Что такое грамматическая категория в русском языке. Понятие грамматической категории

Итак, мы выяснили, что грамматика (как раздел лингвистики) включает морфологию и синтаксис. В центре внимания грамматики - грамматические значения и способы их выражения. Грамматическое значение - это присущее словам или синтаксическим конструкциям обобщенное значение, реализующееся в этих единицах по отношению к другим словам в предложении. Вспомните знаменитую экспериментальную фразу Л. В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» - сюда включены слова с искусственными корнями и реальными аффиксами, которые и являются выразителями грамматических значений. Несмотря на неясность лексического значения слов, легко выявляется их принадлежность к определенным частям речи, а присущие словам этого предложения грамматические значения указывают на то, что одно действие уже совершилось в прошлом (будланула), а другое реально продолжается в настоящем (курдячит). Каждое грамматическое значение имеет формальное выражение, например, может выражаться с помощью:

  • 1) окончаний слов (он пел - она пела или кот - коты);
  • 2) суффиксов (придумать - придумал - придумавший - придуманный);
  • 3) чередования звуков в корнях слов (избегать - избежать, набирать - набрать);
  • 4) редупликации, или повтора (далеко-далеко (очень далеко));
  • 5) перемещения ударения (например, дома - дома);
  • 6) сочетания некоторых слов с глаголами-связками, частицами, предлогами (буду учить, выучил бы, пусть выучит, придут ли, к тебе);
  • 7) порядка слов (Я видел брата. Брата видел я. Видел я брата .);
  • 8) интонации (Он пришёл? Он пришёл!).

Знак языка, в котором грамматическое значение получает регулярное выражение, называется грамматической формой. Грамматические формы объединяются в грамматические категории. Академик Виноградов считал, что «целесообразнее вместо употребления термина форма пользоваться термином внешний выразитель грамматической категории» . Грамматические категории каждого языка можно уподобить своеобразным «анкетам», необходимым для описания объектов на данном языке: говорящий не может правильно рассказать о каком-либо предмете, не ответив на вопросы такой «грамматической анкеты». В разных языках число грамматических категорий различается; существуют языки с очень развитой системой таких категорий, а в других языках набор грамматических категорий ограничен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В одной из книг советского писателя-фантаста Г. Гора описан совсем не фантастический разговор между русским учителем математики и его учеником Нотом, представителем северной народности нивхов, проживающих на Сахалине. «Задачи были лёгкие, совсем простые, но Нот никак не мог решить их. Нужно было к семи деревьям прибавить еще шесть и от тридцати пуговиц отнять пять.

  • - Какие деревья? - спросил Нот, - длинные или короткие? И какие пуговицы: круглые?
  • - В математике, - ответил я, - не имеют значения качество или форма предмета. <...>

Нот меня не понял. И я тоже не сразу понял его. Он мне объяснил, что у нивхов для обозначения длинных предметов существуют одни числительные, для коротких - другие, для круглых - третьи» .

Грамматическая категория - это система грамматических форм с однородным значением. К основным грамматическим категориям относятся категории вида, залога, времени, наклонения (у глагола), лица, рода, числа и падежа (у имен). Последовательным выражением этих категорий характеризуются целые классы слов (части речи). В современном русском языке выделяют самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Самостоятельные части речи

Часть речи

Грамматическое значение и категории

Имя существительное

И др. вопросы падежей

Обозначает одушевленный или неодушевленный предмет, обладает категориями рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности

Человек, дом, зелень

Имя прилагательное

Какой? Какая? Чей? И др.

человеческий,

Имя числительное

Сколько? Который по счету? И др.

Обозначает количество или порядок предметов, обладает категорией числа. Разряды по значению: количественные, собирательные

Пять, семьдесят семь, первый, второй, трое

Местоимение

Кто? Что? Который?

Указывает на предмет, признак или количество предметов, но не называет их «по имени». Обладает категориями рода, числа и падежа. Разряды по значению: личные, указательные, вопросительные и т. д.

Я, ты, он, весь, тот, чей, мой, который

Что делать? Что сделать?

Действие предмета или его состояние. Обладает категориями вида, залога, наклонения, лица, времени, рода и числа

Веселить,

веселиться

Где? Когда? Куда? Откуда? Как?

Признак действия или признак признака. Некоторые наречия обладают категорией состояния

Быстро, весело, издалека, влево, направо

А вот служебные части речи не обладают грамматическими категориями.

Служебные части речи

В русском языке существует еще один класс неизменяемых слов, которые служат для выражения эмоций. Эти слова называются междометиями. Они не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. От знаменательных слов они отличаются отсутствием номинативного значения: выражая чувства и ощущения, междометия не называют их, а от служебных частей речи междометия отличает то, что им не свойственна связующая функция.

Многие междометия ведут свое происхождение от эмоциональных возгласов, например: «Ой, страшно!», «Брр, холодно!» Такие междометия нередко имеют специфический фонетический облик, т. е. содержат редкие и необычные для русского языка звукосочетания («брр», «гм», «тпру»). Есть в русском языке и другая группа междометий, происхождение которых связано со знаменательными словами - существительными: «батюшки», «боже» или с глаголами: «ишь», «вишь», «пли». Можно также наблюдать связь междометий с местоимениями, наречиями, частицами и союзами: «то-то», «эка», «ш-ш». Сюда относятся разного рода сращения: «на тебе», «ну да» и др. и устойчивые словосочетания и фразеологизмы, такие как «батюшки светы», «слава богу» и т. д. Междометия - активно пополняющийся класс слов. Среди лингвистов нет единой точки зрения: одни считают, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно. Другие уверены, что междометия входят в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.

Обсуждаем прочитанное

  • 1. Как связаны между собой разделы науки о языке - морфемика и словообразование?
  • 2. Почему основные способы образования слов в русском языке делят на две группы? Что это за группы?
  • 3. В чем, по-вашему, разница между терминами «морфема» и «часть слова»?
  • 4. Что изучается в морфологии? Возможно ли изучать морфологию, не имея понятия о морфемах?
  • 5. Что такое «грамматика языка»? Какие грамматические нормы вам известны?
  • 6. В каких случаях необходим термин «грамматическая форма» и в каких случаях мы пользуемся термином «грамматическая категория»?
  • 7. Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? В чем, по вашему мнению, особенность междометий?

Задания

дома, домик, к реке, побежал, лежать, сильнейший, самый сильный, сильнее, в лёжку, увиденный.

б) Найдите словообразующие морфемы в словах:

  • 2. Расскажите о грамматических категориях имен существительных.
  • а) Подберите прилагательное или местоимение к именам существительным:

тюль, алиби, рояль, мышь, жабо, такси, вермишель, шампунь, колибри, шимпанзе, кофе, какао, пальто, манго, пенальти, кредо, метро, неряха, сирота, коллега.

б) Просклоняйте имена существительные:

сестра, знамя, племя, копьё, туча, фасоль, киви, чулки, носки, торты.

По... сторонам дороги, на... берегах реки, у... подруг, у... друзей, на... стенах, между... странами, между... государствами, ... руками, ... глазами, у... детей, приложить к... щекам, знаком с... братьями, с... сёстрами.

3. Прочитайте вслух словосочетания, верно склоняя числительные.

В 2009 году, в 55 % случаев, из 1835 примеров, к 769 студентам, расплатился 879 рублями, разместили на 83 страницах, не хватает 274 страниц, помогли 249 людям, зарегистрировано около 97 случаев, доволен 12 учениками, жизнь дерева измеряется 350 и даже 600 годами.

Это самый прекраснейший человек из всех, кого мне приходилось встречать.

Литература

  • 1. Арутюнова Н. Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.
  • 2. Арутюнова Н. Д., Булыгина Т. В. Основная единица морфологического анализа // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.
  • 3. Бебчук Е. М. Современный русский язык: Морфемика и словообразование: учеб, пособие. Воронеж, 2007.
  • 4. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.
  • 5. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики. М., 2002.
  • 6. Пехливанова К. И., Лебедева М. Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях: учеб, пособие. М., 2006.

ГЛАВА 4

Лексика и фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; основные типы словарей

  • Гор Г. Волшебная дорога: Романы, повести, рассказы. Л., 1978.
  • См.: Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.

Вопрос: как их нашли? Обнаружили закономерность! Основной лингвистический метод - метод оппозиции! Вот эти оппозиции значения и образуют категории.

Например: формы пишу - пишешь - пишет указывают на лицо и поэтому объединяются в грамматическую категорию лица.

писал - пишу - буду писать выражают время и образуют категорию времени.

Стол - столы, книга - книги выражают представление о количестве предметов, они объединяются в категорию числа и т. д.

Количество членов, противопоставленных друг другу в грамматической категории предопределено структурой языка и в целом не варьируется. При этом каждый член категории может быть представлен как одной, так и несколькими одновункциональными формами. Так, грамматическая категория числа существительных образуется двумя членами, один из которых представлен формами единственного числа (стол, книга), другой - формами множественного числа (столы, книги). Количественный состав некоторых грамматических категорий в литературе определяется по-разному, что на самом деле связано не с объемом категории, а оценкой ее компонентов. Так, в существительных выделяют 6, 9, 10 и большее количество падежей. Однако это отражает только разные приемы выделения падежей. Что же касается самого грамматического строя языка, то в нем падежная система регламентирована существующими типами склонения.

    Выражение грамматического значения (содержания) между формами, образующими категорию, распределено: пишу означает первое лицо,пишешь - второе,пишет - третье;стол, книга, перо - указывают на ед.ч.,столы, книги, перья - на мн.ч.;большой - м.р.,большая - жен.р.

    Формы, образующие морфологические категории, должны объединяться общим содержательным компонентом (что отражено в определении грамматической категории). Это обязательное условие для выделения грамматической категории. Без указанной общности грамматические категории не формируются. Например, противопоставление переходных и непереходных глаголов не образует морфологической категории именно потому, что оно не основано на общем содержании. По той же причине не являются морфологическими категориями и другие ЛГР, выделяемые в самостоятельных частях речи.

Типы морфологическихз категорий:

1. по количеству членов в оппозиции: бинарные (2 члена в оппозиции - число, вид) и небинарные (падеж, род).

2. по значению:

- смешанные

- семантические

- формальные

Формальные - гр. категория числа имени прилагательного - формальная. Так как: прилагательное изменяется по числам также, как и существительное, от которого оно зависит. То есть гр. значение числа имени прилагательного будет синтаксическим, а категория будет формальной.

Но чаще всего в русском языке мы наблюдаем категории смешанные: для какой-то группы слов значение будет номинативным, а для какой-то - синтаксическим (в первую очередь - категория рода имени существительного). Откуда мы знаем, что мальчик - мужского рода, адевочка - женского? Потому что так есть в объективной реальности.

3. по характеру отношений: словоизменительные и несловоизменительные (классифицирующие).

Стол-столы - форма меняется.потолок, стена, окно - проклассифицированы по родам.

ЛГР - это такое объединение слов внутри части речи, которое характеризуется сходством лексического значения и имеют особенности в образовании морфологических форм и выражении грамматических значений.

Понятие «ЛГР» и есть «мостик» между лексикой и морфологией. Самое главное для ЛГР - общность лексического значения!

Если называется неуникальный предмет - нариц., уник. предмет - собственное.

Вот это - лексика внутри морфологии!

ЛГР включает в себя 2 составляющие:

1. общность лексического значения (обязательный признак)

    особенности образования формы (необязательный признак).

Самое общее противопоставление с точки зрения семантики - это деление значений на лексические и грамматические, хотя во многих языках эти два вида значений могут быть выражены в комплексе, в пределах одного слова. В таком случае носителем лексического значения является корень «в сотрудничестве» со словообразовательными морфемами. Грамматическое значение концентрируется в словоизменительных морфемах, но опять-таки при поддержке морфем словообразовательных. Получается, что эти последние (префиксы и суффиксы) - так сказать, слуги двух господ: они работают и на лексику, и на грамматику. Действительно, какой-нибудь суффикс -к- в слове ручка служит образованию нового слова. Но он же предопределяет, что это слово будет существительным, и притом женского рода, а это уже область грамматики...

Лексическое значение противопоставлено грамматическому, во-первых, тем, что оно более вещественно, более «предметно», в то время как грамматическому свойственна большая степень абстрактности, отвлеченности. Во-вторых (см. раздел 22), системность лексических значений неочевидна, не бросается в глаза. Грамматические же значения четко противопоставлены друг другу и взаимно обусловливаются. Так, словоформа рука в функции субъекта действия (Рука бойцов колоть устала) противопоставлена словоформе руку в функции объекта действия (Дай руку, товарищ!). И даже если они не находятся рядом в конкретном контексте (как тоже случается, ср.: Рука руку моет), они все равно соотносятся друг с другом в нашем сознании - «помнят» друг о друге, подразумевают друг друга. Именительный падеж выделяется только тогда, когда он противопоставлен какому-то иному (хотя бы одному) падежу. Но в русском языке словоформа именительного падежа рука противопоставлена также словоформе рукой (творительный падеж в значении орудия действия и др.), словоформе руке (дательный падеж в значении адресата действия) и т.д. И то же самое можно сказать о любой падежной форме: она образует целую сеть оппозиций с другими формами.

Конечно, есть языки, в которых система словоизменения - не такая богатая. В частности, имя существительное в современном английском языке имеет всего три морфологические формы. Единственное число здесь противопоставлено множественному (brother "брат" - brothers "братья", bee "пчела" - bees "пчелы", lamp "лампа" - lamps "лампы" и т.п.), а кроме того, в рамках единственного числа существует оппозиция общего падежа так называемому притяжательному падежу, ср.: bee "пчела" - bees speed "скорость пчелы" (показатель притяжательного падежа омонимичен показателю множественного числа). Других падежей в английском нет. Но при «бедной» системе словоизменения противопоставленность форм друг другу - еще более явная.

Итак, возьмем ли мы для примера отдельную флексию или целую словоформу, нетрудно убедиться: каждая грамматическая единица существует только «на фоне» себе подобных - других членов грамматической системы. Совокупность противопоставленных друг другу форм словоизменения называется парадигмой (от греческого корня paradeigma, означающего "образец"). К примеру, парадигма русского слова Рука состоит из 12 словоформ: рука, руки, руке, руку, рукой, (о)руке,руки,рук,рукам,руки,руками, (о)руках. И не беда, что какие-то из этих единиц совпадают друг с другом (как в нашем случае именительный и винительный падежи во множественном числе): у них разные функции, и они сохраняют свою противопоставленность в системе. Подтверждением этому служит то, что у других слов данные формы будут различаться (ср.: подруги - подруг, братья - братьев и т.п.). Иными словами, как это видно на примере английских форм множественного числа и притяжательного падежа, в рамках парадигмы допустима частичная омонимия. Но сравнение и обобщение парадигм разных лексем позволяет нам построить парадигму целого класса слов - например, типа склонения или даже части речи. Таким образом, мы можем говорить о парадигме имени существительного, парадигме прилагательного, парадигме глагола и т.п.

Кроме того, обратим внимание на то, что среди флексий, образующих парадигму, полноправное место занимает так называемая нулевая морфема (нулевая флексия, 0) - «пустое место» , наделенное - на фоне своих соседей по парадигме - собственным значением (см. раздел 10). В данном случае это значение родительного падежа множественного числа (рук, деревень, армий), а также - для части существительных - еще и значение винительного падежа множественного числа (женщин, коз, судей). В иных же случаях другая (или, собственно, «третья», «четвертая» и т.д.) нулевая морфема может нести иное значение - именительного падежа единственного числа существительных мужского рода (стол, конь)* единственного числа повелительного наклонения глаголов (вынь, стой) и т.д. Как и среди любых других морфем, среди нулевых флексий случается омонимия.

Если сравнивать словоизменение конкретного слова с парадигмой целого класса слов (например, части речи), то естественно, что на фоне такого идеального «образца» отдельная лексема может оказаться ущербной, дефектной: в ее словоизменении может недоставать той или иной словоформы. Эти парадигмы так и называют - неполными, или ущербными. Например, в английском языке абсолютное большинство существительных приобретают форму множественного числа при помощи показателя -s (это мы уже видели: brothers, bees...). Но есть несколько слов, которые такой формы не образуют (sheep, deer, swine) - их парадигма оказывается неполной.

Особенно важно понятие неполной, или ущербной, парадигмы для языков с богатым словоизменением. В частности, в русском языке многие глаголы по тем или иным причинам не образуют отдельных форм лица, числа, времени, наклонения... В частности, трудно произвести форму 1-го лица единственного числа настоящего времени от глаголов сопеть, дудеть, шелестеть. Не образуют формы единственного числа глаголы толпиться, сбежаться, сгрудиться, поумирать, повскакивать и др. Не имеют форм повелительного наклонения лексемы вянуть, гнить, состоять, видеть, грезить, бредить и т.п. Многие существительные в русском языке употребляются только в единственном или, наоборот, только во множественном числе - ясно, что их парадигма тоже неполна. Примерами первых лексем могут служить нефть, золото, вред, дрожь, беготня, голод, спасение, детвора и др., примерами вторых - ножницы, сани, ворота, щи, прятки, хлопоты, белила...

В русской грамматике известен своего рода казус, когда слово существует в виде одной только словоформы, причем косвенного падежа: это форма щец, - например, в высказывании: Еще тарелочку щец! (Действительно, а как сказать в именительном падеже: Мне понравились...щи? Но это другое, не уменьшительное существительное, и родительный падеж от него будет щей...)

На этом фоне несклоняемые существительные в русском языке выглядят антиподами: они просто лишены словоизменения как такового. (Конечно, можно было бы сказать, что у слов типа шоссе, алиби, рагу, казино есть полная парадигма, только все 12 ее членов выглядят одинаково, - но тогда само понятие парадигмы теряет всякий смысл...) Фактически же падеж этих существительных выражается при помощи их соседей по тексту: согласуемых прилагательных, управляющих глаголов, других существительных, с которыми данное слово находится в сочинительной связи, и т.п. Например, в высказывании У него твердое алиби слово алиби стоит в именительном падеже единственного числа, что мы узнаем, в частности, по форме определения твердое. Точно так же не составляет труда определить, что во фразе По скоростным шоссе мчатся современные автомобили словоформа шоссе имеет значение дательного падежа множественного числа: кроме эпитета скоростным, нам помогает в этом предлог по (мчаться по чему?)...

Парадигма слова может быть не только ущербной (если она включает в себя какие-то «незаполненные клеточки»), но и, наоборот, избыточной, - если для выражения какого-то грамматического значения существует несколько вариантов формы. Примерами таких вариантов в современном русском языке могут быть словоформы чтят и чтут, помахай и помаши, учители и учителя, рукой и рукою и т.п. Разумеется, в других языках - свои конкретные правила варьирования грамматических форм. Скажем, в польском языке названия лиц типа bohater "герой", oficer "офицер", biolog "биолог" допускают двоякое образование форм множественного числа: bohaterowie и bohaterzy, oficerowie и oficerzy, biolo-gowie и biolodzy.

Через парадигмы в языке выражаются грамматические категории. Грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу грамматических значений вместе с системой выражающих их формальных средств. Получается, что словоизменительные парадигмы состоят на службе у грамматических категорий. Скажем, грамматическая категория падежа находит свое выражение в совокупности падежных парадигм, грамматическая категория лица реализуется через парадигму личных окончаний глагола и т.д. В то же время - и это очень важно - грамматическая категория воплощается не только в морфологических (словоизменительных) парадигмах, но ив иных формальных средствах, - например, порядке слов, служебных словах, интонации и др.

К примеру, категория наклонения в русском языке имеет в своем распоряжении, кроме глагольных флексий, также некоторые служебные слова - частицу бы в сослагательном наклонении, частицы да, пусть, -ка в повелительном наклонении, различные интонационные рисунки в устной речи и т.п. Одно дело - сказать нейтральным, равномерно понижающимся тоном: Приди через полчаса - это просьба, выра-ясенная обычной формой повелительного наклонения. Другое дело - сказать с повышающейся интонацией: Приди ты через полчаса... (и меня бы здесь уже не было) - это предположение, условие. Данное различие в устной речи мы выражаем прежде всего (если не считать употребления местоимения ты) через интонацию.

В каждом языке обязательно есть свой набор грамматических категорий. В частности, русскому языку присущи такие грамматические категории, как род, число, падеж, лицо, время, наклонение, вид, залог, степени сравнения. Все они охватывают максимально широкий круг лексики (практически целую часть речи или даже несколько частей речи). И все они с необходимостью (обязательностью) используются при построении высказываний, поэтому воспринимаются носителями языка как естественные и даже единственно возможные. Однако тот же род или вид представляет существенные трудности, скажем, для англичанина, изучающего русский язык. Почему океан и ручей - мужского рода, река и заводь - женского, а озеро и море - среднего? В чем разница в смысле высказываний Саша мне этого не сказал (совершенный вид) и Саша мне этого не говорил (несовершенный вид)?..

Глубинная причина всех этих и подобных трудностей в том, что грамматические значения (и объединяющие их грамматические категории) слабо связаны с объективной действительностью. В отличие от лексических, грамматические значения в большей степени замыкаются на самих себе, ограничиваются рамками языка, служат «смазкой» для его механизмов. Поэтому-то «чужие» грамматические категории кажутся нам странными, необязательными, даже нелогичными. Вот как писал Дж. Пауэлл, один из исследователей туземных языков Северной Америки: «Индеец понка для того, чтобы сказать «человек убил кролика», должен выразиться: «человек, он, один, живой, стоя (в именительном падеже), нарочно убил, пустив стрелу, кролика, его, живого, сидящего (в винительном падеже)», ибо форма глагола «убить» для данного случая должна быть выбрана из числа нескольких форм. Глагол меняет свою форму... чтобы обозначить лицо, число, род, одушевленность или неодушевленность, положение (стояние, лежание, сидение) и падеж. Форма глагола выражает также, совершено ли действие убийства случайно или преднамеренно, совершено ли оно при помощи снаряда, и если при помощи снаряда, то какого именно...» (Цит. по: Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. - М., 1930. - С. 96.). Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что и в русском высказывании Человек убил кролика тоже выражено, что человек - это «он», «один», «мужского рода» и кролик тоже - «он», «один», «одушевленный»; и «субъектность» человека выражена именительным падежом, а «объектность» кролика - винительным (представим себе хоть на секунду обратные отношения: Человека убил кроликХ) Далее, в этом высказывании сообщается, что процесс убийства был, так сказать, разовым или кратким и закончился успешно (иначе было бы Человек убивал кролика)... Так что и русская фраза грамматически своеобразна. Во всяком случае, если взглянуть на нее глазами англичанина, то в ней тоже обнаружатся необязательные и «странные» значения - вроде упоминавшихся рода и вида. В английском же языке есть свои специфические категории, подлежащие обязательному выражению в речи, - такова, например, категория определенности/неопределенности имени. И русский, переводя данную фразу на английский, будет ломать голову над тем, с каким артиклем - определенным или неопределенным - употребить слово man "человек* и rabbit "кролик": A man / the man killed a rabbit / the rabbit?

Своеобразен не только набор грамматических категорий в каждом языке, но и их внутренняя структура. Единицы, составляющие грамматическую категорию, называются граммемами. Так, нам кажется совершенно естественным и логичным подразделение категории времени на три граммемы: настоящее, прошедшее и будущее время. Как уже говорилось, формы настоящего времени указывают на одновременность действия с моментом речи; формы прошедшего - на то, что действие предшествовало моменту речи, формы будущего - на то, что действие последует за моментом речи. Однако во многих европейских языках глагольных времен не три, а, скажем, пять или семь. И это заставляет нас усомниться или, по крайней мере, задуматься о преимуществах русской темпоральной (от лат. tempus "время" - временной) системы. А собственно, три ли граммемы времени в русском языке? Рассмотрим следующие примеры.
Не мешай отцу: он пишет письмо.
Каждый абитуриент пишет сочинение по родному языку и литературе.
В июле 1834 года Пушкин пишет своей жене, что он закладывает имение отца.

Можно ли считать, что формы глагола писать в данных примерах представляют одно и то же грамматическое время? В первом случае речь идет о сиюминутном действии, совпадающем с моментом речи. Во втором - о действии, так сказать, вневременном (регулярно повторяющемся и т.п.). В третьем, несомненно, о конкретном событии, состоявшемся в историческом прошлом (такое значение называется «историческое настоящее»). Для англичанина или испанца это всё разные времена. Мы тоже достаточно хорошо чувствуем эту разницу в значениях. Но поскольку, как уже говорилось, грамматическая категория - не только противопоставленные друг другу значения, но также и система регулярных формальных противопоставлений, то придется признать: в русском языке формальных признаков для выражения данных смысловых различий недостает. Следовательно, настоящее время в русском языке остается все же единым (хотя и очень «емким») членом грамматической категории времени; то же можно отнести к другим глагольным временам - прошедшему и будущему.

Подытожим этот раздел сентенцией, хорошо знакомой лингвистам: языки различаются между собой не тем, что в них можно выразить, а тем, что в них легче (т.е. естественней) и обязательней выразить. А естественней и обязательней - это и значит в языке выразить грамматическим путем.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризующий признак (смотри Категория языковая), например, обобщённое значение времени, лица, залога и тому подобное, объединяющее систему значений отдельных времён, лиц, залогов и т.п. в систему соответствующих форм. Необходимым признаком грамматической категории является единство её значения и выражения этого значения в системе грамматических форм.

Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических грамматических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: например, в русском языке грамматическая категория рода представлена системой трёх рядов форм, выражающих грамматические значения мужского, женского и среднего рода, а грамматическая категория числа - системой двух рядов форм - единственное число и множественное число. В языках с развитым словоизменением различаются грамматические категории словоизменительные, то есть такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке - время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род, степени сравнения прилагательных) и несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), то есть такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке - род и одушевлённость-неодушевлённость существительных). Принадлежность некоторых грамматических категорий (например, в русском языке - вида и залога) к словоизменительному или несловоизменительному типу является объектом дискуссий.

Различаются также грамматические категории синтаксически выявляемые, то есть указывающие, прежде всего, на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке - род, падеж), и несинтаксически выявляемые, то есть выражающие, прежде всего, различные смысловые абстракции, отвлечённые от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке - вид, время); такие грамматические категории, как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.

Языки мира различаются:

1) по количеству и составу грамматических категорий; сравни, например, специфичную для некоторых языков - славянских и др. - категорию глагольного вида; категорию так называемого грамматического класса - человека или вещи - в ряде кавказских языков; категорию определённости-неопределённости, присущую преимущественно языкам с артиклем; категорию вежливости, или респективности, характерную для ряда языков Азии (в частности, японского и корейского) и связанную с грамматическим выражением отношения говорящего к собеседнику и лицам, о которых идёт речь;

2) по количеству противопоставленных членов в рамках одной и той же категории; сравни традиционно выделяемые 6 падежей в русском языке и до 40 - в некоторых дагестанских;

3) по тому, какие части речи содержат ту или иную категорию (так, в ненецком языке существительные обладают категориями лица и времени). Эти характеристики могут меняться в процессе исторического развития одного языка; сравни три формы числа в древнерусском языке, в том числе двойственное, и две - в современном русском языке.

Лит.: Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957; Гухман М. М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968; Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972; Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М., 1972; Типология грамматических категорий. Мещаниновские чтения. М., 1973; Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976; Панфилов В. 3. Философские проблемы языкознания. М., 1977; Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978; Холодович А. А. Проблемы грамматической теории. Л., 1979; Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. С. 453- 459; Типология грамматических категорий. Л., 1991; Мельчук И. А. Курс общей морфологии. М., 1998. Т. 2. Ч. 2; Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. М., 2004.

Основной единицей грамматики является грамматическая категория. Слово категория обозначает родовое (общее) понятие по отношению к видовым (частным) понятиям. Например, имя собака будет категорией по отношению к названиям конкретных пород – овчарка, терьер, такса.

Грамматическая категория объединяет грамматические формы с однородным грамматическим значением. Совокупность однородных и противопоставленных друг другу грамматических форм конкретного языка называют парадигмой. Например, грамматическая категория (парадигма) падежа в современном русском языке состоит из шести форм с грамматическими значениями именительного, родительного и т.д. падежей; грамматическая категория падежа в английском языке включает две формы – именительный и притяжательный (родительного со значением принадлежности) падежи.

Грамматическое значение – обобщенное значение, присущее целому ряду слов или синтаксических конструкций и выражающееся регулярными (стандартными) средствами. Грамматические значения соответственно грамматическим категориям бывают морфологические и синтаксические.

В слове грамматические значения является обязательным дополнением к лексическому. Различия между ними в следующем:

а) лексическое значение присуще конкретному слову, грамматическое – ряду слов.

б) лексическое значение связано с реалиями – предметами, признаками, процессами, состояниями и т.п. Грамматическое значение указывает на 1) отношения между предметами и явлениями (род, число, падеж); 2) на отношение содержания высказывания к действительности (наклонение, время, лицо); 3) на отношение говорящего к высказыванию (повествование, вопрос, побуждение, а также субъективных оценок – уверенность / неуверенность, категоричность / предположительность) .

в) лексическое значение всегда содержательно. В каком-то смысле исключение составляют слова с опустошенным лексическим значением. Их называют десемантизированными. Слово девушка определяет представительниц женского пола в возрасте приблизительно 15-25 лет, а как обращение используется по отношению к гораздо более зрелым продавщицам, кондукторам, кассиршам и т.п. В данном случае слово девушка обозначает не возраст, а указывает на профессиональный статус адресата.

Грамматическое значение бывает чисто формальным, т.е. не имеющим прототипа в самой действительности. Например, род неодушевленных существительных – ручей – река – озеро; исп. el mundo ‘мир’, фр. le choux ‘капуста’ (м.р.); средний род одушевленных существительных – русск. чадо, дитя; болг. момче ‘мальчик’, момиче ‘девочка’, куче ‘собака’; нем. das Mädchen ‘девочка’. Аналогом формальных грамматических значений являются слова с пустыми денотатами (леший, Атлантида и т.п.).

Грамматическая форма – внешняя (формальная) сторона языкового знака, в которой выражается определенное грамматическое значение. Грамматическая форма – представитель грамматической парадигмы. Если в языке есть некая грамматическая категория, то имя всегда будет иметь ту или иную грамматическую форму. При описании языковых фактов обычно так и говорят: существительное в форме родительного падежа, глагол в форме изъявительного наклонения и т.п. Грамматическая форма – единство грамматического значения и материальных средств его выражения.

Грамматическое значение может быть выражено двумя способами –синтетически (внутри слова) и аналитически (за пределами слова). В рамках каждого способа существуют различные средства выражения грамматических значений.

Синтетические средства выражения грамматических значений.

1. Аффиксация (флексия, суффикс, приставка видовой пары): мама (и.п.) – мамы (р.п.); бежать (инфинитив) – бежал (прошед. время); делал (несов. вид) – сделал (сов. вид).

2. Ударение – рyки (и.п., мн. ч.) – рукu (р.п., ед. ч.).

3. Чередование в корне (внутренняя флексия): собирать (несов. вид) – собрать (сов. вид); нем. lesen ‘читать’ – las ‘читал’.

4. Редупликация – удвоение корня. В русском языке как грамматическое средство не используется (в словах типа синий-синий редупликация является семантическим средством). В малайском языке orang ‘человек’ – oran-orang ‘люди’ (полная редупликация); частичная редупликация – тагальск. mabuting ‘хорошо’ mabuting-buting ‘очень хорошо’.

5. супплетивизм – образование форм слова от другой основы: я – мне; хорошо – лучше; нем. gut ‘хороший’ – besser ‘лучше’ – beste ‘лучший’.

Грамматические значения могут выражаться несколькими средствами. В образовании перфектной формы древнегреч. τέτροφα ‘покормил’ от τρέφο ‘кормлю’ участвуют сразу четыре средства: неполное повторение основы τέ-, флексия -α, ударение и чередование в корне – τρέφ / τροφ.

Аналитические средства выражения грамматических значений.

1. Собственно аналитические средства – специальные грамматические средства для образования аналитических форм: учить – буду читать (буд. время); быстрый (положительная степень) – более быстрый (сравнительная степень) – самый быстрый (превосходная степень).

2. Средство синтаксических связей – грамматические значения слова определяется грамматическими значениями другого слова. Для несклоняемых слов русского языка это единственное средство выражения их грамматического рода. Несклоняемые одушевленные существительные принадлежат, как правило, мужскому роду: забавный кенгуру, зеленый какаду, веселый шимпанзе. Род неодушевленных несклоняемых существительных обычно определяется родовым словом: зловредная цеце (муха), глубоководное Онтарио (озеро), солнечный Сочи (город), незрелый киви (фрукт).

3. Служебные слова – грамматические значения выражаются посредством предлогов, частиц или значимым их отсутствием: шоссе блестит (и.п.) – стоять у шоссе (р.п.) – подойти к шоссе (д.п.) – выехать на шоссе (в.п.) – развернуться на шоссе (п.п.); узнал (изъявительное наклонение) – узнал бы (сослагательное наклонение).

4. Порядок слов – грамматические значения определяются позицией слова в предложении. В конструкции с омонимичными именительным и винительным падежами первое место слова осознается как его активная роль (субъект), а второе – как пассивная (объект): Лошадь видит мышь (лошадь – и.п., подлежащее; мышь – в.п., дополнение) – Мышь видит лошадь (мышь – и.п., подлежащее лошадь – в.п., дополнение).

5. Интонация – выражение грамматических значений определенным интонационным рисунком. ↓Деньги пошли на телефон: 1) с логическим ударением на слове деньги и паузой после него; глагол пошли употреблен в изъявительном наклонении; смысл фразы «Деньги истрачены на приобретение телефона»; 2) при неакцентированном интонационном рисунке глагол пошли употреблен в повелительном наклонении; смысл фразы «На телефон надо положить деньги».

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что такое грамматика?

2. В чем разница между лексическим и грамматическим значением?

3. Какие особенности имеет отражение реальности в грамматике?

4. Какие средства выражения грамматических значений вы знаете?

Еще по теме § 2. Грамматическая категория. Грамматическое значение. Грамматическая форма.:

  1. Основные понятия морфологии: грамматическая категория (ГК), грамматическое значение (ГЗ), грамматическая форма (ГФ).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!