Что такое согдиана.

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте ». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства - Мараканда (Самарканд). Впоследствии на территории Согда появились также другие города, включая Кирополь.

Ахеменидский период

Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI-IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II . Вместе с Парфией , Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию . Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

Эллинистический период

С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком . Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва . С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир , Вархуман , Мастан-Навиан , Тархун , Гурек , Тургар .

Арабское завоевание

Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента Деваштич , поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг , где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление . Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728-729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. - первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба - первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III-I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.

География

Согд делился на несколько владений. В письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи - Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. В Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

Правители

Согдиана (столица - Мараканда (н. Самарканд)).

  • Оропий (330 - 25).
  • Спитамен (прет. 329 - 28)*
  • 325 присоединение к Бактрии.

Согдиана (Согд) (ок. 585-737)

Столица - Алуди. Титул: ихшид.

См. также

Напишите отзыв о статье "Согдиана"

Литература

  • . - Душанбе: Ирфон, 1989. - 371+379 с.

Примечания

Ссылки

  • . Восточная литература . Проверено 13 февраля 2011. .
  • . Восточная литература . Проверено 13 февраля 2011. .
  • . Восточная литература . Проверено 13 февраля 2011. .

Отрывок, характеризующий Согдиана

– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.

Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

Поэтические строки «Авесты», сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: «Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами».

Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как «Страна плодородных долин».

На рубеже старой и новой эры, когда на территории Средней Азии складывались и распадались государственные образования, Согдиана стала членом политической конфедерации, объединившей около двадцати различных княжеств и вольных городов. В I веке нашей эры Согдиана, как и Бактрия, вошла в состав могущественного государства Великий Кушан.

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

История Согда была яркой, насыщенной событиями и переменчивой. Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений и разветвленная сеть ирригационных сооружений. Согдийцы выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот и на протяжении столетий мирно соседствовали с кочевыми племенами саков и массагетов.

В середине шестого века до нашей эры Согдиана стала частью Ахеменидской империи, однако жители ее ожесточенно сопротивлялись захватчикам. «Отец истории» Геродот рассказывает о царице массагетов Томарис, ставшей во главе войска, уничтожившего в упорной битве полчища персов. В этом бою погиб и персидский царь Кир Великий. Голову его Томарис велела бросить в кожаный мех, наполненный кровью, чтобы он «досыта напился» ею.

Его преемник Дарий также столкнулся с жестоким отпором среднеазиатских народов. Античный автор Полиен описал историю сакского пастуха Ширака. Мужественный юноша, назвавшись проводником, преднамеренно завел персов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью.

На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша.

ЭЛЛИНСКИЙ СЛЕД

В 329 году Мараканд увидели воины Александра Македонского. Это был большой цветущий город, обнесенный крепостной стеной, с цитаделью, окруженной многочисленными жилыми постройками.

Эти годы не были мирными для захватчиков. Население Средней Азии оказывало стихийное сопротивление македонцам с момента их появления, пока в Согдиане оно не переросло в настоящую войну. Завоевателю пришлось пережить вооруженное восстание во главе со знатным согдийцем Спитаменом. Это было народное освободительное движение, которое охватило и ряд соседних областей, в частности, Бактрию. Александру Македонскому пришлось предпринять немало усилий, чтобы подавить восстание. Сам Спитамен, по преданию, был убит собственной женой, которая такой ценой хотела спасти жизнь себе и троим своим детей.

После смерти великого полководца Согд стал частью государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

Ученые не зря относят Согдиану во главе с Маркандой к одному из центров древних мировых цивилизаций. Раскопки, которые уже несколько десятилетий ведутся на Афрасиабе, дали немало интересных находок. На свет были извлечены различные предметы, свидетельствующие, в частности, о заметном влиянии эллинистической культуры. Среди них высококачественная керамика, в том числе кубок с именем богини победы Ники, терракотовые головки Афины, бронзовые изделия, наконечники стрел, резные греческие геммы, монеты селевкидских и греко-бактрийских правителей.

«РАСЦВЕТАЛИ ВСЕ ЦВЕТЫ»

Жители древней Согдианы исповедовали в основном зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии – вместилища для останков огнепоклонников. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: «Мы поклоняемся Миртре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние – серебром».

В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии – буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры на территории Согдианы близ современного города Ургут, что в шестидесяти километрах от Самарканда, находился центр распространения христианства. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. По свидетельству китайского монаха-паломника Сюань Цзяна, побывавшего в Самарканде в VII веке, он посетил находившийся здесь буддийский монастырь, правда, нашел его уже в состоянии упадка и запустения.

Главным в этом сожительстве вероучений в кушанскую эпоху была их взаимная терпимость, толерантность. В Согдиане в религиозном смысле «расцветали все цветы», и это продолжалось до нашествия арабов, которые покончили со всяким свободомыслием в делах веры.

САМАРКАНДСКИЙ АКВЕДУК

Согдиана была процветающим краем. Ведущее место в экономике занимало сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие, основанное на искусственном орошении. И надо сказать, что в развитии ирригации древние согдийцы достигли больших успехов. Так, внутренняя часть Самарканда – шахристан снабжалась водой специальным оросителем, который отделялся от главного городского канала Чакардиза. В исторических источниках канал упоминается под названием «Джуи-Арзиз», или «Свинцовый проток». Вода в город поступала по арочной эстакаде, которая поддерживала водопроводный акведук, покрытый сверху свинцом. Специальные надсмотрщики круглый год охраняли это уникальное гидротехническое сооружение, сложенное из жженого кирпича, которое не уступало и римским акведукам.

Согдийские ремесленники выделывали шерстяные и шелковые ткани. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались в селении Ведар близ Самарканда, и которые пользовались спросом не только в Средней Азии, но и за ее пределами.

Во многих городах Согдианы при археологических раскопках найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги.

НАМАЗАВ ЯЗЫК «КАМЕННЫМ МЕДОМ»

Уже в эпоху эллинизма через согдийские города проходил знаменитый Великий шелковый путь, а Мараканда (Самарканд) находилась на главном перекрестке важнейших караванных дорог. Оживленные торговые связи оказывали сильное влияние на культуру соседних стран. Если согдийцы заимствовали из Китая шелководство, технологию производства бумаги, оружейное дело, то китайцы вывезли из Средней Азии семена и саженцы винограда, хлопчатника, люцерны. Отсюда, из Ферганской долины, поставляли в Поднебесную империю неутомимых скакунов.

По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Они держали в своих руках торговлю фактически на всем восточном участке Шелкового пути - от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Самарканд, главный город страны, являлся одновременно торгово-промысловым центром и ведущим узловым пунктом на Великом шелковом пути. В нем сосредоточивалось наибольшее количество иноземных товаров, а также основная масса продукции местного ремесла.

Торговые связи Согда простирались и на Запад до Средиземноморья. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы из Согдианы во главе с купцом Маниахом древними степными путями в обход Ирана по северному берегу Каспия достигли Константинополя и установили дипломатические и торговые связи с Византией.

По словам того же Сюань Цзяна, половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина – торговлей. В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык «каменным медом», а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать. Достигнув двадцати лет, юноши уезжали в соседние владения, где могли надеяться на прибыльную торговлю.

Одной из древнейших форм торговли в Согде были ярмарки. Сюань Цзян в своих записках отмечал, что «ежегодно на большие ярмарки съезжались купцы из всех стран и там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали. На ярмарках торговали и с кочевниками. Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда тюрки пригоняли свой скот и привозили свои изделия, и куда в свою очередь прибывали согдийские купцы для покупки и обмена.

ВЫЗЫВАЮЩАЯ РОСКОШЬ ЗНАТИ

Согдиана в первые века нашей эры славилась не только ремеслами и торговлей. В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита. Наиболее ранние согдийские тексты, дошедшие до нашего времени, относятся к началу IV века и представляют собой частную переписку, выраженную весьма литературным языком.

Сорок лет назад при раскопках одного из холмов Афрасиаба был обнаружен богатый дом, в котором стены были украшены росписью с изображением нарядно одетых всадников и всадниц, восседающих на слонах, верблюдах и лошадях. На одежде одного их мужчин, черты лица которого имеют этнические отличия от лиц других персонажей, была согдийская надпись. Расшифровав ее, ученые прочли текст, гласящий: «Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня – я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…»

Согдийские художники с воодушевлением изображали богатство и роскошь знатных господ. На стенах храмовых и дворцовых зал в Самарканде, Варахше и Пенджикенте они рисовали благородных вельмож в роскошных одеждах из парчи и шелка, в золотых венцах и поясах, с кинжалами у пояса, в драгоценных серьгах, ожерельях и браслетах, с изнеженными лицами и тонкими девичьими талиями, с золочеными чашами в изящных руках.

Такими их наяву видели и арабы, что возбуждало в них зависть и алчность и, без сомнения, вызывающая роскошь местной знати повлияла на размах арабских завоевательных походов.

ПАДЕНИЕ СОГДА

Арабские армии дошли до Согдианы, прозванной ими «Садом победоносного халифа» в 651 году. Но здесь им предстояла длительная и трудная борьба. Лишь в 712 году Согд терпит поражение от мусульманских войск Кутейбы ибн Муслима. Согдийский ишхид (царь) – афшин Самарканда Диваштич не подчинился завоевателям, и арабы назначили царем Гурека.

Диваштич удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг он построил неприступный замок. Спустя десять лет наместник Хорасана эмир Саид аль-Хараши решил покончить с непокорным афшином. Арабы разрушили дворец и храм огня в Пенджикенте, разбили статуи, уничтожили настенные фрески, сожгли согдийские рукописи. Штурмом была взята крепость на горе Муг, а сам Диваштич попал в плен. Он был распят на стене мавзолея-науса близ современного города Акташ в Самаркандской области.

Арабы искоренили местные религии и сделали государственной религией ислам, согдийский язык был вытеснен языком дари, письменность заменена арабской графикой, этой своего рода «восточной латынью».

После Х века Согд, как название страны и области выходит из употребления и при темуридах сохраняется лишь как название двух небольших рустаков к западу от Самарканда.

Поскольку Согдиана и Бактрия были самыми большими областями Центральной Азии, в которых арабы в первую очередь распространили ислам, давайте подробнее рассмотрим религиозное наследие народов этих стран. Это поможет нам понять их первоначальное отношение к мусульманской вере.

Отношение зороастрийцев к буддизму Arrow down Arrow up

Большую часть населения Согдианы и Бактрии составляли зороастрийцы, тогда как буддисты, манихеи, несториане и иудеи были в ощутимом меньшинстве. Буддизм распространился в этом регионе в период кушанского правления – с конца II века до н.э. до 226 года н.э., – однако он никогда не был популярнее зороастризма. Наиболее слабым буддизм был в Согдиане, в силу ее отдаленности от центров кушанской власти, находившихся в Кашмире, Гандхаре, Уддияне и Кабуле.

Персидские Сасаниды (годы правления 226 – 637) правили Согдианой, Бактрией, Кашгаром и частями Гандхары до тех пор, пока белые гунны не захватили этот регион в начале V века, что заставило Сасанидов отступить в Иран. Хотя Сасаниды были националистической, строго прозороастрийской династией, более ортодоксальные правители которой сурово преследовали любые зороастрийские течения, которые они считали ересью, в большинстве своем они были терпимы к другим религиям. Они позволяли последователям других религий придерживаться своей веры при условии, что каждый взрослый мужчина платит дифференцированный подушный налог.

Единственное значительное исключение из этой закономерности имело место во второй половине III века, когда религиозной политикой империи правил верховный зороастрийский жрец Картир. Педантично стремясь уничтожить все изображения божеств в империи, чтобы единственным объектом поклонения был священный зороастрийский огонь, Картир приказал разрушить несколько буддийских монастырей, главным образом расположенных в Бактрии. Это произошло из-за того, что статуи Будды и стены с его изображением содержали много элементов зороастризма. Например, будды часто изображались окруженными ореолом пламени, к тому же эти изображения сопровождались посвящениями или подписями «Будда-Мазда» (прим. пер. : Ахура-Мазда – высшее божество зороастризма). Поэтому бактрийские буддисты казались верховному жрецу зороастрийскими еретиками. Как бы там ни было, буддизм восстановился после преследований со стороны Картира.

Зурванизм Arrow down Arrow up

Зурванизм (зерванизм) был зороастрийским течением, иногда поддерживаемым некоторыми из императоров династии Сасанидов, в остальное же время осуждаемым более ортодоксальными правителями как требующая искоренения ересь. Хотя очаги зурванизма встречались по всей империи Сасанидов, включая даже родной город Зороастра (Заратустры) – Балх, главным регионом, куда стремились зурваниты, была Согдиана. Возможно, причиной тому была ее удаленность.

Согдианские зурваниты были наиболее нетерпимой к другим религиям группой зороастрийцев, гораздо более враждебно настроенной, чем их собратья – бактрийские зурваниты. Их агрессивное отношение, возможно, было защитным механизмом, возникшем в результате того, что они были объектами предрассудков в Иране, смешанным с самоуверенностью, которая была результатом их высокой численности в Согдиане. Их предубеждение заставило многих согдийских буддистов, манихеев и несториан покинуть родную землю и переселиться в качестве торговцев дальше на восток вдоль Великого шелкового пути в города-государства Таримской впадины, особенно в Турфан. Поскольку тохары Турфана тоже были иммигрантской общиной, пришедшей с запада, скорее всего, согдийские беженцы получили здесь сочувственный прием.

Правление белых гуннов и его последствия для Согдианы Arrow down Arrow up

Белые гунны, отвоевавшие Согдиану у Сасанидов, в большинстве своем были твердыми приверженцами буддизма. Они правили не только бывшими владениями Сасанидов в Центральной Азии, но также и частями северной Индии, Кашмиром и Хотаном. Как уже говорилось, посетивший Согдиану в V веке Фа Сянь сообщал о процветании буддизма в Согдиане. Тем не менее, большую часть местного населения по-прежнему составляли последователи зурванизма, которые, вероятно, не были рады возрождению буддизма.

В 515 году царь белых гуннов Михиракула начал короткое, но разрушительное преследование буддизма. Его войска намеревались уничтожить четырнадцать сотен монастырей. Больше всего пострадали равнины Гандхары, Кашмир и северо-запад Индии, то есть центры его власти. Михиракула не осуществил свою политику в более отдаленных районах империи, таких как Сват. Тем не менее, его политика, несомненно, повлияла в некоторой степени на некоторые из них. Монастыри Самарканда, к примеру, не были разрушены, но были покинуты монахами.

Неприязнь местных зурванитов к буддистам, несомненно, препятствовала тому, чтобы снова открыть монастыри в Согдиане. Возможно, их паранойя даже усилилась из-за жесткого утверждения ортодоксального зороастризма в Иране и почти сразу же начавшегося преследования еретических течений императором династии Сасанидов Хосровом I (годы правления 531 – 578). Таким образом, в 560 году западные тюрки нашли буддизм в Согдиане в ослабленном состоянии, а в 630 году Сюань Цзан сообщил о том, что монастыри в Самарканде все еще закрыты и местные «зороастрийские» сообщества враждебно настроены к буддизму.

Что касается самого Ирана, Сюань Цзан сообщил о трех буддийских монастырях, оставшихся на территории бывшей Парфии на северо-западе страны. Согласно мусульманскому историку XI века аль-Бируни, раньше на всем пути к границе с Сирией было много монастырей. Судя по всему, остальные были разрушены Сасанидами.

Бактрия Arrow down Arrow up

По сообщениям Сюань Цзана, буддизм в Бактрии процветал, особенно в монастыре Нава Вихара в Балхе. Хотя Балх был священным городом зороастризма и большую часть населения города составляли последователи этой веры, включая последователей течения зурванизм, все же они были терпимы к буддизму, возможно, благодаря тому что среди них было гораздо меньше беженцев-зурванитов из Ирана, чем в Согдиане, и они занимали менее оборонительную позицию в вопросах своей религии. Живя в духовном центре зороастрийского мира, они, видимо, не чувствовали угрозы в наличии буддийских монашеских учебных заведений. Эта атмосфера и тот факт, что высокий стандарт обучения и образования в Нава Вихаре привлекали как поддержку, так и соискателей на обучение из буддийских сообществ всей Центральной Азии, гарантировали буддийским монастырям продолжение существования и процветание, несмотря на ущерб, который они могли понести в короткий период преследования при Михиракуле.

Гандхара Arrow down Arrow up

Хотя первые арабы в Центральной Азии не смогли достичь Гандхары, давайте ради полноты картины также проанализируем состояние буддизма и на ее территории. Сюань Цзан сообщал о том, что гандхарские монастыри действовали, но на очень низком духовном уровне. Основная тяжесть разрушений, причиненных войсками Михиракулы, должно быть, пришлась на Кабульский район и пенджабские равнины Гандхары. Буддисты здесь, особенно в Гандхаре, жили в основном в индуистском окружении, в котором особое внимание уделялось религиозной практике и которое признавало Будду, считая его индуистским богом. Не удивительно то, что, хотя монастыри продолжали оставаться открытыми, из-за отсутствия больших центров образования основное внимание в них уделялось религиозным потребностям паломников, а не изучению буддизма. То есть монастыри в Гандхаре так полностью и не восстановились от разрушений, причиненных Михиракулой.

Подведение итогов Arrow down Arrow up

При таком наследии, мы можем предсказать, что ни составляющие большинство зурваниты, ни буддийское меньшинство в Согдиане, скорее всего, изначально не были открыты к исламу. У зурванитов был опыт существования в качестве небольшого течения, презираемого могущественным ортодоксальным зороастризмом в Иране, а буддисты в Согдиане получили подобный опыт из-за действий зурванитов. Таким образом, большинству из них было несложно принять то, что они получили вместе с правлением арабов, а именно статус пользующихся правом защиты (араб. зимми ) второсортных немусульманских подданных мусульманского государства. Перенимая сасанидские традиции в Иране, арабы требовали, чтобы каждый взрослый мужчина платил дифференцированный подушный налог (араб. джизя ), дающий право придерживаться своей религии. В Бактрии как зороастрийцы, так и буддисты были тверды и уверены в своей вере. Они продолжали ей следовать, невзирая на цену.

согдиана, согдиана вспоминай меня
Согдиа́на (также Согд ; др.-греч. Σογδιανή ; перс. سغد ‎ - Sōġd; тадж. Суғд - Sughd; узб. So`g`d - Сўғд ) - историческая область в Средней Азии в междуречье Окса и Яксарта. Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).
  • 1 История
  • 2 Культура
  • 3 География
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Согдиана на карте Империи Ахеминидов

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства - Мараканда.

Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда - провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.

На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. VI-IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329-327 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, править которой был назначен Филипп. По некоторым данным, Кирополь (Худжанд) был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.

После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) спустя 2 года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии Стасанору. 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено скифами и подчинено Хорезму. первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства.

В конце IV-V вв. н. э. был покорён эфталитами, в VI-VII вв. - Тюркским каганатом.

С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā "l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами. Один из последних согдийских правителей Деваштич поднял против них восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728-729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.

Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

Культура

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. - первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба - первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III-I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.

Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство).

География

Согд делился на несколько владений. письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи - Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

См. также

  • Согдийцы
  • Согдийский язык

Литература

  • Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 371+379 с.

Примечания

  1. 1 2 AsiaPlus
  2. Диодор Сицилийский Историческая библиотека Книга 18. 39.6.
  3. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.

Ссылки

  • Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

согдиана, согдиана - неделимы, согдиана биография, согдиана википедия, согдиана вспоминай меня, согдиана песни, согдиана птица без крыла, согдиана сердце магнит, согдиана фильм, согдиана фото



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!