Что такое сложные звуки в артикуляции. Артикуляция согласных звуков

Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. Красивая речь важна для всех, неважно, диктор вы или обычный офисный работник. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции.

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.

  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

В реальной речи, повседневной, этапы «накладываются» друг на друга, их четкость смазывается. Выдержка часто сливается с рекурсией предыдущего звука. Человек не успевает тщательно подготовить органы к произношению звука, поэтому экскурсия не выражается как следует. Из-за этого речь становится невнятной.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Рассмотрим это на примере произношения звука «Т». С ним часто возникают проблемы, потому что неподготовленные к правильному произношению люди выражают звук слишком невнятно. Он получается сиплым, сдавленным.

Вот как следует произносить звук «Т»:

  • Следите за парой «воздух – язык». Воздух не должен быть направлен на связки, потому что в этом случае как раз и получится сиплый вариант, о котором говорилось выше.
  • Направляйте струю воздуха четко на язык.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Вы уже ознакомлены с теорией по произношению звука «Т». Сначала вы будете долгое время следить за тем, как он звучит у вас в повседневной речи, но затем, когда вы убедитесь, что говорите правильно, эта информация закрепится, у вас больше не будет нужды поправлять себя и следить за собой.

Артикуляционная гимнастика

Что это такое? Такая гимнастика предназначена для разогревания мышц . Эти упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Можно легко применять их время от времени, потому что они просты и не требуют особого внимания.

Гимнастика для щёк включает следующие упражнения:

  • Представьте, что вы – хомяк. Нужно набрать воздуха за одну щеку, потом плавно «перегнать» его под нижнюю губу, ни в коем случае не размыкая губ. Затем переходите к другой щеке, крайней. Повторить такой цикл нужно несколько раз.
  • Следующее упражнение похоже на предыдущее в плане того, что снова нужно использовать воздух. Наберите его в рот и надуйте щеки. Крепко сомкните губы. Теперь нужно попытаться вытолкнуть воздух наружу, но ни в коем случае не открывайте рот! Вы почувствуете небольшое давление, которое хорошо разогреет щеки.

Для того, чтобы разогреть нижнюю челюсть, можно применить одно нехитрое упражнение, которое многие люди делают неосознанно. Можно просто двигать нижней челюстью по кругу, взад-вперед, тем самым подготавливая её к правильной дикции. Тут нужно быть осторожным, так как можно случайно вывихнуть челюсть. Не переусердствуйте.

Вы когда-нибудь пробовали зевнуть с закрытым ртом? Если нет, то обязательно попробуйте. Это поможет разогреть нёбо. Другой способ – скопировать полоскание рта. Если сложно это представить, то сначала реально прополоскайте рот, а затем имитируйте эти движения самостоятельно. Со временем у вас начнет получаться.

После выполнения этих заданий можно переходить к упражнениям для улучшения артикуляции, которые зависят от проблемных звуков, которые у вас есть. Существуют специальная , и многие другие, которые вы можете найти на данном сайте. Некоторым людям достаточно простого развития речевого аппарата, ведь у многих он слаб, поэтому нуждается в тренировках. Упражнения выше помогут исправить ситуацию.

Артикуляция позволяет научиться правильно произносить не только проблемные звуки, а и все, что имеются в русском языке, ведь большинство людей даже не подозревает, что те или иные звуки они произносят неправильно.

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

Языкознание.

ТЕМА 1

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика – это наука, изучающая звуки речи, звуковые законы, слог, ударение, интонацию.

Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций. Фонология – часть фонетики.

1. Звуки речи как природная материя языка.

2. Принципы классификации звуков речи.

3. Слог и его виды

4. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики.

5. Интонация

6. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

7. Орфоэпия

8. Фонетические и исторические чередования

9. Фонемы и системы фонем

1.ЗВУК РЕЧИ – это кратчайшая не членимая единица языка, выделяемая при последовательном звуковом членении слова.

Звуки речи имеют акустическую, артикуляционную и функциональную стороны.

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ.

Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

ДЛИТЛЬНОСТЬ звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в миллисекундах, т е миллионных долях секунды. В некоторых языках (английский, немецкий, французский, чешский). Различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длиннее безударных. Например, в слове сад долгота звука а – 150 м/с.



В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).

Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Для того чтобы произнести звук речи, органы речи должны совершить определенную работу и занять определенные положения. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука называется артикуляцией этого звука. Выделяют 3 фазы артикуляции:

1) Приступ (в этот момент органы речи из спокойного состояния переходят в положение, необходимое для произнесения какого-либо звука.)

2) Выдержка (это сохранение положения, необходимого для произнесения звука).

3) Отступ (это перевод органов речи в спокойное состояние или в приступ к произнесению следующего звука).

У каждого языка органы речи занимают разные положения и совершают разные движения. Вся совокупность движений и положений органов речи, необходимых для образования звуков какого-либо языка, называется артикуляционной базой этого языка.

У каждого языка своя артикуляционная база. Например, для русской артикуляционной базы не характерно использование задней части мягкого нёба и глотки. Поэтому в русском языке нет «картавых» согласных (типа английского r), глоточных и гортанных согласных (которые есть в грузинском языке)

Артикуляционная база языка постепенно изменяется, поэтому изменяется и система звуков языка. Например, в древнерусском языке были носовые гласные (о-носовое и э-носовое)

1. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Во всех языках мира есть 2 типа звуков: гласные и согласные. Их различие заключается в том, какую роль они играют при образовании слогов, и в том, как они образуются.

Гласные звуки являются вершиной слога (сонантом), образуют слог. Согласные сопутствуют гласным (являются консонантом). Сопутствуют гласным и слога не образуют.

Однако, в некоторых языках слогообразующими могут быть также и сонорные согласные «r» и «l». Например, в чешском языке v!k (в русском языке – волк). Кружочек показывает звукообразующий слог.

При образовании гласных, речевой канал открыт, напряжение разлито по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды. При образовании согласных напряжение сфокусировано, в месте образование преграды, которую воздушная струя преодолевает, взрывая или проходя сквозь щель, в результате чего образуются шумы, составляющие характеристику согласного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Основанием для классификации гласных является работа губ, ряд и работа языка. По работе губ гласные бывают лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Лабиализованными являются звуки [о], [у]. нелабиализованные – все остальные.

ЗЕМСКИЙ 1ч пар.73.

При классификации гласных дополнительно учитывается назализация, напряженность и долгота. В ряде языков существуют назальные (носовые) гласные, при произнесении которых воздушная струя проходит не только через ротовую полость, но и через полость носа. Такие гласные есть во французском и польском языках, были в старославянском.

Во многих языках ударные гласные могут быть краткими и долгими, в результате чего образуются пары гласных по длительности. Pas – pas, vapa – vapaa, ship – sheep, man – men. Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, произносимые в 1 слог, и выступающие как единый звук речи. Дифтонги бывают восходящими и нисходящими. В восходящем дифтонге сильным является 2ой элемент. Nuova – bueno. В нисходящих дифтонгах сильным является первый элемент. baum – mein , home.

Содержание:

Артикуляция – произношение звуков при правильной работе голосо-речевого аппарата. При правильной артикуляции звуки четко расчленяются и легко различаются. Если вы хотите говорить красиво, и чтобы ваша речь была четкой и ясной, следует достичь правильного произношения отдельных букв: согласных и гласных. Артикуляция подчеркивает звуки при слов.

Артикуляция как феномен

Если рассмотреть артикуляцию как феномен, то она имеет свою недостатки и преимущества.

Преимущества:

Артикуляция способствует совершенствованию нашей речи, помогает понять, как звучат слова на самом деле. Играет важную роль при чтении литературы и поэзии.

Недостатки:

Артикуляция не столь сильно помогает понять смысл прочитанного текста и подчеркнуть из него необходимую информацию, так как замедляет процесс чтения.

Изучаем речевой аппарат

Профиль артикуляционных органов

Зубы, нёба и язык – органы, участвующие в образовании внятных звуков. Сзади твердого нёба слизистая оболочка образует изгиб – мягкое нёбо. Зевом называется пространство между корнем языка и мягким нёбом.

За зевом расположена полость глотки, которая разделяется на гортань и пищевод, или по-другому на горло. Основанием гортани служит перстневидный хрящ, расположенный на первом кольце дыхательного горла. Он неподвижен, но к нему присоединяются мышцы, которые управляют движением других хрящей. На узкой части перстневидного хряща лежит щитовидный хрящ. Он является подвижным. Между голосовыми связками остается щель. Два черпаловидных хряща находятся на обеих сторонах задней расширенной части.

Черпаловидные хрящи могут смыкаться и размыкаться, а щитовидный – подниматься и опускаться. Поэтому голосовые связки натягиваются и расслабляются. Высота тона зависит от длины и напряжения этих связок. У мужчин голос ниже, чем у женщин, так как у них связки длиннее.

После гортани расположены: горло, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на альвеолы. Легкие ограничены диафрагмой – мышечной перегородкой, которая отделяет грудную область от брюшной.

Правильное произношение слов

Если у человека отсутствуют какие-либо дефекты слуха, то его артикуляция будет правильной. То есть он в полном объеме слышит речь человека и окружающие его звуки.

Артикуляция будет правильной только в том случае, когда у человека нет патологий слуха, и он слышит в полной мере все звуки окружающего мира и человеческую речь. Она закладывается еще в раннем детстве. Ребенок слышит произнесенные окружающими звуки и повторяет за людьми. В том случае, если у человека есть проблемы со слухом, его артикуляция может быть затруднительна.

Причинами неправильной артикуляции могут быть:

1) Если у человека упадок сил или он устал
2) Человек робкий от природы
3) Он излишне самоуверен
4) Человек находится в болезненном состоянии
5) Он равнодушен к окружающим его людям

Таким образом, если вы хотите улучшить свою артикуляцию – устраните перечисленные причины.

Учимся произносить гласные звуки

При артикуляции гласных звуков, наш выдох должен быть нежным и бесшумным.

Сначала научимся широко открывать нашу гортань. Закроем для этого губы, зажмем нос пальцами и произнесем несколько раз звук «М ». При правильном выполнении, вы ясно почувствуете расширение гортани, ощутите поднятие нёба. Вам захочется зевнуть.

Произношение гласного звука «А » — широко открываем гортань, нёбная занавеска приподнята, рот образует большое кольцо, а нижние зубы закрываем губой. Выдох должен быть очень теплый.

Звук «У » произносится следующим образом: складываем губы в трубочку и выдыхаем воздух через узкое кольцо губ.

Артикуляция звука «О » — как и при произнесении звука «У » сложите рот в кольцо, но намного шире. Воздух будет выходить широкой и теплой струей.

Звук «Ы » — раскрываем губы, зубы немножко раздвигаем, нижнюю челюсть выталкиваем вперед. Выдыхаемый воздух должен проходить через отверстие между зубами, что даст неприятный призвук.

Произношение звука «И » — ваш кончик мизинца – это расстояние между зубами. Выдыхайте воздух прямо в отверстие между ними. Следите, чтобы он не ударялся в верхние зубы – это приведет к свисту.

Звук «Э » — раскройте губы горизонтально, расстояние между вашими зубами – примерно безымянный палец, гортань широко открыта, нёбная занавеска поднята. Выдох направьте в середину зубов. При этом воздух не должен распространяться по полости рта.

После отработки каждого звука в отдельности, попробуем произнести их вместе:

А – А – У – У

А – А – О – О

А – А – Ы – Ы

А – А – И – И

А – А – Э – Э

Следите за плавностью движения диафрагмы (не выдыхайте резкими толчками) и за точностью открытия рта и раскрывания зубов. Обратите в привычку правильное перемещение диафрагмы. Через каждое занятие увеличивайте скорость. Вам требуется довести до непосредственной легкости движение и диафрагмы.

Желательно тренироваться перед зеркалом — так вы проследите за работой голосовых органов

Произношение согласных

Как и гласные, согласные звуки должны произноситься на правильном выдохе. Согласный звук следует артикулировать сильней и ярче, чем в разговорной речи. При сильном выдохе воздух не должен задевать связок, а при слабом – слаться по полостям рта.

Звук «Б » образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и выдохом выбросьте их наружу. При это не используйте гласные звуки.

Артикуляция звука «П » — он также образуется при размыкании губ. Вам следует закрыть рот, затем наберите воздух нижним дыханием, подведите его к губам и прорвите их воздушным потоком.

Произношение согласного звука «Т » начинается с помощью языка. Следите, чтобы воздух не задевал связок и был направлен только на язык. Иначе образуется хриплый звук. Звук «Т » требует значительной и упорной работы. Но так ваш язык станет сильным и упругим.

Для скорочтецов

Стоит учесть, когда мы читаем какой-нибудь информационный текст, тщательно артикулируя каждую букву, мы тратим гораздо больше времени, чем при обычном чтении, создавая в голове визуальные образы. Этот момент важен для тех, кто хочет использовать скорочтение: подавляйте артикуляцию, когда это вам потребуется.

Есть такие люди, которые умеют «отключать» артикуляцию при чтении . Возможно, у этих людей неплохо развито воображение. Вы сами иногда читаете с минимальной артикуляцией речи. Например, при чтении интересной книги с описаниями действующих героев и происходящими с ними событиями, вы заостряете внимание на звучании слов. Одновременно вы читаете и рисуете в своем воображении картины, будто бы смотрите кино. Концентрируясь на создании таких образов, вы читаете гораздо быстрей.

При таком подходе вы акцентируетесь на визуальных образах и смещаете акцент с аудиальных.

Другой текст

Прежде всего, почувствуйте свое восприятие текста без использования артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попробуйте проговаривать хорошо вам известный порядок слов.

1. Считаем цифры

Удобным вариантом будет счет про себя цифр от 1 до 20. Поскольку их название содержит одно слово. Это не будет мешать вам проговаривать и воспринимать текст.

2. Проговариваем фразы

Неплохо помогают различные , пословицы, стихи и песни. Они затрудняют произношения читаемого вами текста.

Если вы уже стали лучше понимать текст, подавляя артикуляцию этими способами, то переходите к следующим упражнениям.

Препятствие для артикуляции

Эти упражнения направлены на развитие и закрепление навыка безартикуляционного чтения. Они воздействуют на сам голосо-речевой аппарат. А поскольку это физически неудобно, организму затруднительно будет использовать артикуляцию.

1. «Тише!»

Прислоните палец к губам, словно показывая жест «тише». Теперь, во время чтения контролируйте ваши губы и язык, чтобы они были неподвижны. Скользите по тексту с одной скоростью, а затем ускоряйтесь.

2. Карандашик в зубах

Зажмите карандаш зубами для усложнения предыдущего упражнения. Старайтесь, чтобы губы и язык не двигались. Если нужно – контролируйте язык, чтобы он не прислонялся к карандашу. Либо прижмите язык к зубам.

Примечание : чередуйте эти упражнения – так вы не будете привыкать к ним, делая все на автомате.

Музыка

1. В ритм мелодии

Это упражнение подойдет не для всех. Объясняется это особенностями каждого человека: одни не обращают внимание на музыку, другим она может просто мешать.

Слушайте спокойную музыку во время чтения. Следите за развитием мелодии. Для усиления эффекта вы также можете настукивать ритм музыки или напевать мелодию про себя.

Девушка одновременно занимается чтением на английском языке и слушает шведский

Но не увлекайтесь чтением «молча». Помните: у артикуляции есть и положительные стороны.

План:

    Строение и работа произносительного аппарата.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

    1. Артикуляционная классификация гласных звуков

      Артикуляционная классификация согласных звуков

    Строение и работа речевого аппарата

Произносительный аппарат включает следующие органы.

1. Легкие , поставляющие необходимую для образования звуков воздушную струю.

2. Гортань , в которую воздушная струя через бронхи и трахею попадает из легких. Гортань представляет собой трубку, образуемую соединением трех хрящей. Основной частью гортани с точки зрения образования звука являются голосовые связки - две упругие складки, двигающиеся под действием заключенных в них мускулов.

3. Надгортанные полости - полость глотки, полость рта и полость носа . Все они выполняют роль резонаторов. Именно с резонаторными полостями связано понятие артикуляции в собственном смысле слова. Глотка в образовании звуков русского языка играет незначительную роль (есть языки, в которых ее значение является гораздо большим). Основная роль в звукопроизводстве принадлежит полости рта. Ротовой резонатор все время меняет свою конфигурацию благодаря движениям языка и губ.

Наиболее подвижным органом в полости рта является язык . Своим корнем (основанием) он соединен с надгортанником. Сторона языка, обращенная к нёбу, называется спинкой. В фонетике принято (разумеется, условно) различать переднюю часть спинки, обращенную к передним зубам, среднюю часть, обращенную к твердому нёбу, и заднюю, лежащую напротив мягкого нёба. Самая передняя часть языка называется конником. С движениями языка в целом и его частей связана тончайшая дифференциация звучаний.

Переднюю границу ротового резонатора образуют губы - верхняя и более подвижная нижняя. При образовании согласных последняя смыкается с верхней губой или сближается с верхними зубами. При образовании гласных губы вытягиваются в трубочку, округляются или растягиваются в стороны.

Неподвижной передней границей ротового резонатора являются зубы - верхние и нижние. При сближении или смыкании с зубами передней части спинки языка или нижней губы возникает характерный для согласных шум.

Верхней границей ротового резонатора и одновременно границей между полостями рта и носа является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо начинается за альвеолами - бугорками над верхними зубами.

Оно условно подразделяется на переднее и среднее нёбо. Мягкое нёбо (оно же заднее нёбо) - это мышечное образование, составляющее заднюю границу полости рта. Оно заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо иначе называют нёбной занавеской. В опущенном положении нёбная занавеска открывает воздушной струе доступ в полость носа; так произносятся носовые звуки. При поднятой нёбной занавеске воздух в полость носа не попадает; так произносятся все остальные звуки. Полость носа при опущенной нёбной занавеске выполняет роль резонатора. К музыкальному тону и возникающему в полости рта шуму присоединяется специфический призвук - носовой резонанс.

В зависимости от роли органов речи в звукообразовании они разделяются на активные и пассивные. Активные (или действующие) органы совершают те или иные движения, необходимые для образования звуков речи. К ним относятся голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. К неподвижным, пассивным органам относятся твердое нёбо, зубы и полость носа.

    Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласный - это звук, при артикуляции которого воздушная струя свободно проходит через речевой тракт, не встречая преграды.

При образовании нормальной нешёпотной речи голосовые связки напряжены и вибрируют. Качество гласных зависит от конфигурации органов речевого тракта. Воздушный поток, проходящий через речевой тракт, может модулироваться тремя способами. В результате модуляций энергия воздушного потока в определенной своей части преобразуется в акустические колебания. Наиболее мощным источником акустической энергии является гортань, в полости которой находится своеобразный генератор колебательных движений - голосовые связки (две эластичные складки). Последние приходят в колебательные движения при наличии ряда условий: достаточной величине подсвязочного давления, сведении и соответствующем натяжении голосовых связок. Применительно к работе голосовых связок, как правило, говорят о фонации.

При описании артикуляции гласных обычно исходят из положения языка, губ, мягкого нёба. В процессе артикуляции гласных напряженность артикуляции распределена по всей площади речевого тракта. Сила выдыхаемой струи незначительна. Специфика артикуляции гласных зависит от положения активных органов речеобразования - губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка - увулы по отношению к пассивным органам - зубам, альвеолам, твердому нёбу.

Согласный - это звук, при произнесении которого в речевом тракте активными органами артикуляции образуется преграда. Органы речепроизводства в момент преодоления преграды напряжены. Сила воздушного потока значительна. Прежде всего это относится к произнесению глухих согласных. Особое качество согласных зависит от типа шума, который образуется, когда, например, язык, губы или маленький язычок преграждают путь потоку воздуха. При артикуляции согласных механизм воздушных модуляций сводится к возникновению турбулентности в потоке воздуха, проходящего через речевой тракт. Отличительной характеристикой артикуляции согласных является напряженность речевого тракта. Особенно четко эта напряженность локализована в месте преграды. Сила выдыхаемой воздушной струи, т.е. степень воздушности, больше у согласных, чем у гласных.

      Артикуляционная классификация гласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

1) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (ряд );

2) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (подъем );

3) участии губ.

1) По ряду гласные делятся на :

Гласные переднего ряда (тело языка находится в передней части рта, средняя его часть поднята к твердому нёбу) - и, э ;

Гласные среднего ряда (язык не продвинут вперед, не оттянут, средняя и задняя части языка подняты так, что его поверхность плоская) - ы, а, ъ ;

Гласные заднего ряда (тело языка находится в задней части рта, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу) - у, о.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!