Что такое иноязычные слова примеры. Иноязычные слова

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

    на какие группы разделяют слова иноязычного происхождения;

    к чему приводит злоупотребление в тексте словами иноязычного происхождения;

Вы научитесь:

    находить в тексте слова иноязычного происхождения;

    определять их стилистические функции;

    исправлять ошибки, связанные с неуместным употреблением слов иноязычного происхождения.

План работы:

1). Группы слов в иноязычной лексике.

Приведите собственные примеры.

2). Экзотическая лексика.

Приведите примеры.

3). Варваризмы.

Приведите примеры.

ТЕОРИЯ

в иноязычной лексике выделяют несколько групп слов:

    слова, давно усвоенные русским языком и утратившие признаки нерусского происхождения, которые теперь используются наравне с исконно русскими (картина, кровать, стул, лампа, утюг, тетрадь, школа, огурец, вишня) ;

    слова, не всегда всем понятные, но необходимые, поскольку они обозначают понятия науки, техники, культуры, искусства, политики и т. п. (интернациональная лексика: телеграф, иллюстрация, магнитофон, прогресс) ;

    слова, которые могут быть заменены словами исконно русскими или вполне усвоенными русским языком без какого бы то ни было ущерба для смысла и выразительности высказывания – книжная лексика (акцентировать = выделять, оттенять, заострять; эпатировать = ошеломлять, потрясать; апологет = защитник, заступник) .

Экзотическая лексика.

Экзотическая лексика ─ слова, характеризующие быт разных народов.

Экзотическая лексика выполняет в тексте две функции:

    номинативную;

    стилистическую.

Пример: Панна плачет и тоскует.

Долго ль вам мирволить янычарам ? (П.)

Варваризмы.

Варваризмы слова иностранных языков.

Варваризмы используют в тексте:

    для передачи соответствующих понятий и создания «местного колорита» (на север с юга идут ─авеню, с востока ─стриты. (М.));

    как средство сатиры для высмеивания людей, раболепствующих перед иностранщиной, средством иронической характеристики действующего лица.

Необходимо быть осторожными при употреблении слов иноязычного происхождения.

    Злоупотребление словами иноязычного происхождения может привести к абсурдности высказывания.

    употребление в газетах узкоспециальных терминов ожжет быть непонятно широкому читателю.

    Употребление заимствованной книжной лексики часто вызывает стилистический разнобой.

    употребления заимствованных слов без учёта их семантики приводит к нарушению лексической сочетаемости.

    Возможна речевая избыточность (дублирование значения заимствованного слова в русском словосочетании).

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическая оценка заимствованных слов – С. 100-113

ПОДУМАЙТЕ

    Положительным или отрицательным моментом является проникновение в современный русский язык слов другого языка?

    Какие слова имеют преимущества для употребления: иностранные или синонимичные им русские? (Например, употребление слова утрировать вместопреувеличивать ).

Упражнение

Замените, где возможно и целесообразно, иноязычные по происхождению слова русскими, установив различие между этими словами; установите интернационализмы. Произведите правку текста.

    Не следует употреблять слова иноязычного происхождения без надобности, следить за их целесообразностью.

    заменяйте слова иноязычного происхождения, где это возможно, русскими эквивалентами;

    Необходимо ориентироваться на функциональный стиль и содержание произведения.

    Соблюдайте умеренность в использовании слов.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

    Какие группы слов в иноязычной лексике Вы можете выделить?

    Что такое интернационализмы?

    Какую лексику называют экзотической?

    Какие функции экзотической лексики Вы можете назвать?

    Что такое варваризмы? Каковы их функции?

    Назовите основные ошибки при употреблении слов иноязычного происхождения.

7.Что необходимо учитывать при употреблении в тексте слов иноязычного происхождения?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Насколько актуально сегодня рассматривать употребление заимствованной лексики? Почему?

2. Считаете ли вы, что иностранные слова «загрязняют» наш язык? Как вы думаете, должен ли взгляд на эту проблему меняться с течением времени?

3. Рассмотрите примеры, найдите иноязычные слова, определите функцию их использования. Сравнив предложения, сделайте вывод о связи иноязычной лексики с периодом ее существования.

1. Через два года высохнут акации, упадут акции, поднимутся налоги. Через два года увеличится радиация (Бродский).

2. Ее называют "дип", но мне кажется, что по-русски слово звучит правильнее (Лукьяненко).

    Примеры заимствованных слов: гастарбайтер, мотель, конфетти, оливье, джем, латте, бульдозер. Больше примеров смотрите в словарях иностранных слов Л.П. Крысина, Н.Г. Комлева.

    Заимствование слов

    Причины заимствования слов из других языков связаны с техническим и технологическим прогрессом - появлением в мире новых технологий, изобретений, предметов, понятий, для называния которых нет слов в русском языке.

    При заимствовании чужие слова претерпевают фонетические, морфологические, морфемные и смысловые изменения. Связано это с «подгонкой» заимствующих слов к сложившимся особенностям и правилам в русском языке. Отдельные авторы школьных учебников по русскому языку разделяют понятия заимствованного и иностранного слова. Если заимствованное слово приходит в словарный состав русского языка с изменениями, то иностранное слово почти не претерпевает изменений, сохраняя свои исходные фонетические, морфологические и другие особенности.

    В современном русском языке очень и очень много заимствованных слов. Большинство из них сильно укоренились в русском языке, и для современных носителей языка слова воспринимаются как исконно русские. Их настоящее происхождение показывает этимологический анализ.

    Процесс заимствования слов начался ещё в древнерусском языке и происходит в настоящее время. Слова заимствовались из латыни, финно-угорских, греческого, тюрских, польского, нидерландского, немецкого, французского, английского языков. Заимствовались имена людей, географические названия, названия месяцев, церковные термины. Некоторые заимствованные слова перешли в список устаревших: ворвань, берковец, тиун, гридь, голбец и другие.

    Заимствование морфем

    В русский язык заимствуются не только слова целиком, но и части слов (морфемы), которые влияют на словообразование и рождают новые слова. Перечислим некоторые иностранные приставки и иностранные суффиксы, по каждому пункту приведём примеры слов.

    Заимствование приставок

  • а- - аморальный, аморфный, аполитичный, аритмия, аноним, апатия, атеист.
  • анти- - антимир, антициклон, антитеза.
  • архи- - архиважный, архимиллионер, архиепископ.
  • пан- -панамериканский, панславизм, панэпидемия.
  • де- - дегероизация, деградация, декомпозиция, демонтаж, демобилизация, демотивация.
  • дез- -дезинфекция, дезориентирование, дезорганизация.
  • дис- - дисгармония, дисквалификация, диспропорция, дисфункция.
  • диз- - дизассоциация, дизъюнкция.
  • контр- -контратака, контрмарш, контрнаступление, контрреволюция, контрудар.
  • транс- - трансатлантический, трансевропейский, трансобластной.
  • ультра- - ультразвук, ультракороткий, ультралевый, ультраправый, ультрамодный.
  • и другие...

Заимствование суффиксов

  • -изм - анархизм, коллективизм, коммунизм.
  • ист - аквалангист, карьерист, машинист, парашютист.
  • -изиров- - военизировать, механизировать, фантазировать.
  • -ер- - браконьер, кавалер, стажёр, ухажёр.
  • и другие...

Заимствование иностранных слов способствует развитию языка. Заимствование связано с тесным общением народов мира, развитой системой коммуникаций, наличием международных профессиональных сообществ и т.д.

Язык - это живая система, в которой постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются все реже, иногда отмирают. Темпы перемен в русской лексике неравномерны. Во время больших социальных изменений (примером могут служить 90-е годы XXвека) происходит активное обогащение словарного состава языка. Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, шоу-бизнесе, спорте, вычислительной технике. Нередко для этого используются слова из других языков.

Термин «заимствование» имеет два значения. Во-первых, под ним понимают «процесс, в результате которого один язык усваивает элемент другого языка». Во-вторых, заимствованием может являться сам заимствованный элемент, при этом надо иметь в виду, что чаще всего заимствуются слова, реже -морфемы и конструкции.

В нашей речи много слов иностранного происхождения, заимствованных в разное время русским языком. Например, слова халат, кукла, арифметика, опера, школа, сундук, шахматы, карандаш, пельмени, свёкла и многие другие, заимствованные из разных языков, уже настолько прочно вошли в язык, что не осознаются как иноязычные. Такие слова являются заимствованиями с этимологической точки зрения. Однако значительное число слов, вошедших в язык недавно, осознается носителями русского языка как нечто чужеродное. Именно такие слова представляют особый интерес с позиций речевой культуры.

Преобразования в обществе активизируют процесс заимствований, временами он становится неконтролируемым. После наступления политической и экономической стабильности слова-«однодневки», ненужные языку, исчезают, остаются лишь те, которые действительно необходимы.

Очень активным был процесс проникновения иностранных слов в язык в Петровскую эпоху. Общая европеизация русской культуры XVIIIвека и связанное с этим интенсивное пополнение словарного состава привели к тому, что появилось много словарей, толкующих слова иностранного происхождения. Сначала это были небольшие словарики, объясняющие термины, которые включались в состав книг, затем появились настоящие словари. Один из таких словарей - «Новый словотолкователь» Н. М. Яновского, опубликованный в Петербурге в 1803-1806 годах. Судя по единственной известной нам рецензии, появившейся в журнале «Северный вестник» после выхода в свет второй части словаря, он сразу получил признание современников: «Она (книга. -Сост.) служит драгоценною опорою нашей словесности, неисчерпаемым источником сведений исторических, технических, ученых; самым опытным руководителем для читателей, с иностранными языками незнакомых. Словом сказать: не много есть таких полезных книг на русском языке, как Словотолкователь Н. Яновского. Он, приумножив библиотеку наших ученых людей, конечно, привлечет внимание читателей всякаго рода, потому что нет ни одного из них, который бы не мог в сей книге чему-либо научиться» (Северный вестник, 1805. Ч. 6).

Эта рецензия показывает, насколько важным считали современники словарь, знакомящий читателей с иностранными словами. Многие из слов, вошедших в словарь Яновского, сохранились в языке и активно используются в наши дни (протекция, патент, телеграф, портрет, гавань), а многие ушли из языка либо изменили свой облик или значение.

Интересен пример со словом але. В словаре Яновского оно подается так: «Але. Род пива. Выговаривается также Эль». Слово используется в современном русском языке именно во второй форме -эль - и означает «светлое английское пиво, густое и крепкое, изготовляемое из ячменного солода».

Слова инвентор («изобретатель, выдумщик»),лос («жребий, лотерейный билет»),гидромантия («способ гадания»),компатриот («земляк») не прижились в русском языке. А слова барельеф, бассейн, атеист, академия прочно вошли в язык и уже не осознаются нами как иноязычные. Однако в период освоения языком этих слов они требовали очень подробного толкования, например:

Барелиеф, фр. В скульптуре называются выпуклый фигуры, вырезанные на мраморе, меди и проч.

Бассейн, фр. Водоем, водоприялище; всякое то место, в которое вода стекается откуда ни есть, выкопано ли оно в земле и устлано потом мрамором, или простым камнем, как маленький прудок, или сделано наподобие сосуда, или таза из камня или мрамора и поставлено на пьедестале или стуле.

Интересна подача заимствованных слов в Словаре Академии Российской (1789-1794). Члены Российской Академии, ученые и писатели, составлявшие словарь, враждебно относились к иностранным словам, поэтому в нем было сравнительно немного новых для того времени заимствований. К иноязычным заимствованиям давались этимологические справки о языке-источнике. Они сопровождали как старые, вошедшие и в церковнославянский язык (акафист, греческое), так и неологизмы(адъютант, слово французское, слово гишпанское;, слово немецкое).

Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль писал: «Мы не гоним анафемой все иностранные слова из русского языка, мы больше стоим за русский склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни других подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Развенравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла. Мы очень нередко видим, что писатели вставляют самым странным образом французское слово, явно против воли и желания своего только потому, что не могли вскорости найти русского, или даже не знали его - неужели это хорошо и извинительно».

В. И. Даль в своем словаре нередко помещал иностранные слова с переводом, надеясь таким образом привить любовь к русскому слову, а часто даже создавал новые слова по русскому образцу - взамен заимствований. Например, Даль предлагал такие русские замены иноязычным словам: насылка вместо адрес, рожекорча вместо гримаса, носохватка вместо пенсне. Словопьедестал автор знаменитого словаря предлагал заменить настояло, а словоэгоист - на словосамотник с ударением на первом слоге.

Многие неологизмы, возникающие в языке как обозначение популярных в определенный момент, но недолговечных явлений и реалий, уходят из языка вслед за обозначаемым явлением или предметом. Особенно часто это происходит с названиями тканей, фасонов, причесок, которые активно используются на протяжении нескольких лет, а затем уходят из употребления. Например, в 60-е годы очень популярными были слова бабетта («модная в 60-х годах высокая женская прическа из длинных волос с начесом») и болонья («употреблявшаяся в 60-70 годах водонепроницаемая ткань для плащей, сумок; плащи из такой ткани»). Сегодня эти слова мало кому известны, они вышли из употребления вместе с вещами, которые вышли из моды. Та же участь постигла румынки («модные в 50-х годах невысокие зимние женские сапожки на меху»).

Изменения, произошедшие в русском языке в конце XXвека, огромны. Заимствования-американизмы стали ярчайшей чертой языкового развития в последние два десятилетия. Составители «Толкового словаря русского языка концаXXвека» пишут: «Кажется, что новшества затопляют родной язык, размывая его границы и угрожая его целостности. Такие процессы мы могли изучать и наблюдать в обозримом прошлом: так было в начале 18 века в эпоху реформ ПетраI, после революции 1917 года, такие явления мы наблюдаем и сейчас». Действительно, в современной речи употребление иноязычных слов очень активизировалось, и это заметно каждому, даже неспециалисту. Открытая ориентация на Запад в области экономики, политики, культуры, структуры государства, спорта, торговли, моды послужила важным стимулом, облегчающим активизацию употребления иноязычной лексики. Например, показательна с точки зрения ориентации на Запад смена названий в структурах власти: Верховный Совет -парламент.Совет министров -кабинет министров, председатель Совета министров -премьер-министр, премьер, заместитель председателя Совета министров -вице-премьер, а также главы местного -секретарями, которые рассылают пресс-релизы, дают эксклюзивные интервью и пресс-конференции.

Откроем, например, журнал «Власть» (21.03.2000) и просмотрим его содержание. Под рубрикой «Поставщики издательского дома "Коммерсантъ"» значатся фирмы, предоставляющие пейджинговую связь, а также занимающиеся аудитом и консалтингом. Оформление и верстка журнала осуществляется в дизайн-бюро КитАрт. На вопрос «Какой путь должен выбрать президент?» отвечают посетители интернет-сайта. В статье о предвыборной кампании читаем оPR-акциях, менеджерах рекламного агентства, пресс-службе. Появились новые словосочетания: политический тотализатор, интегрированные телекоммуникационные услуги, промоутерская фирма, инвестиционный климат.

С развитием науки и техники появляется много новых приборов, механизмов, материалов и просто вещей, которые требуют новых наименований; страна становится частью всего цивилизованного мира, и это приводит к появлению большого количества новых политических и экономических реалий, а следовательно, новых заимствованных слов. Итак, основная причина заимствований - это потребность в наименовании нового предмета или явления. В качестве примера можно привести слово мультимедиа [англ,multimedia< лат.multumмного +medium- центр, средоточие] - «компьютерная система с расширенными функциями, способная работать с изображением (видео), звуком, текстом и совмещаемая в интерактивном режиме с другими системами». Новые заимствования активно используются во многих сферах жизни: политике, экономике, спорте, моде, шоу-бизнесе, компьютерной сфере. В 90-е годы в России возникли такие политические, экономические и культурные условия, которые определили предрасположенность российского общества к принятию новой и широкому употреблению иноязычной лексики. Активное освоение заимствований характерна практически для всех сфер общественной жизни, и это естественно.

В. Г. Костомаров в своей книге «Языковой вкус эпохи» так объясняет волну заимствований из американского варианта английского языка: «Как и в большинстве стран мира, США в сознании россиян, особенно молодежи, все более укореняются в качестве центра, излучающего если не законодательно, то привлекательно технические новшества, образцы общественного порядка и экономического процветания, стандарты жизненного уровня, эстетические представления, эталоны культуры, вкусы, манеры поведения и общения».

Проанализируем, какие сферы жизни наиболее активно «вбирают» заимствования и, пожалуй, не могут без них обойтись. Сделать такой анализ нам поможет «Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина с подзаголовком: «Новейшие заимствования 80-90-х годов XXв.».

Этот словарь очень интересен. В него включены иноязычные слова, извлеченные из новейших источников (газет, журналов, художественной литературы), в том числе специальные термины, появившиеся в русском языке в последние два-три десятилетия: абстракт, андеграунд, аэробус, бассет, видео, виндсерфинг, гастербайтер, грант, дезодорант, дианетика, зомби, йети, йогурт, киллер, копирайт, курсор, кутюрье, лейбл, мафиози, ноу-хау, препринт, рейтинг, ретро, сериал, терминал, фристайл, хит, конвективный, густократерированный и другие.

Проникновение в язык слов, связанных с политикой и экономикой, вызвано прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью современного общества для международных контактов. Ориентация на запад и новую систему ценностей послужила важным стимулом, обусловившим активизацию употребления иноязычной лексики. Не стоит на месте и развитие науки: новые реалии требуют новых обозначений, которые мы заимствуем вместе с продуктами новейших технологий.

Приведем примеры некоторых активно развивающихся групп заимствованной лексики.

Язык - это наиболее универсальное средство коммуникации, которое мобильно реагирует на изменения потребностей общества. Каждый день появляется одно или несколько новых слов, которые являются результатом упрощения или слиянием имеющихся, но наибольшее количество словесных новинок родом из зарубежья. Итак, иностранные слова в русском языке: почему они возникают и что собой представляют?

Исконно русская лексика

Русский язык формировался на протяжении многих столетий, в результате чего обозначилось три этапа генезиса исконных русских слов.

Индоевропейская лексика возникла еще в эпохе неолита и базировалась на основных понятия родства (мать, дочь), предметах обихода и быта (молот), продуктах питания (мясо, рыба), названии животных (бык, олень) и стихий (огонь, вода).

Основные слова были поглощены русским языком и считаются его частью.

Большое влияние на русскую речь произвела праславянская лексика, которая имела высокую актуальность на границе VI-VII вв. и распространялась на территорию Восточной и Центральной Европы, а также Балкан.

В данной группе возникли слова, относящиеся к растительному миру (дерево, трава, корень), названия культур и растений (пшеница, морковь, свекла), орудий труда и сырья (мотыга, ткань, камень, железо), птиц (гусь, соловей), а также продуктов питания (сыр, молоко, квас).

Современные слова исконно русской лексики возникли в период с VIII по XVII в. и принадлежали к восточнославянской языковой ветви. Массовая доля из них выражала действие (бежать, лежать, размножать, класть), возникли названия абстрактных понятий (свобода, итог, опыт, судьба, мысль), появились слова, соответствующие предметам быта (обои, ковер, книга) и названия национальных блюд (голубцы, щи).

Некоторые слова так прочно прижились в русской речи, что замена им потребуется нескоро, другие же были нагло вытеснены более созвучными синонимами из ближнего зарубежья. Так «человечность» превратилась в «гуманность», «облик» трансформировался в «имидж», а «состязание» получило название «поединок».

Проблема заимствования иностранных слов

С давних времен русский народ вел торговые, культурные и политические отношения с носителями других языков, так что избежать смешивания лексики было практически невозможно.

Новые слова внедрялись в русскую речь как из соседних государств, так и с дальних республик.

На самом деле, слова иностранного происхождения так часто и долго присутствуют в нашей речи, что мы уже привыкли к ним и абсолютно не воспринимаем их как нечто чужеродное.

Вот несколько примеров хорошо прижившихся иностранных слов:

  • Китай: чай.
  • Монголия: богатырь, ярлык, тьма.
  • Япония: карате, караоке, цунами.
  • Голландия: апельсин, пиджак, люк, яхта, шпроты.
  • Польша: пончик, рынок, ярмарка.
  • Чехия: колготки, пистолет, робот.

Официальная статистика гласит, что лишь 10% слов в русском языке заимствованные. Но если вслушаться в разговорную речь молодого поколения, можно сделать вывод, что засорение русского языка иностранными словами имеет более глобальные масштабы.

Мы идем на ленч в фастфуд и заказываем гамбургер и молочный шейк. Обнаружив фри вай-фай, мы не упустим возможности посетить «Фэйсбук», чтобы поставить пару лайков под фото бэст фрэнда.

Заимствование иностранных слов: основные причины

Почему же нас так привлекает лексика из соседних государств?


Греция

А теперь рассмотрим географию заимствования.

Наиболее щедрой страной, одолжившей русскому языку часть лексического запаса, является Греция. Она дала нам названия практически всех известных наук (геометрия, астрология, география, биология). Кроме того, греческое происхождение имеют многие слова, связанные со сферой образования (алфавит, орфография, олимпиада, кафедра, фонетика, библиотека).

Одни иностранные слова в русском языке имеют абстрактные значения (победа, триумф, хаос, харизма), другие характеризуют вполне осязаемые предметы (театр, огурец, корабль).

Благодаря древнегреческой лексике мы узнали, в чем выражается симпатия, почувствовали вкус стиля и смогли запечатлеть яркие события на фотографиях.
Интересно, что значение одних слов перешло в русский язык без изменения, другие же обрели новые значения (экономика - домоводство, трагедия - козлиная песнь).

Италия

Как вы думаете, много ли слов в русской речи родом из Апеннинского полуострова? Наверняка, кроме знаменитого приветствия «чао», сразу ничего и не вспомнится. Оказывается, итальянские иностранные слова в русском языке присутствуют в достаточном количестве.

К примеру, документ, удостоверяющий личность, впервые был назван паспортом именно в Италии, а уже потом это слово было заимствовано многими языками, в том числе и русским.

Всем известны проделки сицилийских кланов, поэтому происхождение слова «мафия» не вызывает сомнения. Так же и «карнавал» прижился во многих языках благодаря яркому костюмированному шоу в Венеции. А вот итальянские корни «вермишели» удивили: на Апеннинах vermicelli переводится как «червяки».

В последнее время стало модным использование определения для прессы как «папарацци». Но в прямом переводе это вовсе не журналисты, как можно подумать, а «надоедливые комары».

Франция

А вот Франция подарила русской речи много «вкусных» слов: грильяж, желе, круассан, канапе, крем-брюле, омлет, пюре, рагу, суп, суфле, эклер, котлета и соус. Конечно же, вместе с названиями у французских кулинаров были позаимствованы и рецепты приготовления, многие из которых пришлись по вкусу русским гурманам.

Еще несколько обширных отраслей заимствования - литература, кино и развлекательная индустрия: артист, балет, бильярд, журнал, куплет, пьеса, портмоне, репертуар, ресторан и сюжет.

Французы также стали изобретателями соблазнительных деталей женской одежды (трусы и пеньюар), научили мир правилам поведения в обществе (этикет) и искусству красоты (макияж, крем, парфюмерия).

Германия

Немецкая лексика настолько отличается от русской, что трудно представить, какие же слова могли в ней прижиться. Оказывается, их достаточно много.

К примеру, мы часто употребляем немецкое слово «маршрут», которое обозначает заранее избранный путь. Или «масштаб» - соотношение размеров на карте и на местности. А «шрифт» по-русски - это обозначение знаков письма.

Прижились и названия некоторых профессий: парикмахер, бухгалтер, слесарь.

Пищевая отрасль также не обошлась без заимствований: бутерброд, клецки, вафли и мюсли, оказывается, тоже имеют немецкие корни.

Также русский язык впитал в свою лексику несколько модных аксессуаров: женщинам - «туфли» и «бюстгальтер», мужчинам - «галстук», детям - «рюкзак». Кстати, умного ребенка часто называют «вундеркинд» - это тоже немецкое понятие.

Иностранные слова в русском языке чувствуют себя довольно комфортно, они даже поселились у нас дома в виде стула, ванной и кафеля.

Англия

Наибольшее количество заимствованных слов родом из Туманного Альбиона. Поскольку английский язык является международным, и многие его знают на достаточно приличном уровне, неудивительно, что многие слова мигрировали в русскую речь и стали восприниматься как родные.

Иностранные слова в русском языке практически вездесущи, но наиболее популярные отрасли их применения - это:

  • бизнес (пиар, офис, менеджер, копирайтер, брокер, холдинг);
  • спорт (голкипер, бокс, футбол, пенальти, тайм-аут, фол);
  • компьютерные технологии (блог, офлайн, логин, спам, трафик, хакер, хостинг, гаджет);
  • индустрия развлечения (ток-шоу, кастинг, саундтрек, хит).

Очень часто английские слова используются в качестве молодежного сленга, который наиболее подвержен влиянию моды (бэби, бойфренд, лузер, тинейджер, респект, мейкап, фрик).

Некоторые слова стали настолько популярными в мире, что обрели нарицательное значение (джинсы, шоу, уикенд).

Практические задания

Литература


1. Иноязычные слова в современной русской речи

Русский язык на разных этапах вобрал в себя значительное количество слов из других языковых источников. Эти слова, чуждые русскому языку как воплощению национального менталитета, - в настоящее время являются следствием бездумной и огульной американизации не только экономики, но и культуры - во втором случае это ее прагматизация и решительное обеднение. Русский народ создал неповторимую культуру, язык, восхищавший мастеров художественного слова разных стран, и понятия, закрепившиеся в языке этого народа, не нуждаются в переводе. Тем не менее знамена на языке предпринимателей именуются баннерами служба безопасности - секъюрити названия учреждений: «Кволити» (буквально - качество), «Квин Хаус» («Дом королевы»), «Автотрэвэл», «Америкэн картошка», - прямое нарушение чистоты речи. Расшатывание традиционной русской языковой культуры ведется в основном через активное внедрение англоязычной лексики. Внедряются слова, имеющие русские эквиваленты: прайс-лист, мидл-класс, бутик, топ-менеджер, тюнинг. Появилось даже нечто под именем «Филипп Киркоров-продакшн». Хорошее, имеющее нравственное обоснование слово «гостиница» в снобистских кругах принято заменять «отелем». В народе подобные лексические элементы справедливо называют «холуизмами», т. е. встречающимися в устах тех, что раболепствуют перед американской культурой, не имеющей и трех веков существования в системе нынешнего менталитета. И даже когда становится очевидной ее сущность - приобретательская агрессивность, основанная на весьма поверхностном представлении подлинных культурных ценностей, - в русский язык рвутся многочисленные «сейшн», «саммит», «ланч»; существующие в России должности заменяются «премьер-министрами» и «бильд-директорами». Иноязычные слова, проникая в русский язык, испытывали на себе влияние его законов и постепенно «включались» в русскую языковую систему: обретали звучание, соответствующее особенностям русской фонетики, подчинялись нормам русской грамматики, усваивая грамматические формы и значения русского языка, и занимали определенное место в его семантической системе. Например, на русской почве у существительных генезис (фp. genesia - ж.р.), глобус (лат. globus - м.р.), пленум (лат. plenum - ср. р.) исконные родовые окончания становятся элементом непроизводной основы, а сами эти существительные получают категорию мужского рода и падежные окончания I склонения. Иноязычные существительные, имеющие в языке-источнике окончания -а, -о, -е, в русском языке нередко лишаются этих окончаний и включаются в систему I склонения как существительные мужского рода: шприц (нем. Spritze - ж.р,), табак (исп. tabaco - м.р.), пират (ит. pirata - м.р.), фонтан (ит. fontana - ж.р.). Иногда последний звук заимствованного слова, принадлежащий основе, в русском языке воспринимается как окончание: арба, кайма, лапша, бурда (слова тюркского происхождения). Возможны и такие случаи, когда сложное заимствованное слово в русском языке становится словом с непроизводной основой: крепдешин (фр. crеpe de Chine- «китайский креп»), коктейль (англ. cocktail – «петушиный хвост»).

По времени проникновения в русский язык иноязычной лексики различают ранние заимствования из тюркских, скандинавских и финских языков, а также ранние заимствования из греческого языка и более поздние заимствования, относящиеся к XVII -XX вв., из греческого, латинского и западноевропейских языков.

Заимствования из тюркских языков в основном были сделаны устным путем в период монголо-татарского завоевания (XIII-XV вв.). Тюркизмы главным образом представляют собой названия предметов домашнего обихода, одежды, кушаний и т.д. Для слов тюркского происхождения характерна так называемая гармония гласных: после корневого а может идти а или ы (аркан, башмак, арык, башлык); после корневого о может идти у или а (клобук, колчан); после корневого у следует у или a (улус, кушак) и т.д. Тюркизмам свойственны также суффиксы -лык, -ан, -бар: бапык, аркан.

Примеры тюркизмов, употребляемых в русском языке: алый, арба, армяк, аул, балалайка, балбес, барабан, башка, буран, бурый, бык, ватага, вол, деньга, джигит, жемчуг, изюм, кабан, казак, казна, каланча, камыш, караван, караул, кибитка, кирпич, кистень, коза, кума, кумыс, лачуга, лошадь, отара, сазан, саранча, табун, таракан, тарантас, творог, телега, товар, топчан, туман, тюфяк, утюг, чердак, чинара, чулан, шашлык.

Ранние и поздние грецизмы проникали в русский язык главным образом при помощи языков-посредников, роль которых играли старославянский и западноевропейские языки. Слова греческого происхождения касались религиозно-церковного обихода, науки, искусства и других сторон жизни. Примеры грецизмов, употребляемых в русском языке: август, алфавит, ангел, апрель, аромат, астрономия, база, варвар, гигант, гипс, грамматика, декабрь, демон, деспот, дракон, икона, июнь, июль, кафедра, кедр и кипарис, кит, лохань, миндаль, миска, монах, монастырь, мрамор, ноябрь, огурец, океан, октябрь, парус, пирамида, планета, поганый, пролог, свекла, сентябрь, символ, синтаксис, скандал, скорпион, стадия, талант, тетрадь, тигр, тиран, уксус, фаза, фамилия, философ, фитиль, фонарь, холера, хор.

Заимствования из латинского языка, осуществлявшиеся преимущественно через посредство польского и западноевропейских языков (XV1-XVII вв.), были связаны с областью науки и культуры, общественно-политическими отношениями и т.д.

Примеры латинизмов, употребляемых в русском языке: абсолютный, л абстракция, авиация, автор, администрация, аргумент, аудитория, бестия, вино, дирекция, дюжина, капуста, квартира, корона, корпус, кот, легион, лекция, машина, министр, монета, мул, натура, операция, пролетарий, протекция, редька, религия, республика, рецепт, роза, сенат, студент, тенденция, тополь, фортуна, форум, циркуль, черешня, экзамен.

Слова немецкого происхождения стали проникать в русский язык с начала XVIII в. Они обозначали различные понятия из области военного дела, администрации, промышленности и ремесел, домашнего обихода и т.д. Слова немецкого происхождения могут иметь:

1) дифтонги [ау] и [аi], последний из которых часто под влиянием графического образа (еi) произносится русскими как [эi]: гауптвахта, шлаг- баум, айсберг, рейс;

2) сочетания хг, фт, шт, шп: вахта, пихта, шрифт, люфт, штурм, штопор, шлиг, шпоры;

3) конечное [ьр"] или [ьр]: егерь, лагерь, флюгер;

4) две и более основ, образующих одно сложное слово: балетмейстер, бакенбарды, мундштук, галстук, циферблат.

Примеры слов немецкого происхождения, употребляемых в русском с языке: бант, блок, бруствер, брюква, бунт, бухгалтер, верстак, гвалт, герб, дамба, ефрейтор, канцелярия, клапан, кнопка, комплект, кран, кухня, у, ландшафт, лацкан, лозунг, локон, маклер, маляр, марка, масштаб, минута, муфта, обшлаг, орден, патронташ, паштет, рашпиль, рейсфедер, рота, слесарь, стамеска, страус, стул, танец, фарш, фасоль, фейерверк, флигель, фляга, цейхаус, шнур, шпиговать, шпилька, штаб, штатский, штемпель, .-штопать, штраф, штрих.

С конца XVIII в. в русский язык начали входить слова из французского языка (галлицизмы), касавшиеся искусства, общественных отношений, военного дела, повседневного быта и т.д. Приметами слов французского происхождения являются:

1) ударения на последнем слоге: портфель, визит, резерв, капрал;

2) конечные ударные гласные [э], [у], [и], [о]: фойе", кашне, рагу, кенгуру, пари, драпри, жабо, эскимо;

3) корневой [у]: сюжет, брошюра, жюри;

4) конечное [ ор]: сапёр, монтёр, лифтер, дирижёр, стажёр.

5) конечное -ион (): бульон, батальон, медальoн, шампинъ-

6) конечное : тротуар, будуар, мемуары;

7) конечное [ут] или [э"нт]: салют, дебют, парашют, патент, документ,

момент:

8) конечное [ил"] или [ал"]: водевилъ, кадриль, вуаль, рояль;

9) конечное [ан]: ресторан, интриган.

Примеры галлицизмов, употребляемых в русском языке: абажур, арест, балет, бастион, бассейн, батарея, бравый, бульвар, буржуазный, бюллетень, бюро, галоп, галоша, гамак, гарнизон, душ, дуэль, жилет, каламбур, канделябр, канитель, комфорт, люстра, манкировать, марш, мебель, миллион, мода, наивный, одеколон, оркестр, офицер, пальто, пароль, партер, пикантный, портмоне, портсигар, резон, сержант, солдат, сюртук, табурет, фильтр, фланель, шедевр, шинель.

В XIX и XX вв. проникают в русский язык и некоторые английские слова, связанные с общественными отношениями, техникой, спортом, бытом: бокс, вагон, вокзал, митинг, пудинг, рельс, спорт, тост, туннель, экспресс.

Словам английского происхождения свойственны:

1) ударение на первом слоге: портер, клумба;

2) согласный ч и сочетание дж: чек, спич, чемпион, джин, Джек;

3) [э] в начальном слоге: денди, беби, кеб;

4) конечное -инг: блюминг, допинг;

5) образования с конечным [мэн]: джентльмен, спортсмен, бармен,

Имеются в русской лексике и слова, проникшие в нее из итальянского языка: ария, арка, бас, баста, бензин, валюта, газета, дуэт, казарма, кантата, каприз, касса, ложа, малярия, мозаика, опера, паяц, помидор, студия, флейта, фуфайка, шпага.

Многие современные термины из области морского дела, принятые в русском языке, имеют голландское происхождение: вымпел, гавань, катер, каюта, киль, компас, матрос, мачта, рейд, трап, шлюпка.

Заимствования из других языков были незначительными: из венгерского - гуляш, ковер, шалаш, чардаш и др.; из испанского - гитара, какао, колибри, серенада и др.; из чешского - краля, полька, робот и др.; из арабского- алгебра, гарем, халва и др.

Среди заимствованных слов выделяется определенная группа лексических единиц, образующих так называемую интернациональную лексику. Интернациональная лексика - это лексические единицы, которые можно наблюдать в разных, в том числе и неродственных, языках мира и которые во всех языках имеют идентичные значения.

По свидетельству Ю.С. Сорокина, уже в словаре В.И. Даля, несмотря на его консерватизм но отношению к лексическим заимствованиям, зафиксировано более 750 иноязычных слов, значительная часть которых вошла: в фонд интернациональной лексики.

Приведем подборку таких слов: ассоциация, бюрократия, вульгарный, гуманный, декрет, демагогия, демонстрация, диссонанс, импортировать, индивидуум, индустрия, инерция, инициатива, интеллектуальный, интенсивный, интонация, классификация, комбинация, коммунизм, концепция; критерий, мораль, мотив, объект, организовать, пассивный, пессимист, поза, популярный, пресса, претензия, принцип, пролетариат, профессия, публицист, реагировать, реальный, реформа, симптом, социализм, специалист, субстанция, субъект, схема, сюжет, территория, ультиматум, фонд, цивилизация, цикл, цитировать, эксперт, эксплуатация, энергия.

3. Особый тип лексических заимствований в словарном составе русского языка представлен так называемыми кальками (от фр. caique -словарная копия). В русском языке встречаются два вида словарных калек: кальки словообразовательные и кальки семантические.

Словообразовательные кальки - это слова, образованные на базе русских корней и русских словообразовательных формантов, но по структурным схемам иноязычных слов. Другими словами, словообразовательная калька - это последовательный перевод морфем иноязычного слова с помощью соотносительных морфем русского языка.

Приведем примеры словообразовательных калек:

1) кальки с греческого языка: chronographos - летописец; mithologia -баснословие; biographia - жизнеописание; anomia - беззаконие; simphonia -согласие; alphobetos - азбука; autocrateia - самодержавие; polypeiros-многоопытный; orthographia - правописание;

2) кальки с латинского языка: insectum - насекомое; declinatio -склонность; intelligentia - разумность; agricultura - земледелие; interjectio - междометие; adverbium - наречие; objectum - предмет; hidrogenium - водород; oxigenium - кислород; essentium - естественность; obligation обязательство;

3) кальки с французского языка: impression - впечатление; divertissement - развлечение; subdivision - подразделение; solidite - плотность; impenetrabilite - непроницаемость; journal - дневник; prefuge - предрассудок; distraire - развлекать; circonstance - обстоятельство; distrait - рассеянный;

4) кальки с немецкого языка: augenscheinlich - очевидный; undenkbar -немыслимый; Einheit - единство; einseitig - односторонний- aussehen -выглядеть; Halbinsel - полуостров; Ubermensch -сверхчеловек; Selbstbestimmung - самоопределение; Vorstellung - представление.

Семантические кальки - это русские слова, усвоившие новые значения по образцу соответствующих иноязычных слов. Например, под влиянием французского языка слово трогать приобрело новое значение «вызывать сочувствие»; слово плоский - значение «пошлый» (плоская шутка); слово гвоздь - значение «главное», основное (гвоздь программы). Наконец, существует еще одна разновидность калек - полукальки. Полукальки возникают в том случае, когда какая-либо часть калькируемого слова остается без перевода и передается морфемами русского языка: капиталовложение (нем. Kapitalanlage), каучуконос (фр.cautchoucifer), термоядерный (англ. thermo-nuclear), электросварка (нем. Elektro-sehweieri). Иногда можно видеть параллельное существование полукальки и полной кальки: антиобщественный (фр. antisocial) - противообщественный; внутри мускульный (intramuscularis) - внутримышечный.

2. Образование слов русского языка и речевая культура

Словообразование - область лингвистики, изучающая процессы образования слов и грамматических форм в составе современного языка. Речевые ошибки словообразовательного характера тесно связаны с сугубо лексическими и проявляются за счет неверного морфемного дополнения к первообразным словам. Ошибки этого типа можно разделить на собственно словообразовательные, приводящие к образованию слов, не существующих «языке, или обусловленные лишенными возможности соединения морфемами; словообразовательно-стилистические, когда образование новой словоформы меняет стилистическую маркированность слова, подчас приводя к ненормированным формам (пьянь, кондукторша, глазеть); словообразовательно-семантические, т. е. резко различающиеся по значению с первообразным словом. Словообразовательные особенности могут обусловливаться формами анахронистического порядка: с грустию, унесть, столпилося - или словами, не кодифицированными словарно, однако обозначающими процессы, характерные для современного общества: центрее, казахизация, ельцинизм, жириновочка, бомжизация, заедь и др. Не ошибочны, однако и не являются нормой слова, оставшиеся окказиональными, - таково выделенное понятие в предложении В. Маяковского: «...это Баку. Еще бы, он столичнится на моих глазах».

Словообразовательные процессы многосторонни и динамичны. Если на пианино, например, играет пианист, то на рояле? Неужели роялист? Есть начальник и начальница. А как назвать даму, являющуюся конником, если взять ту же словообразовательную модель? Может, конницей? Есть вьетнамцы и есть вьетнамки, электрики и электрички, ковбои и ковбойки, водолазы и водолазки. Но это не значит, что пары содержат соотношение мужчин и дам, подобно полякам и полькам, артистам и артисткам, читателям и читательницам... Творчеством Пушкина занимается пушкинист, а творчеством Данте? Дантист? Политолог занимается, естественно, политикой, маркетолог - маркетингом. Значит, кино находится в компетенции кинолога? И снова нет. Таким образом, невозможно говорить о некоей универсальности словообразовательных моделей. Они есть, но многообразны и вариативны. Это, обогащая русскую речь, одновременно является причиной различных речевых ошибок, происхождение которых сосредоточено на словообразовательном (деривационном) уровне языка.

Причины словообразовательных ошибок различны: бедный лексикон, незнание норм языка, его тенденций и возможностей, а иногда - стремление к большей выразительности и действенности речи, к специфически понимаемому остроумию. В результате ошибок этого рода деформируется значение слова (иногда - сознательно, в целях создания экспрессивно-ассоциативной аналогии), значительно нарушаются такие качества грамотной речи, как точность, чистота, ясность, уместность, выразительность. Учитель математики, призывающий дорешиватъ задачу; филолог, говорящий о рецензистах сочинений; историк, требующий откомментировать ответ учащегося; учитель физвоспитания, говорящий о возможности забить гол в ихние ворота, дают примеры словообразовательных ошибок в речи, которая должна быть для учащихся эталоном, эпидейктической аргументацией, не допускающей поправки!

Префиксальные замены и ошибки, возникающие при этом, связаны с искажением речи под влиянием ложно понимаемой «конторской» вежливости, профессиональных и диалектных форм. Так, вместо слов «прийти» и «выйти» нередко звучит ошибочное: «Я к вам в кабинет подойду...», «Я собираюсь подъехать за товаром»,«Он отошел на несколько минут». Подойти и подъехать можно к столбу, к автобусу, к человеку на улице или в коридоре, даже в помещении, но не в кабинет и не «за товаром». Отойти можно от чего-либо, реже - от кого-либо, но недопустимо употребление слова «отойти» вместо «выйти».

Предложно-приставочная взаимозависимость проявляется в характерных корреляциях: от- от (отойти от дерева; отличать от других); вы- из (выйти из автобуса); со - с (сойти с крыльца, с площадки), под(о)- к (подойти к стене), за- за (заплатить за проезд). Передача по телевидению 6 мая 1997 года содержит ошибку: «Как аллергию на холод избороть? - префикс в выделенном слове должен быть заменен на по-.

В помещение можно войти, но взойти вверх по ступеням; взвесить, а не завесить; прокомментировать, но не откомментировать; пообедать, а не отобедать (последнее - анахронизм). Контаминативное «просвежиться» - ошибка, возникшая в результате смешения понятий «прогуляться» и «освежиться». Не требуют приставки некоторые двувидовые глаголы.

В контрольной работе студента: «Класс засмеялся ещё хлеще». От прилагательного «хлесткий» сравнительная степень - хлёстче. В газете «Мир новостей» за май 1998 года: «Район, что называется, центрее некуда». Относительное прилагательное «центральный» лишено степеней сравнения, следовательно, выделенное слово - словообразовательная речевая ошибка. В силу того, что словарное определение слова «главный» - «самый важный», т. е. единственный в своем роде, степень сравнения этому слову также присуща лишь в просторечии - так, неприемлемо песенное «Главней всего погода в доме» за пределами повседневного общения, подчеркнуто допускающего сниженные варианты.

В большинстве случаев ошибочен суффикс -бельн-, возникший на основе англоязычного -able: читабельный, смотрибельный, изучабельный, носибельный - слова, формируемые посредством его, не имеют однословных эквивалентов, поэтому тенденция к экономии речевых усилий расширяет круг этих ненормативных лексем, причем преимущественно в языке интеллигенции. В большинстве случаев неприемлем строго научный, получивший в последнее время широкое распространение суффикс -ем(а)\ лексема, фонема, семема, графема, энергема, психологема, просодема, реалема. Значение каждого из этих слов можно объяснить как «структуральный факт в какой-либо области»; понятие В. Г. Костомарова «логоэпистема» вообще имеет широкую семантику, сопоставимую с «внутренней формой слова» А. А. Потебни. И все же злоупотребление этим суффиксом приводит к его звучанию в роли наукообразного компонента, сиюминутного, а значит, лишенного перспектив вхождения в словарный состав.

Нередко употребление той или иной формы связано с особенностями не современного (синхронного), а исторического (диахронного) словообразования. История слова оказывается ключом к нынешней норме. В журнале появился заголовок: «Светопредставления под Петербургом». Ошибка: бывает светопреставление: свет (мир) в трактовке авторов преставляется, т. е. умирает, а не представляется. Форма множественного числа существительных на -онок//-ёнок предполагает завершение -ата: ребёнок - ребята, лисёнок - лисята. Названия грибов: козлёнок - козлята, маслёнок - маслята, опёнок - ??? Во всех названных формах корневая морфема сохраняется, и -пен- в последнем слове тоже должно сохраниться. Поэтому нормативна форма не «опята», где практически исчезает и исторический корень -пен-, и современный -опен-, а «опёнки», где корень сохраняется.

Множество аграмматизмов в связи с тенденциями к демократизации языка и экономии речевых усилий обусловлено неоправданным применением нулевой суффиксации в словах: помыв, полив, перегруз, провис (сущ.), опрокид, останов. Относительно последнего из приведенных слов Т. С. Коготкова, однако, замечает: «..выражения «останов печи», «останов предприятия, конвейера» и под., как бы ни противостояли они нашему языковому чутью и ни казались странными и необычными, в специальных текстах, в том числе и в официальных документах, распоряжениях, допустимы». Исследовательница видит в слове семантическую специфику - преднамеренность прекращения процесса, в отличие от «остановки», где доминирует спонтанность и непреднамеренность. Кроме того, слово «остановка» обладает широким смысловым спектром, в то время как «останов» имеет в профессиональном языке лишь одно значение. В последних толковых и орфоэпических словарях тем не менее это слово не кодифицировано, поэтому ссылка на БАС 1958 года неубедительна: оно ненормативно. Обратим внимание: Т. С. Коготкова говорит о «специальных» текстах, т. е. слово может функционировать в качестве термина, слова, употребляемого преимущественно в одной сфере деятельности и, в отличие от профессионализма, не имеющего каких-либо грамматических отклонений от нормы. Но словарно кодифицировано лишь слово «остановка», а следовательно, его усеченная форма - профессионализм, чуждый официальной речи и ошибочный.

Ошибки нередко встречаются при префиксально-суффиксальном образовании слов - во многих случаях ненормативно весьма распространенное ныне сочетание приставки о-(об-) и инфинитивного -ть: обилетить, обстроить, обштопать, отелефонить; в ряде случаев такие слова приобретают просторечный или жаргонный смысл и стиль: обляпать, обтяпать, облапошить. Далеко не случайно самая краткая форма такого способа - «обуть» - переосмыслялась сегодня, став жаргонизмом и вульгаризмом и выделив тем самым сущность модели. Отмечают даже появившееся слово «особачиться», т. е. приобрести щенка; более точно, очевидно, звучало бы «ощениться», но изобретатель неологизма, видимо, не учел этой лингвистической тонкости.

Речевые ошибки словообразовательного характера часто связаны с неправильным употреблением супплетивных форм: кладет - положит; плохо-хуже; человек - люди и др. Их следует исправлять, и если они являются общераспространенными, то делать это имеет смысл так, чтобы исправление слышали и поняли все. Ошибки этико-психологической не может случиться, если само исправление прозвучит как поправка, обращенная не к одному учащемуся, а к целому классу, без акцентирования ошибочной формы. Если, к примеру, ребята почти все говорят «ихний», учитель, исправляя одного: «Будем говорить "их"», - оглядывает класс, давая понять, что это касается всех, и не фокусируя внимания на самой ошибке, но заставляя услышать и принять нормативную форму. Если ошибка повторится, он просто скажет «их», напомнив о необходимости соблюдать норму, и в конечном итоге достигнет необходимого уважения к речевой культуре. Кстати, при ликвидации подобных ошибок актуален «эффект 25-го кадра»: в различные фрагменты речи вставляется нормативная форма, что приучает ребят через подсознательное усвоение к верному ее употреблению.


Практические задания

I. Исправьте предложения, объясните ошибки:

1. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария.

Неправильное управление существительными.

Правильно: В турнире участвовали представители многих стран: Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии.

2. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Неправильно словообразование причастия.

Правильно: Смельчаки, пытавшиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

3. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Неправильное образование вида деепричастия.

Правильно: В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встретившись с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

II. Обозначьте ударение в словах:

Языковой, феномен, фарфор, стенография, усугубить, черпать, сирота, созыв, таможня, красивее, заржаветь, псевдоним, осведомить, постамент, похороны, принудить, паралич, принцип, приданое, баловать.

III. Перепишите, заменяя числа словами:

1. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шаги) отсюда.

Трамвайная остановка находится совсем близко, в полутораста шагах отсюда.

2. Успеваемость в группе составляет (96,5 проценты).

Успеваемость в группе составляет девяносто шесть и пять десятых процентов.

3. Школьная библиотека располагает (2483 книги).

Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя книгами.

Атлет поднял штангу весом (139,5 килограммы).

Атлет поднял штангу весом в сто тридцать девять и пять десятых килограмма.

IV. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной окраски:

Болезнь – общеупотребительное (хворь – уст.,), драться - общеупотребительное (биться – разг.), брести – уст. (идти – общеупотребительное или плестись - просторечие), рукоплескать – разг. (аплодировать - книжное), воин – торжественное (солдат или боец - общеупотребительное), ввалиться – просторечие (войти - общеупотребительное), изгнать – книжное (выгнать разг.), бояться – общеупотребительное (страшиться – разг.), лентяй - общеупотребительное (лежебока – разг.), необразованный – книжное (бездельник, неуч – разг. или невежда – старославянское).

V. Составьте предложения с каждым из паронимов:

1. Жесткость – жестокость.

В обращении с подчиненным начальник проявлял определенную жесткость.

Жестокости не прощаются. (Достоевский)

2. лирический – лиричный.

Лирическая поэзия Пушкина разнообразна по своей тематике.

Лиричная поэзия покоряет богатством красок и мелодичностью стиха.

3. эффективный – эффектный.

В исследовании использовались самые новейшие эффективные способы обработки информации.

Эффектные жесты актера очень нравились публике.

4. командированный - командировочный.

Командированный в глухое село доктор из-за дождей не мог выехать домой.

Командировочное удостоверение необходимо подписать у начальника и заверить печатью.

VI. Объясните значение фразеологических оборотов:

Как собака на сене (и сам не гам и другому не дам), во всю ивановскую (кричать во все горло), Варфоломеевская ночь (кошмарная ночь), без царя в голове (легкомысленный человек), ахиллесова пята (уязвимое место).

VII. Подберите к словам иноязычного происхождения синонимичные слова русского языка. Составьте словосочетания с каждым из них:

Приоритет – (предпочтение) приоритет науки, оккупация – (насильственный захват) оккупация фашистами Смоленска, локальный – (местный) локальная боль, дефицит – (недостаток, нехватка) дефицит продуктов, стимул – (заинтересованность в чем-либо) стимул для работы, утилитарный – (узкопрактический) утилитарные знания, дефект – (изъян, недостаток) дефект речи, эквивалентный – (равноценный) эквивалентный обмен, криминал – (преступный, уголовный) криминальный случай, альтернатива – (возможность выбора) альтернатива мнений.

VIII. Подберите антонимы к словам:

Продажа - купля, неосторожность – опасение, осмотрительность, осторожность, частный - общий, противоправные - равноправие, симметрия - асимметрия.

IX. Образуйте все возможные глагольные формы (в том числе причастия и деепричастия): царить, цвести, подозревать, строить, получить, изменить, вступить, гнать, формировать, заслужить.

глагол От основы прошедшего времени От основы настоящего времени

подозревать

Получить

Изменить

Вступить

формировать

заслужить

царивший (прич.)

царил бы (сослогат. накл.)

цветший (прич.)

цвел бы (сослогат. накл.)

подозревал

подозревал бы (сослогат. накл.)

подозревавший (прич.)

подозревав (дееприч.)

строил бы (сослогат. накл.)

строивший (дейсвтит. прич.)

строенный (страдат. прич.)

строивши (дееприч. несоверш. вида)

получил бы (сослогат. накл.)

получивший (дейсвтит. прич.)

полученный (страдат. прич.)

получив (дееприч.)

изменил бы (сослогат. накл.)

изменивший (дейсвтит. прич.)

изменив (дееприч.)

вступил бы (сослогат. накл.)

вступивший (дейсвтит. прич.)

гнал бы (сослогат. накл.)

гнавший (дейсвтит. прич.)

гнав (дееприч.)

формировал

формировал бы (сослогат. накл.)

формировавший (дейсвтит. прич.)

заслужил

заслужил бы (сослогат. накл.)

заслуживший (дейсвтит. прич.)

заслуженный

заслужив (дееприч.)

цари (повелит. накл.)

цвети (повелит. накл.)

цветущий (прич.)

подозреваю

подозревай(повелит. накл.)

подозреваемый (страдат. прич.)

подозревая (дееприч.)

строй (повелит. накл.)

строящий (действит. прич.)

строя (дееприч.)

получи (повелит. накл.)

измени (повелит. накл.)

гони (повелит. накл.)

формирую

формируй (повелит. накл.)

формируя

формируемый (страдат. прич.)

заслужи (повелит. накл.)

X. Составьте предложения, используя слова: на верху - наверху; в тайне - втайне; на зло - назло; за тем - затем; в миг - вмиг.

Эй, вы там, наверху!

На верху столба аист устроил гнездо

Информация о кремлевской жизни долгое время держалась в тайне.

Втайне я надеялся, что получу хорошую оценку.

Назло надменному соседу, здесь будет город заложен. (Пушкин)

На зло отвечаю злом.

Затем, все гости князей Шеиных перешли на веранду. (Куприн)

За тем поворотом открывался чудесный вид на Волгу.

И вмиг все звери убежали. (К. Чуковский)

В один миг взыгралась метель.

XL Просклонять числительные: 1945; 87649-й; 736.

И. тысяча девятьсот сорок пять

Р. тысячи девятисот сорока пяти

Д. тысяче девятистам сорока пяти

В. тысяча девятьсот сорок пять

Т. тысячью девятьюстами сорока пятью

П.тысяче девятисот сорока пяти

И. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок девятый

Р. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорока девятого

Д. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок девятому

В. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок девятый

Т. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок девятым

П. восемьдесят семь тысяч шестьсот сорок девятом

И. семьсот тридцать шесть

Р. семисот тридцати шести

Д. семистам тридцати шести

В. семьсот тридцать шесть

Т. семьюстами тридцатью шестью

П. семистах тридцати шести

XII. Составьте высказывания с различными оттенками побуждения (просьба, пожелание, разрешение, категорическое требование), используя известные вам способы.

Убедительно прошу Вас предоставить мне творческий отпуск.

Пожелание.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье, оно для дальнего пути – главнейшее условие! (С. Маршак)

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (Маяковский)

Разрешение.

Разрешаю Вам не присутствовать на лекции, чтобы вы могли подготовиться к докладу.

Считаю, что данная работа заслуживает высокой оценки и может быть опубликована.

Блокаде ПМР – НЕТ!

Немедленно выполните работу!

Встать, суд идет!


Литература

1. Дудников А.В. Русский язык. – М.,1993.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык и культура речи –М.,1996.

3. Авалова Н. С. Из истории заимствованных слов// Русский язык в школе 2001, №3.

4. Зеленин А. В. О евро - и евро заимствованиях// Русский язык в школе 2003, № 6.

5. Надтогиева Т. Американская экспансия как фактор деградации языка// Юность 2003, № 11.


Аралова Н. С. Из истории заимствованных слов// Русский язык в школе 2001, №3. С. 86.

Дудников А.В. Русский язык. – М.,1993. C. 104.

Зеленин А. В. О евро - и евро заимствованиях// Русский язык в школе 2003, № 6. С. 90-93.

Розенталь Д.Э. Современный русский язык и культура речи - М.,1996. С.252-254.

Дудников А.В. Русский язык. – М.,1993. С. 136-137.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!