Что такое личность — какими качествами она характеризуется, примеры исторических и современных сильных личностей. Социальный характер личности

«Характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность». В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Таким образом, характер можно определить как «иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении».

Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле). Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, - пишет он, - интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».



Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности-то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

К себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

К другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм» жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

К порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);



В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Возможна и другая классификация черт характера, например:

свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т.д., или альтернативные им черты);

свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность - ригидность и т.д.).

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шеддон, а в наши дни - Э. Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Наиболее известны следующие типологии характера:

конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

Акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

Социальная типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера - это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.

Формирование характера происходит только под влиянием общественной среды и опыта как проявление некой совокупности личностных качеств. Характер формируется на всем протяжении жизни человека и, в свою очередь, сам оказывает существенное влияние на развитие личности. В зависимости от характерологических особенностей личности разрешаются внутренние противоречия в человеке и определяются его действия. Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2х т. М., 1990. Т 2.

2. Психология личности. Тексты. М., 1982.

3. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

5. Мерлин В. С. Структура личности, характера, способности, самосознания: Уч. Пособие

по курсу. Пермь, 1990.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Психологическая структура интереса.

Литература

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М, 1990.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

4. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Уч. Пособие. М., 1986.

5. Лапкин М. М, Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности// Психологический журнал.1996. Т. 17. № 4 С.134.

6. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2х т. М., 1986.

8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб., 2000.

Бессознательное в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга.

Литература

1. Хрестоматия по психологии/Под ред. Петровского А. В. М., 1977.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М, 1996.

3. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

4. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии. 1991. № 2.

5. Юнг К. Г. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

6. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Спб., 1994.

7. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности. Харьков, 1999.

Привычка: за и против.

Литература

1. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. М, 1995.

2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

З. Валлон А. От действия к мысли. М, 1956.

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Можно ли оградить себя от иллюзий восприятия?

Литература

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3х т. Л 1974,

2. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М., 1975.

3. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М, 1975.

4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986..

6. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., 1973

7. Линндсей П., Моршан Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.,1974.

8. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.,

Психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы.

Литература

1. Лурия А. Р. Язык и мышление. М, 1979.

2. Одаренные дети. М, 1991.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М, 1987.

4. Выготский Л С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т 6.

5. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М, 1981.

6. Тихомиров О. К. Психология мышления М., 1994

7. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М, 1981.

8. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М, 1985.

«Талантливый человек слишком неудобен каждому и хорош для всех. Его нельзя принимать в больших дозах. Тяжёлый характер вызывается причинами, неудобными для многоразового объяснения.

Такой человек в словах видит больше смысла, чем туда вкладывает собеседник, и обижается. Ему страшно мешает жить собственная фантазия. Его нельзя оставлять обидевшимся. В своём воображении он дойдёт до убийства.

Ему нельзя две-три работы подряд назвать плохими: он запаникует, попытается расстаться со своей профессией, будет делать неумелые пробы другого и внутри сойдёт с ума. Снаружи начнёт пить с кем попало и жаловаться встречным.

Цветут деревья во влаге и солнце, расцветает талант в атмосфере любви и восторга. Он не виноват: роль выбрала его.

Он настолько уверен, что делает плохо, что похвала всегда приятно поражает. Зазнайство при таланте невозможно, оно наступает после.

За зазнайство часто принимают Тяжёлый характер. Тяжесть для собеседника представляют ответы невпопад, переспрашивания от погруженности во что-то. Это раздражает одного, тут же обижает второго, затем вступает воображение - и скандал.

Тяжёл попытками назвать все вещи своими именами. Докопаться до черт характеров собеседника и назвать их. Это невыносимо. Женщины красивые, которые вообще склонны преувеличивать свои успехи, с радостью убеждаются, что перед ними плохой человек. Именно они авторы формулировок: «Хороший поэт, но плохой человек».

В то же время человек талантливый хорошо чувствует, как принимается его появление, присутствие, видит полет слов и попадание, что порождает в нём деликатность. Обидные слова произносит только в накалённой атмосфере. Воображение позволяет ему предвидеть реакцию. Он неудобен тем, что независим и смел. Не он сам - его талант. Он сам зависим, привыкает к месту. Боится потерять жизнь, но произносить другое не может, так как видит себя со стороны. Наивен, потому что не насторожен. Бывает скуп, так как боится за свою жизнь, не умея приспособиться.

Иногда жаден в еде, ибо редко получает удовольствие. Привыкает к месту, но не моногамен. Ищет опьянения и не знает, чего именно избегать. Он позволяет этому случиться, но всегда возвращается.

Искренне удивляется, услышав крик. Совершенно не может вести семью. Хотя может о чем-то договориться. Но железную последовательность и упорство в делах должен проявлять другой человек. Опять-таки потому, что он, не сознавая, проявляет упорство там, где он талантлив. Его хорошо прикрепить к кому-то или к двоим и рассматривать как одно целое.

Нас тянет к таланту. Слушать его. Сидеть рядом. Надо понимать его узкое предназначение и помогать производить то, что у него лучше получается. Мы должны ему нести сырье, и не бескорыстно. Он весь воз потянет. Он создаст.

Гениальные произведения - такие же создания Бога, как птицы и животные, непоявление их оставляет место это пустым».

Жванецкий М.М., Тяжёлый характер / Собрание произведений в 4-х томах, Том 3 (Восьмидесятые), М., «Время», 2001 г., с. 44-46.

Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером. Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями.

Характер и личность – далеко не одно и то же. Интересно в связи с этим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, – пишет он, – интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

2. Характер и темперамент

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных: 1) отождествление характера и темперамента; 2) противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними; 3) признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью; 4) признание темперамента природной основой характера. Необходимо отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае можно говорить о типических чертах характера.

Характер не является врожденным, – он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека – это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам. Нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

23.04.2014 09:47

Создание фильма может быть очень тяжелым делом. Иногда люди на съемочной площадке теряют самообладание или просто скверно играют и ужасно себя ведут. Если вы когда-нибудь надумаете снимать фильм в Голливуде, крепко подумайте, прежде чем начать работать со знаменитостями, имеющими крайне строптивый характер.

Вэл Килмер
Красавчик Вэл - любимец публики и один из самых харизматичных актёров Голливуда. Он же - популярный супергерой «Бэтмен» в блокбастере «Бэтмен навсегда» 1995 года, а в жизни – искуситель женских сердец, перед чарами которого когда-то не устояла даже легендарная супермодель Синди Кроуфорд. Его не без оснований считают самым сложным актёром Голливуда.

В 12 лет юный бунтарь получил свою первую роль в рекламе гамбургеров, где во время съёмок умудрился довести «до белого каления» всю рабочую группу. В более зрелом возрасте Вэл так и не избавился от пристрастия устраивать «детский сад» на съёмочной площадке.
«Я знаю, что со мной бывает сложно. Но это касается только придурков», - заявляет Вэл.

Майк Майерс
Для многих зрителей знаменитый канадский комик Майк Майерс навсегда останется прозорливым секретным суперагентом и уморительным Доктором Зло из комедийной трилогии «Остин Пауэрс».



Кэтрин Хейгл
Оказывается, никто особо не горит желанием сотрудничать с бывшей "Самой желанной" женщиной планеты и секс-символом Голливуда из-за ее склочного характера.
Она умудрилась вызвать гнев всей съемочной группы фильма "Жизнь, как мы ее знаем" тем, что постоянно была всем недовольна. Ее не устраивал гардероб, приходилось менять одежду по несколько раз на дню, она постоянно требовала изменения сценария, настаивая, что реплики ее персонажа выглядят "тупыми".




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!