Что такое эсминец. Современные эскадренные миноносцы

Англ. Zumwalt class guide missile destroyers

Новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением (также ранее известный как DD(X)), с упором на атаки береговых и наземных целей. Этот тип является уменьшенной версией кораблей программы DD-21, финансирование которых было прекращено. Первый эсминец класса Zumwalt, DDG-1000, был спущен на воду 29 октября 2013 года. Эсминцы этой серии являются многоцелевыми и предназначены для атаки противника на побережье, борьбы с авиацией противника и огневой поддержки войск с моря.

Программа названа в честь адмирала, руководителя военно-морскими операциями Элмо Р. Зумвалта.

История

Среди разрабатываемых военных кораблей США DDG-1000 должен предшествовать Littoral Combat Ship и, возможно, следовать за крейсером CG(X), конкурируя с противовоздушным CVN-21. Программа DDG-1000 является результатом значительной реорганизации программы DD21, бюджет которой был сокращён конгрессом более чем на 50 % (в рамках программы SC21 1990-х годов).

Первоначально военно-морские силы надеялись построить 32 таких эсминца. Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и до семи из-за высокой стоимости новых экспериментальных технологий, которые должны быть включены в эсминец. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила ВМС деньги только на строительство одного DDG-1000 для «демонстрации технологии». Начальное финансирование для эсминца было включено в «National Defense Authorization Act» 2007 года.

Тем не менее, в 2007 году были выделены 2,6 млрд долларов для финансирования и строительства двух эсминцев класса Zumwalt.

14 февраля 2008 года корпорация Bath Iron Works была выбрана для постройки USS Zumwalt с номером DDG-1000, а Northrop Grumman Shipbuilding - для строительства DDG-1001 ценой по 1,4 млрд долларов за каждый. Согласно изданию Defense Industry Daily, стоимость может увеличиться до 3,2 млрд долларов за каждое судно, плюс 4,0 млрд долларов будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

22 июля 2008 года было принято решение о строительстве лишь двух подобных эсминцев. Через несколько недель было принято решение о строительстве третьего эсминца этого типа.

Название
Номер
Судоверфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Замволт
USS Zumwalt (DDG-1000)

1000 Bath Iron Works 17 ноября 2011 29.10.2013 2016 (план)
Майкл Монсур
USS Michael Monsoor (DDG-1001)

1001 Northrop Grumman Shipbuilding 23 мая 2013 2016 (план) 2016 (план)
Линдон Б. Джонсон
USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

1002 Bath Iron Works 4 апреля 2014 2017 (план) 2018 (план)

После принятия в строй эсминцы типа «Замволт» будут применяться совместно с эсминцами типа «Арли Бёрк».

7 декабря 2015 года первый из трёх эсминцев, «Замволт», оцениваемый к этому времени в 4,4 млрд долларов, вышел в море для ходовых испытаний.

Конструкция

Эти корабли должны получить энергетическую установку нового поколения, представляющую собой комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением (принцип «полностью электрического корабля», в рамках которой применяется общий первичный источник для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных систем без исключения).

Корпус и надстройка корабля обнесены радиопоглощающими материалами толщиной примерно в один дюйм, до минимума уменьшено количество выступающих антенн. Композитные материалы надстройки содержат дерево (бальсу).

Благодаря высочайшей степени автоматизации экипаж корабля составляет всего лишь 140 человек.

Вооружение корабля состоит из 20 универсальных пусковых установок Mk-57 суммарной ёмкостью 80 ракет «Томагавк», двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок и 30-миллиметровых зенитных автоматов. На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и беспилотных аппаратов.

Водоизмещение корабля приближается к 15 тыс. тонн, что делает «Замволты» крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144, водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн.

Стоимость программы составит для ВМС США 22 млрд долл. (цифра будет корректироваться, но рассчитывают, что увеличение расходов не превысит 15 %).

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 14 564 длинных тонн (полное)
-Длина: 183 м
-Ширина: 24,6 м
-Осадка: 8,4 м
-Бронирование: возможна кевларовая защита отдельных узлов
-Двигатели: 2 х ГТУ Rolls-Royce Marine Trent-30
-Мощность: 78 МВт
-Скорость хода: 30 узлов (55,56 км/ч)
-Экипаж: 148 человек

Вооружение

Радиолокационное вооружение: AN/SPY-3
-Тактическое ударное вооружение: 20 х УВП Mk.57 на 80 ракет «Томагавк», ASROC или ESSM

Артиллерия: 2 х 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматах заряжания)

Зенитная артиллерия: 2 х 30-мм АУ Mk.46
-Ракетное вооружение: RIM-162 ESSM

Противолодочное вооружение: RUM-139 VL-Asroc

Авиационная группа: 1 х вертолёт SH-60 LAMPS

3 х БПЛА MQ-8 Fire Scout

Эскадренные миноносцы группы "К/S " ("стандартный 1000-тонный эсминец")

Корабли группы "K /S ". известные как "стандарт­ные 1000-тонные эсминцы", были основой британских миноносных сил в годы Первой Мировой войны. Они служили в составе Гранд-Флита, входили в состав Дувр­ского патруля и "сил Гарвича", участвовали в охране Отрантского барража, сопровождали конвои.

Всего в период с 1912 по 1924 г. британский флот пополнился 262 эсминцами, являвшимися после­довательным развитием удачного типа "К", строивше­гося в Англии по программе 1911-1912 гг. На после­дующих типах в проект вносились отдельные усовер­шенствования, учитывающие опыт эксплуатации и бо­евой службы ранее построенных эсминцев. Так уже на следующем после ""К" типе ""L " два корабля в опыт­ном порядке оснащались более экономичной энергети­ческой установкой (ЭУ), в состав которой был вклю­чен турбозубчатый агрегат, а на кораблях типа "М", строящихся по программе 1913-14 гг. заметно подня­та скорость хода (с 29 до 34 узлов). На части строя­щихся в рамках "чрезвычайной военной программы" эсминцах типа "М" с целью повышения экономичнос­ти турбины крейсерского хода оснащены редуктором. Начиная с типа "R ". ТЗА занимает прочное место в составе ЭУ британских эсминцев, окончательно вы­теснив турбину с прямой передачей. На следующем типе "Модифицированный R " с целью улучшения мо­реходности была произведена перепланировка внутрен­них помещений, что позволило сдвинуть на несколько метров в корму ходовой мостик и облегчить носовую оконечность.

Почти все корабли семейства "K /S " были сданы на слом в двадцатых - тридцатых годах и к началу Второй Мировой войны в составе флота оставалось лишь 12 единиц: один типа "R " и одиннадцать типа "S ".

Эскадренные миноносцы типа "R "

"SKATE "

Краткое описание:

Корабли типа "R " стали первыми серийными британскими эсминцами, в состав ЭУ которых вклю­чен ТЗА.

Решение о том, что все вновь строящиеся эсмин­цы должны иметь ТЗА было принято Адмиралтейством в июле 1915 г. Тогда же был выдан заказ на первые 26 кораблей нового типа "R ". За исключением новой ЭУ, они почти во всем повторяли более ранний тип "М"". строившийся в Англии с начала войны огромной серией, насчитывающей более 100 единиц. Эсминцы этого типа имели нормальное водоизмещение около 1000 т (от 883 до 1055 т в зависимости от строителя), скорость полного хода 34-35 узлов, вооружение, со­стоявшее из трех 102-мм орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Не уступая, а кое в чем и пре­восходя германские эсминцы, корабли типа "М" все же не в полной мере отвечали требованиям Адмирал­тейства: низкая экономичность применявшейся на них энергетической установки, в которой турбина напря­мую передавала мощность на винт, не позволяла ре­шить проблему увеличения дальности хода без суще­ственного роста водоизмещения. Попытки разрешить данную задачу предпринимались в Англии еще перед началом Первой Мировой войны, когда на некоторых эсминцах испытывались турбины крейсерского хода, а один из кораблей даже предполагалось оснастить быст­роходным дизелем. Удача пришла на двух эсминцах типа "L " ("Леонидас" и "Люцифер"), оснащенных ЭУ, в со­став которой был включен понижающий число оборо­тов турбины редуктор. Опыт их годичной успешной эксплуатации в условиях военного времени и привел к уже упомянутому решению оснащать все вновь строя­щиеся корабли ЭУ с ТЗА.

Прочие изменения по сравнению с типом "М" были весьма незначительны и не выходили за рамки обыч­ных внутритиповых отличий, характерных для бри­танских эсминцев того времени. Для улучшения море­ходности немного приподняли полубак в районе фор­штевня и сдвинули на 9 футов (примерно 2,7 м) в сторону кормы мостик. Это повлекло за собой пере­мену позиции зенитного "пом-пома" со среза полуба­ка на бывшую прожекторную площадку между тор­педными аппаратами.

Сравнительные испытания головного корабля се­рии "Ромола" с эсминцем "Норман", относящегося к предыдущему типу "М" подтвердили экономичность типа "R ": при 18 узловом ходе он тратил на 15%, а при 25 узлах - на 28% меньше топлива, чем его оппонент, оснащенный турбинами с прямой переда­чей. С учетом же несколько увеличенного на типе "R "" запаса нефти, это преимущество становилось еще бо­лее ощутимым: дальность хода при указанной скорос­ти возрастала на 17,8% и 40% соответственно. Более высокая экономичность типа "R " послужила толчком к началу проектирования соответствующего им лиде­ра, трансформировавшегося впоследствии в знамени­тые эсминцы типа "V ".

В декабре последовал заказ на следующие 10 эсмин­цев типа "R " (в т.ч. и на "Скейте"), а еще три месяца спустя на последние 15. Корабли вступали в строй в тече­нии года (с осени 1916 г. по осень 1917 г.) и успели принять активное участие на заключительном этапе войны. Потери составили 8 единиц. После войны один продали Сиаму, а остальные в 1926-37 гг. - на слом.

Предвоенные модернизации:

В середине 30-х гг. "Скейт" прошел пере­оборудование в минный заградитель. Кормовое 102-мм орудие и второй торпедный аппарат были заменены минными рельсами, рассчитанными на при­ем 40 мин. Именно в качестве минзага последний сохранившийся представитель типа "R " вступил во Вторую Мировую войну.

Водоизмещение: стандартное - 900 т, полное - 1222 т

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/-м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с.

Запас топлива (полный): 296 т

Дальность плавания (при скорости): 3440 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

2x1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках Р.IX

1x1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5х1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

1x2 - 533-мм торпедный аппарат

Противолодочное: отсутствует

Минное: 40 мин

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа" (LTD )

Эскадренные миноносцы типа "R "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

SKATE

Дж. Браун

Эскадренные миноносцы типа "S"

"SABRE", "SALADIN", "SARDONYX", "SCIMITAR", "SCOUT", "SHIKARI", "STRONGHOLD". STURDY ", "TENEDOS ", "THANET ", "THRACIAN "

Краткое описание:

В марте 1916 г. Адмиралтейство, развивая тип "стандартного 1000-тонного эсминца", выдало заказ на строительство 26 кораблей типа "Модифицированный R ". Их главным отличием от типа "R " стала перепла­нировка котельных отделений, позволившая вывести дымоходы двух котлов в общую дымовую трубу, за счет чего число труб сократилось с трех до двух. В результате мостик удалось сдвинуть в сторону кормы, удалив его от форштевня. На этом настаивали офице­ры, несшие службу на эсминцах, отмечая важность иметь "сухой" мостик в любых погодных условиях. Ценой более комфортабельных условий стало сниже­ние живучести, вызванное смежным размещением двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков.

Другим важным новшеством, внедренном на типе "Модифицированный R " стало 102-мм орудие ГК Mk .V в новой палубной установке с углом возвышения 30° против прежних 20°, что дало прирост дальности стрель­бы более, чем на одну милю (2000 ярдов).

К типу "Модифицированный R " вернулись в нача­ле 1917 г., когда после годичного перерыва, вызванно­го строительством в 1916 г. двух серий эсминцев груп­пы "V /W ", в Адмиралтействе определялись техничес­кие требования к эсминцам программы 1917 г. Конт­ролер Адмиралтейства предложил вернуться к типу "Модифицированный R ", аргументируя свою точку зрения тем, что при всех достоинствах типа "V ", эти корабли имеют меньшую на два узла скорость дороже и для их постройки требуется больше времени.

Возврат к кораблям меньшего водоизмещения был поддержан рядом чинов Адмиралтейства, и после вне­сения в проект некоторых изменений в апреле 1917 г. последовала выдача заказа на 24, а два месяца спустя еще на 33 корабля, получивших обозначение тип "S ". По адмиралтейскому проекту строилось 45 единиц (впос­ледствии заказ на две был аннулирован). Фирмы Торникрофт и Ярроу, проекты которых традиционно от­личались от адмиралтейского, получили заказ на пять и семь единиц соответственно.

В основном тип "S " повторял свой прототип. От­личия в первую очередь касались носовой оконечнос­ти: с целью повышения мореходности палуба полуба­ка заметно поднималась по направлению к форштев­ню, сопрягаясь с обшивкой борта не под прямым уг­лом, а образуя плавный, скругленный в сечении шпан­гоутов переход. Благодаря этому форма полубака не­сколько напоминала т.н. "тэртлдек" (черепахообразная или карапасная палуба), применявшийся на пер­вых истребителях.

Остальные изменения касались вооружения, в со­став которого вновь вернули 102-мм орудия Mk .IV (но на новых станках CP .III ), оснастив их системой цент­ральной наводки. Исходя из опыта действий эсминцев Дуврского патруля тип "S ", кроме обычных торпед­ных аппаратов в диаметральной плоскости, оснастили еще двумя однотрубными 381-мм торпедными аппара­тами побортно у среза полубака. Они предназнача­лись для использования на носовых курсовых углах в скоротечных ночных боях, когда внезапное появление противника не оставляло времени на разворот для при­менения штатных торпедных аппаратов.

Часть эсминцев типа "S " успела принять участие в Первой Мировой войне. Опыт их действий в Север­ном море и Ла-Манше выявил худшую, чем у типа "R " мореходность, вызванную формой полубака и распо­ложением 381-мм торпедных труб. С целью хоть как то устранить этот недостаток, боковые аппараты были сняты с большинства эсминцев, а полубак продлен в сторону кормы.

После окончания войны эсминцы этого типа вме­сте с представителями группы "V /W " составляли ос­нову флотилий действующего флота. Тип не понес по­терь в ходе войны, но в начале двадцатых годов было потеряно четыре единицы в результате столкновении, подрывов на минах и посадок на мель. Пять кораб­лей в 1919 г. были переданы Австралии, еще два в 1928 г. - Канаде. Начиная с начала тридцатых годов эсминцы типа "S " начали интенсивно сдавать на слом, и к началу Второй Мировой войны в составе британс­кого флота осталось всего одиннадцать единиц. Предвоенные модернизации:

В 1924 г. "Шикари" был переоборудован в судно управления кораблем-целью "Агамемнон". Эсминец не имел вооружения. Место его вооружения заняла ап­паратура телеуправления. "Сейбр" в 1937 г. разору­жили для использования в качестве корабля-цели. Оба указанных эсминца с началом боевых действий были вновь довооружены до штатного состояния.

В 1938-39 гг. эсминцы "Стронгхолд", "Стёрди" и "Трациан" были переоборудованы в быстроходные минные заградители по типу "Скейпга". С них сняли кормовые орудия ГК и торпедные аппараты, что по­зволило разместить 40 мин.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 905 т, полное - 1220 т.

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/3,3 м.

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2).

Мощность: 27.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.

Запас топлива (полный): 301 т.

Дальность плавания (при скорости): 2750 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

3х1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках СР.III (на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian " 2х1)

1х1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5x1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

2*2 -533-мм торпедных аппарата (на "Stronghold ", "Sturdy " и "Thracian " отсутствуют)

Противолодочное: ASDIC . 2 БМ и 1 БС (на большинстве, в т.ч. на минзагах противолодочное вооружение отсутствует).

Минное: 40 мин (только на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian ").

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа " (L TD )

Эскадренные миноносцы типа "S "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR". ""LRE"

SABRE

SALADIN

SARDONYX

SCIMITAR

Дж. Браун

SCOUT

SHIKARI

Доксфорд

STRONGHOLD

STURDY

TENEDOS

Хоторн Лесли

THANET

THRACIAN

"Shikari " и "Sardonyx " достроены казенной верфи в Чатаме, "Sabre " и "Saladin " достроены фирмой Файрфилд. "Thracian " достроен на казенной верфи в Ширнессе.

Эскадренные миноносцы проекта 956 - эсминцы третьего поколения, которые строились в СССР с 1976 по 1992 год. Судна данного проекта стали последними советскими эсминцами. Серия имела шифр «Сарыч», а по классификации НАТО ее называли Sovremenny class destroyer - по названию первой модели, миноносца «Современный». Постройка суден производилась на ленинградском заводе имени Жданова. Сегодня мы познакомимся с эсминцами проекта 956 подробнее.

Современная ситуация

На сегодняшний день в составе ВМС РФ находится 6 эсминцев типа «Сарыч». Три из них в строю, два стоят в резерве, а еще один проходит плановый ремонт. В составе тихоокеанского флота, до сих пор служит эсминец «Быстрый». А в балтийском флоте службу несут корабли «Настойчивый» и «Адмирал Ушаков». Эсминец «Быстрый» является самым старым из кораблей серии, находящихся до сих пор в строю. После распада Советского Союза закладка кораблей проекта 956 прекратилась из-за недостаточного финансирования. В 1997-2000 годах два судна были достроены для продажи в КНР по проекту 956-Э. Индекс «Э» означает «экспорт». Немного позже эскадренные миноносцы проекта 956Э были доработаны, и экспортный проект получил название 956ЭМ. Индекс «М» обозначает «модернизированный».

Изначально планировалось, что эсминец проекта 956 станет наиболее массовым в своем классе и в советском флоте в принципе. Всего планировалось построить порядка пяти десятков суден. В действительности же на вооружение СССР (а позже РФ) поступило всего 17 кораблей «Сарыч». Теперь давайте познакомимся с историей создания этого судна.

Предпосылки для создания

Эскадренными миноносцами (эсминцами) называют многоцелевые быстроходные маневренные корабли. Они могут бороться с подводными суднами, уничтожать самолеты, противостоять надводным кораблям, прикрывать соединения кораблей и, наконец, сопровождать конвои. Кроме того, эсминцы можно применять для дозорных, десантных и разведывательных операций, а также постановки минных заграждений.

Первые эсминцы появились еще в конце девятнадцатого века. Они активно использовались во времена Первой и Второй мировой войн. Расширяющийся с каждым годом спектр задач, выполняемых эскадренными миноносцами, сделал их очень значимыми для флота. С появлением ракетного вооружения роль эсминцев в морском сражении возросла еще больше.

В начале 1960-х надводный флот стал развиваться особенно активно. Когда ВМФ Советского Союз стал океанским, перед кораблями появились новые задачи: охрана районов патрулирования ракетных подводных лодок, слежение за подводными лодками врага, проведение внешнеполитических акций и контроль водных коммуникаций. Для выполнения этих задач лучше всего подошли бы авианосцы, но они были очень затратными в строительстве. Большие противолодочные корабли (БПК) были советской альтернативой авианесущих крейсеров, однако они нуждались в эскорте, а суден для прикрытия в СССР сильно не хватало. Кроме того, стоящие на тот момент на вооружении эсминцы уже морально устарели и не могли противостоять зарубежным аналогам на равных. Океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году, наглядно это проиллюстрировали. Таким образом, советский флот нуждался в новом, хорошо вооруженном эсминце, способном действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок.

Судостроительная программа на 1971-1980 годы, предусматривала создание такого корабля. Новый эсминец должен был участвовать в десантных операциях, подавлять противодесантную оборону врага, уничтожать мелкие цели на берегу и обеспечивать в зоне высадки противовоздушную оборону. Будущий корабль назвали «кораблем огневой поддержки десанта». В качестве прототипа для строительства был выбран эскадренный миноносец проекта 56, поэтому новый проект получил номер 956.

Проектирование

Разработка эсминца проекта 956 началась в 1971 году. Продвигалась она очень медленно. Дело в том, что заказчик прямо во время проектирования несколько раз менял целевое назначение будущего судна. На советских военных большое влияние оказывали конструкторские решения, воплощенные в американском эсминце Spruance - первом действительно многоцелевом корабле ВМФ Америки. Кроме того, новые суда предполагалось использовать вместе с БПЛ проекта 1155. Советские военные считали, что такой тандем будет эффективнее, чем пара американских эсминцев.

Аванпроект нового судна разрабатывали в ленинградском ЦКБ-53. По мере выполнения работ перед конструкторами появлялись новые задачи, тип силовой установки корабля и варианты его вооружения постоянно менялись. Кроме того, разработчики были ограничены возможностями завода имени Жданова, где предполагалось строить новые суда. Согласно требованиям завода, длина корабля должны быть не больше 146, а ширина - 17 метров. В общей сложности было разработано 17 проектов, каждый из которых изучался с точки зрения эффективности и экономической целесообразности.

В конечном итоге было принято решение, что в будущем эсминце должны быть:

  1. Паротурбинная энергетическая установка.
  2. ПКР «Москит».
  3. ЗРК «Ураган».
  4. Вертолетная площадка для Ка-252.
  5. Артустановки АК-130.

В конце 1972 года эскизный проект утвердил адмирал Горшков. Несмотря на появившуюся ясность, даже после утверждения в проект продолжали вносить изменения. Паротурбинную энергетическую установку поменяли на котлотурбинную. В качестве главного гидроакустического комплекса выбрали ГАК «Платина». Более совершенный ГАК «Полином» нельзя было установить на эсминец из-за крупных габаритов комплекса. В конечном итоге корабли проекта так и не приблизились к американским аналогам. Единственное, в чем они превосходили конкурента, - артиллерийская мощь. Создание проекта нового эсминца обошлось бюджету СССР в 165 тысяч, а рабочее проектирование - в 2,22 млн рублей.

Строительство

В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 - эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь - ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.

Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.

В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.

Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м 2 . Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Оснащение

Силовая установка первых модификаций кораблей проекта 956 включает в себя два котлотурбинных агрегата марки ГТЗА-674. Их суммарная мощность составляет 100 тысяч лошадиных сил. Агрегаты располагаются в носовом и кормовом машинных отделениях. В каждом из машинных отделений находятся два котла и одна паровая турбина. Частота вращения на различных режимах работы установки регулируется турбозубчатым агрегатом. Важно отметить, что «Сарычи» стали единственными в мире боевыми суднами 3-го поколения с котлотурбинной энергетической установкой. Начиная с седьмой модели (эсминец «Стойкий»), корабли стали оснащаться более надежными котлами КВГ-3. Тем не менее котлы остались слабым местом суден, так как они очень требовательны к чистоте подаваемой воды. Кроме основных котлов, силовая установка имеет аварийный котел, который дает 14000 кг пара.

Эсминец имеет пару малошумных винтов. В состав рулевого агрегата входит гидравлическая машина и полусбалансированный руль. Корабль может развить скорость в 33,4 узла. Благодаря запасу топлива, составляющему 1,7 тысячи тонн, максимальная дальность плаванья судна составляет 3900 морских миль.

Электроэнергией эскадренные миноносцы проекта 956 обеспечиваются посредством двух парогенераторов (суммарная мощность равна 2500 кВт) и двух дизель-генераторов (суммарная мощность равна 1200 кВт).

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы - в двух- или четырехместных, а матросы - в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м 2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа - библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая - за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету - с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия - на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Модификации

В ходе производства серии суден их устройство поддавалось частичной модернизации. С 6-го корпуса (эсминец «Боевой») суда получили РЛС «Фрегат-М2» с двумя плоскими антеннами. Начиная с седьмого корпуса («Стойкий»), корабли оснащались более совершенными котлами КВГ-3. С 14-го корпуса (эсминец «Гремящий», ранее «Ведущий»), начался выпуск версии 956А. Он отличалась зенитной установкой «Ураган-Торнадо», а также новым радиолокационным и навигационным оборудованием.

Название корабля

Год выпуска

«Современный»

«Отчаянный»

«Отличный»

«Осмотрительный»

«Безупречный»

«Боевой»

«Стойкий»

«Окрыленный»

«Бурный»

В ремонте

«Гремящий»

«Быстрый»

В составе КТОФ

«Расторопный»

«Безбоязненный»

В резерве

«Безудержный»(«Гремящий»)

«Беспокойный»

В резерве ДКБФ

«Настойчивый»

В составе ДКБФ

«Адмирал Ушаков»

В составе КСФ

«Внушительный»

Разрезан на металл

«Ханчжоу» («Важный»)

В составе ВМС Китая

«Фучжоу»
(«Вдумчивый»)

«Тайчжоу»(«Внушительный»)

«Нинбо» («Вечный»)

Модели проекта 956

Кратко познакомиться с хронологией создания эсминцев проекта 956 и их теперешним статусом поможет приведенная выше таблица.

Эсминцы второй мировой войны.

За тридцать лет между окончанием первой мировой войны и возобновлением кораблестрое­ния после второй мировой войны у эсминцев значительно увеличились водоизмещение, ско­рость и вооружение. Ограничимся лишь несколькими примерами эсминцев второй мировой войны, построенных в 1939-1940 гг.; английс­кие эсминцы типа «Джервис» и «Африди» (1939) водоизмещением 1 870 т на 300-400 т превыша­ли эсминцы, построенные в конце первой миро­вой войны, такие как «Уишарт» (1919), «Венчерос» (1917) водоизмещением 1 325-1 339 т. (Тем не менее отметим, что большинство английских эсминцев межвоенного периода приближались все же к «Уишарт»). Что касается вооружения, тип «Джервис» имел шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) вместо четырех 4-дюймовых (102 мм) ору­дий и десять вместо шести торпедных аппаратов. Скорость возросла с 34 до 36-36,5 узлов.

Во внешнем облике значительных изменений не произошло. Корпус эсминцев второй мировой войны все еще имел полубак, тянувшийся чуть ли не до половины длины ко­рабля, и на главной и на носовой палубе было множество надстроек. Количество труб уменьши­лось с трех-четырех до двух или даже одной, хотя единственная труба должна была быть слиш­ком большого диаметра. Чтобы проследить раз­витие эсминца (а теперь уже не «истребителя миноносцев») за тридцатилетний период, опишем четыре группы кораблей: эсминцы, построенные в 1916-1920 гг.; корабли, построенные в 1929- 1930 гг.; корабли 1935-1939 гг.; и эсминцы пос­левоенного периода до 1949-1950 г.

Из эсминцев второй мировой войны первой группы самыми больши­ми были английские корабли типа «Брюс» (1919), потому что они являлись лидерами. Их водоиз­мещение достигало 1 801 т, полубак тянулся примерно на треть длины корпуса, на носовой части и на корме имелись надстройки и две высокие трубы. Вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм), размещен­ных следующим образом: два впереди - одно на полубаке, а другое на надстройке; одно меж­ду трубами и два на корме - одно на палубе, а другое на надстройке. Позади второй трубы находилось шестое орудие - 3-дюймовая (76 мм) зенитка. В середине корабля на главной палубе размещались шесть торпедных аппаратов в двух строенных установках. Силовой агрегат из двух турбин с редукторной передачей вращал два вин­та, позволяя развивать скорость до 36 узлов.

Американские корабли типа «Брук» («DD 232») 1920 г. постройки - эсминцы водоизмещением 1 308 т, с плоской верхней палубой, надстройкой мостика, еще одной надстройкой в середине кораб­ля и четырьмя трубами. Вооружение их состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) или 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, два по сторонам на крыше средней надстройки между второй и третьей трубами, одно на надстройке на корме; двенадцать торпедных аппаратов в четырех строенных установ­ках. На корме дополнительно было установлено 3- дюймовое (76 мм) зенитное орудие.

Силовая установка включала в себя четыре котла и две турбины с редукторами мощностью 27 000 л. с. Максимальная скорость 35 узлов.

Японские эсминцы второй мировой войны - «Амацукадзе», построенные в 1917 г., водоизмещением 1 570 т имели полу­ бак, доходивший до трети длины корпуса, три трубы и маленькую мостиковую надстройку. Их вооружение состояло из четырех орудий калиб­ра 4,7 дюйма (120 мм) - одного впереди, одно­го между первой и второй трубой, двух на кор­ме - и шести торпедных аппаратов в трех спаренных установках на осевой линии. Трех- винтовые корабли имели турбины, напрямую со­единенные с валами, и делали 34 узла.

В 1917 г. французские ВМС построили две­надцать кораблей типа «Трайбл». Их названия начинались с «Алжериен» и «Аннамит» и закан­чивались «Туарег». Их строили в Японии и пе­регоняли в Европу. Водоизмещение этих эсмин­цев достигало 700 т. Они имели короткую носо­вую часть, одну мостиковую надстройку и четы­ре трубы. Вооружение состояло из орудия ка­либра 4,7 дюйма (120 мм) - на носу и четырех 3-дюймовых (76 мм) орудий - по одному борто­вому в середине длины корабля и два на осевой линии на корме. Четыре торпедных аппарата в двух спаренных установках на осевой линии - перед первой трубой и на корме. Силовая уста­новка все еще состояла из поршневых машин и котлов (частично на угле, частично на нефти), а максимальная скорость достигала 29 узлов.

В Италии эсминцы второй мировой войны строили с устаревшим внешним видом, так называемые «трехпалубники» - корабли типов «Пило», «Сиртори» и «Ла Маза», - "которые тем не менее имели турбинные силовые установки, но турби­ны соединялись с валами напрямую.

Эсминцы типа «Сиртори», которые строила верфь Одеро в Сестри, отличались коротким полубаком, маленькой мостиковой надстройкой и тремя трубами. Вооружение состояло из шести 4-дюймовых орудий (102 мм) - двух рядом на носовой палубе, двух по бортам на главной па­лубе и двух на корме. Четыре торпедных аппа­рата в двух спаренных установках. Противовоз­душное вооружение включало два пулемета ка­либра 1,5 дюйма (40 мм). Скорость 30 узлов.

Обзор эсминцев 1918-1920 г. можно завер­шить, упомянув русские корабли типа «Изяслав», последние из построенных в царской России, три из которых («Леннкж», «Стратилат» и «Брячис- лав») не были завершены. «Изяслав», позже пе­реименованный в «Карл Маркс», водоизмещени­ем 1 350 т, имел полубак, доходивший до пер­вой трубы, и надстройку во всю ширину корпу­са между второй и третьей трубой. Вооружение состояло из пяти 4-дюймовых (102 мм) орудий (все на осевой линии) - два (одно за другим) на носовой палубе и три (одно за другим) на корме. Девять торпедных аппаратов в трех стро­енных установках размещались: одна между пер вой и второй трубой и две - за третьей тру­бой. Турбовинтовая установка развивала скорость до 35 узлов.

Обратимся теперь к группе эсминцев второй мировой войны 1929-1930 гг. постройки. В 1929 г. ВМС Великобритании построили восемь кораблей типа «Акаста» водоизме­щением 1 330 т. Корпус имел полубак, кормовую надстройку и две трубы. Вооружение составляли четыре орудия калибра 4,7 дюйма (120 мм) - два на носу и два на корме - плюс семь зенитных пулеметов и два четырехтрубных торпедных ап­парата. Корабли имели три котла, две турбинные установки с редукторами мощностью 34 ООО л. с. и развивали 35 узлов.

Во Франции в 1928-1929 гг. были построены эсминцы второй мировой войны «Гепар», «Бизон», «Леон», за ними «Вобан», «Валми», «Вардэн». Их водоизмещение достигло 2 900-3 100 т, а корпус имел полубак, носовую и кормовую надстройки и все еще че­тыре трубы. Вооружение: пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и два на корме, а пятое на надстройке между третьей и четвертой трубой. Были еще четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм), два трех­трубных торпедных аппарата плюс четыре бом­бомета для сброса глубинных бомб. Эти кораб­ли имели четыре котла и два комплекта турбин

с редуктором мощностью 64 000 л. с. и развива­ли скорость до 36 узлов. В 1927-1928 гг. Гер­мания, еще связанная Версальским мирным до­говором, построила эсминцы типа «Меве» и «Вольф» водоизмещением около 1 ООО т при полной нагрузке и 880 т стандартным, как обус­ловливалось договором. Вскоре эти корабли пе­ревели в разряд миноносцев. В 1930 г. ВМС Италии заложили четыре эсминца типа «Дардо», а в 1928-1929 гг. был построен многочислен­ный тип «Навигатори». Тогда их классифициро­вали как «легкие разведчики», и только в 1938 г. они стали эсминцами.

В Японии в 1927-1930 гг. построили двад­цать кораблей типа «Фубуки» водоизмещением 2 090 т. Эти эсминцы отличались полубаком, мос- тиковой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Вооружение состояло из шести 5-дюй­мовых (127 мм) орудий в трех спаренных уста­новках - одна на носу и две на корме (на палубе и на кормовой надстройке), - двух зе­нитных пулеметов калибра 0,5 дюйма (13 мм) и трех трехтрубных торпедных аппаратов. Кораб­ли имели четыре котла, две редукторные тур­бинные установки мощностью 50 000 л. с. и могли развивать скорость 38 узлов.

Примеры эсминцев других стран включают корабли «Реджеле Фердинанд I», «Реджина Ма­рия», построенные для румынских ВМС в Неа­поле по проекту Торникрофт и, следовательно, похожие на английские эсминцы «Шекспир». Их водоизмещение 1 900 т, а вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм): двух на носу, двух на корме (на палубе и на кормовой надстройке) и одного в середине за второй трубой. Силовая установка мощностью 75 000 л. с. позволяла развивать скорость 34 узла.

Английские эсминцы «Джервис» 1939-1940 гг. постройки, водоизмещением 1 690-1 695 т, име­ли длинный полубак, большую переднюю над­стройку, рубки в средней части корабля и на кор­ме и одну трубу. Вооружение включало в себя шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) в трех спарен­ных установках, а также шесть зенитных пуле­метов и два пятитрубных торпедных аппарата в средней части корабля. У этих кораблей было

лишь два котла и две турбины с редукторами мощностью 40 000 л. е., позволявшие развивать скорость 36 узлов.

Суперэсминцы французских ВМС «Могадор» (1938-1939) и «Ле Фантаск» (1934) водоизме­щением 3 500 т в полном грузу имели длинный полубак, значительных размеров мостиковую над­стройку, большую кормовую рубку и две трубы. Эти типы различались по вооружению и количес­тву котлов: шесть эсминцев «Ле Фантаск» имели пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и три на корме: одно на палубе и два на крыше надстройки. Противовоздушное воору­жение - четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре пулемета 0,5-дюйма (13 мм). Девять торпедных аппаратов в трех строен­ных комплексах, а также четыре бомбомета. Четыре котла и силовая установка мощностью 74 ООО л. с. позволяли развивать крейсерскую скорость 37 узлов. Для сравнения, у эсминцев типа «Могадор» было восемь орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) в четырех спаренных установ­ках - две на носу и две на корме, как у крей­сера. Зенитное вооружение - такое же как на «Ле Фантаск», хотя число торпедных аппаратов было четыре: два двухтрубных и два трехтруб­ных. Силовая установка с шестью котлами мощ­ностью 90 000 л. с. позволяла развивать макси­мальную скорость 38 узлов.

В Германии четырнадцать эсминцев типа «Фон Рёдер» (1938-1940) и шестнадцать «Маас» до­стигли полного водоизмещения 3 415-3 190 т, хотя официально стандартное водоизмещение их было 1 811 и 1 625 т. Оба типа имели одинако­вый профиль с полубаком, носовой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Одинаковое же вооружение состояло из пяти 5-дюймовых (127 мм) орудий - двух на носу и трех на корме.

Зенитное вооружение: четыре зенитных пулеме­та калибра 1,4 дюйма (37 мм) и восемь - ка­либра 0,7 дюйма (20 мм), а также два четырех- трубных торпедных аппарата - один между трубами и другой между второй трубой и кор­мовой надстройкой. Двухвинтовые корабли с си­ловой установкой мощностью 70 000 л. с. с шестью котлами развивали скорость до 38,2 узлов.

ВМС Италии строили корабли водоизмещени­ем 2 460 т, такие как эсминцы типа «Камича Нэра» (1938-1939), и 2 320 т типа «Орионе» (1937). Оба типа были вооружены четырьмя орудиями калибра 4,7 дюйма (120 мм) в двух спаренных установках - одна на носу и одна на корме, на надстройке; одним или двумя ору­диями калибра 4,7 дюйма (120 мм) для сигналь­ных ракет - на крыше кормовой рубки между двумя трехтрубными торпедными аппаратами; десяти-двенадцати зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) и 0,7 дюйма (20 мм). Три котла, выхлоп из которых шел в одну трубу, и две турбинные установки мощностью 50 000 л. с. Максимальная скорость 38 узлов.

Хотя ВМС Японии - океанские, там строи­ли эсминцы второй мировой войны водоизмещением лишь 2 490-2 370 т, принадлежащие типам «Кагэро» (1937-1941) и «Асасио» (1935-1939). Японские эсминцы тоже имели две трубы, хотя котлов было три. Сило­вая установка мощностью 50 000-52 000 л. с. позволяла развивать скорость 35 узлов. Вооруже­ние было достаточно мощным - шесть 5-дюймо­вых (127 мм) орудий в трех спаренных установ­ках (одна на носу, одна на главной палубе и одна на кормовой надстройке), четыре дюймо­вых (25 мм) зенитных пулемета и два четырех- трубных торпедных аппарата на осевой линии. Кроме того, в состав вооружения включались шестнадцать бомбометов.

Соперник Японии, американские ВМС, также строили эсминцы с полным водоизмещением приблизительно 2 300-2 500 т. Тип «Симе» (1934-1941) - «ДО 409»-«00 420») и тип «Бенсон» (1938-1942) «Ой» с номерами 421-444, 453-464, 483-497, 598-628, 632-641, 645-648 имели стандартное водоизмещение 1 570 т и 1 630 т соответственно. Подобно итальянским эсминцам, корабли класса «Симе» имели лишь одну трубу при четырех котлах. Первоначально они были вооружены пятью 5-дюймовыми (12 мм) орудия­ми: два на носу и три на корме. Во время во­йны одно из кормовых орудий сняли, заменив зенитным. Тип «Симе» первоначально имел три четырехтрубных торпедных аппарата - один на осевой линии и два по бортам, но они были слишком тяжелыми, и число их вскоре снизи­лось до двух. Эсминцы класса «Бенсон» имели два пятитрубных торпедных аппарата, позже их число снизилось до одного. Корабли этих типов развивали скорость до 36-37 узлов и имели весьма внушительную дальность плавания - 6000 миль, что было необходимо для действий в Ти­хом океане.

Примером кораблей, построенных в 1939-1940 гг. малыми ВМС, были греческие эсминцы «Василе- ус Георгио I», построенные в Англии на верфи Ярроу и аналогичные английским «Интрепид». Корабли водоизмещением 1 350 т имели полу­бак, надстройки в передней части корпуса и на корме, две трубы. Вооружение составляли четы­ре 5-дюймовых (127 мм) орудия - два на носу и два на корме, четыре зенитных пулемета и два четырехтрубных торпедных аппарата. Мак­симальная скорость 36 узлов.

Теперь перейдем к эсминцам 1944-1950 гг. Это несложно, поскольку, по мере того как стра­ны выходили из войны, Франция не заложила и не построила ни одного эсминца после 10 июня 1940 г.; Италия - после 8 сентября 1943 г., а Германия и Япония - после мая 1945 г.

Между 1944 и 1950 гг. по проектам военного времени английские, американские и русские ВМС построили несколько эсминцев, которые представляли собой финальную стадию развития эсминцев до изобретения ракетного вооружения.

Англия построила одиннадцать кораблей в 1947-1948 гг.: четыре - типа «Бэттлэкс» или «Уэпон», заложенные в 1944 г., и семь - типа «Эджинкорт», или «Баттл», заложенные в 1943 г.

Оба типа имели корпус с полубаком, боль­шой передней надстройкой и кормовой рубкой. У «Бэттлэкса» было две трубы и большая ре­шетчатая мачта для антенны радара, тогда Как у «Эджинкорта» была лишь одна труба, а решет­чатая мачта отсутствовала. Водоизмещение пер­вого достигало 3 000 т, а вооружение состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) орудий в двух башнях, обе впереди. Зенитное вооружение со­ставляли шесть пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм), четыре из которых на спаренных уста­новках находились на кормовой надстройке, а два одиночных - по обоим бортам на уровне мос­тика. Противолодочное оружие представляли два трехствольных бомбомета «Сквид» - один на носовой палубе, а другой на кормовой надстрой­ке. Силовая установка мощностью 40 000 л. с. позволяла развивать скорость 31 узел.

У типа «Эджинкорт» было пять орудий ка­либра 4,5 дюйма (114 мм) в двух спаренных и одной одинарной установках. Спаренные находи­лись в носовой части корабля (одна на носовой палубе, другая на надстройке), а одинарная - на платформе за трубами. Восемь зенитных пу­леметов калибра 1,5 дюйма (40 мм): три спарен­ных установки стояли на кормовой надстройке, а две одинарные - по бокам от мостика. Завер­шался арсенал двумя пятитрубными торпедными аппаратами и одним бомбометом «Сквид». Сило­вая установка имела мощность 50 000 л. с. Мак­симальная скорость достигала 31 узла.

Во время войны Соединенные Штаты постро­или большое количество эсминцев второй мировой войны различных типов, наиболее представительным из которых стал тип «Гиринг», образованный кораблями, за­конченными в 1945-1946 гг., и класс «Самнер» (1943-1945).

Оба типа водоизмещением около 3 400 т име­ли гладкую палубу вровень с бортами. Эта фор­ма корпуса была принята начиная с типа «Флетчер» (корабли постройки 1942-1945 гг.) и после окончания войны распространилась среди ВМС многих стран. Внешний вид всех трех типов был примерно одинаков: длинная надстройка на па­лубе от мостика до кормы; две довольно высо­кие, узкие трубы; трехногая мачта и широкая мостиковая надстройка. В советских ВМС на­иболее впечатляющим типом эсминцев того пе­риода явился тип «Скорый», построенный в 1950-1953 гг, полным водоизмещением 3 500 т: большая мостиковая надстройка, высокая трех­ногая мачта, две трубы. Вооружение: четыре ору­дия калибра 5,1 дюйма (130 мм) в двух спарен­ных установках, два орудия калибра 3,4 дюйма (85 мм) и семь зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) на спаренных установках на плат­формах по бортам у второй трубы и на крыше кормовой надстройки; кроме того, два пяти-трубных торпедных аппарата и четыре бомбомета. Силовая установка мощностью 60 000 л. с. поз­воляла развивать скорость до 36 узлов.

Миноносец — класс лёгких, небольших надводных скоростных кораблей с низкой мореходностью и автономностью, предназначенных для атак крупных кораблей, подводных лодок и борьбы с авиацией противника. Существовал подкласс миноносцев – эскортные миноносцы, которые отличались большей мореходностью, запасом хода и вместо торпедных аппаратов могли иметь усиленное зенитно-артиллерийское вооружение. Миноносец имел водоизмещение от 100 до 1000 т, 1-2 малокалиберных орудия, 2-4 торпедных аппарата, 2-6 зенитных пулемета, при необходимости — мины или глубинные бомбы.

Тактика боевого использования миноносцев базировалась на характерных свойствах его оружия — торпеды, и заключалась в нападении и уничтожении кораблей противника при помощи большого количества маневренных кораблей небольших размеров с большой скоростью, затруднявшей уничтожении их огнём корабельной артиллерии. Боевая живучесть миноносца основывалась на его скорости, маневренности и скрытности, достигаемой благодаря низкому и ограниченному силуэту, снижавшему вероятность попадания в корабль снарядов вражеской артиллерии.

Эскортные миноносцы массово выпускались в США и применялись для защиты от подводных лодок противника и москитного флота. Они имели водоизмещение 1,5 – 1,8 тыс. т., запас хода – 5 — 6 тыс. миль, 3 мелкокалиберных орудия, 4-8 зенитных пулеметов или автоматов, мины и большой запас глубинных бомб. В Английском флоте этому классу кораблей соответствовал фрегат. В силу того, что эскортные миноносцы имели плохие тактико-технические характеристики, на практике их использовали в качестве сторожевых противолодочных кораблей.

Попытку наладить выпуск эскортных миноносцев предпринимала Япония. По формальным данным ТТХ их корабли превосходили американские, однако незначительное количество построенных кораблей не позволило оценить их по-достоинству на практике.

Контрминоносцы — класс торпедно-артиллерийских кораблей Франции предназначенных для разведки, борьбы с лёгкими силами в ограниченных акваториях и торпедных атак крупных кораблей. Иногда эту категорию относят к легким крейсерам. Корабли имели водоизмещение до 4 тыс. т., 4 — 5 орудий среднего калибра, 6 — 8 торпедных аппарата, 6 – 8 зенитных пулеметов, мины и глубинные бомбы, Корабли достигали скорости в 35 — 39 узлов при дальности хода 3 — 4 тыс. миль. Крайне слабое зенитное вооружение стало одной из причин их гибели. Кроме того низкая мореходность и малый запас хода не позволяли использовать корабли в океане.

Эскадренный миноносец (эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могли также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений. Эсминцы были действенным орудием борьбы с москитным флотом. Они имели водоизмещение от 1 до 3 тыс. т., 3-5 орудия среднего калибра, 6-10 торпедных аппаратов, 10-20 зенитных автоматов или пулеметов, мины и глубинные бомбы. Корабли достигали скорости в 26 — 35 узлов при дальности хода 5 -7 тыс. миль.

В период войны эсминцы являлись основными многоцелевыми боевыми кораблями флотов, постепенно достигая уровня оснащенности легких крейсеров, тем самым превращаясь из дешёвых кораблей для защиты основных сил в ценные цели для противника. В связи с этим, темп потерь эсминцев был самим высоким среди боевых кораблей.

Эсминцы в боевых операциях выполняли двоякую задачу. В обороне они использовались как патруль для охраны входов в порты, прибрежных вод и других районов, где существовала подводная угроза. Они охраняли крупные военные корабли и другие суда от нападения подводных лодок. Эта деятельность получила общее название «сопровождение» и «охранение». В наступлении эсминцы использовались для поиска, атаки и уничтожения подводного противника.

Лидер эскадренных миноносцев (суперэсминец) — подкласс небронированных торпедно-артиллерийских кораблей, занимавших промежуточное положение между эскадренными миноносцами и лёгкими крейсерами. По ТТХ лидер превосходил серийные эсминцы и предназначался для управления ими, а также для их поддержки и защиты. По официальной классификации во время войны лидеры существовали в СССР и Великобритании. Во флотах других стран эти функции выполняли более крупные корабли. Например, во Франции контрминоносцы, в Италии эсминцы типа «Esploratori». Однако практика применения лидеров, показала их низкую эффективность и уже со второй половины войны они использовались в качестве эскортных кораблей, защищающих главные силы флота от воздушной и подводной угрозы.

Главной же причиной исчезновения лидеров из классификации боевых кораблей стало изменение самого характера морской войны. Бои между надводными силами постепенно теряли своё значение, торпедные атаки эсминцев стали редкостью и скорее результатом удачного стечения обстоятельств. Класс эскадренных миноносцев превратился, прежде всего, в эскортные корабли ПВО и ПЛО, а таким эсминцам лидеры уже были не нужны.

Данные о количестве использовавшихся миноносцев и эсминце выглядят следующим образом.

Ориентировочное количество миноносцев и эсминцев использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страна Вид корабля (всего/погибло) Всего
Миноносцы Контр-

миноносцы

Эсминцы Лидеры

эсминцев

1 2 3 4 5 6
Аргентина 16/1 16/1
Болгария 4/2 4/2
Бразилия 6 3 9
Великобритания 86/17 313/108 15/6 414/131
Германия 57/42 42/29 99/71
Греция 13/10 10/6 23/16
Дания 5/4 5/4
Испания 9 21/1 30/1
Италия 88/52 67/49 155/101
Китай 1 1
Колумбия 2 2
Нидерланды 8/4 9/9 17/13
Норвегия 23/9 9/4 32/13
Португалия 3 3
Перу 2 2
Польша 4/2 4/2
Румыния 3/1 4 7/1
СССР 65/28 7/4 72/32
США 474/8 570/69 1044/77
Таиланд 12/2 1 13/2
Турция 7 7
Франция 12/7 32/26 34/25 78/58
Чили 2 2
Швеция 6 24/4 30/4
Югославия 6 4/1 10/1
Япония 63/49 136/122 199/171
ВСЕГО 879/207 32/26 1345/458 22/10 2278/701

Кроме приведенных данных Великобританией передано по 15 эсминцев Канаде и Нидерландам, 8 эсминцев и 1 миноносец – Норвегии, 9 эсминцев – СССР, 6 миноносцев и 2 эсминца – Греции, 3 миноносца и 4 эсминца – Польше, 2 миноносца и 7 эсминцев — Норвегии, 1 миноносец Франции. США передали Великобритании 50 эсминцев и 32 эскортных эсминца, 2 миноносца Китаю, 8 – Бразилии, 6 – Франции. В период войны Германией использовалось 90 трофейных миноносцев, Италией 4 трофейных лидера, 7 эсминцев и 6 миноносцев.

ТТХ основных видов надводных миноносцев и эсминцев в разрезе стран изложено ниже.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!