«Что поняли главные герои (мальчики), общаясь с калекой? Какой «урок» он им преподал? (по рассказу Короленко «Парадокс»). «Парадокс», анализ рассказа Короленко Короленко парадокс герои

Очень кратко

Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.

Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия - условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Павел - лакей, человек трезвомыслящий и насмешливый

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Ян Криштоф Залуский - калека, карлик, феномен, родился без рук, умный и ироничный, командует своим родственником

Матвей - родственник и помощник Яна, глуп, во всём слушается калеку

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

Дударев - полковник, бывший военный врач, благородный и бескорыстный, пример для мальчиков

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Уляницкий - шляхтич, холостяк, неприятный тип с вкрадчивыми манерами, занимающийся непонятно чем

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».

Разделы: Литература

Оборудование:

  1. Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
  2. Иллюстрации к рассказу.
  3. Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
  4. Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Эпиграф:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?

Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).

Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?

Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.

Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».

Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.

Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».

Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Вопрос: Каков смысл названия рассказа?

Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Ответ: Неожиданное, странное.

Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Вопрос: Что означает слово «афоризм»?

Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

Вопрос: От чьего лица ведется повествование?

Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия . (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Ответ: Калеки-феномена.

Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей? Если не нарушает, то почему?

Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Ответ: Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.

Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?

Ответ: Завязкой.

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию »? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.

Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Ответ: Для выразительности языка рассказа.

Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?

Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.

Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?

Ответ:

  1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
  2. пан Уляницкий – фальшивый человек;
  3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
  4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
  5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.

Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Ответ: Когда он смотрит на детей.

Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».

Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?

Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Ответ: Развязка

Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Задание: Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.

Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».

Вопрос: Чем заканчивается повествование?

Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.

И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Урок внеклассного чтения в 8 классе на тему: «Человек создан для счастья…» (По очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Цели:

Образовательная: познакомиться с очерком В.Г.Короленко «Парадокс», фильмом-призером Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою…», повторитькомпозицию художественного произведения;

Развивающая: развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа;

Воспитательная: воспитывать понимание и сострадание к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, индивидуальные рабочие листы. Ход урока 1. Оргмомент. Тема нашего урока: «Человек создан для счастья…» Как вы думаете, о чем нам сегодня предстоит говорить? (О счастье, о жизни…)

Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»(в сокращении)

Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье -
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

В своих сочинениях «Что такое счастье?», «Счастливый человек. Какой он?» вы пытались ответить на этот вечный вопрос. (Презентация с озвучиванием: читаются выдержки из ученических сочинений) - Сегодня мы попытаемся в процессе беседы обогатить (пополнить) наши знания о счастье и смысле жизни человека. Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. И таким даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи» «солнцем России». - Посмотрите на названия произведений писателя и скажите: о ком писал писатель, кто был героями его произведений. («Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Чудная»______________________ (Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях). В основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. И эти чувства (вы со мной, надеюсь, согласитесь) мы испытываем, читая очерк «Парадокс».

2. Основной этап урока.

2.1. Работа по тексту: сюжет, композиция.

Что означает это слово?

(Парадокс (греч.) - мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу).

Каков сюжет произведения? (Пересказ учащегося).

Давайте вспомним составляющие композиции. (Даны определения, нужно подписать понятия)

Вступительная часть литературного (музыкального) произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем -

Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях -

Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении -

Один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении -

Какова композиция произведения? (Определить, что является экспозицией, развитием действия, завязкой, развязкой произведения?





Развязка

2.2. Работа по содержанию (с таблицами):

А) заполнение таблиц №1, №2.

Феномен (книжн.) - человек (явление), выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении.

Таблица №1

1. Каковы были представления братьев, героев рассказа,

о назначении жизни человека?

До появления феномена

После появления феномена

«…мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни...»

«…теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия.

Впрочем, причина была: в дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью...»

2. Какое впечатление производит феномен

на собравшийся народ?

на мальчиков?

«какое-то испуганное сожаление», «послышался визг»,

« послышался почти истерический женский плач»

«…зажмурился,-так резко и болезненно ударило мне в глаза обнаженное уродство этих узких плеч…»

Работа со словом АФОРИЗМ.

Афоризм (греч.) - краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье - естественное состояние человека.

Таблица №2

Б) Устная работа по вопросам:

Таблица №3

2. Чем можно объяснить такое отношение?
Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь - жизнь калеки - это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.
3. Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?
Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души.
4. Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков?
Стремление к счастью - естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.
5 . Почему именно мальчикам он написал это афоризм? Почему он повторил его несколько раз?
У них вся жизнь еще впереди. Внушил им надежду. Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.
6. Почему этот афоризм прозвучал как парадокс?
Парадокс в том, что жалкий калека - автор афоризма о счастье. Если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Произошел духовный перелом - резкое изменение в сознании.

«Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

- Чтение учеником стихотворения:

Природа-мать не наделила

Его руками, как всех нас,

И счастье в душу не вселила,

Не дав вкусить его хоть раз.

А как же жить, когда смеются

И пальцем тычут в спину все?

В душе ручьями слезы льются-

Вся жизнь словно в кошмарном сне…

Людей своим уродством тешит,

В коляске ездит, как паук.

Но кто поможет? Кто утешит?

Он сам себе и мать, и друг.

Жестоко, страшно, будто в маске

Его лицо, но вот глаза…

В них столько жизни, столько ласки,

В них мысль, что жизнь всего одна,

Что счастья все должны добиться-

Ведь для того мы рождены.

Мы с вами, как в полете птицы:

Мы можем все, а он - увы!

Он никогда не испытает

Того, что чувствуют вокруг.

Ведь рана та не зарастает,

Ведь нет у человека рук!

Такой, обиженный судьбою,

Не понимает он людей,

В ком жизнь бурлит, течет рекою,

Но только без счастливых дней.

А счастья нужно добиваться-

Само не постучится в дверь.

Но как?! Шутить, любить, смеяться,

Стать интересней и добрей.

Уродлив, но душа прекрасна;

Он потому нас учит жить,

Что рождены мы все для счастья,

Что нужно счастьем дорожить!

2.3. Просмотр фильма и его обсуждение. - Доводилось ли вам в жизни встречать таких людей? Сегодня я хочу познакомить вас с Верой Петровной Костелянец, жительницей Калужской области. Прежде чем познакомиться, посмотрите вопросы, которые нам предстоит обсудить потом. А) Просмотр фильма-призера IV Всероссийского кинофестиваля «Семья России» «Нарицаешься Верою…» Сюжет фильма: Родилась Вера на Урале. Родилась без обеих рук. Мать оставила ее в детдоме. Там и научилась она всему: шить, работать, обслуживать себя. Как только ей исполнилось 16 лет, директор детдома определила ее в дом престарелых. Запахи, трупы чуть не довели девушку до отчаяния. Ее определяют в обычную школу учиться. На переменах появлялось в классе много зевак, которые приходили посмотреть на необыкновенного человека, который писал, как все, но только зубами или зажимая ручку плечом и подбородком. Вера закончила школу. Выпускной. Не такая нарядная, как все, но счастливая. По направлению приехала в калужский сельхозтехникум. Когда посмотрели на нее, то подумали: кто же за ней будет ухаживать? Но когда увидели, что Вера сама себя обслуживает, разрешили ей остаться. Стала встречаться с парнем. Забеременела. Он сказал, что помогать ей не будет, что она должна сделать аборт. Но Вера мечтала о девочке. Родила. И с этой трудностью справилась сама. Пока ребенок маленький, переносила его в зубах, стирала, пеленала…В собесе помогли: дали комнату. Когда дочери исполнилось три года, к ним в село приезжает корреспондент журнала «Работница». Вере стали приходить письма, посылки. И однажды она получила письмо с казенным адресом. Это из тюрьмы. Завязалась переписка. Вера поехала в тюрьму на Украину. Там они и расписались. Снова беременность. Снова предательство. Вера понимает, что муж хочет развод, но не решается сказать. Тогда она предлагает сама развестись. Родился мальчик. Вера счастлива снова. Однажды, возвращаясь со службы (это было Прощеное воскресенье), Вера зашла в лес и стала искренне и слезно просить прощение у своей матери, она сама давно простила свою мать за все. Несмотря ни на что, Вера счастлива. Счастлива, потому что скоро наступит весна, скоро будет копаться в земле. Счастлива, потому что вырастила хороших детей, дала им все, что могла, а теперь все зависит от них. - Несчастные всегда виноваты, виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг. (Оноре Мирабо) Б) Работа по вопросам: - Что удивило, что поразило вас в судьбе героини? (Необыкновенная сила воли, безграничная доброта в глазах) - Что сближает двух героев (Яна Залусского и Веру), кроме того, что они оба без рук? (Сближает то, что герои для окружающих удивительные существа, на которых глазеют как в цирке, но никто из них не озлобился на людей за то, что они здоровы; и Вера, и феномен заботятся о детях (у Веры свои дети, у феномена - племянники), несмотря на то, что они без рук. - Василий Розанов писал: «Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как это ни странно, а без этого пуста жизнь». И для наших героев жизнь наполнена смыслом: заботой об окружающих. - После нашей беседы, после знакомства с героями пополнились ли ваши представления о счастье? (Одной из составляющих счастья является сама жизнь) В) Какая из цитат могла бы быть эпиграфом к нашему уроку. Эпиграфом, который бы отражал задумку авторов сегодняшних произведений. - Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях. Лев Толстой - Петру Боборыкину - Любая книга - это исповедь, а книга воспоминаний - это исповедь без попытки прикрыть себя тенями вымышленных героев. Илья Эренбург - В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, он беспощаден. А.Н.Толстой

3. Заключительный этап работы.

Наш урок мне хочется закончить цитатами из ваших сочинений (презентация): - Самое большое счастье - это сама жизнь. - В течение жизни человек сталкивается с трудностями и горем. И если он умеет преодолеть все это, сохранить доброту и человечность, не озлобиться - это тоже счастье. - Счастье - это чудо, которое мы сами создаем. - Счастье - счастье - это умение радоваться жизни. - Если человек не будет стараться делать жизнь счастливой, то она перестанет ему нравиться. - Счастье не надо искать, оно не вокруг да около. Оно в нас самих. - Дерзай, пробуй, испытывай, узнавай неизвестное. Ведь чем больше у человека интересов, чем разностороннее его увлечения, тем интереснее жизнь, тем больше у него шансов быть по-настоящему счастливым. Вы созданы для счастья, но не забывайте, что окружающие вас люди тоже созданы для него. Поэтому не унижайте людей, цените их, любите их, берегите их. Краткий пересказ. Герои очерка - мальчики десяти и восьми лет, ничего еще не знающие о жизни. Любимым их занятием была игра во дворе: ловля рыбы или путешествия. Они представляли, что они кого-то спасают, что ночуют где-то в поле или в гостинице. И в один прекрасный день слуга Павел прервал их игру, заставив смутиться, и позвал идти в комнаты. Мальчики были удивлены, но послушались. Когда они пришли к крыльцу их дома, то увидели много народа. Стали вспоминать, что же они такого натворили. Но вскоре увидели на какой-то телеге человека с большой головой, маленьким телом, длинными ногами, его груди из-за бороды не было видно. Человек был без рук. Это был Ян Криштоф Залуский. Его называли феноменом. Он все делал ногами: и причесывался, и кланялся, и посылал воздушные поцелуи, и даже крестился. За то, что он показывал все это, ему давали деньги. Матвей (он был вместе с калекой) сообщил, что феномен еще пишет афоризмы. Кто желает, может подойти и получить афоризм от человека, который знает и прошедшее, и настоящее, и будущее. Никто не решался. Тогда феномен подозвал к себе мальчиков и написал им: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Когда уезжал, то несколько раз повторил им эту фразу. Мальчики, вернувшись к себе во двор, играть уже не хотели. Ночью спали плохо и даже вскрикивали.

Мегамозг

«Парадокс» является повествовательным текстом, хотя в то же время является своеобразным художественным очерком реальной жизни писателя. Вообще, к слову говоря, всё это произведение Короленко написал в течение одного единственного дня! Исходя из биографических сведений писателя, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя, ведь совсем недавно умерла его дочь. Королеко был подавлен, весь мир вокруг него разделился на два полюса: добро и зло, являющиеся главными категориями закона, управляет и составляет саму жизнь. Настоящее же счастье дается человеку крайне редко; оно (по словам писателя) очень неравномерное, порою совсем ничтожное. Весь свой очерк «Парадокс» Короленко и решил посвятить философской теме счастья. Герои очерка — два маленьких брата. Они частенько отлыхают в огромном саду своего дома (как подчеркивает сам автор: это полагается детям состоятельных родителей), наслаждаются жизнью и почти ничем не озабочены. Но вот однажды происходит случай, который меняет всю их жизнь. В один из дней к их дому подобралась странная пара: человек, облик которого ребята запомнили на всю жизнь, и немощный, но очень умный калека по имени Ян Криштоф Залуский, у которого не было рук. Цель прибытия незнакомцев оказалась очевидна: попрошайничество… но не простое, а очень искусное! Калека был очень умен, говорил, что может видеть прошлое и предсказывать будущее, также он был способен показывать интересные трюки с помощью только своих ног. Его помощник называл его «феноменом». Ребятам Ян поведал очень умный афоризм (рассказчик, к слову, боялся, что он напишет детям нечто страшное): «Человек создан для счастья, как птица для полета». Услышать подобное от калеки было странно, это понимал и сам Ян, потому назвал свой афаризм «парадоксом». В правдивости его слов мальчики убедились позже, когда увидели Яна в обычной жизни: хотя он и был талантливее и умнее многих других людей, он очень страдал от того, что не похож на них. Все считали его калекой, неполноценным, но сам Ян себя таковым не считал (эпизод, когда он дает милостыню другому нищему). Именно после встречи с калекой, мальчики поняли, что жизнь очень часто несправедлива к людям, а счастье — понятие относительное. Его достоен каждый из ныне живущих людей, но в то же время каждый человек определенной долей этого счастья уже обладает. «Но счастье, увы, дано не всем», как говорит Ян Залуский, и без этого дополнения сюжет очерка Короленко мог быть воспринят неверно… Вся суть произведения заключается в том, что в душа тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье достичь ей никогда не удастся. В этом и есть главный «парадокс» жизни и всего очерка.»Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» (с) В.Г. Короленко.

Сочинение

Герои рассказа В. Короленко «Парадокс» — два брата, маленьких мальчика. Однажды в их жизни произошел случай, который они запомнили надолго. Как-то в их двор, к их родителям привезли калеку. У этого человека не было рук, он обладал маленьким немощным тельцем. Но умом этот калека превосходил своего родственника, который возил его по богатым домам, чтобы заработать на жизнь.

У инвалида была своя «концертная» программа. Он показывал всякие «трюки» — то, что может делать с помощью ног. Также пан Ян Криштоф Залуский утверждал, что предсказывает будущее, видит прошлое и настоящее. Он писал афоризмы, которые должны были как-то раскрыть судьбу человека, его жизнь.

И вот калека захотел написать такой афоризм и мальчикам. Рассказчик очень боялся того, что этот «страшный» человек может написать. Но, развернув листок, дети увидели всего лишь: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Получить такое послание от калеки, у которого и рук-то не было «для полета», было странно. Это понимал и сам пан Залуский. Он назвал свой афоризм парадоксом. Но это были очень горькие слова.

В этом мальчики убедились позже, когда увидели калеку не на его «выступлении», а в обычной жизни. Он очень переживал из-за того, что был не такой, как все. Калека говорил, что человек-то создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. И от этих слов веяло такой тоской и болью! Мне кажется герой осознавал, что он достойнее и способнее многих «обычных» людей. Но калека не мог проявить себя, потому что общество ставило на нем «клеймо», люди относились к нему, как к больному, инвалиду, неполноценному. А сам пан Залуский таким себя не ощущал — об этом говорит тот факт, что он подал милостыню нищему, хотя сам занимался чем-то похожим.

Встретив этого странного человека, мальчики поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива: «Мать …крестила нас, стараясь защитить от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы». Кроме того, братья поняли, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное — внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!