинты?

– Жили-были две стройные, воздушные красавицы сестрицы. На одной платье было красное, на другой голубое, на третьей совсем белое. Рука об руку танцевали они при ясном лунном свете у тихого озера. То не были эльфы, но настоящие девушки. В воздухе разлился сладкий аромат, и девушки скрылись в лесу. Вот аромат стал ещё сильнее, ещё слаще – из чащи леса выплыли три гроба; в них лежали красавицы сестры, а вокруг них порхали, словно живые огоньки, светляки. Спят ли девушки, или умерли? Аромат цветов говорит, что умерли. Вечерний колокол звонит по усопшим!

– Вы навели на меня грусть! – сказала Герда. – Ваши колокольчики тоже пахнут так сильно!.. Теперь у меня из головы не идут умершие девушки! Ах, неужели и Кай умер?

Но розы были под землёй и говорят, что его нет там!

– Динь-дан! – зазвенели колокольчики гиацинтов. – Мы звоним не над Каем! Мы и не знаем его! Мы звоним свою собственную песенку; другой мы не знаем!

И Герда пошла к золотому одуванчику, сиявшему в блестящей, зелёной траве.

– Ты, маленькое ясное солнышко! – сказала ему Герда. – Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца?

Одуванчик засиял ещё ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае!

– Ранняя весна; на маленький дворик приветливо светит ясное солнышко. Ласточки вьются возле белой стены, примыкающей ко двору соседей. Из зелёной травки выглядывают первые жёлтенькие цветочки, сверкающие на солнышке, словно золотые. На двор вышла посидеть старушка бабушка; вот пришла из гостей её внучка, бедная служанка, и крепко целует старушку. Поцелуй девушки дороже золота, – он идёт прямо от сердца. Золото на её губах, золото в её сердечке. Вот и все! – сказал одуванчик.

– Бедная моя бабушка! – вздохнула Герда. – Как она скучает обо мне, как горюет! Не меньше, чем горевала о Кае! Но я скоро вернусь и приведу его с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы – у них ничего не добьёшься, они знают только свои песенки!

И она подвязала юбочку повыше, чтобы удобнее было бежать, но когда хотела перепрыгнуть через нарцисс, тот хлестнул её по ногам. Герда остановилась, посмотрела на длинный цветок и спросила:

– Ты, может быть, знаешь что-нибудь?

И она наклонилась к нему, ожидая ответа. Что же сказал нарцисс?

– Я вижу себя! Я вижу себя! О, как я благоухаю!.. Высоко-высоко в маленькой каморке, под самой крышей, стоит полуодетая танцовщица. Она то балансирует на одной ножке, то опять твёрдо стоит на обеих и попирает ими весь свет, – она ведь один обман зрения. Вот она льёт из чайника воду на какой-то белый кусок материи, который держит в руках. Это её корсаж. Чистота – лучшая красота! Белая юбочка висит на гвозде, вбитом в стену; юбка тоже выстирана водою из чайника и высушена на крыше! Вот девушка одевается и повязывает на шею ярко-жёлтый платочек, ещё резче оттеняющий белизну платьица. Опять одна ножка взвивается в воздух! Гляди, как прямо она стоит на другой, точно цветок на своём стебельке! Я вижу себя, я вижу себя!

– Да мне мало до этого дела! – сказала Герда. – Нечего мне об этом и рассказывать! И она побежала из сада.

Дверь была заперта лишь на задвижку; Герда дёрнула ржавый засов, он подался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге! Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею. Наконец она устала, присела на камень и огляделась кругом: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень, а в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времён года, этого не было заметно!

– Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! – сказала Герда и опять пустилась в путь.

Ах, как болели её бедные, усталые ножки! Как холодно, сыро было в воздухе! Листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь белый свет!


| |

Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно — река словно бы не хотела брать у девочки ее драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая. Девочка же подумала, что бросила башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от ее толчка отошла от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег, но пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже совсем отплыла и быстро неслась по течению. Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль берега и щебетали, словно желая ее утешить: — Мы здесь! Мы здесь! Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за лодкой, но не могли догнать ее. “Может быть, река несет меня к Каю?” — подумала Герда, повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами. Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им — она приняла их за живых, — но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. — Ах ты бедное дитятко! — сказала старушка. — И как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко? С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду. Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой старухи. — Ну, пойдем, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала, — сказала старушка. Герда стала рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: “Гм! Гм!” Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ. Окна были высоко от пола и все из разноцветных — красных, синих и желтых — стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки. — Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! — сказала старушка. — Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая — старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубокоглубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее. Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы. На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым из них была роза — старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под землю. Вот что значит рассеянность! — Как! Тут нет роз? — сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла. Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде. Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае. — Как же я замешкалась! — сказала девочка. — Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? — спросила она у роз. — Правда ли, что он умер и не вернется больше? — Он не умер! — отвечали розы. — Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было. — Спасибо вам! — сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: — Вы не знаете, где Кай? Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае. Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве. — Ты, маленькое ясное солнышко! — сказала ему Герда. — Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца? Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае! — Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота — он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! — сказал одуванчик. — Бедная моя бабушка! — вздохнула Герда. — Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы — толку от них не добьешься, они знай твердят свое! — И она побежала в конец сада. Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею. Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно. — Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! — сказала Герда и опять пустилась в путь. Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!

Вариант I

1. Кто создал зеркало, в котором все доброе уменьшалось, а все злое выпирало и делалось еще гаже?

а) Лапландка б) Тролль в) Снежная королева г) Колдунья

2. Кто не поверил Герде, когда та говорила, что Кай умер, и заставил ее саму усомниться в его смерти?

а) Солнце и ласточки б) Снег и ветер в) Дождь и лужи

3. Кто помог Герде попасть во дворец к принцу и принцессе?

а) Ворон и ворона б) Добрый охранник в) Бабочки

4. «Ишь какая славненькая, жирненькая! Орешками откормлена!» Кто так говорил о Герде?

а) Маленькая разбойница б) Снежная королева в) Старуха разбойница

5. На чем лапландка написала послание финке?

а) На пергаменте б) На сушеной рыбе в) На бересте

6. Что оживило Кая?

Тест по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Вариант II

1. «Это роятся белые пчелки!» - говорила старая бабушка. Что она имела ввиду?

а) Пчел б) Снежинки в) Солнечные зайчики г) Цветы

2. Что помогло Герде вспомнить о Кае, когда она жила у женщины, которая умела колдовать?

а) Розовые кусты роз б) Белые кусты роз в) Снежинки

3. Как звали оленя Маленькой разбойницы?

а) Кешка б) Бяшка в) Кудряшка

4. Что дала Маленькая разбойница Герде в Лапландию, чтобы та не замерзла?

а) Муфту б) Шапку в) Рукавицы в) Шарф

5. Где жила финка?

а) в Лапландии б) в Финляндии в) в Антарктиде

6. Что оживило Кая?

а) Улыбка Герды б) Жестокость Снежной королевы в) Слезы Герды

7. В какое время года Кай и Герда вернулись домой?

а) Зима б) Весна в) Лето г) Осень

Тест по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Вариант III

1. Сколько раз пробило на больших башенных часах, когда Кая что-то кольнуло в сердце и попало прямо в глаз?

а) Два б) Три в) Четыре г) Пять

2. Какое время года было на самом деле, когда Герда сбежала от женщины, которая умела колдовать?

а) Зима б) Весна в) Лето г) Осень

3. Кто рассказал Герде, что Кай у Снежной королевы?

а) Бульдоги б) Олень в) Лесные голуби г) Белая курица

4. Где родился и вырос олень Маленькой разбойницы?

а) В Лапландии б) Где-то на севере в) В Антарктиде

5. В чем сила Герды?

а) В башмачках б) В том, что с ней олень в) В ее сердце

6. Что оживило Кая?

а) Улыбка Герды б) Жестокость Снежной королевы в) Слезы Герды

7. В какое время года Кай и Герда вернулись домой?

а) Зима б) Весна в) Лето г) Осень

8. Как старушка заколдовала Герду?

а) Дала ей выпить волшебный чай б) Расчесала ей волосы золотым гребешком

в) Рассказала ей сказку и уложила спать на волшебную кровать

Тест по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Вариант IV

1. На чью спину привязали санки, когда Снежная королева похитила Кая?

а) Белой собаки б) Белой лошади в) Белой курицы г) Белой кошки

2. Кто рассказал Герде историю о том, как принцесса выбирала себе жениха?

а) Воробей б) Ворон в) Снегирь г) Орел

3. Где располагаются постоянные чертоги Снежной королевы?

а) В Великом Устюге б) На острове Шпицберген в) Неизвестно

4. Что жарила лапландка, когда к ней приехали олень и Герда?

а) Рыбу б) Котлеты в) Мясо г) Овощи

5. Какое слово не мог сложить Кай из кусочков льда?

а) «Жизнь» б) «Вечность» в) «Спокойствие» г) «Бесконечность»

6. Что оживило Кая?

а) Улыбка Герды б) Жестокость Снежной королевы в) Слезы Герды

7. В какое время года Кай и Герда вернулись домой?

а) Зима б) Весна в) Лето г) Осень

8. Какие цветы росли в деревянных ящичках у родителей Кая и Герды?

а) Тюльпаны б) Розы в) Ромашки

Тест по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

а) Ш.Перро;

б) братья Гримм;

в) Г. Андерсен.

2.Какой предмет в сказке разбился вдребезги?

а) зеркало;

б) стекло;

3.Куда проникали осколки этого предмета?

а) лёгкие;

б) сердце;

в) печень.

4.Какой куст рос в каждом ящике?

а) розовый;

б) малиновый;

в) фиолетовый.

5.Что умели рассказывать цветы в саду?

а) легенды;

б) сказки;

в) анекдоты.

6.В виде каких цветов были две кровати?

в) тюльпаны.

7.На какой вяленой рыбе старуха написала два слова?

в) треска.

8.Какое слово складывал Кай из льдин?

а) «вечность»;

б) «жизнь»;

в) «бесконечность».

9.Что получил бы Кай от Снежной королевы, если бы написал это слово?

а) новые лыжи;

б) новые коньки;

в) новые санки.

10.Чем напоила молодая олениха Кая и Герду?

а) напиток;

б) молоко;

11.О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»?

а) О льдинках;

б) О снежинках;

в) О сугробах.

12.Что растопило ледяное сердце Кая?

а) Горячие слёзы Герды;

б) Горячий чай;

в) Горящий огонь.

13.Что заметили Кай и Герда, вернувшись домой?

а) Они стали взрослыми людьми;

б) Они стали выше ростом;

в) Они стали более красивыми.

14. Что помогло Герде вспомнить о Кае, когда она жила у женщины, которая умела колдовать?

а)Розовые кусты роз;

б)Белые кусты роз;

в)Снежинки.

15.Кто помог Герде попасть во дворец к принцу и принцессе?

а)Ворон и ворона;

б)Добрый охранник;



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!