Что такое появление неравенства и знати. к возникновению торговли




Первые ремесленные мастерские появились

около 150000 лет назад

Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.


Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены

Ткацкий станок

Гончарный круг


Месопотамия

Гончарный круг и ткацкий станок появились в III тысячелетии до н. э.

Египет


Ремесло

Преимущества гончарного круга и ткацкого станка

Более короткий срок выпуска продукции

Выпуск большего количества продукции

Улучшение качества продукции


В V–IV тысячелетиях до н. э.

люди научились плавить металл.

Его стали использовать при изготовлении орудий труда.


Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Печь для обжига

Самородок меди


Изделия из меди

Путем ковки из меди изготавливали

Топоры

Тёсла

Кинжалы

Наконечники копий

Посуда

Наконечники стрел


Медь – это достаточно мягкий металл.

Она не могла найти широкого применения.


Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза

Медь

Бронза

Олово

сплав меди и олова.


Освоение металлов

Преимущества бронзы перед медью

Большая твёрдость

Легкоплавкость

Прочность


Месопотамия

Открытие бронзы произошло в

III тысячелетии до н. э.

Персидский


Расцвет бронзовой металлургии приходится

на II тысячелетие до н. э.


Бронзу получали в больших кострах.

При её изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.


Изделия из бронзы

Из бронзы делались самые разнообразные изделия:

Серпы

Наконечники

Топоры

Мечи

Сошники

Украшения

Пряжки

Посуда


Бронза по твёрдости не могла сравниться с кремнем.

В эпоху бронзы каменные орудия сохраняли своё значение.



Хетты первыми научились выплавлять железо около 1800 года до н. э.

Хеттское царство


Долгое время железо не находило широкого применения.

Его температура его плавления крайне высока: 1530℃ .

Получить такую температуру в древних кострах не могли.


Изделия из железа

Из железа научились ковать оружие

Мечи

Лемеха

Топоры

Наконечники стрел

Наконечники копий

Ножницы

Сошники

Напильники

Скобели

Серпы


Освоение железа

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы

Плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю

Вытеснение камня железом




Обмен

Развитие скотоводства

Развитие ремесла

Развитие земледелия

Потребность в обмене произведённой продукцией

возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.


Сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна?



Первые деньги

Домашний скот

Редкие раковины

Слитки металлов


Обмен был первым шагом

к возникновению торговли


Партиархат

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин.

Постепенная утрата женщинами особого положения в семье и в обществе.

Исключение женщин из участия в собраниях общины.

Превращение материнских родовых общин в патриархальные.


Появление неравенства

Усовершенствование орудий труда

Изменение положения отдельного человека в обществе

Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали

Труд лучших работников

стал поощряться при распределении продуктов


Я – лучший охотник!

Значит тебе положено больше!


Исчезла необходимость в совместном труде всей общиной.

У земледельцев складывается новый порядок.

Община теперь состоит из больших семей.


Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Пастбище

Поле



Отдельные семьи обеспечивали себя всем необходимым.

Кроме того, они могли накопить излишки продуктов для обмена.


Появление неравенства

Создание продуктов обмена отдельной семьёй

Получение продуктов труда сверх необходимого отдельной семьёй

Накопление богатств



Имущественное расслоение

Тяжёлое положение

Утрата кормильца

Благополучие

Наличие земли

и достаток

и рабочих рук

Появление бедных и богатых семей


На смену родовой общине приходит соседская община.

Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определённой территории.




Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.

Пользование рабским трудом стало выгодным.

Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно.


Появление рабства

Использование рабского труда

Обработка земли

Скотоводство (работа пастухами)

Ремесло (прядение, ткачество)


Рабы могли иметь некоторые вещи, могли иметь семью.

За хорошую работу они могли получить свободу.


Теперь вожди стали выделяться своими богатствами.

Они приобретали известность.


В связи с войнами повышалось значение военного вождя.

Появление знати

Управление племенем.

Занятия военного вождя

Распоряжение запасами пищи.

Суд над соплеменниками.


Вожди и старейшины составляли родовую знать.

Они стали передавать своё имущество и должности по наследству.



5 класс

Урок №

Тема урока: « Появление неравенства и знати»

Цель: научить определять причины появления неравенства между людьми, дать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать», «ремесленник»,дать характеристику изменениям, произошедшие с поселениями; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий; воспитывать интерес к историческим процессам прошлого.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2016 г.

Ход урока

    Организационный момент

(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку)

    Актуализация

    Давай вспомним!

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

    Мотивация

Земледелие и скотоводство дали, дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело от него самого.

Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

    Что такое неравенство?

(учащиеся высказывают предположения)

    Изучение нового материала

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

1. Обработка металлов.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

    Работа над понятием:

Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

(ученики записывают определение в тетради)

    Догадались ли вы что за эти камни? (самородки меди, Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные .)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

    Работа с иллюстрацией учебника (стр. 26)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди?

(ученики отвечают на вопросы)

(Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественное обрабатывать землю . )

2. Изобретение плуга

    Работа с учебником


(ученики отвечают на вопросы)

(Примерный ответ: урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией )

3. Распад родовых общин.

    Решите задачу

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор».

(ученики решают задачу)

    Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по-прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своем участке земли. Урожай уже не шел в «общий котел» - им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого они брали воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – то, что они соседи и потому должны держаться вместе. В больших поселениях людей объединяло не столько родство, сколько жизнь на одной территории.

    Работа над понятием

Соседская община – община, состоявшая из больших семей, не связанных родственными связями.

4. Появление неравенства и знати.

Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.

Л
егко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Поэтому поселения стали ограждать земляными валами и стенами, чтобы уберечь себя от внезапных набегов.

Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для походов на соседние племена.

    Работа над понятием

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют.

(ученики записывают в тетради)

Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли как знаменитых, знатных людей . Знатность передавалось по наследству – дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племен. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Ведь не могло быть тогда у каждого оружия из меди, тонких одежд и золотых украшений. Все это принадлежало только знати. Захваченных на войне пленников вождь и знатные люди делали своими рабами.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами.

    Работа над понятием

Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

В городах этих жила, знать, которую обслуживали ремесленники и рабы. Здесь находились места, где стояли идолы. Вождь приобретал власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

    Закрепление изученного материала

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

    Подведение итогов

(учитель говорит заключительное слово и выставляет оценки)

    Домашнее задание

Слайд 2

Основные вопросы урока:

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
  • Слайд 3

    Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.

    • Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
    • усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  • Слайд 4

    Новые слова:

    плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

    Слайд 5

    Совместим - повторим

    1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е

    Слайд 6

    Повторение пройденного

    О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

    Слайд 7

    Основные занятия первобытных людей:

    • собирательство и охота
    • земледелие и скотоводство
  • Слайд 8

    Как управлялся коллектив первобытных людей?

    • Совет старейшин
    • Племя
    • Родовая община
  • Слайд 9

  • Слайд 10

    План

    1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
    2. Переход от родовой общины к соседской.
  • Слайд 11

    Ремесленник –

    Человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий

    Слайд 12

    Развитие ремёсел.

    Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

    Слайд 13

    Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.

    Мастера научились работать и с драгоценными металлами – ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них изготавливали украшения.

    Слайд 14

    Изобретение плуга

    Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

    Слайд 15

    У каждой семьи своё хозяйство

    • На смену родовой общине пришла соседская
    • Пахота на полях
    • Применение медных орудий труда
    • Появление большего количества продуктов
  • Слайд 16

    Управление обществом

    • Родовая община
    • Соседская община

    ВОЖДЬ – глава племени. Руководил военными действиями племени.

    Слайд 17

    Появление неравенства

    Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).

    Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

    Появление неравенства и знати

    Предпосылки

    Усовершенствование орудий труда (плуг) и техники обработки земли (использование животных) привели к тому, что часть людей могла быть освобождена от сельскохозяйственных работ. Появилась отдельная группа людей, которые занимались ремеслом .

    Исчезла необходимость в совместном труде всей общины. У каждой семьи теперь было свое хозяйство и свой урожай. Достаток семьи теперь зависел от степени вложенного труда, кто-то становился зажиточнее.

    С повышением аграрной культуры люди стали создавать запасы продовольствия. Эти запасы одно племя могло отнять у другого. Появились вожди и их соратники, которые вели грабительские войны.

    События

    Изобретение плуга, в который впрягали домашних животных (волов).

    Развитие ремесел (гончарного дела, ткачества, обработки металлов).

    Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии люди впервые начали обрабатывать металл - медь (см. Медный век).

    Около 5 тыс. лет назад - люди научились выплавлять бронзу. (см. Бронзовый век).

    Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что из меди можно изготавливать различные предметы, отливая или выковывая необходимую форму. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда (рис. 2). Предположительно, медь стали использовать 7 тыс. лет назад.

    Рис. 2. Медные орудия труда ()

    Мастера научились работать с золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

    5 тыс. лет назад люди научились изготавливать сплав меди и олова — бронзу, которая была гораздо прочнее меди.

    1500 г. до н. э. хетты научились обрабатывать железо, но необходимой температуры плавления добиться так и не смогли, поэтому металл содержал примеси.

    В земледелии стали использовать плуг. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять бревно с сучьями и протащить его по полю. Человеку такая работа была не под силу, поэтому в плуг стали впрягать быков. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

    Рис. 3. Древние орудия труда земледельцев. a) борона-суковатка; b) соха; c) плуг

    Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела отдельный участок, собственный скот, орудия труда. Урожаем распоряжался глава семьи. Тот, кто трудился усерднее, и был богаче соседей.

    Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли договориться и выкопать общий пруд, осушить болото, построить плотину. Родственные связи со временем утрачивались, на смену родовой пришла соседская община.

    В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отнять плодородные земли.

    Для ведения военных действий избирался глава военных действий — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты и походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, остальное раздавал воинам. Вожди и старейшины пользовались почетом и уважением у соплеменников. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин наделялись властью, лучшими участками земли, большей частью военной добычи.

    Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные, одни были богаче, а другие беднее.

    Крупные поселения стали превращаться в города, первые города возникли на берегах крупных рек. В городах жила знать. Знать обслуживали лучшие ремесленники, изготавливали тонкие ткани, золотые и серебряные украшения. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953

    Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Artkeramica ().
    2. Всемирная история для школьников ().
    3. ADMW ().

    Домашнее задание

    1. Почему стало возможно вести хозяйство силами одной семьи?
    2. Почему вожди были заинтересованы в организации военных походов против соседних племен?
    3. Какое значение имело использование металлов и возникновение кузнечного ремесла?
    4. В чем проявилось неравенство между людьми?
    УРОК №6

    ГЛАВА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

    Тема урока: «Появление неравенства и знати»

    Курс: история Древнего мира

    Класс: 5

    Дата проведения: «____»_______________20___г.

    Цели урока:

    Образовательная: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

    Развивающая: Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

    Воспитывающая: Обеспечить усвоение понятий «неравенство», «соседская община», «знать».

    Тип урока: комбинированный урок

    Оборудование:

    Учебная доска;

    Учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

    Рабочая тетрадь;

    Карта мира;

    Атласы по истории Древнего мира;

    Презентация;

    Раздаточный материал (карточка №6 и №7 для проверки д/з);

    Кроссворд

    Основные термины и понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

    ХОД УРОКА:

    I. Организационный момент (1-2 мин.).

    Приветствие учащихся.

    II . Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства» - 5 мин.

    1. Подготовка устного ответа по карточке №6 и №7

    КАРТОЧКА №6

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

    Для этого вспомни:

    1. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

    2. Какие первые культуры начал выращивать человек?

    3. Как первобытные люди обрабатывали землю?

    4. Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

    5. Как поступали с детенышами убитых животных?

    6. Каких животных первобытные люди стали разводить?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикий ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее – овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

    КАРТОЧКА №7

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

    Для этого вспомни:

    1. Из чего люди делали посуду?

    2. Из чего изготавливали ткань?

    3. Какое значение имело появление этих новых занятий для людей?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

    2. Работа с классом.

    Вписать недостающие слова:

    Первые земледельцы вспахивали землю деревянной______ (мотыгой).

    Колосья срезали__________ (серпом).

    Растирали зерна на ______________ (зернотерках).

    Рубили деревья________________ (деревянным топором).

    Земледелие и скотоводство возникли в Западной___________ (Азии).

    Из глины научились делать______________ (посуду).

    Женщины научились делать__________ (ткань) и _________________ (прясть).

    3. Развернутый ответ учащихся по карточке №6 и №7

    III . Переход к изучению новой темы.

    Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются – ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменение в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

    Задача для учащихся: Что такое неравенство?

    IV . Изучение новой темы.

    План:

    1. Обработка металлов.

    2. Изобретение плуга.

    3. Распад родовых общин.

    4. Появление неравенства и знати.

    1. Рассказ учителя.

    Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные).

    Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

    Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

    Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

    2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 25).

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

    3. Самостоятельная работа

    Выяснить, как появился плуг.

    Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией).

    4. Решение творческой задачи.

    Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (появление богатых и бедных).

    5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

    Неравенство – появление богатых и бедных людей.

    6. Рассказ учителя.

    Почему же появилось неравенство?

    Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадется на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, тот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли отставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.

    Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

    Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

    IV . Закрепление изученного на уроке.

    Решение кроссворда «Умей прочитать».

    1

    1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.

    2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.

    3. Одно из первых занятий человека.

    4. Первый металл, который освоил человек.

    5. Первое орудие для возделывания земли.

    6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад.

    7. Домашнее животное.

    8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге.

    9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека.

    10. Объединение родов, живущих в одной местности.

    Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина.

    9. Рубило. 10. Племя.

    V . Итог урока.

    - Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей).

    Домашнее задание: 1. Прочитать §5 с. 24-27 учебника Вигасина.

    2. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

    3. Повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!