Что такое обновление содержания образования в рк. Учительские университеты

Современный ученик должен свободно владеть казахским, русским и английским языками, а также IT-технологиями. Как реализуют эти задачи акмолинские школы, в интервью корреспонденту сайт рассказал руководитель облуправления образования Талгат Жунусов.

- Талгат Турлыбекович, в чём суть новых стандартов учебных программ?

Для того, чтобы сегодняшний ребенок, завтрашний специалист должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы сегодня обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – всё это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Таким образом, классическое образование направлено на знание и понимание. Обновлённое – ещё и на применение информации, анализ, синтез и умение оценивать. Программы успешно прошли апробацию вдвух пилотных школах - "Многопрофильной школе-лицее №5 им. С.Сейфуллина" г.Степногорска и Никольской Буландынского района. И уже есть хорошие результаты.

- Робототехника - элемент STEM-образования. Как у нас сегодня развивают эту науку?

В области активно развивается STEM-образование, особое внимание уделяем развитию образовательной робототехники. Сегодня в рамках проекта "Цифровизация в сфере образования" в области работают 124 кабинета робототехники, 4 робота-гуманоида, 19 - 3D-принтеров, 21 квадрокоптер.

В начале этого учебного года открыт новый IT-лицей на 900 мест с обучением по предметам естественно-математического цикла. Партией "Нұр Отан" инициированы три проекта по цифровизации, один из которых в сфере образования –"Бесплатные IT-классы для детей" и сейчас их в области функционируют 58. Буквально вчера, к слову, открылся IT-центр в Высшем колледже г.Кокшетау.

- Единая информационная система "Kundelik". В чём её суть и везде ли она внедрена?

С 2017 года в области началось её внедрение, на сегодняшний день все школы Акмолинской области перешли на электронный документооборот. Вся информация в процессе обучения доступна в режиме реального времени. Родители могут отслеживать изменения в расписании, текущих и окончательных достижениях ребенка.

- Какие цифровые образовательные ресурсы применяют учителя на своих уроках?

В системе образования республики и области функционирует образовательный портал "BilimLand". Это универсальная, полиязычная образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения.На портале "BilimLand"размещены более 40 тысяч цифровых образовательных уроков и миллион мультимедийнных материалов на трёх языках. Их применяют учителя, ученики, родители.

- Трёхъязычное образование - ещё одна примета современной образовательной системы…

Во-первых, изучение иностранных языков признано социально значимым. Это залог обеспечения практической и профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире;

Во-вторых, определено место иностранного языка как языка международного общения рядом с государственным (казахским) языком и русским – как языком межнационального общения;

В-третьих, осознана необходимость введения раннего обучения иностранного языка

В нашей области разработан "План мероприятий в рамках Дорожной карты развития трёхъязычного образования". В сельских школах будут созданы Клубы по обучению английскому языку волонтёрами. Это замечательный партийный проект, работа по которому уже началась.

Для развития трёхъязычного образования в казахстанских школах берётся за основу опыт экспериментальных школ для одарённых детей, НИШ, Казахско-турецких лицеев. В нашей области, в частности, это в том числе многопрофильная школа-гимназия №3 им. М.Габдуллина и новый IT-лицей "Білім – инновация".

Отделы образования разработали график поэтапного перехода изучения предметов естественно-научного цикла на английском языке в период с 2018-2022 годы. Согласно графику, переход преподавания предметов естественно-научного цикла на английском языке в нашей области будет проходить в следующем порядке: в 2018 году внедрение произойдет в 41 школе; 2019-м – в 56-ти; 2020-м – в 48; 2021-м – 41.

- Внедрение обновлённого содержания образования – это, в первую очередь, кадры. Современные, высокопрофессиональные, знающие языки и так далее?

Что касается внедрения трёхъязычияи преподавании предметов етественнонаучного цикла на английском языке. Проводится целевая подготовка учителей в вузах и колледжах; повышение квалификации педагогов физики, химии, биологии и информатики на английском языке. Также запущены программы по обмену студентами и привлечению волонтеров. Наши преподаватели прошли языковые курсы и получили уровни В1, В2, С1. В 2018 году планируется обучить более 6тысяч учителей на краткосрочных, уровневых и языковых курсах.

- Как школы обеспечиваются учебниками?

В связи с переходом на обновлённое содержание образования 3, 6 и 8 классов, на приобретение учебников в т.г. из бюджета выделено более 1,3 млрд тенге.Заключены договора с 16-ю издательствами, которые определены МОН РК. Закуплено более 877 тыс экземпляров учебной литературы.На сегодняшний день все учебники доставлены в школы области.

В связи с введением нового предмета "Краеведение", закуплено более 36 тыс экземпляров учебника по краеведению (издательство "Келешек-2030") и свыше 15 тыс - по предметам естественнонаучного цикла на английском языке ("Астана-Кітап").

- Талгат Турлыбекович, как известно, в области есть школы с трёхсменным обучением. Какие меры принимаются для решения данного вопроса?

Да конечно, в связи с миграционными процессами, движением контингента учащихся получилось так, что в конце 2017 года выявлено 12 школ с трёхсменным обучением.

В 2017 году для снижения их количества за счёт средств Нацфонда начато строительство 3-х объектов образования (школ на 900 мест в г.Кокшетау, на 800 мест с интернатом на 135 мест г.Щучинске Бурабайского района и пристройки к СШ №18 г.Кокшетау на 420 мест). Из них, на 1 сентября т.г. введены два объекта, это школы на 900 мест и дополнительный учебный корпус к СШ №18 в Кокшетау.

Кроме того, для снятия данной проблемы в области строятся ещё три школы на 2 300 ученических мест, с планируемым сроком ввода в 2019 году (на 800 мест в Щучинске, на 300 в с.Кажымукан и 1 200 в с.Коянды Целиноградского района.

Завершается разработка проектно-сметной документации для семи школ (СШ №№ 1,4,13 г.Кокшетау; один проект на 1200 мест для двух школ в с.Косшы (СШ №1 им. Р.Кошкарбаева и №2); №11 с.Семеновка; №37 с.Шубары Целиноградского района. Строительство данных объектов будет заявлено на 2019 год.

- Имеются ли аварийные школы?

К сожалению, имелась многолетняя проблема по аварийной школе в Буландынском районе. Для решения этого вопроса из областного бюджета выделялось 200 млн тенге - на реконструкцию Алтындинской средней школы. На сегодняшний день работы завершены, и учащиеся приступили к занятиям в обновлённом учебном заведении.

- Талгат Турлыбекович, какова техническая оснащённость школ области?

Этот вопросна протяжении долгого времени остаётся в поле повышенного внимания. Ежегодно выделяются средства на оснащение мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей. Порядка 80% школ оснащены такой мебелью. В текущем году на данные цели из средств районных и городских бюджетов выделено более 19 млн тенге.

о образования по таким предметам как физика, химия, биология, иностранный язык невозможно достичь без оснащения школ кабинетами новой модификации. Это делается с 2005 года, данный показатель включён в Государственную программу развития образования РК. Динамика обеспеченности с 2005 по сегодняшний день составила от 16,9 до 49,6%.

За эти годы для общеобразовательных школ области приобретено 986 кабинетов новой модификации на сумму более 3 млрд тенге, в том числе: из республиканского бюджета - 710 кабинетов на 2 319,3 млн; из районных и городских -276на 798,5 млн тенге.

- А в текущем году?

В этом году на приобретение кабинетов новой модификации из бюджета предусмотрено 55,4 млн тенге.

- Что скажете о подключении к интернету?

Все школы области подключены к широкополосному интернету. На эти цели в т.г. из республиканского бюджета районам и городам выделено 294,1 млн.

На протяжении трёх лет из республиканского бюджета для школ выделяются средства на приобретение комплектов нового мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран). В 2018 году на приобретение 305-ти комплектов мультимедийного оборудования из республиканского бюджета выделено 152,5 млн тенге. В 2016-2017 годах затрачено более 560 миллионов для оснащения 466-ти школ. На покупку компьютеров и интерактивных панелей в областных организациях выделено 45,6 млн тенге. В э.г. запланирована установка Wi-Fi-сетей во всех школах городов и райцентров. В мае из областного бюджета выделено 44,6 млн.

В целом могу сказать, что совершенствование материально-технической базы школ проводится в плановом режиме.

- Спасибо заинтервью!

заместитель директора

по НМР Цымбалюк Н.С.

В начале работы педсовета предлагаем устно ответить на вопросы:

1). Планируете ли Вы работать в школе в ближайшем будущем?

2). Согласны ли Вы с тем, что работа по – старому, по привычке есть путь к профессиональному выгоранию?

3). Учитываете ли Вы современные образовательные и воспитательные технологии при работе с предметным материалом в современных социально меняющихся условиях?

4). Что Вы сегодня готовы сделать для повышения своего педагогического мастерства?

Активити: «Круг пожеланий». Посмотреть друг на друга и сказать одно пожелание на сегодняшний день (начинает координатор и дальше по часовой стрелке участники).

(слайд №5)

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

(слайд №6)

(Слайды 7-9)

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД?

В 2017-2018 учебном году на обновленное содержание образования перешли 2, 5, 7 классы.

Глобальные преобразования и мировые тренды требуют ускоренных темпов обновления содержания школьного образования. В 2018-2019-м учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020 учебном году – 4, 9, 11 классы.

Напоминаю, что В 2017-2018 учебном году: (внимание на слайды)

1) образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1, 2 классах осуществляется на основе :

Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСДВО), утвержденного ППРК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (далее – Типовая программа), утвержденной приказом МОН РК от 12 августа 2016 года № 499;

Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения (приложение 1 к приказу МОН РК от 22 июня 2016 г. № 391);

Государственного общеобязательного стандарта начального образования , утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);

Типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года № 453;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;

2) образовательный процесс в 3-4, 6, 8-11 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;

Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»; и.т.

3) образовательный процесс в 5, 7 классах осуществляется на основе:

Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования (далее – ГОСО РК-2016), утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;

Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 ноября 2016 года № 668;

Сегодня на педсовете мы должны понять, как изменилось содержание, структура и особенности новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

(слайд №10) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально - ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Как получить новый образовательный результат?

Знать:

цель (зачем учить?) -Содержание(чему учить?)- Методики(Как учить?)

Результаты анкетирования педагогов

На 1 вопрос Как Вы понимаете внедрение обновления содержания образования?

Большиство учителей понимают и могут описать структуру внедрение обновления содержания образования.

На 2 вопрос: Какие затруднения вызывают внедрение обновления содержания образования?

Большинство педагогов волнуют составление рубрики, структура урока и составление дискрипторов, далее планирование, постановка целей, использование различных уровней плана.

3 вопрос: Какие пути выхода Вы видите из сложившихся условий?

Изучение норматива, посещение семинаров различного уровня, самообразование.

    Вопрос: Ваше видение общешкольного формативного оценивания? Большинство респондентов предпочитают цветовое решение.

Что у Вас вызывает наибольший психологический дискомфорт при внедрении обновления содержания?

Преобладает финансовая сторона, увеличенная подготовка к уроку во времени и приготовление материалов сопровождения уроков.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №17)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно - духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, Темы повторно рассматриваются каждый семестр

    Учащиеся повторно изучают предмет на разных уровнях;

    Каждый последующий уровень сложнее и обширнее предыдущего.

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей.

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №18)

5. Структура учебных программ.(слайд№ 19)

Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

НА слайдах (стру-ра пояснит.записки, система целей, уровни планирования)

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений , о них мы поговорим чуть позже.


5. Организация содержания предмета.

6. Системы целей обучения.

    В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

    Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
    7. Виды планирования разных уровней

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер.

В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).

Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

    Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

    Краткосрочный план , или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

/обратная связь/

Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)


Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)

Я не совсем уверен (помахать рукой)

Слово Шарафутдиновой Е.А.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Проблема: Так как учителю стать направляющим?

Представить наблюдателей от каждой группы.

Слово Сергазиной З.Д.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому. О том, как правильно составить дискриптор и вывить пробелы знаний у ребенка расскажет Сергазина З.Д.

Слово Конарбековой М.К.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера

Видео «Танцы нам льду»

Размышление: Как предложенное видео связано с темой нашего педсовета?

Подводка к Исатаевой А.К.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания.

Нам всем уже известно, что критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание.

Также знаем, что формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.

Видео «Ошибка учителя»

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Задание: собрать термины и их определения (1 мин), кто больше и правильно

Рефлексия «Корзина успеха»

Ваши ожидания?

На сколько оправданы.

Внедрение обновленного содержания образования. Личный опыт.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования»

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

В чем же состоит структура обновленного содержания образования.

Структура учебных программ. Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам осуществляется с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

В ходе работы по обновленной программы мы столкнулись с определенными трудностями (я думаю, что у каждого учителя они разные, однако может быть и что то общее). Как я уже упоминала ранее в руках у учителя находятся все необходимые ресурсы, материалы, которыми нужно пользоваться в ходя своей деятельности. Это удобно иметь готовый план с целями и задачами на весь учебный год, учителю нужно только составлять свой поурочный план используя имеющиеся цели и задачи. Учитель, знает точно к каким результатам обучения он должен прийти. Я сейчас имею ввиду сборники упражнений по формативному и суммативному оцениванию. И здесь же сразу возникает проблема учащиеся приходят подготовленными на СОР или СОЧ, заранее зная данные задания, что нужно делать, на какие вопросы отвечать и что писать в данной работе. Так как обновление образования только вводится в систему образования, мы учителя стараемся не менять данные задания.

Удобно пользоваться электронной версией журнала, куда выставляется максимальный бал и полученные баллы учеников. Журнал автоматически считает оценку. Но для меня оказалось проблемой отсутствие учащихся на итоговых работах, а также как для классный руководитель 5 класса не имею возможности отслеживать оценки ребят в течении четверти. Учителя предметники, конечно говорят, как занимается ребенок, но четких прогнозов будет 5 или 4 у ученика не дают. Для родителей тоже это оказалось проблемной отслеживать успеваемость ребенка. Одна оценка за СОЧ может повлиять и перечеркнуть всю предыдущую работу ученика в течении четверти.

Хорошо формативное оценивание работает с начальной школой, когда учитель пишет рекомендации, замечания в дневник учащимся, ребята с первого класса привыкают работать по такой системе. Чуть хуже это работает с 5,7 классом, где учащиеся привыкли получать оценки ежедневно за свою работу. Оценка являлась как бы итогом выполненной работы.

Многие трудности помогают преодолевать коллеги, делегирование работы позволяет сохранить время или разобраться в каких –либо возникающих вопросах. Например совместное составление или изменение заданий в работе СОР,СОЧ. При проведении модерации так же можно разделить ответственных учителей за определенную параллель. Совместная, слаженная дружная работа учителей, работа в команде, в паре позволяет преодолеть много проблем, возникающих во время работы.

Различных моментов может быть больше, как положительных, так и отрицательных я поделилась только некоторыми из них.

Карпенко Светлана Петровна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска», Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район, город Зыряновск

Переход на 12-летнее образование предполагает: ориентацию структуры и содержания образования на компетентностный подход; переход на новую систему оценки учебных достижений обучающихся; использование инновационных технологий обучения и воспитания; направленность образовательного процесса на самореализацию школьников. Современное содержание образования не может ограничиться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации, в том числе и систему универсальных учебных действий. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Урок остается главной формой обучения в современной школе. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования РК – это особый урок. Чтобы составить краткосрочный план урока, нужно обратиться к шаблону краткосрочного планирования, в котором прописываются цели, виды деятельности, использование дифференциации, виды оценивания, межпредметные связи, а также рефлексия учителя и итоговое оценивание преподавания и обучения на данном уроке. При планировании урока учитель обращается к среднесрочному планированию. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Учителю необходимо определить, каковы цели этого урока. Они могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера ЦО (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).

Например: по математике при изучении темы «Числа и цифры», цели, которые достигаются на данном уроке: 1.1.1.1 понимать образование числа один; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа 1 в натуральном ряду чисел. 1.1.1.2 читать, записывать число 1.

При планировании урока полезно рассмотреть следующие вопросы: Какие цели урока поставлены? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели? Что будут делать учащиеся на уроке? Какие результаты они должны получить? Какую обратную связь от учащихся я планирую услышать? В планировании урока указываются критерии оценивания к целям обучения, которые должны быть достигнуты на данном уроке. Учитель может самостоятельно составить критерии оценивания или подобрать из методических документов «Сборник заданий по формативному оцениванию», «Сборник заданий по суммативному оцениванию». Оформление критериев оценивания включает описание достижений результатов обучающихся к концу урока по категориям: «Все смогут…», «Большинство…», «Некоторые…». Это поможет:

· акцентировать деятельность учащегося;

· точнее оценивать обучение учащихся.

Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, если запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение.

Для неязыковых предметов, а это математика, познание мира, естествознание, художественный труд, физическая культура, необходимо сформулировать языковые цели, включая примеры лексики и фраз. Лексика и терминология специфична для каждого предмета. Например, при планировании урока математики, при изучении темы «Число и цифра 2», планируются:

Языковые цели: называть и показывать числа на числовом ряду, использовать в речи названия единицы измерения длины.

Ключевые слова и фразы: числовая прямая, один, много, числовой отрезок, сантиметр, измерение отрезка, два, пара. Языковые цели являются обязательным инструментом для овладения академическим языком, очень важно правильно определить их, так как насколько ясно сформулированы языковые цели, будет зависеть понимание учащимися того, что от них ожидает на уроке учитель. Языковые цели помогут учителю и учащимся создавать, измерять и поддерживать мотивацию к учебе.

На каждом уроке планируется реализация привития ценностей. Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

В планировании так же указываются навыки использования ИКТ. К уроку учащиеся могут подготовить и использовать флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.

К каждому уроку учителю предстоит проанализировать и указать предварительные знания обучающихся. Что обучающиеся уже знают или что им нужно знать перед этим уроком (основные понятия, факты, формулы, теории)? И как вы можете активизировать уже имеющиеся знания? Например, урок естествознания, тема «Какие бывают животные?» пишем: обучающиеся имеют представления о домашних и диких животных; их отличительные особенности. Знание строения тела животных. Элементарные представления о местах обитания животных. Уход человека за домашними животными. Указывается межпредметная связь и каким образом она реализуется на уроке (посредством деятельности или содержания). Например, урок естествознания, тема «Части растений» взаимосвязь осуществляется с предметами: самопознание, познание мира, музыка, математика.

Основная часть плана состоит из трёх этапов урока: начало урока, середина урока и конец урока. Обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. Особое внимание уделяется постановке разнообразных вопросов. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие критического мышления.

Учителю всегда нужно помнить о том, если вы будете говорить слишком долго, то у учеников будет меньше времени для обсуждения и взаимообучения. Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то при активных методах обучения – до 90%.

Приведу примеры, какие методы будут реализованы в уроке по естествознанию 1 класс по теме «Земля и космос»:
– Создании коллаборативной среды через групповую и парную работу;
-Технике «Ассоциации» через слушание «космической» музыки, к которой учащиеся определят вызванные ассоциации;
– Объединение в группы «Звездопад» по цвету упавших звёздочек;

– Работа в группах через составление кластера «Космос» по опорным словам – карточкам;
– Работа в паре с помощью приёма критического мышления «Знаешь ли ты?», где учащиеся по рисункам в учебнике обсудят и ответят на вопрос «Зачем древним людям нужна астрономия?» ;
– Activity в виде физминутки «Космонавты» и игры на внимание «Планеты»;
– Рефлексия, определю эффективность урока с помощью листа обратной связи.
Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.
Поэтому важно продумать методы дифференциации, которые будут реализованы на уроке. Это:
– Приём «Толстые и тонкие вопросы» на развитие критического мышления: Зачем человек изучает космос? Какие гипотеза вы можете выдвинуть по теме? Что можно предположить? – высокого порядка.
Сколько планет в Солнечной системе? Какая по счёту от Солнца планета Земля? Какая самая маленькая, самая большая планета солнечной системы? – вопросы низкого порядка после просмотренного видеофильма «Какие бывают проблемы?»
– Творческая работа в группе «Звёздные узоры» через распределение обязанностей, так как в этой работе предусмотрены задания для всех(создать модель созвездия), для большинства (прочитать миф о созвездии), для некоторых (определить опорные слова, объяснить истории происхождения названий созвездий).
– Тестирование «Космос», в котором каждый учащийся определит уровень понимания материала с помощью самооценки теста.
И так как программа по естествознанию акцентирует внимание на навыках проведения наблюдения и исследования, знаниях о мире, на уроке планируется индивидуальная работа через наблюдение – исследование «Звездочёты», в котором учащиеся ответят на вопрос «Почему звёзды кажутся нам очень маленькими?» (все), определят соотношения (некоторые).
В плане урока необходимо планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

– является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

– является безотметочным оцениванием;

– охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

– осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

– предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

– используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других.

В заключительной части урока предусматривается дополнительная информация. Предлагается информация и задания по следующим пунктам: «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями». После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению. Это позволит учителю определить плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный следующий урок.

Литература:

1. Программа повышения квалификации учителей. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017 г.

2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.

3. Учебный планы (в рамках обновления содержания среднего образования) 1

4. Инструктивно-методическое письмо, 2017/18 учебный год.

Обновление содержания образования

Обновление содержания общего и профессионального образования выступает

в качестве главного фактора развития образования.

1. Необходимость обновления.

Существуют по крайней мере несколько противоречий, объясняющие необходимость обновления содержания образования:

Изменение целей образования, обусловленными новыми требованиями экономики, учеников и их родителей и, существующим содержанием образования;

Изменение в организации образования;

Изменение познавательных возможностей детей и содержания общего образования;

Возможности, которые способны предоставить использование новых образовательных технологий, технических средств, и содержанием образования.

Содержание общего образования сейчас все больше отстает от глобальных тенденций становления информационного, постиндустриального общества, от потребностей формирования свободной личности в условиях демократического открытого общества. Все больше проявляется серьезная проблема обособленности сферы образования от общих процессов российских реформ. Периодические попытки модернизации содержания образования за счет включения новых предметов или увеличения числа учебных часов уже привели к перегрузке учащихся и предельно острой ситуации со здоровьем детей и подростков. Именно с этим связано, прежде всего, решение о необходимости перехода на обязательную 9-летнюю основную и полную 11-летнюю среднюю школу.

Изменения в содержании образования, осуществленные при широкой общественной поддержке, могут стать фактором изменения отношения общества и личности к образованию. Это будет способствовать пониманию обществом роли образования, осознанию необходимости и эффективности вложений в человеческий капитал для общества и отдельной личности.

Естественно, что обновление содержания образования не может быть разовым актом. Системное реформирование содержания общего среднего образования должно производиться на основе разработки и реализации перспективной программы, предусматривающий создание механизма непрерывного обновления содержания образования. При этом на ближайшем этапе важно использовать уже имеющиеся правовые возможности для существенных изменений в содержании образования.

2. Позитивные тенденции в развитии содержания образования

Для решения проблем обновления содержания образования прежде всего необходимо поддержать те позитивные тенденции в развитии системы образования,

которые уже сложились в условиях ее реформирования. К этим тенденциям можно

Формирование идеи развития в обществе, образования и личности; постепенный переход к личностно ориентированному образованию;

Переход к многообразию образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности; возникновение сети разнообразных образовательных учреждений;

Повышение уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов и учащихся;

Расширение масштабов и повышение значимости инновационного движения

для развития системы образования;

Переориентация образовательного процесса на овладение учащимися универсальными способами освоения знаний (постижение науки учиться);

Переход от изучения компьютерной техники к освоению информационных

технологий;

Использование возможностей общего образования для формирования правовой, психологической, экономической и экологической культуры учащихся;

Развитие ориентации на более полное использование образовательных возможностей

Привлечение в школу новых педагогических кадров - специалистов высших

учебных заведений, деятелей науки и культуры;

Уход от монополизма в учебном книгоиздании, создание рынка учебной литературы и реальной возможности ее выбора.

3. Цели и задачи обновления содержания образования

Основная управленческая идея реформирования содержания общего среднего

образования состоит в том, что, изменив идеологию построения базисного учебного плана и образовательного стандарта, возможно определить направление реформы содержания образования, стимулировать систему к саморазвитию, что должно придать социокультурную направленность и качество всей реформе в целом.

Социальные цели: обновление содержания образования должно способствовать решению важнейших проблем российского общества: преодолению отставания

России в ключевых областях экономики, созданию условий для развития духовной

культуры общества; обеспечению социальной мобильности личности; преодолению

тенденции закрепления социальной стратификации общества на основе предоставления равных стартовых возможностей и равных шансов на успех всем детям.

Педагогические цели: обновление содержания образования может дать ожидаемые социально-педагогические эффекты, если будет обеспечено соответствие содержания образования возможностям личности. Оно должно создать предпосылки для достижения каждым обучаемым уровня образованности, соответствующего его личностному потенциалу, интересам и потребностям и обеспечивающего возможность

продолжения образования.

4. Организационные условия обновления содержания образования

Очевидно, что только постановка задачи реформирования содержания образования способна перевести вялотекущую реформу современной российской школы в новое состояние. Но реформа содержания - это прежде всего пересмотр критериев оценки образовательных результатов, изменение доминирующей образовательной философии, самого характера учения и обучения.

При этом необходимо учитывать, что осуществление подобной реформы может приверти к:

Недовольству кадров, необходимости их переподготовки;

Нехватке (на первом этапе) учебной литературы;

Недовольству и сопротивлению определенной части управленцев всех

Кардинальной перестройке отраслевой науки, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Недовольству родителей, ориентированных на привычные (традиционные) результаты обучения своих детей.

Вышеобозначенные трудности, которые неминуемо, в большей или меньшей

степени, проявятся на первом этапе реализации реформы, позволяют еще раз сделать

вывод относительно того, что реформа не может носить не только ведомственный,

но даже межведомственный характер. Помимо согласованных усилий исполнительной и законодательной власти, она должна опираться на поддержку населения и образовательного сообщества, по крайней мере, его прогрессивной части.

Организация деятельности по обновлению содержания образования должна

базироваться на следующих принципах:

Преемственность. Обеспечивает использование всего положительного, что

было накоплено советской и российской школой, исключает отторжение основных идей реформы педагогами практиками. Решается за счет инвариантной части базисного учебного плана.

Перспективность. Обеспечивается вариативной частью базисного учебного

плана и образовательным стандартом.

Открытость и понятность требований к знаниям учащихся для управленца,

учителя, родителя, ученика, работодателя. Могут быть обеспечены разработкой и опережающим предъявлением требований к знаниям учащихся всем

субъектам образовательного процесса. При этом немаловажным фактором

становится прозрачность материалов и доступность языка, которыми они будут излагаться.

Программный подход. Должны быть спроектированы ряд переходных моде-

лей от сегодняшнего состояния к прогнозируемому. Каждый шаг перехода

должен сопровождаться поддерживающими исследовательскими программами.

Создание режима наибольшего благоприятствования для учебных заведений,

принимающих участие в разработке новых идей. Их освобождение от процедур аттестации, аккредитации. Легализация финансовой деятельности по инвестированию финансовых потоков в систему.

Разработка и внедрение в практику механизмов принятия решений, характерных для федеративного государства. Любое решение, обязательное для выполнения всеми образовательными учреждениями, органами управления различных уровней в системе, может быть принято лишь путем выявления некоторых общих закономерностей в многообразии подходов и результатов, которые получены экспериментаторами в субъектах Российской Федерации.

Решается путем заключения системы договоров между органами управления

системой образования различных уровней.

Демократический характер принятия решений. Достигается путем открыто-

го, гласного обсуждения решений, определяющих перспективы развития системы в целом.

Ближайшие задачи обновления содержания образования и пути их решения

представляются следующими:

Конкретизация целей каждой ступени школьного образования; сокращение

обязательной учебной нагрузки учащихся, соответствующие изменения учебных программ; создание условий для расширения дополнительного образования и самообразования; поощрение творческих поисков и разработок содержания образования, соответствующего новым целям общеобразовательной школы; создание содержательных предпосылок для перехода на 11-летнее школьное образование.

Создание гибкого государственно-общественного механизма идентификации

социального заказа, который мог бы выражать согласованные интересы школы, учреждений культуры, науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования, работодателей, семьи, общества и государства.

Распределение полномочий между субъектами, определяющими содержание

всех компонентов образования (федерального, регионального, образовательного учреждения). Нужно определить полномочия и ответственность каждого из субъектов, включая общественные и общественно-государственные структуры, при формировании и выборе учебных программ, планов и учебных пособий.

Осуществление комплекса мер, определяющих государственно- общественный характер разработки и экспертизы федеральных стандартов общего среднего образования, способствующих обновлению содержания образования. Периодически обновляемые образовательные стандарты должны гарантировать изучение школьниками обязательного минимума содержания образования, которое при условии его усвоения даст возможность продолжить образование на следующей ступени. Требования к усвоению содержания образования должны определяться реальными возможностями его усвоения учащимися; данные требования следует рассматривать как уровень подготовленности, предусмотренный образовательными стандартами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!